Научная статья на тему 'Формирование контракта жизненного цикла продукции ОПК'

Формирование контракта жизненного цикла продукции ОПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
461
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / КОНТРАКТ / STATE DEFENSE ORDER / DEFENSE-INDUSTRIAL COMPLEX / LIFE CYCLE / CONTRACT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ростовцев Сергей Александрович

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с оборонно-промышленным комплексом. В статье проведен анализ актуальных вопросов формирования и возможности заключения контрактов жизненного цикла продукции оборонно-промышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ростовцев Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE CONTRACT OF THE LIFE CYCLE OF THE PRODUCTS OF THE DIC

Currently, more attention is paid to the processes associated with the defense industry complex. The article analyzes the actual issues offormation and the possibility of concluding contracts for the life cycle of products of the defense-industrial complex.

Текст научной работы на тему «Формирование контракта жизненного цикла продукции ОПК»

УДК 339

ФОРМИРОВАНИЕ КОНТРАКТА ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

ПРОДУКЦИИ ОПК

С.А. Ростовцев

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с оборонно-промышленным комплексом. В статье проведен анализ актуальных вопросов формирования и возможности заключения контрактов жизненного цикла продукции оборонно-промышленного комплекса.

Ключевые слова: государственный оборонный заказ, оборонно-промышленный комплекс, жизненный цикл, контракт.

На сегодняшний день система государственного оборонного заказа (ГОЗ) претерпевает существенные изменения, которые обусловлены переходом ГОЗ на контракты полного жизненного цикла с предприятиями ОПК (оборонно-промышленный комплекс). Данные контракты должны предусматривать исключительно партнерские отношения между промышленными предприятиями и государственными заказчиками [1].

Контракты заключаются на весь цикл существования вооружения и военной техники (ВВТ) - от момента их разработки до момента утилизации. Также цикл предусматривает следующие действия: сопровождение вооружения (образца); участие предприятий, которые реализуют данные образцы в ремонте, сервисном обслуживании и учениях до момента утилизации вооружения.

Таким образом, указанный контракт является ничем иным, как диалогом между научной и промышленной отраслями, а также потребителем. В данной ситуации потребителем является государственный заказчик в лице оборонных ведомств.

Учитывая вышесказанное, организации ОПК и оборонные ведомства сплочены одной масштабной и важной задачей, решать которую необходимо посредством взаимных действий. Данная задача заключается в создании качественно нового уровня в сфере разработки, производства, реализации, а также эксплуатации вооружения и военной техники. Предприятия ОПК в свою очередь наделяются долгосрочными стабильными заказами на собственную продукцию при условии своевременного и качественного исполнения заданий ГОЗ. Государственный заказчик при этом получают продукцию, которая соответствует всем его требованиям [2].

На практике армий развитых государств удалось доказать, что указанные контракты способны открывать весьма эффективный путь развития в сфере военной промышленности. Данный путь при этом будет являться эффективным для всех сторон.

Например, иностранные государства эффективно используют популярную концепцию сервисной поддержки, которая ориентируется на итоговый результат. Такая концепция носит название Performance Based Logistics (PBL). Концепция имеет определенные идеи, цели и задачи. В качестве основной идеи представлена следующая: отказ от существующего разграничения ответственности между гражданским поставщиком и военным заказчиком за этапы, которые происходят после производственной стадии. Таким образом, стало возможным заключать взаимовыгодные и долговременные соглашения о сервисном обслуживании.

Изменился и предмет указанных соглашений. Согласно вышеуказанной концепции, в качестве предмета соглашения представлены не определенные запчасти, услуги и материалы, а конкретные показатели результата сервисного обслуживания. К таким показателям относят: надежность, состояние технической готовности, а также исправность.

Концепция PBL отличалась принципиальной новизной, так как реализация и последующая сервисная поддержка ВВТ интегрировались в единую задачу, которая подконтрольна руководителям конкретной программы ведомства. При этом руководитель программы имеет права и полномочия в сфере установления отношений партнёрства с промышленной сферой.

Помимо этого, концепция имела и другие элементы новизны. Они заключались в следующем: поставщик услуг сервисного обслуживания стал предлагать не определенные запасные части либо услуги, а нормируемые показатели, которые являются важными для основных потребителей. К таким показателям относят: уровень исправности, состояние технической готовности, уровень эксплуатационной надежности.

Ранее заказчику было необходимо самостоятельно формировать потребности в запчастях и необходимых материалах, для того чтобы поддерживать заданный уровень исправности вооружения и военной техники. Кроме этого в их обязанности входило отслеживание материальных запасов, закупка необходимых запасных частей, а также выполнение технического обслуживание.

Введение концепции позволило перераспределить данные обязанности, делегировав их гражданским подрядчикам. Регулярным характером стала отличаться оплата услуг промышленной сферы. При этом фактические результаты стали основой для размера вознаграждения. Таким образом, промышленность стала полностью заинтересованной в максимальной минимизации рисков. Концепция PBL также имеет свои специфические особенности. Одна из них заключается в долговременном характере партнерских отношений между заказчиками и поставщиком.

Отношения указанного типа характеризуются тем, что в обязанности поставщика вооружения и военной техники входит поддержание эксплуатации реализованной оборонному ведомству техники[3].

Данный период может длиться от 3 до 20 и более лет, до момента списания изделий с вооружения. У промышленной сферы появился существенный стимул, а также возможность инвестирования финансовых средств в деятельность для совершенствования эксплуатационных характеристик ВВТ. Военному ведомству удалось также избавиться от многочисленных проблем в сфере планирования и исполнения оборонного бюджета.

Промышленно развитые страны эффективно применяют на практике концепцию PBL. Стоит отметить, что указанная концепция приносит свои весомые плоды. Одним из преимуществ является то, что резко возрастает конкурентоспособность продукции военного назначения. Для того чтобы успешно внедрить концепцию проводилась работа по развитию CALS-технологий, которая велась согласно национальным программам.

Для того чтобы реализовать начальный этап концепции контрактов сквозного жизненного цикла в сфере оборонно-промышленного комплекса требуется реализовать некоторые организационно-технические мероприятия. Первым мероприятием должно стать создание единого центра управления и информационного обмена всех участников жизненного цикла.

Вторым мероприятием должна являться интеграция нормативной базы (Минобрнауки, Минпромторга, ФАС и Минобороны России) и объединение всех организаций отечественного оборонно-промышленного комплекса в единое информационное пространство. Важным также будет являться определение инфраструктуры, организации управления оборонным заказом, разработка необходимых механизмов и методологии, формирование полного взаимопонимания между производителем и заказчиком, разработка эффективной интегрированной информационной и логистической системы.

Также к числу важным мероприятий по реализации начального этапа концепции относят создание постоянно действующих независимых экспертных комиссий при Министерстве обороне Российской Федерации. В обязанности таких комиссий должны быть включены функции консалтинга и аудита. Это необходимо для того чтобы правильно оценить фактическое состояние ВВТ от самого начального этапа до процесса утилизации [4].

Членами комиссии могут стать эксперты-представители инженерно-технического состава конструкторских бюро и различных исследовательских институтов, а также специалисты, занимающиеся вопросами ремонта и эксплуатации ВВТ.

Деятельность комиссии, заключающаяся в экспертных знаниях, оценках, данных, опыте позволит значительно повысить конкурентоспособность, техническую готовность ВВТ, качество и эффективность в процессе эксплуатации.

Следовательно, переход российского оборонно-промышленного комплекса на контракты полного жизненного цикла имеет следующие преимущества:

- значительно повысится качество изделий;

- сократятся временные и материальные затраты на процесс проектирования и производства изделий;

- существенно снизятся расходы на эксплуатацию, и повысится конкурентоспособность продукции;

- процесс эксплуатации будет постоянно контролироваться посредством мониторинга, что позволит проводить анализ фактических данных о расходовании ресурсов и, что немаловажно - о надежности продукции;

- качество выпускаемой продукции будет на самом высоком уровне, что подтверждается электронным документированием реализующихся процедур и процессов.

Таким образом, для перехода к заключению контрактов жизненного цикла целесообразно скорейшее начало и проведение в кратчайшие сроки мероприятий по адаптации организационной, нормативной и технической баз к возможности формирования и заключения контрактов жизненного цикла.

Список литературы

1. ГОСТ Р 55931-2013 Интегрированная логистическая поддержка экспортируемой продукции военного назначения. Стоимость жизненного цикла продукции военного назначения. Основные положения.

2. ГОСТ Р 27.202-2012 Надежность в технике. Управление надежностью. Стоимость жизненного цикла.

3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. М.: ИНФРАМ, 2015. 479 с.

4. Хлынин Э.В., Ростовцев С.А. Контракт жизненного цикла как форма государственно-частного партнерства // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. Социально-экономическое развитие региона: теория и практика. 2017. С. 198-200.

Ростовцев Сергей Александрович, аспирант, s_rostovcev@mail. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

FORMATION OF THE CONTRACT OF THE LIFE CYCLE OF THE PRODUCTS

OF THE DIC

S.A. Rostovtsev

Currently, more attention is paid to the processes associated with the defense industry complex. The article analyzes the actual issues offormation and the possibility of concluding contracts for the life cycle of products of the defense-industrial complex.

Key words: state defense order, defense-industrial complex, life cycle, contract.

Rostovtsev Sergey Aleksandrovich, postgraduate student, s_rostovcev@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 338.27

ФОРСАЙТ-ТЕХНОЛОГИИ В ПРОГНОЗИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

К. В. Щербаков

Рассматривается роль и значение форсайт-технологий стратегического прогнозирования, ориентированного на развитие приоритетных отраслей экономики регионов с целью интенсификации продвижения высокотехнологичной продукции и реализации инвестиционных проектов. Гипотеза исследования состоит в обосновании необходимости оценки разностороннего воздействия современных технологий прогнозирования на социально - экономическое развитие, что, в свою очередь, выступает условием эффективного стратегического управления регионами России. Цель работы заключается в обосновании роли форсайт-технологий как неотъемлемого элемента стратегии кластерного развития инновационной региональной экономики.

Ключевые слова: региональное развитие, прогнозирование, форсайт-технологии, инновации, конкурентоспособность, человеческий капитал, кластер.

Комплексная программа мероприятий законодательного и организационного характера по созданию благоприятных условий функционирования всех субъектов хозяйствования, последовательно проводимая в Российской Федерации, призвана способствовать активизации инвестиционной и инновационной деятельности регионов [1]. Утверждена долгосрочная целевая программа с целью формирования условий для коммерциализации инноваций [2]. Основные направления ее действия — создание механизма получения экономических преимуществ в результате научно-технической, инновационной, производственной деятельности. Повышения конкурентоспособности региональных товаропроизводителей на отечественном и зарубежных рынках предполагается достичь через оптимизацию управления интеллектуальной собственностью [3].

Реализация кластерного сценария стратегического развития, который ориентирован на развитие приоритетных отраслей экономики региона с целью интенсификации продвижения высокотехнологичной продукции и реализации инвестиционных проектов, выступает моделью быстрого роста экономики регионов, вследствие чего актуальным направлением представляется исследование проблемы управления инновационным потенциалом экономики [4]. Гипотеза исследования состоит в обосновании необходимо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.