Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОКОМПОНЕНТОВ ПО СОЦИАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОКОМПОНЕНТОВ ПО СОЦИАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / ПРИНЦИПЫ МНОГОКРИТЕРИАЛЬНОСТИ / ОТРАСЛЬ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ / ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ АВТОКОМПОНЕНТОВ / ПРИНЦИПЫ ВЫБОРА ЭФФЕКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ / АБСОЛЮТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / УДЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / РАНЖИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО СОЦИАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрлов Феликс Федорович, Яшин Сергей Николаевич, Титов Виктор Владимирович

Ускоренное развитие сегмента производителей автомобильных компонентов необходимо для создания в Российской Федерации полноценного автомобилестроительного комплекса, с высокой степенью локализации и добавленной стоимости. Сильная автомобильная промышленность несет в себе мультипликативный эффект для других высокотехнологичных производств, дает рабочие места с высококвалифицированным трудом, обеспечивает страну доступными, современными и надежными транспортными средствами. Тем не менее именно сектор автокомпонентов тормозит как развитие национальной автопромышленности, так и локализацию производства иностранных компаний. На современном этапе развития отечественной автокомпонентной промышленности актуальной задачей является оценка эффективности предприятий сегмента на основе многокритериального и многоуровневого подходов, с учетом иерархической системы поставок компонентов, свойственной автомобильной промышленности. В статье осуществлен отбор конкурирующих предприятий по производству автокомпонентов автомобильной отрасли; определены социальные показатели эффективности анализируемых предприятий; произведена сравнительная оценка эффективности конкурирующих предприятий по производству автокомпонентов по абсолютным значениям социальных показателей, осуществлена оценка эффективности анализируемых предприятий по удельным социальным показателям с учетом численности сотрудников, сравниваемые предприятия проранжированы по абсолютным и удельным социальным показателям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE EFFICIENCY OF RUSSIAN ENTERPRISES OF AUTOCOMPONENTS BY SOCIAL INDICATORS

Accelerated development of the segment of manufacturers of automotive components is necessary to create a full-fledged automotive complex in the Russian Federation, with a high degree of localization and added value. A strong auto-motive industry has a multiplier effect for other high-tech industries, provides jobs with highly skilled labor, and provides the country with affordable, modern and reliable vehicles. Nevertheless, it is the auto components sector that impedes both the development of the national auto industry and the localization of production of foreign companies. At the present stage of development of the domestic auto component industry, an urgent task is to assess the efficiency of enterprises in the segment on the basis of multi-criteria and multi-level approaches, taking into account the hierarchical system of supply of components inherent in the automotive industry. In this article, the selection of competing enterprises for the production of auto components in the automotive industry is carried out, social indicators of the efficiency of the analyzed enterprises are determined, a comparative assessment of the efficiency of competing enterprises for the production of auto components is made according to the absolute values of social indicators, the efficiency of the analyzed enterprises is assessed by specific social indicators, taking into account the number of employees, compared enterprises are ranked according to absolute and specific social indicators.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОКОМПОНЕНТОВ ПО СОЦИАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2021, № 1 (61), с. 39-44

39

УДК 338.28

DOI 10.52452/18115942_2021_1_39

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОКОМПОНЕНТОВ ПО СОЦИАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ

© 2021 г. Ф.Ф. Юрлов, С.Н. Яшин, В.В. Титов

Юрлов Феликс Федорович, д.т.н.; заслуженный деятель науки РФ; профессор кафедры цифровой экономики Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева

ffyurlov@gmail.com Яшин Сергей Николаевич, д.э.н.; проф.; заведующий кафедрой менеджмента и государственного управления Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

] а8Ышп@уаМех. ги Титов Виктор Владимирович, аспирант кафедры цифровой экономики Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева

tvik@list.ru

Статья поступила в редакцию 15.01.2021 Статья принята к публикации 02.02.2021

Ускоренное развитие сегмента производителей автомобильных компонентов необходимо для создания в Российской Федерации полноценного автомобилестроительного комплекса, с высокой степенью локализации и добавленной стоимости. Сильная автомобильная промышленность несет в себе мультипликативный эффект для других высокотехнологичных производств, дает рабочие места с высококвалифицированным трудом, обеспечивает страну доступными, современными и надежными транспортными средствами. Тем не менее именно сектор автокомпонентов тормозит как развитие национальной автопромышленности, так и локализацию производства иностранных компаний. На современном этапе развития отечественной автокомпонентной промышленности актуальной задачей является оценка эффективности предприятий сегмента на основе многокритериального и многоуровневого подходов, с учетом иерархической системы поставок компонентов, свойственной автомобильной промышленности. В статье осуществлен отбор конкурирующих предприятий по производству автокомпонентов автомобильной отрасли; определены социальные показатели эффективности анализируемых предприятий; произведена сравнительная оценка эффективности конкурирующих предприятий по производству автокомпонентов по абсолютным значениям социальных показателей, осуществлена оценка эффективности анализируемых предприятий по удельным социальным показателям с учетом численности сотрудников, сравниваемые предприятия проранжированы по абсолютным и удельным социальным показателям.

Ключевые слова: оценка эффективности, принципы многокритериальности, отрасль автомобилестроения, предприятия по производству автокомпонентов, принципы выбора эффективных решений, абсолютные социальные показатели, удельные социальные показатели, ранжирование предприятий по социальным показателям.

Введение

Отрасль предприятий автокомпонентов имеет исключительно важное значение для автомобилестроения. Анализ состояния указанной отрасли показывает необходимость решения ряда характерных для нее проблем. К этим проблемам относятся: проблема финансирования и необходимость инвестиционных вложений, технологическая отсталость от развитых зарубежных стран, недостаточное кооперирование с целью повышения конкурентоспособности предприятий и др. Острота этих проблем влияет не только на экономическое состояние предприятий, но и на их социальные показатели, что непосредственно сказывается на уровне жизни работников. Экономическому анализу указан-

ных предприятий, наряду с другими авторами, посвящены работы заслуженного деятеля науки, профессора Ф.Ф. Юрлова и его учеников [1, 2]. Вопросы локализации производства автомобильных компонентов подробно разобраны в работах профессора М.А. Шушкина [3-5], а также в работах А.А. Степанова, Е.В. Купцовой, А.Е. Кондратьева и профессора А.В. Дрыночкина [6, 7].

Полноценная автомобильная промышленность является одним из главных локомотивов экономики и определяет технологический уровень развития страны. Условием полноценности выступает наличие единого комплекса автосборочных заводов и предприятий по производству комплектующих. В России сегодня работают 25 крупных сборочных предприятий, на кото-

Рис. 1. Структура производства автомобильной техники в России (по данным аналитического агентства «Автостат»)

рых производят порядка 1.5 млн автомобилей в год (по итогам 2020 года), большая часть из которых - это иностранные бренды. Структура производства автотехники в России показана на рис. 1.

Степень локализации производства иностранных автомобилей в России крайне низка. Из того, что локализовано, в основном компоненты, не требующие какой-либо квалификации в производстве: шины, стекла, штампованные пластиковые детали, крепеж; из операций: крупноузловая сборка, сварка и окраска. К примеру, если рассматривать тройку лидеров отечественного рынка легковых автомобилей, то из возможных 8800 баллов (т.е. когда все используемые компоненты и сырье российские) [8] у Lada Vestа (АвтоВАЗ) набирается 3300 баллов, Hyundai Solaris/KIA Rio (корейский концерн Hyundai) лишь 1400 - 1500. Таким образом, импорт автомобилей практически был замещен импортом комплектующих, что, по мнению экспертов, явилось причиной деградации отечественного сегмента автокомпонентной промышленности. Ежегодно 55-60 млрд долларов утекают из страны в качестве оплаты импортных комплектующих [9]. Здесь уместно сказать и о социальном факторе. Известно, что одно рабочее место на автосборочном заводе дает еще 7-8 мест на производствах компонентов. Получается, что с момента создания сборочных производств в России мы создавали рабочие места в Германии, Франции, Японии и т.д.

В настоящий момент развития сегмент автокомпонентной промышленности отрасли авто-

мобилестроения сталкивается с целым рядов вызовов и рисков.

Так, по данным аналитически-консалтинговой компании «АСМ-Холдинг», за последние 15 лет удельный вклад автомобильной отрасли в ВВП страны уменьшился на 47%. За последние 9 лет в автомобильной промышленности произошло сокращение рабочих мест на 113 тыс. человек, а в автокомпонентном секторе - на 500 тысяч, в основном это инженерный персонал. В связи с тем, что практически не осуществляется разработка новой продукции, а сборочное производство не нуждается в квалифицированных кадрах, происходит потеря квалификации, отрасль перестает быть привлекательной для талантливой молодежи. При этом объем государственной поддержки постоянно увеличивается. К примеру, в 2017 году каждый рубль добавленной стоимости включал в себя 56 копеек государственной поддержки [10].

Результаты инвестиционных режимов «Промсборка-1» и «Промсборка-2» не дали положительных результатов с точки зрения локализации. Целевой показатель в 30% за семь лет так и не был достигнут. К примеру, в Индии и Китае удалось увеличить локализацию своей автомобильной промышленности на 75%.

Ослабление отечественного сегмента происходит также из-за давления со стороны новых игроков рынка, которых приводят иностранные автопроизводители. Организация совместных предприятий проблематична из-за большого разнообразия брендов и небольшого объема производства большинства из них, так как такое разно-

образие автомобильных платформ (компоновочная схема автотранспортного средства, объединяющая конструкторско-технологические решения и агрегатную часть, используемая как основа для создания моделей или модельных рядов) не дает возможности развернуть полноценное производство компонентов.

Кроме вышесказанного, на предприятиях сегмента автокомпонентов действуют негативные факторы, общие для российской промышленности: высокие тарифы естественных монополий, дороговизна кредита, отсутствие в достаточной степени развитого станкостроения и приборостроения, кадровая проблема. Предприятиям приходится конкурировать за счет низкой заработной платы и экономии на НИОКР.

На проводившейся в 2019 году конференции «Автопром-2019» обсуждалось текущее состоянии отрасли, а также предложен ряд мер для решения накопившихся проблем, важнейшие из которых касаются изменений в структуре автомобильной промышленности [11]:

1) для концентрации ресурсов и синхронизации управления предлагается создать автомобильный концерн. В его компетенции должны войти наука, распоряжение госфинансированием, обеспечение локализации. Базовые предприятия концерна: БоИеге, КамАЗ и «Группа ГАЗ»;

2) создание совместных предприятий по производству компонентов на условиях 50/50. Предусмотреть отмену всех налогов, кроме социальных, на 5 лет;

3) для совместных предприятий по производству автотранспортных средств - снижение на 5 лет всех федеральных налогов. При этом начальная локализация должна составить не менее 40%, а конечная - 90%.

Одним из инструментов по оценке предприятий сегмента автокомпонентов и последующего выбора эффективных решений является предложенная авторами методика.

Методика сравнительной оценки эффективности предприятий автокомпонентов по социальным показателям и ее применение

Особенностью методики является сравнительная оценка эффективности предприятий автокомпонентов по социальным показателям и ее применение к реально действующим отечественным предприятиям, производящим автокомпоненты. Анализируемые в данной работе ведущие предприятия занимают лидирующее положение в сегменте автокомпонентов отрасли автомобилестроения. Методика базируется на использовании значительного объема информации, относящейся к деятельности анализируе-

мых предприятий. Для выбора эффективных решений используется комплексное поэтапное применение принципов многокритериальной оптимизации.

Основные этапы предлагаемой методики

Этап 1. Формулирование целей исследования. Целью исследования является анализ и оценка социальной эффективности функционирования предприятий по производству автокомпонентов с целью повышения их конкурентоспособности и общественной эффективности.

Этап 2. Выбор конкурирующих предприятий, занимающихся производством автокомпонентов. В качестве указанных предприятий выступают: АО «САПТ», ЗАО «ПК Автокомпонент Нижний Новгород», ООО «СосновскАв-тоКомплект», ООО «ЛАДА-ЛИСТ», ООО «Фабрика композитов». Базовым предприятием, занимающим лидирующее положение в отрасли автокомпонентов, является предприятие АО «САПТ».

Этап 3. Краткая характеристика анализируемых предприятий по производству автокомпонентов АО «САПТ»

На сегодняшний день АО «САПТ» - промышленное предприятие по производству автокомпонентов, ведет свою производственную и экономическую деятельность в российском автомобилестроении. Анализ деятельности предприятия показывает, что оно занимает лидирующие позиции среди аналогичных отечественных предприятий.

Компания «Сосновскагропромтехника» (АО «САПТ») производит листы и другие изделия из полимеров, цветных металлов, резины, стеклопластика, а также предоставляет услуги, связанные с литьем и формованием пластмасс [12].

ЗАО «ПК Автокомпонент Нижний Новгород»

Группа компаний «Автокомпонент» является российским лидером в области производства изделий из пластмасс и полимерных композитов. В современных инжиниринговых центрах компании одновременно ведутся разработки по более 30 проектам, как автомобильной, так и неавтомобильной направленности. Занимается производством электрического и электронного оборудования для автотранспортных средств [13].

ООО «СосновскАвтоКомплект»

Основные направления деятельности ООО «СосновскАвтоКомплект»: производство пассажирских сидений; производство бортов для коммерческих и грузовых автомобилей; выпуск стального холоднокатаного профиля; изготовление деталей внутренней обивки интерьера автомобилей «ГАЗель»; производство ремней безопасности. В настоящее время на предприя-

Таблица 1

Социальные показатели, тыс. руб.

№ Предприятие ПФ РФ ФФОМС Прочие соц. взносы

1 САПТ 55500.00 12200.00 6860.00

2 ООО «Автодеталь-Н» 1060.00 247.00 0.00

3 ЗАО «Автокомпонент 171.00 39.70 22.60

Нижний Новгород»

4 «СосновскАвтоКомплект» 9460.00 211.00 0.00

5 «ЛАДА-ЛИСТ» 30200.00 711.00 388.00

6 «Фабрика композитов» 28300.00 753.00 3330.00

тии общей площадью 28000 кв. м расположены 3 цеха порошковой окраски, прессовый цех, прокатный цех (3 прокатных стана), участок электродуговой и контактной сварки, участок термопластавтоматов, участок машин ТВЧ, участок сборки сидений, а также участок изготовления ремней безопасности [14].

ООО «ЛАДА-ЛИСТ»

Компания «ЛАДА-ЛИСТ» производит и реализует высококачественный листовой пластик ZUROPLAST по России и СНГ. Работает уже более 25 лет и использует современные линии KAUFMAN, KUHNE (двухслойные листы) и BANDERA (трехслойные листы). ООО «ЛАДА-ЛИСТ» первым из предприятий Восточной Европы стало членом EPDA (Европейской ассоциации дистрибьюторов пластика) и IAPD (Международной ассоциации дистрибьюторов пластика) [15].

ООО «Фабрика композитов»

ООО «Фабрика композитов» - российская инжиниринговая компания полного цикла по разработке, конструированию и производству изделий из композиционных материалов. Собственные производственные мощности позволяют создавать изделия любой сложности с точным соблюдением геометрических, физико-механических параметров и цветовых решений. Компания осуществляет производство изделий из композиционных материалов для их применения в самых разнообразных сферах: машиностроении, дорожном строительстве, для инженерной инфраструктуры, городского хозяйства и многих других [16].

Этап 4. Определение основных социальных показателей предприятий по производству автокомпонентов. В качестве указанных показателей выступают: страховые и другие взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ), страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС), страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (прочие соц. взносы).

Этап 5. Формирование матрицы социальных показателей анализируемых предприя-

тий. Указанная матрица представлена в виде таблицы 1.

Этап 6. Определение эффективности предприятий по абсолютным значениям социальных показателей анализируемых предприятий с помощью принципов: доминирования, Па-рето, выделение главного показателя и перевод остальных в разряд ограничений.

Применение принципа доминирования для определения эффективности предприятий.

Применение принципа доминирования позволяет выделить предприятие «САПТ», которое занимает первое место среди остальных предприятий (значения показателей выделены желтым цветом).

Применение принципа Парето для выбора эффективного множества компаний после исключения доминирующего предприятия «САПТ».

На первом этапе в множество эффективных решений входят предприятия «ЛАДА-ЛИСТ» и «Фабрика композитов» (значения показателей выделены красным цветом).

На втором этапе определяется множество эффективных систем, включающее предприятия: ЗАО «Автокомпонент Нижний Новгород» и «СосновскАвтоКомплект» (значения показателей выделены серым цветом).

На третьем этапе определяется предприятие ООО «Автодеталь-Н», занимающее последнее место по социальным показателям.

Применение принципа выделения главного показателя и перевод остальных в разряд ограничений.

На первом этапе данный принцип применяется к множествам предприятий, полученным при использовании принципа Парето. В качестве главного показателя принимается показатель ПФ РФ.

На втором этапе анализа по принципу Паре-то сравниваются предприятия «ЛАДА-ЛИСТ» и «Фабрика композитов». Среди этих предприятий первое место занимает предприятие «ЛАДА-ЛИСТ».

На третьем этапе сравниваются предприятия, входящие в множество Парето: ЗАО «Автокомпонент Нижний Новгород» и «Сос-новскАвтоКомплект». Лучшим здесь является предприятие «СосновскАвтоКомплект».

Таблица 2

Социальные удельные показатели__

№ Предприятие ПФ РФ, тыс. руб./чел. ФФОМС, тыс. руб./чел. Прочие соц. взносы, тыс. руб./чел. Численность, чел.

1 САПТ 63.14 13.88 7.80 879

2 ООО «Автодеталь-Н» 58.89 13.72 0.00 18

3 ЗАО «Автокомпонент Нижний Новгород» 1.02 0.24 0.13 168

4 «СосновскАвтоКомплект» 48.02 10.71 0.00 197

5 «ЛАДА-ЛИСТ» 90.15 21.22 11.58 335

Этап 7. Ранжирование сравниваемых предприятий по производству автокомпонентов по набору абсолютных социальных показателей:

«САПТ» > «ЛАДА-ЛИСТ» > «Фабрика композитов» > «СосновскАвтоКомплект» > ЗАО «Автокомпонент Нижний Новгород».

Этап 8. Формирование матрицы предприятий по производству автокомпонентов по набору удельных социальных показателей. Указанная матрица представлена в виде таблицы 2.

Этап 9. Определение эффективности предприятий по удельным значениям социальных показателей анализируемых предприятий с помощью принципов: доминирования, Парето, выделение главного показателя и перевод остальных в разряд ограничений.

Применение принципа доминирования

Из таблицы 2 следует, что по удельным социальным показателям доминирует предприятие «ЛАДА-ЛИСТ» (значения показателей выделены желтым цветом).

Применение принципа Парето

На первом этапе анализа по принципу Паре-то по удельным социальным показателям определяются предприятия «САПТ» и «Фабрика композитов» (значения показателей выделены красным цветом).

На втором этапе анализа в множество Паре-то попадают предприятия ООО «Автодеталь-Н» и ЗАО «Автокомпонент Нижний Новгород» (значения показателей выделены серым цветом). Последнее место занимает «СосновскАв-тоКомплект».

Заключение

Результаты, изложенные в настоящей статье, представляют интерес для широкого круга читателей, которые имеют отношение к предприятиям как сектора автокомпонентов автомобилестроения, так и других отраслей экономики. Они являются инновационными и могут найти применение при определении эффективности отечественных предприятий по производству автокомпонентов при использовании социальных показателей, при сравнительной оценке эффективности отечественных и зарубежных

компаний данного сектора экономики, в научных исследованиях при выборе эффективных решений при анализе предприятий, производящих автокомпоненты автомобильной промышленности.

Данная работа представляет практический инструмент как для руководителей предприятий (методика может быть использована для оценки и выработки эффективных решений для подразделений компаний), так и для лиц, принимающих решение на уровне холдингов и государственных структур, в целях оценки предприятий как потенциальных участников государственных программ поддержки сегмента производителей автокомпонентов [17].

С точки зрения дальнейшего изучения вопросов выработки эффективных решений в сегменте автокомпонентов, авторы продолжают исследовать возможность использования дополнительных критериев, связанных с такими показателями, как энергоемкость, фондоемкость и инновационность производства.

С точки зрения цепочки создания стоимости в автомобильной промышленности производители автокомпонентов представляют иерархическую структуру, где все уровни взаимосвязаны между собой. Стратегия развития предприятия определенного уровня должна быть взаимоувязана со всеми уровнями иерархии (поставщики сырья, производители конструктивных элементов, разработчики и производители узлов и агрегатов). Таким образом, многоуровневый подход к оценке эффективности предприятий представляет научный интерес для дальнейшего исследования и разработки соответствующих методик.

Список литературы

1. Леонтьев Н.Я., Юрлов Ф.Ф. Классификация задач многокритериальной оценки эффективности производственных систем // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 127. С. 969-979.

2. Юрлов Ф.Ф., Андрианова И.Д., Галкин К.Б. Сравнительный анализ стратегических бизнес-единиц промышленных предприятий в условиях неопределённости и многокритериальности. Н. Новгород: НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2018.

3. Шушкин М.А. Проблемы локализации производства автокомпонентов в России // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Том 15. № 14. С. 255-256.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Тимофеев А.Д., Шушкин М.А. Исследование рынка автокомпонентов в России с целью определения направлений их импортозамещения // Вестник Казанского технологического университета. 2015. № 18. С. 208-214.

5. Пальцев В.В., Шушкин М.А. Создание автомобильных инжиниринговых центров в России: путь преодоления технологической зависимости // Вестник Казанского технологического университета. 2014. № 17. С. 454-461.

6. Степанов А.А., Купцова Е.В., Кондратьев А.Е. Проблемы развития российской промышленности автокомпонентов // Вестник Государственного Университета Управления. 2012. № 2. С. 184-193.

7. Дрыночкин А.В., Гонтарь М.М. Формирование рынка автомобильных компонентов и меры, необходимые для создания конкурентоспособных поставщиков // Известия МГТУ «МАМИ». 2012. № 1 (13). С. 284-293.

8. Зарубежная родословная: Минпромторг раскрыл степень локализации иномарок в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yandex.ru/turbo/auto stat.rU/s/articles/46286/ (дата обращения: 12.12.2020).

9. Как возродить российскую автокомпонентную отрасль [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/st_kt_ru/kak-vozrodit-rossiis кши-а\1окотропеП;пши-оЬж1-5е77с921765edb010П ef54f (дата обращения: 12.12.2020).

10. Ключевые инструменты автопрома. ргоАвто-бизнес [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// automediapro.ru/klyuchevye-instrumenty-dlya-avtopro ma/ (дата обращения: 15.12.2020).

11. «АСМ Холдинг»: конференция «Автопром-2019». АБС Авто [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://abs-magazine.ru/article/%C2%ABasm-hol ding%C2%BB -konferentsij a-%C2%ABavtoprom-2019 %C2%BB (дата обращения: 07.01.2021).

12. http://www.sapt.ru/production.html (дата обращения: 19.09.2020).

13. АО «САПТ»: официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sapt.ru/ production.html (дата обращения: 19.09.2020).

14. ЗАО «ПК Автокомпонент Нижний Новгород»: официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.autocomponent.info/ (дата обращения: 19.09.2020).

15. ООО «СосновскАвтоКомплект»: официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sak.nnov.ru/ (дата обращения: 19.09.2020).

16. ООО «ЛАДА-ЛИСТ»: официальный сайт [ Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.zuroplast.ru/ (дата обращения: 19.09.2020).

17. ООО «Фабрика композитов»: официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fc52.ru/izdeliya-iz-stekloplastika (дата обращения: 19.09.2020).

18. Новая реальность рынка автокомпонентов. Международный автомобильный форум MIMS Automechanika [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://automediapro.ru/novaya-realnost-rynka-avtokom ponentov/ (дата обращения: 19.09.2020).

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE EFFICIENCY OF RUSSIAN ENTERPRISES OF AUTOCOMPONENTS BY SOCIAL INDICATORS

F.F. Yurlov,1 S.N. Yashin,2 V.V. Titov1

'Alexeyev State Technical University of Nizhny Novgorod 2Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

Accelerated development of the segment of manufacturers of automotive components is necessary to create a full-fledged automotive complex in the Russian Federation, with a high degree of localization and added value. A strong automotive industry has a multiplier effect for other high-tech industries, provides jobs with highly skilled labor, and provides the country with affordable, modern and reliable vehicles. Nevertheless, it is the auto components sector that impedes both the development of the national auto industry and the localization of production of foreign companies. At the present stage of development of the domestic auto component industry, an urgent task is to assess the efficiency of enterprises in the segment on the basis of multi-criteria and multi-level approaches, taking into account the hierarchical system of supply of components inherent in the automotive industry. In this article, the selection of competing enterprises for the production of auto components in the automotive industry is carried out, social indicators of the efficiency of the analyzed enterprises are determined, a comparative assessment of the efficiency of competing enterprises for the production of auto components is made according to the absolute values of social indicators, the efficiency of the analyzed enterprises is assessed by specific social indicators, taking into account the number of employees, compared enterprises are ranked according to absolute and specific social indicators.

Keywords: efficiency assessment, principles of multicriteria, the automotive industry, enterprises for the production of auto components, principles for choosing effective solutions, absolute social indicators, specific social indicators, ranking of enterprises by social indicators.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.