Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ'

РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2059
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / ФИНАНСОВЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ / ПРОГРАММЫ ФИНАНСОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фролова Елена Викторовна, Матвеева Валерия Даниловна

Развитие финансовой грамотности молодежи относится к числу важнейших задач государственной политики. Финансовые знания и навыки личности позволяют принимать обоснованные решения, эффективно использовать финансовые инструменты, продукты и услуги в целях обеспечения финансового благополучия и финансовой безопасности. Цель статьи заключается в исследовании уровня финансовой грамотности современной молодежи, анализе специфики ее финансового поведения, использовании финансовых знаний и навыков на практике. Результаты исследования показали недостаточный уровень финансовой грамотности молодежи, отсутствие устойчивой ориентации на практику сберегательного поведения, положительное отношение к заимствованию денежных средств. Одной из проблем является недостаточный уровень финансовых навыков, связанных с использованием накопительных инструментов, в том числе банковских продуктов. В статье сделан вывод о необходимости популяризации финансовых знаний, программ финансового образования, формирования электронных ресурсов, обеспечивающих доступ к финансовой информации, использовании интерактивных форм развития финансовых навыков молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF FINANCIAL LITERACY OF YOUTH IN MODERN RUSSIAN CONDITIONS

The development of financial literacy of young people is one of the most important tasks of public policy. Personal financial knowledge and skills allow making conscious decisions, effectively using financial instruments, products and services in order to ensure financial well-being and financial security. The purpose of the article is to study the level of financial literacy of modern youth, analyze the specifics of their financial behavior, characteristics of the use of financial knowledge and skills in practice. The results of the study show an insufficient level of financial literacy of young people, a lack of a stable orientation towards the practice of saving behavior, and a positive attitude towards borrowing money. The article highlights the problem: an insufficient level of financial skills associated with the use of savings instruments, including banking products. The article concludes that it is necessary to popularize financial knowledge, financial education programs, create electronic resources that provide access to financial information, and use interactive forms of developing financial skills of young people.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ»

УДК 37.032.5 DOI: 10.31862/2218-8711-2021-3-118-129

ББК 60.56

РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ

DEVELOPMENT OF FINANCIAL LITERACY OF YOUTH IN MODERN RUSSIAN CONDITIONS

Фролова Елена Викторовна

Профессор Департамента социологии, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, доктор социологических наук E-mail: efrolova06@mail.ru

Frolova Elena V.

Professor at the Department of Sociology, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, ScD in Sociology

E-mail: efrolova06@mail.ru.

Матвеева Валерия Даниловна

Студент 4-го курса бакалавриата, Факультет социальных наук и массовых коммуникаций, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва E-mail: vdmatveeva.fa@yandex.ru

Matveeva Valeria D.

4th year undergraduate student at the Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

E-mail: vdmatveeva.fa@yandex.ru

Аннотация. Развитие финансовой грамотности молодежи относится к числу важнейших задач государственной политики. Финансовые знания и навыки личности позволяют принимать обоснованные решения, эффективно использовать финансовые инструменты, продукты и услуги в целях обеспечения финансового благополучия и финансовой безопасности. Цель статьи заключается в

Abstract. The development of financial literacy of young people is one of the most important tasks of public policy. Personal financial knowledge and skills allow making conscious decisions, effectively using financial instruments, products and services in order to ensure financial well-being and financial security. The purpose of the article is to study the level of financial literacy

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Фролова Е. В., Матвеева В. Д., 2021

исследовании уровня финансовой грамотности современной молодежи, анализе специфики ее финансового поведения, использовании финансовых знаний и навыков на практике. Результаты исследования показали недостаточный уровень финансовой грамотности молодежи, отсутствие устойчивой ориентации на практику сберегательного поведения, положительное отношение к заимствованию денежных средств. Одной из проблем является недостаточный уровень финансовых навыков, связанных с использованием накопительных инструментов, в том числе банковских продуктов. В статье сделан вывод о необходимости популяризации финансовых знаний, программ финансового образования, формирования электронных ресурсов, обеспечивающих доступ к финансовой информации, использовании интерактивных форм развития финансовых навыков молодежи.

of modern youth, analyze the specifics of their financial behavior, characteristics of the use of financial knowledge and skills in practice. The results of the study show an insufficient level of financial literacy of young people, a lack of a stable orientation towards the practice of saving behavior, and a positive attitude towards borrowing money. The article highlights the problem: an insufficient level of financial skills associated with the use of savings instruments, including banking products. The article concludes that it is necessary to popularize financial knowledge, financial education programs, create electronic resources that provide access to financial information, and use interactive forms of developing financial skills of young people.

Ключевые слова: финансовая грамотность, молодежь, финансовые знания и навыки, программы финансового образования.

Keywords: financial literacy, youth, financial knowledge and skills, financial education programs.

Введение. Финансовая грамотность определяет стратегии потребительского и сберегательного поведения. По результатам исследований, более осознанный выбор товара, рациональная оценка его стоимости и качества характерна для индивидов с более высоким уровнем финансовой грамотности. Кроме того, им свойственно в большей степени контролировать свои расходы, ограничивать нерациональные заимствования денежных средств, использовать дифференцированные инструменты накопления [1].

Отсутствие финансовой грамотности негативно сказывается на возможностях долгосрочного экономического планирования в процессе потребления, сужает вероятность адекватной оценки альтернатив, принятия «информационного решения» в процессе приобретения товаров и услуг [2]. Следствием недостаточного уровня финансовой грамотности и культуры потребительского поведения может являться «демонстративность, имиджевость» потребления, преобладание его иррациональных характеристик [3]. Среди современных проблем недостаточного уровня финансовой грамотности можно выделить следующие: фрагментарный учет доходов и расходов; нестабильность стратегий сберегательного поведения при доминировании потребления, слабая распространенность навыков сравнения финансовых продуктов перед их приобретением [4]. Развитие

информационно-коммуникационных технологий, трансформация потребительских предпочтений под воздействием массовой рекламы, стремительный рост сегмента он-лайн-покупок в сети Интернет [5], появление инновационных инструментов на рынке банковских услуг, увеличение числа мошенничеств в финансовой сфере актуализируют исследование вопросов, связанных с финансовой грамотностью молодежи.

Следует отметить, что анализ факторов формирования финансовых знаний и навыков молодежи представляет собой одной из наиболее актуальных направлений исследований. Ученые делают вывод, что интерес к финансовой сфере, практические навыки, например владение банковским счетом и/или опыт финансового сбережения денежных средств, являются наиболее значимыми предикторами более высокого уровня финансовой грамотности среди подростков [6].

Расширяя научное поле исследований факторов формирования финансовой грамотности, в исследованиях акцентируется внимание на личностных установках представителей молодого поколения, содержании и уровне их мотивации. Именно тип и сила мотивации индивида определяет его готовность приобретать финансовые знания [7].

Помимо интереса к финансовой сфере, выделяется такой фактор, как интерес и активная позиция в практиках поиска и изучения финансовой информации. Ряд ученых используют термин «финансовая социализация», подчеркивая роль семьи в актуализации потребностей в финансовых знаниях [8], развитии финансовой независимости молодежи [9].

Методы финансовой социализации в рамках семьи включают в себя: финансовое моделирование, практики обсуждения родителями и детьми финансовых вопросов и экспериментальное обучение через практический опыт использования финансовых инструментов [10]. Анализ влияния семейных ценностей и установок родителей на финансовую грамотность и финансовое поведение детей представляет собой как научный, так и практический интерес с точки зрения разработки эффективных методов формирования финансовых знаний и навыков.

Согласно результатам эмпирических исследований, некоторые особенности дет-ско-родительских отношений оказывают воздействие на модели финансового поведения молодежи. Установлено, что различия в уровне финансовой активности молодого человека детерминированы его собственными оценками родительского воздействия со стороны матери [11]. В других исследованиях подчеркивается, что более низкий финансовый доход семьи инициирует уязвимую позицию молодого человека в вопросах финансовой грамотности [12]

Интерес представляет вывод о взаимосвязи между финансовой грамотностью и количеством членов семьи. Результаты исследований показали, что студенты из семей с большим количеством членов более грамотны в финансовом отношении, чем студенты из семей с меньшим количеством членов [13].

Программы финансового образования относятся к числу наиболее значимых факторов повышения уровня финансовой грамотности и рациональности будущих финансовых решений среди подростков [6]. Так, разработанные схемы цифрового обучения, направленные на развитие финансовой грамотности - многомерной ключевой

компетенции, включенной в учебную программу школ Бельгии, показали достаточно хорошие результаты. При этом важное значение имела онлайн профессиональная поддержка развития учителей в форме серии интерактивных веб-семинаров [14].

Аналогичные результаты получены в школах Австралии, при этом ученые обратили внимание, что эффективность усвоения цифровых знаний во многом определялась уровнем вовлечения студентов в управление программой, качеством документацион-ного обеспечения [15]. Интересные результаты получены при анализе взаимосвязей между уровнями финансовой и математической грамотности. Ученые сделали вывод, что обучение финансовой грамотности можно легко интегрировать в курсы математики, по крайней мере для 15-летних учащихся [16].

В условиях цифровизации большое распространение получают виртуальные платформы и площадки формирования финансовых знаний. Результаты исследований показывают высокий уровень их популярности среди студенческой молодежи [17]. Информационная поддержка, популяризация финансового образования, распространение навыков использования специальных приложений для ведения бюджета может рассматриваться в качестве рекомендаций для повышения уровня финансовой грамотности [4].

Материалы и методы. В ходе исследования использовались как общетеоретические, так и эмпирические методы (глубинное интервью). Выборка осуществлялась методом стихийного отбора. В интервью приняло участие 16 студентов Финансового университета различных курсов и факультетов. Среди опрошенных студентов преобладают девушки, их численность составила 75%. Информанты в большинстве своем представлены неработающими студентами (56%), постоянную занятость имеют 25%, частичную - 19%. Средний диапазон личных средств, которыми располагают студенты, составил примерно 19 тыс. руб. ежемесячно. В ходе проведения интервью были раскрыты следующие блоки вопросов: социально-демографический портрет студенческой молодежи, уровень финансовой грамотности, типичные проявления потребительского поведения. Цель статьи - изучение уровня финансовой грамотности молодежи, анализ специфики ее финансового поведения, использования финансовых знаний и навыков в повседневной жизни.

Результаты. В ходе исследования студентам было предложено провести самодиагностику уровня своей финансовой грамотности. Большинство студентов оценили себя в среднем диапазоне. Критичное отношение к уровню своей финансовой компетенции подтверждается тем, что только 6% опрошенных выбрали вариант ответа - «высокий уровень».

Полученные данные иллюстрируют следующие высказывания студентов в ходе интервью.

Респондент № 1 (девушка, 19 лет): «Думаю, у меня низкий уровень финансовой грамотности. Я никогда не сталкивалась с ведением расходов, я несамостоятельна в материальном плане, я не знаю всех тонкостей, когда идешь в банк и так далее. Не знаю, в чем лучше хранить деньги, или, может быть, вообще их не хранить, а вкладывать».

Респондент № 4 (девушка, 21 год): «Мне кажется, у меня средний уровень финансовой грамотности. То есть я примерно в теории знаю, как работают финансовые институты,

что такое деньги, банки, вклады, инвестиции, но на практике никогда особенно не пыталась провернуть махинации с деньгами, чтобы получить прибыль».

Результаты интервью показывают, что обладание финансовыми знаниями, знакомство с финансовой терминологией не гарантирует развития финансовых навыков, позволяющих свободно ориентироваться на рынке банковских услуг и продуктов. Анализ финансового поведения молодежи подтверждает полученные выводы. Только каждый пятый респондент регулярно осуществляет ведение собственных доходов и расходов. Более половины опрошенных не делают этого вовсе, каждый четвертый делает нерегулярно.

Респондент № 5 (мужчина, 19 лет): «Я веду только учет своих расходов, однако не занимаюсь их планированием».

Респондент № 3 (мужчина, 20 лет): «Вообще не веду учет доходов и расходов и понимаю, что зря. Потому что бывают случаи, когда в середине месяца остаешься с пустыми карманами, не понимая, куда ушли деньги».

Вопрос, определяющий структуру потребительских расходов, подтвердил отсутствие тщательного мониторинга денежных транзакций у студентов, так как ни один респондент не смог четко выделить содержание ежемесячных трат.

Результаты ответов респондентов иллюстрируют амбивалентные тенденции: с одной стороны, студенты осознают значимость финансовой грамотности, необходимость финансового планирования, а с другой стороны, в ходе повседневной жизни не реализуют стратегии сберегательного поведения, не осуществляют контроль собственных расходов.

В ходе исследования была предпринята попытка анализа ценностных установок студентов, влияющих на их потребительское поведение и решения при покупке товаров. Отметим, что респонденты достаточно аккуратно относятся к приобретению дорогих товаров. В интервью студенты упоминали, что покупка товаров из достаточно высокой ценовой категории не носит спонтанного характера. Решения в большинстве своем являются взвешенными и обдуманными, так как приобретение таких вещей всегда сопровождается целенаправленным откладыванием, накоплением денежных средств. В противовес рациональным практикам финансового поведения, в ходе интервью были выявлены противоположные тенденции. Ряд студентов при реализации потребительского выбора ставят в приоритет престиж продукции, не соотносят стоимость покупки с собственным доходом.

Вариативность представленных позиций связана с различиями в уровне дохода и, как следствие, моделей потребления. Однако наиболее значимым фактором выступает уровень финансовой грамотности студентов, навыки принятия взвешенных финансовых решений, планирования расходов, мотивация к сберегательному поведению. Дополнительными факторами, формирующими потребительские установки, выступают материальная обеспеченность семьи, возраст респондентов, наличие дополнительного заработка, стиль жизни, мнение ближайшего окружения, оценка современной социально-экономической ситуации.

В ходе интервью респондентам предлагались карточки с различными высказываниями о моделях финансового поведения вымышленных персонажей.

Карточка № 1. Студентка Марина К. считает, что все деньги, которые не тратятся на продукты первой необходимости, нужно откладывать.

С данным высказыванием согласился только каждый третий респондент. Большинство придерживается мнения, что сберегательное поведение рационально только в случае наличия определенной цели.

«Я считаю, что просто откладывать деньги смысла нет, поскольку для чего они тогда нужны? Плюс, когда твои деньги тебе не приносят никаких дивидендов, например, в виде эмоций, желание зарабатывать потихоньку начинает угасать».

Карточка № 2. Студент Егор С. думает, что нет ничего страшного в том, чтобы занять денег у друзей.

Всего 13% не разделяют позиции Егора из-за личных отношений к займам, остальные же разделяют его позицию и считают, что при наличии возможности возместить сумму в заимствовании, особенно у близких людей, нет ничего предосудительного.

Карточка № 3. Студентка Женя У. хочет купить новую версию ноутбука, но у нее не хватает на него денег, поэтому она собирается оформить кредит на 3 года.

2/3 респондентов (66,7%) позитивно относится к ситуации Жени, 6,7% студентов на данный момент сами оплачивают потребительский кредит за смартфон. Можно сделать предположение, что такая реакция обусловлена маркетинговыми стратегиями, которые оказывают влияние на покупателей, предлагая «наиболее выгодные условия приобретения товара в рассрочку». А молодежь более восприимчива к такого рода рекламе.

Анализ факторов формирования финансовой грамотности студентов позволяет сделать вывод, что отсутствие практического опыта в использовании банковских продуктов негативно сказывается на уровне финансовых знаний и навыков. Так, респондентам был задан вопрос о применении дебетовых/кредитных карт, опыте пользования вкладами банков, инвестиционными/брокерскими счетами. Только 13% из числа опрошенных респондентов отметили, что они пользуются определенными финансовыми продуктами.

В большинстве своем студенты применяют в повседневной жизни дебетовые карты, что является самым распространенным банковским продуктом и по сути своей не способствует формированию ни устойчивых финансовых знаний, ни финансовых навыков. Использование банковских вкладов является более продуктивной поведенческой стратегией, позволяя приобретать опыт сберегательного финансового поведения. Только одна из респондентов сделала вклад в банке, что может свидетельствовать о дисфункциях развития финансовой грамотности молодежи. Студентка, открывшая сберегательный вклад в банке, в ходе интервью отметила, что сделала это под руководством родителей, которые в ходе бесед с дочерью подчеркивали важность использования финансовых инструментов для сбережения денежных средств.

Эмпирические данные подтверждают теоретические выводы о роли семьи в формировании финансовых знаний и навыков молодежи. Аналогичные результаты получены в ходе международного исследования Р^А-2018 (Финансовая грамотность). Установлено, что подростки, которые часто обсуждают со своими родителями

те или иные финансовые вопросы, имеют более высокий уровень финансовой гра-мотности1.

Обсуждение. Являясь наиболее мобильной социальной группой, молодые люди активно осваивают новые социальные роли, связанные с изменением статуса, принимая на себя ответственность за свое потребительское поведение, получение услуг в банковской сфере, страхования и т. д. Данные факторы предъявляют повышенные требования к уровню финансовой грамотности молодежи. Финансовая грамотность молодежи включает в себя:

• финансовые знания (понимание специфики финансовых продуктов, услуг и инструментов, финансовых ситуаций, знание финансовых терминов);

• финансовые навыки (использование в повседневной жизни финансовых продуктов, услуг и инструментов, навыки анализа информации, поведения в финансовых ситуациях);

Финансовые знания и навыки позволяют реализовать рациональные финансовые решения, достигать долгосрочных финансовых результатов, соблюдать баланс трат и сбережений.

Результаты проведенного интервью показали, что студенты достаточно критично оценивают уровень своей финансовой грамотности, в большинстве своем центрируясь в среднем диапазоне. С одной стороны, респонденты отметили наличие определенных знаний, понимание финансовой терминологии. С другой стороны, результаты исследования иллюстрируют недостаточный уровень использования полученных знаний на практике. В большинстве своем респонденты в повседневной жизни не реализуют такие финансовые навыки, как планирование доходов и расходов, мониторинг и контроль финансовых трат.

Несмотря на стремление к рациональности в процессе приобретения товаров и услуг, некоторые студенты отмечают случаи импульсивного поведения, наличие спонтанных трат, недостаточный уровень дисциплинированности. Анализ высказанных мнений при обсуждении тех или иных моделей финансового поведения показал, что студенты достаточно легкомысленно относятся к практике заимствования денежных средств, отсутствует устойчивая мотивация на сокращение лишних трат, сберегательные стратегии. Опыт открытия вклада имеет лишь одна студентка, которая реализовала это под руководством родителей.

Полученные данные свидетельствуют о недостаточном уровне активности молодежи в практиках сберегательного поведения, использовании накопительных и страховых инструментов, банковских продуктов и услуг. Сопоставление авторских результатов с аналогичными исследованиями актуализирует значимость развития финансовой грамотности молодежи, рационализации финансовых решений, формирования способностей управления денежными средствами и накоплениями, эффективного осуществления платежей. Особую актуальность в современных условиях массовой рекламы,

1 Отчет по результатам международного исследования PISA-2018 (Финансовая грамотность). URL: https://fioco.ru/pisa-2018-results-fin (дата обращения: 18.01.2020).

доминирования ценностей гедонистического потребления приобретают навыки грамотного использования кредитных продуктов, закрепление понимания в сознании молодежи значимости кредитной истории как «репутационного залога» [18].

Развитие финансовой грамотности молодежи обеспечивается как в ходе семейной социализации, так и в системе школьного и высшего образования. В ходе международного исследования Р^А-2018 (Финансовая грамотность) было установлено, что семья играет достаточно значимую роль в развитии финансовых навыков подростка, 80% опрошенных обсуждают с родителями финансовые вопросы.

Недостаточность усилий семьи в развитии финансовых знаний и навыков молодежи обусловлена недостаточным уровнем финансовой грамотности взрослого населения, низким уровнем доверия к финансовым институтам в РФ. В этом аспекте система образования обладает более высокими преимуществами в развитии финансовой грамотности молодежи. Результативность финансового образования обеспечивается не только введением специализированных дисциплин в учебную программу, но и рассмотрением финансовых вопросов в рамках других предметов2.

Международный опыт развития финансовой грамотности молодежи свидетельствует об успешности таких практик, как информационная поддержка и финансовое просвещение в сети Интернет, актуализация интерактивных форм обучения. Выделим наиболее успешные практики формирования финансовой грамотности молодежи в международном опыте. В частности, некоммерческая организация JumpStart, включающая около 150 национальных организаций-партнеров финансового и правительственного сектора, других ассоциаций, использует следующие инструменты повышения финансовой грамотности молодежи [19]:

• Информационная поддержка на специализированных сайтах. Размещение в открытом доступе финансовой и правовой информации позволяет потенциальным потребителям принимать обоснованные решения в финансово-экономических вопросах.

• Использование интерактивных онлайн-игр. Видеоиллюстрации, мультипликационные картинки, тесты с альтернативным выбором вариантов ответа формируют не только финансовые знания в игровой форме, но и навыки аналитического мышления.

• Издание буклетов по финансовым вопросам, в том числе предоставление информации по различным инвестиционным продуктам и возможностям их приобретения. Издание электронных книг, посвященных вопросам повышения уровня финансового благосостояния (кредитоспособность, управление личными финансами).

• Популяризация финансово-правовой грамотности, размещение онлайн-статей в открытом доступе с рекомендациями, позволяющими предотвратить мошенничество, обдуманно использовать заемные средства.

2 Отчет по результатам международного исследования PISA-2018 (Финансовая грамотность). URL: https://fioco.ru/pisa-2018-results-fin (дата обращения: 18.01.2020).

• Подготовка видеосюжетов, посвященных планированию крупных расходов на определенных жизненных этапах (свадьба, выпускной вечер, похороны, юбилейные торжества), а также стандартным финансовым операциям (страхование, кредит, оформление договора на покупку товара, гарантии). Подготовка иллюстративной инфографики, где в кратком виде излагаются основные тезисы по вопросам финансовой грамотности.

• Проведение вебинаров в режиме реального времени по конкретным темам. Кроме того, в современных условиях важной задачей является развитие навыков

сберегательного и инвестиционного поведения. Во многом решение данной задачи лимитировано низким уровнем доверия населения к финансовым институтам. Преодоление данных стереотипов связывается с популяризацией деятельности ключевых субъектов финансового рынка, предоставлением комплексной информации о существующих продуктах и услугах. Программа финансового образования в этом аспекте должна быть направлена на формирование таких базовых знаний, как «понятие риска и доходности, инфляции, принципы и схемы функционирования финансового рынка, понимание природы и функций финансовых институтов, границ их ответственности» [20].

Заключение. Финансовая грамотность молодежи является наиболее значимым фактором рационального потребительского поведения, обеспечения финансовой безопасности. Результаты исследования показали, что современная молодежь, имея определенные финансовые знания, тем не менее, не в полной мере обладает необходимыми финансовыми навыками. В частности, большинство опрошенных студентов не ведет учет собственных доходов и расходов, не в полной мере осуществляет мониторинг и контроль финансовых трат, отсутствует активность в практике сберегательного поведения, использовании накопительных инструментов, в том числе соответствующих банковских продуктов.

Выделенные проблемы свидетельствуют о необходимости развития финансовой грамотности молодежи. Учитывая определенные дисфункции финансовой социализации подрастающего поколения, низкий уровень доверия к финансовым институтам в РФ, особую актуальность приобретают программы финансового образования, популяризация финансовых знаний. В современных условиях дефицита времени и динамичного ритма жизни наиболее востребованы могут быть виртуальные площадки, вебинары, электронные ресурсы, позволяющие получать адекватную информацию по финансовым вопросам. Для молодежи высокую актуальность могут иметь интерактивные, игровые формы формирования финансовых знаний и навыков.

Список литературы

1. Злоказова Ю. В. Финансовая грамотность как условие рационального потребительского поведения // Муниципалитет: экономика и управление. 2019. Т. 2, № 27. С. 105-113.

2. Шевченко Д. А., Давыденко А. В. Финансовая грамотность населения как фактор сберегательного поведения домашних хозяйств // Terra Economicus. 2013. Т. 11, № 4 (2). С. 139-144.

3. Гриф М. Р. Культура потребительского поведения россиян // Теория и практика общественного развития. 2014. № 2. С. 150-153.

4. Белехова Г. В., Калачикова О. Н. Финансовая грамотность населения: демографические особенности и возможности повышения (на примере Вологодской области) // Вестн. Пермского ун-та. Сер.: Экономика. 2019. Т. 14, № 2. С. 313-331.

5. Аликперова Н. В. Поведение потребителей: современные реалии и глобальные тренды // Гуманитарные науки. Вестн. Финансового ун-та. 2019. Т. 9, № 4. С. 46-51. DOI: https://doi.org/10.26794/2226-7867-2019-9-4-46-51.

6. Lucic A., Barbic D., Uzelac M. The role of financial education in adolescent consumers' financial knowledge enhancement // Market-trziste. 2019. No. 32 (SI). Р. 115-130. DOI: https://doi.org/10.22598/mt/2020.32.spec-issue.115.

7. Pereira M. C., Coelho F. Regulatory Focus, Money Attitudes and Financial Literacy: Evidence from Portuguese Young Adults // Journal of family and economic issues. 2020. Vol. 41, No. 4. Р. 615-625. DOI: https://doi.org/10.1007/s10834-020-09662-3.

8. Sharif S. P., Naghavi N. Family financial socialization, financial information seeking behavior and financial literacy among youth // Asia-Pacific Journal of Business Administration. 2020. Vol. 12, No. 2. P. 163-181. https://doi.org/10.1108/APJBA-09-2019-0196.

9. When Parenting Pays Off: Influences of Parental Financial Socialization on Children's Outcomes in Emerging Adulthood / D. B. Allsop, M. N. Boyack, E. J. Hill [et al.] // Journal of family and economic issues. 2020. DOI: https://doi.org/10.1007/s10834-020-09716-6.

10. LeBaron A. B., Kelley H. H. Financial Socialization: A Decade in Review // Journal of family and economic issues. 2021. Iss. 42. P. 195-206. DOI: https://doi.org/10.1007/s10834-020-09736-2.

11. Детско-родительские взаимоотношения как предиктор финансовой активности молодежи / Н. Е. Жданова, И. В. Воробьева, М. С. Кривощекова, С. И. Велкова // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 7. С. 33-51. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-7-33-51.

12. Douissa I. B. Factors affecting College students' multidimensional financial literacy in the Middle East // International review of economics education. 2020. Vol. 35, No. 100173. DOI: https://doi.org/10.1016/j.iree.2019.100173.

13. Financial literacy and rationality of youth in Slovakia / B. Gavurova, M. Kubak, E. Huculova [et al.] // Transformations in business & economics. 2019. Vol. 18, No. 3. Р. 43-53.

14. Compen B., De Witte K., Schelfhout W. The impact of teacher engagement in an interactive webinar series on the effectiveness of financial literacy education // British journal of educational technology. 2020. DOI: https://doi.org/10.1111/bjet.13013.

15. Williams P., Morton J. K., Christian B. J. Enhancing financial literacy in children 5-12 years old using authentic learning within a school market garden programme // Education. 2020. Vol. 3, No. 13. DOI: https://doi.org/10.1080/03004279.2020.1851741.

16. Ozkale A., Erdogan E. O. An analysis of the interaction between mathematical literacy and financial literacy in PISA // International journal of mathematical education in science and technology. 2020. DOI: https://doi.org/10.1080/0020739X.2020.1842526.

17. Li J., Meyer-Cirkel A. Promoting financial literacy through a digital platform: A pilot study in Luxembourg // International journal of finance & economics. 2019. DOI: https://doi. org/10.1002/ijfe.1777.

18. Колесова Ю. И. Задачи повышения финансовой грамотности // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2013. № 3. С. 103-108.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Сергейчик С. И., СергейчикМ. С., Максимова, А. А. Мировой опыт реализации проектов в области финансового образования и повышения финансовой грамотности населения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2015. Т. 5, № 158. С. 35-41.

20. Воронов А. А. Финансовая грамотность российских студентов // Изв. Саратовского ун-та. Новая серия. Сер. Социология. Политология. 2010. Т. 10, № 2. С. 19-23.

References

1. Zlokazova Yu. V. Finansovaya gramotnost kak uslovie ratsionalnogo potrebitelskogo povedeniya. Munitsipalitet: ekonomika i upravlenie. 2019, Vol. 2, No. 27, pp. 105-113.

2. Shevchenko D. A., Davydenko, A. V. Finansovaya gramotnost naseleniya kak faktor sberegatelnogo povedeniya domashnikh khozyaystv. Terra Economicus. 2013, Vol. 11, No. 4 (2), pp. 139-144.

3. Grif M. R. Kultura potrebitelskogo povedeniya rossiyan. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2014, No. 2, pp. 150-153.

4. Belekhova G. V., Kalachikova O. N. Finansovaya gramotnost naseleniya: demograficheskie osobennosti i vozmozhnosti povysheniya (na primere Vologodskoy oblasti). Vestn. Permskogo un-ta. Ser.: Ekonomika. 2019, Vol. 14, No. 2, pp. 313-331.

5. Alikperova N. V. Povedenie potrebiteley: sovremennye realii i globalnye trendy. Gumanitarnye nauki. Vestn. Finansovogo un-ta. 2019, Vol. 9, No. 4, pp. 46-51. DOI: https:// doi.org/10.26794/2226-7867-2019-9-4-46-51.

6. Lucic A., Barbic D., Uzelac M. The role of financial education in adolescent consumers' financial knowledge enhancement. Market-trziste. 2019, No. 32 (SI), pp. 115-130. DOI: https://doi.org/10.22598/mt/2020.32.spec-issue.115.

7. Pereira M. C., Coelho F. Regulatory Focus, Money Attitudes and Financial Literacy: Evidence from Portuguese Young Adults. Journal of family and economic issues. 2020, Vol. 41, No. 4, pp. 615-625. DOI: https://doi.org/10.1007/s10834-020-09662-3.

8. Sharif S. P., Naghavi N. Family financial socialization, financial information seeking behavior and financial literacy among youth. Asia-Pacific Journal of Business Administration. 2020, Vol. 12, No. 2, pp. 163-181. DOI: https://doi.org/10.1108/APJBA-09-2019-0196.

9. Allsop D. B., Boyack M. N., Hill E. J. et al. When Parenting Pays Off: Influences of Parental Financial Socialization on Children's Outcomes in Emerging Adulthood. Journal of family and economic issues. 2020. DOI: https://doi.org/10.1007/s10834-020-09716-6.

10. LeBaron A. B., Kelley H. H. Financial Socialization: A Decade in Review. Journal of family and economic issues. 2021, Iss. 42, pp. 195-206. DOI: https://doi.org/10.1007/s10834-020-09736-2.

11. Zhdanova N. E., Vorobyeva I. V., Krivoshchekova M. S., Velkova S. I. Detsko-roditelskie vzaimootnosheniya kak prediktor finansovoy aktivnosti molodezhi. Obrazovanie i nauka. 2020, Vol. 22, No. 7, pp. 33-51. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-7-33-51.

12. Douissa I. B. Factors affecting College students' multidimensional financial literacy in the Middle East. International review of economics education. 2020, Vol. 35, No. 100173. DOI: https://doi.org/10.10Wj.iree.2019.100173.

13. Gavurova B., Kubak M., Huculova E. et al. Financial literacy and rationality of youth in Slovakia. Transformations in business & economics. 2019, Vol. 18, No. 3, pp. 43-53.

14. Compen B., De Witte K., Schelfhout W. The impact of teacher engagement in an interactive webinar series on the effectiveness of financial literacy education. British journal of educational technology. 2020. DOI: https://doi.org/10.1111/bjet.13013.

15. Williams P., Morton J. K., Christian B. J. Enhancing financial literacy in children 5-12 years old using authentic learning within a school market garden programme. Education. 2020, Vol. 3, No. 13. DOI: https://doi.org/10.1080/03004279.2020.1851741.

16. Ozkale A., Erdogan E. O. An analysis of the interaction between mathematical literacy and financial literacy in PISA // International journal of mathematical education in science and technology. 2020. DOI: https://doi.org/10.1080/0020739X.2020.1842526.

17. Li J., Meyer-Cirkel A. Promoting financial literacy through a digital platform: A pilot study in Luxembourg. International journal of finance & economics. 2019. DOI: https://doi. org/10.1002/ijfe.1777.

18. Kolesova Yu. I. Zadachi povysheniya finansovoy gramotnosti // Ekonomika i upravlenie: analiz tendentsiy i perspektiv razvitiya. 2013, No. 3, pp. 103-108.

19. Sergeychik S. I., Sergeychik M. S., Maksimova, A. A. Mirovoy opyt realizatsii proektov v oblasti finansovogo obrazovaniya i povysheniya finansovoy gramotnosti naseleniya. Vestn. Tomskogogos. ped. un-ta. 2015, Vol. 5, No. 158, pp. 35-41.

20. Voronov A. A. Finansovaya gramotnost rossiyskikh studentov. Izv. Saratovskogo un-ta. Novaya seriya. Ser. Sotsiologiya. Politologiya. 2010, Vol. 10, No. 2, pp. 19-23.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 3

Статья поступила в редакцию 20.01.2021 The article was received on 20.01.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.