Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сравнительный анализ / учебная мотивация / эмпирическое исследование / опросный метод / шкала мотивов / comparative analysis / educational motivation / empirical research / survey method / motivation scale

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Банасевич Анастасия Дмитриевна, Рачковская Юлия Андреевна

В статье представлены результаты сравнительного анализа эмпирических исследований учебной мотивации студентов, осуществлённого с использованием опросника А.А. Реана и В.А. Якунина в Московском гуманитарном университете, Казанском федеральном университете и Российском государственном гуманитарном университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Банасевич Анастасия Дмитриевна, Рачковская Юлия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF EMPIRICAL STUDIES OF THE EDUCATIONAL MOTIVATION OF FULL-TIME STUDENTS

The article presents the results of a comparative analysis of empirical studies of students’ educational motivation carried out using the questionnaire of A.A. Rean and V.A. Yakunin at Moscow University of the Humanities, Kazan Federal University and the Russian State University of the Humanities.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ»

DOI: 10.17805/trudy.2022.5.5 ПЕДАГОГИКА

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

А.Д. Банасевич,

Ю.А. Рачковская Московский гуманитарный университет

Аннотация: В статье представлены результаты сравнительного анализа эмпирических исследований учебной мотивации студентов, осуществлённого с использованием опросника А.А. Реана и В.А. Якунина в Московском гуманитарном университете, Казанском федеральном университете и Российском государственном гуманитарном университете.

Ключевые слова: сравнительный анализ; учебная мотивация; эмпирическое исследование; опросный метод; шкала мотивов

COMPARATIVE ANALYSIS OF EMPIRICAL STUDIES OF THE EDUCATIONAL MOTIVATION OF FULL-TIME STUDENTS

A.D. Banasevich, Yu. A. Rachkovskaya Moscow University for the Humanities

Abstract: The article presents the results of a comparative analysis of empirical studies of students ' educational motivation carried out using the questionnaire of A.A. Rean and V.A. Yakunin at Moscow University of the Humanities, Kazan Federal University and the Russian State University of the Humanities.

Keywords: comparative analysis; educational motivation; empirical research; survey method; motivation scale

Мотивация содействует развитию человека и его непрерывному самосовершенствованию. Она сопровождает человека в течение всей жизни, помогает ему преодолевать трудности, решать профессиональные и жизненные вопросы. Важную роль в становлении студента как специалиста играет учебная мотивация; она в значительной мере определяет эффективность деятельности в образовательном процессе вуза.

В изучение особенностей учебной мотивации студентов важное значение имеют эмпирические исследования, позволяющие получить достоверные данные об интересующем явлении на основе использования методов наблюдения, опросных тестов, беседы, анкетирования и др., а также математических методов обработки и анализа данных. Такие исследования являются самостоятельным предметом научных статей или составной частью диссертационных научных работ.

В качестве примера приведём статью Юсупова В.З. «Сравнительный анализ эмпирических исследований учебной мотивации студентов вузов». Методология статьи «задана логикой сравнительного анализа, осуществляемого на основе принципов системности, и четко определенными критериями отбора

научных работ, которые позволили сопоставить результаты исследований учебной мотивации в 10 вузах страны с числом респондентов почти 2000». На основе проведённого анализа В.З. Юсупов приходит к выводу о том, что единство или близость позиций учёных, изучающих учебную мотивацию обучающихся вуза, «проявляется в наблюдаемом авторами исследований снижении значимости для студентов учебных мотивов, что особенно заметно на выпускных курсах; в стабильном доминировании одних мотивов (коммуникативных и профессиональных) и низком уровне сформированности других (мотивов избегания и социальных мотивов); изменяющейся то в сторону повышения, то понижения значимости учебно-познавательных мотивов. Некоторая разница в иерархии мотивов наблюдается у обучающихся бакалавриата и специали-тета, а также студентов очной и заочной форм обучения» (Юсупов, 2022: 226227). Однако, специальный сравнительный анализ эмпирических исследований учебной мотивации студентов очной формы обучения до настоящей статьи не осуществлялся.

Цель статьи заключается в осуществлении эмпирического исследования учебной мотивации студентов очной формы обучения Московского гуманитарного университета и в сравнении полученных результатов с аналогичными исследованиями в других вузах.

Методологическим основанием проведённого нами исследования является разработанный В.В. Давыдовым и Д.Б. Элькониным деятельностный подход, с позиции которого определены и использованы следующие определения: «мотив как побуждение к деятельности, связанной с удовлетворением потребностей субъекта» (Леонтьев, 1972: 111), «мотивация - сложный механизм соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способ осуществления деятельности» (Божо-вич, 1972: 87), «мотивация учения - постановка учащегося в такие условия и ситуации, где желательные мотивы и цели складываются и развиваются с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений обучающегося» (Маркова, Матис, Орлов, 1990: 58).

На основе деятельностного подхода методология исследования представляла собой последовательность следующих действий:

- отбор научных работ для сравнительного анализа с учётом, что нашу выборку составили студенты очной формы обучения психолого-педагогического направления подготовки;

- выявление использованного авторами эмпирических исследований диагностического инструментария;

- проведение исследования учебной мотивации студентов - будущих педагогов-психологов с применением аналогичного диагностического инструментария;

- сравнительный анализ полученных нами и другими исследователями результатов в отношении учебной мотивации студентов с целью выявления сходных и различающихся выводов.

С указанных позиций были проанализированы эмпирические исследования, проведённые в Ярославском государственном университете (Агибалова, 2015), в Казанском федеральном университете (Дзроздикова-Зарипова, 2017), в Новосибирском государственном педагогическом университете (Клепикова, 2019), в Российском государственном гуманитарном университете (Осиповская, 2013).

Для исследования учебной мотивации студентов Московского гуманитарного университета по направлению подготовки психолого-педагогическое образование нами, как и многими другими авторами названных выше исследований, использовалась методика диагностики учебной мотивации студентов А.А. Реана и В.А. Якунина в модификации Н.Ц. Бадмаевой. Она включает 34 учебных мотива, объединённых в семь групп: коммуникативные мотивы, мотивы избегания, мотивы престижа, профессиональные мотивы, мотивы творческой самореализации, учебно-познавательные мотивы и социальные мотивы.

На основе названной методики мы составили опросник, включающий три части: введение, тест А.А. Реана и В.А. Якунина, описание порядка обработки и интерпретации его результатов, сведения о респонденте. Во введение мы обратились к студентам со следующими словами: уважаемый студент, учебная мотивация как процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, нацеленные на выполнение учебной деятельности, играет чрезвычайно важную роль в современных университетах. Не случайно, во многих из них, в том числе и в Московском гуманитарном университете, осуществляется изучение учебной мотивации с использованием различных методик, в числе которых чаще всего присутствует методика диагностики учебной мотивации студентов А.А. Реан и В.А. Якунина (модификация Н.Ц. Бадмаевой).

Цель предлагаемого опросника заключается в диагностике учебной мотивации студентов.

Для достижения этой цели просим вас оценить по 5-балльной системе приведенные в опроснике мотивы учебной деятельности по значимости для Вас: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов -максимальной.

Далее в опроснике следуют 34 вопроса теста, позволяющие студентам оценить значимость для них каждого мотива. Например:

1. Учусь, потому что мне нравится избранная профессия.

2. Чтобы обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

3. Хочу стать специалистом.

Порядок обработки и интерпретации результатов теста содержал перечень шкал и номеров вопросов теста, после которых при обработке результатов записывались представленные респондентами баллы и вычислялся средний балл. Например, Шкала 1. Коммуникативные мотивы: 7, 10, 14, 32. Баллы: 4 + 3 + 4 + 4 = 15 : 4 = 3,8 (средний балл).

Полученные данные по каждой учебной группе заносились в таблицы Excel,

позволяющие высчитывать средний балл и определять ранг каждой группы мотивов. Приведём пример таблицы по учебной группе студентов 2 курса.

Таблица 1

Таблица средних показателей учебной мотивации студентов 2 курса

Код Коммуникативные Избегания Престижа Професио-нальные Самореализации Познавательные Социальные

1 3,75 2,60 3,00 4,30 4,00 3,80 3,20

2 4.25 2,40 3,20 4,80 4,50 4,40 3,80

3 3,75 2,80 3,00 4,33 3,50 4,28 4,00

4 4,00 1,40 2,40 4,80 4,00 4,20 3,00

5 3,50 1,80 2,40 4,80 4,50 2,71 2,00

6 4,50 1,80 1,80 4,16 5,00 3,71 3,00

п

Средний балл 3,96 2,13 2,63 4,53 4,25 3,85 3,17

Ранго- 3 7 6 1 2 4 5

вый ряд

В результате проведённого исследования мы получили результаты по учебной мотивации студентов 1-3 курсов Московского гуманитарного университета направления подготовки «Психолого-педагогическое образование (студентов-выпускников очной формы обучения в этом учебном году в МосГУ нет). Для сравнительного анализа использовались и были сведены в общую таблицу данные, полученные в ходе исследования в Казанском федеральном университете (Дроз-дикова-Зарипова, Муртазина, Касимова 2017) и Российском государственном гуманитарном университете (Осиповская, 2013).

Таблица 2 Сравнительная таблица результатов исследования учебной мотивации студентов очной формы

Шкалы мотивов Московский гуманитарный университет Казанский федеральный университет Российской государственный гуманитарный университет

Курсы Курсы Курсы

1 2 3 1 2 3 4 2 3 4

Коммуникативные 2 4,00 2 3,96 2 3,83 1 4,5 1 4,2 2/3 3,8 1 3,8 4 3,30 2 3,64 2 3,29

Избегания 7 2,56 7 2,13 7 2,37 7 2,9 7 2,6 6/7 2,4 7 3,1 7 2,35 7 2,46 7 1,72

Престижа 6 3,11 6 2,63 6 3,34 2 4,4 4 3,4 6/7 2,4 3/5 3,4 6 2,76 6 2,99 6 2,13

Продолжение таблицы

Профессиональные 1 1 1 3 2 2/3 6 2 1 1

4,47 4,53 4,21 4,1 3,9 3,8 3,2 3,9 3,72 3,96

Творческой 4 3 3/4 4/5 5 1 3/5 5 3 4

самореализации 3,61 3,89 3,72 4,0 3,1 4,3 3,4 3,13 3,46 2,9

Учебные 3 4 3/4 4/5 3 4 2 1 5 3

3,92 3,85 3,72 4,0 3,6 3,4 3,6 3,42 3,38 3,06

Социальные 5 5 5 6 6 5 3/5 3 4 5

3,19 3,17 3,62 3,7 2,9 3 3,4 3,32 3,42 2,87

Средние значение 3,55 3,46 3,01 3,4 3,4 3,3 3,41 3,17 3,3 2,85

Анализ результатов проведенного исследования показал, что для студентов первого курса очной формы обучения преобладают коммуникативные мотивы, мотивы престижа, профессиональные и учебные навыки. Мотивы избегания выражены одинаково с небольшой разницей в 0,5 баллов.

Для студентов очной формы второго года обучения преобладают профессиональные, коммуникативные мотивы, учебные мотивы и мотивы творческой самореализации. Мотивы престижа и социальные навыки на втором курсе обучения по сравнению с первым курсом находятся на низком уровне.

Студенты третьих курсов Московского гуманитарного университета, Казанского федерального университета, и Российской государственного гуманитарного университета имеют общие шкалы мотивов, преобладающие над остальными -профессиональные мотивы, коммуникативные мотивы, и социальные. Учебные мотивы третьих курсов и мотивы творческой самореализации остаются в пределах допустимых значений в то время, как мотивы избегания и престижа остаются на наименьшем уровне среди остальных показателей.

Рассматривая данные четвертых курсов Российского государственного гуманитарного университета и Казанского федерального университета можно отметить, что в Казанском федеральном университете социальные мотивы, мотивы престижа, мотивы творческой самореализации находятся на одном уровне - 3,4 балла. Учебные и коммуникативные мотивы имеют наибольший результат 3,8 и 3,6 балла. Навыки избегания с результатом 3,1 балл, говорят о том, что студент адаптировался к ситуации, в состоянии контролировать себя, и ситуацию, не боится перемен. Профессиональные мотивы находятся в пределах допустимых значений, 3,2 балла. По результатам исследования в Российском государственном университете можно отметить наивысшие баллы по профессиональным мотивам, коммуникативным мотивам и учебным.

Сравнивая средние значения по всем шкалам в каждой отдельной выборке, можно прийти к следующим выводам. Среднее значение первого курса Московского гуманитарного университета и Казанского федерального университета по всем показателям имеет разницу в 0,15 баллов. Среднее значение по всем показателям вторых курсов имеют незначительную разницу в 0,6 и 0.29 баллов. Среднее значение по всем показателям третьих курсов находятся в пределах допу-

стимых значений. Среднее значение по всем показателям четвертых курсов 3,41 и 2,85. Стоит обратить внимание на повышение социальных мотивов и мотивов творческой самореализации.

Эмпирическое исследование учебной мотивации студентов очной формы обучения Московского гуманитарного университета осуществлено с использованием опросника А.А. Реан и В.А. Якунина (модификация Н.Ц. Бадмаевой). Сравнение полученных результатов с аналогичными исследованиями в других вузах показало, что существенных различий в структуре и динамике формирования учебной мотивации студентов очной формы обучения нет.

Ранговый ряд учебных мотивов, построенных на основе средних показателей по Московскому гуманитарному университету, Казанскому федеральному университету, Российскому государственному гуманитарному университету выглядит следующим образом: профессиональные мотивы (средний показатель 3,979), коммуникативные мотивы (средний показатель - 3,832); учебно-познавательные мотивы (средний показатель - 3,595), мотивы творческой самореализации (средний показатель - 3,259), престижа (средний показатель - 3,056), социальные мотивы (средний показатель - 3,259), мотивы избегания (средний показатель - 2,459).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Божович Л.И. (1972) Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Просвещение. 1972.

Дроздикова-Зарипова А.Р., Муртазина Э.И., Касимова Р.Ш. (2017) Специфика учебной мотивации у работающих студентов - будущих педагогов-психологов // Казанский педагогический журнал. № 3. С. 1-5.

Клепикова Н.М. (2019) Особенности мотивации учебной деятельности студентов в зависимости от формы обучения // BAIKAL RESEARCH JOURNA. № 2. С. 1-9. DOI: 10.17150/2411-6262.2019.10(2).5

Леонтьев А.Н. (1972) Проблемы развития психики. 3-е изд. М.: МГУ

Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. (1990) Формирование мотивации учения. М.: Просвещение.

Осиповская А.В. (2013) К вопросу о мотивации учебной деятельности студентов // Экономический журнал. № 2 (30). С. 89-93.

Юсупов В.З. (2022) Сравнительный анализ эмпирических исследований учебной мотивации студентов вузов // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 226-236. DOI: 10.17805/zpu.2022.1.17

Банасевич Анастасия Дмитриевна - обучающаяся 2 курса бакалавриата направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» Московского гуманитарного университета. Научный руководитель: Юсупов В.З., доктор педагогических наук, профессор. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д.5. Тел.: +7 (499) 374-74-59. Эл. адрес: rstasya@yahoo.com

Banasevich Anastasia Dmitrievna, a 2nd-year undergraduate student in the field of "Psychological and Pedagogical Education" at Moscow University for the Humanities. Scientific supervisor: Yusupov V.Z., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel.: +7 (499) 374-74-59. Email: rstasya@yahoo.com

Рачковская Юлия Андреевна - обучающаяся 3 курса магистратуры направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» Московского гуманитарного университета. Научный руководитель: Юсупов В. З., доктор педагогических наук, профессор. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д.5. Тел.: +7 (499) 374-74-59. Эл. адрес: ulyarachulya@rambler.ru

Rachkovskaya YuliaAndreevna, a student of the 3rd year of the master's degree in the direction of training "Psychological and pedagogical education" of the Moscow University for the Humanities. Scientific supervisor: Yusupov V. Z., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel.: +7 (499) 374-74-59. Email: ulyarachulya@rambler.ru

Для цитирования:

Банасевич А.Д., Рачковская Ю.А. Сравнительный анализ эмпирических исследований учебной мотивации студентов очной формы обучения. 2022. № 5. С. 28-34. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2022.5.5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.