Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ)'

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медяник Галина Александровна, Яковлев Александр Владимирович

Рассмотрено понятие «познавательный интерес», его роль в жизни младших школьников. Проведено сравнительное исследование особенностей проявления интересов у школьников при изучении истории и культуры родного края. Показана специфика формирования познавательных интересов на уроках и во время внеурочной деятельности. Даются рекомендации по организации проведения занятий и других внеурочных мероприятий с детьми начальных классов общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медяник Галина Александровна, Яковлев Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE STUDY OF THE MANIFESTATION OF COGNITIVE INTERESTS IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN (BASED ON THE STUDY OF THE HISTORY OF THEIR NATIVE LAND)

The concept of «cognitive interest», its role in the life of younger schoolchildren is considered. A comparative study of the peculiarities of the manifestation of interests among schoolchildren in the study of the history and culture of their native land was conducted. The specificity of the formation of cognitive interests in the classroom and during extracurricular activities is shown. Recommendations are given on the organization of classes and other extracurricular activities with primary school children.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ)»

УДК 371.8

Г. А. Медяник, А. В. Яковлев

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (на материале изучения истории родного края)

Введение. Многие взрослые люди, вспоминая прошлое, уходят в далёкое детство, с которым у них связано знакомство с природой и родным краем, со школой и первыми самостоятельными поступками в жизни общества. Любовь к родному краю, Родине начинается у человека именно с этого периода его жизни, потом, будучи по жизни далеко от родных мест, взрослого человека так и тянет вернуться в родные места, оставшиеся в его глубине души родным домом. Именно в детстве закладываются основы бытия и культуры, повседневные привычки и ценности, с которыми личность вступает в общество и пройдёт через всю свою жизнь. Поэтому история своей семьи, родного края, окружающей природы всегда будоражат сознание взрослеющего человека. Ведь не случайно видный российский академик Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «.. .любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества» [1].

Воспитание гражданской позиции, чувств патриотизма, любви к Родине начинается в условиях семьи, дошкольных и школьных образовательных организаций [2]. Этот про-

цесс связан с формированием познавательных интересов воспитанников, особенностей организации образовательной среды, в том числе и во внеурочное время [3-5]. В своё время великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что «.познавательный интерес -это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности» [6], а поэтому взращивание и правильное направление формирования таких потребностей является важной задачей воспитания ребёнка в детском коллективе.

С психологической точки зрения, формирующиеся интересы отражают уровень актуального развития ребёнка, тогда как зона ближайшего развития - это устойчивость интересов и практико-ориентированная деятельность в познании истории родного края, самостоятельное участие в преобразованиях, происходящих в общественной, экономической, экологической, культурной сферах жизни общества. Поэтому школа занимает одно из ведущих мест в формировании и поддержании познавательных интересов учащихся, развитие и воспитание которых осуществляется не только на уроках, но в процессе внеурочной деятельности.

На важность осуществления воспитательной работы с детьми, формирования у них познавательных интересов указывают законодательные акты, в частности, соответствующие постановления Минобрнауки России. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечено, что с формирующимися интересами школьников связана «избирательная ориентация на понимание явлений, предметов, событий окружающего мира, которая активизируют психические процессы, познавательные возможности и деятельность человека» [7].

Организация и обсуждение результатов исследования. В нашей работе был сделан акцент на воспитательную составляющую учебной деятельности младших школьников, когда во внеурочное время дети вовлекались в различные мероприятия по изучению истории, культуры, традиций, быта, организации общественно-экономической жизни родного края. Повышение и формирование познавательного интереса школьников полностью соответствует одной из важных задач отечественной педагогики - воспитанию будущих настоящих граждан и патриотов своей Родины.

В исследовании приняли участие школьники начальных классов, которые условно были разделены на две группы - контрольная и экспериментальная. Последняя группа была включена в программу внеурочной деятельности («Край, ты мой Родной») по формированию познава-

тельного интереса. Контрольная группа продолжала обычную внеурочную деятельность. Выделение данных групп было обусловило необходимостью проверки гипотетического положения о том, что дополнительные воспитательные мероприятия, осуществляемые во внеурочное время, направленные на воспитание познавательного интереса к изучению истории родного края, культуры, традиций и т. д., повышают уровень становления познавательных интересов и готовность школьников к проявлению собственной гражданской позиции в вопросах сохранения экологии, норм и правил поведения, пр.

Исследование состояло из трех этапов.

На начальном этапе были проведены: анализ психолого-педагогической литературы, подбор и проведение методик для выявления уровня сформированности у младших школьников познавательного интереса к изучению родного края, обработка результатов констатирующего эксперимента (табл. 1).

Таблица 1

Уровни проявления познавательного интереса (констатирующий эксперимент)

Уровень Контрольная группа Экспериментальная группа

кол-во % кол-во %

высокий 9 36 8 32

средний 10 40 9 36

низкий 6 24 8 32

Как видно из таблицы, у большинства детей в экспериментальной

группе преобладает средний и низкий уровень. Результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента, свидетельствует о недостаточно сформированном познавательном интересе у учащихся экспериментальной группы. Поэтому на формирующем этапе эксперимента мы намеренно проводили работу по формированию у младших школьников познавательного интереса к изучению родного края в данной группе.

В ходе формирующего эксперимента была разработана программа внеурочной деятельности «Край, ты мой родной», направленная на формирование у младших школьников познавательного интереса к изучению родного края. Для реализации некоторых блоков программы привлекались родители учащихся, психологи. Особое значение в программе уделяется групповым формам работы, которые позволяют детям в полной мере реализовывать свои умения и навыки, проявлять свою активность.

Учащиеся, участвуя в познавательной деятельности, приобретают знания о событии, об отдельном историческом факте, истории края в целом. Такой род деятельности носит чисто духовный характер. Она может иметь различные, по степени сложности, уровни - от простого усвоения исторических знаний на уроках или внеклассных занятиях до поиска новых знаний в поисково-исследовательской деятельности. Младшие школьники осознают значимость для себя, для общества тех или иных исторических фактов, событий, по-

ступков людей. Участие их в такой деятельности помогает более углубленно изучить свою родину, познать и понимать законы общественного развития, их реального проявления в истории края. Активность исторического познания зависит от вида познавательной деятельности.

Изучение и осмысление фактов истории своей малой родины, своего родного края способствует стимулированию мыслительной деятельности, формированию системы теоретических представлений и понятий, тем самым влияя на формирование научного исторического мышления учащихся, их активную жизненную позицию. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. К. Д. Ушин-ский подчеркивал, как «важно серьезное занятие сделать для детей занимательным» [8].

Преследуя данную цель, мы старались «насытить» свою деятельность приемами, пробуждающими непосредственный интерес учащихся. В данном случае, помимо занимательного и познавательного краеведческого материала были использованы следующие формы деятельности: беседы, дискуссии, круглые столы, экскурсии, конкурсы, проекты (с участием родителей учащихся).

Формирование и развитие познавательных интересов является частью широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому необходимость формирования познавательных интересов в школе имеет психологическое, педагогическое и социальное значение. По ут-

верждению К. Д. Ушинского, ещё в «...в школе нужно привить учащемуся стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, воспитать его внутреннее побуждение расширять свой общий и специальный кругозор, чтобы встать в ранг интеллигентного работника, способного не только быть хорошим исполнителем производственной задачи, но и совершенствовать свой труд, поднимать его на уровень творческой деятельности» [там же].

Если выпускники школы будут работать в области техники, науки, культуры, им будут необходимы знания, которые будут обгонять время, помноженные на практические ориентиры. Всё это преобразовать в действительность, и в том, и в другом случае ему сможет помочь воспитанный в школе интерес к познавательной деятельности, развитие на этой основе склонности, способности в любых условиях идти в ногу со временем, с наукой, культурой. Вот в чем главные основания для развития у школьников познавательных интересов.

Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать

и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Младших школьников можно и нужно привлекать к доступным для них видам краеведческой деятельности. Воспитательный потенциал краеведения заложен в самом материале -фактах местной истории. Они помогают донести до сознания школьников картины прошлого, сохранению памяти народа, осуществлению преемственности поколений. При этом главным источником и механизмом воспитательного воздействия выступают традиции [9].

На заключительном этапе исследования было проведено контрольное диагностирование. С его помощью была определена динамика уровня сформированности у младших школьников познавательного интереса к изучению Родного края (табл. 2). Сравнительные результаты, полученные в ходе констатирующего и контрольного этапов эксперимента, представлены в таблице 2.

Таблица 2 Сравнительные результаты уровня сформированности познавательного интереса в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах исследования

Уровень Констатирующий этап Контрольный этап

кол-во % кол-во %

высокий 8 32 12 48

средний 9 36 10 40

низкий 8 32 3 12

Выводы. Сравнительный анализ полученных результатов на констатирующем и контрольном этапах исследования свидетельствует о положительной динамике показателей уровня сформированности познавательного интереса в экспериментальной группе.

Принимая участие в краеведческой деятельности, совершая свои маленькие открытия, младшие школьники становятся соучастника-

ми этих событий. Факты местной истории, традиции «оживляют» своей предметностью, событийностью.

Чем раньше ребёнка начать знакомить с историей, традициями, бытом своего народа, родного края, процессом его развития, тем быстрее будут посажены в души маленьких граждан «семена» сопричастности, любви к Родине. А без этого невозможно воспитать созидателя, патриота и защитника своего Отечества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лихачев Д. С. Культура как целостная среда // Новый мир. 1994. N° 8 // https:// magazines.gorky.media/novyi_mi/1994/8/ kultura-kak-czelostnaya-sreda.html (дата обращения: 20.02.2021).

2. Логинова Н. В., Худик В. А. Представления о гражданской позиции и чувствах патриотизма у старшеклассников. СПб.: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 2007. 130 с.

3. Прохоренко А. В. Развитие познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 46-2. С. 233-239.

4. Харламов И. Ф. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям. Изд. 4-е, перераб. и доп. М.: Гардарики, 2007. 516 с.

5. Черноусова Ф. П., Круть И. Н. Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности // Завуч. 2003. № 8. С. 107-117.

6. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения (комплект из 2 книг). М.: Педагогика, 2012. 946 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Приказ Минобрна-уки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785) // http://www.consultant.ru/docu-теП/ cons_doc_LAW_96801/ (дата обращения: 28.06.2021).

8. Ушинский К. Д. Указ. соч.

9. Редченко И. М., Ивасева О. В. Познавательный интерес как средство активизации познавательной деятельности // Наука и знание: векторы развития конкурентоспособности общества, науки и бизнеса. Материалы XVII международной научно-практической конференции / Под общ. ред. В. В. Пономарева, Т. А. Кут-кович. Новороссийск: Московский гуманитарно-экономический институт. Новороссийский филиал, 2015. С. 211-217.

REFERENCES

1. Likhachev D. S. Culture as a holistic environment // Novy mir. 1994. No. 8 // https://magazines.gorky.media/novyi_ mi/1994/8/kultura-kak-czelostnaya-sreda. html (date of application: 20.02.2021).

2. Loginova N. V., Khudik V. A. Ideas about citizenship and feelings of patriotism among high school students. St. Petersburg: St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education, 2007. 130 p. (In Russ.).

3. Prokhorenko A. V. Development of cognitive interest of younger schoolchildren in extracurricular activities // Problems of modern pedagogical education. 2015. No. 46-2. P. 233-239. (In Russ.).

4. Kharlamov I. F. Pedagogy: a textbook for students ofhigher educational institutions studying in pedagogical specialties. Ed. 4, revised and supplemented. M.: Gardariki, 2007. 516 p. (In Russ.).

5. Chernousova F. P., Krut I. N. Stimulation of cognitive activity as a means of self-development and self-realization of personality // Head teacher. 2003. No. 8. P. 107-117. (In Russ.).

6. Ushinsky K. D. Selected pedagogical works (set of 2 books). M.: Pedagogika, 2012. 946 p. (In Russ.).

7. Federal State Educational Standard of Primary General Education // Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 06.10.2009 N 373 (revision dated 11.12.2020) "On approval and introduction of the Federal State educational Standard of primary general education" (Registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on 22.12.2009 N 15785) // http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_96801 / (date of application: 28.06.2021).

8. Ushinsky K. D. Index of the composition.

9. Redchenko I. M., Ivaseva O. V. Cognitive interest as a means of activating cognitive activity // Science and knowledge: vectors of development of competitiveness of society, science and business. Materials of the XVII International Scientific and Practical Conference / Edited by V. V. Ponomarev, T. A. Kutkovich. Novorossiysk: Moscow Humanitarian and Economic Institute. Novorossiysk Branch, 2015. P. 211-217. (In Russ.).

nocmynuna epeda^um 11.10.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.