Научная статья на тему 'Сравнительное лонгитюдное исследование ценностных ориентации и направленности личности педагогов общеобразовательных школ'

Сравнительное лонгитюдное исследование ценностных ориентации и направленности личности педагогов общеобразовательных школ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
577
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЛОКУС ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE ORIENTATIONS / PEDAGOGICAL ACTIVITY / PERSONAL ORIENTATION OF A TEACHER / THE LOCUS OF VALUE ORIENTATIONS / VALUE-ORIENTATION AREA / STRUCTURE OF THE VALUE ORIENTATIONS / THE DYNAMICS OF VALUE-ORIENTATION AREAS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Костюченкова Ольга Евгеньевна

Представлены результаты сравнительного исследования взаимосвязи ценностных ориентации и направленности личности педагогов разного возраста и разного стажа педагогической деятельности. Показано, что прохождение соответствующих этапов профессионального становления сопровождается определённой динамикой ценностных ориентации и направленности личности педагогов. Выявлена динамика приоритетности локуса ценностных ориентации у педагогов и её взаимосвязь с профессиональной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative longitudinal study of values and orientation of the person secondary school teachers

The results of comparative study on the relationship of value orientation and direction of personality of teachers of different age and experience of teaching. It is shown that the corresponding stages of professional development is accompanied by specific dynamics of value orientations and direction of individual teachers. We have revealed the dynamics of priority of the locus of value orientations of teachers and its relationship with professional activities.

Текст научной работы на тему «Сравнительное лонгитюдное исследование ценностных ориентации и направленности личности педагогов общеобразовательных школ»

УДК 371.1.011.31-051+371.136 ББК 4421.4

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

О.Е. Костюченкова

Представлены результаты сравнительного исследования взаимосвязи ценностных ориентаций и направленности личности педагогов разного возраста и разного стажа педагогической деятельности. Показано, что прохождение соответствующих этапов профессионального становления сопровождается определённой динамикой ценностных ориентаций и направленности личности педагогов. Выявлена динамика приоритетности локуса ценностных ориентаций у педагогов и её взаимосвязь с профессиональной деятельностью.

Ключевые слова: ценностные ориентации, педагогическая деятельность, направленность личности, социокультурное пространство, локус ценностных ориентаций.

Структура ценностных ориентации педагога представляет особый интерес и значимость, поскольку динамику ценностно-ориентационной сферы можно исследовать в процессе подготовки педагогов и их дальнейшего профессионального развития только в том случае, если имеется целостная картина ценностей в их профессиональной деятельности [3, 4]. Ценностно-ориентационная сфера определяет позицию человека, а также содержание и направленность активности личности в целом. Поэтому решение задачи гуманизации современной школы требует выявления системы ценностей личности профессионала, составляющих личностно-ориентированную позицию учителя, в частности, в государственном проекте «Новая школа» целый раздел мероприятий посвящен личности педагога и имеет символичное название - «Новый учитель». В связи с вышеизложенным было выполнено сравнительное исследование ценностных ориентаций педагогов и их динамики (на материалах двухэтапного исследования, проведенного в 2003-2004 гг. и в 2009 г.). Исследование проводилось по материалам психологической диагностики педагогов по методикам, позволяющим сформировать представления о содержании и структуре ценностных ориентаций личности профессионала [2]:

1. Метод попарного ранжирования ценностных ориентаций.

2. Ориентационная анкета Б. Басса.

3. Модифированная проективная графическая методика «Социограмма» [5].

Выборку экспериментального исследования 2003-2004 гг. составили педагоги (воспитатели дошкольных образовательных учреждений, учителя-предметники), завучи и директора школ г. Челябинска и Челябинской области, проходившие повышение квалификации в Челябинском институте дополнительного профессионально-педагогического образования (ЧИДППО), общей численностью 302 человека. Критериями включения в выборку являлись: наличие базового высшего профессионального педагогического образования; наличие профессионального стажа -начального (от 1 года до 15 лет) и длительного (более 20 лет). Особенностью исследования являлись: достаточно большой возрастной диапазон выборки (от 21 года до 65 лет); проживание в различных частях региона (в отдаленных сельских поселениях Челябинской области, в центрах муниципальных районов области, в городских округах и в областном центре).

Распределение испытуемых по возрасту и длительности педагогической работы имело следующий вид (табл. 1).

Методика попарного ранжирования ценностных ориентаций не позволяет прямо, целостно и систематизированно выделить содержание и соотношение ценностей педагогов сегодня. Поэтому в исследовании были сформированы ряд оснований для экспертной оценки и дифференциации ценностных ориентаций педагога, что позволило исследовать их смысловое содержание высказываний рес-

Таблица 1

Распределение исследованной выборки педагогов по возрасту и стажу педагогической деятельности

Возраст Численность Педагогический стаж

До 25 лет 21 чел. (6%) До 5 лет

26-35 лет 63 чел. (22 %) 6-10 лет

36-45 лет 84 чел. (28 %) 11-20 лет

Старше 45 лет 134 чел. (44 %) Больше 20 лет

пондентов о различных аспектах своей профессиональной деятельности. На заключительном этапе производилась классификация и систематизация выделенных ценностных ориентаций. Основаниями для дифференциации ценностей педагога в настоящем исследовании являлись направленность их личностной ориентации (на себя как на личность; на личность учащегося; направленность на профессиональную деятельность). Дополнительно следует отметить, что полученные данные о структуре ценностных ориентации педагогов в профессиональной деятельности не носят характера обобщённых выводов, а служат ориентиром для изучения динамики ценностных ориентации педагогов в изменяющихся условиях.

Структура выявленных особенностей направленности ценностных ориентаций рес-пондентов-педагогов представлена на рис. 1.

Более половины (56,5 %) респондентов характеризуются преобладанием направленности на себя, направленность на деятельность выражена в меньшей степени (27 %), и в еще меньше у педагогов выражена направленность на учащегося (16,5%). При этом особый интерес представляет исследование структуры направленности ценностных ориентации педагогов разных возрастных групп и

с различной продолжительностью стажа педагогической работы. Показатели выраженности направленности на учащегося в общей структуре направленности личности педагогов различных возрастных групп представлены на рис. 2. Ориентация на ребёнка в структуре ценностных ориентаций в наибольшей мере выражена у педагогов в возрасте от 26 до 35 лет (30%) и весьма незначительно (10%) — у профессионалов старше 36 лет.

Ориентация на профессиональную деятельность в структуре ценностных ориентаций в наибольшей мере выражена у педагогов возрастных групп до 25 лет и от 36 до 45 лет (45 %) с очевидной тенденцией к снижению этого показателя у респондентов старше 35 лет (рис. 3). Кроме того, у 45 % педагогов с небольшим стажем работы (до 5 лет) ориентированность на деятельность занимает первое место в структуре ценностных ориентаций, что вполне естественно на начальном этапе профессионального становления. Однако только у 18 % обследованных педагогов в возрасте 26-35 лет ориентированность на деятельность занимает также первое место, что может отражать существенную отрицательную динамику этого варианта ценностных ориентаций педагогов, находящихся на начальном этапе профессиональной карьеры. При этом пред-

т

^изучавшегося в»а деятель нос ть Ока себя

Рис. 1. Структура направленности ценностных ориентаций педагогов

Зло 25 лет И2Є-35 лет 036-45 лет □45 лет и старше

Рис. 2. Структура показателей направленности на учащегося у педагогов различных возрастных групп

■до 25 лет Я26-35 лет □3645 лет □45 лет и старше

Рис. 3. Структура показателей направленности на профессиональную деятельность педагогов различных возрастных групп

ставляется важным, что в возрастных группах педагогов младше 25 лет и 36-45 лет в структуре ценностных ориентаций удельный вес показателей ориентации на учащегося и ориентации на деятельность практически одинаков.

Примечательно, что доминирование направленности ценностных ориентации на себя (на собственную личность - Я) увеличивается по мере увеличения возраста респондентов (рис. 4), что является своеобразным зеркальным отражением показателей направленности на учащегося у педагогов аналогичных возрастных групп: если в возрасте до 25 лет направленность на себя занимает первое место в структуре ценностных ориентаций у 39 % обследованных, то у педагогов возрастной категории 26-45 лет она начинает преобладать у 52 % обследованных, достигая 90 % у педагогов старше 45 лет.

Сопоставление полученных данных позволяет сделать вывод о том, что показатели структуры профессиональной направленности педагогов «младшей» и «средне-старшей» возрастных групп (до 25 лет и от 35 до 45 лет соответственно) во многом схожи по своим тенденциям: направленность ценностных ориентаций на учащегося выражены сравнительно слабо (16% и 10% соответственно). При этом направленность на деятельность доминирует у вдвое большей численности педагогов двух других возрастных группах (45 %).

Интенсивность проявления направленности ценностных ориентаций у респондентов возрастной группы от 26 до 35 лет существенно отличается: в этой группе ярко выра-

жена направленность на себя и на учащегося (занимающая первые места в структуре ценностных ориентаций у 52 % и 30 % обследованных соответственно) и сравнительно ма-ловыраженной является направленность на деятельность (у 18 % респондентов). В группе педагогов старше 45 лет, по сравнению с учителями других возрастных групп, в структуре ценностных ориентаций отмечается наименьшая доля выраженности направленности на школьника (у 10 % обследованных) и наибольшая доля - выраженности направленности на себя (у 90 %).

С помощью ориентационной анкеты Б. Баса определялись следующие характеристики личностной направленности педагогов: направленность на себя (Я), направленность на общение (О) и направленность на дело (Д). Результаты этого этапа исследования представлены в табл. 2.

Респонденты в возрасте до 25 лет и стаже педагогической деятельности до 5 лет имеют самые высокие показатели и выраженности направленности на задачу (дело) (стреднеста-тистические показатели составляют 31 балл) и у наибольшей части обследованных этой возрастной группы этот вид направленности является доминирующим (у 54 % обследованных). Показатели направленности на себя занимают второе место и по интенсивности выраженности, и по структуре (14 баллов и 27 % соответственно), направленность на общение практически не характерна для молодых педагогов (9 баллов и 16 %). Эти результаты представляются вполне закономерными, посколь-

Структура показателей личностной направленности педагогов в группах, отличающихся по возрасту и педагогическому стажу

Таблица 2

Возраст/педагогический стаж Показатели структуры личностной направленности, %

направленность на себя направленность на задачу (дело) направленность на общение

До 25 лет/до 5 лет 27 57 16

26-35 лет/5-10 лет 64 16 20

36-45 лет/10-20 лет 43 38 19

46 лет/более 20 лет 73 3 24

ку молодые педагоги, вчерашние студенты, в первые годы своей работы только приобретают профессиональный опыт и необходимые для педагогической деятельности навыки и умения.

В возрастной группе 26—35 лет в структуре показателей личностной направленности на первое место выходит направленность на себя (34 балла - 64 %), затем - показатели направленности на общение (11 баллов - 20 %) и направленности на задачу (9 баллов - 16 %). Такая картина вполне объяснима, поскольку имеющий даже минимальный профессиональный стаж молодой специалист уже в большей степени заботится о себе, своих чувствах, переживаниях, занят поисками своего места в профессиональном пространстве, что в целом отражает процессы интенсивного формирования образа профессионального Я.

Группа респондентов от 36 до 45 лет характеризуется сохранением доминирующих позиций выраженности направленности на себя (23 балла и 43 % обследованных), на показатели направленности на задачу имеют близкие значения (20 баллов и 38 % соответственно), что может свидетельствовать о росте профессионализма и увеличении заинтересованности преподавателей со стажем в результатах своего дела.

Респонденты в возрасте старше 46 лет практически полностью сконцентрированы на себе (40 баллов и 73 % обследованных с этой доминирующей в структуре личностной направленности формой направленности) и, как следствие, у них практически не выражена направленность на задачу (2 балла - 3 %), что. возможно, объясняется преобладанием мотива собственного благополучия и спокойствия.

Общегрупповые данные свидетельствуют, что у всех педагогов (без учета их возраста) в структуре личностной направленности преобладает направленность на себя (52 %), затем - направленность на задачу (28 %) и, наконец, направленность на общение (20 %).

Полученные результаты исследования системы ценностных ориентаций и личностной направленности были подвергнуты корреляционному анализу (рассчитывались значения коэффициента Пирсона), статистические характеристики которого не рассматриваются в настоящей статье. Качественный анализ полученных корреляционных плеяд свидетельствует о наличии тенденции снижения значимости ценностных ориентаций, связанных профессиональной деятельностью, и

повышения значимости ценностных ориентаций, связанных с собственной личностью.

Исследование по модификации проективной графической методики «Социограмма» проводилось путем изучения характеристик локализации испытуемым в рисунке круга себя (фигуры Я в форме кружка) и расположения значимых для него в профессиональной деятельности других лиц. Проводился количественный и качественный анализ результатов данной методики по следующим критериям: размеры круга и знаков (рисунков); их расположение и дистанция относительно друг друга. Анализ полученных рисунков и результатов их обработки свидетельствует, что на первом месте по значимости в профессиональной деятельности у педагогов находятся они сами (у 100 % обследованных фигура Я так или иначе доминировала на рисунке), второе место среди фигурантов проективных рисунков занимают коллеги (в 77 % случаев обнаруживаются их подчиненное фигуре Я положение, но в то же время положение, доминирующее по отношению к другим фигурам). Третью позицию занимают администрирующие лица (директор и завуч включены не на первые, но достаточно значимые позиции у 67 % обследованных). Лишь 45 % педагогов включили в той или иной позиции в число значимых в их профессиональной деятельности персон фигуры учеников (школьников). При этом у 52 % респондентов рисунок собственного кружка (фигуры Я) очевидно больше других рисунков (рисунков фигур других), что интерпретируется как более завышенная самооценка относительно других значимых в профессиональной деятельности лиц. У 42 % респондентов размеры кружков равнозначны (оценка себя и других соответственна) и 11 % респондентов изобразили свой кружок явно меньшим по размеру (самооценка снижена). Обращает на себя внимание, что 7 % испытуемых нарисовали безличные значки, безымянные фигурки, а также символы вне контекста инструкции (например, молоток, зубы по краям круга и тому подобные символы агрессивного значения).

Результаты анализа расположения кружков относительно друг друга (применительно к представленным в методике критериям интерпретации) свидетельствуют, что у 72 % педагогов отмечается эгоцентричная направленность личности (фигура Я расположена в центре круга), у 21 % проявляется чувство высокой собственной значимости (фигура Я

расположена в верней части круга) и 7 % переживают чувство эмоциональной отверженности (фигура Я расположена внизу и в стороне от других значимых людей на площади большого круга). Результаты анализа расстояния между кружками, показывают, что 78 % респондентов отрицают наличие каких-либо проблем и напряжения в межличностном взаимодействии (кружки в пространстве рисунка расположены равномерно), у 17 % респондентов, по всей видимости, имеются конфликтные отношения с учениками, родителями, администрацией (соответственно, дистан-ционированность обозначающих этих лиц фигур от фигуры Я) и 5 % - не совсем отделяют собственную личность от коллектива или учащихся (что проявляется своеобразным «слипанием» кружков и фигур на рисунке).

Сравнительный анализ результатов исследований, проведенных в 2003-2004 гг. и в 2009 г. выявил ряд существенных изменений в составе педагогического корпуса, в системе из ценностных ориентаций, личностной направленности и системы межличностных отношений. В сопоставимой по численности выборке исследованных в 2009 г. педагогов (п=300) число молодых учителей (до 25 лет) сократилось на 2 %, а возрастная категория специалистов старше 45 лет увеличилась на 10 %. У 65 % принявших в исследовании респондентов в структуре направленности ценностных ориентаций наиболее значимой является направленность на себя. Направленность на деятельность выражена в значительно меньшей степени (23,5 % респондентов), а направленность на учащегося «упала» до «рекордных» 11,5%. В системе направленности личности педагогов, работавших в школе в 2009 г. наиболее выражены показатели направленности на себя, затем - направленности на задачу (дело) и, наконец, на общение с другим (в том числе с учеником). Причем у педагогов в возрасте старше 46 лет показатели направленности на собственную личность увеличились (по сравнению с данными обследованных в 2003-2004 гг. учителей аналогичной возрастной группы) на 10%. В системе значимых для профессиональной деятельности межличностных отношений на первом месте по значимости в профессиональной деятельности у педагогов по-прежнему находятся они сами (100% обследованых). Восприятие коллег и администрации (директора, завуча) как субъективно значимых фигур в профессиональной деятельности поменялось

местами в иерархии, но разница между структурными показателями незначительна: представители администрации являются значимыми для 72 % респондентов, а коллеги - для 68 %. Что является наиболее тревожным, восприятие учащихся как значимых для осуществления профессиональной деятельности фигур еще в большей степени снизилось с 45 % у опрошенных в 2003-2004 гг. до 27,5 % принявших участие в исследовании 2009 г. При этом у 63 % педагогов отмечается завышенная (относительно других значимых в профессиональной деятельности людей) самооценка (на рисунке фигура Я явно больше и выше остальных фигур). В выборке 17 % обследованных имеют относительно адекватную самооценку себя и других и 20 % респондентов характеризуются заниженной самооценкой (изображение своего значка является явно меньшим по размеру). Значительно выросла доля испытуемых, нарушающих по тем или иным мотивам чистоту инструкции - у 47 % испытуемых значки внутри круга и нарисованы в виде цветов, звезд, других странных фигур (ежиков, снежинок, осколков и тому подобных символов). Другие характеристики статуса педагогов остались относительно неизменными: у 78 % педагогов отмечается эгоцентричная направленность личности, у 15 % — чувство высокой собственной значимости и 7 % переживают эмоциональную отверженность. Самооценочное отсутствие конфликтов отмечается у 78 % респондентов, у 17% отмечаются данные, свидетельствующие о наличии конфликтных отношений с учениками, родителями, администрацией, и 5 % обследованных педагогов обнаруживают признаки интеграции себя с педагогическим коллективом или учащимися.

Выводы. Проблема динамики ценностных ориентации личности в зрелом возрасте является принципиально важной для решения вопросов, связанных с личностным развитием взрослого человека, с конструктивным преодолением им кризисных периодов, в основе которых - переосмысление личностных ценностей и их смысловых содержаний. Рассмотрение динамики ценностных ориентаций, психологических механизмов её протекания является особо значимым для оптимизации профессиональной деятельности педагога, поскольку от ценностных приоритетов учителя зависит степень личностной значимости деятельности, и в целом, её продуктивность. Кроме того, для создания оптимальных пси-

хологических условий освоения социальных и нравственных ценностей учащимися необходимо принятие учителем ученика как ценности [1].

Исследование взаимосвязи ценностных ориентаций педагогов разного возраста и различных стажевых групп свидетельствует, что прохождение этапов профессионального становления сопровождается определённой динамикой ценностных ориентаций педагогов. При этом у педагогов более молодого возраста наиболее выражена направленность на профессиональную деятельность. У педагогов других возрастных категорий доминирует направленность на собственную личность, затем -направленность на профессиональную деятельность и на взаимодействие (общение). Направленность на личность учащегося как на субъект образовательной деятельности занимает традиционно последнее место в структуре ценностных ориентаций, причем по мере увеличения возраста педагогов интенсивность выраженности такой направленности очевидно

снижается. Полученные в настоящем исследовании результаты свидетельствуют о наличии существенной трансформации ценностных ориентаций и направленности личности педагогов.

Литература

1. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии / Л.А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб.: Изд-во «Речь», 2001. - 688 с.

2. Костюченкова, О.Е. Зависимость образа профессионального Я от изменения ценностных ориентаций педагога: дис. ... канд. психол. наук / О.Е. Костюченкова. - М., 2004. -180 с.

3. Маркова, А.К. Психология труда учителя /А.К. Маркова. - М: Наука, 1993. - 321 с.

4. Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионач / Л.М. Митина. — М.: Наука, 1994. - 367 с.

5. Молодцова, Н.Г. Практикум по педагогической психологии/Н.Г. Молодцова. - СПб.: Изд-во «Питер», 2009. - 623 с.

Поступила в редакцию 27 декабря 2010 г.

Костюченкова Ольга Евгеньевна. Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Челябинская государственная академия культуры и искусств.

Olga Y. Kostyuchenkova. The candidate of psychological sciences, the senior lecturer of faculty of pedagogics and psychology Chelyabinsk the state academy of culture and arts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.