УДК 343.9 ББК 67.51
© 2017 г. А. X. Канкулов,
эксперт Экспертно-криминалистического центра МВД России по Кабардино-Балкарской Республике.
E-mail: [email protected]
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЦ В МЕСТАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
В статье рассматривается правовое положение лиц в местах принудительного содержания органов внутренних дел, дается его характеристика в зависимости от вида специального учреждения. На этой основе вносятся предложения по унификации правового положения лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, местах исполнения административного ареста, центрах временного пребывания несовершеннолетних правонарушителей, местах нахождения (пребывания) иностранных граждан и лиц без гражданства, в специальных помещениях для административно задержанных органов внутренних дел.
Ключевые слова: права, законные интересы, места принудительного содержания органов внутренних дел, изоляторы временного содержания, задержанный, административный арест, несовершеннолетний, иностранный гражданин, законодательный акт, мигранты, центр временного содержания, места временного содержания.
A. H. Kankulov - Expert forensic centre of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
on the Kabardino-Balkarian Republic.
THE LEGAL STATE OF PERSONS IN PLACES OF DETENTION OF INTERNAL AFFAIRS BODIES
The article discusses the legal situation ofpersons in places of detention of internal Affairs bodies, given their characteristics, depending on the kind ofspecial companies. It provides a comparative analysis depending on the types ofspecial companies. On this basis, make proposals for the unification of the legal status ofpersons held in temporary detention centers of suspects and accused of committing offences, administrative arrest, temporary placement centres for juvenile offenders, location (residence) of foreign citizens and individuals without citizenship, and in special facilities for administrative detention of internal Affairs bodies.
Key words: rights, legal interests, the places of detention of internal Affairs bodies, temporary detention facilities, detainees administrative detention, juvenile, foreign national, legislation, migrants, detention center, temporary detention.
Правовое положение лиц, находящихся в местах принудительного содержания органов внутренних дел, его особенности основываются прежде всего на нормах Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми ряд прав и свобод граждан не могут быть ограничены ни при каких условиях (ч. 2 ст. 56) [1]. Оно регламентируется также отраслевым законодательством и ведомственными нормативными правовыми актами, определяющими условия и порядок содержания граждан в указанных местах.
Так, особенности правового положения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания, закрепляются Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (с последующими изменениями и дополнениями) [2]. В соответствии с ч. 1 ст. 6 данного закона подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений считаются невиновными, пока их винов-
ность не будет доказана в предусмотренном федеральном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Они пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными настоящим федеральным законом и иными федеральными законами.
В законе выделена самостоятельная глава 2, определяющая права подозреваемых и обвиняемых, содержащиеся в данных учреждениях, устанавливающая особенности правового положения женщин и несовершеннолетних, содержащихся под стражей.
Приведенные законодательные установления нашли свое отражение в Правилах внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22 ноября 2005 года № 950 [3].
Нормы, содержащиеся в них, можно разделить на следующие группы:
- обеспечивающие реализацию законодательных установлений;
- дополняющие перечень прав и законных интересов, предусмотренных законодательством;
- детализирующие (конкретизирующие) законодательные установления.
Правилами определяются условия для привлечения подозреваемых и обвиняемых к труду, а также устанавливается запрет на принудительный труд, за исключением поддержания чистоты и порядка в камерах. В частности, правило 108 предоставляет администрации изолятора возможность привлекать всех желающих подозреваемых и обвиняемых к труду.
Особенности правового положения административно арестованных, находящихся в местах отбывания наказания, регламентируются Федеральным законом от 26 апреля 2013 года № 67 ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» [4]. Правовое положение указанных лиц во многом схоже с правовым положением подозреваемых и обвиняемых, находящихся в изоляторах временного содержания, что легко объяснить: до принятия данного закона оно определялось действующими в этой сфере нормативными правовыми актами. И при определении в том числе особенностей правового положения административно арестованных был учтен имеющийся опыт в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в изоляторах временного содержания.
Отсюда вполне закономерно, что положения, определяющие особенности прав, свобод, законных интересов лиц, находящихся в других местах принудительного содержания, являются менее разработанными.
В числе этих позиций можно выделить степень урегулированности вопроса о привлечении к труду лиц данной категории. Если в Правилах определяются условия такого привлечения к труду, то в нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность иных мест принудительного содержания, в том числе и мест отбывания административного ареста, рассматриваемый вопрос никак не урегулирован.
Представляется, что условия привлечения к труду лиц, находящихся в местах принудительного содержания, должны быть установлены на законодательном уровне, как это сделано в отношении осужденных к лишению свободы (ст. 106 УИК РФ) [7; 8]. В связи с этим предлагаем в соответствующих законо-
дательных актах закрепить норму следующего содержания: «Лица, находящиеся в местах принудительного содержания органов внутренних дел, могут привлекаться без оплаты труда только к выполнению работ по благоустройству места принудительного содержания органов внутренних дел и прилегающих к нему территорий.
Лица, являющиеся инвалидами первой или второй группы, мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет, беременные женщины привлекаются к работе без оплаты труда по их желанию.
К указанным работам лица привлекаются в порядке очередности, их продолжительность не должна превышать двух часов в неделю. Продолжительность работ может быть увеличена по письменному заявлению лица».
Отдельные нормы, на наш взгляд, необоснованно допускают административное усмотрение при решении вопросов, касающихся прав и законных интересов лиц, пребывающих в местах принудительного содержания. Например, норма, содержащаяся в п. 21 Правил, предусматривает по возможности отдельное размещение курящих и некурящих. Возникает вопрос о том, кто и как определяет данные возможности. Исходя из той редакции, в которой данная норма изложена, можно сделать вывод о том, что эти возможности определяет руководитель органа внутренних дел, при котором они имеются.
Приведем другой пример. Согласно п. 14 Правил содержания (пребывания) в специальных учреждениях иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, совместно в отдельном помещении специального учреждения содержаться супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья, родные сестры, дедушки, бабушки, внуки иностранного гражданина.
Это вызывает ряд вопросов: при каких условиях это возможно, кто определяет наличие или отсутствие таких возможностей и почему данная норма не допускает их в отношении лиц без гражданства?
Думается, что отказ в предоставлении возможности общения в форме совместного содержания с близкими родственниками лица, находящегося в специальном учреждении, является серьезным нарушением прав человека сфере свободного общения с близкими людьми. Действующее законодательство предусматривает возможность решения данной проблемы путем добровольного выезда гра-
жданина из Российской Федерации за счет собственных средств, средств приглашающей стороны или принимающей стороны либо средств иных источников (за исключением средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) и содействия в установлении его личности (глава 1 ст. 32.5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации») [6]. Реализация этой меры, с одной стороны, способствует обеспечению прав, свобод и законных интересов иностранных граждан и лиц без гражданства, а с другой стороны, создает условия для достойного содержания в местах их временного принудительного пребывания.
На наш взгляд, в данном законе следует предусмотреть и другие меры, направленные на обеспечение выезда данной категории граждан за пределы Российской Федерации, а именно: официальное предостережение (предостережение) лица о необходимости покинуть территорию России в установленные сроки; введение административной или уголовной ответственности за невыполнение официального предостережения (предостережения); разрешение на проживание в ином учреждении (помещении) при решении вопроса о выдворении под поручительство других лиц или под обязательство самого выдворяемого.
Для обеспечения охраны жизни и здоровья лиц в местах принудительного содержания законодательство, регламентирующее их правовое положение, считаем необходимым дополнить нормами следующего содержания:
«Лицо, находящееся в специальном учреждении принудительного содержания органов внутренних дел, имеющее тяжелое заболевание, причиняющее ему в условиях принудительной изоляции дополнительные моральные и физические страдания и включенное в перечень тяжелых заболеваний, утвержденный Правительством Российской Федерации, освобождается от дальнейшего отбывания наказания при условии применения в отношении него других форм процессуального пресечения (административного наказания) и несовершения им нового административного проступка.
Лицо, ранее освобождавшееся от административного ареста вследствие наличия тяжелого заболевания и совершившее новый умышленный административный проступок в течение одного года после предыдущего освобождения, не может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания».
Полагаем целесообразным в Федеральный
закон от 26 апреля 2013 года № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» включить норму об отсрочке отбывания ареста в связи с тяжелым заболеванием следующего содержания: «Лицу, отбывающему арест, суд может отсрочить до его выздоровления, но не более шести месяцев, реальное отбывание наказание в связи с тяжелой болезнью, требующей проведения оперативного лечения или получения иной высокотехнологической медицинской помощи.
Отсрочка отбывания ареста в связи с тяжелым заболеванием может быть предоставлена в случаях, если такое оперативное лечение не может быть проведено, а высокотехнологическая медицинская помощь не может быть оказана в условиях принудительной изоляции.
Отсрочка отбывания ареста в связи с тяжелым заболеванием не может быть предоставлена, если необходимость оперативного лечения и получения высокотехнологичной медицинской помощи возникла вследствие умышленного причинения содержащемуся вред своему здоровью».
В указанных целях данный закон следует дополнить нормой, устанавливающей право лица, пребывающего в местах принудительного содержания, имеющего тяжелое заболевание, причиняющее ему в условиях принудительной изоляции дополнительные моральные и физические страдания и включенное в перечень тяжелых заболеваний, утвержденный Правительством Российской Федерации, обратиться в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания наказания, административного содержания под стражей. Такое ходатайство должно подаваться через администрацию места принудительного содержания, одновременно с ним в суд направляются заключение медицинской комиссии или учреждения медико-социальной экспертизы, личное дело арестованного.
Исполнение решения суда об отсрочке исполнения административного ареста может быть возложено на уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства арестованного, в которую направляется копия такого решения, отдельные контрольные функции могут быть возложены на уголовно - исполнительные инспекции по месту нахождения медицинского учреждения, где осуществляется оперативное лечение лица и (или) оказание ему высокотехнологической медицинской помощи. При получении решения суда об отсрочке отбывания ареста администрация органа внутренних дел освобождает содержащегося, у которого берется подписка о явке в уголовно-исполнитель-
ную инспекцию по его месту жительства на следующий день после прибытия.
В день освобождения лица из-под ареста в уголовно-исполнительную инспекцию по его месту жительства направляется копия решения суда об отсрочке отбывания с указанием даты освобождения. После получения решения суда и прибытия лица уголовно-исполнительная инспекция ставит данное лицо на учет и в дальнейшем осуществляет контроль за его поведением, проведением оперативного лечения и (или) оказанием высокотехнологической медицинской помощи. При постановке лица на учет в течение трех суток в орган внутренних дел направляется подтверждение по месту освобождения указанного лица.
Одной из гарантий исполнения отсрочки исполнения административного ареста является возложение на лицо, в отношении которого она применена, обязанностей:
- своевременно встать на учет в уголовно-исполнительную инспекцию с момента прибытия к месту жительства или месту оперативного лечения или оказания высокотехнологической помощи;
- прибыть в установленный срок в медицинское учреждение для проведения оперативного лечения и (или) оказания высокотехнологической медицинской помощи;
- в трехдневный срок уведомить уголовно-исполнительную инспекцию о своем месте пребывания и медицинском учреждении, где проводится оперативное лечение и (или) оказание высокотехнологической медицинской помощи, а также об изменении места пребывания и медицинского учреждения;
- в трехдневный срок письменно уведомить уголовно-исполнительную инспекцию об отказе от оперативного лечения и (или) получения высокотехнологической медицинской помощи с обоснованием причин такого отказа;
- после оперативного лечения и (или) оказания высокотехнологической медицинской помощи и выздоровления прибыть в уголов-
Литература
1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голос. 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 26.01.2009. № 4. Ст. 445.
2. О содержании под стражей подозревае-
но-исполнительную инспекцию для решения вопроса об исполнении решения суда или реального отбывания наказания;
- не предпринимать мер по уклонению от контроля уголовно-исполнительной инспекции.
Порядок осуществления контроля должен определятся нормативными правовыми актами Минюста России и ФСИН России по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
В случае если освобожденное от ареста лицо отказалось от оперативного лечения и (или) оказания ему высокотехнологической медицинской помощи или продолжает после объявленного предупреждения уклонятся от их получения, уголовно-исполнительная инспекция вносит в суд представления об отмене отсрочки исполнения ареста суда или отсрочки от реального его отбывания и о направлении лица для отбывания ареста. К представлению прилагается копия решения суда об отсрочке отбывания ареста.
Сопоставление правового положения лиц, находящихся в различных местах принудительного содержания, позволяет сделать вывод о том, что принципиальной разницы в нем нет. Это обусловливается в том числе и тем, что особенности правового положения в ряде случаев регламентируются одними и теми же нормативными правовыми актами [9]. Таким образом, предложенные меры по совершенствованию норм, гарантирующих реализацию прав и законных интересов, в той или иной интерпретации применимы и к изоляторам временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, и к местам отбывания административного ареста, и к местам принудительного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, и к центрам временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.
Bibliography
1. The Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote December 12. 1993 (taking into account the amendments introduced by laws of the Russian Federation of 30 December. 2008 № 6-FKL dated 30 December 2008 № 7-FKL) // Collected legislation of the Russian Federation. 26.01.2009. № 4. Ar. 445.
2. On detention of suspects and accused of
мых и обвиняемых в совершении преступлений: Федер. закон Рос. Федерации от 15 июля 1995 г. № 103-Ф3. URL: http://consultant.ru
3. Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел: приказ МВД России от 22.11.2005 № 950 (в ред. от 18.10.2012). URL: http://consultant.ru
4. О порядке отбывания административного ареста: Федер. закон Рос. Федерации от 26 апр. 2013 г. № 67-ФЗ. URL: http://consultant.ru
5. Об утверждении Правил содержания (пребывания) в специальных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмис-сии: постановление Правительства Рос. Федерации от 30 дек. 2013 г. № 1306. URL: http:// pravo.gov.ru
6. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. URL: http://consultant.ru
7. Гришко А. Я. Реализация гражданских прав осужденных: история, состояние, обеспечение // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2007. № 2.
8. Оводкова Л. С. Деятельность прокуратуры и уполномоченного по правам человека по обеспечению прав и законных интересов лиц в местах принудительного содержания: дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2015.
9. О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов Федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации, на мирное время: постановление Правительства Рос. Федерации от 11 апр. 2005 г. № 205. URL: http://consultant.ru
crimes: Federal Law of the Russian Federation of 15 July 1995 № 103-FL. URL: http://consultant.ru
3. Approving the internal Regulations of temporary detention centers of suspects and accused persons of internal Affairs bodies: order the Ministry of internal Affairs dated 22.11.2005 № 950 (as amended on 18.10.2012). URL: http://consultant.ru
4. On the procedure of serving administrative arrest: the Federal Law of the Russian Federation of 26 April 2013 № 67-FL. URL: http://consultant.ru 5. About approval of Rules of content (stay) in special institutions of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation or its territorial body, the foreign citizens and stateless persons subject to administrative expulsion outside the Russian Federation in the form of compulsory expulsion from the Russian Federation, deportation or readmission: decision of the Government of the Russian Federation of 30 December 2013 № 1306. URL: http:// pravo.gov.ru
6. On legal status of foreign citizens in the Russian Federation: Federal Law of the Russian Federation of 25 July 2002 № 115-FL. URL: http:// consultant.ru
7. Grishko A. Ya. The implementation of the civil rights of convicts: history, status, ensuring // Penal system: Law, Economics, Management. 2007. № 2.
8. Ovodkova L. C. Office of the Commissioner for human rights to ensure the rights and legitimate interests of persons in places of detention: dis. ... PhD in Law. Ryazan, 2015.
9. About the minimum norms of nutrition and material and social security of convicted persons to imprisonment, and also about norms of food and material and household providing suspects and accused of committing offences and held in remand centres of the Federal service of execution of punishments, the temporary detention centers of suspects and accused persons of the internal Affairs bodies of the Russian Federation and boundary bodies of Federal security service of persons subjected to administrative arrest, detained persons in the territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation on a peace time: resolution of the Government of the Russian Federation of11 April 2005. № 205. URL: http://consultant.ru