Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ УСЛОВИЙ СОДЕРЖАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ В МЕСТАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МВД РОССИИ'

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ УСЛОВИЙ СОДЕРЖАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ В МЕСТАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
140
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТА ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ / МЕСТА КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ / СТАНДАРТ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / УСЛОВИЯ СОДЕРЖАНИЯ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ДЕЖУРНЫЕ ЧАСТИ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМНИКИ / ИЗОЛЯТОРЫ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ / ЦЕНТРЫ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН / ЦЕНТРЫ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ / ОРГАНЫ МВД РОССИИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сабаева С. В.

Статья посвящена исследованию материально-бытовых условий содержания, медицинского обеспечения, питания, проведения свиданий и других прав лиц в местах принудительного содержания, подведомственных МВД России. Выделены особенности правового статуса данных лиц применительно к нахождению их: 1) в дежурной части; 2) в специальном приемнике для содержания лиц, арестованных в административном порядке; 3) в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых; 4) в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей; 5) в центре временного содержания иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации. Результаты анализа федеральных законов, административно-правовых актов позволили сделать вывод о целесообразности выработки единого Стандарта условий содержания и обеспечения прав лиц, находящихся в местах краткосрочного пребывания. Предложена структура Стандарта, который может быть подготовлен на основе международных стандартов и может носить методический характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сабаева С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACES OF FORCED DETENTION UNDER THE JURISDICTION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The paper is devoted to the study of detention, conditions of medical care, nutrition, visiting rights as well as other rights of persons in places of forced detention under the jurisdiction of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author determines the features of the legal status of these persons in relation to their location: 1) in a report room of a police station; 2) in a special reception center for detention of persons under administrative arrest; 3) in a temporary detention facility for suspects and the accused; 4) in a temporary detention center for juvenile offenders; 5) in a temporary detention center for foreign citizens or stateless persons subject to administrative expulsion from the Russian Federation. Results of the analysis of federal laws and administrative and legal acts made it possible to conclude that it is advisable to develop a single standard of detention conditions and ensuring the rights of persons in centers of short-term detention. The author proposes the structure of the Standard which can be prepared on the basis of international standards and that can be of a methodological nature.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ УСЛОВИЙ СОДЕРЖАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ В МЕСТАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МВД РОССИИ»

001: 10.17803/1994-1471.2022.145.12.068-083

С. В. Сабаева*

Сравнительно-правовой анализ условий содержания и обеспечения прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания, подведомственных МВД России

Аннотация. Статья посвящена исследованию материально-бытовых условий содержания, медицинского обеспечения, питания, проведения свиданий и других прав лиц в местах принудительного содержания, подведомственных МВД России. Выделены особенности правового статуса данных лиц применительно к нахождению их: 1) в дежурной части; 2) в специальном приемнике для содержания лиц, арестованных в административном порядке; 3) в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых; 4) в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей; 5) в центре временного содержания иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации. Результаты анализа федеральных законов, административно-правовых актов позволили сделать вывод о целесообразности выработки единого Стандарта условий содержания и обеспечения прав лиц, находящихся в местах краткосрочного пребывания. Предложена структура Стандарта, который может быть подготовлен на основе международных стандартов и может носить методический характер.

Ключевые слова: места принудительного содержания; места кратковременного пребывания; стандарт защиты прав человека; условия содержания; права человека; дежурные части; специальные приемники; изоляторы временного содержания; центры временного содержания иностранных граждан; центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей; органы МВД России; общественные наблюдательные комиссии.

Для цитирования: Сабаева С. В. Сравнительно-правовой анализ условий содержания и обеспечения прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания, подведомственных МВД России // Актуальные проблемы российского права. — 2022. — Т. 17. — № 12. — С. 68-83. — DOI: 10.17803/19941471.2022.145.12.068-083.

© Сабаева С. В., 2022

* Сабаева Светлана Викторовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права и процесса Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993 s.sabaeva@mail.ru

Comparative Law Analysis of Detention Conditions and Ensuring the Rights of Persons in Places of Forced Detention under the Jurisdiction of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Svetlana V. Sabaeva, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Department of Administrative Law and Procedure, Kutafin Moscow State Law University (MSAL) ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993 s.sabaeva@mail.ru

Abstract. The paper is devoted to the study of detention, conditions of medical care, nutrition, visiting rights as well as other rights of persons in places of forced detention under the jurisdiction of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author determines the features of the legal status of these persons in relation to their location: 1) in a report room of a police station; 2) in a special reception center for detention of persons under administrative arrest; 3) in a temporary detention facility for suspects and the accused; 4) in a temporary detention center for juvenile offenders; 5) in a temporary detention center for foreign citizens or stateless persons subject to administrative expulsion from the Russian Federation. Results of the analysis of federal laws and administrative and legal acts made it possible to conclude that it is advisable to develop a single standard of detention conditions and ensuring the rights of persons in centers of short-term detention. The author proposes the structure of the Standard which can be prepared on the basis of international standards and that can be of a methodological nature. Keywords: places of forced detention; centers of short-term detention; standard of human rights protection; detention conditions; human rights; report room; special receivers; temporary detention facilities; temporary detention centers for foreign citizens; temporary detention centers for juvenile offenders; bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia; public monitoring commissions.

Cite as: Sabaeva SV. Sravnitelno-pravovoy analiz usloviy soderzhaniya i obespecheniya prav lits, nakhodyashchikhsya v mestakh prinuditelnogo soderzhaniya, podvedomstvennykh MVD Rossii [Comparative Law Analysis of Detention Conditions and Ensuring the Rights of Persons in Places of Forced Detention under the Jurisdiction of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2022;17(12):68-83. DOI: 10.17803/19941471.2022.145.12.068-083. (In Russ., abstract in Eng.).

Под условиями содержания лиц, лишенных свободы, находящихся в местах принудительного пребывания, в том числе кратковременного, понимаются условия, в которых реализуются закрепленные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными

законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц (с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений)1.

Если в отношении лиц, находящихся в местах принудительного содержания (далее — МПС), подведомственных ФСИН России, дей-

1 В их числе: право на личную безопасность и охрану здоровья; право на получение квалифицированной юридической помощи и в необходимых случаях право пользоваться помощью переводчика; право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в общественные наблюдательные комиссии; право на доступ к правосудию; право на получение информации, непосредственно затрагивающей права и свободы, в том числе необходимой для их реализации; право на свободу совести и вероисповедания; право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки; право на самообразование и досуг, создание условий для осуществления трудовой деятельности, сохранения социально полезных связей и последующей адаптации к жизни в обществе. Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. См.:

ствуют Международные пенитенциарные стандарты в сфере исполнения уголовных наказаний2, то в отношении лиц, находящихся в МПС, подведомственных МВД России3, таких единых стандартов, в том числе национальных, нет4. При этом российские суды за совершение административного правонарушения назначают такое наказание, как административный арест, около 1 млн граждан ежегодно (в 2018 г. — свыше 946 тыс.; в 2019 г. — 925 148; в 2020 г. — 750 145; в 2021 г. — 808 280)5. Ежегодно в отношении более 0,5 млн граждан применяется такая мера процессуального обеспечения, как доставление и административное задержание (в 2018 г. официально было доставлено 525 958, задержано 544 603 человек; в 2019 г. доставлено 540 596, задержано 547 854; в 2020 г. доставлено 392 712, задержано 398 405; в 2021 г. — 396 883 и 391 155 соответственно), то есть еще до вынесения судом решения. Сроки нахождения в них значительно меньше, чем в учреждениях уголовно-исполнительной системы, но риск нарушения прав граждан тем не менее существует. Однако в силу краткосрочности пребывания они не все-

гда сознают, что их права нарушены. Значительному числу иностранных граждан назначается такое наказание, как административное выдворение: в 2019 г. — 123 790; в 2020 г. — 33 599; в 202 г. — 32 876.

В связи с этим проанализируем уровень законодательного (подзаконного) регулирования различных аспектов условий содержания в этих местах краткосрочной изоляции от общества6 по следующим направлениям:

1) материально-бытовые условия содержания, размещения, соблюдение требований гигиены, санитарных требований, требований пожарной безопасности, распорядка дня; обеспечение одеждой, предметами первой необходимости;

2) качество питания, возможность приобретения продуктов, их хранения;

3) охрана здоровья и медицинское обеспечение;

4) возможность встречаться с родственниками и близкими, возможность ежедневных прогулок, отправления религиозных обрядов;

5) открытость деятельности (информационная обеспеченность, право переписки, теле-

постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2019. № 2. Например: Рекомендация Rec(2006)2 Комитета министров Совета Европы государствам-членам. Европейские пенитенциарные (тюремные) правила. Принята 11.01.2006 на 952-м заседании представителей министров ; Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Приняты в г. Женеве 30.08.1955 // Документ опубликован не был. См.: СПС «КонсультантПлюс».

В частности, лиц, отбывающих административный арест, находящихся в дежурных частях органов внутренних дел, центрах временного содержания иностранных граждан, несовершеннолетних правонарушителей, изоляторах временного содержания.

См.: Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел. М. : Юнити-Дана: Закон и право, 2018. 191 с. ; Обеспечение прав человека в деятельности правоохранительных органов / А. А. Акма-лова, В. М. Капицын. М. : Инфра-М, 2018. 395 с.

Сайт Судебного департаментп при Верховном Суде РФ. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=6120 (дата обращения: 04.07.2022).

Это центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей; специальные помещения для содержания задержанных лиц дежурных частей территориальных органов МВД России: районные ОВД, линейные ОВД на транспорте и в метрополитене (в том числе до решения вопроса о наличии состава уголовного преступления); изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых (в рамках уголовного процесса), специальные приемники для содержания лиц, подвергнутых административному аресту; центры временного содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению, депортации или реадмиссии.

2

3

4

5

6

фонной связи, подачи обращений, получения юридической помощи).

1. Материально-бытовые условия содержания, размещения, соблюдение требований гигиены, санитарных требований, требований пожарной безопасности, распорядка дня; обеспечение одеждой, предметами личной гигиены и иными предметами первой необходимости

Условия содержания лиц, находящихся в специальных приемниках (далее — спецприемники), регламентируются прежде всего Федеральным законом от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста»7 (далее — Закон № 67-ФЗ). В нем закреплено, что норма санитарной площади составляет 4 кв. м на одного человека (ст. 13). На законодательном уровне закреплены также корреспондирующие обязанности сотрудников органов внутренних дел8. Минимальная норма материально-бытового обеспечения закреплена в постановлении Правительства РФ от 11.04.2005 № 2059. В ведомственном нормативном правовом акте — приказе МВД России от 10.02.2014 № 83 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста»10 (далее — приказ МВД России № 83) — регламентированы процедуры помывки, санитарной обработки, досмотра поступивших передач, заказа разрешенных к хранению това-

ров, наименования вещей, выдаваемых во временное бесплатное пользование (для общего и индивидуального пользования), требования к оборудованию помещений.

Условия содержания подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания (в рамках уголовного процесса) (далее — ИВС) регламентированы Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»11 (далее — Закон № 103-ФЗ). Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере 4 кв. м. Во исполнение положений федерального законодательства принято постановление Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 (далее — постановление Правительства РФ № 205). В приказе МВД России от 22.11.2005 № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел»12 (далее — приказ МВД России № 950) регламентированы процедуры помывки в душе, санитарной обработки, наименования вещей, выдаваемых во временное бесплатное пользование (для общего и индивидуального пользования), требования к оборудованию помещений, процедуры досмотра поступивших посылок, приобретения разрешенных товаров, подписки на газеты и журналы.

Указания на условия содержания в центрах временного содержания иностранных граж-

СЗ РФ. 2013. № 17. Ст. 2034.

Так, администрация, сотрудники и медицинские работники места отбывания административного ареста обязаны выполнять санитарные и гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья лиц,

подвергнутых административному аресту, в том числе проводить при необходимости их принудительную санитарную обработку в порядке, определенном Правилами внутреннего распорядка. Санитарная обработка лиц, подвергнутых административному аресту, проводится в присутствии администрации или сотрудников места отбывания административного ареста одного пола с обрабатываемыми лицами (п. 6 ст. 14 Закона № 67-ФЗ).

Постановление Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений...» // СЗ РФ. 2005. № 16. Ст. 1455.

Российская газета. 2014. № 148. СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759.

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 51.

7

8

9

10

11

12

дан, подлежащих административному выдворению, депортации или реадмиссии (далее — ЦВСИГ), закреплены в Федеральном законе от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»13. Однако они имеют бланкетный характер14. На основании данных норм постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 130615 закреплены правила раздельного содержания, нормы санитарной площади16, нормы материально-бытового обеспечения, процедуры помывки. Перечень запрещенных предметов детально не регламентирован: пункт 45 содержит норму общего характера17. Постановление Правительства РФ от 08.04.2013 № 31018 закрепляет необходимый перечень помещений в зда-

нии ЦВСИГ. В приказе ФМС России от 26.09.2014 № 53419 регламентированы типовые требования к техническому оснащению указанных зданий и помещений (с лимитом наполнения до 1 000 человек), включая такие помещения, как душевые, постирочные и сушилки их личного белья, помещения для хранения уборочного инвентаря, санузлы, комнаты для временной изоляции лиц, у которых произошел нервный срыв, и др.

Условия содержания в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (далее — ЦВСНП) в Федеральном законе от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» не

13 СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.

14 Статья 35.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» закрепляет, что условия и порядок содержания (пребывания), в том числе вопросы первичного медико-санитарного обеспечения, иностранных граждан в специальных учреждениях устанавливаются Правительством РФ. Типовые требования к проектированию, техническому оснащению и оборудованию специальных учреждений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

15 Постановление Правительства РФ от 30.12.2013 № 1306 «Об утверждении Правил содержания (пребывания) в специальных учреждениях Министерства внутренних дел РФ или его территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии» // СЗ РФ. 2014. № 2 (ч. I). Ст. 130.

16 Иностранные граждане содержатся в специальных учреждениях в комнатах, норма санитарной площади которых составляет не менее 6 кв. м на 1 человека, при установке 2-ярусных кроватей — не менее 4,5 кв. м на 1 человека. Помещение для размещения семьи имеет площадь не менее 15 кв. м (п. 11 постановления Правительства РФ от 30.12.2013 № 1306).

17 Запрещаются прием иностранными гражданами, содержащимися в специальных учреждениях, и передача им предметов, веществ и продуктов питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья людей или могут быть использованы в качестве орудия преступления.

18 Например, контрольно-пропускного пункта; приемного отделения с санпропускником и дезинфекционной камерой; медицинского отделения; инфекционного изолятора; административно-хозяйственных помещений; помещений дежурной службы; служебных помещений; помещений для содержания иностранных граждан; помещений для приготовления (разогрева) пищи и для организации питания; помещений для приема пищи; спортивного зала (по возможности). См.: постановление Правительства РФ от 08.04.2013 № 310 «Об утверждении требований, предъявляемых к зданиям с прилегающими земельными участками, передаваемым субъектами Российской Федерации в целях размещения специальных учреждений Федеральной миграционной службы...» // СЗ РФ. 2013. № 15. Ст. 1795.

19 Приказ ФМС России от 26.09.2014 № 534 «Об утверждении типовых требований к проектированию, техническому оснащению и оборудованию специальных учреждений Федеральной миграционной службы и ее территориальных органов.» // Российская газета. 2014. № 291.

закреплены20; административно-правовые акты Правительства РФ также не принимались. Имеются отдельные приказы МВД России, например от 01.09.2012 № 839 «О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей»21. В другом приказе МВД России, не имеющем прямого отношения к условиям содержания несовершеннолетних правонарушителей, — от 28.12.2006 № 1101 «Об утверждении норм положенности, номенклатуры, сроков эксплуатации мебели и отдельных материально-технических средств для служебных помещений органов внутренних дел Российской Федерации», в приложении № 2, имеется перечень помещений в ЦВСНП с соответствующей мебелью: классная комната, мастерская или комната для труда, игровая комната, библиотека, клуб для содержащихся, спальная комната, гарде-

робная (для каждой группы), душевая и ванные комнаты, раздевалка, кладовая для хранения вещей доставленных, комната психологической релаксации. Действует также приказ Минпро-свещения России от 13.11.2018 № 20322.

Указание на условия содержания в специальных помещениях для содержания задержанных лиц дежурных частей территориальных органов МВД России (районных ОВД, линейных ОВД на транспорте, в метрополитене) (далее — дежурные части) содержится в КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ. Однако в нем закреплена лишь бланкетная норма23. При этом условия содержания, порядок медицинского обслуживания задержанных лиц в территориальных органах МВД России различаются в зависимости от того, на основании чего было задержано лицо, и, соответственно, регламентируются разными постановлениями Правительства РФ. Так, постановле-

20 В нем отражены лишь общие нормы о правовом положении несовершеннолетних правонарушителей, обоснованность их содержания и соблюдение административной процедуры помещения в ЦВСНП (СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177).

21 В нем закрепляется, что несовершеннолетние в зависимости от пола, возраста и степени общественной опасности их поведения размещаются в отдельных спальных помещениях, которые оборудуются мебелью и инвентарем в соответствии с приказами МВД России. Режим дня составляется с учетом круглосуточного пребывания несовершеннолетних в ЦВСНП, отдельно для учебного времени и времени каникул. Образовательный процесс организуется по программе общеобразовательной школы. Режим содержания несовершеннолетних в ЦВСНП обеспечивается должностными лицами ЦВСНП. Несовершеннолетние находятся под круглосуточным наблюдением должностных лиц ЦВСНП в условиях, исключающих возможность самовольного ухода и совершения правонарушения (п. 25-29). См.: приказ МВД России от 01.09.2012 № 839 «О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей» (вместе с Инструкцией по организации деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей) // Российская газета. 2012. № 290.

22 Он закрепляет нормы и порядок обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем несовершеннолетних и лиц, достигших возраста 18 лет, находящихся в федеральных учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. См.: приказ Минпросвещения России от 13.11.2018 № 203 «Об утверждении норм и порядка обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем несовершеннолетних и лиц, достигших возраста восемнадцати лет, находящихся в федеральных учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 04.07.2022).

23 Помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления; условия содержания задержанных лиц, нормы питания и порядок оказания медицинской помощи таких лиц определяются Правительством РФ; несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц (ст. 27.6 КоАП РФ).

ние Правительства РФ от 16.04.2012 № 30124 не распространяется на лиц, задержанных за административное правонарушение. В нем закреплена норма санитарной площади 4 кв. м на одного человека, условия раздельного размещения, разрешенные предметы и продукты питания сформулированы в общем виде25, процедура выведения задержанных для отправления естественных надобностей. В постановлении Правительства РФ от 15.10.2003 № 62726 закреплена норма площади — не менее 2 кв. м на одного задержанного, аналогичные условия раздельного размещения и выведения задержанных для отправления естественных надобностей, разрешенные предметы и продукты питания также сформулированы в общем виде. В приказе МВД России от 30.04.2012 № 38927 закреплены требования к оборудованию служебных помещений, помещений для задержанных, перечень разрешенных предметов (в приложениях).

Таким образом, материально-бытовые условия содержания в местах принудительного содержания, подведомственных МВД России, существенно различаются. Например, основные из них могут быть закреплены в федеральных законах (условия содержания в спецприемниках, дежурных частях), другие могут содержать бланкетные нормы (в ЦВСИГ, дежурных частях) или могут быть не закреплены вообще (в ЦВСНП). Положения федеральных законов устанавливают нормы санитарной площади 4 кв. м на человека (спецприемники, ИВС), постановления Правительства РФ могут устанавливать 2 и 4 кв. м (дежурные части), 6 кв. м на человека (ЦВСИГ) или не устанавливать ее (в ЦВСНП).

Перечень разрешенных товаров (возможность их самостоятельного приобретения или получения от родственников) может быть закреплен в ведомственном приказе детально (спецприемники, ИВС) или в общем виде (дежурные части, ЦВСИГ), а также может не регламентироваться (ЦВСНП). Кроме того, предмет регулирования ведомственных нормативных актов, закрепляющих материально-бытовые условия содержания, также весьма различаются: это могут быть правила внутреннего распорядка, типовые требования к проектированию, техническому оснащению и оборудованию специальных помещений, нормы положенности, номенклатуры, сроков эксплуатации мебели и отдельных материально-технических средств, Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части, а также в самом общем виде — «О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей». Различные наименования нормативных актов, регулирующих сходные общественные отношения, не способствуют единству правового регулирования и могут порождать проблемы правоприменения.

2. Качество питания, возможность приобретения продуктов, их хранения

На основании ст. 13 Закона № 67-ФЗ лица в спецприемниках обеспечиваются бесплатным питанием в соответствии с актами Правительства РФ (постановление Правительства РФ

24 Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 301 «Об утверждении Положения об условиях содержания, нормах питания и порядке медицинского обслуживания задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 17. Ст. 1975.

25 Запрещается прием и передача задержанным лицам предметов, веществ и продуктов питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья человека или могут быть использованы в качестве орудия преступления (п. 20 постановления Правительства РФ от 16.04.2012 № 301).

26 Постановление Правительства РФ от 15.10.2003 № 627 «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц» // СЗ РФ. 2003. № 42. Ст. 4077.

27 См.: приказ МВД России от 30.04.2012 № 389 «Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан» // Российская газета. 2012. № 189.

№ 205). Порядок выдачи продуктов питания закреплен приказом МВД России № 83.

Как следует из ст. 22 Закона № 103-ФЗ, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием также по нормам, определяемым Правительством РФ. В ИВС им предоставляется право приобретать по безналичному расчету различные предметы первой необходимости. Положения законодательства в части питания (включая постановление Правительства РФ № 205) воспроизведены в приказе МВД России № 950.

Обеспечение питанием иностранных граждан в ЦВСИГ регламентируется не федеральным законом, а постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1306 (наименования продуктов питания аналогичны тем, которые предоставляются лицам, содержащимся в ИВС, но более разнообразные продукты питания предусмотрены для несовершеннолетних). Приказом ФМС России от 26.09.2014 № 534 закреплены требования к помещениям для приготовления (разогрева) пищи, моечной, помещения для хранения чистой посуды, помещения для приема пищи (оборудуется столами на 4-6 мест).

Обеспечение питанием несовершеннолетних в ЦВСНП регламентируется не федеральными законами или постановлением Правительства РФ, а ведомственными актами. Так, согласно приказу Минпросвещения России от 13.11.2018 № 203 нормы обеспечения бесплатным питанием отличаются для двух возрастных категорий (8-10 лет и 11-18 лет) и более разнообразны по сравнению с нормами, утвержденными МВД России. В приказе МВД России от 28.12.2006 № 110128 (приложение № 2) имеется

перечень помещений в ЦВСНП с соответствующей мебелью: обеденный зал, кладовая для продуктов, комната мойки и хранения тары, комната заготовки и разделки продуктов.

Обеспечение питанием лиц, задержанных в дежурных частях на срок более 3 часов, регламентируется подзаконными актами — постановлениями Правительства РФ. Вне зависимости от оснований задержания они обеспечиваются питанием аналогично лицам в ИВС.

Таким образом, в рассмотренных МПС обеспечение питанием различается незначительно, поскольку преимущественно регламентировано единым подзаконным актом — постановлением Правительства РФ № 205. Отличаются они для несовершеннолетних, содержащихся в ЦВСИГ и ЦВСНП. При этом нормы питания в ЦВСНП закреплены в ведомственном акте Минпросвещения России, в иных местах принудительного содержания МВД России — постановлениями Правительства РФ. В ИВС также предоставлено право приобретать по безналичному расчету определенные товары (закреплено в федеральном законе).

3. Охрана здоровья и медицинское обеспечение, доступность обслуживания29

В соответствии со ст. 17 Закона № 67-ФЗ лица в спецприемниках имеют право на получение первой помощи и медицинской помощи. В соответствии со ст. 3.9 КоАП РФ, административный арест не может применяться к инвалидам I и II групп. Подзаконным актом30 утверждены заболевания, препятствующие отбыванию адми-

28 Распоряжение МВД России от 17.12.2020 № 1/14287 «Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций МВД России и подведомственных казенных учреждений в части закупок товаров, работ, услуг» // Документ опубликован не был. См.: СПС «КонсультантПлюс».

29 В том числе обеспеченность лекарственными препаратами с надлежащими сроками годности, своевременность, правильность диагностики, тождественность оказания медицинской помощи состоянию здоровья, лечебная и профилактическая направленность, последовательность, регулярность и непрерывность лечения, конфиденциальность, информированность пациента, документированность, профессиональная компетентность медицинских работников, обеспечение лица техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

30 Постановление Правительства РФ от 12.12.2014 № 1358 «Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих отбыванию административного ареста» // СЗ РФ. 2014. № 51. Ст. 7442

нистративного ареста. Приказом МВД России № 83 закреплены процедуры внешнего осмотра, вызова медицинского работника, оказания первой помощи, извещения соответствующих государственных органов (п. 60-64); указано, что спецприемники обеспечиваются аптечкой для оказания первой помощи. Другим специальным ведомственным актом — приказом Минздрава России от 30.12.2016 № 1028н — утвержден порядок медицинского освидетельствования данной категории лиц31.

Согласно ст. 24 Закона № 103-ФЗ, оказание медицинской помощи в ИВС организуется в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Приказом МВД России № 950 закреплено, что подозреваемые и обвиняемые могут обращаться за помощью к медицинскому работнику, дежурному и начальнику ИВС во время ежедневного обхода камер и опроса содержащихся лиц. Совместным приказом МВД РФ № 1115, Минздрава РФ № 475 от 31.12.199932 определены основные задачи медицинских работников ИВС, содержание

медицинской помощи, процедуры первичного и иных медицинских осмотров, опросов, извещений об инфекционном заболевании, о пищевом отравлении, процедуры реанимационных и иных необходимых мероприятий, направленных на сохранение жизни больного, доставления заболевшего в ближайшее государственное или муниципальное учреждение здравоохранения, приема медикаментов, примерный табель оснащения медицинским имуществом здравпункта и средств, входящих в аптечку (приложения № 1 и 3).

Оказание медицинской помощи иностранным гражданам и лицам без гражданства в ЦВСИГ регламентировано не специальными федеральными законами, а только подзаконными актами: постановлениями Правительства РФ от 30.12.2013 № 1306 и от 06.03.2013 № 18633; в приказе ФМС России от 26.09.2014 № 534 закреплены основные требования к оснащению кабинета медицинского работника, размещения медицинского отделения с инфекционным изолятором.

К ним отнесены любые острые инфекционные заболевания в тяжелой стадии и (или) заразные для окружающих; злокачественные новообразования IV стадии, нарушения свертываемости крови и другие геморрагические состояния; сахарный диабет с осложнениями; другие болезни эндокринной системы, расстройств питания и нарушения обмена веществ в тяжелой стадии; психические расстройства и расстройства поведения, требующие оказания экстренной медицинской помощи; эпилепсия, эпилептический статус; другие болезни нервной системы в тяжелой стадии; слепота обоих глаз; болезни кожи, сопровождающиеся генерализованным поражением и (или) тяжелым течением; системные поражения соединительной ткани; любые заболевания, травмы и отравления, требующие оказания экстренной медицинской помощи; инвалидность I группы.

31 Медицинское освидетельствование проводится не позднее 24 часов с момента поступления лица в место отбывания административного ареста (либо в течение 2 часов с момента поступления лица сотрудник одного пола с данным лицом осуществляет его опрос о состоянии здоровья и наружный (телесный) осмотр). При наличии жалоб на плохое самочувствие и (или) признаков заболевания (травмы) у лица, подвергнутого административному аресту, сотрудник обязан немедленно вызвать медицинского работника или выездную бригаду скорой медицинской помощи). См.: приказ Минздрава России от 30.12.2016 № 1028н «Об утверждении Порядка медицинского освидетельствования лиц, подвергнутых административному аресту» // Российская газета. 2017. № 24.

32 Приказ МВД РФ № 1115, Минздрава РФ № 475 от 31.12.1999 (ред. от 24.12.2009) «Об утверждении Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. № 11.

33 В них закреплено, что медицинская помощь в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, при обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, оказывается иностранным гражданам медицинскими организациями бесплатно. Иностранные граждане,

Оказание медицинской помощи несовершеннолетним в ЦВСНП также регламентируется не специальным законом, но общими положениями Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»34. Специального подзаконного нормативного правового акта, регламентирующего особенности оказания медицинской помощи в ЦВСНП, также не принято. Лишь приказ МВД России от 28.12.2006 № 1101 в приложении № 2 указывает на наличие в ЦВСНП процедурной комнаты, амбулаторной комнаты и медицинского изолятора.

Специальные нормы федеральных законов в отношении оказания медицинской помощи лицам, задержанным в дежурных частях полиции, отсутствуют. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 301, в котором закреплен порядок медицинского обслуживания задержанных лиц, как уже отмечалось выше, не распространяется на лиц, задержанных за административное правонарушение. Приказ МВД России от 30.04.2012 № 389 уточняет процедуру опроса задержанных о состояния здоровья35.

Таким образом, уровень правового регулирования норм о медицинском обеспечении в рассмотренных местах принудительного содержания различается: в одних случаях общие гарантии закреплены в федеральных законах (спецприемники, ИВС), в других — только постановлением Правительства РФ (ЦВСИГ, дежурные части), в ЦВСНП — общими положениями об

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

охране здоровья несовершеннолетних. Процедуры оказания медицинской помощи также регламентируются с разной степенью детальности, а также зависят от наличия ведомственных актов МВД России (дежурные части), Минздрава России (спецприемники), их совместного приказа (ИВС) или отсутствия таковых (ЦВСИГ, ЦВСНП). Закрепляется и разный объем прав, например, право получения в посылках лекарственных препаратов закреплено только для лиц, содержащихся в спецприемниках и дежурных частях.

4. Возможность встречаться с родственниками и близкими, осуществлять ежедневные прогулки, религиозные обряды

В силу ст. 10 Закона № 67-ФЗ лицам в спецприемниках один раз предоставляется свидание с близкими лицами продолжительностью до одного часа. На основе данных положений приказ МВД России № 83 закрепляет, что на свидание приглашаются одновременно не более двух лиц (п. 38-39).

Законом № 67-ФЗ (п. 21 ч. 1 ст. 7) закреплено право лиц, отбывающих административный арест, на ежедневную прогулку (в дневное время продолжительностью не менее одного часа). В развитие данного положения пункты 29-36 приказа МВД России № 83 уточняют процедуру и условия реализации этого права36.

являющиеся застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», имеют право на бесплатное получение медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования. См.: постановление Правительства РФ от 06.03.2013 № 186 «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. № 10. Ст. 1035.

34 СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

35 Так, перед водворением в помещение для задержанных оперативный дежурный проводит опрос лица о наличии у него хронических заболеваний и жалоб на состояние здоровья. Результаты опроса заносятся в протокол о задержании. Регламентируется порядок действий оперативного дежурного, если доставленное лицо имеет видимые ранения, телесные повреждения или находится в состоянии, требующем срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью), а также в случае заявления с его стороны об ухудшении состояния здоровья, причинения себе телесных повреждений, попытки самоубийства в помещении дежурной части.

36 Администрация места отбывания административного ареста организует согласно распорядку дня места отбывания административного ареста ежедневные прогулки лиц, подвергнутых административному

Пунктом 14 ч. 1 ст. 7 Закона № 67-ФЗ предусмотрено также право на отправление религиозных обрядов (при условии соблюдения правил внутреннего распорядка и прав других лиц). Для оказания духовной помощи могут приглашать священнослужителей (встречи осуществляются под наблюдением администрации или сотрудников).

Согласно Закону № 103-ФЗ, в ИВС может быть предоставлено не более двух свиданий в месяц продолжительностью до трех часов каждое под контролем сотрудников (на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело). Кроме того, им разрешается вести переписку без ограничения числа получаемых и отправляемых телеграмм и писем (ст. 20), получать без ограничения количества посылки общим весом не более 30 кг в месяц; из своих средств отправлять денежные переводы (ст. 25). Приказ МВД России № 950 закрепляет, что письма и заполненные бланки телеграмм принимаются представителем администрации ежедневно (п. 86-93).

Подозреваемые и обвиняемые имеют право на ежедневную прогулку продолжительностью не менее одного часа, несовершеннолетние — не менее двух часов, а водворенные в карцер — один час (п. 130-135). Кроме того, они могут отправлять религиозные обряды под контролем администрации ИВС (п. 104-107).

Права иностранных граждан, содержащихся в ЦВСИГ, закреплены не в федеральном законе, а в ведомственных актах:

1) в приказе МВД России от 30.12.2016 № 93537 (в примечании): беременным женщинам и женщинам (либо одному из родителей) с детьми в возрасте до 3 лет продолжительность прогулок не ограничивается. Отправление религиозных обрядов, пользование настольными

играми, периодическими изданиями, просмотр телепередач и прослушивание радио осуществляются в дневное время суток;

2) в приказе ФМС России от 26.09.2014 № 534 закреплены особенности расположения прогулочных дворов и помещений для посетителей.

В отношении несовершеннолетних правонарушителей, находящихся в ЦВСНП, рассматриваемые права специально не закреплены ни в федеральном законе, ни в ведомственных актах.

Право встречаться с родственниками и близкими, осуществлять ежедневные прогулки, религиозные обряды не предусмотрено в отношении лиц, находящихся в дежурных частях.

Таким образом, уровень правового регулирования возможностей встречаться с родственниками и близкими, осуществлять ежедневные прогулки, религиозные обряды в рассмотренных местах существенно различается: в одних случаях общие нормы закреплены в федеральных законах (спецприемники, ИВС), в других — в ведомственных актах (ЦВСИГ) либо не регламентируются (ЦВСНП, дежурные части). Объем закрепленных прав также неодинаков: свидание с близкими родственниками лицам в спецприемниках предоставляется продолжительностью до одного часа в течение месяца, в ИВС — не более 2 свиданий в месяц продолжительностью до 3 часов каждое. Ежедневные прогулки продолжительностью не менее 1 часа предоставляются лицам в спецприемниках, ИВС. Для лиц, находящихся в ЦВСИГ, нормы закреплены только в отношении беременных женщин и женщин (либо одного из родителей) с детьми в возрасте до 3 лет (продолжительность прогулок не ограничивается). Относительно остальных мест принудительного содержания законодательство не содержит конкретных положений.

аресту, в дневное время продолжительностью не менее одного часа. Прогулка проводится на территории места отбывания административного ареста в прогулочных дворах, которые оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя.

37 Приказ МВД России от 30.12.2016 № 935 «Об утверждении Примерного (типового) распорядка дня специальных учреждений Министерства внутренних дел РФ или его территориального органа.» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 04.07.2022).

Право отправления религиозных обрядов и возможность встречаться со священнослужителями закреплены только в отношении лиц, находящихся в спецприемниках и ИВС. Подозреваемым и обвиняемым гарантируются права вести переписку с родственниками, получать посылки, отправлять денежные переводы, возможность привлекаться к труду.

5. Открытость деятельности (информационная обеспеченность, право переписки, телефонной связи, подачи обращений, на юридическую помощь, получение посылок и передач)

Законом № 67-ФЗ закреплены следующие особенности реализации прав граждан, находящихся в спецприемниках:

1) в целях получения юридической помощи предоставляется возможность свиданий с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, без огра-

ничения числа таких свиданий, продолжительностью до 2 часов (ст. 11);

2) письменные обращения должны быть направлены администрацией не позднее 5 часов с момента их подачи.

Во исполнение названных положений приказом МВД России № 83 закрепляется ряд гарантий38.

Уголовно-процессуальным кодексом РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ закреплены следующие права подозреваемых в ИВС:

1) в кратчайший срок, но не позднее 3 часов с момента доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю он имеет право на один телефонный разговор на русском языке, о чем делается отметка в протоколе задержания;

2) право на обращения в соответствии с процессуальным законодательством.

Закон № 103-ФЗ уточняет процедуру и гарантии их реализации39. Кроме того, закрепляются права на свидания с защитником с момента

38 Так, письма и заполненные бланки телеграмм от лиц, подвергнутых административному аресту, принимаются администрацией места отбывания административного ареста ежедневно в соответствии с распорядком дня места отбывания административного ареста (п. 73-76). Досмотр поступающей и отправляемой письменной корреспонденции производится комиссией в составе двух сотрудников места отбывания административного ареста в присутствии лица, подвергнутого административному аресту. Цензура поступающей и отправляемой письменной корреспонденции не допускается. Результаты досмотра поступающей и отправляемой письменной корреспонденции отражаются в акте, в котором приводится в том числе описание конверта (при его наличии). Акт подписывается членами комиссии и лицом, подвергнутым административному аресту (п. 22-23). Личный прием лиц, подвергнутых административному аресту, администрацией места отбывания административного ареста осуществляется ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, в течение рабочего времени (п. 25-28); посылка, бандероль, передача, письменная корреспонденция вручаются лицу, подвергнутому административному аресту, в день их приема, в кратчайшие сроки, а в случае временного убытия лица, подвергнутого административному аресту, из места отбывания административного ареста — после его возвращения (п. 88-91); телефонные разговоры предоставляются лицам, подвергнутым административному аресту, с помощью личных средств связи либо стационарных телефонов-автоматов при наличии технической возможности, в порядке очередности, устанавливаемой администрацией места отбывания административного ареста по предварительной записи в журнале учета выдачи (приема) личных средств связи и зарядных устройств лицам, подвергнутым административному аресту, и предоставленных телефонных разговоров. Телефонные разговоры лиц, подвергнутых административному аресту, осуществляются в присутствии администрации или сотрудников места отбывания административного ареста либо при их отсутствии с помощью средств аудиовизуального контроля (п. 98-103).

39 Лицо или орган, в производстве которых находится уголовное дело, обязаны незамедлительно известить одного из близких родственников подозреваемого или обвиняемого также об изменении места его содержания под стражей (ст. 7). Предложения, заявления и жалобы подозреваемых и обвиняемых,

фактического задержания, с нотариусом; возможность участвовать в гражданско-правовых сделках (ст. 29).

Во исполнение положений законодательства приказом МВД России № 950 закрепляется также:

1) предоставление информации о правах и об обязанностях40;

2) право участвовать в семейно-правовых отношениях (п. 113).

Особенности реализации права переписки, телефонной связи, подачи обращений, на юридическую помощь, получение посылок и передач для лиц в ЦВСИГ не регламентируются ни специальными федеральным законом, ни подзаконными актами. Лишь в приказе МВД России от 30.12.2016 № 935 (в примечании) закреплено, что пользование услугами телефонной связи предоставляется ежедневно в соответствии с распорядком дня данного учреждения, за ис-

ключением времени ночного сна, приема пищи, санитарных и гигиенических мероприятий.

Для ЦВСНП, напротив, рассматриваемые права закреплены в федеральном законе, но без механизма реализации в ведомственных актах. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в ст. 22 закрепляет, что переписка несовершеннолетнего с государственными и общественными организациями41 цензуре не подлежит.

Особенности реализации права на телефонный разговор задержанных лиц, находящихся в дежурных частях, регламентированы Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»42. Приказ МВД России от 30.04.2012 № 389 в приложении № 1 также предусматривает, что в служебном помещении в общедоступных местах для информирования и разъ-

адресованные в органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения, направляются через администрацию места содержания под стражей. Ответы на предложения, заявления и жалобы объявляются подозреваемым и обвиняемым под расписку и приобщаются к их личным делам. По просьбе подозреваемых и обвиняемых за счет их средств администрация места содержания под стражей делает копию ответа и выдает ее на руки. Ответы на устные заявления подозреваемых и обвиняемых объявляются им в течение суток. В случае назначения дополнительной проверки ответ дается в течение 5 суток. Ответ на письменную жалобу в адрес администрации должен быть дан в течение 10 суток (ст. 21).

40 Указанная информация может предоставляться подозреваемым и обвиняемым как в письменном виде, так и устно. По их просьбе выдаются во временное пользование Закон № 103-ФЗ и приказ МВД России № 950. Для написания предложений, заявлений и жалоб подозреваемым и обвиняемым по их просьбе выдаются письменные принадлежности (бумага, шариковая ручка) (п. 93-103). Право на личный прием начальником ИВС или уполномоченными им лицами осуществляется ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, в течение рабочего времени (п. 153-158).

41 С органами, осуществляющими контроль за деятельностью ЦВСНП органов внутренних дел, судом, прокуратурой, Уполномоченным по правам человека в РФ, Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка, Уполномоченным по правам человека в субъекте РФ, уполномоченным по правам ребенка в субъекте РФ, общественной наблюдательной комиссией, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации. Корреспонденция несовершеннолетних, адресованная указанным органам и должностным лицам, не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляется по принадлежности (ст. 22).

42 Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации или настоящей статьей, имеет право на один телефонный разговор в присутствии сотрудника полиции в целях уведомления близкого родственника (родственника) или близкого лица о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

яснения доставленным лицам их прав должна быть размещена определенная правовая информация43.

Таким образом, в законодательстве степень открытости деятельности мест принудительного содержания, подведомственных МВД России, различна, поскольку это обусловлено особенностью статуса находящихся в них лиц (различны процедуры поступления, уведомления об этом родственников, возможности изменения МПС, длительность нахождения в них). Однако базовые конституционные права также регламентированы по-разному. Так, право на свидания с адвокатами закреплено федеральными законами только в отношении лиц, находящихся в спеприемниках, ИВС. Право подачи письменного обращения регламентируется в отношении пребывания в спецприемниках, ИВС, а также ЦВСНП. Право приема посылок, бандеролей, передач закреплено ведомственными актами в отношении только спецприемников. Обязанность предоставить информацию о правах и об обязанностях, о режиме содержания, дисциплинарных требованиях, порядке подачи обращения закреплена только ведомственными актами в отношении лиц, находящихся в ИВС, дежурных частях.

Результаты сравнительно-правового анализа условий содержания и обеспечения прав лиц, находящихся в МПС, подведомственных МВД России, показали, что они регламентированы в нормативных правовых актах различной юридической силы, отличающихся предметом правового регулирования. В отличие от лиц, лишенных свободы и находящихся в местах принудительного содержания ФСИН России44, осо-

бенности реализации базовых прав, например, иностранных граждан в ЦВСИГ, несовершеннолетних в ЦВСНП закреплены преимущественно в подзаконных актах либо вообще не упоминаются45. С учетом ч. 3 ст. 55 Конституции РФ гарантирование прав и свобод человека, пределы их ограничений должны быть закреплены только федеральным законом, а процедура их осуществления, обеспеченная обязанностью соответствующих должностных лиц МВД России, — в том числе в правовых актах управления, регламентирующих их правомочия (соответствующих правилах внутреннего распорядка, административных регламентах и пр.).

На основании вышеизложенного представляется целесообразной выработка единого Стандарта условий содержания и обеспечения прав лиц, находящихся в МПС, подведомственных МВД России (далее — Стандарт), включающего в себя особенности обращения с отдельными категориями таких лиц (например, женщин, несовершеннолетних). Факт и сроки нахождения в различных местах принудительного содержания обусловливают особенности административно-правового статуса находящихся в них лиц: в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей; специальных помещениях для содержания задержанных лиц дежурных частей территориальных органов МВД России (в том числе до решения вопроса о наличии состава уголовного преступления); изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых; специальных приемниках для содержания лиц, подвергнутых административному аресту; центрах временного содержания иностранных граждан, подлежащих

43 Например, выписки из положений Конституции РФ, КоАП РФ, Уголовного кодекса РФ, УПК РФ, Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», Наставления и иных нормативных правовых актов, определяющих порядок выяснения обстоятельств факта задержания или доставления лиц, доставленных в дежурную часть, служебные номера телефонов и адреса должностных лиц, которым могут быть обжалованы действия, связанные с необоснованным доставлением, задержанием или порядком содержания доставленных лиц.

44 Федеральный закон № 103-ФЗ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ.

45 См.: Методическое пособие для членов общественных наблюдательных комиссий и иных лиц, посещающих места принудительного содержания (подведомственные МВД России) / авт.-сост. С. В. Сабаева. М. : Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2021. 266 с.

административному выдворению, депортации или реадмиссии.

В соответствии со ст. 45 Конституции РФ, основные конституционные права должны быть гарантированы государством и, соответственно, должны предусматривать надежный механизм обеспечения. В связи с этим основными разделами разрабатываемого Стандарта могут быть следующие:

1) материально-бытовые условия содержания, размещения, соблюдение требований гигиены, санитарных требований, требований пожарной безопасности, распорядка дня; обеспечение одеждой, предметами первой необходимости;

2) качество питания, возможность приобретения продуктов, их хранения;

3) охрана здоровья и медицинское обеспечение;

4) возможность встречаться с родственниками и близкими, осуществлять ежедневные прогулки, религиозные обряды;

5) открытость деятельности (информационная обеспеченность, право переписки, телефонной связи, подачи обращений, на юридическую помощь).

Предлагаемый Стандарт может носить методический характер. Он может быть подготовлен на основе международных стандартов46 общественными наблюдательными комиссиями совместно с Общественной палатой РФ, правозащитными и иными общественными организациями, экспертным сообществом, уполномоченными по правам человека и иными специализированными институтами государственной защиты, представителями Минюста России, МВД России. По итогам общественной экспертизы он может, во-первых, стать основой

46 Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» определяет, что правовую основу деятельности российской полиции составляют Конституция РФ, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации (ст. 3). В Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка от 17.12.1979 (Резолюция 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН) определяется, что при выполнении своих обязанностей должностные лица по поддержанию правопорядка уважают и защищают человеческое достоинство, поддерживают и защищают права человека (ст. 2). В Декларации Совета Европы от 08.05.1979 «О полиции» определяется, что полицейский должен выполнять возложенные на него законом обязанности по защите своих сограждан и общества от насилия, грабежа и других общественно опасных действий, как это установлено законом (ст. 1). Полицейские стандарты обеспечения прав и свобод человека и гражданина являются производными от общих, доктринальных положений, содержащихся в целом ряде международных документов, посвященных правам человека. Согласно Модельному закону от 07.12.2002 «О полиции (милиции)», полиция — это система государственных органов исполнительной власти, призванная защищать жизнь и здоровье человека, его права и свободы, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, наделенная правом принуждения (ст. 1). Знаковым документом, действующим на европейском континенте, является Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950. В ней закрепляется практически тот же перечень прав и свобод, что и в других международно-правовых документах, посвященных правам человека и гражданина. В частности, согласно Конвенции никто не должен подвергаться пыткам, а также бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию (ст. 3). Конвенция закрепляет право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 5), а также право на уважение частной и семейной жизни (ст. 8), свободу собраний и объединений (ст. 11) и др. В процесс обеспечения рассмотренных и ряда других прав и свобод непосредственным образом вовлечены полицейские силы каждого государства. Это делает работу полиции ключевой в вопросах обеспечения прав и свобод граждан. См.: Адмиралова И. А. Международно-правовые стандарты обеспечения прав и свобод граждан и деятельность полиции // Российская юстиция. 2017. № 4. С. 27-30.

для совершенствования федеральных законов о защите прав лиц, находящихся в МПС в России, а также подзаконных нормативных правовых актов; во-вторых, он может быть предложен в

качестве регионального правозащитного стандарта условий содержания и обеспечения прав лиц, находящихся в МПС, подведомственных МВД России, например для стран СНГ47.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел. — М. : Юнити-Дана: Закон и право, 2018. — 191 с.

2. Обеспечение прав человека в деятельности правоохранительных органов / А. А. Акмалова, В. М. Капи-цын. — М. : Инфра-М, 2018. — 395 с.

3. Методическое пособие для членов общественных наблюдательных комиссий и иных лиц, посещающих места принудительного содержания (подведомственные МВД России) / авт.-сост. С. В. Сабаева. — М. : Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2021. — 266 с.

Материал поступил в редакцию 2 мая 2022 г.

РБРЕРБЫСЕБ (ТКДМБИТЕРДТЮМ)

1. Administrativno-yurisdiktsionnaya deyatelnost ог§апоу упи^епш^ del. — М.: Yuniti-Dana: Zakon i ргауо, 2018. — 191 s.

2. ОЬеБресЬете р^ сЬе1смека V с1еуа1е1поБ1:1 pravookhranitelnykh о^апсм / А. А. Акта1сга, V. М. Кар^уп. — М.: 1п^-а-М, 2018. — 395 s.

3. Ме^СкЬ^^е posobie С1уа chlenov obshchestvennykh nablyuCatelnykh komissiy i ту^ П1б, poseshchayushchikh т^1а prinuСitelnogo soСerzhaniya (poСveСomstvennye МУй Rossii) / avt.-sost. S. V. Sabaeva. — М.: IzСatelskiy tsentr Universiteta imeni О.Е. Kutafina (MGYuA), 2021. — 266 s.

47 В соответствии со ст. 3, 5 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (заключена в Минске 26.05.1995), никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию; каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, в соответствии с национальным законодательством принадлежит право на разбирательство судом его дела относительно законности его ареста или содержания под стражей; все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.