Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ РЕЖИМА ОСОБОГО ПОЛОЖЕНИЯ (РЕЖИМА ОСОБЫХ УСЛОВИЙ) В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА'

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ РЕЖИМА ОСОБОГО ПОЛОЖЕНИЯ (РЕЖИМА ОСОБЫХ УСЛОВИЙ) В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
режим особого положения / режим особых условий / чрезвычайное положение / военное положение / правовые ограничения / позитивные обязательства / special regime / special conditions regime / state of emergency / martial law / legal restrictions / positive obligations

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шабанов Вячеслав Борисович

В статье проводится сравнительно-правовой анализ режима особого положения в Республике Беларусь и режима особых условий в Российской Федерации, исследуются основания их введения и правовые последствия. Анализируются нормы Модельного уголовно-исполнительного кодекса, Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Сравнительно-правовой анализ указывает на наличие рассматриваемого правового режима во всех без исключения кодексах, регулирующих исполнение уголовных наказаний. Правовые границы применения режима особых условий динамично развиваются, постепенно возникают новые обстоятельства его применения, обусловленные не только криминогенными условиями, но и природными и антропогенными признаками. Актуализируется внесение некоторых изменений в ст. 76 УИК Республики Беларусь и ст. 85 УИК Российской Федерации. Приводятся суждения, что режим особых условий – это совокупность правовых средств и способов, применение которых обусловлено характером возникшей чрезвычайной ситуации и направлено на восстановление порядка исполнения и условий отбывания уголовных наказаний в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Режим особого положения (режим особых условий) выступает своеобразным инструментом для введения правовых ограничений и возложения позитивных обязываний в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шабанов Вячеслав Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF THE SPECIAL REGIME (REGIME OF SPECIAL CONDITIONS) IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS OF THE UNION STATE

The article provides a comparative legal analysis of the special regime in the Republic of Belarus and the regime of special conditions in correctional institutions of the Russian Federation, examines the grounds for its introduction and legal consequences. The norms of the Model Penal Code, the Penal Code of the Belarus Republic and the Penal Code of the Russian Federation are analyzed. Comparative legal analysis indicates the presence of the legal regime in question in all codes regulating the execution of criminal penalties without exception. The legal boundaries of application of the regimes under consideration are dynamically developing, new circumstances of its application are gradually emerging, due not only to criminogenic conditions, but also to natural and anthropogenic characteristics. Some changes are being updated to Article 76 of the Criminal Code of the Republic of Belarus and Article 85 of the Criminal Code of the Russian Federation. It is argued that the regime of special conditions is a set of legal means and methods, the use of which is determined by the nature of the emergency situations that have arisen, aimed at restoring the procedure for executing and serving criminal sentences in institutions of the penal system. This regime acts as a unique tool for introducing legal restrictions and imposing positive obligations in correctional institutions of the penal system.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ РЕЖИМА ОСОБОГО ПОЛОЖЕНИЯ (РЕЖИМА ОСОБЫХ УСЛОВИЙ) В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА»

ЮРИАИЧЕСКИЕ НАУКИ

DOI 10.37523/SUI.2023.55.4.011 УДК 343.8

Шабанов Вячеслав Борисович Vyacheslav B. Shabanov

доктор юридических наук, профессор, Doctor of Law, Professor,

заведующий кафедрой криминалистики, Head of the Criminology Department,

Белорусский государственный университет, Belarus State University,

220030, Республика Беларусь, г. Минск, пр. Независимости, 4, 4, Nezavisimosti Ave., Minsk, Belarus Republic, 220030, e-mail: bsu@bsu.by e-mail: bsu@bsu.by

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ РЕЖИМА ОСОБОГО ПОЛОЖЕНИЯ (РЕЖИМА ОСОБЫХ

УСЛОВИЙ) В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

Аннотация. В статье проводится сравнительно-правовой анализ режима особого положения в Республике Беларусь и режима особых условий в Российской Федерации, исследуются основания их введения и правовые последствия. Анализируются нормы Модельного уголовно-исполнительного кодекса, Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Сравнительно-правовой анализ указывает на наличие рассматриваемого правового режима во всех без исключения кодексах, регулирующих исполнение уголовных наказаний. Правовые границы применения режима особых условий динамично развиваются, постепенно возникают новые обстоятельства его применения, обусловленные не только криминогенными условиями, но и природными и антропогенными признаками. Актуализируется внесение некоторых изменений в ст. 76 УИК Республики Беларусь и ст. 85 УИК Российской Федерации. Приводятся суждения, что режим особых условий - это совокупность правовых средств и способов, применение которых обусловлено характером возникшей чрезвычайной ситуации и направлено на восстановление порядка исполнения и условий отбывания уголовных наказаний в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Режим особого положения (режим особых условий) выступает своеобразным инструментом для введения правовых ограничений и возложения позитивных обязываний в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: режим особого положения, режим особых условий, чрезвычайное положение, военное положение, правовые ограничения, позитивные обязательства.

COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF THE SPECIAL REGIME (REGIME OF SPECIAL CONDITIONS) IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS OF THE UNION STATE

Summary. The article provides a comparative legal analysis of the special regime in the Republic of Belarus and the regime of special conditions in correctional institutions of the Russian Federation, examines the grounds for its introduction and legal consequences. The norms of the Model Penal Code, the Penal Code of the Belarus Republic and the Penal Code of the Russian Federation are analyzed. Comparative legal analysis indicates the presence of the legal regime in question in all codes regulating the execution of criminal penalties without exception. The legal boundaries of application of the regimes under consideration are dynamically developing, new circumstances of its application are gradually emerging, due not only to criminogenic conditions, but also to natural and anthropogenic characteristics. Some changes are being updated to Article 76 of the Criminal Code of the Republic of Belarus and Article 85 of the Criminal Code of the Russian Federation. It is argued that the regime of special conditions is a set of legal means and methods, the use of which is determined by the nature of the emergency situations that have arisen, aimed at restoring the procedure for executing and serving criminal sentences in institutions of the penal system. This regime acts as a unique tool for introducing legal restrictions and imposing positive obligations in correctional institutions of the penal system.

Keywords: special regime, special conditions regime, state of emergency, martial law, legal restrictions, positive obligations.

Союзное государство, созданное Российской Федерацией и Республикой Беларусь, существует уже не одно десятилетие. Одной из целей его образования в соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 2 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства» (далее - Договор) является формирование единой правовой системы демократического государства. Вместе с тем унификация, а затем и единое законодательство предполагалась исключительно в рамках, регулирующих хозяйственную деятельность, гражданское и налоговое законодательство.

© 2023 Шабанов В. Б.

В связи с этим представляется необходимым определения сходств, различий и эффективности правового регулирования и практики применения особого правового режима уголовно-исполнительного законодательства Союзного государства.

Правовой основой рассматриваемых правоотношений являются как национальное законодательство, регулирующее исполнение уголовных наказаний, так и международные акты, имеющие рекомендательный характер. Напомним, что в рамках реализации договора о правовом сотрудничестве между государствами-участниками Содружества Независимых Государств (далее -СНГ) уполномоченными органами принят ряд соглашений, направленных на дальнейшую гармонизацию уголовного и уголовно-исполнительного законодательства:

1. Модельный уголовный кодекс принят на седьмом пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ (постановление № 7-5 от 17 февраля 1996 г.).

2. Модельный уголовно-исполнительный кодекс. Рекомендательный законодательный акт для СНГ, принят постановлением Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ 2 ноября 1996 г. (далее - Модель УИК).

3. Положение о Совете министров юстиции государств - участников Содружества Независимых Государств, утверждено решением Совета глав государств Содружества о Совете министров юстиции государств - участников СНГ 2 августа 2006 г.

4. Соглашение о сотрудничестве министерств юстиции государств - участников СНГ, принято Республикой Армения, Республикой Беларусь, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией 23 сентября 2011 г.

Формирование национального законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний Союзного государства основывается на Модельном уголовно-исполнительном кодексе. Статья 81 данного кодекса закрепляет особый правовой режим, применяемый в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

По мнению Ю. А. Кашубы и А. Ю. Алексеева, режим особых условий - это специальный порядок регулятивного воздействия, предусматривающий возможность своевременного реагирования на отклонения в организационной, экономической и социальной ситуации, вносящий определенные корректировки в ординарное правовое регулирование уголовно-исполнительных правоотношений [1, с. 310]. Другой автор - А. С. Кучерук - предлагает рассматривать режим особых условий как «целенаправленные четкие, конкретные действия всех органов ветвей власти, представляющий собой единый комплекс организационных и правовых мер, направленных на урегулирование и стабилизацию обстановки в местах лишения свободы в случаях, определенных действующим уголовно-исполнительным законодательством, а именно стихийного бедствия, введения в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного или военного положения, а также при групповых неповиновениях осужденных в исправительном учреждении» [2, с. 67].

Мы разделяем позицию указанных авторов, что режим особых условий - это совокупность правовых средств и способов, применение которых обусловлено характером возникшей чрезвычайной ситуации, направленных на восстановление порядка исполнения и отбывания уголовных наказаний в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Нами было проведено исследование путем сопоставления специальных признаков режима особых условий. Анализ кодифицированного законодательства рассматриваемых государств показал, что режим особых условий является типичным правовым явлением. Нормативное сравнение, помимо общих, выявило наличие в каждом кодексе особенных признаков.

Первыми основаниями введения режима особых условий в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации являются равные по юридической силе нормативные правовые акты, регулирующие порядок введения чрезвычайного или военного положения. Важно отметить, что подобные основания отсутствуют в тексте нормы введения режима особого положения в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Республики Беларусь. По нашему мнению, практика применения особых правовых режимов чрезвычайного или военного положения в Республике Беларусь создаст предпосылки по включению в ст. 76 УИК РБ рассматриваемых оснований. Данное утверждение базируется на предполагаемых правовых ограничениях, которые могут вводиться в случае применения на всей территории или ее отдельных местностях чрезвычайного или военного положения. В соответствии со ст. 11 Закона Республики Беларусь от 24 июня 2002 г. № 117-З «О чрезвычайном положении» и Главы III Закона Республики Беларусь от 13 января 2003 г. № 185-З «О военном положении»

ЮРИАИЧЕСКИЕ НАУКИ

в случаях их введения могут быть приостановлены полномочия государственных органов, государственных организаций, введены правовые ограничения. В исключительных случаях осуществляется привлечение трудоспособного населения к предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Таким образом, оценивая юридическую сущность оснований введения режима особых условий, отметим бланкетную норму права, регулирующую смежные правоотношения по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, представляющуюся удачной классификацию оснований введения режима особых условий, предложенную А. Ю. Алексеевым [3, с. 53]. Помимо приведенных условий, регламентированных нормативными правовыми актами, обладающими высшей юридической силой, автор предлагает относить к ним любые особые правовые режимы, порядок и условия которых изложены в национальном законодательстве.

Новая редакция ст. 85 УИК РФ содержит ряд кардинальных отличий, существенно расширяющих границы ее правового применения. Так законодатель Российской Федерации попытался установить, какие конкретные случаи могут являться исключительными обстоятельствами для введения режима особых условий. Данное изменение продиктовано событиями 2019 г., когда возникла угроза распространения новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19) и в учреждениях ряда территориальных органов ФСИН России был введен режим особых условий [4]. Основания введения режима особых условий, так детально представленные в УИК РФ, появились сравнительно недавно и обусловлены проблемами правоприменительной практики. Примечательно, что Модельный УИК и УИК РФ объединяет данные случаи термином «стихийные бедствия», что, по нашему мнению, затрудняет реальное использование правовой нормы.

Режим особых условий является своеобразным инструментом для введения правовых ограничений и возложения позитивных обязываний в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Вместе с тем, такие особые правовые режимы, как режим чрезвычайной ситуации, карантина и режим повышенной готовности, не предусматривают применение в отношении граждан каких-либо правовых ограничений, предписывая им исполнение позитивных обязываний.

Следующим особенным признаком введения режима особых условий в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации является захват заложников. Очевидно, что это преступление создает угрозу причинения вреда личности, обществу и государству, поэтому внесение рассматриваемого основания в статью практически не вызывает сомнения. Термины «массовые беспорядки» и «групповые неповиновения», используемые в УИК РФ, сформулированы в УИК РБ как групповой отказ осужденных от работы, приема пищи, иные неповиновения, а равно групповые действия, грубо нарушающие внутренний распорядок. Как видим, в Уголовно-исполнительном кодексе Республики Беларусь более конкретно обозначены случаи групповых неповиновений, что, по нашему мнению, позволяет избежать необоснованного применения режима особого положения. Кроме общих признаков, проанализированных нами, ст. 85 УИК РФ содержит новеллу, которая в современной геополитической обстановке, несомненно, актуализируется - реальная угроза вооруженного нападения на исправительное учреждение. Данное основание введения режима особых условий, на наш взгляд, содержит материальный признак, причиняющий вред личности, обществу и государству: возможен значительный ущерб материальным ценностям, причинение вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, что в дальнейшем, позволит маргинальным элементам вступить в ряды незаконных вооруженных формирований. Вместе с тем подобные риски возможны не только в отношении лиц, отбывающих лишение свободы, но и другие виды наказаний. Таким образом, в рассматриваемом случае реализуется превентивная роль режима особых условий.

Важным аспектом введения режима особых условий являются правовые последствия, вносящие определенные корректировки в правовое положение осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Необходимо отметить, что в УИК РБ предусмотрено прямое изложение ограничений осужденных в праве на отправку и получение писем, посылок, бандеролей, передач, свиданий, запрет на посещение представителями общественных и религиозных организаций и т. д.. В УИК РФ, несмотря на введение новых оснований введения режима особых условий, таких как режим повышенной готовности, режим чрезвычайной

ситуации и тем более карантин, не предусматривается введение ряда правовых ограничений (запрет на посещение представителями религиозных и общественных организаций). Вместе с тем практика применения режима особых условий в период распространения новой коронавирусной инфекции показала высокую эффективность подобных ограничений в борьбе с его распространением.

Сравнительно-правовой анализ позволяет определить лучшие практики введения режима особого положения в исправительном учреждении Союзного государства. Уголовно-исполнительные кодексы содержат основные положения, регламентирующие порядок его введения, но отличаются их случаи и правовые последствия. Наиболее удачно, по нашему мнению, основания введения режима особых условий сформулированы в УИК РФ, которые более четко отражают проблемы и вызовы современности. В целях создания эффективной системы исполнения уголовных наказаний в чрезвычайных ситуациях представляется возможным внести изменения в ст. 76 УИК РБ, с введением в нее режимов чрезвычайного и военного положения. Кроме того, представляется целесообразным предусмотреть в случае введения режима особых условий по основаниям (режим повышенной готовности, режим чрезвычайной ситуации, карантин), запрет на посещение представителями общественных и религиозных организаций исправительных учреждений Российской Федерации.

Библиографический список

1. Алексеев А. Ю., Кашуба Ю. А. Юридическая сущность режима особых условий // Уголовно-исполнительное право. 2021. Т. 16 (1-4). № 3. С. 306-311.

2. Кучерук А. С. Организационно-правовые основы режима особых условий в исправительных учреждениях в период чрезвычайного или военного положения: дис. ... канд. юрид. наук. Донецк, 2022. 240 с.

3. Алексеев А. Ю. Классификация оснований введения режима особых условий в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. 2023. С. 49-57.

4. Директор ФСИН России Александр Калашников выступил с докладом в ходе Петербургского международного юридического форума, проходившего в онлайн-режиме [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФСИН России. URL: https://fsin.gov.ru/news/ index.php?ELEMENT_ID=504584 (дата обращения: 25.08.2023).

References

1. Alekseev A. Yu., Kashuba Yu. A. Yuridicheskaya sushchnost' rezhima osobyh uslovij [The legal essence of the regime of special conditions]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo [Penal enforcement law], 2021, vol. 16 (1-4), no. 3, pp. 306-311 [in Russian].

2. Kucheruk A. S. Organizacionno-pravovye osnovy rezhima osobyh uslovij v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah v period chrezvychajnogo ili voennogo polozheniya. Diss. kand. yurid. nauk [Organizational and legal bases of the regime of special conditions in correctional institutions during a state of emergency or martial law. Candidate's of Law thesis]. Doneck, 2022, 240 p. [in Russian].

3. Alekseev A. Yu. Klassifikaciya osnovanij vvedeniya rezhima osobyh uslovij v uchrezhdeniyah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Classification of the grounds for the introduction of a regime of special conditions in institutions of the penal system]. VestnikDal'nevostochnogo Yuridicheskogo InstitutaMVD Rossii [Bulletin of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation], 2023, pp. 49-57 [in Russian].

4. Direktor FSIN Rossii Aleksandr Kalashnikov vystupil s dokladom v hode peterburgskogo mezhdunarodnogo yuridicheskogo foruma, prohodivshego v onlajn-rezhime [Director of the Federal Penitentiary Service of Russia Alexander Kalashnikov made a report during the St. Petersburg International Legal Forum, held online]. Oficial'nyj sajt FSIN Rossii [Official website of the Federal Penitentiary Service of Russia]. URL: https://fsin.gov.ru/news/index.php?ELEMENT_ID=504584 (Accessed: 25.08.2023) [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.