Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / юридическое образование / образовательное пространство Союзного государства / интеграционные процессы / развитие юридического образования в РБ / профессиональные компетенции юриста / higher education / legal education / educational space of the Union State / integration processes / development of legal education in the Republic of Belarus / professional competencies of a lawyer

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максименко Елена Ивановна

Образование является элементом долгосрочного развития образовательной политики Союзного государства. Интеграционные процессы, направленные на формирование единого экономического пространства с целью взаимовыгодного использования материальных и интеллектуальных ресурсов, способствуют социально-экономическому развитию как СГ в целом, так и Российской Федерации и Республики Беларусь. Сфера образования способствует интеллектуальному развитию современного общества. Регулирование сферы образования находится в компетенции как СГ, так и его государств-участников. РФ и РБ на уровне двусторонних соглашений закрепили: обеспечение доступности и равные со своими гражданами права в получении высшего образования; признание дипломов в обоих государствах. Однако остаются проблемы в создании единого образовательного пространства Союзного государства. Необходимо отметить, что проблемы в функционировании единого образовательного пространства создают предпосылки, препятствующие реализации совместных программ в области безопасности СГ и противодействия преступности. Обеспечение доступности и повышение качества юридического образования является одним из приоритетов долгосрочного развития образовательной политики Союзного государства. Согласованные действия по унификации законодательства в сфере юридического образования, выбору подходов к разработке государственных образовательных стандартов по юридическим специальностям и квалификационных требований, предъявляемых к юристу, обеспечат создание единого образовательного пространства, реализацию национальных и международных проектов в сфере правового, социально-экономического развития СГ и рост научного потенциала профессионального сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максименко Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE LAWYERS IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF BELARUS

Education is an element of the long-term development of the educational policy of the Union State (hereinafter SG). Integration processes aimed at the formation of a single economic space (hereinafter CES) for the purpose of mutually beneficial use of material and intellectual resources contribute to the socio-economic development of both the SG as a whole and the Russian Federation (hereinafter RF) and the Republic of Belarus (hereinafter RB). The sphere of education contributes to the intellectual development of modern society. Regulation of the field of education is within the competence of both the SG and its member States. The Russian Federation and the Republic of Belarus at the level of bilateral agreements have fixed: ensuring accessibility and equal rights with their citizens in obtaining higher education; recognition of diplomas in both states. However, there are still problems in creating a unified educational space of the Union State. It should be noted that the problems in the functioning of the unified educational space create prerequisites that hinder the implementation of joint programs in the field of SG security and crime prevention. Ensuring accessibility and improving the quality of legal education is one of the priorities of the long-term development of the educational policy of the Union State. Coordinated actions to unify legislation in the field of legal education, the choice of approaches to the development of state educational standards for legal specialties and qualification requirements for a lawyer will ensure the creation of a unified educational space, the implementation of national and international projects in the field of legal, socio-economic development of the SG and the growth of the scientific potential of the professional community.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

DOI: 10.251«Э8/1^14-6457-2?4Я0-192 УДК:378.4

Максименко Е.И.

Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия E-mail: _maksimenko_@inbox.ru

СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Образование является элементом долгосрочного развития образовательной политики Союзного государства. Интеграционные процессы, направленные на формирование единого экономического пространства с целью взаимовыгодного использования материальных и интеллектуальных ресурсов, способствуют социально-экономическому развитию как СГ в целом, так и Российской Федерации и Республики Беларусь. Сфера образования способствует интеллектуальному развитию современного общества. Регулирование сферы образования находится в компетенции как СГ, так и его государств-участников. РФ и РБ на уровне двусторонних соглашений закрепили: обеспечение доступности и равные со своими гражданами права в получении высшего образования; признание дипломов в обоих государствах. Однако остаются проблемы в создании единого образовательного пространства Союзного государства. Необходимо отметить, что проблемы в функционировании единого образовательного пространства создают предпосылки, препятствующие реализации совместных программ в области безопасности СГ и противодействия преступности. Обеспечение доступности и повышение качества юридического образования является одним из приоритетов долгосрочного развития образовательной политики Союзного государства. Согласованные действия по унификации законодательства в сфере юридического образования, выбору подходов к разработке государственных образовательных стандартов по юридическим специальностям и квалификационных требований, предъявляемых к юристу, обеспечат создание единого образовательного пространства, реализацию национальных и международных проектов в сфере правового, социально-экономического развития СГ и рост научного потенциала профессионального сообщества.

Ключевые слова: высшее образование, юридическое образование, образовательное пространство Союзного государства, интеграционные процессы, развитие юридического образования в РБ, профессиональные компетенции юриста.

Maksimenko E.I.

Orenburg State University, Orenburg, Russia E-mail: _maksimenko_@inbox.ru

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE LAWYERS IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF BELARUS

Education is an element of the long-term development of the educational policy of the Union State (hereinafter SG). Integration processes aimed at the formation of a single economic space (hereinafter CES) for the purpose of mutually beneficial use of material and intellectual resources contribute to the socio-economic development of both the SG as a whole and the Russian Federation (hereinafter RF) and the Republic of Belarus (hereinafter RB). The sphere of education contributes to the intellectual development of modern society. Regulation of the field of education is within the competence of both the SG and its member States. The Russian Federation and the Republic of Belarus at the level of bilateral agreements have fixed: ensuring accessibility and equal rights with their citizens in obtaining higher education; recognition of diplomas in both states. However, there are still problems in creating a unified educational space of the Union State.

It should be noted that the problems in the functioning of the unified educational space create prerequisites that hinder the implementation of joint programs in the field of SG security and crime prevention. Ensuring accessibility and improving the quality of legal education is one of the priorities of the long-term development of the educational policy of the Union State. Coordinated actions to unify legislation in the field of legal education, the choice of approaches to the development of state educational standards for legal specialties and qualification requirements for a lawyer will ensure the creation of a unified educational space, the implementation of national and international projects in the field of legal, socio-economic development of the SG and the growth of the scientific potential of the professional community.

Key words: higher education, legal education, educational space of the Union State, integration processes, development of legal education in the Republic of Belarus, professional competencies of a lawyer.

Преобразования системы высшего образования, проводимые как в РФ, так и в РБ, находятся под влиянием интеграционного процесса Союзного государства. Реформирование обра-

зовательной системы в РФ и РБ осуществляется в целях повышения качества обучения специалистов с целью удовлетворения потребностей национальной экономики и социальной сферы.

Интеграционный процесс, связанный с формированием ЕЭП, направлен на повышение уровня социально-экономического развития на основе объединения материальных и интеллектуальных ресурсов государств-участников СГ.

В ст.18 Договора между РФ и РБ от 08.12.1999 «О создании Союзного государства» указано, что развитие науки, образования, культуры [3] относится к вопросам общей компетенции СГ и государств-участников. Согласно логике указанной статьи государства-участники, реализуя политику в сфере высшего образования, интегрируют образовательное пространство, унифицируют образовательные стандарты и квалификационные требования к специалистам, тем самым формируют единый подход к развитию института высшего образования Союзного государства.

Нормативно-правовая основа интеграционных процессов РФ и РБ в сфере образования основывается на двусторонних соглашениях правительств обеих стран, заключенных до подписания соглашения о создании СГ - о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях [2]; о сотрудничестве в области культуры, образования и науки [3]; о взаимном признании и эквивалентности документов об ученых степенях [10].

Указанные межправительственные соглашения служат правовым основаниям для полноценной реализации взаимодействия государственных органов в сфере сотрудничества в области высшего образования (далее ВО) посредством обмена опытом и соответствующими нормативно-правовыми актами, регламентирующими сферу образования на государственном уровне государств-участников Союзного государства, а также закрепляют право регионов углублять и расширять непосредственное сотрудничество в этой сфере.

Следует признать, что даже в ситуации, когда в совместных правовых документах СГ присутствуют нормы, направленные на обеспечение гражданам РФ и РБ доступность и равные права на получение ВО [4] и на признание эквивалентности дипломов ВО при продолжении образования и трудоустройстве [1], проблемы в создании единого образовательного пространства Союзного государства и юридического образования, во многих случаях не теряют своей актуальности.

Р. А. Абрамов, рассматривая риски, которые возникают в процессе интеграции, связывает их с отличиями в законодательстве государств, локальными актами образовательных учреждений, трудностями согласования образовательных программ и учебных планов [5, с. 70].

Н.М. Канашевич, А. А. Воробьева указывают на непроработанность гарантий и механизмов реализации прав, обеспечивающих гражданам Союзного государства равную доступность получения высшего образования [8, с. 207].

И. Д. Борисова, И.О. Кирова отмечают, что барьерами для полноценной интеграции образовательного пространства СГ служат низкая унификация образовательных стандартов, а также недостаточное финансирование и отсутствие эффективного информационного обеспечения [6, с. 164].

Перечисленные проблемы не только оказывают негативное влияние на процесс построения единого образовательного пространства СГ, но и препятствуют реализации совместных программ, направленных на безопасность СГ и борьбу с преступностью. В частности, согласно ст. 2 Договора между РФ и РБ о создании Союзного государства к совместному ведению относятся важнейшие направления государственно-правовой деятельности - противодействие терроризму, коррупции, торговле наркотическими средствами и другим видам преступлений. Следовательно, подготовка квалифицированных юридических кадров имеет значение в поддержании законности и правопорядка на государственном уровне и в сфере международного сотрудничества.

По мнению Е.А. Шапкиной, эффективность законотворческой и правоохранительной деятельности, правового воспитания молодежи, оказания консультационных услуг населению обусловлена качеством знаний и профессиональных умений юридических кадров [9, с. 11]. Соглашаясь с высказыванием Е.А. Шапкиной, следует отметить, что деятельность юриста заключается не только в решении профессиональных задач, связанных с применением норм национального (внутригосударственного) права, но и в применении международно-правовых норм интеграционных объединений, таких, как Союзное государство, Евразийский экономический союз или Европейский союз. Следовательно, образовательные стандарты и образовательные программы по подготовке

Методология и технология профессионального образования

специалистов в области юриспруденции должны закреплять нормы, определяющие механизмы и педагогические средства, способствующие выработке профессиональных умений и навыков в области правоприменительной практики норм интеграционного объединения Союзного государства, а также знаний нормативно-правовых актов Стороны Союзного государства.

В условиях, когда система юридического образования РФ находится на стадии трансформации, обратимся к опыту РБ, где на законодательном уровне разработана и вступила в действие Концепция развития юридического образования на период до 2025 года. Положения Концепции направлены на формирование образовательной среды, отвечающей требованиям доступности, открытости, многофункциональности, качества и конкурентоспособности. В Концепции утверждается - эффективное функционирование и устойчивое развитие национальной правовой системы РБ должны быть обеспечены мерами государственной поддержки в области подготовки высококвалифицированных юридических кадров [11].

Приоритетным направлением при подготовке юристов является формирование компетенций, востребованных на национальном рынке труда, что предполагает постоянное взаимодействие с представителями ведущих работодателей и профессионального сообщества.

Как полагают Н.И. Дивеева, Е.Н. Доброхотова, взаимодействие всех участников процесса в сфере формирования единого образовательного пространства должно быть реализовано в максимально широком формате - от проектирования профессиональных стандартов и образовательных программ до их рецензировании и реализации [7, с. 454].

Применительно к юридическому образованию в РФ и РБ при проектировании профессиональных стандартов и образовательных программ необходимо учитывать необходимость знаний, применимых сотрудниками правоохранительных органов при расследовании трансграничных преступлений или в борьбе с международной преступностью. Касаясь проблем сотрудничества органов прокуратуры с международными правоохранительными организациями, Генеральный прокурор РБ в качестве приоритетного направления указал на целесообразность

взаимодействия с компетентными органами иностранных государств в сфере борьбы с преступностью и коррупцией [11]. Таким образом, практическая значимость включения в образовательную программу юридического образования дисциплин, на которых изучается международно-правое регулирование сотрудничества правоохранительных органов, является обоснованной и находит свое подтверждение в практике.

В.С. Каменков, анализируя объективные начала и предпосылки разработки Концепции, отметил актуальность решения проблем в части разработки образовательных программ по юридическим специальностям, что должно быть реализовано в координации с учреждениями образования СГ. Целью такого взаимодействия является повышение конкурентоспособности национальной системы юридического образования на различных уровнях.

Приоритетным направлением для образовательного пространства в РБ служит развитие мобильности обучающихся, преподавателей, исследователей и административных работников учреждений образования с целью повышения своей профессиональной квалификации, проведения исследований, стажировок как важной составляющей обеспечения высокого качества образовательного процесса.

Пункт 4.4 указанного документа предусматривает развитие современных форм взаимодействия учреждений образования, осуществляющих подготовку юридических кадров в виде сетевого и кооперативного сотрудничества [12]. Концепция предусматривает возможность реализации педагогических средств интеграции образовательного пространства, при этом не указывает образовательного контрагента, что позволяет учреждениям высшего образования, реализующим программу подготовки юристов, самостоятельно в рамках заключённых Соглашений о сотрудничестве с вузами РБ и РФ определять приоритетные направления при формировании образовательной программы и определении дисциплин в учебном плане. То есть, закрепление в Концепции возможности сетевой формы взаимодействия позволяет в процессе подготовки юристов по образовательным стандартам РБ расширить образовательную программу темами о законодательстве РФ, о Союзном государстве, а также о международном сотрудничестве правоохранительных органов.

ства. Согласованные действия по унификации законодательства в сфере образования и выбору подходов к разработке государственных образовательных стандартов по юридическим специальностям и квалификационных требований, предъявляемых к юристу, обеспечат создание единого образовательного пространства, реализацию национальных и международных проектов в сфере правового, социально-экономического развития СГ и рост научного потенциала профессионального сообщества.

19.09.2023

Тем самым Концепция учитывает обязательства РБ как государства-участника Союзного государства, тенденции интеграции и их воздействие на системы образования РБ и РФ, усиление взаимозависимости и сближения правовых систем и образовательного пространства, конкуренции и сотрудничества между учреждениями образования.

В заключение следует отметить, что образование в целом и юридическое в частности является элементом долгосрочного развития образовательной политики Союзного государ-

Список литературы:

1. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области культуры, образования и науки от 21 февраля 1995 г. // Бюллетень международных договоров. - 1997. - №11.

2. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 27 февраля 1996 г. // Бюллетень международных договоров. - 1996. - №6.

3. Договор «О создании Союзного государства» от 08.12.1999 г. // Собрание законодательства РФ. - 2000. - №7.

4. Постановление Исполнительного Комитета Сообщества Беларуси и России от 11 апреля 1996 г. №1 «О равных правах граждан на получение образования» // Ведомственное приложение к «Российской газете» от 28 сентября 1996 г. - 1996. - №12.

5. Абрамов Р.А. Интеграция университетов РФ и РБ - форма доступа к современному высшему образованию / Р.А. Абрамов // Высшее образование в России. - 2015. - №10. - С. 68-74.

6. Борисова И. Д. Правовые основы интенсификации академической мобильности в союзном государстве/ И. Д. Борисов, И.О. Киров // Вестник Владимирского юридического института. 2020. - №2 (55). - С. 163-167.

7. Дивеева Н.И. Профессиональные и образовательные стандарты в юриспруденции / Н.И. Дивеева, Е.Н. Доброхотова // Правоведение. - 2018. - Т. 62. - №3. - С. 453-464.

8. Канашевич Н.М. Интеграционные процессы в сфере высшего образования Союзного государства России и Беларуси. / Н.М. Канашевич, А.А. Воробьев // Актуальные вопросы права, образования и психологии: сборник научных трудов. - Могилев, 2021. - С. 205-210.

9. Шапкина Е.А. Повышение качества высшего юридического образования как этап развития правового государства / Е.А. Шап-кина // Юридическое образование и наука. - 2011. - №1. - С. 9-12. URL: https://belarus.mid.ru/ru/consular-services/ consulate/ regulations/agreement-between-the-rf-hac-andhac-rb/ (дата обращения: 02.07.2023).

10. https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=U01702893 - Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь https://prokuratura.gov.by/ru/

References:

1. (1997) Agreement between the Government of the Republic of Belarus and the Government of the Russian Federation on cooperation in the field of culture, education and science dated February 21, 1995. Bulletin of International Treaties, No. 11.

2. (1996) Agreement between the Government of the Republic of Belarus and the Government of the Russian Federation on mutual recognition and equivalence of documents on education, academic degrees and titles dated February 27, 1996. Bulletin of International Treaties, No. 6.

3. (2000) Agreement "On the creation of the Union State" dated December 8, 1999. Collection of legislation of the Russian Federation, No. 7.

4. (1996) Resolution of the Executive Committee of the Community of Belarus and Russia dated April 11, 1996 No. 1 "On the equal rights of citizens to receive education". Departmental .supplement to the Rossiyskaya Gazeta dated September 28, 1996, No. 12.

5. Abramov, R.A. (2015) Integration of universities of the Russian Federation and the Republic of Belarus - a form of access to modern higher education. Higher education in Russia, No. 10, pp. 68-74.

6. Borisova, I.D. and Kirov, I.O. (2020) Legal basis for the intensification of academic mobility in the union state. Bulletin of the Vladimir Law Institute, No. 2 (55), pp. 163-167.

7. Diveeva, N.I. and Dobrokhotova, E.N. (2018) Professional and educational standards in jurisprudence. Jurisprudence, vol. 62, No. 3, pp. 453-464.

8. Kanashevich, N.M. and Vorobyov, A.A. (2021) Integration processes in the field of higher education of the Union State of Russia and Belarus. Current issues of law, education and psychology: collection of scientific works. Mogilev, pp. 205-210.

9. Shapkina, E.A. (2011) Improving the quality of higher legal education as a stage in the development of the rule of law. Legal education and science, No. 1, pp. 9-12. URL: https://belarus.mid.ru/ru/consular-services/consulate/regulations/agreement-between-the-rf-hac-andhac-rb/ (date of access: 07/02/2023).

10. https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=U01702893 - National legal Internet portal of the Republic of Belarus https://prokuratura. gov.by/ru/

Сведения об авторе:

Максименко Елена Ивановна, доцент кафедры организации судебной и прокурорско-следственной деятельности юридического факультета Оренбургского государственного университета,

кандидат педагогических наук ОЯСЮ 0000-0002-8199-1656 460018, Россия, г Оренбург, проспект Победы, 13 корпус 20, ауд. 20703

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.