Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СРЕДИ ПОКОЛЕНИЙ Y И Z В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СРЕДИ ПОКОЛЕНИЙ Y И Z В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
956
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука Красноярья
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / УРОВЕНЬ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ / ИНТЕРНЕТ / ПОКОЛЕНИЕ Z / ПОКОЛЕНИЕ Y / СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК / ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / МИЛЛЕНИАЛЫ / ЗУМЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мальцева Светлана Михайловна, Зосимова Марина Александровна, Воронкова Анна Александровна, Назарова Екатерина Николаевна

Актуальность проблемы формирования и повышения уровня финансовой грамотности населения не вызывает сомнений. Безусловно, наиболее уязвимой социальной группой здесь является старшее поколение. Однако и молодежь нуждается в данной компетенции. Цель: в данной статье описано исследование уровня финансовой грамотности поколения Z и Y на предмет знания операций золотовалютного рынка; представления и понятия современной экономики; осуществления банковский операций; предмет международной торговли, а также международной валюты. Методы, которые были использованы в процессе исследования: сравнительный анализ и синтез, диалектический подход, социологический опрос. Результаты: авторы делают вывод о том, что Поколение Z менее образованно в плане наличия и пользования финансовыми знаниями, чем Миллениалы, и объясняется это следующими фактами: меньшим жизненным опытом, ориентацией только на настоящее, низким интересом к финансам как источнику возможностей саморазвития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мальцева Светлана Михайловна, Зосимова Марина Александровна, Воронкова Анна Александровна, Назарова Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF FINANCIAL LITERACY AMONG GENERATIONS IN MODERN RUSSIAN CONDITIONS

The urgency of the problem of formation and improvement of the level of financial literacy of the population is beyond doubt. By far, the most vulnerable social group here is the older generation. However, young people also need this competence. Purpose: this article describes the study of the level of financial literacy of generation Z and Y on the subject of knowledge of the operations of the gold and foreign exchange market; representations and concepts of modern economics; banking transactions; the subject of international trade, as well as international currency. Methods that were used in the research process: comparative analysis and synthesis, dialectical approach, sociological survey. Results: the authors conclude that Generation Z is less educated in terms of having and using financial knowledge than Millennials, and this is explained by the following facts: less life experience, focus only on the present, low interest in finance as a source of self-development opportunities.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СРЕДИ ПОКОЛЕНИЙ Y И Z В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ»

DOI: 10.12731/2070-7568-2022-11-1-84-98 УДК 330

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СРЕДИ ПОКОЛЕНИЙ Y И Z В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ

С.М. Мальцева, М.А. Зосимова, А.А. Воронкова, Е.Н. Назарова

Актуальность проблемы формирования и повышения уровня финансовой грамотности населения не вызывает сомнений. Безусловно, наиболее уязвимой социальной группой здесь является старшее поколение. Однако и молодежь нуждается в данной компетенции.

Цель: в данной статье описано исследование уровня финансовой грамотности поколения Z и Y на предмет знания операций золотовалютного рынка; представления и понятия современной экономики; осуществления банковский операций; предмет международной торговли, а также международной валюты.

Методы, которые были использованы в процессе исследования: сравнительный анализ и синтез, диалектический подход, социологический опрос.

Результаты: авторы делают вывод о том, что Поколение Z менее образованно в плане наличия и пользования финансовыми знаниями, чем Миллениалы, и объясняется это следующими фактами: меньшим жизненным опытом, ориентацией только на настоящее, низким интересом к финансам как источнику возможностей саморазвития.

Ключевые слова: финансовая грамотность; уровень финансовой грамотности; интернет; поколение Z; поколение Y; современный рынок; образование; социальные сети; Миллениалы; Зумеры

COMPARATIVE ANALYSIS OF FINANCIAL LITERACY AMONG GENERATIONS IN MODERN RUSSIAN CONDITIONS

S.M. Maltseva, M.A. Zosimova, A.A. Voronkova, E.N. Nazarova

The urgency of the problem of formation and improvement of the level offinancial literacy of the population is beyond doubt. By far, the most vulnerable social group here is the older generation. However, young people also need this competence.

Purpose: this article describes the study of the level of financial literacy of generation Z and Y on the subject of knowledge of the operations of the gold and foreign exchange market; representations and concepts of modern economics; banking transactions; the subject of international trade, as well as international currency.

Methods that were used in the research process: comparative analysis and synthesis, dialectical approach, sociological survey.

Results: the authors conclude that Generation Z is less educated in terms of having and using financial knowledge than Millennials, and this is explained by the following facts: less life experience, focus only on the present, low interest in finance as a source of self-development opportunities.

Keywords: financial literacy; level of financial literacy; Internet; generation Z; generation Y; modern market; education; social networks; millennials; zoomers

Введение

В настоящее время наша страна является одной из не самых финансово образованных из всего мира. По данным исследования аналитического центра НАФИ Россия заняла 9-е место среди 17 европейских стран по уровню финансовой грамотности среди европейских стран [1]. Образованный и грамотный участник финансовой жизни государства способствует совершенствования всей макроэкономики [3, 14].

В связи с развитием коммуникационных технологий, а также модернизацией системы финансов в мире многие финансовые операции стали проводиться через сеть Интернет. Так как наиболее продвинутую в IT-технологиях внушительную часть населения страны сейчас составляет молодёжь, в которую входят поколения Y (или Миллениалы) - люди, родившиеся в период с 1981 по 1996 год и Z (или Зумеры) - люди, родившиеся в период с 1997 по 2012 год, возникает необходимость исследовать именно их уровень финансовой грамотности.

Финансовая грамотность - это «знания и навыки, позволяющие адекватно оценивать текущую экономическую ситуацию, свои финансовые возможности и ресурсы, грамотно использовать финансовые услуги, и с их помощью добиваться личных целей» [9, с. 157]. Одним из самых последних масштабных исследований уровня финансовой грамотности населения занимались немецкие ученые Marco Habschick, Britta Seidl и Dr. Jan Evers в 2007 году, они изучали опыт улучшения уровня финансовой грамотности населения в 24 странах Евросоюза. Вывод, к которому они пришли, был следующим: невзирая на соседство территорий, проекты по поднятию уровня финансовой грамотности населения очень различаются [16]. В России о программах по повышению финансовой грамотности на селения заговорили лишь в 2006 году. До того этапа российские ученые только лишь анализировали финансовое поведение населения. Более основательно задачами повышения финансовой грамотности занимаются ученые в Томске [10]. В своих трудах они анализируют финансовое поведение граждан, а также мировой опыт реализации программ по повышению финансовой грамотности. Но при этом никто до этого не исследовал уровень навыков и знаний в области финансов на основе особенностей последних поколений, а именно Y и Z.

Миллениалы характеризуются вовлеченностью в технологии, многозадачностью и тягой к самосовершенствованию. Основа мировоззрения в жизни миллениалов - это Самопознание. Одной из отличительных способностей поколения Y является отсутствие за-

висимости от непрерывного получения информации посредством различных Интернет-площадок. Образование для поколения Y — это нечто независимое и не скучное. Поколение Y очень грамотно распределяет свои доходы и расходы, имея при этом существенный багаж знаний в экономической сфере [6]. Миллениалы развитые, эрудированные, т.к. много времени занимаются саморазвитием в различных сферах жизни. Они проявляют повышенный интерес к общению в социальных сетях. В виртуальной реальности они чувствуют себя намного увереннее и комфортнее, чем в реальной жизни [5].

Поколение Ъ было самым первым, кто с раннего детства имел доступ к различным Интернет-площадкам и другим медиа устройствам. Именно поэтому поколение Ъ и интернет-технологии - это две неразделимые вещи. Неоспорим и тот факт, что представители данного поколения проводят намного больше времени в сети, чем их предшественник. Кроме этого, Зумеры, к сожалению, имеют очень короткий интервал внимания. Исследователи указывают, что это, вероятно, из-за их чрезмерного контакта с сетью Интернет и быстро развивающимся технологиям. Тем не менее, они очень хороши в многозадачности. Поколение Ъ больше любит общаться с друзьями или смотреть развлекательный контент, нежели узнавать о чем-то новом, о том, что может помочь Зумерам в дальнейшей жизни [13, 15].

Следует выявить, достаточно ли эти поколения финансово грамотны и в чем состоит различие в содержании и уровне их финансовой грамотности.

Методология

Целью работы является выявление уровня финансовой грамотности среди людей поколений Ъ и Y, а также проведение сравнительного анализ результатов в связи с особенностями поколений Ъ и ^ Задачи: определить понятие «финансовая грамотность»; выявить цели финансовой грамотности в жизни современного человека; определить необходимые критерии для оценки уровня финансовой

грамотности человека; исследовать особенности каждого поколения, а также их сходства и различия; провести социальный опрос по сети Интернет через платформу Google.Формы на знание основ финансовой грамотности.Методы: сравнительный анализ и синтез, диалектический подход, социологический опрос.

Результаты

В дистанционном формате с помощью платформы Google.Фор-мы был проведен опрос среди респондентов возрастных категорий поколения Y и Ъ. Данный опрос был опубликован на странице в Instagram и Facebook и проводился среди жителей России в период с май по октябрь 2021 года. Так как в поколение Ъ входят люди, родившиеся с 1997 до 2012 гг., для исследования были взяты данные лишь людей в возрасте от 14 до 24 лет, ведь только с получением паспорта (в 14 лет) гражданин может совершать какие-либо банковские операции. Всего в опросе участвовало 79 человек, из них 41 человек поколения Ъ и 38 человек поколения ^ Средний возраст респондентов составлял 19-25 лет.

Вопросы касались таких областей, как предмет операций золотовалютного рынка; знание понятий современной экономики; осуществление банковских операций; международная торговля и международные валюты. Также были заданы вопросы о наличии опыта изучения обучающей литературы по финансовой грамотности, а также была предпринята попытка выявления того, как полученные навыки (не)помогли респондентам в жизни.

Определить тип современной экономики правильно смогли лишь 42% от общего количества участников, из них 10% поколение Ъ и 32% - поколение У

Называть знак на денежной купюре, который виден на просвет («водяной знак»), смогли 30% участников, из них 2% поколение Ъ и 28% - поколение ^ На вопрос «С каким металлом на международном рынке драгоценных металлов совершается основной объем операций?» правильно ответили 67% отвечающих, из них 48% - это поколение Y и 19% - поколение Ъ. На открытый вопрос «Что нуж-

но делать, если Вы потеряли банковскую карту?» верно ответили 100% участников. «Кто является директором Центрального Банка России?» верно ответили 64% участников, из них 35% - поколение Y и 29% - поколение Ъ. «Какая валюта больше по эквивалентной стоимости?», на который верно ответили 79% участников, из них 48% поколение Ъ и 31% - поколение Y Наиболее наглядно соотношение данных результата опроса представлены на рисунках 1-2.

Рис. 1. Соотношение верных и неверных ответов на вопросы о золотовалютных операциях (составлено авторами)

50 40 30 20 10 0

| Верно и Неверно

Поколение У Поколение Ъ

Рис. 2. Соотношение верных и неверных ответов на вопросы о процессах в современной экономике (составлено авторами)

Таким образом, на вопросы, касающиеся золотовалютных и банковских операций правильных ответов от поколения Ъ поступило больше, по сравнению с поколением Y Это может быть связано с цифровизацией большинства банковских услуг в 21 веке. В наше

время почти у каждого подростка есть банковская карта, и он имеет представление о работе банковской системы и денежных операций. Поколение Y хоть и относительно недавно столкнулось с данным процессом, но учитывая их тягу к знаниям и получению новых навыков, количество верных ответов вполне объяснимо. Ответы поколения Ъ о международной торговле немного выше, чем в вопросах о современной экономике, это может объясняться тем, что поколение Ъ теснее связано с интернетом и социальными сетями, а освещение операций на международном политическом, золотовалютном, технологическом рынке часто встречается в новостной ленте. Финансы - существенный фактор для данной категории людей, поскольку деньги открывают пути к достижению успеха и свободы выбора дальнейшего построения жизни. Поколение Y очень грамотно распределяет свои доходы и расходы, имея при этом существенный багаж знаний в экономической сфере.

Далее мы задали вопрос о том, откуда молодые люди черпают финансовую информацию. Всего читающих такую литературу оказалось 32 человека (40%) из них 28 человек поколения Y, и 4 человека поколения Ъ. Самой распространенной книгой среди респондентов была «КакеЬо», а также обучающие курсы на просторах сети Интернет. Респонденты считают, что полученные знания значительно помогли им в увеличении бюджета, так они научились правильно распределять своих доходы и расходы, совершать рациональные вклады и зарабатывать посредством вложения денежных средств в покупку акций. Все участники опроса рекомендуют как можно раньше начинать изучать финансовую грамотность, чтобы уметь преумножать свои накопления. Однако необходимость и недостаток специализированных программ по финансовой грамотности отмечают все респонденты опроса.

Обсуждение

Компетентность решения хотя бы простейших финансовых задач необходима каждому человеку, в современном же мире без не вообще не обойтись, и этому нужно учиться [8, 11, 17]. Финансово

грамотный человек должен обладать следующими навыками: уметь планировать доходы и расходы; имеет представления о сущности современной экономики страны; не совершать спонтанных нерациональных покупок; грамотно распределяет каждый месяц денежные средства, в том числе совершает банковские вклады и операции; перед тем как инвестировать деньги, необходимо рассмотреть все варианты и подробно их изучить; свободно обладает знанием совершения золотовалютных и международных денежных операций [7].

Выводы

Исследовав в работе уровень финансовой грамотности двух следующих друг за другом поколений, можно сделать выводы: поколение Z менее образованно в плане наличия финансовых знаний. Поколение Y наиболее грамотно распределяет свои доходы и расходы Более молодое поколение Z лучше ориентируется в социальных сетях, где и черпает информацию, редко прибегая к специализированным источникам. «Зумеры» мало интересуются финансовыми составляющими их жизни. «Миллениалы» оказались более развитыми, эрудированными, занимающимися саморазвитием в различных сферах жизни. «Зумеры» же живут моментом и редко задумываются о будущем, поэтому меньше интересуются финансовым сектором.

Список литературы

1. Аналитический центр НАФИ. Россия заняла 9-е место по уровню финансовой грамотности среди европейских стран 25 июня 2020г. Режим доступа: https://nafi.ru/analytics/rossiya-zanyala-9-e-mesto-po-urovnyu-finansovoy-gramotnosti-sredi-evropeyskikh-stran/ (дата обращения: 21.10.2021)

2. Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Каспаров И.В., Мявлина Н.Ж., Киселева А.Ю. Анализ потребительских предпочтений на рынке железнодорожных услуг дальнего следования // Московский экономический журнал. 2020. № 5. С. 53.

3. Воронкова А.А., Мальцева С.М., Строганов Д.А. Трудоспособность и умение зарабатывать: опыт сравнительного анализа понятий // Со-

временные исследования социальных проблем. 2021. Т. 13. № 4-2. С. 142-146.

4. Дзюба Т.И., Буря Л.В. Ценностные установки Поколения Z // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №32. С. 157-183.

5. Зверева Е.А. Особенности медиапотребления «Поколения Y» и «Поколения Z» // Социально-гуманитарные знания. 2018. №8. С. 276299.

6. Мальцева С.М., Балашова Е.С., Егорова Т.А. Социальная сеть как средство удовлетворения потребностей человека в условиях виртуальной реальности // Образование и наука в современном мире. Инновации. 2019. № 6 (25). С. 87-93.

7. Покачалова Е. В., Яковлев Д. И. Повышение финансовой грамотности и финансовой культуры: современные правовые аспекты // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2019. №1 (126). С. 205-219.

8. Прохорова М.П., Булганина С.В., Бурханов С.В. Изучение цифровых навыков студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-3. С. 232-236.

9. Сенченков Н.П., Цыганкова А.Н. К вопросу о трактовке понятия «Финансовая грамотность» // Вестник Череповецкого государственного университета. 2021. №3 (102). С. 157-168.

10. Сергейчик С.И., Сергейчик М.С., Максимова А.А. Мировой опыт реализации проектов в области финансового образования и повышения финансовой грамотности населения // Вестник ТГПУ. 2015. 5 (158). С. 35-41.

11. Суренская Н.С., Илюхин А.Г. Эмпирический анализ содержания психологических компетенций менеджеров по активным продажам // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, № 4 (37). С.5.

12. Тумашева О.В. Готовность будущего учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, № 3 (36). С.3.

13. Belinova N.V., Bicheva I.B., Krasilnikova L.V., Khanova T.G., Hizhnaya A.V. The role of managerial competence of an executive in improving

the quality of pre-school educational organization // Lecture Notes in Networks and Systems (см. в книгах). 2020. Т. 91. С. 422-429.

14. Egorov E.E., Lebedeva T.E., Prokhorova M.P., Shobonova L.Y., Bul-ganina S.V. Youth entrepreneurship: motivational aspects and economic effects // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2019. С.032129.

15. Gryaznova E.V., Maltceva S.M., Goncharuk A.G., Vladimirov A.A., Zanozin N.V. Problems of virtualization and internetization of social space // Lecture Notes in Networks and Systems. 2020. Т. 91. С. 119124.

16. Marco Habschick, Britta Seidl, Jan Evers, Survey of Financial Literacy Schemes in the EU27, Hamburg 2007, sowie Heiko Steffens, Trends, Pra- xis und Politik zur Förderung der Verbraucherbil- dung aus Sicht der OECD, in: T. Retzmann

17.Meteleva L.A., Bogacheva A.V., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Malt-seva S.M., Mironov G.S., Aleshugina E.A. Development of educational services in additional education // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. 2019. Т. 8. № 8. С. 2507-2511.

References

1. Analiticheskij centr NAFI Rossiya zanyala 9-e mesto po urovnyu fi-nansovoj gramotnosti sredi evropejskih stran 25 iyunya 2020g [Analytical Center NAFI Russia ranked 9th in terms of financial literacy among European countries on June 25, 2020]. https://nafi.ru/analytics/ rossiya-zanyala-9-e-mesto-po-urovnyu-finansovoy-gramotnosti-sre-di-evropeyskikh-stran/

2. Bulganina S.V., Lebedeva T.E., Kasparov I.V., Myavlina N.ZH., Kiseleva A.YU. Analiz potrebitel'skih predpochtenij na rynke zheleznodorozhnyh uslug dal'nego sledovaniya [Analysis of consumer preferences in the market of long-distance railway services]. Moskovskij ekonomicheskij zhurnal [Moscow Economic Journal], 2020, no. 5, pp. 53-60.

3. Voronkova A.A., Maltseva S.M., Stroganov D.A. Trudosposobnost' i umenie zarabatyvat': opyt sravnitel'nogo analiza ponyatij [Ability to

work and the ability to earn: the experience of comparative analysis of concepts]. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem [Modern studies of social problems], 2021, vol. 13, no. 4-2, pp. 142-146.

4. Dzyuba T.I., Burya L.V. Cennostnye ustanovki Pokoleniya Z [Values of Generation Z]. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk [International Journal of Humanities and Natural Sciences], 2021, no. 3-2, pp. 157-183.

5. Zvereva E.A. Osobennosti mediapotrebleniya "Pokoleniya Y" i "Pokoleniya Z" [Features of "Generation Y" and "Generation Z" media consumption]. Social'no-gumanitarnye znaniya [Social and humanitarian knowledge], 2018, no. 8, pp. 276-299.

6. Maltseva S.M., Balashova E.S., Egorova T.A. Social'naya set' kak sred-stvo udovletvoreniya potrebnostej cheloveka v usloviyah virtual'noj real'nosti [Social network as a means of satisfying human needs in virtual reality]. Obrazovanie i nauka v sovremennom mire. Innovacii [Education and science in the modern world. Innovations], 2019, no. 6 (25), pp. 87-93.

7. Pokachalova E. V., YAkovlev D. I. Povyshenie finansovoj gramotnosti i finansovoj kul'tury: sovremennye pravovye aspekty [Improving financial literacy and financial culture: modern legal aspects]. Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii [Bulletin of the Saratov State Law Academy], 2019, no. 1 (126), pp. 205-219.

8. Prohorova M.P., Bulganina S.V., Burhanov S.V. Izuchenie cifrovyh na-vykov studentov [Learning students' digital skills]. Problemy sovremen-nogopedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], 2020, no. 66-3, pp. 232-236.

9. Senchenkov N.P., Cygankova A.N. K voprosu o traktovke ponyatiya «Finansovaya gramotnost'» [On the question of the interpretation of the concept of "Financial literacy"]. Vestnik CHerepoveckogo gosudarstven-nogo universiteta [Bulletin of Cherepovets State University], 2021, no. 3 (102), pp. 157-168.

10. Sergejchik S.I., Sergejchik M.S., Maksimova A.A. Mirovoj opyt real-izacii proektov v oblasti finansovogo obrazovaniya i povysheniya finansovoj gramotnosti naseleniya [World experience in implementing

HayKa KpacHoapbfl, TOM 11, № 1, 2022

95

projects in the field of financial education and improving financial literacy of the population]. Vestnik TGPU [Bulletin of TSPU], 2015, no. 5 (158), pp. 35-41.

11. Surenskaya N.S., Ilyuhin A.G. Empiricheskij analiz soderzhaniya psi-hologicheskih kompetencij menedzherov po aktivnym prodazham [Empirical analysis of the content of psychological competencies of active sales managers]. VestnikMininskogo universiteta [Vestnik of Minin University], 2021, vol. 9, no. 4 (37), p. 5.

12. Tumasheva O.V. Gotovnost' budushchego uchitelya k formirovani-yu funkcional'noj gramotnosti obuchayushchihsya [The readiness of the future teacher to form the functional literacy of students]. Vestnik Mininskogo universiteta [Vestnik of Minin University], 2021, vol. 9, no. 3 (36), p. 3.

13. Belinova N.V., Bicheva I.B., Krasilnikova L.V., Khanova T.G., Hizhnaya A.V. The role of managerial competence of an executive in improving the quality of pre-school educational organization. Lecture Notes in Networks and Systems, 2020, vol. 91, pp. 422-429.

14. Egorov E.E., Lebedeva T.E., Prokhorova M.P., Shobonova L.Y., Bul-ganina S.V. Youth entrepreneurship: motivational aspects and economic effects. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 2019, p. 032129.

15.Gryaznova E.V., Maltceva S.M., Goncharuk A.G., Vladimirov A.A., Zanozin N.V. Problems of virtualization and internetization of social space. Lecture Notes in Networks and Systems, 2020, vol. 91, pp. 119-124.

16. Marco Habschick, Britta Seidl, Jan Evers, Survey of Financial Literacy Schemes in the EU27, Hamburg 2007, sowie Heiko Steffens, Trends, Pra- xis und Politik zur Förderung der Verbraucherbil- dung aus Sicht der OECD, in: T. Retzmann.

17.Meteleva L.A., Bogacheva A.V., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Malt-seva S.M., Mironov G.S., Aleshugina E.A. Development of educational services in additional education. International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering, 2019, vol. 8, no. 8, pp. 2507-2511.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Мальцева Светлана Михайловна, доцент, канд. филос. наук, доцент кафедры философии и теологии; доцент кафедры общеобразовательных и профессиональных дисциплин

Мининский университет; Филиал СамГУПС в Нижнем Новгороде ул. Ульянова, 1, г. Нижний Новгород, 603950, Российская Федерация; пл. Комсомольская, 3, г. Нижний Новгород, 603011, Российская Федерация maltsewasvetlana@yandex.ru

Зосимова Марина Александровна, доцент, кандидат экон. наук, доцент кафедры инфокоммуникационных технологий и профессиональных дисциплин

Московский технический университет связи и информатики, Волго-Вятский филиал

ул. Менделеева, 15, г. Нижний Новгород, 603011, Российская Федерация

anavoronkova@mail.ru

Воронкова Анна Александровна, доцент, кандидат филол. наук, доцент кафедры культуры и психологии предпринимательства Института экономики и предпринимательства; доцент кафедры естественно-научных дисциплин

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского; Московский технический университет связи и информатики, Волго-Вятский филиал 23, проспект Гагарина, г. Нижний Новгород, 603950, Российская Федерация; ул. Менделеева, 15, Нижний Новгород, 603011, Российская Федерация anavoronkova@mail.ru

Назарова Екатерина Николаевна, студент кафедры профессионального образования и управления образовательными системами

Мининский университет

ул. Ульянова, 1, г. Нижний Новгород, 603950, Российская Федерация

nazarovaen@std.mininuniver. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS Svetlana M. Maltseva, candidate of philos. sciences, associate professor; Associate Professor of General and Professional Disciplines Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University; Branch in the Samara State Transport University in Nizhny Novgorod 1, UlyanovStr., NizhniyNovgorod, 603950, Russian Federation; 3, Komsomolskaya Square, Nizhniy Novgorod, 603011, Russian Federation maltsewasvetlana@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7273-1852 Scopus Author ID: 57204862811

Anna A. Voronkova, candidate of philol. sciences, associate Professor of the Department of culture and psychology of entrepreneurship at the Institute of Economics and entrepreneurship; Associate Professor of the Department of Natural Sciences

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod; Moscow Technical University of Communications and Informatics, Volga-Vytsky branch

23, Gagarin Ave., Nizhny Novgorod, 603950, Russian Federation; 15, Mendeleev Str., Nizhny Novgorod, 603011, Russian Federation anavoronkova@mail.ru SPIN-code: 4884-9495

ORCID: https://orcid. org/0000-0003-1125-5466

Marina A. Zosimova, Associate Professor, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Information and Communication Technologies and Professional Disciplines

Moscow Technical University of Communications and Informatics, Volga-Vytsky branch

15, Mendeleev Str., Nizhny Novgorod, 603011, Russian Federation

Ekaterina N. Nazarova, student of the Department of professional education and management of educational systems Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University 1, Ulyanov Str., Nizhniy Novgorod, 603950, Russian Federation nazarovaen@std.mininuniver. ru

Поступила 18.03.2022

После рецензирования 25.03.2022

Принята 28.03.2022

Received 18.03.2022 Revised 25.03.2022 Accepted 28.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.