DOI 10.24411/2076-1503-2020-10975 ПАНОВА Анжела Александровна,
УДК 347 736 6 студентка Института
заочного и открытого образования направленности подготовки
«Юрист для частного бизнеса и власти» ФГОБУ ВО «(Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»;
e-mail: [email protected]
Научный руководитель: ПОПОВА Анна Владиславовна,
доктор юридических наук, доцент, профессор Департамента международного и публичного права Юридического факультета ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», e-mail: [email protected]
СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОГО СТАТУСА
ФЕДЕРАЛЬНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ
АМЕРИКИ В РАМКАХ THE BANKRUPTCY CODE (1978) И ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)» (2002)
Аннотация. Цель любого современного государства состоит в обеспечении стабильности экономического оборота и эффективной защиты прав и интересов его участников. Несостоятельность (банкротство) предполагает эффективность стабильности экономики и защиты прав и интересов граждан государства. В настоящей статье автор на основе анализа законодательства Соединенных Штатов Америки и законодательства Российской Федерации осуществляет сравнительный анализ процедуры банкротства физических лиц и полномочия финансовых управляющих в России и федеральных управляющих в США.
Ключевые слова: несостоятельность (банкротство), федеральный управляющий, финансовый управляющий, Кодекс законов о банкротстве, суды по делам о банкротстве, арбитражный суд.
PANOVA Angela Alexandrovna,
student of the institute extramural and open education by focus "Lawyer for private business and government", Financial University under the Government of the Russian Federation
Scientific adviser: POPOVA Anna Vladislavovna,
Doctor of Law, Associate Professor, Professor at the Department of International and Public Law Faculty of Law Financial University under the Government of the Russian Federation
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF THE LEGAL STATUS OF THE FEDERAL MANAGER OF THE UNITED STATES OF AMERICA UNDER THE BANKRUPTCY CODE (1978) AND THE FINANCIAL MANAGER OF THE RUSSIAN FEDERATION UNDER THE FEDERAL LAW "ON INSOLVENCY (BANKRUPTCY) "(2002)
Annotation. The goal of any modern state is to ensure the stability of economic turnover and effective protection of the rights and interests of its participants. Insolvency (bankruptcy) implies the effectiveness of economic stability and protection of the rights and interests of citizens of the state. In this article, the author, based on an analysis of the legislation of the United States of America and the legislation of the Russian Federation, carries out a comparative analysis of bankruptcy procedures for individuals and the powers of financial managers in Russia and federal managers in the United States.
Key words: insolvency (bankruptcy): federal manager, financial manager, bankruptcy code, bankruptcy courts, arbitration court.
Процедура банкротства в Российской Федерации появилась в 2002 г., при том условии, что банкротство в Соединенных Штатах Америки, как рыночный инструмент, начало развиваться еще в начале XIX в. Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом или наступившая в результате завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей [2].
В Соединенных Штатах Америки первый Закон о банкротстве, иногда называемый «Закон Нельсона»1, вступил в силу в 1898 г. Действующий Кодекс законов о банкротстве США (The Bankruptcy Code [24]) начали рассматривать в 1978 г. в соответствии с гл. 101 Закона о реформе банкротства 1978 г., вступил в силу 1 октября 1979 г.
В Кодексе законов о банкротстве представлены три основные главы, регулирующие процедуру банкротства в целом.
1. Глава 7. Ликвидация (разд. с 701 по 784) -самая распространенная процедура банкротства в США, в которой активы должника распродаются Федеральным управляющим, а вырученные средства распределяются между его кредиторами.
2. Глава 9. Реорганизация долгов муниципалитета (разд. 901 - 946) - наиболее известные дела о банкротстве формой реорганизации муниципалитета в США - банкротство округа Ориндж, штат Калифорния (с 1994 по 1996
г.)2, банкротство города Детройт, штат Мичиган в 2013 г.3 3. Главы 11, 12, 13. Реорганизация физических и юридических лиц (разд. с 1101 по 1330) -данная форма банкротства представляет собой более сложную реорганизацию, нежели реорганизация муниципалитета. Реорганизация физических и юридических лиц включает в себя дозволение должнику сохранить часть или всё свое имущество и использовать свои будущие доходы для выплаты долгов кредиторам. Потребители подают документы по гл. 7 и 13. Глава 12 аналогична гл. 13, но доступна только для «семейных фермеров» и «семейных рыбаков».
Кроме того, в 2005 г. в Закон о предотвращении злоупотреблений в банкротстве и защите потребителей добавлена гл. 15 - «Трансграничная несостоятельность». Данная глава заменила ст. 304 Кодекса законов о банкротстве, но продолжает рассмотрение, как составляющая процедуры банкротства иностранных компаний с долгами США. Дела о банкротстве в Соединенных Штатах Америки разделяют на добровольные и недобровольные. Дела о добровольном банкротстве, составляющие подавляющее большинство дел, включают в себя обращение самих должников в суд о признании их несостоятельными (банкротами). Разница в недобровольном (принудитель-
1 Закон о создании единой системы банкротства на всей территории США https://www.loc.gov/ law/help/statutes-at-large/55th-congress/session-2/ c55s2ch541.pdf (дата обращения: 15.11.2020).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
2 Округ Ориндж, Калифорния URL: http:// ru.knowledgr.com/00030744/%D0%9E%D0%BA%D1%80 %D1%83%D0%B3%D0%9E%D1%80%D0%B8%D0%BD %D0%B4%D0%B6%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%B8 %D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 15.11.2020).
3 Детройт: крупнейшее банкротство в США URL: https://www.bbc.com/russian/
intemational/2013/07/130718_detroit_bankmptey (дата обращения: 15.11.2020).
ном) банкротстве - заявление подают не сами должники, а кредиторы.
В США дела о банкротстве регулируются на региональном уровне законодательством каждого штата. Суды по делам о банкротстве осуществляют надзор, контроль и судебное производство в процедуре банкротства. «Банкротная» судебная система создана в соответствии со ст. 1 Конституции США [12], образована решением Конгресса США в 1978 г., функционировать начала с 1 апреля 1984 г. Полномочия судов регулируются Положением о суде по банкротству и его компетенции (The Bankruptcy Court and jurisdiction).
Суды по делам о банкротстве (United States bankruptcy courts) имеют право назначать для координации делами должника и обеспечения интересов кредиторов - Федерального управляющего (U.S. Trustee). Генеральный прокурор США назначает Федерального управляющего для каждого региона сроком на 5 лет.
Федеральный управляющий, утверждаемый на должность, должен соответствовать требованиям, установленным Кодексом законов о банкротстве (The Bankruptcy Code).
В обязанности Федерального управляющего входит:
• обеспечение соблюдения законодательства о банкротстве;
• осуществление надзора за исполнением процедуры банкротства;
• назначение частных управляющих конкурсной массой;
• обеспечение своевременного управления конкурсной массой;
• назначение комитетов кредиторов и созыв собрания кредиторов;
• создание объединения частных управляющих;
• обеспечение деятельности частных управляющих;
• осуществление надзора за объединением частных управляющих;
• назначение временного управляющего, исполняющего функции до избрания кредиторами постоянного управляющего.
У федеральных управляющих существуют региональные офисы, соответствующие федеральным судебным округам и контролируемые Исполнительным офисом Доверительных управляющих в Вашингтоне, округ Колумбия, входящим в состав Министерства юстиции США. Полномочия Исполнительного офиса распространяются на все штаты, за исключением Алабамы и Северной Каролины. Дела о банкротстве в этих двух штатах рассматривают администраторы конкурсной массы, подсудные «Банкротным судам», а не Министерству юстиции США.
Федеральный управляющий США (U.S. Trustee), являющийся должностным лицом Министерства юстиции США, назначаемый Генеральным прокурором, несет ответственность и осуществляет административный надзор за коллегией, частными доверенными лицами по процедуре банкротства в соответствии с гл. 7 Кодекса законов о банкротстве. Согласно разд. 7 Кодекса Федеральный управляющий «может выступать и может быть выслушан по любому вопросу, в любом деле или судебном разбирательстве» в процедуре банкротства, за исключением подачи плана реорганизации в деле по гл. 11 Кодекса законов о банкротстве. Значительную роль Федеральный управляющий осуществляет в процедуре банкротства по гл. 13 Кодекса, он либо сам проводит реструктуризацию долгов, либо контролирует ее проведение.
В Российской Федерации процедура банкротства физических лиц регламентируется Федеральным законом от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О несостоятельности (банкротстве)»1 и иными нормативно-правовыми актами.
Настоящий Федеральный закон в соответствии с ГК РФ [4] устанавливает:
порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства);
основания признания должника несостоятельным (банкротом) или объявления должником о своей несостоятельности (банкротстве);
проведение внешнего управления и конкурсного производства;
иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
В России процедуру банкротства рассматривает арбитражный суд по месту нахождения должника. Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику (физическому лицу) не менее чем 500 тыс. руб. и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Процедура банкротства физического лица может рассматриваться в двух вариантах: реструктуризация долгов и реализация имущества, также имеет место заключение мирового соглашения. Контроль (надзор) за деятельностью арбитражных управляющих осуществляется органом по контролю (надзору) в порядке, установленном регулирующим органом [2] .
В Российской Федерации участие финансового управляющего в деле о банкротстве гражданина является обязательным. Финансовый управ-
1 См.: СПС «КонсультантПлюс».
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
ляющий, утверждаемый арбитражным судом в деле о банкротстве гражданина, должен соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом о банкротстве к арбитражному управляющему в целях утверждения его в деле о банкротстве гражданина.
Финансовый управляющий имеет право: подавать в арбитражный суд от имени гражданина заявления о признании сделок - недействительными; заявлять возражения относительно требований кредиторов; участвовать в ходе процедуры реструктуризации долгов в качестве третьего лица; получать информацию об имуществе гражданина, а также о счетах и вкладах (депозитах) гражданина, в т.ч. по банковским картам от органов государственной власти, органов местного самоуправления; требовать от гражданина информацию о его деятельности по исполнению плана реструктуризации долгов гражданина; созывать собрание кредиторов для решения вопроса о предварительном согласовании сделок и решений гражданина; обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии мер по обеспечению сохранности имущества гражданина, а также об отмене таких мер; заявлять отказ от исполнения сделок гражданина; получать информацию из бюро кредитных историй и Центрального каталога кредитных историй; привлекать других лиц в целях обеспечения осуществления своих полномочий только на основании определения арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве гражданина, на договорной основе и др.
В обязанности финансового управляющего входят: принятие мер по выявлению имущества гражданина и обеспечение сохранности этого имущества; проведение анализа финансового состояния гражданина; выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства; ведение реестра требований кредиторов; уведомление кредиторов о проведении собраний кредиторов; созыв и (или) проведение собрания кредиторов для рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции собрания кредиторов; уведомление кредиторов, а также кредитных организаций, в которых у гражданина-должника имеются банковский счет и (или) банковский вклад, включая счета по банковским картам, и иных дебиторов должника о введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина; рассмотрение отчетов о ходе выполнения плана реструктуризации долгов гражданина; осуществление контроля за ходом выполнения плана реструктуризации долгов гражданина; осуществление контроля за своевременным исполнением гражданином текущих требований кредиторов и др.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
Гражданин обязан предоставлять финансовому управляющему по его требованию любые сведения о составе своего имущества, месте нахождения этого имущества, составе своих обязательств, кредиторах и иные имеющие отношение к делу о банкротстве гражданина сведения. Финансовый управляющий может быть освобожден или отстранен арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве гражданина, в случаях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом о банкротстве. В случае освобождения или отстранения финансового управляющего арбитражный суд утверждает нового финансового управляющего в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
После вынесения арбитражным судом определения о завершении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина полномочия финансового управляющего прекращаются.
Подводя итог, верным будет систематизировать сходства и различия самой процедуры банкротства и правового статуса управляющего в США и Российской Федерации. Схожими чертами являются: право на подачу заявления о несостоятельности (банкротстве) имеет должник или кредиторы; на законодательном уровне зафиксирован перечень имущества, на которое невозможно обратить взыскание; проведение процедуры реструктуризации долга находится под контролем управляющего.
Различия составляют: в Соединенных Штатах Америки дела о несостоятельности (банкротстве) рассматривают специальные суды по делам о банкротстве, в Российской Федерации дела о банкротстве находятся в ведении арбитражного суда; в Российской Федерации регулирование процедуры банкротства происходит на федеральном уровне, в Соединенных Штатах Америки принимаются региональные нормативные акты; в Соединенных Штатах Америки перед процедурой банкротства проводится консультация у кредитного эксперта, в России такой порядок в процедуре банкротства не предусмотрен.
Как мы видим, процедура банкротства и сами обязанности управляющего в делах о банкротстве в Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки имеет как сходства, так и различия, притом, что в России Закон о банкротстве граждан достаточно «молодой» и находится на стадии становления. Для внесения каких-либо поправок в нормативные акты, с учетом сложившийся практики в будущем, идеальным будет использовать богатый опыт зарубежных государств.
^исок литературы:
[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http:// www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
[2] Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ (ред. 31.07.2020) «О несостоятельности (банкротстве)» // СЗ РФ. - 2002. - № 43. - Ст. 4190.
[3] Закон РФ от 26.06.1992 г. № 3132-1 (ред. от 31.07.2020) «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. -№ 30. - Ст. 1792.
[4] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
[5] Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 95-ФЗ (ред. от 08.06.2020) // СЗ РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3012.
[6] Заявление о миссии Программы попечип телей США. URL: https://www.justice.gov/ust/ strategic-plan-mission (дата обращения: 10.11.2020).
[7] Роберт Д. Краткое содержание главы 11 Кодекса США о банкротстве, включая дела с участием «малого бизнеса» и физических лиц [Электронный ресурс]. URL: https://www.m-logos.ru/img/ tezis_Miftahutdinov_161115.pdf (дата обращения: 10.11.2020).
[8] House Report No. 989, 95th Cong., 2d Sess. at 88 (reprinted in 1978 U.S. Code Congressional & Admin. News at 5787, 5963, 6049). URL: https:// www.congress.gov/ (дата обращения: 10.11.2020).
[9] Law Library of Congress URL: http://www. loc.gov/rr/askalib/ask-law.html (дата обращения: 12.11.2020).
[10] Legal Information Institute Cornell Law School open access to law since 1992. URL: https:// www.law.cornell.edu/uscode/text/28/581 (дата обрат щения: 12.11.2020).
[11] Legal Information Institute Cornell Law School open access to law since 1992. URL: https:// www.law.cornell.edu/uscode/text/28/1930 (дата обращения: 07.11.2020).
[12] Library Services University of Science and Technology of Southern Philippines. URL: http://ustp. edu.ph/library/ask_the_librarian.php (дата обращения: 12.11.2020).
[13] Proc bankruptcy/bankruptcy-basics/ process-bankruptcy-basics ess - Bankruptcy Basics. United States Courts. URL: https://www. uscourts.gov/services-forms/ (дата обращения: 02.11.2020).
[14] The United States Department of Justice. URL: https://www.justice.gov/ust/us-trustee-regions-and-offices (дата обращения: 14.11.2020).
[15] Thomson Reuters 3 Times Square New York, NY, 2020. URL: https://legal.thomsonreuters. com/en (дата обращения: 30.10.2020).
[16] Tighe v. Celebrity Home (In re Celebrity Home Entertainment, Inc.), 210 F.3d 995 (9th Cir. April 21, 2000). URL: https://case.law/
[17] US Duties; supervision by Attorney General. Code § 586. URL: https://www.law.cornell.edu/ uscode/text/28/586 (дата обращения: 30.10.2020).
[18] U.S. Code § 152. Appointment of bankruptcy judges. URL: https://www.law.cornell.edu/ (дата обращения: 15.11.2020).
[19] U.S. Code § 581. United States trustees. URL: https://www.law.cornell.edu/ (дата обращения: 15.11.2020).
[20] U.S. Code § 589a. United States Trustee System Fund. URL: https://www.law.cornell.edu/ (дата обращения: 15.11.2020).
[21] U.S. Department of Justice 950 Pennsylvania Avenue, NW Washington, DC 20530-0001. The United States Department of Justice. U.S. Trustee Program. URL: https://www. justice.gov/ust (дата обращения: 15.11.2020).
[22] U.S. Department of Justice 950 Pennsylvania Avenue, NW Washington, DC 20530-0001. The United States Department of Justice. U.S. Trustee Program. URL: https://www. justice.gov/ust (дата обращения: 15.11.2020). United States Bankruptcy Code2019 Edition © 20152019 Michigan Legal Publishing Ltd. URL: https:// www.usbankruptcycode.org/chapter-7-liquidation/ (дата обращения: 16.11.2020).
[23] United States Bankruptcy Code2019 Edition © 2015-2019 Michigan Legal Publishing Ltd. URL: https://www.usbankruptcycode.org/chapter-11-reorganization/ (дата обращения: 16.11.2020).
[24] United States Bankruptcy Michigan Legal Publishing Ltd, 2019. URL: https://www. usbankruptcycode.org/table-of-contents/ (дата обраy щения: 07.11.2020).
[25] United States Courts. URL: https://www. uscourts.gov/ (дата обращения: 17.11.2020).
[26] United States Courts. URL: https://www. uscourts.gov/services-forms/ (дата обращения: 10.11.2020).
[27] United States Courts. URL: https://www. uscourts.gov/services-forms/bankruptcy/trustees-and-administrators/administrative-expense-multipliers (дата обращения: 14.11.2020).
Spisok literatury:
[1] Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v khode
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
obshcherossiiskogo golosovaniya 01.07.2020) // Ofitsial'nyi internet-portal pravovoi informatsii http:// www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
[2] Federal'nyi zakon ot 26.10.2002 N 127-FZ (red. 31.07.2020) «O nesostoyatel'nosti (bankrotstve)» // SZ RF. - 2002. - N 43. - St. 4190.
[3] Zakon RF ot 26.06.1992 N 3132-1 (red. ot 31.07.2020) «O statuse sudei v Rossiiskoi Federatsii» // Vedomosti SND i VS RF. - 1992. - N 30. - St. 1792
[4] Grazhdanskii kodeks Rossiiskoi Federatsii (chast' pervaya) ot 30.11.1994 N 51-FZ (red. ot 31.07.2020) // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. - 1994. - N 32. - St. 3301.
[5] Arbitrazhnyi protsessual'nyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 24.07.2002 N 95-FZ (red. ot 08.06.2020) // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. - 2002. - N 30. - St. 3012.
[6] Zayavlenie o missii Programmy popechitelei SShA. URL: https://www.justice.gov/ust/strategic-plan-mission (data obrashcheniya: 10.11.2020)
[7] Robert D. Kratkoe soderzhanie glavy 11 Kodeksa SShA o bankrotstve, vklyuchaya dela s uchastiem «malogo biznesa» i fizicheskikh lits [Elektronnyi resurs] URL: https://www.m-logos.ru/ img/tezis_Miftahutdinov_161115.pdf (data obrashcheniya: 10.11.2020).
[8] House Report No. 989, 95th Cong., 2d Sess. at 88 (reprinted in 1978 U.S. Code Congressional & Admin. News at 5787, 5963, 6049). URL: https:// www.congress.gov/ (data obrashcheniya: 10.11.2020).
[9] Law Library of Congress. URL: http://www. loc.gov/rr/askalib/ask-law.html (data obrashcheniya: 12.11.2020).
[10] Legal Information Institute Cornell Law School open access to law since 1992. URL: https:// www.law.cornell.edu/uscode/text/28/581 (data obrashcheniya: 12.11.2020).
[11] Legal Information Institute Cornell Law School open access to law since 1992. URL: https:// www.law.cornell.edu/uscode/text/28/1930 (data obrashcheniya: 07.11.2020).
[12] Library Services University of Science and Technology of Southern Philippines http://ustp.edu. ph/library/ask_the_librarian.php (data obrashcheniya: 12.11.2020).
[13] Proc bankruptcy/bankruptcy-basics/ process-bankruptcy-basics ess - Bankruptcy Basics. United States Courts. URL:https://www. uscourts.gov/services-forms/ (data obrashcheniya: 02.11.2020).
[14] The United States Department of Justice. URL: https://www.justice.gov/ust/us-trustee-regions-and-offices (data obrashcheniya: 14.11.2020).
[15] Thomson Reuters 3 Times Square New York, NY, 2020. URL: https://legal.thomsonreuters. com/en (data obrashcheniya: 30.10.2020).
[16] Tighe v. Celebrity Home (In re Celebrity Home Entertainment, Inc.), 210 F.3d 995 (9th Cir. April 21, 2000) // https://case.law/
[17] US Duties; supervision by Attorney General. Code § 586. URL: https://www.law.cornell.edu/ uscode/text/28/586 (data obrashcheniya: 30.10.2020)
[18] U.S. Code § 152. Appointment of bankruptcy judges. URL: https://www.law.cornell.edu/ (data obrashcheniya: 15.11.2020).
[19] U.S. Code § 581. United States trustees. URL: https://www.law.cornell.edu/ (data obrashcheniya: 15.11.2020).
[20] U.S. Code § 589a. United States Trustee System Fund URL: https://www.law.cornell.edu/ (data obrashcheniya: 15.11.2020).
[21] U.S. Department of Justice 950 Pennsylvania Avenue, NW Washington, DC 20530-0001. The United States Department of Justice. U.S. Trustee Program. URL: https://www. justice.gov/ust (data obrashcheniya: 15.11.2020).
[22] U.S. Department of Justice 950 Pennsylvania Avenue, NW Washington, DC 20530-0001. The United States Department of Justice. U.S. Trustee Program. URL: https://www. justice.gov/ust (data obrashcheniya: 15.11.2020). United States Bankruptcy Code2019 Edition © 20152019 Michigan Legal Publishing Ltd. URL: https:// www.usbankruptcycode.org/chapter-7-liquidation/ (data obrashcheniya:16.11.2020).
[23] United States Bankruptcy Code2019 Edition © 2015-2019 Michigan Legal Publishing Ltd. URL: https://www.usbankruptcycode.org/chapter-11-reorganization/ (data obrashcheniya: 16.11.2020).
[24] United States Bankruptcy Michigan Legal Publishing Ltd, 2019. URL: https://www. usbankruptcycode.org/table-of-contents/ (data obrashcheniya: 07.11.2020).
[25] United States Courts. URL: https://www. uscourts.gov/ (data obrashcheniya: 17.11.2020).
[26] United States Courts. URL: https://www. uscourts.gov/services-forms/ (data obrashcheniya: 10.11.2020).
[[27] United States Courts. URL: https://www. uscourts.gov/services-forms/bankruptcy/trustees-and-administrators/administrative-expense-multipliers (data obrashcheniya: 14.11.2020).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020