Научная статья на тему 'Оценка возможности снижения расхода топлива в компрессорных установках с приводом от ДВС'

Оценка возможности снижения расхода топлива в компрессорных установках с приводом от ДВС Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
83
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Юша В. Л., Чернов Г. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка возможности снижения расхода топлива в компрессорных установках с приводом от ДВС»

УДК 621.43 + 621.51 В.Л. Юша, Г.И. Чернов

Омский государственный технический университет, г. Омск

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ СНИЖЕНИЯ РАСХОДА ТОПЛИВА В КОМПРЕССОРНЫХ УСТАНОВКАХ С ПРИВОДОМ ОТ ДВС

Общеизвестен факт, что свыше 60% тепловой энергии, подводимой к ДВС в результате сгорания топлива, выбрасывается в окружающую среду [1, 2]. Другой факт состоит в том, что вся механическая энергия, подводимая к компрессору, преобразуется в тепловую, которая также выбрасывается в атмосферу [3]. Утилизация этого отбросного тепла позволила бы повысить кпд теплосиловой установки (что уже используется на крупных тепловых электростанциях), или понизить расход топлива в мобильных компрессорных установках [4].

Объектом проведенного исследования является компрессорная установка с приводом от ДВС.

Цель исследования - оценка перспективы снижения расхода топлива на привод компрессора за счет утилизации тепла, отводимого от мобильной компрессорной станции, в дополнительном контуре, реализующем теплосиловой цикл Ренкина.

Анализ этой перспективы основан на следующих положениях.

1. Тепловой поток, выделяемый в компрессоре в результате сжатия газа Qк, независимо от процесса сжатия (изотермический, адиабатный или политропный), равен мощности, затрачиваемой на сжатие газа в компрессоре N

Рк = N . (1)

2. Мощность Кд0, отводимая от двигателя внутреннего сгорания (ДВС), используемого в качестве привода компрессора, при отсутствии утилизации тепла равна мощности компрессора N (кпд механической передачи между ДВС и компрессором равен 1).

N. = N,0 . (2)

106

3. При утилизации тепла, отводимого от компрессора и ДВС, посредством дополнительного контура, реализующего паровой цикл Ренкина, мощность, потребляемая компрессором Дк, равна сумме мощностей, отводимых от ДВС Дд1 и установки, реализующей цикл Ренкина N

N = Кд + N . (3)

При этом будем считать, что мощность компрессора не изменилась. Поэтому Кд1<Кд0.

4. Тепловой поток, отводимый от ДВС, и тепловой поток, отводимый от компрессора, полностью преобразуются в тепловой поток, подводимый к циклу Ренкина. Теплообменник, реализующий это преобразование, обладает кпд равным 1.

Qp = Qк

+ О*

(1- п

). (4)

В дополнение к этим положениям учтем следующие равенства

д

рд1 = М1 • Я • п д ,

ч С о 1 1 о ч СУ (6)

^р пр ■ Qp . (7)

Кд1 _ Лд- Од1 . (8)

2 к II N д о II Л д О д о (9)

где:

Пд - кпД ДВС;

ПР - кпд цикла Ренкина;

ОдгО-П) - тепловой поток, отводимый от ДВС;

ОР - тепловой поток, подводимый к цикле Ренкина; пд -число циклов ДВС в единицу времени;

М0 - масса топлива, подводимая к одному циклу; д -удельная теплота сгорания топлива.

Мі - масса топлива, подводимая к одному циклу ДВС в случае с утилизацией тепла. Учитывая неизменность мощности компрессора в случаях с утилизацией тепла и без

нее, а так же (6), имеем, что

Мі < М0 . (10)

На основе выражений (1) - (9) можно получить отношение М1/М0

Мі _

М _

1 - Пр

(11)

п

-11

V д

0

1

Р

которое показывает, какую долю составляют затраты топлива на привод компрессора с утилизацией тепла от затрат топлива без утилизации.

107

Приняв М0=1, можно построить зависимости М1 от пР при различных значениях пд (см. рис. 3), а также зависимости М1 от пд при различных значениях пР (см. рис. 4).

Анализ выражения (10) показывает, что экономия топлива тем больше, чем меньше кпд цикла ДВС и чем больше КПД цикла Ренкина.

Проводя подобный термодинамический анализ для частных случаев утилизации тепла, можно получить, что:

в случае утилизации тепла, отводимого только от ДВС, доля расходуемого в этом слу-

чае топлива определяется выражением

Гм, ¡1

V М у

,

Г ^ , (12)

0 Д 1 + п

п

. I 1 - 11

в случае утилизации тепла, отводимого только от компрессора, доля расходуемого в этом случае топлива определяется выражением

Iм, ,

= 1 - п

Г ^

I I р

V Мо Ук

Сравнивая (15), (16) и (17), можно заметить, что

м, Г м, ^

Г м, ^

(14)

(13)

М0 V М0 Л

V Мо Уд

т.е. доля расхода топлива при полной утилизации тепла равна произведению долей при частичной утилизации.

В частности, при пд=0,35 и пР=0,33 выражение (13) дает значение 0,67, выражение (12)

- 0,62, а выражение (14) - 0,42. Это показывает, что в экономию топлива утилизация тепла

р

д

компрессора и утилизация тепла ДВС вносят, примерно, равный вклад; при этом снижение расхода топлива на привод компрессора может составить около 50%.

Библиографический список

1. Кавтарадзе, Р. З. Теория поршневых двигателей / Р. З. Кавтарадзе. - М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2008. - 720 с.

2. Двигатели внутреннего сгорания : Теория поршневых и комбинированных двигателей / Д. Н. Вырубов [и др.] ; под ред. А. С. Орлина, М. Г. Круглова. - М. : Машиностроение, 1983. - 375 с.

3. Теплотехника / А. М. Архаров [и др.]. - М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2004. -

712 с.

4. Юша, В. Л. Анализ эффективности идеального термодинамического цикла комбинированного двигателя внутреннего сгорания с парогазовым рабочим телом / В. Л. Юша, Г. И. Чернов // Омский научный вестник. - 2009. - № 3(83). - С. 154 - 158.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.