Научная статья на тему 'ЧТЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ЧТЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
173
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЯЗЫКОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЧТЕНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / БИБЛИОТЕКА / КНИГА / ЖАНР / ВЫБОР / FUNCTIONAL LITERACY / LANGUAGE LITERACY / LANGUAGE COMPETENCE / READING / COMMUNICATION / SOCIOCULTURAL VALUES / LIBRARY / BOOK / GENRE / CHOICE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Булганина Булганина Светлана Викторовна, Мальцева Светлана Михайловна, Воронкова Анна Александровна, Булганина Анастасия Евгеньевна

Проблема формирования функциональной грамотности населения все острее встает перед отечественным образованием и культурой. Сегодня мы вряд ли сможем назвать себя самой читающей страной. А функциональная грамотность невозможна без грамотности языковой. Языковая же образуется во многом благодаря культуре чтения. Целью настоящей работы является анализ динамики изменения отношения к чтению среди молодежи России. Практической основой работы стал метод опроса. Теоретическая часть выстроена с помощью методов анализа, сравнения, описания, познавательный принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Полученные данные показали, что среди значительной части молодого, но уже «послешкольного» населения наметилась тенденция к росту интереса к чтению. Причем люди сами выбирают то, что хотят прочитать, несмотря на рекламу, школьную программу и моду. Вызывает некоторое опасение то, что основная масса этой выбираемой жанровой литературы носит развлекательный характер (любовные романы и фантастика) и напоминает еще одну форму отвлечения от реальности или отдыха от нее. Авторы считают, что необходим комплекс мер, направленных на популяризацию чтения, чтобы читать книгу стало трендом молодого поколения, как, например, вести здоровый образ жизни. Чем выше будет уровень общей культуры населения, тем более в нем возникнет интерес к интеллектуальному чтению. Вузовское образование должно взять эстафету от школы и ввести как общеобразовательный курс мировой художественной литературы, особенно современной, при чем проводить его в инновационных и интерактивных формах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Булганина Булганина Светлана Викторовна, Мальцева Светлана Михайловна, Воронкова Анна Александровна, Булганина Анастасия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READING AS A FACTOR IN THE FORMATION OF LANGUAGE LITERACY IN MODERN RUSSIA

The problem of forming the functional literacy of the population is becoming more acute for domestic education and culture. Today we can hardly call ourselves the most reading country. And functional literacy is impossible without language literacy. Language is formed largely due to the culture of reading. The purpose of this paper is to analyze the dynamics of changing attitudes to reading among young people in Russia. The survey method became the practical basis of the work. The theoretical part is built using methods of analysis, comparison, description, the cognitive principle of ascent from the abstract to the concrete. The obtained data showed that among a significant part of the young, but already "post-school" population, there is a tendency to increase interest in reading. And people choose what they want to read, despite the advertising, school curriculum, and fashion. There is some concern that the bulk of this chosen genre of literature is entertainment in nature (romance novels and fiction) and resembles another form of distraction from reality or recreation from it. The authors believe that a set of measures aimed at popularizing reading is necessary to make reading a book a trend of the younger generation, such as leading a healthy lifestyle. The higher the level of General culture of the population, the more it will be interested in intellectual reading. University education should take the baton from school and introduce as a General course of world fiction, especially modern, and conduct it in innovative and interactive forms.

Текст научной работы на тему «ЧТЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

Bulganina Svetlana Viktorovna, Maltseva Svetlana Mikhailovna, Voronkova Anna Aleksandrovna and others READING AS A FACTOR IN THE FORMATION OF LANGUAGE ...

philological sciences -linguistics

УДК 81.1

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0904-0058

ЧТЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

© 2020

AuthorID: 281843 SPIN: 3868-3610 ResearcherID: J-3543-2017 ORCID: 0000-0001-6809-1402 ScopusID:56623039700

Булганина Светлана Викторовна, кандидат технических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента

AuthorID: 736254 SPIN: 9502-6593 ResearcherID: V-1952-2018 ORCID: 0000-0002-7273-1852

Мальцева Светлана Михайловна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и теологии Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: maltsewasvetlana@yandex.ru) AuthorID: 659107 SPIN: 4884-9495 ORCID: 0000 0002 0436 1706

Воронкова Анна Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры культуры и психологии предпринимательства Института экономики и предпринимательства ННГУ им. Н.И. Лобачевского, доцент кафедры естественно-научных дисциплин Московский технический университет связи и информатики (Волго-Вятский филиал) (603011, Россия, Нижний Новгород, ул. Менделеева, д.15; e-mail: anavoronkova@mail.ru) AuthorID: 1004486 SPIN: 7336-8091

Булганина Анастасия Евгеньевна, студент

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: maltsewasvetlana@yandex.ru) Аннотация. Проблема формирования функциональной грамотности населения все острее встает перед отечественным образованием и культурой. Сегодня мы вряд ли сможем назвать себя самой читающей страной. А функциональная грамотность невозможна без грамотности языковой. Языковая же образуется во многом благодаря культуре чтения. Целью настоящей работы является анализ динамики изменения отношения к чтению среди молодежи России. Практической основой работы стал метод опроса. Теоретическая часть выстроена с помощью методов анализа, сравнения, описания, познавательный принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Полученные данные показали, что среди значительной части молодого, но уже «послешкольного» населения наметилась тенденция к росту интереса к чтению. Причем люди сами выбирают то, что хотят прочитать, несмотря на рекламу, школьную программу и моду. Вызывает некоторое опасение то, что основная масса этой выбираемой жанровой литературы носит развлекательный характер (любовные романы и фантастика) и напоминает еще одну форму отвлечения от реальности или отдыха от нее. Авторы считают, что необходим комплекс мер, направленных на популяризацию чтения, чтобы читать книгу стало трендом молодого поколения, как, например, вести здоровый образ жизни. Чем выше будет уровень общей культуры населения, тем более в нем возникнет интерес к интеллектуальному чтению. Вузовское образование должно взять эстафету от школы и ввести как общеобразовательный курс мировой художественной литературы, особенно современной, при чем проводить его в инновационных и интерактивных формах.

Ключевые слова: функциональная грамотность, языковая грамотность, языковая компетенция, чтение, коммуникация, социокультурные ценности, библиотека, книга, жанр, выбор.

READING AS A FACTOR IN THE FORMATION OF LANGUAGE LITERACY IN MODERN RUSSIA

© 2020

Bulganina Svetlana Viktorovna, candidate of technical Sciences, associate Professor of the Department of innovative management technologies Maltseva Svetlana Mikhailovna, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Philosophy and Theology Мтт Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov St., 1, e-mail: maltsewasvetlana@yandex.ru) Voronkova Anna Aleksandrovna, candidate of philological Sciences, associate Professor of the Department of culture and psychology of entrepreneurship at the Institute of Economics and entrepreneurship NNSU named ofN. I. Lobachevsky, associate Professor of the Department of natural Sciences Moscow Technical University of Communications and Informatics (Volga-Vyatka branch) (603011, Russia, Nizhny Novgorod, Mendeleev street, 15, e-mail: anavoronkova@mail.ru) Bulganina Anastasia Evgenievna, student Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov St., 1, e-mail: maltsewasvetlana@yandex.ru) Abstract. The problem of forming the functional literacy of the population is becoming more acute for domestic education and culture. Today we can hardly call ourselves the most reading country. And functional literacy is impossible without language literacy. Language is formed largely due to the culture of reading. The purpose of this paper is to analyze the dynamics of changing attitudes to reading among young people in Russia. The survey method became the practical basis of the work. The theoretical part is built using methods of analysis, comparison, description, the cognitive principle of ascent from the abstract to the concrete. The obtained data showed that among a significant part of the young, but already "post-230 Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 4(33)

филологические науки -языкознание

Булганина Светлана Викторовна, Мальцева Светлана Михайловна, Воронкова Анна Александровна и другие ЧТЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ...

school" population, there is a tendency to increase interest in reading. And people choose what they want to read, despite the advertising, school curriculum, and fashion. There is some concern that the bulk of this chosen genre of literature is entertainment in nature (romance novels and fiction) and resembles another form of distraction from reality or recreation from it. The authors believe that a set of measures aimed at popularizing reading is necessary to make reading a book a trend of the younger generation, such as leading a healthy lifestyle. The higher the level of General culture of the population, the more it will be interested in intellectual reading. University education should take the baton from school and introduce as a General course of world fiction, especially modern, and conduct it in innovative and interactive forms.

Keywords: functional literacy, language literacy, language competence, reading, communication, sociocultural values, library, book, genre, choice.

ВВЕДЕНИЕ.

Россия считается одной из самых читающих стран в мире. Чтение является здесь даже просто социальной ценностью, а составляет ядро национальной культуры. Однако последние исследования показали, что мы уже в конце первой десятки, при чем лидерские места занимают Индия, Тайланд, Китай и др. [1]. Однако культура чтения является важнейшим фактором формирования грамотности населения. Под грамотностью мы здесь понимаем не просто владение навыками чтения и письма в соответствии с нормами родного языка, а то, что называют функциональной грамотностью. Как известно, разделение этих понятий началось в 70-е годы прошлого века, оно было связано, безусловно с изменением социальной действительности, когда умения читать и писать стало недостаточно для успешной социализации [2,3]. Тогда ЮНЕСКО провозгласило: «функционально грамотным считается только тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)» [4].

Функциональная грамотность - это комплекс языковых знаний умений и навыков, позволяющих человеку полноценно осуществлять взаимодействие в социуме. Данное понятие все чаще включают в показатели, оценивающие и культурный уровень определенной страны, и качество жизни населения. Международные исследования PISA измеряют функциональную грамотность через показатели отношения к чтению и письму, математике и естествознанию. Именно эти знания, по-видимому, позволяют человеку ориентироваться в мире и принимать решения [5]. По разным исследованиям, до 40% современного населения России функционально безграмотны. Около 10% из них имеют высшее образование [6].

В современных исследованиях функциональная грамотность все чаще рассматривается через призму компе-тентностного подхода. Бытовые, социальные, производственные проблемы должен уметь решать специалист, обладающий соответствующим набором компетенций, усвоенных в процессе образования [7]. Учитывая, что образование должно пройти через всю жизнь личности, совершенствованию их нет предела [8, 9].

Освоение мира человеком происходит во многом благодаря взаимосвязанным действиям людей. Язык является основным средством коммуникации в этом взаимодействии. Уровень освоения языка напрямую связан с интеллектуальным развитием личности, ее лидерским потенциалом. Поэтому функциональная грамотность невозможна без языковой. В отличие от мнения некоторых исследователей, авторы данной работы придерживаются мнения, что эти понятия не совпадают [10].

Вслед за Б.С. Гершунским под языковой грамотностью понимается не только формирование языковой компетенции, то есть знания и умения применить нормы языка, но и социокультурная составляющая. Знание языка как критерий образованности нации и средство самосовершенствования. По замечанию О.П. Фесенко, «языковая грамотность должна соотноситься с образованностью человека в целом, обеспечивая возможности его личностного роста» [11].

Языковая грамотность включает в себя языковую

компетенцию и является основой информационной и коммуникативной компетентности [12, 13].

Если в школе на нужном уровне не сформирована языковая компетентность, то ожидать высокой языковой и далее функциональной грамотности в вузе бессмысленно. Это не только тормозит процесс обучения, но и не позволяет достичь нужного результата в принципе [14, 15].

МЕТОДОЛОГИЯ.

Целью настоящей работы является анализ динамики изменения отношения к чтению среди молодежи России. Чтение книг рассматривается как основа языковой компетентности, а как следствие языковой грамотности и далее функциональной грамотности личности.

Практической основой работы стал метод опроса. Теоретическая часть выстроена с помощью методов анализа, сравнения, описания, познавательный принцип восхождения от абстрактного к конкретному.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

Среди причин данного явления обычно называют и введение ЕГЭ, и сокращение настоящей живой коммуникации, и утрату престижа образования, всеобщую технологизацию и, конечно же, потерю моды на чтение, формирующей интуитивную грамотность и являющейся «результатом функционального чтения», когда чтение из процесса переходит в результат» [16, 17, 18].

По данным опроса ФОМ в 2014 г., «более 50% россиян признали, что за последний год не прочли ни одного художественного произведения. 21% читающих граждан брали книги у знакомых и родственников, 20% - покупали, ещё 20% читали те книги, которые были у них дома. Лишь 9% обращались за книгами в публичную библиотеку, а 66% респондентов за последние два года не покупали книг, относящихся к художественной литературе» [1].

Безусловно, эти показатели зависят от многих факторов, в том числе развития инфрастркутуры региона, возраста читателей, их профессии. Однако проведенный нами опрос показал, что ситуация не так плоха и однозначна. В октябре 2019 года с помощью google формы нами был проведен опрос подобного вышеназванному рода. Выборка составила 220 человек. В опросе приняли участие большее количество лиц женского пола (81,8%), чем мужского (18,2%). Возраст опрошенных составил в преобладании в 81,8 % от 18-25лет, 18,2% проголосовало за возраст до 18 лет.

Основные результаты опроса следующие:

На вопрос «Много ли вы читаете? Большинство (45,5%) ответили, что иногда читают, 36,4% читают много, 9,1% не имеют времени, либо желания для чтения книг (рис.1).

# А) много читаю

# Б) иногда читаю Ш В) нот желания и ;ш

# Г) нет времени читать

Рисунок 1 - Данные опроса об объеме чтения (со_ставлено авторами)_

Bulganina Svetlana Viktorovna, Maltseva Svetlana Mikhailovna, Voronkova Anna Aleksandrovna and others READING AS A FACTOR IN THE FORMATION OF LANGUAGE ...

philological sciences -linguistics

На вопрос о любимом литературном жанре ровно 50% ответили, что предпочитают любовные романы, 45,5% предпочитают фантастику,40,9% нравится классика, 27,3% опрошенных читают детективы, а научно-популярный стиль нравится 4,5% опрошенных. Религиозную литературу никто не выбрал (рис.2).

Рисунок 2 - Данные опроса о жанровых предпочтениях (составлено авторами)

На вопрос о посещаемости библиотеки одинаковое количество людей ответило, что посещают библиотеку по мере необходимости, либо не посещают вообще-36,4%. 22,7 % посещают редко, а 4,5% опрошенных посещают библиотеку как минимум раз в неделю (рис.3).

Рисунок 3 - Данные опроса о посещении библиотек (составлено авторами)

На вопрос «Что важно для вас при выборе книг?», большинство опрошенных (90,9%) ответили, что читают то, что им интересно, 9,1% читает литературу связанную с учёбой. Мода книг на опрошенных не влияет.

Большинство опрошенных (72,7%) покупают книги в книжных магазинах, 31,8% в интернете, и одинаковое количество людей берут книги в библиотеке или у дру-зей(27,3%).

50% опрошенных считают, что стремление к чтению снизилось из-за напора интернета (рис.4).

Рисунок 4 - Данные опроса о стремлении к чтению (составлено авторами)

Большинство опрошенных (59,1%) сейчас читают книгу(и), 22,7%недавно закончили читать, а 18,2% уже давно не читали.

Выяснилось, что большинство людей 81,8% предпочитают читать дома. При выборе формата большинство по-прежнему предпочитает бумажные книги.

Являясь действующими преподавателями социальных и гуманитарных дисциплин в вузе, авторы данной работы не раз сталкивались с незнанием студентами основных сюжетов и героев мировой классики [19, 201.

Это безусловно затрудняет восприятие ими материалов изучаемых курсов. Однако обучающиеся с интересом слушают о существовании этих сюжетов, находят параллели с современностью, впоследствии читают произведения или слушают их в аудио-версии. Думается, если бы в вузах, в том числе негуманитарных, был некий фонд художественной литературы, в том числе в электронных или аудио- форматах, это способствовало бы росту интереса к чтению среди молодежи и как следствие повышения уровня языковой и функциональной грамотности.

ВЫВОДЫ. Таким образом, падение интереса к чтению очевидно. Это существенно влияет на интеллектуальный потенциал общества и конкурентоспособность нашей страны. Мер, предпринимаемых государством для борьбы с этим явлением явно не достаточно, да и многие из них половинчаты. Однако, на наш взгляд, среди значительной части молодого, но уже «послешколь-ного» населения наметилась тенденция к росту чтения. Причем люди сами выбирают то, что хотят прочитать, несмотря на рекламу, школьную программу и моду. Вызывает некоторое опасение то, что основная масса этой выбранной литературы носит развлекательный характер (любовные романы и фантастика) и напоминает еще одну форму отвлечения от реальности или отдыха от нее. Хочется согласиться с мнением многих известных деятелей науки и искусств о том, что в стране назрела необходимость возрождения культуры чтения, ее пропаганды [21]. Чем выше будет уровень общей культуры населения, тем более в нем возникнет интерес к интеллектуальному чтению. Вузовское образование должно взять эстафету от школы и ввести как общеобразовательный курс мировой художественной литературы, особенно современной, при чем проводить его в инновационных и интерактивных формах. Пока еще не потерян окончательно интерес этому следует уделить особое внимание.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Книга и чтение в культурном пространстве России// URL:http://www.unkniga.ru/ostraya-tema/2759-kniga-i-chtenie- (дата обращения: 19.05.2020).

2. Султангазина Г.Ж., Туякова Б.С.К вопросу развития языковой грамотности как составляющей функциональной грамотности // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2012. №.4. С. 185-188

3. Нефляшева И.А. Интернет-феномен «новой грамотности» в контексте теории постмодернизма //Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2016. № 5. С. 402-407.

4. UNESCO. Revised Recommendation concerning the International Standardization of Educational Statistics.http://portal.unesco.org/en/ ev.php-URL_ID=13136&URL _DO=DO_ T0PIC&URL_SECTI0N=201. html General Conference of UNESCO. Paris, 27.09.1978, р. 19.Лотова Н.К., Прудецкая Н.Е. Развитие речевой культуры в профессиональной деятельности студентов неязыкового вуза // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 3. С. 84-89

5. Рудик Г.А., Жайтапова А.А., Стог С.Г. Функциональная грамотность — императив времени // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. С.263-269.

6. Дунаева Н.И., Суворова О.В. Проблема конкурентоспособности личности студента в условиях образовательной среды вуза в отечественных и зарубежных исследованиях //Вестник Мининского университета. Т.8. №1 (30). С. 8.

7. Кметь Е.Б. Многоуровневый образ успешного выпускника вуза в разрезе мнений старшеклассников и студентов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 154-156.

8. Фролова П.И. К вопросу об историческом развитии понятия «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике \\ Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 1 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/nZk-voprosu-ob-istoricheskom-razvitii-ponyatiya-funktsionalnaya-gramotnost-v-pedagogicheskoy-teorii-i-praktike (дата обращения: 19.05.2020).

9. Маркасова О.А. Понятие «грамотность» в наивном языковом сознании: поиск критериев и средств достижения // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015. № 2(24). С. 172-182.

10. Ермакова Е.А. О понятии «функционально-грамотная языковая личность младшего школьника» // Начальная школа плюс: ДО и ПОСЛЕ. 2012. № 7.С. 70-74.

11. Фесенко О. П. Языковая грамотность студентов: причины снижения и условия совершенствования // Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия: 8-я Всероссийская научно-практическая конференция, 2018. С.1.

_12. Александрова О.М., Добротина И.Н., Гостева Ю.Г.,

232

Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 4(33)

филологические науки -языкознание

Булганина Светлана Викторовна, Мальцева Светлана Михайловна, Воронкова Анна Александровна и другие ЧТЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ...

Васильевых И.П. Языковая грамотность в составе интегративных компонентов функциональной грамотности // Текст культуры и культура текста: Материалы IV Международного педагогического форума. СПб., 2017. С. 349-354.

13. Мальцева С.М., Воронкова А.А., Бушуева А.А. Формирование научного мировоззрения студентов в процессе преподавания социогу-манитарных дисциплин // Современные исследования социальных проблем. 2019. Т. 11. № 2-2. С. 121-125.

14. Грязнова Е.В., Треушников И.А., Мальцева С.М. Тревожные тенденции в системе российского образования: анализ мнений ученых и педагогов // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 47-57.

15. Кемельбекова Г. А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). Краснодар: Новация, 2016. С. 6-9. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9552/ (дата обращения: 13.05.2020).

16. Антуфьева Е.В. Теория интуитивной грамотности как методологическая база обучения русскому языку в школе // Научно педагогическое обозрение «Pedagogical Review». № 1(15).С. 18-26

17. Воронкова А.А., Кашина О.П. Проблема формирования языковой личности и духовной зрелости современных российских предпринимателей // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-15. С. 34173421.

18. Пудовкина Н.В., Мечик И.А. Продуктивное обучение как условие формирования языковой личности обучаемого //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 96-98.

19. Богачева А.В. История слов и история народов в преподавании русского языка как иностранного // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 1 (56). С. 269-271.

20. Фесенко О.П. Языковая грамотность и языковая компетенция в рамках вузовской дисциплины «культура речи» //Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты: сб. материалов V Междунар. науч.-метод. конференции. Омск, 2019. С. 112-115.

21. Хазина А.В., Строганов Д.А. Эллинизм в опыте ментальной идентификации // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2016. № 8 (229). С. 12-15.

Статья поступила в редакцию 19.05.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.