Сравнительный анализ бизнес-моделей жизненного цикла в отечественной и
зарубежной практиках Comparative analysis of business models of the life cycle in domestic and foreign practices
|>, fl МОСКОВСКИЙ ар ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
УДК 658.8.027.5 DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10489 Опрышко Надежда Владимировна,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры 505 «Инновационная экономика, финансы и управление проектами», Московский Авиационный Институт (национальный исследовательский университет), г. Москва
Лычагина Дарья Александровна, Московский Авиационный Институт (национальнй исследовательский университет), г. Москва
Opryshko N.V., [email protected]
Lychagina D.A., [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрено содержание бизнес-модели жизненного цикла, проанализированы теоретические основы концепции performance based logistics и практика применения данной концепции во взаимоотношениях заказчика и исполнителя за рубежом, рассмотрены концепции PBH и GoldCare, а также изучено понятие контракт жизненного цикла, используемое в РФ, как пример бизнес-модели жизненного цикла и практика его применения.
Summary. The article discusses the content of the business model of the life cycle, analyzes the theoretical foundations of the concept of performance based logistics and the practice of applying this concept in the relationship between the customer and the contractor abroad, considers the concepts of PBH and GoldCare, and also explores the concept of the life cycle contract used in the Russian Federation, as an example business models of the life cycle and the practice of its application.
Ключевые слова: бизнес-модель жизненного цикла, контракт жизненного цикла, performance-based logistics, PBL-контракт.
Keywords: life cycle business model, life cycle contract, performance-based logistics, PBL contract.
Содержание бизнес-модели жизненного цикла
В процессе развития высокотехнологичное изделие (ВТИ) проходит определенную последовательность этапов, получившую название жизненный цикл изделия (ЖЦИ) -совокупность процессов, выполняемых от момента выявления потребностей общества в определенной продукции, до момента удовлетворения этих потребностей и утилизации продукции [1].
Одной из важнейших конкурентных характеристик сложной наукоемкой продукции является стоимость ЖЦИ - суммарные затраты, связанные с продукцией за весь ее жизненный цикл [2]. Статьи затрат по основным стадиям ЖЦИ на примере воздушного судна, представлены в таблице 1 [3].
Таблица 1 - Основные статьи затрат по стадиям жизненного цикла ВС
Стадия Статья затрат
НИОКР * Прел проектные исследования и доработка замысла * Разработка технического задания * Разработка эскиз но го проекта * Разработка технического проекта * Подготовка ко не трукторской и раб очей документации на опытный образец или партию * Подготовка рабочей конструкторской и технологической документации для изготовления опытного образца (партии) * Изготовление и испытание опытного образца (партии)
Производство * Подготовка и освоение серийной продукции * Производство * Поддержание технического уровня и качества серийно освоенной продукции
Эксплуатация * Подготовка продукции и кадров к эксплуатации * Текущие эксплуатационные расходы * Ремонт и обслуживание * Поддержание и улучшение эксплуатационных свойств продукции
Утилизация * Исследования * Изготовление средств утилизации * Транспортировка
Для ВТИ затраты на послепродажной стадии, необходимые для поддержания заданных характеристик безопасности, надежности и готовности, могут значительно превышать затраты на ее приобретение.
В 2000 году заместитель министра обороны США Джаскес Гэнслер охарактеризовал ситуацию, сложившуюся в МО США «спиралью смерти» — ситуацией снижения боеготовности при одновременном увеличении затрат на эксплуатацию и обслуживание из-за стареющего оборудования военного назначения [4].
Решением данной проблемы стал переход на концепцию в рамках контракта жизненного цикла, ориентированную на конечный результат, — Performance Based Lifecycle Product Support (PBL) или Performance Based Logistics. Концепция PBL представляет собой интегрированный пакет нормированных показателей, нацеленных на оптимизацию готовности, достижение заданных тактико-технических характеристик системы вооружения военной и специальной техники (ВВСТ) и базирующихся на долговременных сервисных соглашениях с четким разделением полномочий и ответственности между сторонами [5].
Предметом PBL-контракта являются нормируемые показатели конечного результата (performance objectives или metrics):
1. коэффициент готовности - доля времени от общего фонда, в течение которой изделие может быть использовано по назначению;
2. надежность изделия - доля удачных миссий (вылетов, пусков и т.п.) от общего числа попыток выполнения миссий;
3. эксплуатационные расходы на единицу использования - суммарный объем эксплуатационных расходов, отнесенный к количеству единиц использования изделия (летных часов, пусков, морских миль и т.п.);
4. степень долевого участия производителя в сопровождении изделия (численность привлекаемого персонала, размеры складских запасов, количество транспортных средств и т.п.);
5. время реакции производителя на запрос эксплуатанта.
В МО Австралии период обзора для большей части ключевых показателей эффективности (КПЭ) равен 3 месяцам [6]. Размер вознаграждения исполнителя определяется достигнутым значением КПЭ. На рисунке 1 представлены диапазоны эффективности: A, B, C, D.
Достиг^мтгя эфф€-лиенасть
Рисунок 1 - Диапазоны эффективности [6]
Таким образом, в рамках PBL-контракта одновременно достигаются три взаимоисключающих при использовании традиционных подходов результата: повышается боеготовность, сокращаются суммарные затраты эксплуатанта и увеличивается прибыль PBL-контрактора.
Министерство обороны США считает PBL предпочтительным подходом к сервисной поддержке вновь создаваемых и уже эксплуатируемых систем вооружений и военной техники [7]. Расчеты военных аналитиков оборонного ведомства США показывают, что применение концепции PBL способно давать от $10 до $20 млрд. экономии бюджетных средств в год [8].
Примерами успешности применения практики PBL могут послужить зарубежные программы: Joint STARS, ВТС С-17 Globemaster III, H-60 Forward Looking Infra-Red (FLIR), Air-Force F-117 Nighthawk, Navy Aegis Cruiser, Navy F/18 E/F Super Hornet, Army STRYKER и др.
Согласно отчету Министерства обороны США от 9 сентября 2005 года, основными результатами внедрения PBL являются: рост боеготовности боевых авиационных комплексов ВВС США с 80 до 90%; рост готовности систем целеуказания и наведения самолетов F-14 с 73% до 90%; увеличение наработки на отказ авиадвигателей F-404 на 90% при одновременном сокращении продолжительности ТО в два раза; сокращение средней продолжительности заводского ремонта вертолетов с 261 до 76 дней; сокращение среднего времени ожидания запчастей и материалов для самолета F-18 с 47 до 7 дней; годовая экономия на сокращении стоимости летного часа ВТС С-17 Globemaster III составила 9,701 млн.$ [9].
Примером бизнес-модели жизненного цикла в гражданской авиации является разновидность системы сервисного обслуживания - услуга GoldCare для Boeing 787 - это комплекс продуктов и услуг на весь жизненный цикл самолета, которые позволяют обеспечивать потребности авиакомпании в области снабжения материалами, инжиниринга и технического обслуживания в рамках прогнозируемой стоимости на основе летных часов. Услугу GoldCare осуществляют при участии многих известных компаний, таких как: GE Aviation, Hamilton Sundstrand, Honeywell, Moog Inc., Panasonic и Rockwell Collins. Вышеперечисленные компании, являясь производителями оригинального оборудования, способны обеспечивать потребности в материалах, техническом обслуживании и ремонте систем, которые они поставляют для Boeing 787.
Также к примерам бизнес-модели жизненного цикла можно отнести услугу Power by the hour (PBH) - это форма операционной аренды, в которой арендодатель сохраняет право собственности на двигатель и предоставляет двигатель арендатору по фиксированной цене - стоимость часа использования, либо стоимость в месяц. В рамках PBH-соглашения провайдер ТОиР услуг берет на себя все расходы по содержанию необходимой инфраструктуры и инвентаря, а перевозчик регулярно платит за летные часы использования агрегатов. Программа покрывает значительное количество запасных частей, требуемых для технического обслуживания и ремонта ВС, что позволяет авиакомпании поддерживать флот в превосходном рабочем состоянии.
Бизнес-модели жизненного цикла в РФ
В России также начинает распространяться практика применения контрактов жизненного цикла. Понятие контрактов жизненного цикла раскрыто в ч. 16 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, под контрактом жизненного цикла понимают контракт, который предусматривает не только закупку товара, его дальнейшее обслуживание, ремонт и утилизацию, но и такие виды работ, как проектирование и строительство [10].
Случаи, в которых могут заключаться контракты жизненного цикла (КЖЦ) были определены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1087, в которое более поздними постановлениями, в частности от 29.12.2015 № 1480, были внесены существенные изменения, которые в основном касались расширения перечня случаев, где могут применяться КЖЦ [11], а именно сфера здравоохранения, культуры и спорта.
На данном этапе в РФ концепция КЖЦ основное развитие получила именно транспортная инфраструктура - 80% всех реализуемых в РФ проектов на основе КЖЦ относятся к транспортной отрасли [12].
Один из первых проектов с использованием элементов КЖЦ - это контракт ПАО «Российские железные дороги» на закупку высокоскоростных поездов «Сапсан». Подрядчиком по данному контракту является компания Siemens [13]. Еще одним примером заключения КЖЦ может стать Московский метрополитен, заключивший контракт на закупку подвижного состава. Победителем конкурса объявлен ПАО «Метровагонмаш» в связке с АО «Трансхолдлизинг» [14]. КЖЦ для московского метрополитена предполагает [16]: поставку подвижного состава; предоставление финансирования поставки подвижного состава сроком на 15 лет; сервисное обслуживание поставляемого подвижного состава в течение 30 лет. Согласно условиям контракта, победитель конкурсных процедур получает право поставить новые вагоны для столичного метрополитена, а затем должен обеспечить качественное обслуживание вагонов в течение 30 лет - всего срока эксплуатации. Планируется, что ГУП «Московский метрополитен» получит экономию около 20% от всех эксплуатационных расходов [14]. Существует разработка схемы «долгосрочного контракта на выполнение работ с длительным производственным циклом в отношении автомобильных дорог» в Санкт-Петербурге [15]. Помимо транспортной инфраструктуры, проекты на основе КЖЦ также инициированы в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), а именно проектирование и строительство котельных в Верхнекамском и Котельническом районах Кировской области; межмуниципальный полигон для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в Мурманской области; межмуниципальный проект в сфере водоснабжения и водоотведения в таких городах как Ростов, Рыбинск, Переславль-Залесский и др. (Ярославская область) [16].
В авиационной сфере в России среди первых пилотных проектов планировались фронтовые бомбардировщики Су-34, вертолеты Ка-226, военная техника на шасси «КамАЗа». На данный момент ПАО «ОАК» рассматривает возможность заключения контракта жизненного цикла на самолеты Миг-29.
Заключение
Бизнес-модель жизненного цикла имеет ряд существенных преимуществ, но вместе с тем накладывает колоссальные риски на исполнителя контракта. Взаимоотношения исполнителя PBL-контракта или КЖЦ со своими заказчиками, поставщиками и подрядчиками требуют кардинального пересмотра и тщательной проработки правовых сторон взаимоотношений.
Список литературы
1. Джинчарадзе А.К. Создание сложных научно-технических систем и изделий с применением комплексов стандартов CALS-технологий и СРПП // Стандарты и качество. 2012. №5, С. 84-91.
2. Синицын И.Н., Шаламов А.С. Лекции по теории систем интегрированной логистической поддержки. — Москва, 2012.- 624 с.
3. Краюхин Г.А. Управление затратами на предприятии: Учебник для вузов. 5-е изд. — Санкт-Петербург: Питер, 2012.
4. Стрекоз В.Б., Назаренко Ю.А. Послепродажное обеспечение эксплуатации ВВТ: ориентация на конечный результат. -URL: http://engine.aviaport.ru/issues/85/pics/pg04.pdf (дата обращения 28.06.2020).
5. Performance Based Logistics: «A Program Manager's Product Support Guide». Fort Belvoir: Defense Acquisition University Press, 2005.
6. ASDEFCON (Support) V4.0 Performance Management Framework. -URL: https://www.defence.gov.au/casg/Multimedia/ASDEFCONSupportV4.0PMFsummary-9-9501.pdf (дата обращения 28.06.2020).
7. Yang Y., Hou Y., Wang Y. On the Development of Public-Private Partnerships in Transitional Economies: An Explanatory Framework // Public Administration, Review. 2013. №73(2). С. 301-310.
8. Performance Based Logistics: A Global Trend in the Aerospace & Defence Sector. Frost & Sullivan Market Insight, 2009.
9. Report to the Subcommittee on Readiness and Management Support, Committee on Armed Services, U.S. Senate: Defense Management DOD Needs to Demonstrate That Performance-Based Logistics Contracts Are Achieving Expected Benefits GAO-05-966, 2005.
10. Федеральный закон N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013, 2013 г.
11. Постановление Правительства РФ N 1087 от 28 ноября 2013 г. «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла», Москва, 2013 г.
12. Литвяков, С.С. Государственно-частное партнерство в финансировании транспортной инфраструктуры в Российской Федерации. — Москва, 2014 г.
13. Ермоленко М. Переход на контракт жизненного цикла позволит построить экономически эффективную модель содержания локомотивов. - URL: https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/news/perekhod-na-kontrakt-zhiznennogo-tsikla-pozvolit-postroit-ekonomicheski-effektivnuyu-model-soderzhan/ (дата обращения 28.06.2020).
14. Контракт жизненного цикла в Московском метрополитене: пассажиры получат дополнительные гарантии надежности в московском метро. -URL: http://mosmetro.ru/press/news/1467/ (дата обращения 28.06.2020).
15. Матевосян А.В. Контракт жизненного цикла как новая форма партнерства государства и бизнеса. - URL: https://www.rsuh.ru/upload/main/vestnik/eup/15_2013.pdf (дата обращения 28.06.2020).
16. Максимов В.В. Опыт и потенциал использования механизмов государственно-частного партнерства на муниципальном уровне. -URL: http://www.myshared.ru/slide/1013203 (дата обращения 28.06.2020).