УДК 371.8
Г. А. Медяник, А. В. Яковлев
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (на материале изучения истории родного края)
Введение. Многие взрослые люди, вспоминая прошлое, уходят в далёкое детство, с которым у них связано знакомство с природой и родным краем, со школой и первыми самостоятельными поступками в жизни общества. Любовь к родному краю, Родине начинается у человека именно с этого периода его жизни, потом, будучи по жизни далеко от родных мест, взрослого человека так и тянет вернуться в родные места, оставшиеся в его глубине души родным домом. Именно в детстве закладываются основы бытия и культуры, повседневные привычки и ценности, с которыми личность вступает в общество и пройдёт через всю свою жизнь. Поэтому история своей семьи, родного края, окружающей природы всегда будоражат сознание взрослеющего человека. Ведь не случайно видный российский академик Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «.. .любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества» [1].
Воспитание гражданской позиции, чувств патриотизма, любви к Родине начинается в условиях семьи, дошкольных и школьных образовательных организаций [2]. Этот про-
цесс связан с формированием познавательных интересов воспитанников, особенностей организации образовательной среды, в том числе и во внеурочное время [3-5]. В своё время великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что «.познавательный интерес -это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности» [6], а поэтому взращивание и правильное направление формирования таких потребностей является важной задачей воспитания ребёнка в детском коллективе.
С психологической точки зрения, формирующиеся интересы отражают уровень актуального развития ребёнка, тогда как зона ближайшего развития - это устойчивость интересов и практико-ориентированная деятельность в познании истории родного края, самостоятельное участие в преобразованиях, происходящих в общественной, экономической, экологической, культурной сферах жизни общества. Поэтому школа занимает одно из ведущих мест в формировании и поддержании познавательных интересов учащихся, развитие и воспитание которых осуществляется не только на уроках, но в процессе внеурочной деятельности.
На важность осуществления воспитательной работы с детьми, формирования у них познавательных интересов указывают законодательные акты, в частности, соответствующие постановления Минобрнауки России. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечено, что с формирующимися интересами школьников связана «избирательная ориентация на понимание явлений, предметов, событий окружающего мира, которая активизируют психические процессы, познавательные возможности и деятельность человека» [7].
Организация и обсуждение результатов исследования. В нашей работе был сделан акцент на воспитательную составляющую учебной деятельности младших школьников, когда во внеурочное время дети вовлекались в различные мероприятия по изучению истории, культуры, традиций, быта, организации общественно-экономической жизни родного края. Повышение и формирование познавательного интереса школьников полностью соответствует одной из важных задач отечественной педагогики - воспитанию будущих настоящих граждан и патриотов своей Родины.
В исследовании приняли участие школьники начальных классов, которые условно были разделены на две группы - контрольная и экспериментальная. Последняя группа была включена в программу внеурочной деятельности («Край, ты мой Родной») по формированию познава-
тельного интереса. Контрольная группа продолжала обычную внеурочную деятельность. Выделение данных групп было обусловило необходимостью проверки гипотетического положения о том, что дополнительные воспитательные мероприятия, осуществляемые во внеурочное время, направленные на воспитание познавательного интереса к изучению истории родного края, культуры, традиций и т. д., повышают уровень становления познавательных интересов и готовность школьников к проявлению собственной гражданской позиции в вопросах сохранения экологии, норм и правил поведения, пр.
Исследование состояло из трех этапов.
На начальном этапе были проведены: анализ психолого-педагогической литературы, подбор и проведение методик для выявления уровня сформированности у младших школьников познавательного интереса к изучению родного края, обработка результатов констатирующего эксперимента (табл. 1).
Таблица 1
Уровни проявления познавательного интереса (констатирующий эксперимент)
Уровень Контрольная группа Экспериментальная группа
кол-во % кол-во %
высокий 9 36 8 32
средний 10 40 9 36
низкий 6 24 8 32
Как видно из таблицы, у большинства детей в экспериментальной
группе преобладает средний и низкий уровень. Результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента, свидетельствует о недостаточно сформированном познавательном интересе у учащихся экспериментальной группы. Поэтому на формирующем этапе эксперимента мы намеренно проводили работу по формированию у младших школьников познавательного интереса к изучению родного края в данной группе.
В ходе формирующего эксперимента была разработана программа внеурочной деятельности «Край, ты мой родной», направленная на формирование у младших школьников познавательного интереса к изучению родного края. Для реализации некоторых блоков программы привлекались родители учащихся, психологи. Особое значение в программе уделяется групповым формам работы, которые позволяют детям в полной мере реализовывать свои умения и навыки, проявлять свою активность.
Учащиеся, участвуя в познавательной деятельности, приобретают знания о событии, об отдельном историческом факте, истории края в целом. Такой род деятельности носит чисто духовный характер. Она может иметь различные, по степени сложности, уровни - от простого усвоения исторических знаний на уроках или внеклассных занятиях до поиска новых знаний в поисково-исследовательской деятельности. Младшие школьники осознают значимость для себя, для общества тех или иных исторических фактов, событий, по-
ступков людей. Участие их в такой деятельности помогает более углубленно изучить свою родину, познать и понимать законы общественного развития, их реального проявления в истории края. Активность исторического познания зависит от вида познавательной деятельности.
Изучение и осмысление фактов истории своей малой родины, своего родного края способствует стимулированию мыслительной деятельности, формированию системы теоретических представлений и понятий, тем самым влияя на формирование научного исторического мышления учащихся, их активную жизненную позицию. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. К. Д. Ушин-ский подчеркивал, как «важно серьезное занятие сделать для детей занимательным» [8].
Преследуя данную цель, мы старались «насытить» свою деятельность приемами, пробуждающими непосредственный интерес учащихся. В данном случае, помимо занимательного и познавательного краеведческого материала были использованы следующие формы деятельности: беседы, дискуссии, круглые столы, экскурсии, конкурсы, проекты (с участием родителей учащихся).
Формирование и развитие познавательных интересов является частью широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому необходимость формирования познавательных интересов в школе имеет психологическое, педагогическое и социальное значение. По ут-
верждению К. Д. Ушинского, ещё в «...в школе нужно привить учащемуся стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, воспитать его внутреннее побуждение расширять свой общий и специальный кругозор, чтобы встать в ранг интеллигентного работника, способного не только быть хорошим исполнителем производственной задачи, но и совершенствовать свой труд, поднимать его на уровень творческой деятельности» [там же].
Если выпускники школы будут работать в области техники, науки, культуры, им будут необходимы знания, которые будут обгонять время, помноженные на практические ориентиры. Всё это преобразовать в действительность, и в том, и в другом случае ему сможет помочь воспитанный в школе интерес к познавательной деятельности, развитие на этой основе склонности, способности в любых условиях идти в ногу со временем, с наукой, культурой. Вот в чем главные основания для развития у школьников познавательных интересов.
Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать
и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Младших школьников можно и нужно привлекать к доступным для них видам краеведческой деятельности. Воспитательный потенциал краеведения заложен в самом материале -фактах местной истории. Они помогают донести до сознания школьников картины прошлого, сохранению памяти народа, осуществлению преемственности поколений. При этом главным источником и механизмом воспитательного воздействия выступают традиции [9].
На заключительном этапе исследования было проведено контрольное диагностирование. С его помощью была определена динамика уровня сформированности у младших школьников познавательного интереса к изучению Родного края (табл. 2). Сравнительные результаты, полученные в ходе констатирующего и контрольного этапов эксперимента, представлены в таблице 2.
Таблица 2 Сравнительные результаты уровня сформированности познавательного интереса в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах исследования
Уровень Констатирующий этап Контрольный этап
кол-во % кол-во %
высокий 8 32 12 48
средний 9 36 10 40
низкий 8 32 3 12
Выводы. Сравнительный анализ полученных результатов на констатирующем и контрольном этапах исследования свидетельствует о положительной динамике показателей уровня сформированности познавательного интереса в экспериментальной группе.
Принимая участие в краеведческой деятельности, совершая свои маленькие открытия, младшие школьники становятся соучастника-
ми этих событий. Факты местной истории, традиции «оживляют» своей предметностью, событийностью.
Чем раньше ребёнка начать знакомить с историей, традициями, бытом своего народа, родного края, процессом его развития, тем быстрее будут посажены в души маленьких граждан «семена» сопричастности, любви к Родине. А без этого невозможно воспитать созидателя, патриота и защитника своего Отечества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лихачев Д. С. Культура как целостная среда // Новый мир. 1994. N° 8 // https:// magazines.gorky.media/novyi_mi/1994/8/ kultura-kak-czelostnaya-sreda.html (дата обращения: 20.02.2021).
2. Логинова Н. В., Худик В. А. Представления о гражданской позиции и чувствах патриотизма у старшеклассников. СПб.: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 2007. 130 с.
3. Прохоренко А. В. Развитие познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 46-2. С. 233-239.
4. Харламов И. Ф. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям. Изд. 4-е, перераб. и доп. М.: Гардарики, 2007. 516 с.
5. Черноусова Ф. П., Круть И. Н. Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности // Завуч. 2003. № 8. С. 107-117.
6. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения (комплект из 2 книг). М.: Педагогика, 2012. 946 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Приказ Минобрна-уки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785) // http://www.consultant.ru/docu-теП/ cons_doc_LAW_96801/ (дата обращения: 28.06.2021).
8. Ушинский К. Д. Указ. соч.
9. Редченко И. М., Ивасева О. В. Познавательный интерес как средство активизации познавательной деятельности // Наука и знание: векторы развития конкурентоспособности общества, науки и бизнеса. Материалы XVII международной научно-практической конференции / Под общ. ред. В. В. Пономарева, Т. А. Кут-кович. Новороссийск: Московский гуманитарно-экономический институт. Новороссийский филиал, 2015. С. 211-217.
REFERENCES
1. Likhachev D. S. Culture as a holistic environment // Novy mir. 1994. No. 8 // https://magazines.gorky.media/novyi_ mi/1994/8/kultura-kak-czelostnaya-sreda. html (date of application: 20.02.2021).
2. Loginova N. V., Khudik V. A. Ideas about citizenship and feelings of patriotism among high school students. St. Petersburg: St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education, 2007. 130 p. (In Russ.).
3. Prokhorenko A. V. Development of cognitive interest of younger schoolchildren in extracurricular activities // Problems of modern pedagogical education. 2015. No. 46-2. P. 233-239. (In Russ.).
4. Kharlamov I. F. Pedagogy: a textbook for students ofhigher educational institutions studying in pedagogical specialties. Ed. 4, revised and supplemented. M.: Gardariki, 2007. 516 p. (In Russ.).
5. Chernousova F. P., Krut I. N. Stimulation of cognitive activity as a means of self-development and self-realization of personality // Head teacher. 2003. No. 8. P. 107-117. (In Russ.).
6. Ushinsky K. D. Selected pedagogical works (set of 2 books). M.: Pedagogika, 2012. 946 p. (In Russ.).
7. Federal State Educational Standard of Primary General Education // Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 06.10.2009 N 373 (revision dated 11.12.2020) "On approval and introduction of the Federal State educational Standard of primary general education" (Registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on 22.12.2009 N 15785) // http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_96801 / (date of application: 28.06.2021).
8. Ushinsky K. D. Index of the composition.
9. Redchenko I. M., Ivaseva O. V. Cognitive interest as a means of activating cognitive activity // Science and knowledge: vectors of development of competitiveness of society, science and business. Materials of the XVII International Scientific and Practical Conference / Edited by V. V. Ponomarev, T. A. Kutkovich. Novorossiysk: Moscow Humanitarian and Economic Institute. Novorossiysk Branch, 2015. P. 211-217. (In Russ.).
nocmynuna epeda^um 11.10.2021 г.