Научная статья на тему 'О совершенствовании правовых основ исполнения органами внутренних дел административного наказания в виде содержания нарушителя в условиях изоляции от общества'

О совершенствовании правовых основ исполнения органами внутренних дел административного наказания в виде содержания нарушителя в условиях изоляции от общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
638
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ / ADMINISTRATIVE ARREST / АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ / ADMINISTRATIVE PUNISHMENT / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМНИКИ ДЛЯ СОДЕРЖАНИЯ ЛИЦ / ЗАДЕРЖАННЫХ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПОРЯДКЕ / LEGAL PROCEEDINGS ON ADMINISTRATIVE VIOLATIONS / ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / ИСПОЛНЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ / EXECUTION OF THE SENTENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мельник М.Р., Шевцов А.В.

В статье изложены наиболее приоритетные направления совершенствования правовых основ исполнения органами внутренних дел административного наказания в виде содержания нарушителя в условиях изоляции от общества (административного ареста).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of the Legal Basis for Arrest as a Kind of the Administrative Punishment Administered by Internal Affairs Agencies

The paper considers priority directions of the improvement of the legal basis for administer arrest by internal affairs agencies.

Текст научной работы на тему «О совершенствовании правовых основ исполнения органами внутренних дел административного наказания в виде содержания нарушителя в условиях изоляции от общества»

S н и о X

л

<

и н к

:'5

0 X

Л

<

и н S

1

<

а

X О О

м

<

а

С

<

а s н

bS

<

а С

к S а

О и н

50

М.Р. МЕЛЬНИК,

начальник Организационно-аналитического отдела, кандидат исторических наук

А.В. ШЕВЦОВ,

старший преподаватель кафедры управления деятельностью служб обеспечения общественного порядка,

кандидат юридических наук (Академия управления МВД России)

О совершенствовании правовых основ исполнения органами внутренних дел административного наказания в виде содержания нарушителя в условиях изоляции от общества

В статье изложены приоритетные направления совершенствования правовых основ исполнения органами внутренних дел административного наказания в виде содержания нарушителя в условиях изоляции от общества (административного ареста).

Административное наказание; специальные приемники для содержания лиц, задержанных в административном порядке; производство по делам об административных правонарушениях.

Существенное значение в российской системе административных наказаний имеет административный арест, который заключается в содержании нарушителей в условиях изоляции от общества и назначается судом по общему правилу на срок до 15-ти суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции — до 30-ти суток.

Административный арест представляет собой исключительную меру административного наказания, применяемую только в отношении лиц, совершивших наиболее тяжкие противоправные проступки, квалифицируемые по 27-ми юридическим составам, содержащимся в особенной части Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) [2].

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 32.8 КоАП РФ постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после его вынесения. В ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ содержится исчерпывающий перечень субъектов административно-правовых отношений, к которым запрещено применять данный вид административного наказания, а именно: к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей до 14-ти лет, несовершеннолетним, инвалидам I и II групп, военнослужащим и призванным на военные сборы, а также

имеющим специальные звания сотрудникам правоохранительных органов.

Административный арест реализуется посредством применения к правонарушителю меры административного наказания в виде лишения свободы, и тем самым достигается временная изоляция его от общества на срок, устанавливаемый судьей [12, с. 107].

Анализ рассматриваемых административно-правовых норм свидетельствует о том, что у правоприменителя имеется возможность субъективного выбора содержащихся в них санкций — административный штраф либо административный арест (исключение составляет лишь ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ).

Безальтернативное применение административного принуждения в виде наиболее суровой меры административного наказания не раз подвергалось справедливой научной критике. Наряду с этим выражалось предположение о том, что интересы привлекаемых к ответственности лиц должны быть учтены при уточнении круга субъектов рассматриваемых административно-деликтных отношений [18, с. 159—160].

Меры административного принуждения принято классифицировать по их целевому назначению: на административно-предупредительные, административно-пресекательные, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и административной ответственности [10, с. 229]. Важно заметить, что все они регулируются нормами административного законодательства, призванного обеспечить надлежащую охрану правопорядка и общественной безопасности. Имея общий объективный признак, они предполагают физическое принуждение, связанное с различным по времени (кратковременным или более длительным) лишением правонарушителя свободы передвижения. При этом применение такой меры административной ответственности, как административный арест, предполагает судеб-

ное решение в отношении лица, совершившего противоправное деяние, о лишении свободы перемещения последнего на срок до 15-ти суток.

Понятийные характеристики и особенности реализации мер государственного принуждения сформировались во второй половине XIX в. Толковавшие ключевые правовые понятия ученые-юристы того времени классифицировали различные виды ареста. Так, М. Зейдель полагал, что полицейский арест предполагает в любом случае применение такого принуждения как: «1) прямое принуждение неповинующегося к исполнению предписанного, например, отвод его за карантинную черту; 2) совершение полицейским чиновником действия, предписанного законом, но не исполняемого гражданином, например, умерщвление заболевшего чумой скота; 3) наложение наказания отчасти за совершенное уже незаконное действие, отчасти с целью устрашения на будущее время» [13, с. 47]. Профессор А. Трифонов поделил административно-полицейские принудительные меры на две категории: «...пропульсивное принуждение, или пресечение действия, и принуждение компульсивное, или понуждение к действию» [19, с. 84]. Профессор А. Кистяковский критически оценивал право полиции на арест в связи с «возможностью» либо «опасностью» совершения противоправного деяния, субъективно понимаемыми полицией, «... ибо такой порядок был бы возвращением к принципам XVIII столетия, и в этой связи допустим только полицейский привод» [14, с. 22].

Подобные научные точки зрения о сущности полицейского ареста в отечественной юридической литературе оставались до начала XX в. Однако как ранее, так и сейчас административный арест как мера государственного принуждения реализуется прежде всего органами внутренних дел (полицией) и представляет собой принудительную форму личного задержания, применяемую уполномоченными органами государства.

Среди ученых-административистов существуют различные мнения о целесообразности сохранения административного ареста в современной системе административных наказаний. Вместе с тем наибольшего внимания заслуживает современная позиция о невозможности изъятия из правового оборота административного ареста как меры государственного принуждения, применяемой к наиболее злостным правонарушителям, и эффективного средства влияния на оперативную обстановку [17, с. 14]. По мнению И.В. Максимова, превентивное значение правовых последствий административного ареста заключается в том, что они призваны воздерживать самого правонарушителя (частная превенция) и иных лиц (общая пре-

венция) от совершения новых административных правонарушений [16, с. 168—169].

Вместе с тем, согласно нормам действующего законодательства, постановление судьи об административном аресте исполняется полицией немедленно после его вынесения. Граждане, подвергнутые административному аресту, доставляются из зала суда в специальные приемники органов внутренних дел для лиц, задержанных в административном порядке (далее — спецприемники). При отсутствии данных специальных учреждений административно арестованные могут временно содержаться в помещениях для задержанных при дежурных частях территориальных органов внутренних дел [6] либо водворяться в отдельно выделяемые камеры изоляторов временного содержания органов внутренних дел, предназначенные для обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений (далее — ИВС).

Отбывание административного ареста осуществляется в порядке, определенном постановлением Правительства РФ, утвердившем Положение о порядке отбывания административного ареста [5]. Арестованные пользуются правами и свободами, установленными для граждан Российской Федерации. В то же время к ним могут быть применены предусмотренные законодательством ограничения.

Проведенный ГУОООП МВД России анализ эффективности работы органов внутренних дел по исполнению административного наказания в виде административного ареста выявил ряд проблем [9, п. 32.4], например, отсутствие спецприемников в ряде регионов, а также нарушение в процедуре лицензирования оказываемых спецприемниками медицинских услуг.

Необходимо совершенствовать правовые основы исполнения полицией административного наказания в виде административного ареста одновременно с активно развивающимися отечественными институтами гражданского общества. Это требует повышенного внимания к обеспечению прав человека, и в первую очередь лиц, чьи права временно ограничены в связи с задержанием и заключением под стражу по подозрению в совершении преступлений.

Деятельность органов внутренних дел направлена на обеспечение открытости взаимодействия с обществом, усиление роли правозащитных и других общественных организаций в формировании объективной общественной оценки деятельности полиции. В рамках реализации требований Федерального закона РФ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» [3] в 2012 г. представители правозащитных организаций 1677 раз

S н и о X

л

<

и н к

:|5

о X

л

<

и н S

X

<

а

X О О

са <

а

С

<

а s н

bS

<

а С

к S а

О и н

51

S н и о X

л

<

и н к

:'5

0 X

Л

<

и н S

1

<

а

X О О

м

<

а

С

<

а s н

bS

<

а С

к S а

О и н

52

посещали специальные учреждения, в которых содержатся административно арестованные лица. Также проводятся совещания, рабочие встречи с приглашением членов региональных общественных наблюдательных комиссий для выработки мер, направленных на усиление контроля за соблюдением прав граждан, находящихся в местах принудительного содержания. Наработанная позитивная практика взаимодействия позволяет объективно оценить ситуацию с соблюдением прав человека, а принятие общих усилий способствует решению имеющихся в этой части проблем как в деятельности сотрудников полиции спецучреждений, так и в вопросах соблюдения законности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подобные социальные процессы являются свидетельством имплементации в правовую систему Российской Федерации конвенционных принципов и стандартов защиты прав и свобод, выработанных практикой Европейского Суда по правам человека и Комитета Министров Совета Европы. К ним, прежде всего, следует относить: а) обеспечение более взвешенного подхода к избранию и продлению меры пресечения в виде заключения под стражу и более широкое применение альтернативных мер пресечения;

б) создание новых и совершенствование существующих национальных средств правовой защиты в рассматриваемой области отношений;

в) создание надлежащих, отвечающих международным стандартам, условий содержания под стражей.

В юридической литературе высказывается множество предложений, направленных на дальнейшую демократизацию института административных наказаний. Например, В.Н. Васильев в своем диссертационном исследовании [11, с. 5] обосновывает необходимость введения правовой нормы, предусматривающей механизм сокращения срока отбывания административного ареста в случае надлежащего поведения правонарушителя в условиях изоляции от общества, болезни близких родственников, ухудшения здоровья правонарушителя и т. д. Следует отметить, что возможность реализации такого правоустановления дает почву для его различных правовых оценок.

С одной стороны, административный арест назначается судом в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений, если исходя из обстоятельств дела, а также с учетом личности нарушителя, применение других наказаний будет недостаточным. В этом случае правонарушитель представляет для общества реальную опасность, а его изоляция от общества будет вполне обоснованной. Поэтому с точки зрения принципа неотвратимости наказания, сокращать срок административного ареста не всегда целесообразно.

С другой стороны, ежегодное содержание почти 434 тыс. нарушителей в условиях изоляции от общества порождает определенные проблемы материальной стороны правоприменения [9, п. 32.4]. Так, в соответствии с правилами внутреннего распорядка спецприемников (ИПС «КонсультантПлюс») арестованные в административном порядке лица могут быть использованы на физических работах. В таком случае с них берется письменное согласие быть трудоиспользованным на протяжении срока ареста. Однако такого рода трудоиспользование просто не может быть эффективным в силу отсутствия материально мотивирующего фактора, а также возможно соответствующего опыта (трудовой квалификации) для выполнения физической работы. Более того, в трудовом законодательстве нет правовых механизмов воздействия на административно арестованных, уклоняющихся либо нарушающих условия выполнения данной работы. В этой связи вполне справедливым является мнение А.П. Коренева о том, что «. расходы, связанные с содержанием лиц, отбывающих данное наказание, значительно превышают те суммы, которые получает государство от выполнения ими работ во время отбытия административного ареста» [15, с. 41]. Весомым доводом, критически характеризующим длительность пребывания административно арестованных лиц в условиях изоляции от общества, является вступление России в Совет Европы и ряд иных международных организаций, фактически осуждающих физическое использование административно арестованных и признающих это разновидностью наемного труда.

Для обеспечения законности при исполнении постановлений суда о назначении административного наказания в виде административного ареста необходимо продолжить работу по оптимизации организационно-штатного построения соответствующих специальных учреждений полиции. В соответствии с приказом МВД России, утверждающим структурное построение органов внутренних дел [7], спецприемники включены в штатную структуру подразделений по исполнению административного законодательства (далее — ИАЗ) территориальных органов МВД России на районном уровне.

Ранее спецприемники являлись самостоятельными учреждениями в составе горрайорга-нов, либо были подчинены МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ (до апреля 2001 г.). Руководство их деятельностью осуществлялось подразделениями по организации деятельности специальных учреждений милиции и конвоирования.

На сегодняшний день основной функцией спецприемников является содержание в условиях изоляции от общества лиц, подвергнутых

административному аресту. В рамках реализации этой функции деятельность данных учреждений заключается в охране содержащихся в них лиц, обеспечении установленных режимов их содержания, питания, бытового и медицинского обслуживания, а также предупреждения побегов и иных противоправных действий.

Таким образом, обеспечение деятельности спецприемников является непрофильной функцией для подразделений ИАЗ, и продолжение ее реализации ведет к затруднению выполнения функциональных обязанностей по совершенствованию административной практики полиции, определенных приказом МВД России от 29 декабря 2012 г. № 1156 [8]. В этой связи полагаем, что необходимо внести изменения в приказ, утверждающий организационно-штатную структуру органов внутренних дел [7], в части исключения спецприемников из состава подразделений ИАЗ в территориальных органах МВД России на районном уровне. Функции по контролю и организационно-методическому обеспечению их деятельности целесообразно закрепить за подразделениями по организации деятельности спецучреждений полиции и конвоирования территориальных органов Министерства на региональном уровне, выполняющими такие же задачи по отношению к другим специальным учреждениям полиции (ИВС и центрам временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей).

И наконец, основной мерой совершенствования правовых основ исполнения органами внутренних дел административного наказания в виде административного ареста является скорейшее законодательное урегулировании порядка отбывания административного ареста, который регламентируется подзаконным правительственным актом [5]. Такая законодательная инициатива обусловлена тем, что данный вид административного наказания связан с ограничением прав и свобод человека и гражданина. Поэтому в целях соблюдения положения ч. 3 ст. 55 Конституции РФ [1] возникает необходимость принятия соответствующего федерального закона.

Законопроект должен быть направлен на совершенствование порядка отбывания административного ареста и приведение его в соответствие с общепризнанными нормами международного права. Предметом правового регулирования являются общественные отношения, связанные с установлением порядка отбывания административного ареста лицами, подвергнутыми этому виду административного наказания. Поэтому в законе необходимо определить места отбывания административного ареста, правовой статус лиц, подвергнутых административному аресту, порядок их

материально-бытового и медико-санитарного обеспечения, условия отбывания административного ареста, основания прекращения и приостановления отбывания административного ареста, обязанности и права администраций мест отбывания административного ареста.

Законопроектом также необходимо предусмотреть наличие ведомственного, судебного и общественного контроля, а также прокурорского надзора за деятельностью администраций мест отбывания административного ареста. Возникает необходимость дополнительной разработки и принятия актов Министерства внутренних дел РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ, определяющих и устанавливающих: а) правила внутреннего распорядка в местах административного ареста, а также порядок осуществления ведомственного контроля за деятельностью администраций мест отбывания административного ареста; б) порядок производства медицинского освидетельствования лиц, подвергнутых административному аресту.

Финансирование мест отбывания административного ареста должно быть определено с учетом положения ст. 54 Федерального закона РФ «О полиции» [4], согласно которому финансирование деятельности полиции осуществляется исключительно за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Реализация законопроекта не должна повлечь изменения объема полномочий и компетенций органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

С учетом изложенного, наиболее приоритетными направлениями дальнейшего совершенствования правовых основ исполнения органами внутренних дел административного наказания в виде содержания нарушителя в условиях изоляции от общества (административного ареста) будут являться следующие.

1. Дифференциация подхода к назначению административного наказания с учетом применения иных мер административно-правового принуждения, а также совершенствование существующих средств правовой защиты в рассматриваемой области отношений. Демократизация института административных наказаний путем введения правовой нормы, предусматривающей механизм сокращения срока отбывания административного ареста в случае надлежащего поведения правонарушителя в условиях изоляции от общества.

2. Оптимизация организационно-штатного построения соответствующих специальных учреждений полиции посредством исключения спецприемников из состава подразделений ИАЗ в территориальных органах МВД России на районном уровне. Закрепление функции по

S н и о X

л

<

и н к

:|5

о X

л

<

и н S

X

<

а

X О О

са <

а

С

<

а s н

bS

<

а С

к S а

О и н

53

S H

и о X

л

<

и н

BS

:|S

0 X

л

<

и н S

1

<

а

X о о

м

<

а

С

<

а s н

bS

<

а С

к S а

О и н

54

контролю и организационно-методическому обеспечению их деятельности за подразделениями по организации деятельности спецучреждений полиции и конвоирования территориальных органов Министерства на региональном уровне, выполняющими такие же задачи по отношению к другим специальным учреждениям полиции.

3. Разработка и принятие Федерального закона, устанавливающего порядок отбывания административного ареста, определяющего правовые принципы исполнения данного административного наказания, а также правовой статус лиц, подвергнутых административному аресту.

Актуальность подобного совершенствования правовых основ исполнения органами внутрен-

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации.

2. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.

3. Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания: Федеральный закон РФ от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ (в ред. от 6 декабря

2011 г.) // СЗ РФ. 2008. № 24. Ст. 2789.

4. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (в ред. от 3 декабря

2012 г.) // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

5. Об утверждении Положения о порядке отбывания административного ареста: постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. № 726 // СЗ РФ. 2002. № 40. Ст. 3937.

6. Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан: приказ МВД России от 30 апреля 2012 г. № 389.

7. О некоторых вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России: приказ МВД России от 30 апреля 2011 г. № 333.

8. Об утверждении Типовых положений о подразделениях организации применения административного законодательства и подразделениях по исполнению административного законодательства: приказ МВД России от 29 декабря 2012 г. № 1156.

9. Об итогах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и слу-жебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России в 2012 году и задачах на

2013 год: материалы коллегии МВД России от 10 февраля 2012 г. № 1км.

них дел административного наказания в виде административного ареста обусловлена тем, что этот особый вид мер административного принуждения непосредственным образом связан с ограничением прав и свобод человека и гражданина. Наряду с этим, указанные меры имеют важное значение с точки зрения позитивных правовых последствий административного ареста, проявляющихся в сфере предупреждения противоправного поведения соответствующей категории лиц.

Реализация предлагаемых нормативных правовых инициатив позволит существенным образом ускорить процесс приведения законодательства России в соответствие с общепризнанными нормами международного права.

10. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: учебник. М., 2001.

11. Васильев В.Н. Административный арест как мера административного наказания: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2005.

12. Дугенец А. С. Административно-юрисдикци-онный процесс: монография. М., 2003. ЗейдельМ. Полиция безопасности. СПб., 1891. Кистяковский А. О пресечении обвиняемому способов уклоняться от следствия и суда. М., 1869.

Коренев А.П. Убеждение и принуждение в деятельности советской милиции // Труды Высшей школы МООП РСФСР. М., 1965. Вып. 11.

Максимов И.В., Рамадцанов М.Д. Административный арест как вид административного наказания // Правовая политика и правовая жизнь. 2003. № 2. Татарян В.Г. Генезис административно-деликтного законодательства: от общесоюзных основ до кодексов государств— участников СНГ об административных правонарушениях // Актуальные проблемы правовой реформы в РФ и государствах СНГ: сб. науч. тр. В 2-х т. М., 2002. Т. 1. Татарян В.Г., Татарян Е.Е. Административный арест и его исполнение в свете кардинального реформирования админи-стративно-деликтного законодательства // Актуальные проблемы кодификации адми-нистративно-деликтного законодательства: сб. науч. трудов. М., 2002. Трифонов А. О мерах полицейского принуждения по прусскому и нашему праву. СПб., 1886.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: mmr256@mail.ru iaiopo@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.