Научная статья на тему 'Исследование антропометрических показателей физического развития учащейся молодежи мужского пола 17-19 лет Самарской области'

Исследование антропометрических показателей физического развития учащейся молодежи мужского пола 17-19 лет Самарской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
382
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ / ШКОЛЬНИКИ / СТУДЕНТЫ / ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Блинков Сергей Николаевич

В статье представлен сравнительный анализ основных антропометрических показателей физического развития студентов 18-19 лет Самарской ГСХА и школьников 17 лет Самарской области. Сделано заключение об уровне развития антропометрических показателей обучающихся студентов и школьников. Выявлено, что студенты 18-19 лет имеют более крепкое телосложения по сравнению со школьниками 17 лет Самарской области. Даны рекомендации по поддержанию достигнутого уровня физического развития за счет соблюдения минимального объема двигательной активности, предусмотренный для обучающихся данного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Блинков Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of anthropometrical indicators of physical development of the studying male youth of 17-19 years of the Samara region

The comparative analysis of the main anthropometrical indicators of physical development of the students aged 18-19 years old of the Samara GSHA and school students aged 17 years of the Samara region is presented in article. The conclusion about the level of development of the anthropometrical indicators of the trained school and university students has been made. It is revealed that the students aged 18-19 years have stronger constitution in comparison with the school students aged 17 years of the Samara region. Recommendations about maintenance of the reached level of physical development at the expense of observance of the minimum volume of physical activity, provided for trained of this age have been made.

Текст научной работы на тему «Исследование антропометрических показателей физического развития учащейся молодежи мужского пола 17-19 лет Самарской области»

УДК 796.011

ИССЛЕДОВАНИЕ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ МУЖСКОГО ПОЛА 17-19 ЛЕТ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Сергей Николаевич Блинков, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель Российской Федерации, Самарская государственная сельскохозяйственная академия (СГСХА), г. Самара

Аннотация

В статье представлен сравнительный анализ основных антропометрических показателей физического развития студентов 18-19 лет Самарской ГСХА и школьников 17 лет Самарской области. Сделано заключение об уровне развития антропометрических показателей обучающихся студентов и школьников. Выявлено, что студенты 18-19 лет имеют более крепкое телосложения по сравнению со школьниками 17 лет Самарской области. Даны рекомендации по поддержанию достигнутого уровня физического развития за счет соблюдения минимального объема двигательной активности, предусмотренный для обучающихся данного возраста.

Ключевые слова: физическое развитие, антропометрические, школьники, студенты, исследование.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.05.135.p25-28

RESEARCH OF ANTHROPOMETRICAL INDICATORS OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF THE STUDYING MALE YOUTH OF 17-19 YEARS OF THE

SAMARA REGION

Sergey Nikolaevich Blinkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Honored teacher of the Russian Federation, Samara State Agricultural Academy, Samara

Annotation

The comparative analysis of the main anthropometrical indicators of physical development of the students aged 18-19 years old of the Samara GSHA and school students aged 17 years of the Samara region is presented in article. The conclusion about the level of development of the anthropometrical indicators of the trained school and university students has been made. It is revealed that the students aged 18-19 years have stronger constitution in comparison with the school students aged 17 years of the Samara region. Recommendations about maintenance of the reached level of physical development at the expense of observance of the minimum volume of physical activity, provided for trained of this age have been made.

Keywords: physical development, anthropometrical, school students, students, research.

ВВЕДЕНИЕ

Исследование физического развития учащейся молодежи является актуальной задачей, так как данный критерий является одним из важных при комплексной оценке физического состояния и состояния здоровья человека. Большое влияние на морфофункци-ональное развитие обучающихся оказывает занятия физическими упражнениями в режиме учебной недели [1-4].

Под физическим развитием человека понимают комплекс морфофункциональных свойств организма, определяющих запас его жизненных сил.

На первый курс высшего учебного заведения поступают обучающиеся, как правило, после окончания общеобразовательных школ в возрасте 17-18 лет и старше. В этот возрастной период у абсолютного большинства студентов в основном закончились ростовые процессы, и, подавляющее большинство показателей физического развития приблизились к дефинитивным величинам взрослого человека [5, 7-9].

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Нами было проведено исследование, целью которого было выявление уровня физического развития (ФР) школьников 17 лет Самарской области и студентов 18-19 лет Самарской ГСХА по антропометрическим показателям физического развития.

В задачи исследования входило: 1) проведение исследования антропометрических показателей ФР (длины тела, массы тела и окружности грудной клетки); 2) статистическая обработка полученных результатов; 3) анализ результатов исследования физического развития, формулировка выводов и написание рекомендаций по коррекции ФР обучающихся студентов и школьников.

В исследовании, проведенном нами, участвовало 37 студентов 18-19 лет 1-2 курсов Самарской ГСХА и 53 учащихся мужского пола общеобразовательных школ Самарской области. Измерение показателей ФР школьников проходило в 2014 году, а обучающихся студентов в 2015 году. Для статистической обработки полученных данных мы использовали компьютерную программу по оценке и коррекции физического развития под редакцией С.П. Левушкина [6].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ индексов антропометрических показателей физического развития показал, что длина тела, масса тела и окружность грудной клетки обучающихся студентов находятся на уровне чуть выше среднего (3,46; 3,43 и 3,44 у.е. соответственно). Чуть ниже индекс массы тела у испытуемых, который составляет 3,2 у.е. и еще меньше величина индекса Пинье - 2,33 у.е., что говорит о нормальном телосложении обучающихся студентов (рисунок 1). Анализ полученных результатов исследования антропометрических показателей ФР свидетельствует о том, что студенты 18-19 лет достоверно (р<0,05) превосходят школьников 17 лет по всем исследуемым антропометрическим показателям физического развития.

4 3,46 3,43 3,44 3 2 3,36

3 2,33

2 1 0

Юноши

□ Длина тела □ Масса тела ® ОГК □ Индекс МТ □ Индекс Пинье □ Оценка ФР

Рисунок 1. Индексы антропометрических показателей физического развития студентов

18-19 лет Самарской ГСХА

Так, сравнительный анализ по показателю длины тела (ДТ) показал, что студенты выше учащихся 17 лет общеобразовательных школ - на 4,4 см (р<0,05). Показатели в массе тела (МТ) у студентов Самарской ГСХА превосходят таковые показатели школьников 17 лет на 4,4 кг (р<0,05). Величина окружности грудной клетки (ОГК) также больше у обучающихся-студентов по сравнению со школьниками - на 4,98 см (р<0,05) (таблица 1). Сравнительный анализ обучающихся студентов со школьниками нами проводился по нормативам физического развития школьников Самарской области, разработанными в 2014 году [8], а также с учетом стандартов морфофункционального развития школьников Ульяновской области [9].

Сравнительный анализ индекса Пинье обучающихся студентов и школьников указывает на то, что студенты обладают более крепким телосложением, величина его крепости составляет 13,08 у.е., что соответствует нормальному телосложению, ближе к крепкому.

3,46

3,43

3,44

3,2

3,36

2,33

Юноши

Таблица 1

Сравнительный анализ антропометрических показателей физического развития _студентов 18-19 лет и школьников 17 лет Самарской области_

Показатели физического развития Студенты 18-19 лет Школьники 17 лет Достоверность различий

Длина тела, см 178,9±1,03 174,5±0,84 *

Масса тела, кг 69,8±2,2 65,4±1,0 *

Окружность грудной клетки, см 93,78±2,01 88,8±1,32 *

Индекс весоростовой 21,89±0,68 13,09±0,16 **

Индекс Пинье, у.е. 13,08±5,39 21,46±1,88 **

Примечание: * - достоверно при р<0,05; ** - достоверно при р<0,01.

У школьников 17 лет мужского пола данная величина почти в два раза больше и составляет 21,46 у.е., что соответствует среднему телосложению. На наш взгляд это связано с тем, что у студентов, в большей мере, чем у школьников начинает преобладать увеличение широтных размеров тела.

ВЫВОДЫ

1. Обучающиеся студенты 18-19 лет Самарской ГСХА по Индексу Пинье имеют нормальный тип телосложения, ближе к крепкому. Все основные антропометрические показатели физического развития (длина тела, масса тела и ОГК) у них находятся на уровне чуть выше среднего и достоверно (р<0,05) превосходят таковые показатели школьников 17 лет мужского пола.

2. Сравнительный анализ по Индексу Пинье показал, что студенты 18-19 лет Самарской ГСХА имеют более крепкое телосложение по сравнению со школьниками 17 лет мужского пола Самарской области, у которых выявлен средний тип телосложения.

3. Для сохранения нормального уровня физического развития, для профилактики увеличения массы тела за счет жирового компонента состава массы тела и оптимизации физической подготовленности, обучающимся студентам и школьникам необходимо соблюдать минимальный объем двигательной активности, который составляет для студентов 8-10 часов, а для школьников 12-14 часов в неделю.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блинков, С.Н. Анализ мониторинга физической подготовленности студентов в период учебного года / С.Н. Блинков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 6. - С. 60-62.

2. Блинков, С.Н. Влияние физических нагрузок различной направленности на состояние регуляции вегетативных функций организма школьниц 7-17 лет / С.Н. Блинков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 2 (84). - С. 22-26.

3. Блинков, С.Н. Исследование физического развития городских и сельских школьников 7-17 лет Ульяновской области / С.Н. Блинков, С.П. Левушкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 4 (122). - С. 22-29.

4. Блинков, С.Н. Контроль и коррекция физической подготовленности студентов 1 курса Самарской ГСХА с использованием информационных технологий / С.Н. Блинков // Педагогика и психология - 2015 : сборник материалов международной научной конференции, 2 сессия, Россия, г. Москва, 26-27 июня 2015 г. / под ред. проф. В.А. Дегтярева. - М. : РусАльянс Сова, 2015. - С. 2128.

5. Блинков, С.Н. Организация и содержание физкультурно-оздоровительной работы в сельской школе : монография / С.Н. Блинков, С.П. Левушкин. - Ульяновск : Изд-во Ульяновского гос. техн. ун-та, 2012. - 191 с.

6. Использование компьютерных технологий в профессиональной деятельности специалиста по физической культуре / С.П. Левушкин, О.Ф. Жуков, С.Н. Блинков, Ф.М. Кодолова // Экология человека. - 2006. - Приложение 1. - С. 65-66.

7. Левушкин, С.П. Исследование физического состояния учащейся молодежи : монография / С.П. Левушкин, В.А. Хамзина, С.Н. Блинков. - Ульяновск : Изд-во Ульяновского гос. техн. ун-та, 2013. - 162 с.

8. Левушкин, С.П. Нормативы физического развития школьников Самарской области: учебно-методическое пособие / С.П. Левушкин, С.Н. Блинков, В.И. Бойцов. - Москва : Изд-во «Перо», 2014. - 17 с.

9. Левушкин, С.П. Стандарты морфофункционального развития школьников Ульяновской области разных типов телосложения / С.П. Левушкин, С.Н. Блинков, И.М. Смоленская. - Ульяновск : Изд-во Ульяновского гос. техн. ун-та, 2007. - 27 с.

REFERENCES

1. Blinkov, S.N. (2015), "Analysis of monitoring of physical fitness of students during academic year", Physical culture: education, education, training, No. 6, pp. 60-62.

2. Blinkov, C.H. (2012), "Influence of physical activities of various orientation on the condition of regulation of the vegetative functions of the organism of schoolgirls aged 7-17 years", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 84, No.2, pp 22-26.

3. Blinkov, S.N. and Levushkin, S.P. (2015), "Research of physical development of city and rural school students of 7-17 years of the Ulyanovsk region", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 122, No. 4, pp. 22-29.

4. Blinkov, S.N. (2015), "Control and correction of physical fitness of students of the 1st course of the Samara GSHA with use of information technologies", Pedagogics and psychology - 2015: the collection of materials of the international scientific conference, the 2nd session, Russia, Moscow, on June 26-27, 2015, publishing house RusAlyans-Sova, Moscow, pp. 21-28.

5. Blinkov, S.N. and Levushkin, S.P. (2012), Organization and content of sports and health-improving work at rural school: monograph, publishing house the Ulyanovsk state technical university, Ulyanovsk.

6. Levushkin, S.P., Zhukov O. F., Blinkov S.N. and Kodolova, F.M. (2006), "Use of computer technologies in professional activity of the expert in physical culture", Ecology of the person, Appendix 1, pp. 65-66.

7. Levushkin, S.P., Hamzina, V.A. and Blinkov, S.N. (2013), Research of the physical condition of the studying youth: the monograph, publishing house the Ulyanovsk state technical university, Ulyanovsk.

8. Levushkin, S.P., Blinkov, S.N. and Boitsov, V.I. (2014), Standards of physical development of school students of the Samara region: educational and methodical grant, publishing house Pero, Moscow.

9. Levushkin, S.P., Blinkov S.N. and Smolenskaya, I.M. (2007), Standards of morphofunctional development of school students of the Ulyanovsk region of different types of the constitution, publishing house the Ulyanovsk state technical university, Ulyanovsk.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.05.2016

УДК 796.011.3

МЕТОД СОПРЯЖЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ НА

ЗАНЯТИЯХ ГИМНАСТИКОЙ

Валерий Леонидович Ботяев, доктор педагогических наук, доцент, Виталий Николаевич Бойко, кандидат педагогических наук, доцент,

Марина Сергеевна Поздышева, аспирант, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные вопросы совершенствования методики обучения гимнастическим упражнениям студентов факультета физической культуры и спорта на занятиях гимнастикой. Предложен метод сопряженного воздействия, который, по мнению авторов, должен значительно интенсифицировать учебный процесс, повысив качество выполнения гимнастических упражнений, сократив при этом время формирования специальных умений и навыков.

Ключевые слова: сопряженный метод, гимнастика, методика обучения, физическая и техническая подготовленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.