Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ КРИТЕРИЕВ ДОПУСТИМОСТИ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН ДЛЯ ЗАЩИТЫ ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ'

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ КРИТЕРИЕВ ДОПУСТИМОСТИ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН ДЛЯ ЗАЩИТЫ ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
102
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ЦЕЛИ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН / ПУБЛИЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куценко Ольга Викторовна

В статье предпринята попытка рассмотреть сравнительно-правовой анализ критериев допустимости ограничений прав и свобод граждан, таких как цели ограничений, вводимых законодателем для защиты публичных интересов при определении пределов возможных ограничений.Анализируется современные правовые позиции и возникающие правовые дискуссии среди ученых к пониманию всех оснований ограничений прав и свобод граждан с точки зрения целей их введения. Исследуются законодательно-правовые требования к возникновению и реализации на практике ограничений конституционных прав и свобод человека и гражданина. А также рассматриваются некоторые вопросы о целях вводимых ограничений прав и свобод человека и гражданина, направленных на защиту публичных интересов общества, с учетом действующего законодательства.Постановка проблемы: для реализации правового механизма защиты прав и свобод человека, а также для обеспечения вводимых ограничений необходимо закрепление в законодательстве Российской Федерации не только целей их введения, но и оснований ограничений конституционных прав и свобод гражданина, а также отличий этих понятий между собой.Методологическую основу научного исследования составила совокупность общенаучных и частных методов, таких как сравнительно-правовой, диалектический, исторический, статистический, оценочный анализ и др.Главный вывод исследования состоит в том, что законодательное закрепление и гарантия введения в установленных законодательством целях ограничений конституционных прав и свобод человека и гражданина, направленных на защиту публичных интересов, является одной из важных задач, стоящих перед государством и провозглашенная в Конституции Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF THE CRITERIA FOR THE ADMISSIBILITY OF RESTRICTIONS ON THE RIGHTS AND FREEDOMS OF CITIZENS TO PROTECT PUBLIC INTERESTS

The article attempts to consider a comparative legal analysis of the criteria for the admissibility of restrictions on the rights and freedoms of citizens, such as the goals of restrictions imposed by the legislator to protect public interests when determining the limits of possible restrictions. It analyzes modern legal positions and emerging legal discussions among scientists to understand all the grounds for restricting the rights and freedoms of citizens from the point of view of the purposes of their introduction. Legislative and legal requirements for the emergence and implementation in practice of restrictions on constitutional rights and freedoms of man and citizen are investigated. And also some questions are considered about the goals of the imposed restrictions on the rights and freedoms of man and citizen, aimed at protecting the public interests of society, taking into account the current legislation. Statement of the problem: in order to implement the legal mechanism for the protection of human rights and freedoms, as well as to ensure the imposed restrictions, it is necessary to fix in the legislation of the Russian Federation not only the goals of their introduction, but also the grounds for restricting the constitutional rights and freedoms of a citizen, as well as the differences between these concepts. The methodological basis of scientific research was a combination of general scientific and private methods, such as comparative legal, dialectical, historical, statistical, evaluative analysis, etc. The main conclusion of the study is that the legislative consolidation and guarantee of the introduction, for the purposes established by law, of restrictions on the constitutional rights and freedoms of man and citizen, aimed at protecting public interests, is one of the important tasks facing the state and proclaimed in the Constitution of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ КРИТЕРИЕВ ДОПУСТИМОСТИ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН ДЛЯ ЗАЩИТЫ ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ»

Сравнительно- правовой анализ критериев допустимости ограничений прав и свобод граждан для защиты публичных интересов

Куценко Ольга Викторовна,

преподаватель, начальник отдела контроля, анализа и учёта поручений Управления делами Департамента организационной и кадровой работы Московского авиационного института E-mail: [email protected]

В статье предпринята попытка рассмотреть сравнительно-правовой анализ критериев допустимости ограничений прав и свобод граждан, таких как цели ограничений, вводимых законодателем для защиты публичных интересов при определении пределов возможных ограничений.

Анализируется современные правовые позиции и возникающие правовые дискуссии среди ученых к пониманию всех оснований ограничений прав и свобод граждан с точки зрения целей их введения. Исследуются законодательно-правовые требования к возникновению и реализации на практике ограничений конституционных прав и свобод человека и гражданина. А также рассматриваются некоторые вопросы о целях вводимых ограничений прав и свобод человека и гражданина, направленных на защиту публичных интересов общества, с учетом действующего законодательства. Постановка проблемы: для реализации правового механизма защиты прав и свобод человека, а также для обеспечения вводимых ограничений необходимо закрепление в законодательстве Российской Федерации не только целей их введения, но и оснований ограничений конституционных прав и свобод гражданина, а также отличий этих понятий между собой. Методологическую основу научного исследования составила совокупность общенаучных и частных методов, таких как сравнительно-правовой, диалектический, исторический, статистический, оценочный анализ и др.

Главный вывод исследования состоит в том, что законодательное закрепление и гарантия введения в установленных законодательством целях ограничений конституционных прав и свобод человека и гражданина, направленных на защиту публичных интересов, является одной из важных задач, стоящих перед государством и провозглашенная в Конституции Российской Федерации.

Ключевые слова: права и свободы человека и гражданина, цели ограничений прав и свобод граждан; публичные интересы: ограничение прав и свобод человека и гражданина.

Особая государственная деятельность государства по способу применения и реализации на практике ограничений прав и свобод человека и гражданина не может быть произвольной, ничем не регламентированной и не ограниченной. Государство имеет особый статус, с одной стороны который обеспечивает, гарантирует и защищает неотъемлемые права и свободы граждан, а с другой стороны выступает сдерживающим регулятором поведения человека в обществе по отношению к другим лицам. Эти особенности правомочий государства определяют значимость законодательного обоснования ограничений конституционных прав и свобод граждан, а также определения степени их пределов в нормативно-правовых актах государства. А в свою очередь для установления пределов ограничений прав и свобод человека и гражданина следует дать правовую оценку критериям допустимости конституционных ограничений, а именно основаниям и целям их введения.

В науке конституционного права под основаниями ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина, как правило, понимают некие обстоятельства или условия, из-за которых появляется необходимость осуществления государством в лице своих органов или должностных лиц мероприятий, реализующих ограничения прав и свобод граждан. Данная необходимость возникает при сталкивании различных интересов, например, государства и частных лиц, публичных и частных интересов, интересов граждан между собой и т.д.

Соглашусь с мнением Зайцева А.А. о том, что: «Конституционно-правовые основания введения ограничения прав и свобод человека и гражданина закреплены в Конституции Российской Федерации как обстоятельства, с помощью которых определяется противоречие между частными и публичными интересами, выступающими конституционными ценностями, и обуславливающими установление границ (уменьшение объема) дозволенного поведения законопослушных лиц, либо обстоятельства, которые являются угрозой для данных интересов либо их прямого ущемления» [1, с. 9]. Необходимость определения степени возможных ограничений конституционных прав и свобод человека и гражданина обоснована сутью оснований ограничений.

Ограничения прав и свобод человека и гражданина периодически выступают на стыке формальных и материальных аспектов. Это означает, что осуществление государством своих полномочий по введению ограничений прав граждан исключи-

5 -о

сз ж

■с

см со

тельно в законодательно закрепленных нормах, без привязки к обстоятельствам текущей жизни и развития общества будет являться превышением полномочий уполномоченных государством должностных лиц, а в свою очередь материальные основания ограничений, которые не установлены на законодательном уровне не могу являться правовыми.

Зайцев А.А. говорил, что: «следует отметить, что утвержденные в международно-правовых документах основания ограничений прав и свобод граждан и конституциях многих зарубежных стран, находят свое отражение через определение целей вводимых ограничений, которые следует достичь в результате применения данных конституционных ограничений, и это объясняется тем, что основания ограничений конституционных прав и свобод граждан не могут быть установлены ради самих ограничений, а лишь ради осуществления связанной с этим цели ограничений, закрепленную на законодательном уровне» [1, с. 8].

Воеводин Л.Д отмечал, что: «существуют различные научные подходы к понимаю и сравнению таких конституционных категорий как основания и цели ограничения прав и свобод граждан при формулировании критериев ограничений. Различный подход к понимаю объясняется тем, что ряд ученых считает данные понятия тождественными, однако, считаю, что между понятиями есть разница» [2, с. 111].

Большинство авторов пришли к следующему определению понятия цели ограничений: «под понятием цель ограничений прав и свобод человека и гражданина можно понимать суть стремления к заветному исполнению, тому, что желательно осуществить, а в свою очередь основанием ограничений могут являться обстоятельства, условия или причины, предшествующие их возникновению». Сравнивая конституционно-правовые категории, можно отметить, что если конституционно-правовые основания ограничений прав и свобод в результате противоречия частных и публичных, или частных интересов между собой, то суть целей ограничений состоит в том, чтобы найти пути решения данного конфликта интересов, обеспечить их защиту и гарантию неприкосновенности интересов каждой стороны конфликта и обрести баланс равноправия между противоречивыми субъектами права с помощью установления законодательно-властных предписаний в их адрес.

Суть нахождения вышеуказанного баланса в том, чтобы обеспечить реализацию цели введения ограничений прав и свобод человека и гражданина, основу законодательно-урегулированного порядка взаимодействия отношений субъектов права, складывающихся на основании законодательно-закрепленных общественных отношений и имеющих целью соблюдение правовых норм и обеспечения эффективного действия законодательства в области регулирования ограничений прав и свобод граждан. Авакьян С.А говорил, что: «в этом случае, определение степени и преде-

лов ограничения прав и свобод человека и гражданина в ситуации конфликта между конституционно-значимыми интересами при правомерном поведении субъектов осуществляется целью охраны интересов, которые являются более важными, а при ущемлении конституционно-значимых интересов при противоправном поведении лица - целью защиты данных интересов» [3, с. 201].

Учеными конституционного права при изучении элементов ограничения прав и свобод граждан в качестве определения целей вводимых ограничений учитывается необходимость осуществления гражданами своих гарантированных прав и свобод, должное функционирование общественных отношений и граждан в нем между собой, соблюдение и гарантия безопасности государства и граждан, социальное и культурное развитие общества, обеспечение правопорядка в обществе и закрепление возможности осуществления экономической и финансово-хозяйственной деятельности субъектов права в государстве.

Авакьян С.А. и ряд других авторов говорят о том, что: «по одной из классификаций цели ограничения конституционных прав и свобод граждан можно разделить вводимые ради охраны, реализации и защиты частных интересов (прав и свобод человека и гражданина) и ради охраны, реализации и защиты публичных интересов (интересов общества в целом и государства)» [3, с. 198]. В статье предлагается рассмотреть основные аспекты целей ограничений прав и свобод граждан, направленных на защиту публичных интересов.

Джантуханов В.З. говорит о том, что: «рассматривая аспекты публичных интересов следует отметить их, как основы конституционного строя, основы демократического строя, нравственность (общественную мораль), общественное здоровье, оборону и безопасность, общественный порядок. В Конституции Российской Федерации, а также в ряде международно-правовых документов определены различные определения пределов ограничений прав и свобод граждан без указания в них целей и оснований их введения применимо к конкретным обстоятельствам. В Конституции Российской Федерации установлен гибридный формат введения ограничений прав и свобод граждан, предусматривающий ч. 3 ст. 55 возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина, но и предусматривается вариативность ограничений определенных прав и свобод граждан с учетом различных обстоятельств» [4, с. 28].

Охрана основ конституционного строя как одна из важнейших целей ограничения прав и свобод человека и гражданина занимает главенствующее место в Конституции Российской Федерации и закреплена в ч. 3 ст. 55. Несмотря на то, что она закреплена только в российском законодательстве и не встречается в нормах международного права и Конституциях зарубежных государств, не уменьшена в значимости для граждан и государства. Указанной цели ограничения прав и свобод граж-

дан выделено особое место в первой главе Конституции Российской Федерации.

В главные элементы понятия основ конституционного строя Российской Федерации входят как частные, государственные, так и социальные (общественные) интересы. Соглашусь с позицией Авакьяна С.А., который утверждал, что: «поскольку понятие основ конституционного строя формальное и в некоторых научных источниках упоминается как абстрактное, то при применении государством ограничений прав и свобод граждан необходимо указывать на защиту каких именно ценностей, закрепленных в первой главе Конституции Российской Федерации направлено введение ограничений» [3, с. 205].

Охрана нравственности (общественной морали) как следующая цель ограничений конституционных прав и свобод человека и гражданина среди ученых является одной из самых дискуссионных и противоречивых на протяжении длительного времени. В ней нормы права и нормы морали включены в единую концепцию и представляют собой общий механизм регуляторов социальных отношений в обществе. Исторически сложилось, что первыми упоминались и возникли на ранних этапах развития общества, что нормы морали, которые своей сущностью выступали в качестве начала зарождения научной категории права как общественного явления. Научные категории мораль и право на сегодняшний день являются взаимосвязанными и неразделимыми друг от друга, хотя ряд авторов считают, что мораль может существовать без права и наоборот. Определяя основные черты понятия морали, упоминаются совокупность взглядов, общих принципов о добре и зле, честности и долгу, совести и справедливости, правде и лжи, и определяющему этим категориям поведению граждан в обществе. Универсальность морали как одного из основных ее качеств состоит в том, что она регулирует не только взаимоотношения граждан в обществе не подвластных праву, но и затрагивает сферу правоотношений между субъектами права [5, с. 44].

Вопросы о существовании такой цели ограничений как охрана нравственности являются в науке конституционного права дискуссионными и ряд авторов считает, что ее можно исключить. А. А. Пе-реверзев считает, что: «в формулировке «защита нравственности» закладывается неустранимое внутреннее противоречие, потому что нравственная норма не может раскрываться в праве; являясь же закрепленной в праве, нравственной нормой утрачивается свойство морального правила, и она становится правовой нормой» [6, с. 44]. Считаю не совсем верным данное утверждение потому что, практически любая норма права, характеризующая права и свободы человека и гражданина изначально основана на нормах морали, и имеет такое содержание. Принципы гуманизма и справедливости, являющиеся основным элементом обеспечения реализации гражданами своих прав и свобод, невозможно не назвать нравствен-

ными и не отвечающими вышеуказанной цели ограничения прав. В связи с развитием в нашей стране научно-технического прогресса, информационных технологий, существует необходимость обеспечения государством различных правовых и неправовых явлений, возникающих в результате общественных отношений, с учетом исторически сложившихся и общепризнанных морально-нравственных ценностей, в том числе для реализации правоприменительной деятельности государства для обеспечения механизмов защиты морально-нравственных ценностей граждан. Зайцев А.А. говорил, что: «поскольку не представляется возможным учесть в нормах права все элементы норм морали, нравственности, в нормативно-правовых актах, регулирующих ограничения прав и свобод граждан, а также целей их введения, сформулирована цель ограничения прав и свобод человека и гражданина как охрана нравственности в общем виде без обозначения конкретных характеристик или черт нравственности» [7, с. 137].

Охрана общественного здоровья и здоровья иных лиц представляет собой следующую и не менее значимую цель введения ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина. Охрана и защита здоровья граждан является не только неоспоримым правом каждого человека, но и представляет собой одну из важных функций государства, утвержденную в Конституции Российской Федерации. Государство, реализовывая эту функцию, обеспечивает своими правоприменительными актами защиту здоровья как отдельных граждан, так и всего населения в целом. В этой функции государства особенно подчеркнута значимость соблюдения личных и общественных интересов, а также взаимная ответственность при реализации прав и свобод личности перед государством [8, с. 137].

Основные положения по охране и защите здоровья граждан, утвержденные Конституцией Российской Федерации, находят свое отражение в федеральном законодательстве, к примеру, в ст. 33 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регламентирующая запрет в части ограничения прав и свобод тяжело инфекционно-больных граждан, в целях предотвращения массового заболевания других граждан [9, ст. 33].

Права и свободы граждан не могут быть неограниченны при их использовании в процессе коммуникации людей между собой, при взаимодействии граждан и государства в целях достижения общего блага и реализации благополучия и достойного функционирования общества. Для реализации указанной функции государством должно быть предусмотрено определение пределов осуществления прав и свобод гражданами без противоречий их интересов между собой. Поэтому, часто в науке, правом называют степень определения свободы либо мерой должного поведения граждан в обществе при реализации их прав и свобод. В демократическом правовом государстве дол-

5 -о

сз ж

■с

CM

со

жен быть предусмотрен в нормативно-правовых актах запрет превышения при реализации своих прав гражданами, а также запрет злоупотреблений правом как граждан по отношению к другим лицам, так и по отношению государства к гражданам. Закреплено конституционными нормами об обосновании злоупотребления правом гражданином при реализации им своих прав и свобод в противовес с действующим законодательством. Такое поведение граждан в обществе является особым видом правонарушений и должно быть пресечено специально уполномоченными государственными должностными лицами, так как затрагивает ущемление прав и свобод других лиц. Соответственно, можно согласиться с позицией Эбзеева Б.С., который утверждает, что: «нормативное закрепление границ осуществления прав и свобод призвано согласовывать постоянно сталкивающиеся интересы членов общества, давать возможность каждому реализовывать свои права и свободы в конструктивной форме с целью обеспечить социальную солидарность» [10, с. 120].

Обеспечение (охрана и защита) безопасности и обороны государства является завершающей целью ограничения прав и свобод человека и гражданина, направленной на защиту публичных интересов граждан. Исторически сложилось, что указанная функция используется государственной властью с помощью механизмов вмешательства государственных структур и должностных лиц в личную свободу граждан при реализации ими своих закрепленных прав и свобод. Государство реализует эту цель ограничения прав и свобод индивидов с помощью издания нормативно-правовых актов, регулирующих их поведение в обществе между собой и их правоотношений с государством, обеспечивая контроль за соблюдением прав и свобод граждан и запрет на произвольное издание законодательных актов и злоупотребления власти. Смирнов А.В. говорит, что: «необходимость ограничений прав и свобод можно объяснить стремлением государства сохранить себя, свой суверенитет, территориальную целостность как во внутригосударственных конфликтах, которые выражаются в борьбе за власть, сепаратистских движениях, так и в межгосударственных разногласиях» [11, с. 17]. В соответствии с ч. 3 ст. 56 Конституции РФ закрепленные цели ограничения прав и свобод человека и гражданина направлены на защиту безопасности и суверенитета государства [12, с. 157].

Литература

1. Зайцев А.А. Ограничения прав и свобод человека в конституционной теории и практике: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2014. С. 8-9.

2. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С. 111.

3. Авакьян С.А. Конституционное право России. Практикум. М., 2013. С. 201-202.

I. 29 Варламова Н.В. Права человека как предмет юридической интерпретации // Государство и право. 2009. № 2. С. 28-29.

4. Джантуханов В.З. Некоторые вопросы ограничений прав и свобод человека и гражданина по Конституции РФ // Системные технологии. 2014. № 10. С. 44-45.

5. Антонова Н.Г., Кувырченкова Т.Д., Рязанова Е.Н. Конституционное право России. М., 2014. С.137-138.

6. Переверзев А.А. Основания ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: Ставрополь, 2006. -С. 6

7. Зайцев А.А. К вопросу об интерпретации ограничений прав человека и свобод человека и гражданина // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2013. № 12 (43). С. 63.

8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 Ж95-Ф3 // Собрание законодательства РФ, 05.04.1999, N14, ст. 1650.

9. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N52^3 // Собрание законодательства РФ, 12.03.1999, N1, ст. 33.

10. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2013. С. 119120.

II. Смирнов А.В. К вопросу о критериях ограничения конституционных прав и свобод: принцип компенсации // Журнал конституционного правосудия. 2010. N1. С. 17.

12. Борисов А.С., Щеголева Н.А. К вопросу об ограничении права на правотворческую инициативу населения муниципального образования // Среднерусский вестник общественных наук. М., 2013. № 4. С. 157.

COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF THE CRITERIA FOR THE ADMISSIBILITY OF RESTRICTIONS ON THE RIGHTS AND FREEDOMS OF CITIZENS TO PROTECT PUBLIC INTERESTS

Kutsenko O.V.

Moscow Aviation Institute

The article attempts to consider a comparative legal analysis of the criteria for the admissibility of restrictions on the rights and freedoms of citizens, such as the goals of restrictions imposed by the legislator to protect public interests when determining the limits of possible restrictions. It analyzes modern legal positions and emerging legal discussions among scientists to understand all the grounds for restricting the rights and freedoms of citizens from the point of view of the purposes of their introduction. Legislative and legal requirements for the emergence and implementation in practice of restrictions on constitutional rights and freedoms of man and citizen are investigated. And also some questions are considered about the goals of the imposed restrictions on the rights and freedoms of man and citizen, aimed at protecting the public interests of society, taking into account the current legislation. Statement of the problem: in order to implement the legal mechanism for the protection of human rights and freedoms, as well as to ensure the imposed restrictions, it is necessary to fix in the legislation of the Russian Federation not

only the goals of their introduction, but also the grounds for restricting the constitutional rights and freedoms of a citizen, as well as the differences between these concepts. The methodological basis of scientific research was a combination of general scientific and private methods, such as comparative legal, dialectical, historical, statistical, evaluative analysis, etc. The main conclusion of the study is that the legislative consolidation and guarantee of the introduction, for the purposes established by law, of restrictions on the constitutional rights and freedoms of man and citizen, aimed at protecting public interests, is one of the important tasks facing the state and proclaimed in the Constitution of the Russian Federation.

Keywords: rights and freedoms of man and citizen, goals of restrictions on the rights and freedoms of citizens; public interests: restriction of the rights and freedoms of man and citizen.

References

1. Zaitsev A.A. Restrictions of human rights and freedoms in constitutional theory and practice: abstract. dis. ... cand. jurid. sciences'. Belgorod, 2014. pp. 8-9.

2. Voevodin L.D. The legal status of personality in Russia. M., 1997. p. 111.

3. Avakian S.A. Constitutional Law of Russia. Practicum. M., 2013. pp. 201-202

1. 29 Varlamova N.V. Human rights as a subject of legal interpretation // State and law. 2009. No.2. pp. 28-29.

4. Dzhantukhanov V.Z. Some issues of restrictions on human and civil rights and freedoms under the Constitution of the Russian Federation // System Technologies. 2014. No. 10. pp. 44-45.

5. Antonova N.G., Kuvyrchenkova T.D., Ryazanova E.N. Constitutional law of Russia. M., 2014. pp. 137-138.

6. Pereverzev A.A. The grounds for restricting constitutional rights and freedoms of man and citizen in the Russian Federation: abstract. dis. ... cand. jurid. Sciences: Stavropol, 2006. - p.6

7. Zaitsev A.A. On the interpretation of restrictions on human rights and freedoms of man and citizen // Science and education: economy and economics; entrepreneurship; law and management. 2013. No. 12 (43). p. 63.

8. The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of 30.12.2001 N195-FZ // Collection of Legislation of the Russian Federation, 05.04.1999, N14, Article 1650.

9. Federal Law "On sanitary and epidemiological welfare of the population" of 30.03.1999 N52-FZ // Collection of Legislation of the Russian Federation, 12.03.1999, N1, Article 33.

10. Ebzeev B.S. Man, people, state in the constitutional system of the Russian Federation. 2nd ed., reprint. and additional M., 2013. pp. 119-120.

11. Smirnov A.V. On the question of criteria for limiting constitutional rights and freedoms: the principle of compensation // Journal of Constitutional Justice. 2010. N1. p. 17.

12. Borisov A.S., Shchegoleva N.A. On the issue of restricting the right to law-making initiative of the population of the municipality // Central Russian Bulletin of Social Sciences. Moscow, 2013. No. 4. p. 157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.