Сравнительно- правовой анализ законодательства о контрактной системе в сфере закупок России и Норвегии
Тимошевская Ирина Павловна,
студент Российского государственного университета правосудия при Верховном суде Российской Федерации Факультета подготовки специалистов для судебной системы E-mail: [email protected]
Стимулирование экономики государства происходит из-за существующих систем государственных закупок, благодаря тому, что при определении поставщика, выбор в приоритетном порядке отдается национальным поставщикам. Законодательство о контрактной системе в сфере закупок на территории Российской Федерации находится только в стадии развития и модернизации, в свою же очередь законодательство Королевства Норвегии имеет больший опыт в данном сегменте. Актуальность данного исследования заключается в том, что законодательство о контрактной системе в сфере закупок в разных странах специфично. Для того чтобы это наглядно продемонстрировать, в научной статье будет дан сравнительно-правовой анализ законодательства о контрактной системе в сфере закупок России и Норвегии, также будут рассмотрены нормативные правовые акты, проведен их анализ и сопоставление с аналогичными российскими законодательными актами.
Ключевые слова: контрактная закупка, законодательство, Россия и Норвегия, правовой анализ, государственный контроль.
Контрактная система, а именно, контрактная закупка - это специфическая область в сфере торговых отношений, касающихся торгово-закупочной деятельности. Институт контрактной системы в сфере закупок всех стран осуществляет законодательный контроль закупочной деятельности той или иной организации, которая может принадлежать как государству, так и частным предприятиям.
Исчерпывающие порядок регулирования всей закупочной деятельности на территории нашей страны регулируется Федеральным законом № 44 от 05 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 44) дает исчерпывающий порядок регулирования всей закупочной деятельности в нашей стране фактора [1].Данный закон является специальным законодательным актом и распространяет свое действие на отношения между участками закупочной деятельности. По своей сути это приоритетный нормативно-правовой акт в данной области. Однако, существуют и другие законодательные документы, так или иначе регулирующие контрактную систему.
Рассмотрим их поподробнее:
1) Конституция РФ.
Конституция РФ - является самым главным законом нашей страны, обладающим высшей юридической силой. Соответственно ни один нормативно-правовой акт не должен ей противоречить. В Конституции существует статья 120, в которой говорится о коллизиях норм законодательства. То есть, приоритет всегда отдается наивысшему по юридической силе закону. Например, ФЗ № 44 всегда будет иметь приоритет перед приказом Министерства труда. Однако следует отметить, что если в специальном законе будет отсутствовать необходимая норма, то необходимо будет руководствоваться общими нормами гражданского законодательства.
2) Гражданский кодекс РФ.
Пункт 3 статьи 425 ГК РФ говорит нам о сроках действия контрактов по контрактной системе. Речь идет о том, что срок действия контракта в сфере закупок считается бессрочным, если точный срок его действия не предусмотрен четко в договоре между странами.
3) Бюджетный кодекс РФ.
Денежные обороты в контрактной системе являются самой важной сферой, так как с помощью них закупаются товары, услуги и работы. Так в статье 34 БК РФ изложен принцип экономности рас-
5 -о
сз
<
см со
ходов бюджетных средств, который применяется на закупочную систему. 4) Иные законодательные акты.
К таким относится, например, Федеральный закон № 135 «О защите конкуренции» от 27 июля 2006 года, которым пользуется прокуратура, судебные инстанции и Федеральная антимонопольная служба по делам, связанным с дроблением закупок. Федеральный закон № 162 «О стандартизации в РФ» от 29.06.2015 в пункте 4 части 2 статьи 3 говорит нам о том, что используется система стандартизации документооборота в сфере контрактных закупок.
Таких законодательных документов много, все они тем или иным образом касаются контрактной системы.
Далее рассмотрим законодательство о контрактной системе в сфере закупок Королевства Норвегии.
Норвегия входит в состав Европейского экономического союза, в связи с этим ее законодательство в большей степени основывается на директивах и положениях ЕС в области контрактной системы в сфере закупок [8, с. 872].
1) Первый нормативно-правовой акт, с помощью которого Норвегия регулирует свою контрактную систему, это Федеральный закон «О публичных закупках» от 1999 года. Закон устанавливает основные положения в сфере закупок, принципы равенства и прозрачности всей системы.
2) Три регламента.
Регламент контрактных и публичных закупок от 2006 года, Регламент закупок отдельных субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности от 2006 года и Регламент закупок для отдельных нужд обороны и безопасности от 2013 года. Все три регламента представляют собой законодательную базу в сфере регулирования контрактной системы ЕС, в том числе и в Королевстве Норвегии. С помощью них регулируются торговые отношения, наценочная стоимость товаров и услуг, пошлины и налоги.
3) Соглашение ВТО по правительственным закупкам.
ВТО - это международно соглашение среди некоторых стран по поводу закупки товаров и услуг. Своего рода это также нормативно-правовой акт в контрактной системе. Соглашение ВТО также распространяется на Норвегию. Законодательство данной страны не предусматривает своего национального порядка заключения договора с государственными и частными компаниями. Поэтому импортные закупки регулируются согласно соглашению ВТО.
Также хотелось бы отметить «свободу» заключения договоров компаний с государственным участием.
Безусловно, законодательство Норвегии и России отличается в сфере контрактной системы. Наглядно продемонстрируем сравнительно-правовой анализ данных стран [7, с. 238] (табл. 1).
Таблица 1
Сферы законодательства Российская Федерация Королевство Норвегии
1) Национальное регулирование Имеется своя правовая база - ФЗ № 44, а также иные нормативно-правовые акты, касающиеся сферы закупок Вся правовая база строится через ЕС и международные соглашения
2) Импорт/экспорт В России большая часть товаров импортные (привезенные из иностранных государств) Норвегия 70% - экспорт, 30% - импорт. Данная страна в большей части потребляет свою продукцию
3) Налоги По сравнению с Норвегией в нашей стране приемлемая налоговая ставка (намного ниже) на товары В Норвегии достаточно высокие налоги на товары (как на импорт, так и на экспорт)
4) Закупочные «пороги» В России в принципе не предусмотрены минимальные суммы товарооборота В Норвегии существует минимальный закупочный «порог» товаров - не менее 100 000 крон. Если же закупка составляет ниже указанной суммы, то такая закупка не является публичной.
Сравнительно-правовой анализ показывает нам, что контрактная система в сфере закупок в России более самостоятельная и независимая, чем в Норвегии. Обуславливается это тем, что Норвегия зависима от соглашений с ЕС и другими международными договорами. Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что изучение опыта Королевства Норвегии по развитию и совершенствованию законодательства о государственных закупках, может позволить Российскому государства перенять в национальное законодательство наиболее высокоперспективные направления развития.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, № 31, ст. 4398;
2. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ // Кон-сультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 29.03.2022).
3. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 27 июля 2006 года № 135 // Консультант-Плюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 29.03.2022).
4. Федеральный закон «О стандартизации в РФ» от 29.06.2015 № 162 // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. uRl: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 29.03.2022).
5. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Кон-сультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 29.03.2022).
6. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. uRl: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 29.03.2022).
7. Тасалов, Ф.А. Контрактная система в сфере государственных закупок России и Норвегии. Сравнительно-правовое исследование / Ф.А. Тасалов. - М.: Проспект, 2019. - 238 c.;
8. Храпов, И.В. Информационная поддержка мониторинга государственных закупок: моногр. / И.В. Храпов. - М.: Синергия, 2019. - 872 c.
COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF THE LEGISLATION ON THE CONTRACT SYSTEM IN THE FIELD OF PROCUREMENT IN RUSSIA AND NORWAY
Timoshevskaia I.P.
Russian State University of Justice
The state's economy is stimulated due to the existing public procurement systems, due to the fact that when determining a supplier, the choice is given priority to national suppliers. The legislation on the contract system in the field of procurement in the territory of the Russian Federation is only at the stage of development and modern-
ization, in turn, the legislation of the Kingdom of Norway has more experience in this segment. The relevance of this study lies in the fact that the legislation on the contract system in the field of procurement in different countries is specific. In order to demonstrate this clearly, the scientific article will provide a comparative legal analysis of the legislation on the contract system in the field of procurement in Russia and Norway, regulatory legal acts will also be considered, their analysis and comparison with similar Russian legislative acts will be carried out.
Keywords: contract procurement, legislation, Russia and Norway, legal analysis, state control.
References
1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993) (subject to amendments made by the Laws of the Russian Federation on Amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 № 6-FKZ, of 30.12.2008 № 7-FKZ, of 05.02.2014 № 2-FKZ, of 01.07.2020 № 11-FKZ) // Collection of Legislation of the Russian Federation, 01.07.2020, № 31, article 4398
2. Federal Law «On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs» dated 05.04.2013 № 44-FZ // ConsultantPlus: reference and legal system [Ofic. website]. URL: http://www.consultant.ru / (date of appeal: 03/29/2022)
3. Federal Law «On Protection of Competition» No. 135 of July 27, 2006 // ConsultantPlus: Legal Reference System [Ofic. website]. URL: http://www.consultant.ru / (date of reference: 03/29/2022)
4. Federal Law «On Standardization in the Russian Federation» dated 06/29/2015 No. 162 // ConsultantPlus: Legal Reference System [Ofic. website]. URL: http://www.consultant.ru / (accessed: 03/29/2022)
5. «The Civil Code of the Russian Federation (part one)» dated 30.11.1994 № 51-FZ // ConsultantPlus: legal reference system [Ofic. website]. URL: http://www.consultant.ru / (date of appeal: 29.03.2022)
6. «Budget Code of the Russian Federation» dated 31.07.1998 № 145-FZ // ConsultantPlus: legal reference system [Ofic. website]. URL: http://www.consultant.ru / (accessed: 03/29/2022)
7. Tasalov, F.A. Contract system in the field of public procurement in Russia and Norway. Comparative legal research / F.A. Tasalov. - M.: Prospect, 2019. - 238 p.
8. Khrapov, I.V. Information support for monitoring public procurement: monogr. / I.V. Khrapov. - M.: Synergy, 2019. - 872 p.