Научная статья на тему 'Особенности производства по делам об административных правонарушениях, предусматривающих наказание в виде административного ареста'

Особенности производства по делам об административных правонарушениях, предусматривающих наказание в виде административного ареста Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2537
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ / ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОИЗВОДСТВА / АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ / ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ADMINISTRATIVE DETENTION / PECULIARITIES OF ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS / ADMINISTRATIVE PUNISHMENT / RESTRICTION OF RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Изингер А. В.

В статье анализируются вопросы, связанные с реализацией государственного принуждения в виде административного ареста. Рассматриваются следующие требования законодателя к применению административного ареста, обусловливающие особенности производства по делам об административных правонарушениях, по которым предусмотрен данный вид наказания: определение относимости деяния к категории правонарушений, за которые установлено наказание в виде административного ареста; установление смягчающих и отягчающих обстоятельств; определение возможности применения к правонарушителю административного ареста; определение подсудности (подведомственности) материалов по административному правонарушению судье; соблюдение требований законодательства в части составления административного протокола; обеспечение явки лица; соблюдение сроков производства по делам рассматриваемой категории и исполнению вынесенных по ним постановлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HE PECULIARITIES OF THE PROCEEDINGS IN CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENCES, PROVIDING FOR PUNISHMENT IN THE FORM OF ADMINISTRATIVE DETENTION

The issues related to the implementation of state coercion in the form of administrative arrest are analyzed in the article. The author examines the following requirements of the legislator to the use of administrative detention, that determine the specifics of the proceedings in cases of administrative offences for which this type of punishment is provided: determining the relevance of the offence to the category for which the punishment in the form of administrative detention is provided; establishing mitigating and aggravating circumstances; determining the possibility of applying administrative detention to the offender; determining the jurisdiction of the materials on the administrative offence to a judge; compliance with the requirements of legislation that concern drawing up a report; ensuring the attendance of a person; timeliness of the proceedings in cases of the considered category and execution of the decisions passed during the proceedings.

Текст научной работы на тему «Особенности производства по делам об административных правонарушениях, предусматривающих наказание в виде административного ареста»

ИЗИНГЕР А.В., кандидат юридических наук, [email protected] Кафедра организации охраны общественного порядка; Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, 625049, г. Тюмень, ул. Амурская, 75

IZINGER A.V.,

Candidate of Legal Sciences, [email protected] Chair of public order maintenance; Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Amurskaya St. 75, Tyumen, 625049, Russian Federation

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО АРЕСТА

Аннотация. В статье анализируются вопросы, связанные с реализацией государственного принуждения в виде административного ареста. Рассматриваются следующие требования законодателя к применению административного ареста, обусловливающие особенности производства по делам об административных правонарушениях, по которым предусмотрен данный вид наказания: определение относимости деяния к категории правонарушений, за которые установлено наказание в виде административного ареста; установление смягчающих и отягчающих обстоятельств; определение возможности применения к правонарушителю административного ареста; определение подсудности (подведомственности) материалов по административному правонарушению судье; соблюдение требований законодательства в части составления административного протокола; обеспечение явки лица; соблюдение сроков производства по делам рассматриваемой категории и исполнению вынесенных по ним постановлениям.

Ключевые слова: административный арест; особенности административного производства; административное наказание; ограничение прав и свобод человека и гражданина.

THE PECULIARITIES OF THE PROCEEDINGS IN CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENCES, PROVIDING FOR PUNISHMENT IN THE FORM OF ADMINISTRATIVE DETENTION

Annotation. The issues related to the implementation of state coercion in the form of administrative arrest are analyzed in the article. The author examines the following requirements of the legislator to the use of administrative detention, that determine the specifics of the proceedings in cases of administrative offences for which this type of punishment is provided: determining the relevance of the offence to the category for which the punishment in the form of administrative detention is provided; establishing mitigating and aggravating circumstances; determining the possibility of applying administrative detention to the offender; determining the jurisdiction of the materials on the administrative offence to a judge; compliance with the requirements of legislation that concern drawing up a report; ensuring the attendance of a person; timeliness of the proceedings in cases of the considered category and execution of the decisions passed during the proceedings.

Keywords: administrative detention; peculiarities of administrative proceedings; administrative punishment; restriction of rights and freedoms of man and citizen.

К основным принципам реализации правоохранительных функций государства относится неотвратимость наказания, а также его соразмерность совершенному противоправному деянию. Исходя из этих основополагающих начал, законодателем в Российской Федерации разработана достаточно дифференцированная система применения тех или иных форм и видов ответственности.

Производство по делам об административных правонарушениях является

разновидностью административно-юрис-дикционного производства и представляет собой жестко регламентированную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) совокупность процессуальных действий уполномоченных на это субъектов по возбуждению, рассмотрению, обжалованию и исполнению решения по делу об административном правонарушении.

Вместе с тем складывающаяся правоприменительная практика по исполнению законодательства об административных правонарушениях свидетельствует о недостаточном качестве подготовки материалов дел об административных правонарушениях, что приводит впоследствии к их возврату на доработку, а в ряде случаев - к уклонению правонарушителя от ответственности.

Так, по итогам 2016 года, ввиду отсутствия сведений, необходимых для объективного рассмотрения материалов, в целом по России на доработку возвращено 35,1 тыс. протоколов об административных правонарушениях. Увеличение числа возвращенных на доработку материалов отмечается в 36 субъектах Российской Федерации*.

При этом, исходя из того, что закрепленные КоАП РФ виды административного наказания предусматривают лишение либо ограничение определенных прав и свобод человека и гражданина, указанная ситуация представляется недопустимой.

Порядок назначения административного наказания и предшествующий ему механизм привлечения к ответственности, особенно ограничение основного права человека на свободу передвижения в широком его понимании, изоляция от общества, применяемая в виде административного ареста, бесспорно, позволяют отнести его к наиболее «тяжелой» форме ответственности [1, с. 120; 2, с. 18] и в связи с этим требует особого внимания со стороны правоприменителя.

Следует отметить, что понятие административного ареста в КоАП РФ не закреплено. Вместе с тем из содержания ст. 3.9 КоАП РФ следует, что административный арест - это устанавливаемое и назначаемое лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений основное наказание, заключающееся в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливаемое на срок до 15 суток (за отдельные виды правонарушений - до 30 суток).

В связи с этим можно выделить несколько требований законодателя к

применению административного ареста, определяющих особенности производства по делам об административных правонарушениях, по которым предусмотрен данный вид наказания.

К ним относятся:

1. Устанавливаемое и назначаемое лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений основное наказание.

Административный арест является самым суровым административным наказанием, поэтому назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений. Так, в 34-х статьях КоАП РФ, устанавливающих ответственность за совершение административных правонарушений, предусмотрено наказание в виде административного ареста. При этом к компетенции органов внутренних дел по выявлению и пресечению правонарушений относится 30 указанных составов**. В соответствии со ст. 3.3 КоАП РФ административный арест может применяться только в качестве основного административного наказания.

Выбор законодателя в данном случае обусловлен направленностью на достижение целей административного наказания, сформулированных в ст. 3.1 КоАП РФ, исходя из обстоятельств дела и с учетом личности нарушителя, а также общественной опасности совершенного административного правонарушения.

При этом отмечается тенденция не только к увеличению количества составов административных правонарушений, за которые предусмотрено наказание в виде административного ареста, но и частоты применения данного вида наказания судами. Так, если по итогам 2014 г. административный арест применялся в отношении 20,1 % лиц привлеченных к административной ответственности, то в 2015 г. данный показатель составил 20,9 %. На данном уровне он сохранился и в 2016 г. (20,85 %)***.

* Обзор правоприменительной практики территориальных органов МВД России по исполнению законодательства об административных правонарушениях за 2016 г.

** О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию: приказ МВД России от 5 мая 2012 г. N 403. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

*** Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей. 11К1_: http://www.cdep.ru

2. Кратковременное ограничение свободы и содержание нарушителя в условиях изоляции от общества.

Административный арест исчисляется сутками и может применяться на срок до 15 суток (до 30 суток за отдельные виды правонарушений, связанных с нарушением установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, режима чрезвычайного положения или режима в зоне контртеррористической операции, либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах). При этом срок административного задержания как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применение которой предусмотрено ст.ст. 27.3, 27.5, и 27.6 КоАП РФ, в соответствии с ч. 3 ст. 3.9 КоАП РФ включается в срок административного ареста.

При этом, как отмечают отдельные авторы, следует учитывать, что, несмотря на содержание нарушителя в условиях изоляции от общества под стражей в специально предназначенных для этой цели учреждениях - спецприемниках при органах внутренних дел для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, арест лишением свободы не считается и суди мости за собой не влечет. Соответственно, изоляция правонарушителя путем помещения его в тюрьму, исправительную колонию или колонию-поселение не допускается [3, с. 62].

3. Ограничение по субъектам административной ответственности.

В части 2 ст. 3.9 КоАП РФ установлено, что административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам 1 и 2 групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы,

войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

При этом не является административным арестом изоляция несовершеннолетних, совершивших правонарушение, влекущее административную ответственность, в специальные учреждения органов внутренних дел (центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел), применяемая в случаях, если личность не установлена либо они не имеют места жительства и места пребывания на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение [3, с. 63].

Исходя из исключения КоАП РФ отдельных категорий лиц из числа субъектов, в отношении которых может применяться административный арест, от сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих производство по административным правонарушениям, в обязательном порядке требуется выяснение того, относится ли привлекаемый к ответственности к одной из таких категорий. Например, определением судьи Сургутского городского суда от 25 марта 2016 г. протокол об административном правонарушении и другие материалы возвращены в ОП-2 УМВД России по г. Сургуту вследствие неполноты представленных материалов, а именно: должностным лицом не было выяснено, что привлекаемый к ответственности является инвалидом 2 группы. А в определении судьи Сургутского районного суда ХМАО -Югры от 26 июня 2014г. по делу N 5-49/14 указывается: так как в материалах административного дела отсутствуют сведения о том, что привлекаемое к ответственности лицо не является лицом, в отношении которого в соответствии с ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ не может быть применено наказание в виде ареста, то это является существенным недостатком и препятствует рассмотрению дела, следовательно, оно подлежит возвращению для его устранения*.

4. Принятие решения о применении административного ареста в отношении правонарушителя осуществляется только судьей.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест назначается су-

* Материалы судебной практики ХМАО — Югры // Судебные и нормативные акты РФ: портал. 11К1_: http://www.sudact.ru

дьей. При этом КоАП РФ содержит лишь две статьи, предусматривающие безальтернативные санкции в виде административного ареста (ч. 3 ст. 12.8 «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния» и ч. 2 ст. 12.26 «Невыполнение водителем транспортного средства, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния»). К этой же категории можно отнести и ч. 2 ст. 20.25 КоАП РФ, в соответствии с которой административный арест является «приоритетным» видом наказания исходя из сути самого правонарушения.

Во всех остальных случаях санкции статей предусматривают выбор вида наказания исходя из различных факторов, при которых применение административного ареста является исключительным, следовательно, существует альтернативность в подведомственности (материалы по административному правонарушению рассматривает и выносит решение по ним должностное лицо органа внутренних дел либо судья). При этом законодатель не конкретизирует, какие случаи могут быть признаны исключительными в той части, в которой требуется назначение административного наказания в виде административного ареста [4, с. 49].

В связи с этим в юридической литературе можно выделить два подхода к определению сути указанной исключительности:

1) нецелесообразность применения иного вида наказания, а именно:

- недостижение целей административного наказания в случае применения административного штрафа с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя;

- неплатежеспособность лица, привлекаемого к административной ответственности [5, с. 56];

2) наличие отягчающих административную ответственность обстоятельств, перечень которых указан в ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ:

- продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

- повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения;

- вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

- совершение административного правонарушения группой лиц;

- совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

- совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения [6, с. 42].

Исходя из анализа судебной практики ХМАО - Югры, по статьям КоАП РФ, в санкциях которых предусмотрен административный арест, при производстве по делу об административном правонарушении судьями с целью установления подведомственности делается акцент на необходимости сбора наиболее полных сведений, характеризующих личность правонарушителя, имеющих значение для рассмотрения дела и принятия по нему решения. В частности, к таким сведениям относится информация о наличии и отсутствии смягчающих и отягчающих вину обстоятельств, о привлечении (непривлечении) правонарушителя к ответственности за совершение однородного правонарушения, наличии дохода и постоянного места жительства и др. При наличии смягчающих обстоятельств, установленных в ходе производства по делу об административном правонарушении, дающих основание полагать, что за правонарушение не будет применен административный

арест, рассмотрение таких материалов осуществляется на уровне начальника территориального органа внутренних дел и не требует их передачи в суд.

Так, определением судьи Няганского городского суда ХМАО - Югры от 5 августа 2014 г. материалы дела об административном правонарушении возвращены начальнику ОМВД России по г. Нягани для рассмотрения по существу, в связи с тем, что в материалах дела, характеризующих правонарушителя, не усматривалось наличие исключительных обстоятельств, требующих применения к правонарушителю наказания в виде административного ареста*.

Кроме того, в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»** поступивший на рассмотрение судьи протокол, составленный в связи с совершением одним лицом нескольких административных правонарушений, должен быть возвращен в орган или должностному лицу, его составившему, если среди зафиксированных в нем правонарушений имеются такие, рассмотрение дел по которым не относится к компетенции судьи. В определении, вынесенном на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, следует указать на необходимость составления отдельного протокола только в отношении подведомственных судье дел об административных правонарушениях.

Таким образом, представляется целесообразным при определении подведомственности руководствоваться обоими указанными выше подходами и направлять административные материалы судье только при наличии убежденности, исходя из характера правонарушения, личности правонарушителя и обстоятельств его совершения, что к данному лицу будет применено административное наказание в виде ареста.

5. Сроки и место рассмотрения дела об административном правонарушении, за со-

* Материалы судебной практики ХМАО — Югры // Судебные и нормативные акты РФ: портал. 11К1_: http://www.sudact.ru

** Рос. газ. 2006. 8 нояб.

вершение которого предусмотрено наказание в виде административного ареста.

Протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет за собой административный арест, согласно положению ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ передается судье немедленно после его составления.

Дела указанной категории суд рассматривает в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В соответствии с ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении в отношении гражданина, подвергнутого административному задержанию, рассматривается не позднее 48 часов с момента его задержания.

Дело рассматривается по месту совершения правонарушения. При этом, несмотря на то, что в соответствии с ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ по ходатайству гражданина, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту его жительства, указанное право в случае с применением административного ареста в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»*** ограничивается, так как такие дела рассматриваются в день получения протокола об административном правонарушении и с обязательным присутствием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Вместе с тем нарушение указанного порядка также является основанием для возврата административного материала для устранения существенных недостатков. Так, согласно определению судьи Мегион-ского городского суда ХМАО — Югры от 9 декабря 2013 г. по делу N 5-1193/2013 из административного дела следует, что лицо, привлекаемое к ответственности, было задержано в порядке ст. 27.3 КоАП РФ и в тот же день освобождено, с него взята расписка о явке в суд, которая не была исполнена, что явилось нарушением ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ и не позволило рассмотреть дело в установленные законом

Рос. газ. 2006. 19 апр.

***

сроки с участием лица, привлекаемого к ответственности*.

Следует учитывать, что при передаче протокола об административном правонарушении в суд должна быть обеспечена явка лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Это автоматически перекладывает данную обязанность на органы внутренних дел (несмотря на то, что нормами КоАП РФ указанная обязанность прямо не закреплена), так как в противном случае, исходя из анализа судебной практики, административные материалы возвращаются судьями в органы внутренних дел на доработку, чтобы не допустить нарушения сроков их рассмотрения. Указанная явка, как правило, осуществляется за счет обеспечивающих производство мер, таких как доставление и административное задержание. При этом срок задержания включается в срок административного ареста.

Таким образом, исходя из судебной практики**, необеспечение мер по доставлению лица, в отношении которого по делу об административном правонарушении может быть применен административный арест, рассматривается как неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела и исключает обеспечение правильного и своевременного рассмотрения такого дела.

По нашему мнению, данная судебная позиция не является верной. Исходя из содержания ст. 29.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судьей разрешается вопрос о вызове лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, по которому в случае необходимости выносится определение. Поскольку участие данного лица, в отношении которого может быть применен административный арест, является обязательным, то в случае применения к нему администра-

* Материалы судебной практики ХМАО — Югры // Судебные и нормативные акты РФ: портал. 11К1_: http://www.sudact.ru

** Постановление Верховного Суда РФ от 16 апр. 2014 г. N 7-АД13-8. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

тивного задержания оно доставляется в суд сотрудниками органов внутренних дел. Если же указанная обеспечительная мера не применялась (например, в связи с заболеванием, наличием обстоятельств, не позволяющих определить возможный вид наказания, и др.) и лицо должным образом уведомлено о судебном заседании, но не явилось без уважительной причины, то в отношении его выносится определение о приводе, в т.ч. осуществляемом и судебными приставами.

При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 1 ч. ст. 27.2 КоАП РФ полномочий по доставлению лиц в суд у должностных лиц органов внутренних дел нет. Доставление может предшествовать административному задержанию и осуществляется в органы внутренних дел, а не в суд.

Таким образом, необеспечение мер по доставлению лица, в отношении которого по делу об административном правонарушении может быть применен административный арест, правомерно рассматривать как неполноту представленных материалов только в случае обязательности административного задержания данного лица. В случае должного уведомления лица об обязательном присутствии на судебном заседании вывод о неполном представлении материалов безоснователен.

6. Сроки исполнения постановления о назначении наказания.

В рамках положений ст. 32.8 КоАП РФ постановление судьи об административном аресте подлежит исполнению органами внутренних дел немедленно после его вынесения.

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста в установленные сроки невозможно, судья может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца (ч. 1 ст. 31.5 КоАП РФ). К числу данных обстоятельств можно отнести, например, болезнь лица, привлеченного к ответственности, наличие у него материальных трудностей и др.

Местами отбывания административного ареста являются подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реали-

зации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел*.

В соответствии с п. 12 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста** установлено требование об обязательном письменном уведомлении (по факсимильной связи) судьи, вынесшего постановление об административном аресте, о начале, месте и об окончании отбывания административного ареста, а также исключительных личных обстоятельствах, при которых возможно приостановление или прекращение отбывания административного ареста.

7. Соблюдение требований законодательства о порядке составления административного протокола и иных материалов административного дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ протокол должен содержать дату и место его составления, должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса мест жительства свидетелей и потерпевших, если таковые имеются, место, время совершения и событие административного правонарушения, статью КоАП РФ, предусматривающую административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Отсутствие данных, перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении пере-

* О порядке отбывания административного ареста: федер. закон от 26 апр. 2013 г. N 67-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. N 17. Ст. 2034.

** Об утверждении Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста: приказ МВД России от 10 февр. 2014 г. N 83 // Рос. газ. 2014. 4 июля.

водчика при составлении протокола и т.п.) является существенным недостатком.

Кроме того, обязательной является отметка о разъяснении прав участников административного производства и предупреждение их об ответственности за нарушение закона. Отсутствие таких разъяснений и предупреждений в протоколе или отдельном объяснении лица может быть признано судом нарушением, влекущим невозможность использования такого доказательства при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Несмотря на то, что указанные требования относятся к административным материалам по всем статьям КоАП РФ, суровость наказания в виде административного ареста требует повышенного внимания при работе по делам указанной категории.

Вместе с тем, помимо вышеуказанных данных, как правило, присутствующих в виде отдельных граф в формализованных бланках об административных правонарушениях, исходя из особенностей производства по делам, предусматривающим административный арест, целесообразно указывать следующую информацию, имеющую существенное значение для правильного и всестороннего рассмотрения административных материалов:

- в графе «на иждивении___человек» указывать не только их количество, но и наличие среди них несовершеннолетних в возрасте до 14 лет;

- в графах «место работы» и «должность» указывать, относится ли привлекаемое к ответственности лицо к категории военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, а также имеющих специальные звания сотрудников Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

Кроме того, если лицо сообщает, что является безработным, необходимо выяснять, не связано ли это с наличием инвалидности 1, 2 группы (и есть ли инвалидность вообще), и при положительном ответе указывать эти данные в графе «место работы» (например, «безработный, инвалид 1 группы»);

- в целях отнесения правонарушения по подведомственности суду и возможности применения административного ареста в протоколе (в описательной части сути административного правонарушения) указывать наличие отягчающих обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, а также в графе «объяснения, ходатайства, замечания лица, привлекаемого к административной ответственности» указывать смягчающие обстоятельства.

Кроме того, при фиксации сути административного правонарушения отражать существенные обстоятельства совершенного деяния (например, при заполнении указанной графы по правонарушению, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, необходимо указывать, какое законное требование и какой конкретно сотрудник полиции предъявил к правонарушителю, каким законом данное требование предусмотрено, какие служебные обязанности при этом исполнял сотрудник полиции и т.д.);

- в графе «ранее подвергался административным взысканиям» указывать наличие неснятого административного наказания, в т.ч. за однородное правонарушение;

- в целях обеспечения явки, если к лицу не применяется доставление и административное задержание, необходимо не только уведомлять о дате, времени и месте рассмотрения материалов в суде, но и указывать, что явка является обязательной, дело в отсутствии лица рассмотрено не будет, и при отсутствии уважительной причины в отношении лица будет применен привод.

При необходимости, если невозможно отразить интересующие сведения в бланке об административном правонарушении, указанную информацию можно зафиксировать в объяснении, с постановкой соответствующих вопросов, либо посредством получения расписки от лица о том, что оно не относится к субъектам, в отношении которых не может быть применен административный арест.

Кроме того, в целях установления точного времени начала срока админи-

стративного ареста, включающего в себя срок административного задержания, если таковое применялось, в материалах административного дела (протокол об административном задержании) необходимо указывать, находилось ли лицо, привлекаемое к ответственности, на вытрезвлении.

Таким образом, на основании проведенного анализа заключаем, что для правильного производства по делам об административных правонарушениях, предусматривающих административное наказание в виде административного ареста, необходимо соблюдение следующих требований и условий:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- отнесение совершенного правонарушения к категории правонарушений, за которые КоАП РФ установлено наказание в виде административного ареста;

- отсутствие (наличие) смягчающих или отягчающих обстоятельств, дающих основание полагать, что иной вид санкций за совершенное правонарушение не позволит достичь целей административного наказания либо, наоборот, нецелесообразен для применения в конкретной ситуации;

- возможность применения административного ареста к правонарушителю и неотносимость его к категории лиц, в отношении которых данный вид наказания не может быть применен;

- определение подсудности (подведомственности) материалов по административному правонарушению судье;

- строгое соблюдение требований законодательства в части составления административного протокола, разъяснения прав и обязанностей участников административного производства;

- обеспечение явки лица (в том числе через административное задержание), в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и возможно применение административного ареста;

- строгое соблюдение сроков как производства по делам рассматриваемой категории, так и исполнения вынесенных по ним постановлений.

Список литературы

1. Степанова О.А. Административный арест в свете решений Конституционного Суда РФ // Журнал российского права. 2008. N 12.

2. Губарева Т.И. Совершенствование порядка назначения и отбывания административного наказания в виде административного ареста // Российская юстиция. 2016. N 3.

3. Кваша А.А., Капранова Ю.В., Соколов В.А. Административная ответственность: учеб. пособие. Ростов н/Д, 2016.

4. Куянова А.В. О совершенствовании правового регулирования административного ареста // Законодательство и практика. 2015. N 2 (35).

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Главы 1-10. Постатейный научно-практический комментарий / под общ. ред. Б.В. Россинского. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Библиотечка «Российской газеты». 2014.

6. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (постатейный) / Р.В. Амелин [и др.]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.