Научная статья на тему 'Сравнительный анализ эффективности систем утилизации тепловых потерь комбинированной силовой установкис различными типами теплоносителей'

Сравнительный анализ эффективности систем утилизации тепловых потерь комбинированной силовой установкис различными типами теплоносителей Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
56
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Юша В. Л., Чернов Г. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ эффективности систем утилизации тепловых потерь комбинированной силовой установкис различными типами теплоносителей»

УДК 621.43 + 621.51 В.Л. Юша, Г.И. Чернов

Омский государственный технический университет, г. Омск

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМ УТИЛИЗАЦИИ ТЕПЛОВЫХ ПОТЕРЬ КОМБИНИРОВАННОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ТЕПЛОНОСИТЕЛЕЙ

Эффективность системы утилизации тепловых потерь комбинированной силовой установки определяется ее влиянием на экономичность установки и возможностью ее конструкторско-технологической реализации. Последнее связано с режимными параметрами системы утилизации. Особенностью комбинированных силовых установок является сочетание ДВС с наддувочным компрессором и расширительной турбиной [1 - 5]. В отличие от газопаровых циклов, при внешней утилизации теплоты выхлопных газов основной рабочий цикл не изменяется: не снижается индикаторная мощность, не снижается температурный уровень. Утилизированная теплота позволяет получить дополнительную мощность в силовой установке, при этом энергетическая эффективность зависит в том числе от теплофизических свойств теплоносителя [4].

Для оценки влияния свойств дополнительного теплоносителя на экономичность комбинированного ДВС и режимные параметры внешней утилизационной системы на примере одного из возможных вариантов взаимосвязанных термодинамических циклов Отто и Рен-кина применительно к комбинированному ДВС, при котором последовательно осуществляется внешнее охлаждение сжимаемого воздуха и выхлопных газов дополнительным теплоносителем, а отведенная теплота преобразуется в механическую энергию в расширительной машине.

Математическая модель идеального рабочего цикла комбинированного ДВС для рассматриваемого цикла включает в себя систему допущений, расчетные уравнения, условия однозначности. Для решения поставленной задачи приняты упрощающие допущения. Для цикла Отто: топливо - воздушная смесь, продукты сгорания топлива со свойствами воздуха; все процессы обратимы; процесс предварительного сжатия является политропным с постоянным показателем политропы; теплоемкости веществ, осуществляющих цикл постоянны на всем интервале температур цикла; вся отводимая теплота передается циклу Ренкина. Для цикла Ренкина: перегретый пар в цикле Ренкина является идеальным газом; связь параметров в области влажного пара определяется зависимостями для идеального рабочего тела; вся

104

теплота, полученная от цикла Отто, подводится к рабочему телу; максимальная температура в цикле Ренкина после перегрева пара принимается равной температуре продуктов сгорания в цикле Отто после их адиабатного расширения, но при соблюдении условия, что адиабатное расширение в цикле Ренкина должно заканчиваться в области влажного пара; все процессы в цикле обратимы; теплоемкости веществ, осуществляющих цикл постоянны на всем интервале температур цикла.

Расчетные уравнения математической модели рассматриваемого идеального рабочего процесса комбинированного ДВС с утилизационным контуром включают в себя:

для цикла Отто - уравнения, описывающие политропное предварительное сжатие топливо - воздушной смеси; изохорный подвод тепла за счет сгорания топлива в воздушной среде; адиабатное расширение продуктов сгорания; изобарный псевдопроцесс вытеснения расширенных продуктов сгорания в атмосферу; уравнения для определения работы в соответствующих процессах и КПД цикла;

для цикла Ренкина - уравнения, определяющие зависимость температуры кипения от давления; кривую насыщения (зависимость температуры точек кривой насыщения Т от

удельной энтропии Б, Б = 0

считается для жидкости при

Т0 ); зависимость удельной теплоты

парообразования от давления; удельную энтропию на линии насыщенного пара; удельную энтальпию в области перегретого пара; массу вещества, реализующего цикл Ренкина; величину работы в соответствующих процессах цикла Ренкина; КПД цикла, а также КПД бинарного цикла.

Расчет рассматриваемого цикла комбинированного ДВС с парогазовым рабочим телом

Р

5

производился при следующих условиях однозначности:

0

= 10

Па; Т0 = Тж0 = 273 К; £01 =

1; £12 = 15. Теплофизические свойства теплоносителя соответствовали свойствам рассматриваемых теплоносителей (Н20, Ю2, Я22, Я23, Ю25, Ю34а, Я404а, Я707, пропан, этан, эфир, этиловый спирт).

Как показали полученные результаты, внешняя утилизация теплоты сжатия и выхлопных газов в рекуперативном теплообменнике с последующим возвратом энергии на вал силовой установки позволяет существенно повысить экономичность комбинированной силовой установки. Для рассмотренных типов теплоносителей КПД цикла составил 0,77-0,95, что в 1,3 - 2 раза выше, чем аналогичные показатели существующих силовых установок с базовой схемой без утилизации тепловых потерь. Наиболее экономичный термодинамический цикл обеспечивается при использовании в утилизационном контуре в качестве теплоносителя воды, этилового спирта, хладона Я23. У этих веществ по сравнению с остальными рассмотренными теплоносителями КПД оказался выше на 5 - 15%.

Однако, водяной пар и пары этилового спирта имеют недопустимо большие удельный объем и заправочную массу, требующие применения в системе утилизации крупногабаритных узлов: расширительной машины и теплообменников. Это создаёт технические проблемы при обеспечении требуемых весовых и габаритных параметров транспортной силовой установки. Кроме того, для них требуется система вакуумирования в области низкого давления, что усложняет конструкцию установки в целом. Для хладона Я23 эти проблемы не возникают. Кроме того, имеется целый ряд веществ, которые обеспечиваю величину КПД цикла лишь на 5 - 18% ниже, чем у рассмотренных выше (пропан, хладоны Ю2, Я22, R134а, R404а, Я707 и др.), имея при этом вполне приемлемые для практической реализации удельный объем, заправочную массу и рабочие давления.

105

Библиографический список

1. Кавтарадзе, Р. З. Теория поршневых двигателей / Р. З. Кавтарадзе. - М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2008. - 720 с.

2. Двигатели внутреннего сгорания : Теория поршневых и комбинированных двигателей / Д. Н. Вырубов [и др.] ; под ред. А. С. Орлина, М. Г. Круглова. - М. : Машиностроение, 1983. - 375 с.

3. Двигатели внутреннего сгорания : в 3 кн. Кн. 1. Теория рабочих процессов. - М. : Высш. шк., 2007. - 479 с.

4. Селиверстов, В. М. Утилизация тепла в судовых дизельных установках / В. М. Селиверстов. - Л. : Судостроение, 1973. - 342 с.

5. Юша, В. Л. Анализ эффективности идеального термодинамического цикла комбинированного двигателя внутреннего сгорания с парогазовым рабочим телом / В. Л. Юша, Г.

И. Чернов // Омский научный вестник. - 2009. - № 3(83). - С. 154 - 158.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.