Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ОСУЖДЕННЫХ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ'

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ОСУЖДЕННЫХ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
156
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОСУЖДЕННЫЙ / ПРАВА / СВОБОДА / ИСПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВО / PENAL CODE / LAW / CONVICT / RIGHTS / FREEDOM / CORRECTION / STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майстренко Григорий Александрович

В статье представлен сравнительно правовой анализ уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации и стран ближнего зарубежья по вопросам определения целей и задач уголовно-исполнительного законодательства. Частично рассматривались вопросы соблюдения прав, свобод и законных интересов осужденных и разного подхода к этому понятию. В статье анализируется различный подход государств к вопросу исправления осужденного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Майстренко Григорий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE LEGAL STATUS OF CONDEMNED IN RUSSIA AND ABROAD

The article presents a comparative legal analysis of the criminal-executive legislation of the Russian Federation and neighboring countries on the definition of the goals and objectives of the criminal-executive legislation. The issues of observance of the rights, freedoms and legal interests of convicts and a different approach to this concept were partially considered. The article analyzes the different approach of states to the issue of the correction of the convict

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ОСУЖДЕННЫХ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ»

УДК.343.8 МАЙСТРЕНКО Григорий Александрович,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России

e-mail: g.maystrenko@yandex.ru

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ОСУЖДЕННЫХ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Аннотация. В статье представлен сравнительно правовой анализ уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации и стран ближнего зарубежья по вопросам определения целей и задач уголовно-исполнительного законодательства. Частично рассматривались вопросы соблюдения прав, свобод и законных интересов осужденных и разного подхода к этому понятию. В статье анализируется различный подход государств к вопросу исправления осужденного.

Ключевые слова: Уголовно-исполнительный кодекс, законодательство, осужденный, права, свобода, исправление, государство.

MAISTRENKO Grigory Alexandrovich,

PhD in Law,

senior researcher Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

COMPARATIVE LEGAL STATUS OF CONDEMNED IN RUSSIA AND ABROAD

Annotation. The article presents a comparative legal analysis of the criminal-executive legislation of the Russian Federation and neighboring countries on the definition of the goals and objectives of the criminal-executive legislation. The issues of observance of the rights, freedoms and legal interests of convicts and a different approach to this concept were partially considered. The article analyzes the different approach of states to the issue of the correction of the convict.

Key words: penal code, law, convict, rights, freedom, correction, state.

Уголовно-исполнительное законодательство в государствах - участниках СНГ представлено, как правило, Уголовно-исполнительным кодексом каждой страны в отдельности. В Азербайджане - Кодексом об исполнении наказаний [3], в Таджикистане - Кодексом исполнения уголовных наказаний [4], в Молдове - Исполнительным кодексом [5] и иными нормативными правовыми актами, касающимися исполнения наказаний.

Ряд уголовно-исполнительных кодексов определяют их цели (ст. 2 Кодекса об исполнении наказаний Азербайджана [3], ст. 2 УИК Казахстана [7], ст. 2 УИК Кыргызстана [11], ст. 1 УИК РФ [1], ст. 3 Кодекса об исполнении уголовных наказаний Таджикистана [4], ст. 2 УИК Туркменистана [6]). Указанные статьи имеют соответствующие названия: «Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства (Казахстан, Россия, Туркменистан); законодательства об исполнении уголовных наказаний (Таджикистан); Кодекса об исполнении наказаний (Азербайджан)» [8, с. 215, 216].

В УИК Кыргызстана [11] соответствующая статья называется «Цели, задачи и содержание уголовно-исполнительного законодательства». При этом, в большинстве своем, цели уголовно-исполнительного законодательства совпадают с целями наказания, определенными в соответствующих статьях уголовных кодексов указанных государств (ст. 41 УК Азербайджана [3], ст. 2 УК Казахстана [7], ст. 41 УК Кыргызстана [11], ст. 43 УК России [1], ст. 43 УК Таджикистана [4], ст. 43 УК Туркменистана [6]). Целями наказания, предусмотренными уголовными кодексами этих государств, являются исправление осужденных, предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами, а также восстановление социальной справедливости. Последняя цель наказания отнесена к цели уголовно-исполнительного законодательства в Казахстане и России, в других странах она не нашла своего отражения.

Уголовно-исполнительные кодексы других государств - участников СНГ содержат в себе ста-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

тьи: «Задачи и содержание уголовно-исполнительного кодекса» (ст. 2 УИК Армении) [12]; «Задачи и содержание уголовно-исполнительного законодательств» (ст. 2 УИК Беларуси [2], ст. 1 УИК Узбекистана [3]). В Молдове этот вопрос раскрывается в ст. 165 «Уголовно-исполнительное законодательство» Исполнительного кодекса Республики Молдовы [5]. Все эти положения, в общем и целом, согласуются с Модельным УИК для государств - участников СНГ [13].

В большинстве уголовно-исполнительных кодексов государств - участников СНГ задачи сформулированы с учетом положений Модельного кодекса (ст. 2) [13]. При этом, задачи уголовно-исполнительного законодательства в УИК Беларуси и Кыргызстана определены в соответствии с целями уголовной ответственности, в УИК Казахстана [7] - уголовно-исполнительного законодательства. В кодексах остальных государств основания для установления задач не определены. К числу задач по общему правилу отнесены: регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказания, определение средств исправления осужденных, охрана прав, свобод и законных интересов осужденных. Вместе с тем, имеются отличия в формулировках и объемах задач, определенных конкретными уголовно-исполнительными кодексами. Так, УИК Армении относит к его задаче не регулирование, а установление порядка исполнения уголовных наказаний (ст. 2), УИК Узбекистана - обеспечение исполнения наказаний (ст. 1) [9, с. 114].

Уголовно-исполнительные кодексы трех государств - участников СНГ определяют задачу регулирования (установления) порядка исполнения и отбывания не только наказания, но и иных мер уголовной ответственности (ст. 2 УИК Беларуси) [2]; иных мер уголовно-правового воздействия (ст. 2 (2) УИК Кыргызстана)[11]; применения и отбывания принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания (ч. 1 ст. 2 УИК Армении) [12].

Следующая задача уголовно-исполнительных кодексов государств - участников СНГ связана с исправлением осужденных. УИК Узбекистана так и ставит ее - исправление осужденных.

По уголовно-исполнительному законодательству таких государств, как Россия, Казахстан, Азербайджан одной из задач является определение средств исправления осужденных.

Уголовно-исполнительный кодекс Армении [12] относит к числу таких задач обеспечение условий, необходимых для исправления осужденных.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

В Кыргызстане и Туркменистане уголовно-исполнительные кодексы закрепляют задачу определения средств достижения целей наказания в процессе их исполнения.

В Беларуси уголовно-исполнительное законодательство связывает исправление и отбывание наказаний с уголовной ответственностью и соответственно этому к числу задач уголовно-исполнительного права относит определение средств достижения целей уголовной ответственности и социальной адаптации осужденных в процессе ее реализации.

Как видим из анализа уголовно-исполнительного законодательства, ни одна из стран -участников СНГ не остается равнодушной к вопросу об обеспечении прав, свобод и законных интересов осужденных. По преимуществу в уголовно-исполнительном законодательстве выделяется задача охраны прав, свобод и законных интересов осужденных (Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан).

Законодательство Армении, Беларуси, Молдовы закрепляет задачу защиты прав, свобод и законных интересов осужденных. Но в этих странах имеются частичные расхождения по данному вопросу.

Уголовно-исполнительное законодательство Казахстана [7], Таджикистана [4], Туркменистана [6] относит к числу задач оказание помощи осужденным в социальной адаптации.

Вопрос о содержании уголовно-исполнительного законодательства решается в нем по-разному. В УИК Казахстана [7] и Туркменистана [6] этот вопрос не упоминается и не рассматривается [8, с. 217].

В УИК Кыргызстана и России содержание уголовно-исполнительного законодательства и упоминается, и рассматривается. Содержание уголовно-исполнительного законодательства заявлено в названиях соответствующих статьях: «Цели, задачи и содержание уголовно-исполнительного законодательства (ст. 2 УИК Кыргыз-стана)[11]; «Структура и содержание уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации» (ст. 2) [1]. В них же это содержание и раскрывается.

В уголовно-исполнительных кодексах большинства государств - участников СНГ понятие «содержание» не упоминается, хотя в тексте соответствующих статей оно раскрывается [10, с. 188].

Как показывает анализ уголовно-исполнительного законодательства государств - участников СНГ, в понимании и раскрытии его содержания принципиальных расхождений нет, однако

при единстве общих подходов в этом вопросе отмечаются некоторые отличия и особенности.

Общим для уголовно-исполнительных кодексов большинства государств - участников СНГ является признание того, что их содержание составляют: общие положения и принципы исполнения наказаний; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний; порядок применения средств исправления; правовое положение осужденных и система гарантий обеспечения (защиты) их прав и свобод; порядок освобождения от отбывания наказаний; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание; порядок участия государственных органов, органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений граждан в исправлении осужденных; порядок оказания помощи освобожденным лицам от наказания.

Различия здесь связаны с редакционным изложением статей кодексов об их содержании и его объемом. Так, УИК Армении [12] включает в содержание уголовно-исполнительного законодательства закрепление его принципов; порядка применения мер медицинского характера, соединенных с наказанием; исполнения отдельных видов наказания; назначение испытательного срока при неприменении наказания; осуществление контроля в течение испытательного срока.

Исполнительный кодекс Молдовы [5] включает в свое содержание установление порядка осуществления мер безопасности и мер пресечения с целью защиты прав, свобод и законных интересов личности. При этом в содержание Кодекса входят регламентация порядка и условий исполнения наказаний; определение средств исправления осужденных; порядок оказания помощи лицам, освобожденным от наказания.

Основы правового статуса осужденных в Российской Федерации закреплены в ст. 10 УИК РФ [1], которая гарантирует весь комплекс прав и свобод осужденных с изъятиями и ограничениями в соответствии с федеральным законодательством (уголовным, уголовно-исполнительным, конституционным и иным) и который определяется Уголовно-исполнительным кодексом, исходя из условий и порядка, назначенного для отбывания наказания.

В целом, проведя анализ всех рассмотренных Уголовно-исполнительных кодексов стран СНГ, можно смело сделать вывод, что права и свободы осужденного могут быть ограничены только в соответствии с федеральным законодательством, но не подлежат ограничению такие права и свободы, как право на жизнь, достоин-

ство, судебную защиту и т.д. Правовой статус осужденного не является статичным. В зависимости от поведения осужденного он может изменяться в лучшую или худшую стороны. При отбывании наказания к осужденному применяются меры поощрения и взыскания, которые существенно расширяют или сужают права осужденного.

Список литературы:

[1] Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января1997 г. № 1-ФЗ (в ред. от 02.04.2018 г.) [Электронный ресурс] -Режим доступа: URL: http: www.consultant.ru (дата обращения: 12.03.2019).

[2] Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь от 11 января 2000 г. № 365-3 (с изм. и доп. по состоянию на 17.08.2018) [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http: www.consultant.ru (дата обращения: 12.03.2019).

[3] Кодекс Азербайджанской Республики об исполнении наказаний. Утвержден Законом Азербайджанской Республики от 14 июля 2000 г. № 908-IQ (с изм. и доп. по состоянию на 30.10.2018 ) [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http: www.consultant.ru (дата обращения: 12.03.2019).

[4] Кодекс исполнения уголовных наказаний Республики Таджикистан от 6 августа 2001 г. (с изм. и доп. по состоянию на 17.07.2018 г. ) [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http: www.consultant.ru (дата обращения: 12.03.2019).

[5] Исполнительный кодекс Республики Молдова от 24 декабря 2004 г. № 443-XV (с изм. и доп. по состоянию на 15.11.2018 г.) [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http: www. consultant.ru (дата обращения: 12.03.2019).

[6] Уголовно-исполнительный кодекс Республики Туркменистан от 25 марта 2011 г. № 164-IV (с изм. и доп. по состоянию на 09.06.2018) [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http: www.consultant.ru (дата обращения: 12.03.2019).

[7] Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 г. № 234-V (с изм. и доп. по состоянию на 21.01.2019) [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http: www.consultant.ru (дата обращения: 12.03.2019).

[8] Денежная С.А. Опыт работы службы пробации с осужденными в зарубежных странах: сб. тезисов выступлений и докладов участников Междунар. науч.-практ. конф. Академия ФСИН России. - 2017. - С. 215, 216.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

[9] Нестеров А.Ю. Социальная значимость института пробации в России: отечественный и зарубежный опыт // Власть. - 2017. - Т. 25. - № 11. - С. 114.

[10] Хармаев Ю.В. О проблемах введения в Российской Федерации службы пробации // Вестник Бурятского гос. ун-та. - 2013. - № 2. - С. 188.

[11] Уголовно-исполнительный кодекс Кыргызской Республики от 13 декабря 1999 г. № 142 (с изм. и доп. по состоянию на 14.06.2017) [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http: www.consultant.ru (дата обращения: 12.03.2019).

[12] Уголовно-исполнительный кодекс Республики Армении от 18.01.2005 г. № 3 Р-60 (с изм. и доп. по состоянию на 18.07.2018) [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http: www.consultant.ru (дата обращения: 12.03.2019).

[13] Модельный уголовно-исполнительный кодекс для государств - участников СНГ (принят Постановлением Межпарламенской Ассамблеи государств - участников СНГ) [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http: www. consultant.ru (дата обращения: 12.03.2019).

Spisok literatury:

[1] Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Rossi-jskoj Federacii ot 8 yanvarya1997 g. № 1-FZ (v red. ot 02.04.2018 g.) [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: URL: http: www.consultant.ru (data obrashcheniya: 12.03.2019).

[2] Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Respub-liki Belarus' ot 11 yanvarya 2000 g. № 365-Z (s izm. i dop. po sostoyaniyu na 17.08.2018) [Elek-tronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http: www.consultant.ru (data obrashcheniya: 12.03.2019).

[3] Kodeks Azerbajdzhanskoj Respubliki ob ispolnenii nakazanij.

Utverzhden Zakonom Azerbajdzhanskoj Res-publiki ot 14 iyulya 2000 g. № 908-IQ (s izm. i dop. po sostoyaniyu na 30.10.2018 ) [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http: www.con-sultant.ru (data obrashcheniya: 12.03.2019).

[4] Kodeks ispolneniya ugolovnyh nakazanij Respubliki Tadzhikistan ot 6 avgusta 2001 g. (s

izm. i dop. po sostoyaniyu na 17.07.2018 g. ) [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http: www.consultant.ru (data obrashcheniya:

12.03.2019).

[5] Ispolnitel'nyj kodeks Respubliki Moldova ot 24 dekabrya 2004 g. № 443-XV (s izm. i dop. po sostoyaniyu na 15.11.2018 g.) [Elektronnyj resurs]

- Rezhim dostupa: URL: http: www.consultant.ru (data obrashcheniya: 12.03.2019).

[6] Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Respubliki Turkmenistan ot 25 marta 2011 g. № 164-IV (s izm. i dop. po sostoyaniyu na 09.06.2018) [Elek-tronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http: www.consultant.ru (data obrashcheniya: 12.03.2019).

[7] Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Respubliki Kazahstan ot 5 iyulya 2014 g. № 234-V (s izm. i dop. po sostoyaniyu na 21.01.2019) [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http: www.con-sultant.ru (data obrashcheniya: 12.03.2019).

[8] Denezhnaya S.A. Opyt raboty sluzhby probacii s osuzhdennymi v zarubezhnyh stranah: sb. tezisov vystuplenij i dokladov uchastnikov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Akademiya FSIN Rossii. - 2017. - S. 215, 216.

[9] Nesterov A.Yu. Social'naya znachimost' instituta probacii v Rossii: otechestvennyj i zarubezhnyj opyt // Vlast'. - 2017. - T. 25. - № 11.

- S.114.

[10] Harmaev Yu.V. O problemah vvedeniya v Rossijskoj Federacii sluzhby probacii // Vestnik Buryatskogo gos. un-ta. - 2013. - № 2. - S. 188.

[11] Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Kyr-gyzskoj Respubliki ot 13 dekabrya 1999 g. № 142 (s izm. i dop. po sostoyaniyu na 14.06.2017) [Elek-tronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http: www.consultant.ru (data obrashcheniya: 12.03.2019).

[12] Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Respub-liki Armenii ot 18.01.2005 g. № 3 R-60 (s izm. i dop. po sostoyaniyu na 18.07.2018) [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http: www.con-sultant.ru (data obrashcheniya: 12.03.2019).

[13] Model'nyj ugolovno-ispolnitel'nyj kod-eks dlya gosudarstv - uchastnikov SNG (prinyat Postanovleniem Mezhparlamenskoj Assamblei gosudarstv - uchastnikov SNG) [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http: www.con-sultant.ru (data obrashcheniya: 12.03.2019).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.