Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ РЕБЁНКА НОРМЫ И РЕБЁНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ РЕБЁНКА НОРМЫ И РЕБЁНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
113
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / EMOTIONS / PRIMARY SCHOOL STUDENT / MENTAL RETARDATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савенкова Е.О., Манаков А.С., Зверева Т.С.

В статье рассматривается значимая проблема эмоционально-личностной сферы ребёнка с задержкой психического развития. Изучается уровень развития эмоциональной сферы у ребенка с нормальным развитием и ребенка с задержкой психического развития, приводятся результаты исследования; анализируется и делается вывод по результатам экспериментального исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Савенкова Е.О., Манаков А.С., Зверева Т.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE EMOTIONAL-PERSONAL SPHERE OF THE CHILD OF NORM AND CHILD WITH A DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT

The article considers the significant problem of the child’s emotional and personal sphere with mental retardation. The level of development of the emotional sphere in a child with normal development and a child with a mental retardation is studied, the results of the study are presented; analyzed and concluded based on the results of an experimental study.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ РЕБЁНКА НОРМЫ И РЕБЁНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 159.97

Савенкова Е. О. студент бакалавриата Манаков А. С. студент бакалавриата Зверева Т. С. студент бакалавриата Воронежский государственный педагогический университет

Россия, г. Воронеж СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ РЕБЁНКА НОРМЫ И РЕБЁНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация:

В статье рассматривается значимая проблема эмоционально-личностной сферы ребёнка с задержкой психического развития. Изучается уровень развития эмоциональной сферы у ребенка с нормальным развитием и ребенка с задержкой психического развития, приводятся результаты исследования; анализируется и делается вывод по результатам экспериментального исследования.

Ключевые слова: эмоции, младший школьник, задержкой психического развития.

Savenkova E. O. Manakov A.S. Zvereva T.S. bachelor students Voronezh State Pedagogical University

Russia, Voronezh

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE EMOTIONAL-PERSONAL SPHERE OF THE CHILD OF NORM AND CHILD WITH A DELAY OF

MENTAL DEVELOPMENT

Annotation:

The article considers the significant problem of the child's emotional and personal sphere with mental retardation. The level of development of the emotional sphere in a child with normal development and a child with a mental retardation is studied, the results of the study are presented; analyzed and concluded based on the results of an experimental study.

Keywords: emotions, primary school student, mental retardation.

Эмоции - постоянные спутники человека, оказывающие влияние на его мысли и деятельность. Факторы эмоциональной природы регулярно затрудняют установление контакта между индивидом и группой.

Изучение эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР показало, что эмоциональное развитие детей данной категории задержано: они постоянно

испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие [1].

Особенности эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития изучались недостаточно. Современные исследования свидетельствуют, что эмоциональность сказывается на интеллектуальном развитии ребенка.

При ЗПР основные нарушения интеллектуального уровня развития ребенка приходятся на недостаточность познавательных процессов.

Также при ЗПР у детей выявляются нарушения всех сторон речевой деятельности: большинство детей страдают дефектами звукопроизношения; имеют ограниченный словарный запас; слабо владеют грамматическими обобщениями.

Исследование проводилось в городе Воронеже 3 апреля 2019 года. Была исследована ученица 1 класса Бронхина Тамара, 8 лет с задержкой психического развития соматогенного происхождения, а также речевыми нарушениями и Кочеткова Влада, 8 лет с нормальным уровнем развития.

На первом этапе экспериментальной работы было произведено знакомство с Тамарой. Оно происходило в неформальной обстановке. Девочка играла с игрушками, она смущенно отвечала на вопросы, ей было предложено поиграть в ранее начатую игру, чтоб понаблюдать за разыгрываемым сюжетам.

Так же на данном этапе было проведено знакомство с Кочетковой Владой, знакомство прошло легко, девочка с удовольствием согласилась поиграть со мной.

На втором этапе работы были проведены методики по обследованию развития эмоционально-личностной сфере. Тамара очень ответственно отнеслась к заданию нарисовать рисунок семьи, но после начала выполнения методики она иногда смотрела на маму, ожидая реакции одобряющей ее действия или же наоборот. Наблюдалась гиперопека со стороны мамы, также настроение девочки зависело от настроения мамы.

Владе было очень интересно поучаствовать, она активно включилась в работу, успешно справлялась с заданиями.

На третьем этапе данного исследования была проведена беседа, которая представляла собой пересказ любимого произведения детей.

В рисунке семьи ребёнка прослеживается эмоциональное благополучие в семье, т.к. Тамара нарисовала всех членов семьи. Состав семьи не увеличен и не уменьшен. Не прослеживается замена реальных членов семьи животными (птицами, собаками, кошками). Ребёнок удовлетворён в эмоциональных контактах с семьёй. На рисунке можно увидеть, что мама и папа держатся за руки. Это служит индикатором психологического благополучия. Губы у мамы изображены очень большими - это может означать, что мама в семье является главной и ничего без её контроля не делается.

Тома нарисовала себя и свою сестру несколько отдалённо, она в отличии от мамы с папой не держится ни с кем за руки, это указывает на

некоторое чувство отчуждённости. Самой большой Тамара нарисовала свою сестру Женю (она больше чем родители). Это означает, что, Женя, очень значима для неё и занимает в её жизни большое место. В процессе рисования сестры Тома улыбалась, это является индикатором хорошего отношения между ними. Но рисунок Томы наполнен штриховкой. Возможно, что на данный момент девочка испытывает повышенную тревожность, это может быть связанно с каким-либо конфликтом в семье или школе.

Интерпретация Влады

Все члены семьи на рисунке Влады присутствуют и никто, так же, как и в рисунке Тамары, не заменён какими-либо животными. У ребёнка наблюдается высокая самооценка, так как она старалась при рисовании занять максимальное место на листе бумаги. При изображении каждого из членов семьи Влада рассказывала про него несколько интересных фактов, я даже не успевала задавать ей вопросы. Запомнилась самая смешная фраза: «Папа будет с подносом еды, потому что он любит покушать всегда». (В свою очередь, если сравнивать проявление эмоций Тамары и Влады, Тамара почти не говорила, иногда меняла выражение лица при рисовании). Так же можно заметить, что при изображении отца она использовала сильную штриховку, так же перед ней лежали карандаши, но она решила раскрасить папу шариковой ручкой. Девочка сопровождала рисование отца словами, что папа часто кричит просто так. Она детальной отнеслась к рисованию ресниц у членов семьи женского пола и усов у мужского. В целом рисунок яркий и красочный, рисуя его, девочка всегда улыбалась и с неподдельным энтузиазмом рассказывала про каждого члена семьи.

Анализ беседы показал, что ребенок с ЗПР имеет речевые нарушения, речь была неотчетлива, быстра, возникли проблемы с пересказом, в отличие от ребенка с нормальным развитием, можно сказать, что развернутого ответа на вопрос не последовало.

Грамматический строй речи у ребенка с ЗПР имеет значительное недоразвитие процессов словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения.

Речь Тамары отличается скудным запасом слов, содержит простые предложения и отсутствие сложных форм словообразования.

Современные исследования свидетельствуют, что эмоциональность сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. Таким образом, задержка психического развития проявляется как в эмоционально -волевой незрелости, так и в интеллектуальной недостаточности. Если ребенок свыкся с состоянием уныния, если он постоянно расстроен или подавлен, он будет не в той мере, как его жизнерадостный сверстник, склонен к активному любопытству, к исследованию окружающей среды.

Использованные источники: 1. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии. // Т.А. Власова, М. С Певзнер - М.: Просвещение, 1973. - С.47-56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.