Научная статья на тему 'ИНИЦИИРОВАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ'

ИНИЦИИРОВАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
515
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКРОТСТВО / НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНСТИТУТ БАНКРОТСТВА / ПРОЦЕДУРА БАНКРОТСТВА / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН / НАЛОГОВЫЙ ОРГАН / BANKRUPTCY / INSOLVENCY / BANKRUPTCY INSTITUTION / BANKRUPTCY PROCEDURE / COMPETENT AUTHORITIES / TAX AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бадеева Елена Александровна, Кидряева Алсу Ислямдиновна

Предмет и цель работы. Банкротство как неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по обязательствам является элементом как современных рыночных отношений между хозяйствующими субъектами, так и экономики любого государства в целом. Неплатежеспособность хозяйствующих субъектов говорит о проявлении кризисных явлений в экономике страны, и для сглаживания последствий от экономического кризиса необходимо на законодательном уровне улучшать процедуры и механизмы банкротства. В Российской Федерации уполномоченным органом по делам о банкротстве является Федеральная налоговая служба. Предметом исследования являются проблемные вопросы, возникающие в процессе отношений между государством в лице уполномоченного (налогового) органа и экономическими субъектами в условиях несостоятельности последних. Цель работы - выявление роли Федеральной налоговой службы в делах о банкротстве хозяйствующих субъектов в Российской Федерации и разработка предложения по внесению изменений в законодательство о несостоятельности для целей разрешения практических споров. Методы. В процессе исследования использовались методы обобщения, синтеза, логического и статистического анализа. Результаты и выводы. Изучено правовое положение налоговых органов в процедурах банкротства, проведен анализ положений зарубежного законодательства о банкротстве. Отдельные вопросы посвящены динамике банкротств хозяйствующих субъектов. На примере Пензенской области рассмотрена контрольная деятельность налоговых органов в деле и процедурах банкротства. На базе полученных результатов сформулированы рекомендации по совершенствованию отдельных положений отечественного законодательства о банкротстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бадеева Елена Александровна, Кидряева Алсу Ислямдиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INITIATION OF BANKRUPTCY PROCEEDINGS BY TAX AUTHORITIES

Subject and goals. Bankruptcy, as the debtor's inability to satisfy creditors' claims for obligations, is an element of both modern market relations between economic entities and the economy of any state as a whole. The insolvency of economic entities indicates the manifestation of crisis phenomena in the country's economy and to smooth out the consequences of the economic crisis, it is necessary to improve the procedures and mechanism of bankruptcy at the legislative level. In the Russian Federation, the Federal tax service is the authorized body for bankruptcy cases. The subject of the study is the problematic issues that arise in the process of relations between the state, represented by the authorized (tax) body, and economic entities in the conditions of insolvency of the latter. The purpose of the work is to identify the role of the Federal tax service in bankruptcy cases of business entities in the Russian Federation and develop proposals for amendments to the insolvency law for the purpose of resolving practical disputes. Methods. In the process of research, methods of generalization, synthesis, logical and statistical analysis were used. Results and conclusions. The legal status of tax authorities in bankruptcy procedures was studied, and the provisions of foreign bankruptcy legislation were analyzed. Separate questions are devoted to the dynamics of bankruptcy of economic entities. On the example of the Penza region, the control activity of tax authorities in the case and bankruptcy procedures is considered. Based on the results obtained, recommendations are formulated for improving certain provisions of the Russian bankruptcy legislation.

Текст научной работы на тему «ИНИЦИИРОВАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ»

РАЗДЕЛ 1 МОДЕЛИ, СИСТЕМЫ, СЕТИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ

УДК 336.025: 336.225.673: 343.535: 347.736 DOI 10.21685/2227-8486-2020-3-1

ИНИЦИИРОВАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ

Е. А. Бадеева, А. И. Кидряева

INITIATION OF BANKRUPTCY PROCEEDINGS BY TAX AUTHORITIES

E. A. Badeeva, A. I. Kidryeva

Аннотация. Предмет и цель работы. Банкротство как неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по обязательствам является элементом как современных рыночных отношений между хозяйствующими субъектами, так и экономики любого государства в целом. Неплатежеспособность хозяйствующих субъектов говорит о проявлении кризисных явлений в экономике страны, и для сглаживания последствий от экономического кризиса необходимо на законодательном уровне улучшать процедуры и механизмы банкротства. В Российской Федерации уполномоченным органом по делам о банкротстве является Федеральная налоговая служба. Предметом исследования являются проблемные вопросы, возникающие в процессе отношений между государством в лице уполномоченного (налогового) органа и экономическими субъектами в условиях несостоятельности последних. Цель работы - выявление роли Федеральной налоговой службы в делах о банкротстве хозяйствующих субъектов в Российской Федерации и разработка предложения по внесению изменений в законодательство о несостоятельности для целей разрешения практических споров. Методы. В процессе исследования использовались методы обобщения, синтеза, логического и статистического анализа. Результаты и выводы. Изучено правовое положение налоговых органов в процедурах банкротства, проведен анализ положений зарубежного законодательства о банкротстве. Отдельные вопросы посвящены динамике банкротств хозяйствующих субъектов. На примере Пензенской области рассмотрена контрольная деятельность налоговых органов в деле и процедурах банкротства. На базе полученных результатов сформулированы рекомендации по совершенствованию отдельных положений отечественного законодательства о банкротстве.

Ключевые слова: банкротство, несостоятельность, институт банкротства, процедура банкротства, уполномоченный орган, налоговый орган.

Abstract. Subject and goals. Bankruptcy, as the debtor's inability to satisfy creditors' claims for obligations, is an element of both modern market relations between economic entities and the economy of any state as a whole. The insolvency of economic entities indicates the manifestation of crisis phenomena in the country's economy and to smooth out the

© Бадеева Е. А., Кидряева А. И., 2020

consequences of the economic crisis, it is necessary to improve the procedures and mechanism of bankruptcy at the legislative level. In the Russian Federation, the Federal tax service is the authorized body for bankruptcy cases. The subject of the study is the problematic issues that arise in the process of relations between the state, represented by the authorized (tax) body, and economic entities in the conditions of insolvency of the latter. The purpose of the work is to identify the role of the Federal tax service in bankruptcy cases of business entities in the Russian Federation and develop proposals for amendments to the insolvency law for the purpose of resolving practical disputes. Methods. In the process of research, methods of generalization, synthesis, logical and statistical analysis were used. Results and conclusions. The legal status of tax authorities in bankruptcy procedures was studied, and the provisions of foreign bankruptcy legislation were analyzed. Separate questions are devoted to the dynamics of bankruptcy of economic entities. On the example of the Penza region, the control activity of tax authorities in the case and bankruptcy procedures is considered. Based on the results obtained, recommendations are formulated for improving certain provisions of the Russian bankruptcy legislation.

Keywords, bankruptcy, insolvency, bankruptcy institution, bankruptcy procedure, competent authorities, tax authorities.

Введение

В современных непростых условиях, происходящих в национальной экономике, связанных с углублением мирового экономического кризиса в результате пандемии, все большее количество хозяйствующих субъектов могут столкнуться с несостоятельностью по своим денежным обязательствам, становясь банкротами. В Российской Федерации уполномоченным органом по представлению в делах и в процедурах банкротства требований по обязательным платежам и денежным обязательствам перед государством является Федеральная налоговая служба (ФНС РФ). Общемировая практика свидетельствует о необходимости проработки направлений совершенствования законодательных норм в вопросах банкротства. Процессы урегулирования законодательства о несостоятельности в целях предупреждения и сдерживания финансового кризиса получили свое развитие в связи с принятием Руководства ЮНСИТРАЛ для законодательных органов. Международный валютный фонд (МВФ) изложил в отчете основные рекомендуемые положения законодательства о банкротстве, Всемирный банк (ВБ) предложил для укрепления прав должников и кредиторов единые принципы и руководящие положения [1-10]. Возрастающее значение к данной проблематике обуславливает актуальность исследования.

Материал и методика

Институт несостоятельности (банкротства) существует практически во всех странах мира. Правовые регуляторы банкротства во многих странах различны. Так, в США в настоящее время основным документом, регулирующим процедуру банкротства, является Кодекс о банкротстве США (U.S. Bankruptcy Code) - единый федеральный закон, регулирующий возможные случаи банкротства [11]. Для каждого судебного округа (в США их насчитывается 90) в стране действует суд по делам о банкротстве. Процессуальные аспекты регулируются Федеральными правилами процедуры банкротства (Federal Rules of Bankruptcy Procedure) и местными правилами каждого суда по делам о банкротстве [10]. Законодательство США предусматривает шесть

вариантов процедур банкротства, а порядок реализации различных процедур регламентируется отдельными главами Кодекса (табл. 1).

Таблица 1

Главы кодекса о банкротстве в США

Глава Описание

7 Предусматривается, что не подлежащие освобождению активы подлежат ликвидации, а поступления распределяются между кредиторами

9 Предусматривает реструктуризацию муниципальной задолженности

11 Позволяет компаниям реорганизовываться и продолжать свою деятельность

12 Предусматривает реструктуризацию задолженности семейных фермерских хозяйств с регулярным годовым доходом

13 Предусматривает, что должники - физические лица с регулярным доходом сохраняют свое имущество и погашают долги в помощь предоставленного в суд плана погашения с рассрочкой платежа кредиторам на срок от трех до пяти лет

15 Применяется к иностранным корпорациям и частным лицам

Процедуры банкротства компаний в США применяются с учетом глав 7 и 11. Глава 7 «Ликвидация» предусматривает контролируемую судом процедуру, при которой доверительный управляющий продает не освобожденное от обязательств имущество должника и распределяет выручку среди кредиторов при условии соблюдения права должника на сохранение определенного «освобожденного» имущества. Глава 11 «Реорганизация» обычно используется корпоративными образованиями, которые желают продолжать свою деятельность и одновременно погашать задолженность перед кредиторами в течение долгого времени посредством утвержденного судом плана реорганизации [12]. В течение 120 дней после подачи ходатайства в суд по делам о банкротстве должник имеет исключительное право подать план реорганизации вместе с письменным заявлением о раскрытии, содержащим информацию об активах, обязательствах должника. Согласно утвержденному плану судом по делам о банкротстве должник может уменьшить свои долги, погасив часть своих обязательств. Должник может расторгнуть обременительные договоры и договоры аренды, вернуть активы и изменить масштабы своей деятельности, чтобы вернуться к прибыльности.

Согласно законодательным нормам о банкротстве в США установлен ранжированный список необеспеченных требований десяти типов, и, если задолженность перед определенным кредитором имеет законный приоритет, данные требования должны быть погашены в полном объеме, прежде чем погашаются требования более низкой очереди. Большинство видов налоговых требований перечислены в восьмой очереди и включают в себя, например налог на прибыль, налоги на имущество, сборы целевых фондов, налог на доходы физических лиц, возникшие до банкротства. Федеральные и региональные налоги в США не только приоритетно защищены, но и могут обеспечиваться налоговым залогом до обращения в суд [11, 12].

Анализ поданных заявлений в суды США по банкротству за период 2014-2019 гг. показывает, что количество должников в целом по стране снижается (табл. 2). В 2018 г. наблюдался самый низкий показатель с 2007 г., ко-

торый был первым полным финансовым годом после того, как в 2005 г. вступил в силу закон The Bankruptcy Abuse Prevention and Consumer Protection Act [11-14]. Заявления о банкротстве компаний составляют 3 % от всех поданных заявлений, а 97 % приходится на потребительские заявления, не относящиеся к бизнесу, при этом заявления о банкротстве в США подаются в соответствии с одной из шести глав Кодекса о банкротстве (табл. 3).

Таблица 2

Количество заявлений о банкротстве за 2014-2019 гг.

Год Заявления, Заявления, Всего подано

относящиеся к бизнесу не относящиеся к бизнесу заявлений

2019 22 780 752 160 774 940

2018 22 232 751 186 773 418

2017 23 157 765 863 789 020

2016 24 114 770 846 794 960

2015 24 735 819 760 844 495

2014 28 319 935 420 963739

Таблица 3

Заявления о банкротстве, поданные в соответствии с главами Кодекса о банкротстве США за 2014-2019 гг.

Год Главы кодекса

Всего подано заявлений 7 11 13 Другие (9, 12, 15)

2019 774 940 483 988 6808 283 413 731

2018 773 418 475 575 7095 290 146 602

2017 789 020 486 347 7442 294 637 594

2016 794 960 490 365 7292 296 655 648

2015 844 495 535 047 7241 301 705 502

2014 963 739 642 366 7658 313 262 453

Около 65 % от общего количества заявлений подаются в соответствии с главой 7. В общее количество заявлений по данной главе входят заявления, не относящиеся к бизнесу и на которые приходится до 97 % всех дел. Заявления по главе 11 держатся относительно стабильно. На четыре оставшиеся главы Кодекса о банкротстве - главы 9, 11, 12 и 15 - в совокупности приходится менее 1 % всех заявлений [11, 12].

В Германии отношения по делам о банкротстве регулируются Законом о несостоятельности 1п8о1уеп2оМпи^ (1п80) от января 1999 г., который регулярно пересматривается и корректируется, а также Законом о дальнейшем содействии реструктуризации компаний (Б8ИО), вступившим в силу в марте 2012 г. [14-16]. Закон о несостоятельности Германии гласит, что основной целью формального производства по делу о несостоятельности является равное удовлетворение требований кредиторов путем ликвидации активов неплатежеспособного должника. Для достижения этой цели независимый и назначенный судом управляющий реализует активы неплатежеспособного должника путем продажи всего бизнеса с последующим распределением поступлений между кредиторами. Закон о несостоятельности также предусмат-

ривает достижение договоренности со всеми заинтересованными сторонами посредством процедуры плана несостоятельности с целью реорганизации бизнеса и для обеспечения возможности сохранения компании, подготовленного либо должником, либо управляющим по делу о несостоятельности. План содержит меры по реструктуризации бизнеса, такие как отсрочки платежа, изменение юридической формы предприятия-должника, продажа акций, уменьшение или увеличение акционерного капитала и т.п. [16].

Предварительное производство по делу о банкротстве начинается с подачи иска неплатежеспособной фирмы или любого другого кредитора о несостоятельности в компетентный суд. Руководство компании обязано подать заявление о банкротстве в течение трех недель с момента возникновения причины несостоятельности (неликвидность, угроза неликвидности или чрезмерная задолженность). Пропуск или задержка в подаче заявления может привести к уголовной и/или гражданской правовой ответственности руководящего персонала компании [17]. В рамках процедур ликвидации компания-должник обычно перестает существовать, однако когда план несостоятельности полностью выполнен и новых причин банкротства не существует, компания продолжает функционировать на рынке. Налоговые органы ФРГ вправе, без участия суда в делах о банкротстве, принудительно зарегистрировать залог в форме недвижимого имущества и произвести его последующую перепродажу.

В настоящее время число банкротств юридических лиц в Германии находится на самом низком уровне (рис. 1,а). Наибольшую долю среди компаний, объявивших себя банкротами в Германии в 2019 г., занимают молодые фирмы, не проработавшие на рынке дольше 10 лет, также заметно увеличение доли компаний-банкротов, существующих на рынке более 20 лет (рис. 1,6) [13].

Количество банкротств в Германии составляет на октябрь 2019 г. 1592 компании [15]. Местные суды Германии сообщили о 14381 случае банкротства предприятий за девять месяцев 2019 г. Федеральное статистическое управление (Бе8Ш18) сообщает, что снижение составило 2,3 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Увеличение числа несостоятельных предприятий в последний раз было зафиксировано в первом квартале 2009 г. на 6,7 % [16, 17]. В первом квартале 2019 г. было зарегистрировано наибольшее количество заявлений о банкротстве в коммерческом секторе (табл. 4).

Таблица 4

Статистика банкротств компаний по видам экономической деятельности в Германии за первый квартал 2019 г. [17]

Отрасль экономики Количество заявлений

Всего: 4861

Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство 36

Добыча полезных ископаемых 2

Обрабатывающая промышленность 353

Энергоснабжение 28

Строительство 803

Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств 868

Транспортировка и хранение 338

Гостиничный бизнес 590

Предоставление финансовых и страховых услуг 109

Недвижимость 129

Оказание профессиональных, научных и технических услуг 516

Оказание других экономических услуг 456

Образование и обучение 44

Здравоохранение и социальное обеспечение 108

Искусство, развлечения и отдых 108

Прочие услуги 221

Большинство заявлений о банкротстве было подано компаниями, занятыми техническим обслуживанием и ремонтом автотранспортных средств -868 случаев, что более 20 % от общего числа банкротств. Второе место занимает строительство - 18 % (803 заявления о несостоятельности). В сфере гостиничного бизнеса было подано 590 заявлений о банкротстве и 516 в сфере оказания профессиональных услуг, научных и технических услуг [17].

Основным законодательным актом, регулирующим деятельность сторон при производстве по делу о несостоятельности в РФ, является Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 [4]. Согласно ст. 2 Закона под несостоятельностью следует понимать «признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей» [7]. Российское законодательство о несостоятельности претерпевает существенные изменения, что приводит к изменению механизмов, нацеленных на повышение эффективности удовлетворения требований кредито-

ров и к появлению тенденции на ужесточение ответственности, предусматривая пять процедур банкротства (рис. 2) [7-10].

Процедуры банкротства

(согласно ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») -

Рис. 2. Процедуры банкротства

Процесс банкротства начинается с подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Возбуждение производства о несостоятельности возможно как по ходатайству самого должника, так и по ходатайству конкурсного кредитора, уполномоченного органа, а также работников, бывших работников должника, имеющих требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда. Право на подачу заявления о признании должника банкротом реализуется уполномоченным органом в установленном порядке. У ФНС такое право возникает не ранее чем через 30 дней с даты принятия решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу - исполнителю постановления о взыскании налога, сбора, страховых взносов за счет имущества должника [7, 10].

Закон о банкротстве устанавливает, что юридическое или физическое лицо удовлетворяет критериям неплатежеспособности, если такое лицо не может погасить свои долги в течение трехмесячного периода. Общее правило заключается в том, что дело о несостоятельности может быть возбуждено в отношении должника, если вышеуказанные критерии удовлетворены, а общая сумма требований кредиторов равна или превышает 500 тыс. руб. по отношению к физическим лицам или 300 тыс. руб. по отношению к юридическому

лицу. Уполномоченный орган должен направить в арбитражный суд заявление о признании должника банкротом и справку о задолженности по обязательным платежам в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о его направлении [7, 10]. Приказом ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/663@) предусмотрено, что уполномоченный орган обязан обеспечить присутствие своего представителя на каждом собрании кредиторов, а также в судебных заседаниях по делу о банкротстве должника. Кроме того, этим нормативным актом предусмотрены формы документов, которыми оформляются позиции уполномоченного органа для участия в судебном заседании и собрании кредиторов [7, 10].

Обсуждение

В экономике России по итогам 2019 г. зафиксировано снижение числа корпоративных банкротств, имевшее место в 2016 и 2018 гг. Как следует из статистики Федресурса (Единого федерального реестра сведений о банкротстве), суды в 2019 г. признали банкротами 12 401 российскую компанию, что на 5,5 % меньше, чем в 2018 г. (рис. 3) [15, 18, 19]. По итогам I квартала 2020 г. были признаны банкротами 2607 юридических лиц, что меньше на 330 единиц за аналогичный период прошлого года, однако существенно увеличилось число физических лиц-банкротов - 4915 человек, что на 45,3 % больше. Это связано с ограничительными мероприятиями в условиях пандемии, наносящими удар по экономике и изменением законодательства - введением внесудебной бесплатной для граждан процедуры признания несостоятельности [14, 18, 19]. Очевидно, количество личных банкротств будет неуклонно расти.

Рис. 3. Динамика банкротств в России за 2011-2019 гг. (компаний)

Реабилитационные процедуры применяются все реже. В 2019 г. суды 228 раз ввели внешнее управление и финансовое оздоровление - это 1 % от

общего числа процедур. Годом ранее их было чуть больше и в абсолютном, и в процентном выражении - 297 и 1,2 % соответственно (табл. 5).

Таблица 5

Количество решений судов о введении процедур в отношении юридических лиц [19]

Количество решений судов 2015 2016 2017 2018 2019

О признании должника банкротом и открытии конкурсного производства 13 044 12 549 13 541 13 117 12 401

О введении наблюдения 10 198 10 487 11 495 10 547 10 134

О введении внешнего управления 434 372 363 278 209

О введении финансового оздоровления 38 52 32 19 19

О прекращении производства по делу 1943 2342 2495 2802 3817

Банкротство фирм, как правило, инициируют кредиторы. По данным об итогах процедур, опубликованных управляющими в «Федресурсе» в 2019 г., кредиторы выступили заявителями в 78,8 % процедур банкротства (75,5% - в 2018 г.), уполномоченный орган (ФНС) - 11,4 % (14,9 % - в 2018 г.), сами должники - 8,8 % (без изменения), работники - 0,6 % (1 % - в 2018 г.) (рис. 4) [18, 20].

8,8 % 0,6%

П Конкурсный кредитор [^Уполномоченный орган ПДолжник ■ Работник

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4. Структура заявителей в делах о банкротстве компаний

Инспекции ФНС России осуществляют контроль над своевременностью предъявления требований к должнику и обязательностью участия представителей уполномоченного органа на собрании кредиторов при инициировании банкротства организаций всеми коммерческими кредиторами. По данным ФНС за первое полугодие 2019 г. в ходе обеспечения процедур банкротства налоговыми органами поступило в бюджет 55,8 млрд руб., погашено текущих платежей должниками, находящимися в стадии банкротства, 30,5 млрд руб. Эффективность поступлений по результатам согласительных (примирительных) процедур (добровольное погашение, мировое соглашение) по итогам первого полугодия 2019 г. составила 32,1 %, что больше аналогичного показателя первого полугодия 2018 г. на 2,4 процентного пункта. Эффективность погашения задолженности, включенной в реестр требований кредиторов, составила 16,3 % [10].

Кроме того, после принятия решения о направлении в суд заявления о признании должника банкротом ими добровольно перечислено 13,2 млрд руб. Должниками, находящимися в процедурах банкротства, а также после принятия уполномоченным органом решения о подаче в суд заявления о признании должника банкротом, суммарно перечислено страховых взносов 16,0 млрд руб., что больше аналогичного периода предыдущего года на 2,5 % [10]. По заявлению заместителя руководителя ФНС России К. Н. Чекмышева более 125 млрд руб. поступило в бюджет в 2018 г. по итогам работы налоговых органов по сопровождению процедур банкротства, что стало возможным благодаря обновленным подходам к инициированию банкротств и проработанных мероприятий по привлечению к ответственности должников по взысканию платежей [21].

Повышена эффективность направления жалоб на действия арбитражных управляющих. В первом полугодии 2019 г. судами удовлетворено 568 жалоб уполномоченного органа. Процент удовлетворения арбитражными судами жалоб уполномоченного органа составил 68,9 %, что больше показателя первого полугодия 2018 г. на 15,9 процентного пункта. За первое полугодие 2019 г. привлечено к административной ответственности 7274 нарушителя Закона о банкротстве на общую сумму штрафов в размере 30,3 млн руб. В бюджет в результате привлечения к административной ответственности поступило 12,3 млн руб.

В регионах ситуация несколько иная. Среди регионов наибольшая интенсивность банкротств была зафиксирована в Волгоградской области (0,15 %), Хабаровском крае (0,14 %) и Республике Коми (0,14 %) [18].

Что касается Пензенской области, по состоянию на 01.01.2019 УФНС России по Пензенской области ввела процедуры банкротства в отношении 885 должников, в том числе 204 организации, 31 индивидуального предпринимателя и 650 граждан. В результате обеспечения налоговыми органами интересов РФ в делах о банкротстве и в процедурах банкротства в бюджетную систему поступили обязательные платежи и денежные обязательства в общей сумме 423,6 млн руб. В Арбитражный суд Пензенской области подано 31 заявление на сумму 276 млн руб. о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности. В результате проведенной Управлением работы по привлечению к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц в бюджетную систему поступило 16,1 млн руб. Также Управлением в целях сохранения действующего бизнеса при одновременном обеспечении пополнения бюджета с шестью должниками в делах о банкротстве заключены мировые соглашения на сумму 54,2 млн руб. [22].

Отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства является структурным подразделением УФНС России по Пензенской области. Несостоятельность (банкротство) юридического лица начинается с подачи в Арбитражный суд Пензенской области заявления о признании должника банкротом. ИФНС осуществляет контроль за выполнением должником, находящимся в процедуре банкротства, текущих обязательств. В случае выявления нарушений по уплате текущих платежей налоговый орган направляет арбитражному управляющему требование об уплате налога с указанием срока исполнения требования. Если эти требования не исполняются, налоговый орган в соответствии со ст. 46 НК РФ принимает решение о взыскании налога (сбора) за счет денежных средств и выставляет инкассовые по-

ручения, а также направляет решения о приостановлении операций должника по его счетам в банке.

В рейтинге Всемирного банка «Doing Business 2019 г.» Россия в сфере «разрешения неплатежеспособности» занимает 57-е место. Низкий рейтинг означает, что нормативно-правовые условия неблагоприятны для создания и функционирования компаний, и в этой связи возникает потребность в повышенном внимании к проблемам банкротства в России [23]. К одной из существенных проблем в сфере урегулирования вопросов несостоятельности должников относится ликвидационная направленность российских процедур банкротства, редко преследующих цель реабилитации должника, как это признано в зарубежных странах. Законодателями еще в 2017 г. был подготовлен проект, который направлен на расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц и предусматривает введение новой процедуры - реструктуризацию долгов, но до сих пор не имеет силы [24].

Вторая проблема - отсутствие статуса залогового кредитора у ФНС России в делах о банкротстве. Привилегия залогового кредитора перед остальными кредиторами заключается в гарантированном получении 70 % средств, вырученных от реализации предмета залога (п. 1 ст. 138 Закона о банкротстве). При банкротстве налогоплательщика требования налоговых органов в силу положений п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве включаются в третью очередь реестра требований кредиторов и в большинстве случаев при отсутствии залога из-за недостатка имущества должника списываются в связи с невозможностью их удовлетворения. Но требование об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит удовлетворению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы, т.е. во второй очереди реестра требований кредиторов [1, 7, 10, 25].

В сентябре 2019 г. приняты поправки к ст. 73 НК РФ, позволяющие налоговым органам иметь право залога в отношении имущества налогоплательщика при неисполнении им своих обязательств перед бюджетом (данные поправки вступили в силу с 1 апреля 2020 г.) [26]. Это станет возможным, если организация не погасит задолженности по налогам (сборам, страховым взносам) в течение одного месяца, указанного в решении о взыскании, по которому был наложен арест на имущество или при неисполнении вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение, по которому вводился запрет на отчуждение или передачу в залог без согласия налогового органа. Разъяснение данного статуса в Законе о банкротстве усилит позиции государства в делах о несостоятельности. Одновременно данная позиция ущемляет права иных кредиторов, так как фактически все имущество должников станет залогом в пользу уполномоченного органа, а не обеспеченные залогом кредиторы фактически ничего не получат с процедуры банкротства.

Результаты

В настоящее время в системе российского права сформировалось правовое регулирование вопросов инициирования процедуры банкротства налоговыми органами. Проработки отечественного законодательства в сфере несостоятельности требует вопрос налогового залога при банкротстве. Зако-

нодательство зарубежных стран также подтверждает обоснованность введения института залога для обеспечения обязательных платежей в процедурах банкротства [27, 28]. Существуют предпосылки для уточнения статуса уполномоченного органа как залогового кредитора в деле о банкротстве должника-налогоплательщика и введения в Закон о несостоятельности (банкротстве) соответствующих норм о залоговом статусе налогового органа. Опираясь на отечественный опыт и статистику применения процедур банкротств, а также учитывая зарубежную специфику в сфере несостоятельности, рекомендовано дальнейшее развитие компромиссных процедур, направленных на справедливое удовлетворение требований всех кредиторов и сохранение бизнеса должника.

Выводы

Институт несостоятельности (банкротства) в РФ позволяет ликвидировать неэффективные сегменты экономики, но в рамках действующего законодательства, инициирование банкротства субъектов кредиторами и уполномоченными органами не всегда приводит к их финансовому оздоровлению. Зарубежный опыт правового регулирования в данной сфере важен и должен рассматриваться при реформировании российского законодательства о несостоятельности. Назрела потребность, если не в новой редакции Закона несостоятельности (банкротстве) в принципе, то, по крайней мере, в серьезном его системном изменении.

Библиографический список

1. Селевич, О. С. Банкротство как экономическая категория / О. С. Селевич // Известия Томского политехнического университета. - 2008. - Т. 312, № 6. - С. 5154.

2. Tkhagapso, R. Retrospective analysis of institute of bankruptcy in Russia / R. Tkhagapso, M. Kuter // International conference on digital science (DSIC): Budva, Montenegro, 2018. - Oct. 19-21.

3. Рождественская, Т. Э. Особенности урегулирования несостоятельности (банкротства) финансовых организаций: международные и российские подходы / Т. Э. Рождественская, А. Г. Гузнов // Вестник Университета имени О. Е. Кута-фина. - 2017. - № 1 (29). - С. 62-81.

4. Извеков, С. С. Уполномоченный орган с правами залогового кредитора по делам о банкротстве / С. С. Извеков // Бизнес, менеджмент и право. - 2016. - № 3. -С. 66-71.

5. Извеков, С. С. Особенности правового режима налогообложения при несостоятельности (банкротстве) организации : дис. ... канд. юрид. наук / Извеков С. С. -Екатеринбург, 2018. - 210 с.

6. Руководство ЮНСИТРАЛ для законодательных органов по вопросам законодательства о несостоятельности. - URL: https://uncitral.un.org/ru/texts/insolvency/ legislativeguides/insolvency_law (дата обращения: 09.01.2020).

7. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 (ред. от 08.01.2020). - URL: https://base.garant.ru/5425245/ (дата обращения: 09.01.2020).

8. Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве : постановление Правительства РФ № 257 : [от 29.05.2004 ; ред. от 21.07.2017]. - URL: https://base.garant.ru/187066/ (дата обращения: 14.01.2020).

9. Об утверждении Порядка разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в деле о

банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России : приказ ФНС России № ММВ-7-8/663@ : [от 03.10.2012 ; ред. от 31.03.2016]. -URL: https://www.garant.ru/products/doc/70138006/ (дата обращения: 19.01.2020)

10. Федеральная налоговая служба. - URL: https://www.nalog.ru/rn58/ (дата обращения: 18.01.2020).

11. United States Bankruptcy Code. - URL: https://www.usbankruptcycode.org/(дата обращения: 21.01.2020).

12. Bankruptcy. - URL: https://www.uscourts.gov/services-forms/bankruptcy (дата обращения: 24.01.2019).

13. U.S. Bankruptcy Courts - Judicial Business 2018. - URL: https://www.uscourts.gov/ statistics-reports/us-bankruptcy-courts-judicial-business-2018 (дата обращения: 21.01.2020).

14. Take-profit.org Биржевой портал. Рейтинг стран по банкротствам компаний. -URL: https://take-profit.org/statistics/bankruptcies/ (дата обращения: 21.01.2020).

15. Insolvenzen in Deutschland, Jahr 2019. - URL: https://www.creditreform.de/ aktuelles-wissen/pressemeldungenfachbeitraege/news-details/show/insolvenzen-in-deutschland-jahr-2019 (дата обращения: 18.01.2020).

16. Bundesamt für Justiz: Insolvenzordnung. - URL: https://www.gesetze-im-internet.de/inso/ (дата обращения: 18.01.2020).

17. Germany: Corporate Recovery & Insolvency 2019. - URL: https://iclg.com/practice-areas/corporate-recovery-and-insolvency-laws-and-regulations/germany (дата обращения: 26.01.2020).

18. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. - URL: https://bankrot. fedresurs.ru/ ?attempt=1 (дата обращения: 11.12.2019).

19. Статистика банкротств за 1 квартал 2020 года. - URL: https://zen.yandex.ru/ media/id/5be6aa1d08fa0700ad1e6a93/statistika-bankrotstv-za-1-kvartal-2020-goda-5ea19f88daea064b0244bcbd (дата обращения: 25.04.20209).

20. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). - URL: http://www.forecast.ru/default.aspx (дата обращения: 21.12.2019).

21. Чекмышев, К. Процедура банкротства может быть эффективным механизмом управления долгом / К. Чекмышев. - URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/ activities_fts/8698177/ (дата обращения: 9.01.2020).

22. В УФНС России по Пензенской области подведены итоги работы по обеспечению процедуры банкротства за 2018 год. - URL: https://www.nalog.ru/rn58/news/ activities_fts/8584211/ (дата обращения: 11.01.2020).

23. Рейтинг Всемирного банка DOING BUSINESS. - URL: https://russian. doingbusiness.org/ru/doingbusiness (дата обращения: 26.01.2020).

24. О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц : проект Федерального закона № 239932-7 (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 01.08.2017). - URL : https://sozd.duma.gov.ru/bill/239932-7 (дата обращения: 20.03.2020).

25. Налоговый залог или усиление позиций ФНС в банкротстве налогоплательщиков? - URL https://russian.doingbusiness.org/ru/doingbusiness (дата обращения: 20.03.2020).

26. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации : федер. закон № 325-ФЗ : [принят 29.09.2019 ; ред. от 26.03.2020]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_334304/ (дата обращения: 20.04.2020).

27. Statistisches Bundesamt (Destatis). - URL: https://www.destatis.de/DE/Presse/ Pressemitteilungen/2019/12/PD19_474_52411.html (дата обращения: 18.01.2020).

28. Bankruptcy Filings Increase Slightly. - URL: https://www.uscourts.gov/news/2020/ 01/28/bankruptcy-filings-increase-slightly (дата обращения: 10.02.2020).

References

1. Selevich O. S. Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta [Proceedings of Tomsk Polytechnic University]. 2008, vol. 312, no. 6, pp. 51-54. [In Russian]

2. Tkhagapso R., Kuter M. International conference on digital science (DSIC). Budva, Montenegro, 2018, Oct. 19-21.

3. Rozhdestvenskaya T. E., Guznov A. G. Vestnik Universiteta imeni O. E. Kutafna [Bulletin of the University named after O. E. Kutafin]. 2017, no. 1 (29), pp. 62-81. [In Russian]

4. Izvekov S. S. Biznes, menedzhment i pravo [Business, management and law]. 2016, no. 3, pp. 66-71. [In Russian]

5. Izvekov S. S. Osobennosti pravovogo rezhima nalogooblozheniya pri nesos-toyatel'nosti (bankrotstve) organizatsii: dis. kand. yurid. nauk [Features of the legal regime of taxation in the event of insolvency (bankruptcy) of an organization: dis. ... cand. of law sciences]. Ekaterinburg, 2018, 210 p. [In Russian]

6. Rukovodstvo YuNSITRAL dlya zakonodatel'nykh organov po voprosam za-konodatel'stva o nesostoyatel'nosti [UNCITRAL legislative guide on insolvency law]. Available at: https ://uncitral.un.org/ru/texts/insolvency/legislativeguides/insolvency_ law (accessed Jan. 09, 2020). [In Russian]

7. Federal'nyy zakon «O nesostoyatel'nosti (bankrotstve)» № 127-FZ ot 26.10.2002 (red. ot 08.01.2020) [Federal law "On insolvency (bankruptcy)" No. 127-FZ of 26.10.2002 (ed. from 08.01.2020)]. Available at: https://base.garant.ru/5425245/ (accessed Jan. 09, 2020). [In Russian]

8. Ob obespechenii interesov Rossiyskoy Federatsii kak kreditora v dele o bankrotstve i v protsedurakh, primenyaemykh v dele o bankrotstve: postanovlenie Pravitel'stva RF № 257: [ot 29.05.2004; red. ot 21.07.2017] [On securing the interests of the Russian Federation as a creditor in a bankruptcy case and in the procedures applied in a bankruptcy case: decree of the Government of the Russian Federation No. 257: [dated 29.05.2004; ed. from 21.07.2017]]. Available at: https://base.garant.ru/187066/ (accessed Jan. 14, 2020). [In Russian]

9. Ob utverzhdenii Poryadka razgranicheniya polnomochiy upolnomochennogo organa po predstavleniyu interesov Rossiyskoy Federatsii kak kreditora v dele o bankrotstve i v protsedurakh, primenyaemykh v dele o bankrotstve, mezhdu tsentral'nym apparatom FNS Rossii i territorial'nymi organami FNS Rossii: prikaz FNS Rossii № MMV-7-8/663@: [ot 03.10.2012; red. ot 31.03.2016] [About approval of the procedure of delimitation of powers of the authorized body to represent the interests of the Russian Federation as the creditor in business about bankruptcy and in procedures, applied in business about bankruptcy, between the Central apparatus of the FTS of Russia and territorial bodies FNS of Russia : the order FNS of Russia № MMV-7-8/663@ : [from 03.10.2012 ; ed. from 31.03.2016]]. Available at: https://www.garant.ru/products/doc/ 70138006/ (accessed Jan.1, 2020) [In Russian]

10. Federal'naya nalogovaya sluzhba [Federal tax service]. Available at: https://www.nalog.ru/rn58/ (accessed Jan. 1, 2020). [In Russian]

11. United States Bankruptcy Code. Available at: https://www.usbankruptcycode.org/( accessed Jan. 21, 2020).

12. Bankruptcy. Available at: https://www.uscourts.gov/services-forms/bankruptcy (accessed Jan. 24, 2019).

13. U.S. Bankruptcy Courts - Judicial Business 2018. Available at: https://www.uscourts.gov/ statistics-reports/us-bankruptcy-courts-judicial-business-2018 (accessed Jan. 21, 2020).

14. Take-profit.org Birzhevoy portal. Reyting stran po bankrotstvam kompaniy [Take-profit.org Exchange portal. Rating of countries by company bankruptcies]. Available at: https://take-profit.org/statistics/bankruptcies/ (accessed Jan. 21, 2020). [In Russian]

15. Insolvenzen in Deutschland, Jahr 2019 [Insolvencies in Germany, year 2019]. Available at: https://www.creditreform.de/aktuelles-wissen/pressemeldungenfachbeitraege/ news-details/show/insolvenzen-in-deutschland-jahr-2019 (accessed Jan. 18, 2020).

16. Bundesamtfur Justiz: Insolvenzordnung [Federal Office of Justice: insolvency regulations]. Available at: https://www.gesetze-im-internet.de/inso/ (accessed Jan. 18, 2020).

17. Germany: Corporate Recovery & Insolvency 2019. Available at: https://iclg.com/ practice-areas/corporate-recovery-and-insolvency-laws-and-regulations/germany (accessed Jan. 26, 2020).

18. Edinyy federal'nyy reestr svedeniy o bankrotstve [Unified Federal register of bankruptcy information]. Available at: https://bankrot.fedresurs.ru/ ?attempt=1 (accessed Dec. 11, 2019). [In Russian]

19. Statistika bankrotstv za 1 kvartal 2020 goda [Bankruptcy statistics for the 1st quarter of 2020]. Available at: https://zen.yandex.ru/media/id/5be6aa1d08fa0700ad1e6a93/ statistika-bankrotstv-za-1-kvartal-2020-goda-5ea19f88daea064b0244bcbd (accessed Apr. 25, 2020). [In Russian]

20. Tsentr makroekonomicheskogo analiza i kratkosrochnogo prognozirovaniya (TsMAKP) [Center for macroeconomic analysis and short-term forecasting (CMASF)]. Available at: http://www.forecast.ru/default.aspx (accessed Dec. 21,

2019). [In Russian]

21. Chekmyshev K. Protsedura bankrotstva mozhet byt' effektivnym mekhanizmom uprav-leniya dolgom [Bankruptcy proceedings can be an effective debt management mechanism]. Available at: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/8698177/ (accessed Jan. 9, 2020). [In Russian]

22. V UFNS Rossii po Penzenskoy oblasti podvedeny itogi raboty po obespecheniyu protsedury bankrotstva za 2018 god [The Federal tax service of Russia for the Penza region summed up the results of work to ensure the bankruptcy procedure for 2018.]. Available at: https://www.nalog.ru/rn58/news/activities_its/8584211/ (accessed Jan. 11, 2020). [In Russian]

23. Reyting Vsemirnogo banka DOING BUSINESS [World Bank DOING BUSINESS rating]. Available at: https://russian.doingbusiness.org/ru/doingbusiness (accessed Jan. 26, 2020). [In Russian]

24. O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon «O nesostoyatel'nosti (bankrotstve)» i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii v chasti protsedury restrukturi-zatsii dolgov v delakh o bankrotstve yuridicheskikh lits: proekt Federal'nogo zakona № 239932-7 (red., vnesennaya v GD FSRF, tekstpo sostoyaniyu na 01.08.2017) [On amendments to the Federal law " on insolvency (bankruptcy)" and certain legislative acts of the Russian Federation regarding the procedure for debt restructuring in cases of bankruptcy of legal entities : draft Federal law No. 239932-7 (as amended by the state Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, text as of 01.08.2017)]. Available at: https://sozd.duma.gov.ru/bill/239932-7 (accessed Mar. 20,

2020). [In Russian]

25. Nalogovyy zalog ili usilenie pozitsiy FNS v bankrotstve nalogoplatel'shchikov? [Tax lien or strengthening the position of the Federal tax service in the bankruptcy of taxpayers]. Available at: https://russian.doingbusiness.org/ru/doingbusiness (accessed Mar. 20, 2020). [In Russian]

26. O vnesenii izmeneniy v chasti pervuyu i vtoruyu Nalogovogo kodeksa Rossiyskoy Fed-eratsii : feder. zakon № 325-FZ: [prinyat 29.09.2019; red. ot 26.03.2020] [On amendments to parts one and two of the Tax code of the Russian Federation: Feder. law No. 325-FZ: [adopted 29.09.2019; ed. from 26.03.2020]]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_334304/ (accessed Apr. 20, 2020). [In Russian]

27. Statistisches Bundesamt (Destatis) [Federal Statistical Office (Destatis)]. Available at: https://www.destatis.de/DE/Presse/Pressemitteilungen/2019/12/PD19_474_52411.htm l (accessed Jan. 18, 2020).

28. Bankruptcy Filings Increase Slightly. Available at: https://www.uscourts.gov/news/ 2020/01/28/bankruptcy-filings-increase-slightly (accessed Febr. 10, 2020).

Бадеева Елена Александровна доктор технических наук, профессор, кафедра бухгалтерского учета, налогообложения и аудита, Пензенский государственный университет

(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: [email protected]

Кидряева Алсу Ислямдиновна

студентка,

Пензенский государственный университет

(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: [email protected]

Badeeva Elena Aleksandrovna doctor of technical sciences, professor, sub-department of accounting, taxation and auditing, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Kidryaeva Alsu Islyamdinovna student,

Penza State University

(40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Образец цитирования:

Бадеева, Е. А. Инициирование процедуры банкротства налоговыми органами / Е. А. Бадеева, А. И. Кидряева // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2020. - № 3 (35). - С. 5-20. - БО! 10.21685/2227-8486-2020-3-1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.