Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ МЕР КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ'

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ МЕР КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
91
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конституционно-правовая ответственность политических партий / законодательство / ликвидация политических партий / приостановление деятельности политических партий.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Д.В. Белых

В статье рассматриваются вопросы законодательных мер конституционно-правовой ответственности политических партий в России и зарубежных странах. Установлены сходства и различия в законодательном урегулирование конституционной ответственности политических партий в различных странах. Предложены варианты заимствования некоторых законодательных положений зарубежных стран в российское законодательство о политических партиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ МЕР КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ»

Д.В. Белых

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ МЕР КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

В статье рассматриваются вопросы законодательных мер конституционно-правовой ответственности политических партий в России и зарубежных странах. Установлены сходства и различия в законодательном урегулирование конституционной ответственности политических партий в различных странах. Предложены варианты заимствования некоторых законодательных положений зарубежных стран в российское законодательство о политических партиях.

Ключевые слова: конституционно-правовая ответственность политических партий, законодательство, ликвидация политических партий, приостановление деятельности политических партий.

Одним из наиболее важных вопросов политических отношений в обществе является вопрос о партиях. Они дают нам ключ к пониманию основополагающих принципов демократии, представительства, политического плюрализма, выборов государственных служащих и политики в целом. Парадокс явления, столь многомерного и сложного, как политическая партия, всегда занимал умы ученых и мыслителей.

Политическое разнообразие и развитие гражданского общества требуют развития политических социальных институтов, позволяющих обществу действительно влиять на власть, превращая ее в институт, который действительно обеспечивает интересы и потребности своих граждан. Многие аспекты политической жизни в настоящее время подвергаются критике. Есть проблемы в организации выборов, низкий уровень политической культуры и отсутствие хорошо разработанных альтернативных предложений по конкретным проблемам общественно-экономического развития. Необходимы посредники между государством и обществом, способные представлять интересы граждан при осуществлении государственной власти, так или иначе, защищать их законные права и интересы.

Политические партии могут стать такими посредниками. Партии являются одним из важнейших участников политических процессов в самых современных странах и занимают важнейшее место в современной политической системе.

Конституцией Российской Федерации установлено, что запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. [1]

В этой связи особое значение приобретает институт конституционно-правовой ответственности политических партий.

Проанализируем законодательные меры конституционно-правовой ответственности политических партий в России и зарубежных странах. Данный анализ поможет выявить сходства и различия в правовом режиме конституционной ответственности политических партий в разных странах. В результате сопоставления предлагаются варианты включения некоторых правовых норм зарубежных стран в российское законодательство.

Проблема конституционно-правовой ответственности политических партий в России еще недостаточно разработана. Действующее законодательство не содержит понятия конституционности политической партии, ее неконституционности или антиконституционности. В этой связи, есть проблема совершенствования правовой регламентации конституционно-правовой ответственности политических партий, с чем может помочь обращение к зарубежному опыту.

© Д.В. Белых, 2022.

Научный руководитель: Слободчикова Светлана Николаевна - кандидат юридических наук, доцент, Байкальский государственный университет, Россия.

Российское законодательство предусматривает прекращение деятельности политических партий в двух формах: приостановление и ликвидация.

Юридические причины и последствия его применения, как правило, показывают важные отличия.

Основанием для приостановления деятельности политической партии, ее регионального отделения и другого структурного подразделения может быть нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов. В этом случае суд направит в политическую партию письменное уведомление с указанием совершенных нарушений и установит срок их устранения (не менее двух месяцев). Если нарушения партии не были устранены и уведомление не обжаловано в суде, ее деятельность может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением Верховного Суда Российской Федерации принятым на основании заявления Министерства юстиции Российской Федерации.

Еще одной причиной приостановления является несоблюдение стороной положений ее устава. В этом случае закон предусматривает в качестве необходимой предпосылки для постановки вопроса о приостановлении действия наличие как минимум двух предупреждений, которые не были обжалованы в суде или не были признаны судом не основанными на законе. Заявление федерального или территориального органа юстиции в суд о приостановлении деятельности партии или ее регионального отделения или иного структурного подразделения не может быть подано в период, когда суд рассматривает жалобы на предупреждения.

Нормы чешского законодательства устанавливают, что приостановление деятельности политической партии может иметь место, если партия не имеет контрольно-ревизионных органов, назначенных в соответствии с ее уставом, если политическая партия нарушает запрет на совершение сделок за свой счет, использует недопустимые источники дохода для партии, не соблюдает обязанность по ведению бухгалтерского учета, нарушение запрета на владение активами за пределами территории Чешской Республики, невыполнение обязательства по предоставлению всеобъемлющего годового финансового отчета, нарушение запрета на получение бесплатных услуг или подарков от запрещенных дарителей, таких как государство, предприятия, и иные.

Как видно, чешское законодательство предусматривает широкий перечень оснований для приостановления деятельности, нежели российское законодательство.

В России политическая партия может быть ликвидирована добровольно по решению ее высшего органа — съезда в порядке, установленном уставом партии, или в силу решения Верховного Суда Российской Федерации.

В первом случае решение о ликвидации партии должно приниматься в соответствии с уставом партии большинством голосов на съезде с участием делегатов региональных отделений партии от более половины субъектов Российской Федерации.

В Казахстане, например, добровольная ликвидация политической партии может осуществляться ликвидационной комиссией, назначаемой высшим органом политической партии.

Принудительно по решению Верховного Суда Российской Федерации политическая партия может быть ликвидирована в случаях: [2]

1) несоблюдение требований, указанных в статьи 9 пункта 1.4 и 5 Федерального закона «О политических партиях»:

- нарушение запрета на создание и деятельность политических партий, цели или деятельность которых направлены на осуществление экстремистской деятельности;

- создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и местного самоуправления, в вооруженных силах Российской Федерации, в правоохранительных и других государственных органах, в государственных и негосударственных организациях;

- деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и местного самоуправления (кроме законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований), вооруженных сил Российской Федерации, правоохранительных и других государственных органов, в органах законодательной власти (представительных) органов государственной власти в государственных организациях; вмешательство политических партий в образовательный процесс образовательных учреждений.

2) не устранение в срок, установленный решением суда нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности политической партии;

3) неучастие политической партии в выборах в соответствии со статьей 37 Федерального закона «О политических партиях»;

4) отсутствие в региональных отделениях политической партии не менее пятисот членов политической партии более чем в половине субъектов Российской Федерации;

5) отсутствие необходимого количества членов политической партии;

6) неоднократное непредставление политической партией в федеральный уполномоченный орган обновленной информации, необходимой для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, за исключением информации о полученных лицензиях.

В соответствии с пунктом 4 статьи 41 Федерального закона «О политических партиях» заявление о ликвидации политической партии может быть подано в Верховный Суд Российской Федерации только одним процессуальным субъектом - федеральным уполномоченным органом.

При данных обстоятельствах ликвидации партии, вызывает сомнение такое основание, как отсутствие необходимого количества членов политической партии. По нашему мнению, данное условие следует применять совокупно с другими случаями. На эту позицию указывает Решение ЕСПЧ от 24.03.2020 по делу «Консервативная партия России против РФ». [3]

Суд отметил, что устав или программа «Консервативной партии России» не содержали недемократических установок, не пропагандировали незаконные цели или методы, не поощряли насилие и не подрывали устои России, не нарушали права третьих лиц. Причиной роспуска, как явствует из материалов дела, стала лишь неспособность соответствовать минимальным требованиям к политическим партиям. В результате «Консервативная партия России» была распущена не в связи с попытками подорвать демократический строй Российской Федерации или ее территориальную целостность, а только формально в связи с ненадлежащим порядком формирования органов управления и контроля. Европейский суд постановил, что такая крайняя мера, примененная к законопослушной политической партии, не может считаться необходимой в демократическом обществе. Таким образом, Страсбургский суд признал нарушение ст. 11 Конвенции и присудил заявителям 10 000 евро.

В § 17 Закона Словацкой Республики № 85/2005 «О политических партиях и политических движениях» партия может быть ликвидирована в следующих случаях: а) она в процессе своей деятельности нарушает Конституцию и законы Республики или создана с целью ликвидации демократических основ государства; б) партия не имеет демократического устава или демократически избираемых органов; в) призывы партии направлены на захват власти неконституционным путем или же на подавление равенства граждан; г) программы или деятельность политической партии ставят под угрозу мораль, общественный порядок либо права и свободы граждан. [4]

В Болгарском законе указаны обстоятельства, когда политическая партия прекращает свою деятельность. В контексте конституционно-правовой ответственности, нас интересуют два основания, а именно: вступило в силу решение Конституционного суда, которым политическая партия признана неконституционной; ликвидация по решению Софийского городского суда.

По первому основанию, закон не дает разъяснений. Однако, в целом, в некоторых демократических государствах предусматривается, что меры конституционно-правовой ответственности к политическим партиям правомочен применять исключительно Конституционный Суд. В Болгарии меры ответственности применимы к партии как Конституционном Судом, так и судом общей юрисдикции.

Софийский городской суд принимает решение о роспуске политической партии только в случаях, когда: партия своей деятельностью систематически нарушает требования закона; деятельность противоречит положениям Конституции; не участвовал в выборах депутатов, президента и вице-президента, депутатов более пяти лет с момента последней регистрации в Европейском парламенте от Республики Болгарии или для муниципальных советников; два года подряд не представлял в Государственный контроль свои годовые финансовые отчеты; не проводил предусмотренных уставом заседаний своего высшего органа более двух раз подряд, но не реже одного раза в 5 лет, и не подавал в суд на вхождение в состав нового руководства.

Как видно, словацкий и болгарский закон о политических партиях не содержит положений ликвидации партии в случае отсутствия необходимого количества членов политической партии.

Стоит отметить, что в зарубежных странах традиционно меры конституционно-правовой ответственности политических партий применяются в том случае, если деятельность политической партии противоречит нормам основного закона государства, угрожает морали, общественному порядку или гражданским правам, если в ней не сформированы демократически избранные органы.

Виды и конкретные меры конституционно-правовой ответственности политических партий в соответствии с нормами законодательства различных стран во многом совпадают, что позволяет сделать вывод о том, что правовое регулирование соответствующих отношений строится по наиболее оптимальной модели. Безусловно, есть и различия в основаниях для применения мер.

Зарубежный опыт может быть использован в Российской Федерации. К примеру, можно дополнить положения о ликвидации партии основаниями: программы или деятельность политической партии ставят под угрозу мораль, общественный порядок либо права и свободы граждан. Также, дополнить основание

ликвидации, если вступило в силу решение Конституционного Суда, которым политическая партия признана неконституционной. Применять положение об отсутствии необходимого числа членов партии в совокупности с другими условиями ликвидации.

Библиографический список

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.

2.Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (с изменениями и дополнениями) // https://base.garant.ru/183523/

3.CASE OF CONSERVATIVE PARTY OF RUSSIA AND OTHERS v. RUSSIA // https://hu-doc.echr.coe.int/eng?i=001-201859

4.Zäkon c. 85/2005 o politickych stranäch a politickych hnutiach // http://www. zakonypreludi.sk/zz/2005-85

5.Плещенко А.Н. Конституционно-правовая ответственность политических партий в РФ // Символ науки. 2015. №12-2. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/konstitutsionno-pravovaya-otvetstvennost-politicheskih-partiy-v-rf.

6.Сивопляс А.В. Зарубежный опыт нормативного закрепления мер юридической ответственности политических партий // Пермский юридический альманах. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-nor-mativnogo-zakrepleniya-mer-yuridicheskoy-otvetstvennosti-politicheskih-partiy

БЕЛЫХ ДЕНИС ВАДИМОВИЧ - магистрант, Байкальский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.