Научная статья на тему 'Этническая идентичность тувинцев и хакасов в сравнительном плане'

Этническая идентичность тувинцев и хакасов в сравнительном плане Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
951
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идентичность / этничность / этноконсолидирующие признаки / этнические контакты / автостереотип / языковая ситуация / identity / ethnicity / ethno-consolidating features / ethnic contacts / auto-stereotype / language situation

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Венера Седип-ооловна Донгак

Статья посвящена исследованию этнической идентичности тувинцев и хакасов в сравнительном аспекте, которая была проведена в рамках НИР по заказу Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова. В статье предпринята попытка сравнения этнической идентичности тувинской и хакасской этнических групп, которые являются родственными народами, но имеют разную этническую историю. Определены степень выраженности этнической и гражданской идентичностей тувинцев и хакасов, проанализированы межэтнические установки по отношению друг к другу, современная языковая ситуация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC IDENTITY OF THE TUVINIANS AND KHAKASSIA IN COMPARATIVE TERMS

The article is devoted to the research of ethnic identity of Tuvans and Khakasses in a comparative aspect which was carried out as a part of research on the order of Khakass State University named after N.F. Katanov. The article attempts to compare the ethnic identity of the Tuvan and Khakass ethnic groups, which are related peoples but have a different ethnic history.The paper is determined the degree of severity of the ethnic and state identities of Tuvans and Khakasses . Interethnic attitudes towards each other and the modern language situation were analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Этническая идентичность тувинцев и хакасов в сравнительном плане»

УДК 316.7

doi: 10.24411/9999-021A-2019-10008

Венера Седип-ооловна Донгак Тувинский государственный университет

Г.Кызыл, Россия

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ТУВИНЦЕВ И ХАКАСОВ В СРАВНИТЕЛЬНОМ ПЛАНЕ

Статья посвящена исследованию этнической идентичности тувинцев и хакасов в сравнительном аспекте, которая была проведена в рамках НИР по заказу Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова. В статье предпринята попытка сравнения этнической идентичности тувинской и хакасской этнических групп, которые являются родственными народами, но имеют разную этническую историю. Определены степень выраженности этнической и гражданской идентичностей тувинцев и хакасов, проанализированы межэтнические установки по отношению друг к другу, современная языковая ситуация.

Ключевые слова: идентичность, этничность, этноконсолидирующие признаки, этнические контакты, автостереотип, языковая ситуация

Venera Dongak Tuva State University Kyzyl, Russia

ETHNIC IDENTITY OF THE TUVINIANS AND KHAKASSIA IN COMPARATIVE TERMS

The article is devoted to the research of ethnic identity of Tuvans and Khakasses in a comparative aspect which was carried out as a part of research on the order of Khakass State University named after N.F. Katanov. The article attempts to compare the ethnic identity of the Tuvan and Khakass ethnic groups, which are related peoples but have a different ethnic history.The paper is determined the degree of severity of the ethnic and state identities of Tuvans and Khakasses . Interethnic attitudes towards each other and the modern language situation were analyzed in the article.

Keywords: identity, ethnicity, ethno-consolidating features, ethnic contacts, auto-stereotype, language situation

В социологии под этнической идентификацией обычно понимают процесс осознания индивидом своей принадлежности к этнической группе, проявляющийся в его собственной концепции «я» в отношениях с другими (1, с.93).

Этническая самоидентификация, как подчеркивает З.В. Сикевич, является непременным атрибутом этнического (национального) самосознания. Она носит ситуативный характер и может быть обусловлена конкретными политическими реалиями [2, с. 100-101]. Мы предполагаем, что в результатах проведенного исследования могут быть отражены субъективные ощущения тувинского и хакасского респондентов.

Как полагает В.Ю. Хотинец, на степень выраженности этнической самоидентификации может влиять этническое окружение. Позитивная этническая идентичность формируется в этническом самосознании этнофоров, проживающих в условиях социокультурного соответствия естественным популяционным границам, т.е. в своей социокультурной среде. Негативная форма выражения этнической самоидентификации, вызванная преуменьшением оценки своего этноса при противопоставлении его другому этническому образованию, проявляется в большей степени в поли-и иноэтничной среде через отождествление себя с компонентами иноэтничного окружения, что безусловно влияет на степень выраженности этнической идентичности [3, с.72]. 1. Степень выражения этнического «я»

В рамках научно-исследовательской работы по заказу Хакасского государственного университета имени Катанова Н.Ф. Катанова был проведен выборочный опрос тувинского и хакасского населения Республики Тува и Республики Хакасия в сентябре 2018 г. В качестве объекта было выбрано взрослое городское население. Объем основной выборки составил 140 человек.

На уровне данного этносоциального исследования нас, прежде всего, интересует степень выраженности этнического «я». Чтобы определить степень выраженности этнического «я», мы

применили прямой вопрос («Кем вы себя чувствуете в большей мере?»), используя номинальную шкалу («прежде всего», «в определенной степени», «совсем или почти не чувствую») и предлагая респондентам для оценки следующие варианты ответов: (чувствую), «гражданином России», «сибиряком»,«тувинцем (хакасом)», «представителем рода».

Степень хакасской идентичности респондентов из Республики Хакасия является весьма высокой (97,4%). Также высоко выражена гражданская идентичность (95,2%). У хакасов родовая идентичность выражена достаточно сильно, около 70% респондентов отметили, что они являются представителями своих родов. Результаты исследования степени выражения этнической идентичности хакасов соотносится с итогами исследования Т.Г. Боргояковой «анализ языкового сознания с точки зрения соотношения этнической и гражданской идентичности позволяет сделать вывод об устойчивости двухуровневой идентификации хакасов, которая включает этническую составляющую идентичности, связанную с генетической памятью и эмоциональной привязанностью к родной земле и своему народу, не исключающую второй уровень государственно-гражданской идентификации, основанной на ее когнитивной компоненте» [4, с.26]. Здесь также надо учитывать тот факт, что социологическое исследование в Республике Хакассия проводилось в местах где, представители хакасского народа пребывают наиболее компактно: в ХАКНИИЯЛИ, кафедра хакасского языка и литературы ХГУ.

Что касается тувинцев, их этническая идентичность характеризуется высокой степенью выраженности этнического «я» (99%), российская идентичность среди них также высока, как и тувинская идентичность. Несмотря на то, что разделение тувинцев по родовому признаку не имеет такого важного значения, как раньше, внутриродовые связи существенно влияют на идентичность тувинцев.

Чтобы определить на эмпирическом уровне те признаки, по которым собственно и происходит включение в общность «мы» (этноконсолидирующие признаки), в опросном листе мы воспользовались прямой формой вопроса (По каким признакам, по Вашему мнению, следует определять национальность человека?»). Индикаторами (вариантами ответов) представлены: происхождение (национальность отца, национальность матери), родной язык, родная земля, общность исторической судьбы, традиции и обычаи, религия, желание самого человека (личный выбор).

Основными индикаторами, которые определяют национальность человека для хакасов являются прежде всего язык (65,4%), затем по очередности национальность отца, матери (56,%:), общее историческое прошлое (50,2%), общая территория проживания, традиции и обычаи, религия и личный выбор. А тувинцев значительно больше других признаков сближают также язык (78,7), религия (70,0%), общая территория проживания (53%), традиции и обычаи, общее историческое прошлое, национальность отца и матери.

В нашем исследовании национальный характер выявляется посредством системы свободных характеристик, полученных в форме ответов на следующий вопрос: «Назовите три основных качеств, присущих большинству тувинцев (хакасов)». Таким образом респондент как бы сам составлял образ модальной личности своего народа. Обработка ответов производилась с помощью метода контент-анализа, разработанного В.Н. Панферовым, адаптированного З.В. Сикевич с учетом специфики этносоциального исследования. «Портрет» тувинца, по общему мнению тувинских участников опроса, выглядит следующим образом: добрый, гордый, умный, уважительный, немного ленивый, завистливый, делают необдуманные решения, вспыльчивый, жесткий характер, трудолюбивый, талантливый, честный, смелый, всегда придет на помощь, любит Родину, доброжелательный, всегда придет на помощь. Как мы видим, в автостереотипах подтвердилась, многократно отмеченная многими исследователями, высокая оценка собственных качеств.

Для контроля к основному вопросу об этнических автостереотипах мы задали дополнительные: «Представьте себе, что вы волшебник и хотите помочь тувинцам. Какими тремя качествами Вы бы их наделили?», «А каких лишили бы?». Изображая образ нормативной личности тувинца, респонденты наделяют его многими качествами, которые, по их мнению, недостаточно развиты, актуализированы в тувинце: трудолюбие, честность, практичность (рациональность), уверенность (порядочность), целеустремленность, высокая культура, образованность, сила воли. Мешают тувинцам справиться со своими проблемами следующие недостатки: пьянство, лень (тунеядство), воровство (скотокрадство), пассивность, зависть друг к другу, грубость, равнодушие, слабоволие и бескультурье. Отсутствие этих качеств должно отличать нормативную личность от модальной.

«Автопортрет» представителя хакасского народа выглядит таким образом: отзывчивость, скромность, вежливость, честность, сохранение семейных традиций, сдержанность, доброта,

трудолюбие, ответственность, простота, которая хуже воровства, меланхоличность, исполнительность, дружелюбие, доверчивость, открытость, терпеливость, завистливость, трудолюбие, мудрость, замкнутость. Недостаточно развиты, по мнению респондентов хакасской национальности, в хакасах следующие черты характера: уверенность в себе, смелость, решительность, чувство единства нации, работоспособность (трудолюбие), деловитость (предприимчивость), наглость, активность, открытость. Слабыми сторонами хакасского национального характера респонденты считают: доверчивость, скромность, наивность, зависть, лень, трусость, замкнутость, инертность (пассивность), доброта, увлечение алкоголем, равнодушие, обидчивость. Отсутствие этих качеств должно отличать нормативную личность от модальной.

Этническая идентичность проявляется в этноконтактной ситуации, когда взаимодействуют группы людей различной этнической принадлежности, которая "материализует" представление об этноконсолидирующих признаках. Содержание данных признаков идентичности может предопределять в равной мере и позитивную и негативную направленность этнических проявлений.

Чтобы определить этнические установки тувинцев и хакасов по отношению друг к другу на межличностном уровне, мы задали вопрос: «Как бы Вы отнеслись к тому, чтобы член Вашей семьи вступил бы в брак с представителем тувинского (хакасского) народов?» с вариантами ответов «положительно», «с безразличием», «отрицательно» мы получили следующие результаты: положительно к такому факту относятся большинство опрошенных с обоих сторон (85% хакасов и 79% тувинцев), с безразличием - 13,5% хакасов и15 % тувинцев, отрицательно не высказался ни один представитель хакасского народа и 3% тувинцев не хотят принимать хакасов в свои семьи. Итоги этого опроса показывают, что тувинский и хакасский народы хотят взаимодействовать на межличностном уровне.

2. Языковая ситуация у тувинцев и у хакасов

Язык приобретает значение базовой этнической ценности, находящейся в центре культурных, а часто и политических интересов народа в период национального возрождения этносов. Его статус в системе этнических ценностей при осознании национальных интересов, связанных с ним, возрастает до уровня этнического символа этнической преемственности и уже может иметь обратное влияние на самосознание. На базе того, что язык наделяется личной ценностью и становится этноопределителем, помогающим идентифицировать себя с членами своей этнической группы, формируется ряд установок, которые выражают оценочное отношение человека к собственной группе, к другим аутгруппам, а также отношение к ряду ключевых для данной культуры сфер действительности, имеющих глубокие традиционные этнокультурные корни и смысл [5, с.115].

Родной язык является самым главным этноконсолидирующим и индикатором этнической идентификации участвовавшего в опросе тувинского и хакасского населения. Языковая ситуация в Республике Тува определяется высоким уровнем территориальной концентрации этноса в ее границах (более 96% всех тувинцев в Российской Федерации и около 85,1% всего населения Тувы). Однако за последние десятилетия наблюдается высокий уровень миграции населения Тувы за пределы республики, в связи с чем отмечается изменение языковой ситуации.

Чтобы определить уровень владения мы применили вопрос: «Насколько вы свободно владеете родным языком?» с ответами «говорю свободно», «говорю слабо, но понимаю», «не говорю, но немного понимаю», «не говорю и не понимаю», «знание родного языка сейчас не обязательно». Почти все опрошенные представители тувинского населения республики владеют родным языком, говорят свободно.

Для определения уровня функциональности тувинского языка мы применили вопрос: «На родном языке я предпочитаю общаться: в семье; на работе; в общественных местах; нигде, так как не владею хакасским языком». Результаты опроса выявили достаточно высокую степень функциональности тувинского языка: в семье разговаривают 81,2% опрошенных, на работе - 58,7%, в общественных местах - 71,2%. В реальном использовании языка они очень небольшие, и есть сигналы к торможению. Например, в городах республики притормаживается приток в национальные классы, поскольку русские классы дают лучшую подготовку для поступления в ВУЗы ине только в республике, но и за ее пределами.

Большинство участников опроса в Республике Хакасия говорят на хакасском языке (72%), около 20% респондентов ответили: «говорю слабо, но понимаю» и 7% опрошенных не говорят на хакасском языке и не понимают его. Опрос выявил достаточно низкую степень функциональности хакасского языка: на общественных местах не говорят на хакасском языке, на работе говорят около 41,1% респондентов и в семье пользуются хакасским языком 53,3% опрошенных.

Несмотря на достаточно высокий уровень владения родным языком, тем не менее в действительности дело обстоит иначе. Мы предположили, что носители языка интуитивно, неосознанно ощущают родной язык как своего рода почву «обитания» этничности и поэтому сопротивляются иноязычной экспансии. Для проверки этой гипотезы в инструментарий социологического исследования был включен список, состоящий из 10 слов, расположенных парами (20 пар), где каждому русскому слову, входящему в родной язык, соответствовал его аналог на родном языке. Мы выбрали слова из бытовой лексики, в которой тувинцы и хакасы часто используют русский аналог. Респондентам предлагалось отметить то слово, которое они предпочли бы употребить в разговоре на родном языке.

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос «На каком языке Вы предпочитаете употреблять в разговоре перечисленные ниже слова?» (в %).

Респонденты-тувинцы Респонденты-хакасы

По-русски По-тувински По-русски По-хакасски

Магазин 52 49 100 -

Ложка 60 35 56 38

Очки 85 12 100 -

Кошелек 89 5 100 -

Тетрадь 76 20 100 -

Линейка 88 20 100 -

Сосед 72 35 48 39

Министр 87 11 100 -

Район 28 70 66 30

Сумка 96 - 100 -

Как видно из результатов анкеты, хакасские респонденты в своем большинстве употребляют русское слово, как написал один респондент: «все слова заимствованы с русского языка кроме трех (ложка-самнах, сосед-хонзых, район-аймах»). Однако по мнению А.В. Гусейновой, несмотря, казалось бы, стремительные ассимиляционные процессы, угрожающие будущему хакасского языка или даже всего этноса, хакасы демонстрируют высокую оценку родного языка и считают важной частью хакасской этнической идентичности [6, с.49].

Тувинские участники опроса в большей степени употребляют русский аналог тувинского слова, хотя в тувинском языке все эти слова есть. Полученные данные оказались более чем тревожными, влияние русского языка даже на бытовую лексику значительно, не говоря уже о политической и научной лексике обоих языка. Эта ситуация вызвана на наш взгляд, инертностью мышления, не позволяющей более активно сопротивляться языковому влиянию доминантного языка. Несмотря на инерционность массового сознания, в настоящее время заметна и обратная тенденция -противодействие усилению доминирующего языка. На тувинском языке выходят новые произведения художественной литературы, в Интернете появляются и много групп любителей тувинской поэзии и песен, создаются новые фольклорные группы. В Республике Хакасия развитие и становление хакасского языка идет семимильными шагами: выходят учебники и монографии по хакасскому языку и литературе, защищаются диссертации по хакасской лингвистике, организуются курсы хакасского языка, развивается фольклор. Язык титульных этносов пытается, разумеется, благодаря его носителю оказывать заметное сопротивление, отстаивая право на существование и развитие.

3. Выводы

Основной научный результат проведенного исследования состоит в раскрытии содержания этнической идентичности у тувинцев и хакасов.

1) Степень хакасской идентичности респондентов из Республики Хакасия является весьма высокой. Также высоко выражена гражданская идентичность. У хакасов родовая идентичность выражена достаточно сильно, около 70% респондентов выразили, что они являются представителями своих родов. Что касается тувинцев, их этническая идентичность также, как и российская идентичность характеризуется высокой степенью выраженности Несмотря на то, что разделение тувинцев по родовому признаку не имеет такого важного значения, как раньше, внутриродовые связи существенно влияют на идентичность тувинцев.

2) Признаками, которые определяют национальность человека для хакасов являются прежде

всего язык, затем по очередности национальность отца, матери, общее историческое прошлое, общая территория проживания, традиции и обычаи, религия и личный выбор. А тувинцев значительно больше других признаков сближают также язык, религия, общая территория проживания, традиции и обычаи, общее историческое прошлое, национальность отца и матери.

3) Чтобы определить этнические установки тувинцев и хакасов по отношению друг к другу на межличностном уровне, мы задали вопрос: «Как бы Вы отнеслись к тому, чтобы член Вашей семьи вступил бы в брак с представителем тувинского (хакасского) народов?» с вариантами ответов «положительно», «с безразличием», «отрицательно» мы получили следующие результаты: положительно к такому факту относятся большинство опрошенных с обоих сторон (85% хакасов и 79% тувинцев), с безразличием - 13,5% хакасов и15 % тувинцев, отрицательно не высказался ни один представитель хакасского народа и 3% тувинцев не хотят принимать хакасов в свои семьи.

3) В нашем исследовании национальный характер выявляется посредством системы свободных характеристик, полученных в форме ответов на следующий вопрос: «Назовите три основных качеств, присущих большинству тувинцев (хакасов)». Таким образом респондент как бы сам составлял образ модальной личности своего народа. Обработка ответов производилась с помощью метода контент-анализа, разработанного В.Н. Панферовым, адаптированного З.В. Сикевич с учетом специфики этносоциального исследования. «Портрет» тувинца, по общему мнению тувинских участников опроса, выглядит следующим образом: добрый, гордый, умный, уважительный, немного ленивый, завистливый, делают необдуманные решения, вспыльчивый, жесткий характер, трудолюбивый, талантливый, честный, смелый, всегда придет на помощь, любит Родину, доброжелательный, всегда придет на помощь. Как мы видим, в автостереотипах подтвердилась, отмеченная многими исследователями, высокая оценка собственных качеств.

Для контроля к основному вопросу об этнических автостереотипах мы задали дополнительные: «Представьте себе, что вы волшебник и хотите помочь тувинцам. Какими тремя качествами Вы бы их наделили?», «А каких лишили бы?». Изображая образ нормативной личности тувинца, респонденты наделяют его многими качествами, которые, по их мнению, недостаточно развиты, актуализированы в тувинце: трудолюбие, честность, практичность (рациональность), уверенность (порядочность), целеустремленность, высокая культура, образованность, сила воли. Мешают тувинцам справиться со своими проблемами следующие недостатки: пьянство, лень (тунеядство), воровство (скотокрадство), пассивность, зависть друг к другу, грубость, равнодушие, слабоволие и бескультурье. Отсутствие этих качеств должно отличать нормативную личность от модальной.

«Автопортрет» представителя хакасского народа выглядит таким образом: отзывчивость, скромность, вежливость, честность, сохранение семейных традиций, сдержанность, доброта, трудолюбие, ответственность, простота, которая хуже воровства, меланхоличность, исполнительность, дружелюбие, доверчивость, открытость, терпеливость, завистливость, трудолюбие, мудрость, замкнутость. Недостаточно развиты, по мнению респондентов хакасской национальности, в хакасах следующие черты характера: уверенность в себе, смелость, решительность, чувство единства нации, работоспособность (трудолюбие), деловитость (предприимчивость), наглость, активность, открытость. Слабыми сторонами хакасского национального характера респонденты считают: доверчивость, скромность, наивность, зависть, лень, трусость, замкнутость, инертность (пассивность), доброта, увлечение алкоголем, равнодушие, обидчивость. Отсутствие этих качеств должно отличать нормативную личность от модальной.

4) Языковая ситуация у тувинцев определяется следующими факторами:

- у тувинцев язык является главным индикатором, который определяет национальность человека.

- почти все опрошенные представители тувинского населения республики владеют родным языком, говорят свободно;

- выявлена высокая степень функциональности тувинского языка. Участники говорят на тувинском языке дома, на работе, в общественных местах.

Для языковой ситуации у хакасского населения Республики Хакасия характерно:

- у хакасов также язык является главным индикатором, который определяет национальность человека;

- большинство участников опроса говорят на хакасском языке, однако есть респондентов (около 20%), говорящих слабо, но понимающих язык и 7% опрошенных не говорят на хакасском языке и не понимают его.

- выявлена достаточно низкая степень функциональности хакасского языка: на общественных местах не говорят на хакасском языке, на работе говорят около 40% респондентов и в семье пользуются хакасским языком 53% опрошенных.

Источники и литература

1. Осипов Г.В. Социологический энциклопедический словарь https://vk.com/doc14011332_438989577?hash=97ae000a775d92756a&dl=e79f399c8a678a32b0 (Дата обращения 12.09.2019)

2. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских: социологический очерк. Учебное пособие. М.: Механик, 1996.

3. Хотинец В.Ю. О содержании и соотношении понятий этническая самоидентификация и этническое самосознание. // Социологические исследования. 1999, №9.

4. Боргоякова Т.Г. Психологические аспекты формирования этнической и российской идентичностей. http://iling-ran.ru/library/voprosy/33/3_Borgoyakova.pdf (Дата обращения 12.09.2019)

5. Лебедева Н.М. Эмпирическое исследование психологической адаптации группы иной природной среде // Духовная культура и этническое самосознание наций. Вып.1 М., 1990.

6. Гусейнова А.В. Этнодемографические и языковые факторы хакасской этнической идентичности. https://cyberleninka.ru/article/v/etnodemograficheskie-i-yazykovye-faktory-hakasskoy-etnicheskoy-identichnosti (Дата обращения 12.09.2019)

УДК 687.4(571.52)

doi: 10.24411/9999-021A-2019-10009

Светлана Чондан-ооловна Донгак Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований

г. Кызыл, Россия

САКРАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТУВИНСКОЙ ШАПКИ

В статье излагаются представления тувинцев касающиеся традиционного головного убора - бврт. Шапке тувинские кочевники приписывали особо сакральное содержание, поскольку данный атрибут одежды был связан с головой человека - объектом, связанным с разумом человека. Как и у всех народов, головной убор у тувинцев, отражал, в первую очередь, этническую особенность, однако со временем он стал заключать в себе и другие представления, носившие сакральное содержание. Ключевые слова: шапка - табуированный объект, калбак бврт, баштангы, думаалай, «узел счастья», маак, запрет носить чужую шапку.

Svetlana Dongak

Tuvan Institute for humanities and applied social-economics studies

Kyzyl, Russia

SACRED ASPECTS OF THE TUVAN CAP

The article sets out the ideas of Tuvan people regarding the traditional headdress of "Burt". The Tuvan nomads attributed the cap to a particularly sacred sacred content, since this clothing attribute was associated with the human head with the an object connected with human mind. Like all nations, the Tuvinians headdress reflected first of all an ethnic peculiarity, however, over time it began to clog up other representations that bore sacred content.

Keywords: hat - tabooed objects, careful appeal, bashtangy, dumaalai, knote of happiness, maak, prohibition on wearing ones hat.

Введение

Шапка, как один из важных атрибутов одежды, изначально имела сугубо практическое назначение, защищая человека от различных негативных атмосферных явлений. Однако со временем ее стали наделять многими знаковыми элементами, отражая, в первую очередь, этническую принадлежность, а затем придавая ей и сакральное содержание.

В этнографической литературе шапка тувинцев не была предметом специального исследования, однако отдельными штрихами упомянута в работах Г.Е. Грумм-Гржимайло [2, с.31-32], Е.К. Яковлева [7, с.27], Ф. Кона [5, с. 168] и др. Кратко о ней сказано также В.П. Дьяконовой [3, с. 363-264]. Более подробное описание тувинской шапки дано С.И. Вайнштейном [1, с. 166-172]. Так,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.