Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ, ЛЮКСЕМБУРГА И КВЕБЕКА (КАНАДЫ) ПО ВОПРОСАМ УЧАСТИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ИНФОРМИРОВАНИИ И ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМИРОВАННОГО СОГЛАСИЯ ПАЦИЕНТОВ'

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ, ЛЮКСЕМБУРГА И КВЕБЕКА (КАНАДЫ) ПО ВОПРОСАМ УЧАСТИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ИНФОРМИРОВАНИИ И ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМИРОВАННОГО СОГЛАСИЯ ПАЦИЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
законодательство / информированное согласие / медицинская сестра / пациент

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Вълканоеа Мария Атанасова, Георгиева Анна Петрова, Вълков Веселин Добрее, Стамова Красимира Славова

Целью настоящего исследования является сравнительно-правовой анализ законодательства России, Люксембурга и Канады по вопросам участия медицинской сестры в информировании и получения информированного согласия пациентов с целю применения зарубежного опыта в нормативном урегулировании данной проблемы в законодательстве Республики Болгарии. Исследование проводилось документальным методом (сравнительно-правовой анализ). В результате сравнительно-правового анализа законодательства России, Люксембурга и Квебека (Канады) о регулировании участия медсестер в процессе информированного согласия могут быть сделаны следующие выводы: во-первых, участие медсестры в процессе получения информированного согласия пациентов четко рассмотрено законодательными органами России, Люксембурга и Канады. Во-вторых, общим среди них является единый подход к решению рассматриваемой проблемы. Обязанность информировать и получать согласие пациента касается всех медицинских работников. В-третьих, в соответствии с легальными дефинициями сравниваемых правовых источников медицинская сестра является медицинским работником, и имеет определенные обязательства в процессе получения информированного согласия пациентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Вълканоеа Мария Атанасова, Георгиева Анна Петрова, Вълков Веселин Добрее, Стамова Красимира Славова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ, ЛЮКСЕМБУРГА И КВЕБЕКА (КАНАДЫ) ПО ВОПРОСАМ УЧАСТИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ИНФОРМИРОВАНИИ И ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМИРОВАННОГО СОГЛАСИЯ ПАЦИЕНТОВ»

SCIENCE TIME

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ, ЛЮКСЕМБУРГА И

КВЕБЕКА (КАНАДЫ) ПО ВОПРОСАМ УЧАСТИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ИНФОРМИРОВАНИИ И ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМИРОВАННОГО СОГЛАСИЯ ПАЦИЕНТОВ

Вълканоеа Мария Атанасоеа Георгиееа Анна Петрова Вълкое Веселин Добрее 2, Стамоеа Красимира Слаеоеа

1 Медицинский университет, г. Варна, Болгария

2 Университетская больница "Света Марина", г. Варна, Болгария

E-mail: т. valkanova02@gmail. сот

Аннотация. Целью настоящего исследования является сравнительно-правовой анализ законодательства России, Люксембурга и Канады по вопросам участия медицинской сестры в информировании и получения информированного < согласия пациентов с целю применения зарубежного опыта в нормативном урегулировании данной проблемы в законодательстве Республики Болгарии. Исследование проводилось документальным методом (сравнительно-правовый анализ).

В результате сравнительно-правового анализа законодательства России, Люксембурга и Квебека (Канады) о регулировании участия медсестер в процессе информированного согласия могут быть сделаны следующие выводы: во-первых, участие медсестры в процессе получения информированного согласия пациентов четко рассмотрено законодательными органами России, Люксембурга и Канады. Во-вторых, общим среди них является единый подход к решению рассматриваемой проблемы. Обязанность информировать и получать согласие пациента касается всех медицинских работников. В-третьих, в соответствии с легальными дефинициями сравниваемых правовых источников медицинская сестра является медицинским работником, и имеет определенные обязательства в процессе получения информированного согласия пациентов.

Ключевые слова: законодательство, информированное согласие, медицинская сестра, пациент.

Достижение четкости и юридической определенности в работе медицинских специалистов имеет важное значение для оказания медицинской помощи пациентам. В этой связи оптимизация участия медсестры в процессе получения информированного согласия пациента является важной и значимой проблемой в современной медицинской практике. Необходимо восприятие

1 SCIENCE TIME 1

четкого и единого законодательного подхода в регулировании участия медсестер в процессе получения информированного согласия пациентов, которое в настоящее время отсутствет в действующем законодательстве Республики Болгарии [7]. Для этого большой вклад имеет сравнительно-правовый анализ опыта других стран в правовом регулировании участия медсестер в процессе получения информированного согласия.

Законодательство России

Законодательство России предусматривает право информации и информированного согласия пациентов, соответственно, и участие медсестер в этом процессе в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ф3 (ред. 12.14.2015), названный «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ФЗ № 323 от 21.11.2011) [1].

Согласно ст. 20 пункту 1 указанного Федерального закона № 323 от 21.11.2011, необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи» [1].

В ст. 22, пункт 1 Федерального закона от № 323 от 21.11.2011, где регулируется отдельно информация о пациенте, каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи [1].

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 регулирует вопрос обязанности специалистов в области здравоохранения, касающихся предоставления информации [1]. Согласно ст. 22, пункту 2 Федерального закона, информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении [1].

Для правильного толкования правовых норм российский законодательный орган ввел юридические определения основных понятий, используемых в этом федеральном законе, согласно которым:

а) лечащий врач» - врач, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения (ФЗ № 323, ст. 2, п. 15).

б) медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые

1 SCIENCE TIME 1

(должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность (ФЗ № 323, ст. 2, п. 13) [1].

Термин «медицинская деятельность» определяется как профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (ФЗ № 323, ст. 2, п. 2) [1].

В то же время, согласно положениям ст. 69, п. 1. Федерального закона № 323, право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста [1]. Законодательство определяет аккредитацию специалиста как процедуру определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности (ФЗ № 323, ст. 69, п. 3) [1].

Как видно из вышеупомянутых положений ст. 69, пункта 1 и пункта 3, лица, получившие медицинское или высшее образование имеют право заниматься медицинской деятельностью по определенной медицинской специальности. К ним относятся медсестры в Российской Федерации в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом [1].

Согласно Приказу Минобрнауки России от 12.05.2014 № 502 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» (зарег. в Минюсте России 18.06.2014 № 32766), медицинская сестра/медицинский брат (базовой подготовки) должны обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

- проведение профилактических мероприятий;

- проведение мероприятий по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения;

- проведение санитарно-гигиенического воспитания населения;

- участие в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний;

- участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах;

- представлении информации в понятном для пациента виде, объяснении ему суть врачебного вмешательства [2].

Более того, при участии в процессах лечения, диагностики и реабилитации законодательство России прямо подчеркивает, что медсестра / медицинский брат

1 SCIENCE TIME 1

должны быть готовы осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса (п. 2.2) и представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств (п. 2.1) [2].

Следовательно, согласно российскому законодательству, медсестра является медицинским работником, имеющим право осуществлять медицинскую деятельность и, в частности, проводить лечебные и диагностические вмешательства во взаимодействии с участниками лечебного процесса и также имеет определенные обязательства в процессе информированния и получения информированного согласия пациентов.

Законодательство Люксембурга

Право пациента на информацию и на получение информированного согласия регулируется Законом от 24 июля 2014 года «О правах и обязанностях пациентов» [5]. Согласно ст. 8 вышеупомянутого закона, пациент имеет право на информацию о своем состоянии здоровья, а также о его прогнозе. Каждый медицинский работник должен информировать пациента четким и понятным образом, адаптируя информацию к пониманию конкретного пациента [5].

Каждый медицинский работник должен информировать пациента о медицинской деятельности, за которую он несет ответственность в соответствии с правилами профессии. Пациент принимает решение о своем здоровье вместе с медицинским работником с учетом полученной информации [5]. Понятно, что вышеупомянутое обязательство информировать при получении согласия относится к т.н. медицинскому работнику. В этой связи в ст. 2 этого закона содержатся определенные правила, которое указывают, что для целей настоящего закона термин «медицинский работник» относится к любому физическому лицу, которое на законных основаниях осуществляет юридически регламентированной деятельность в области здравоохранения [5].

Таким образом, закон Люксембурга налагает обязательство получать информированное согласие на каждого медицинского работника, включая медсестру, в пределах его компетенции.

Законодательство Квебека

Необходимость предоставления согласия на ухода подчиняется правовыми положениям первой части Гражданского процессуального кодекса Квебека. Согласно правилу ст. 11 Гражданского кодекса, никто не может подвергаться без его согласия на уход, независимо от его вида и характера [4]. Право пациента на согласие и соответствующее обязательство медицинского специалиста на получение согласия для любого исследования или лечения является частью уважения к неприкосновенности личности, защищенной Уставом прав и свобод Канады и Квебека, а также в Гражданском кодексе Квебека [4].

Право пациента на получение информации и информированного согласия регулируется Законом о здравоохранении и социальных услугах, а именно частью первой, разделом вторым, главой первой. Согласно его ст. 8, каждый пользователь медицинских и социальных услуг имеет право на получение

1 SCIENCE TIME 1

информации о его здоровье и благополучие для различных вариантов, а также риски и последствия, связанные с ними. Никто не может подвергаться уходу и лечению без его согласия, независимо от их природы [6]. В частности, обязательства в области информации и согласия регулируются по отношении к отдельным специалистам в области здравоохранения в соответствии с различным кодексом практики, регулирующим положение практиков. Участие медсестер в процессе информированного согласия прямо закреплено в Кодексе этики медицинских сестер Квебека, в первой главе, в третьем разделе, под названием «Качество медицинской помощи и услуг» согласно ст. 40 § 1 под названием «Информация и согласие». Так, по документу медсестра должна предоставить клиенту все пояснения, необходимые для понимания ухода, лечения или других профессиональных услуг, которые доступны для него. Согласно ст. 41, когда обязательство получить свободное и информированное согласие касается медсестры, последняя должна:

- предоставить пациенту всю необходимую информацию;

- обеспечить, чтобы согласие пациента было свободным и информированным;

- уважать право пациента отозвать свое согласие в любое время [3].

В результате анализа законодательства Квебека мы приходим к выводу, что медицинская сестра обязана информировать пациента и получать его информированное согласие.

В результате сравнительно-правового анализа законодательства России, Люксембурга и Квебека о правовом регулировании участия медицинских сестер в процессе получения информированного согласия могут быть сделаны следующие выводы и рекомендации:

Во-первых, участие медсестры в процессе получения информированного согласия пациентов четко рассмотрено законодательными органами России, Люксембурга и Канады.

Во-вторых, общим среди них является единый подход к решению рассматриваемой проблемы. Обязанность информировать и получать согласие пациента касается всех медицинских работников.

В-третьих, в соответствии с легальными дефинициями сравниваемых правовых источников медицинская сестра является медицинским работником и имеет определенные обязательства в процессе информированного согласия пациентов.

У любого общества свои проблемы, но методы их решения в целом схожи. И хотя зачастую иностранная правовая система использует разные термины, организацию и логику институтов, она обеспечивает близкую по духу правовую основу. Поэтому применяемый сравнительно-правовой подход позволяет повысить осведомленность о том, как рассматриваемый институт может регулироваться или совершенствоваться в болгарском законодательстве.

1 SCIENCE TIME 1

Литература:

1. Министерство образования и науки Российской Федерации, Приказ от 12.05.2014 № 502 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» (Зарег. в Минюсте России 18.06.2014 № 32766) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// минобрнауки.рф документы/7321

2. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 14.12.2015) (ред., действующая с 1 января 2016 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/902312609

3. Code civil du Québec, adopté le 18 décembre 1991, entré en vigueur le lerjanvier 1994 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www2.publicationsduquebec.gouv.qc.ca/dynamicSearch/telecharge. php?type=2&file =/CCQ_1991/CCQ1991.html

4. Code de déontologie des infirmières et infirmiers du Québec, Ajour au lerjanvier 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www2.publicationsduquebec.gouv.qc.ca/dynamicSearch/telecharge. php?type=3&file =/I_8/I8R9.HTM

5. Loi du 24 juillet 2014 relative aux droits et obligations du patient, Publication: Au Mémorial An 140 du 31.07.2014, Date de l'acte: 24.07.2014, ELI [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eli. legilux.public.lu/eli/etat/leg/loi/2014/07/24/n2

6. Loi sur les services de santé et les services sociaux du Québec, 1991, Dernière modification: 01 janvier mars 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.msss.gouv.qc.ca/documentation/ lois regle.php

7. Georgieva A., M. Valkanova. Study of legal framework of involvement of nurses in the process of patient's informed consent in the Republic of Bulgaria and other countries II Scripta Scientifica Salutis Publicae. - 2015. - № 2 (1). - pp. 47-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.