Научная статья на тему 'Сравнительный анализ адаптивности подростков из разных этнических групп'

Сравнительный анализ адаптивности подростков из разных этнических групп Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
41
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА / ЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ADAPTABILITY / ETHNIC GROUP / ETHNIC RELATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фефелова Г.А.

В статье рассматриваются результаты изучения адаптивности подростков из разных этнических групп, а именно русского, хакасского и тувинского этноса. Подростки со сформировавшейся системой представлений об этнических явлениях, четко идентифицируют себя с этнической общностью на основе значительного набора этнодифференцирующих признаков, стабильно присваивают себе соответствующее самоназвание. Выявлены различия в адаптивных способностях подростков хакасского и тувинского этносов. У тувинцев средние показатели адаптивных способностей выше, чем у хакасов. Кроме того, различия имеются в уровне моральной нормативности представителей русского и хакасского, русского и тувинского этносов. У хакасов и тувинцев средний показатель выше, чем у русских. Представители тувинского этноса чаще используют такую копинг-стратегию, как конфронтация. Для русских характерен поиск социальной поддержки. Для хакасов - планирование решения проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фефелова Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ адаптивности подростков из разных этнических групп»

Фефелова Г.А.

Магистрант, кафедра возрастной психологии и педагогики семьи

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АДАПТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ ИЗ РАЗНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП

Аннотация

В статье рассматриваются результаты изучения адаптивности подростков из разных этнических групп, а именно русского, хакасского и тувинского этноса. Подростки со сформировавшейся системой представлений об этнических явлениях, четко идентифицируют себя с этнической общностью на основе значительного набора этнодифференцирующих признаков, стабильно присваивают себе соответствующее самоназвание. Выявлены различия в адаптивных способностях подростков хакасского и тувинского этносов. У тувинцев средние показатели адаптивных способностей выше, чем у хакасов. Кроме того, различия имеются в уровне моральной нормативности представителей русского и хакасского, русского и тувинского этносов. У хакасов и тувинцев средний показатель выше, чем у русских. Представители тувинского этноса чаще используют такую копинг-стратегию, как конфронтация. Для русских характерен поиск социальной поддержки. Для хакасов - планирование решения проблемы.

Ключевые слова: адаптивность, этническая группа, этнические отношения. Keywords: adaptability, ethnic group, ethnic relation

В условиях современной жизни проблемы адаптивности личности являются особенно актуальными. По словам А.А. Налчаджян, в подобных ситуациях люди адаптируются по-разному в зависимости от способности к адаптации, то есть адаптивности личности. Большие индивидуальные различия имеются по уровню обладания этой способностью [1]. Малоизученным является вопрос развития адаптивности у представителей разных этносов.

Адаптивное поведение можно представить, как единство основных противоположных тенденций: к самосохранению и саморазвитию, где первая, стремясь к стабильности и равновесию через приспосабливание, пытается привести к устойчивости и неизменности, а вторая побуждает к активности, ища все новые пути и способы развиваться. Взаимозависимость, на эти противоречивые процессы, очевидна. Первая закрепляет эффективные, ценные пути разрешения поведенческих реакций, полученных в ходе саморазвития, создавая оптимальные условия для другой тенденции -саморазвиваться, активно меняться "изнутри". Таким образом, актуальное адаптивное поведение является результатом "стихийного" развития (из-за необходимости изменения тактики реагирования на текущие внешние и внутренние обстоятельства) и направленного закономерного формирования взаимоотношений личности со средой [3].

Началом адаптивного поведения является осознанное или неосознаваемое желание создать такую модель собственного поведения, при реализации которой возможно достичь наибольшего успеха собственной личности, эффективности предпринимаемой деятельности и удовлетворенности собой, статусом в обществе [2]. В результате адаптивное поведение имеет присущие только ему формирования: главный атрибут социализации личности; механизм индивидуализации, который основан на субъективном использовании ресурсового аппарата личности; системность, так как в изоляции невозможно; преемственность, когда используется информация прошлого для преобразования настоящего и настроя на будущее; как механизм психической защиты от излишних энергетических трат, избегание неудач новаторства [3].

Доля собственно адаптивного поведения варьирует у каждой личности в соответствии с установками, социальным окружением, уровнем истощения и организации центральной нервной системы, на него влияет идеологическое воздействие, механизм внушения и давления, а также постоянно складывающиеся стереотипы общечеловеческих и личностных ценностей.

Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения города Абакана Республика Хакасия «МБОУ СОШ № 19», Муниципального бюджетного образовательного учреждения города Кызыла «Средняя общеобразовательная школа №12 им. Воинов-интернационалистов» и Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Хакасия «Хакасская национальная гимназия-интернат имени Н.Ф. Катанова».

Экспериментальная выборка составила 75 человек, средний возраст 15-16 лет.

Методы исследования:

1. Теоретические методы: анализ психологической литературы;

2. Эмпирические методы:

• Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина.

• Оценка эмоционально-деятельностной адаптивности Фетискина Н.П., Козлова В.В., Мануйлова Г. М.

• Способы совладающего поведения Р. Лазаруса.

3. Интерпретационные методы: количественный и качественный анализ полученных результатов с применением методов математической обработки «Однофакторный дисперсионный анализ» Р. Фишера.

Результаты исследования:

По результатам методики «Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А. Г. Маклаковой и С. В. Чермянина было выявлено что существуют различия по шкале «Адаптивные способности» (р<=0,016) между подростками хакасского и тувинского этноса. Это подтверждает различия в общей способности к адаптации подростков разных этнических групп.

Кроме того, из расчётов видно, что имеются различия по шкале «Моральная нормативность» (р<=0,002) у представителей русского и хакасского и русского и тувинского этноса (р<=0,002).

Значимым является то, что в ходе проведения методики подростки хакасского этноса в большинстве случаев на утверждения «Временами мне очень хотелось покинуть свой дом», «Бывали случаи, что я не сдерживал обещаний», «Иногда я испытываю сильное желание нарушить правила приличия или кому-нибудь навредить» отвечали «нет», в то время, как у представителей русского этноса чаще встречался положительный ответ.

Не было выявлено значимых различий по шкале «Нервно-психическая устойчивость», которая характеризует способность человека регулировать своё взаимодействие с окружающей средой. Это говорит о том, что нет существенных отличий в уровне нервно-психической устойчивости подростков русского, хакасского и тувинского этносов.

Результаты методики «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса показали, что существуют различия по шкале «Конфронтация» (р<=0,007) среди подростков русского и тувинского этносов. Это доказывает, что для тувинских подростков достоверно характерна импульсивность в поведении, враждебность, трудности планирования действий и коррекции стратегии поведения по сравнению с русскими подростками. Такие же различия характерны для представителей тувинского и хакасского этноса.

Также, имеются различия по шкале «Дистанцирование» (р<=0,014) у подростков из русской и тувинской этнических групп. У тувинцев эта копинг-стратегия встречается

чаще, чем у русских. Данная статегия предполагает попытки преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее.

Кроме того, значительными являются различия по шкале «Самоконтроль» (р<=0,032) между подростками русского и тувинского этноса. Представители русского этноса в большей степени предпочитают преодолевать негативные переживания в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на оценку ситуации и выбор стратегии поведения.

Достоверными являются различия среди русских и хакасов по шкале «Поиск социальной поддержки» (р<=0,045). Представители русского этноса предпочитают разрешать проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Такие же различия наблюдаются у русских и тувинцев.

Имеются различия по шкале «Планирование решения проблемы» среди подростков русского и тувинского (р<=0,008), хакасского и тувинского этносов (р<=0,050). Стратегия планирования решения проблемы, которая наиболее характерна для тувинцев, предполагает попытки преодоления проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов.

Таким образом, сравнительный анализ адаптивности подростков из разных этнических групп позволил установить, что существую различия в адаптивных способностях подростков хакасского и тувинского этносов. У тувинцев средние показатели адаптивных способностей выше, чем у хакасов. Кроме того, различия имеются в уровне моральной нормативности представителей русского и хакасского, русского и тувинского этносов. У хакасов и тувинцев средний показатель выше, чем у русских.

Существуют различия в выборе способов совладающего поведения. Представители тувинского этноса чаще используют такую копинг-стратегию, как конфронтация. Для русских характерен поиск социальной поддержки. Для хакасов - планирование решения проблемы.

Литература:

1. Налчаджян, А.А. Социально-психическая адаптация личности [Текст] / А.А. Налчаджян. - Ереван: 1999. - С. 18 - 22, 10-12.

2. Парыгина, Б.Д. Социальная психология сегодня: наука и практика [Текст] / Б.Д. Парыгина // Материалы Межвузовской научно-практической конференции. - СПб.: 2006. -С. 94-97.

3. Симаева, И.Н. О побуждениях человека адаптироваться к изменениям в жизнедеятельности [Текст] / И.Н. Симаева // Проблемы педагогического образования -М.: 2004. - № 20. - С. 74-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.