DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_128 УДК 342
СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Comparative legal analysis of the constitutional and legal status of a child in the Russian Federation and foreign countries БЫЛИНСКАЯ Наталия Александровна,
адъюнкт факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров, Академия управления МВД России.
125130, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, В. E-mail: natali.bylinskaya@mail.ru;
Bylinskaya Natalia Aleksandrovna,
Post-graduate officer of Faculty Training of Scientific and Scientific-pedagogical Staff Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia.
125130, Russia, Moscow, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., 8. E-mail: natali.bylinskaya@mail.ru
Краткая аннотация: Посредством применения сравнительно-правового метода познания в рамках настоящей статьи анализируется правовая регламентация прав и свобод ребенка в России и отдельных зарубежных странах. Цель исследования: получение новых знаний о регулировании прав и свобод ребенка на территории этих государств, а также выработка предложений по совершенствованию действующего законодательства в рассматриваемой сфере.
Abstract: Through the application of the comparative legal method of cognition in the framework of this article, the legal regulation of the rights and freedoms of the child in Russia and certain foreign countries is analyzed. The purpose of the study: to gain new knowledge about the regulation of the rights and freedoms of the child on the territory of these states, as well as to develop proposals for improving the current legislation in this area.
Ключевые слова: Конституция; Конвенция о правах ребенка; права, свободы и интересы ребенка; регулирование прав ребенка; закон о правах ребенка.
Keywords: The Constitution; the Convention on the Rights of the Child; the rights, freedoms and interests of the child; regulation of the rights of the child; the Law on the Rights of the Child.
Для цитирования: Былинская Н.А. Сравнительно-правовой анализ конституционно-правового статуса ребенка в Российской Федерации и зарубежных странах // Право и государство: теория и практика. 2023. № 5(221). С. 128-132. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_128.
For citation: Bylinskaya N.A. Comparative legal analysis of the constitutional and legal status of a child in the Russian Federation and foreign countries // Law and state: theory and practice. 2023. No. 5(221). pp. 128-132. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_128.
Статья поступила в редакцию: 08.04.2023
Институт прав и свобод - это сердцевина конституционного строя России. Естественные права и свободы приобретаются человеком при рождении, поэтому они неотъемлемы и неотчуждаемы. От них невозможно отказаться.
«Люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы», - утверждает В. С. Нерсесянц [1, С. 26].
Однако свобода не безгранична. Рамки дозволенного определяются государством посредством принятия законов, закрепляющих права и свободы. Государство, создаваемое людьми, как отмечает М. В. Баглай, предназначено для поддержания реализации свободы. «Закрепление, охрана, поддержание прав и свобод, создание условий для их претворения в жизнь составляют длительную цепь правовых актов и действий, начало которым дает конституция» [2, С. 189].
Почти все государства мира ратифицировали Конвенцию ООН о правах ребенка (Далее - Конвенция), однако имплементация ее норм в каждом отдельном случае происходила определённым образом. Любая попытка сравнить конкретную конституционную схему с конвенционными нормами требует детального сравнительно-правового анализа.
Так, права ребенка на сегодняшний день закреплены в одноименных статьях или главах в:
1. Конституции Республики Армения от 5.06.1995 г.;
2. Конституции Ирландии от 29.12.1937 г.;
3. Конституции Республики Сербия от 8.11.2006 г.;
4. Конституции Республики Словения от 23.12.1993 г.;
5. Конституции Черногории от 19.10.2007 г.
Специальной заботой общества и государства окружены женщина, мать, дети и семья (особенно многодетная).
В Венгрии (ст. I. (2)), Сербии (ст. 63), Словении (ст. 55), Черногории (ст. 73) осуществляется государственная поддержка рождения детей.
Так, в Конституции Польши установлена забота о беременной женщине, матери и ребенке (ст.ст. 71-72). Конституция Сербии предусматривает осуществление медицинского обслуживания детей, беременных женщин, матерей, находящихся в отпуске по беременности и родам, родителей-одиночек с детьми в возрасте до семи лет за счет средств государственного бюджета (ст. 68). В Конституции Болгарии закреплено, что: «женщина-мать пользуется особой охраной со стороны государства, которое обеспечивает ей оплачиваемый отпуск до и после родов, бесплатную акушерскую помощь, облегчение труда и иную социальную помощь» (ч. 2 ст. 47).
Профессор Д. Л. Златопольский отмечает, что «В Венгрии ... матери оказывают помощь до и после рождения ребенка; охрана прав женщин и молодежи обеспечивается особыми правилами» [6, С. 533].
Наравне с Венгрией конституционную защиту женщине-матери до и после рождения ребенка обеспечивает Литва (ст. 39, ч. 1 ст. 71) и
Украина (ст. 24).
Защита государства распространяется на матерей и детей в Черногории (ст. 73) и Эстонии (ст. 42), отдельными конституционными нормами выделяются в Хорватии: защита детей защитников страны (ст. 57) и особая защита ребенка с нарушениями физического, психического и умственного развития, в том числе социально запущенного ребенка (ст. 63).
Под защитой ряда государств находятся женщины, дети, старики и инвалиды (Венгрия - ст. XV (5), Исландия - ст. 76, Испания - ч. 4 ст. 39, Литва - ст. 39, Португалия - ст. 69, Румыния - ст. 45 (1), Словакия - ч. 1 ст. 41, Словения - ст. 56, Турция - ст. 41, Франция - преамбула к Конституции 1946 года).
Акцентируем, что «... действующий Основной Закон Франции не имеет раздела о правах и свободах граждан. Компенсировать это призвана .отсылка в Преамбуле Конституции 1958 года к Декларации прав и Преамбуле Конституции 1946 г.», - отмечет профессор В. А. Туманов [7, С. 15].
Важным вопросом является обеспечение прав ребенка. К примеру, обеспечение государством прав ребенка определено в Польше (ч. 1 ст. 72). В Черногории регламентируется охрана здоровья ребенка за счет бюджетных ассигнований страны (ст. 69).
Особой охране подлежат дети, оставшиеся без попечения родителей в Болгарии (ч. 4 ст. 47), Армении (ч. 4 ст. 37), Молдове (ч. 3 ст. 2), Польше (ч. 2 ст. 72), России (ч. 4 ст. 671), Сербии (ст. 66), Словении (ст. 56), Украине (ст. 52), Хорватии (ст. 63). Особой поддержкой со стороны государства данная категория детей пользуется в Латвии (ст. 110).
Так, в ст. 11 Швейцарской Конституции закреплена защита неприкосновенности ребенка и его собственное содействие своему развитию.
Защита ребенка и забота о его умственном, психическом и физическом развитии являются обязанностью государства в Венгрии (ст. XVI (1)) и России (ч. 4 ст. 671).
В Бельгии ребенок имеет право на уважение нравственной, психической и сексуальной неприкосновенности (ст. 22 bis).
Посягательства на неприкосновенность ребенка, в особенности совершение преступлений против половой неприкосновенности детей, во всем мире имеют большой резонанс. В этой связи повышенный интерес вызывают конституционные положения Швейцарской конфедерации, закрепившие 2 важные нормы:
1. отсутствие срока давности для уголовного и судебного преследования и наказания в случае совершения сексуальных и порнографических преступлений против детей до полового созревания (ст. 123b);
2. тотальный запрет занятия профессиональной или добровольной деятельностью с несовершеннолетними или иждивенцами для лиц, осужденных за посягательство на сексуальную неприкосновенность ребенка или иждивенца (ст. 123c).
Швейцария - единственная страна в мире, которая внесла указанные положения в текст своей конституции с целью дополнительных гарантий неприкосновенности каждого ребенка, в том числе независимо от его происхождения. Доминирующее количество государств не разделяют детей на законнорожденных и незаконнорожденных. Так, в ряде конституций записано, что дети, рожденные в браке и вне брака имеют равные права (Болгария - ч. 3 ст. 47, Албания - ч. 2 ст. 54, Андора - ч. 3 ст. 13, Германия - ч. 5 ст. 6, Италия - ст. 30, Испания - ч. 2, 3 ст. 39, Португалия - ч. 4 ст. 36, Румыния - ст. 44 (3), Сан-Марино - ст. 12, Сербия - ст. 64, Словакия - ч. 2 ст. 41, Словения - ст. 54, Черногория - ч. 4 ст. 72, Чехия - 32 (2)).
Априори необходимо отметить, что ряд конституций (Словакия - ст. 15, Чехия - ст. 6 (1)) содержат положения, охраняющие право ребенка на жизнь еще до его рождения.
Рождаясь, ребенок наделяется правом получения гражданства в Албании (ч. 1 ст. 19), Армении (ст. 47), Венгрии (ст. G (1)), Грузии (ст. 32), Польше (ст. 34), Сербии (ст. 38), Турции (ст. 66), Швеции (ст. 7), Эстонии (ст. 8).
Являясь гражданином государства ребенок наделяется рядом прав:
• Право социального обеспечения (Австрия - ст. 12; Венгрия - ст.ст. XIX (1), XXX (2); Ирландия - ч. 4.1 ст. 45; Молдова -ч. 3 ст. 50; Польша - ч. 1 ст. 7; Португалия - ч. 3 ст. 63; Россия - ч. 1 ст. 39; Румыния - ст. 45 (2); Словакия - ч. 5 ст. 41; Турция - ст. 61; Финляндия - раздел 19; Франция - преамбула к Конституции 1946 года; Хорватия - ст. 62; Чехия - ст. 32 (5);
• Право на образование (Армения - ст. 38; Дания - ст. 76; Португалия (предусмотрено право на образование для детей-мигрантов) - ст. 74 (j); Франция - преамбула к Конституции 1946 года);
• Право на защиту от насилия, различных форм эксплуатации, принудительного труда (трудоустройства детей, не достигших определённого возрастного предела): Албания - ч. 3 ст. 54; Турция - ст. 41; Хорватия - ст. 64; Молдова - ч. 4 ст. 50; Польша - ч. 3 ст. 65; Португалия - ч. 3 ст. 68; Румыния - ст. 45 (3), (4); Сербия - ст.ст. 64, 661; Словения - ст. 56; Турция - ст. 50; Украина - ст. 43; Черногория - ст. 74; Эстония - ст. 42;
• Право свободно выражать свое мнение (Армения - ч. 1 ст. 37);
• Право свободы выбора труда (Армения - ст. 57; Венгрия - ст. XVIII (1); Мальта - ст. 16);
• Право самообразования (Швейцария - п. f ч.1 ст. 41).
Исследование положений ряда конституций позволило выявить такую составляющую правового статуса ребенка, как его интересы. Таким образом, об интересах ребенка упоминается в конституционных нормах Армении (ч. 2 ст. 36), Ирландии (ч. 3 ст. 42А), Португалии (ч. 3 ст. 67), Словении (ст. 54).
Отметим, что в Ирландии пристальное внимание уделяется защите семьи и институту брака, которые гарантируются государством.
В то же время, ряд стран в своих конституционных положениях закрепил нормы государственной защиты семьи, материнства, отцовства и детства:
- Болгария (ст. 14, ч. 2 ст. 47);
- Польша (ст. 71-72);
- Азербайджан (ст. 34);
- Албания (ст. 54);
- Армения (ст. 16);
- Болгария (ст. 14);
- Германия (ч. 1 ст. 6) - только семья;
- Греция (ст. 21);
- Грузия (ст. 30);
- Италия (ст. 31);
- Латвия (ст. 110);
- Люксембург (ч. 3 ст. 11) - гарантии естественного права семьи;
- Молдова (ч. 2 ст. 2, ст. 50);
- Португалия (ч. 1 ст. 67, ч. 1 ст. 68);
- Россия (ч. 1 ст. 38);
- Сан-Марино (ст. 12);
- Сербия (ст. 66);
- Словения (ст. 53);
- Турция (ст. 41);
- Украина (ст. 24, 52);
- Хорватия (ст. 62);
- Черногория (ч. 1 ст. 72);
- Швейцария (п. с ч. 1 ст. 41);
- Эстония (ст. 27);
- Северная Македония (ст. 40).
В некоторых странах уделяется пристальное внимание поддержке многодетных семей. К примеру, особое попечительство со стороны государства и местного самоуправления имеют многодетные семьи в Эстонии (ст. 28).
Будущее ребенка, его планомерное развитие, зависит в том числе и от образования, которое он получает в соответствии со своим возрастом. В связи с чем, концентрация внимания большинства государств направлена на образование подрастающих поколений.
Говоря о конституциях, профессор Б. С. Крылов акцентирует, что Ирландия: «... признает первенствующее значение семьи в воспитании и образовании детей и вместе с тем берет на себя обязательство обеспечить бесплатное начальное образование, поддержку и помощь частному образованию, исходя из прав, гарантированных родителям» [5, С. 779].
Обязательность получения первоначального образования указывается также в конституциях Польши (ч. 1 ст. 70), России (ч. 4 ст. 43), Швеции (ст. 18), Эстонии (ст. 37). Кроме того, конституционные нормы Лихтенштейна обязывают государство предоставлять соответствующие стипендии, с целью оказания помощи детям с хорошими интеллектуальными достижениями, у которых отсутствуют финансовые средства, посещать высшие учебные заведения (ч. 2 ст. 17).
Особый интерес вызывает норма конституции Швейцарии, предусматривающая обеспечение государством образования детей и подростков с ограниченными возможностями до достижения ими возраста 20-ти лет (ч. 3 ст. 62).
Заботу об учебе детей осуществляют Австрия (ст. 14а) и Армения (ст. 36).
Некоторые государства уделяют внимание не только общему образованию детей, но и заботятся об их разностороннем развитии. К примеру, в Швейцарии поощряется музыкальное образование (ст. 67а).
Религиозному воспитанию детей отводится место в конституционных предписаниях Андоры (ч. 3 ст. 20), Бельгии (§3 ст. 24), Германии (ч. 2 ст. 7), Ирландии (ч. 1 ст. 42), Испании (ч. 3 ст. 27), Литвы (ст. 26), Норвегии (ст. 2), Польши (ч. 3 ст. 53), Сербии (ст. 43), Словении (ст. 41).
Однако, государство не единственный субъект, который должен принимать участие в воспитании, обучении и поддержке ребенка. Наряду с государством законодатели некоторых стран наделяют родителей определенным рядом прав и (или) обязанностей по воспитанию и обучению детей, закрепляя их в конституционных нормах.
Так, в Андоре (ч. 3 ст. 20), Бельгии (ст. 24) и Эстонии (ст. 37) за родителями признается право выбора образования для ребенка. В Венгрии (ст. XVI(2)), Польше (ст. 48) и Румынии (ст. 29 (6)) им дается право выбора воспитания ребенка. Родителям-чехам делегировано право воспитания детей и заботы о них (ст. 32 (4)).
Отметим, что статья «Права и обязанности родителей» имеет место лишь в 2-х конституциях стран Европы (Сербия - ст. 65, Словения - ст. 54). В связи с чем необходимо рассмотреть перечень прав и (или) обязанностей родителей. К ним относятся:
• заботиться о детях (в т.ч. ухаживать за детьми и воспитывать их до совершеннолетия) - Болгария (ч. 1 ст. 47), Азербайджан
(ст. 17), Венгрия (ст. XVI (3)), Германия (ч. 2 ст. 6), Италия (ст. 30), Молдова (ст. 2), Португалия (ч. 5 ст. 36), Россия (ч. 2 ст. 38), Румыния
(ст. 44(1)), Словения (ст. 54), Украина (ст. 51), Хорватия (ст. 63), Черногория (ч. 2 ст. 72), Эстония (ст. 27), Северная Македония (ст. 40);
• заботиться об учебе своих детей (Австрия - ст. 14а; Армения - ст. 36);
• предоставить (обеспечить) им образование, воспитание (Венгрия - ст. XVI (3); Россия - ч. 4 ст. 43; Сербия - ст. 65; Хорватия - ст. 63);
• воспитывать детей честными и сознательными гражданами (Польша - ст. 38).
Отличительной чертой ряда конституций можно считать положения, обязывающие детей заботиться о своих родителях (Азербайджан - ст. 34; Армения - ч. 3 ст. 36; Венгрия - XVI (4); Литва - ст. 38; Россия - ч. 3 ст. 38; Украина - ст. 51; Хорватия - ст. 63; Черногория - ч. 2 ст. 72; Македония - ст. 40).
Основываясь на конституционных нормах ряд стран внедрил в свое законодательство специализированный закон (в некоторых случаях ряд законов), закрепляющий перечень прав ребенка.
Целью такого закона является обеспечение благополучия ребенка путем содействия эффективной имплементации Конвенции о правах ребенка, дополнительных протоколов к ней и признанных государством других международных правовых актов.
Так:
1) в Республике Азербайджан 19.05.1998 г. принят закон №499-IQ «О правах ребенка» [5, С. 184, 189-191]. Настоящий Закон определяет права и свободы детей в Азербайджанской Республике, основные принципы государственной политики в отношении детей, задачи государственных органов, других юридических и физических лиц в области охраны детей;
2) в Албании в 2017 году вступил в силу Закон 18/2017 «О правах и защите ребенка», охватывающий права ребенка в более широком плане, с особым акцентом на укрепление системы защиты детей от насилия, надругательств, эксплуатации и безнадзорности на национальном и местном уровнях. Закрепляет, что наилучшие интересы ребенка должны учитываться всеми правоохранительными органами, ориентированными на работу с детьми. Этот закон разъясняет характер структур по защите детей и усиливает меры по выявлению случаев, когда дети подвергаются риску насилия, надругательств, безнадзорности или эксплуатации, включая чрезвычайные меры по немедленному выводу ребенка из опасной ситуации. Он также налагает прямое обязательство на всех специалистов, работающих с детьми, сообщать о случаях надругательств над ними. Это позволило: создать многосекторальную систему защиты детей от всех форм насилия и соответствующие механизмы, структуры и системы; институционализировать группы по защите детей; установить стандарты по оказанию услуг группами по защите детей и по оценке качества услуг по защите детей в муниципалитетах; обеспечить основу для их проверки структурами центрального уровня.
3) в Республике Армения 31.05.1996 г. был принят закон №3P-59 «О правах ребенка». Законом закрепляется существенный перечень прав ребенка и их гарантии, включая определение уровня защиты прав ребенка в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях. К ним законодатель республики отнес: защиту прав ребенка, лишенного родительской опеки; уход за ребенком и его воспитание в детских домах и интернатах; права детей-инвалидов, детей с физическими и умственными недостатками; право ребенка на социальное обеспечение; право ребенка, оказавшегося в экстремальных ситуациях; запрещение участия ребенка в военных действиях; права ребенка-беженца; защиту прав ребенка при его привлечении к ответственности и защиту прав ребенка в специальных воспитательных заведениях).
4) в Соединённом королевстве действует закон «О детях» (Children act) 1989 г., содержащий не только перечень прав, свобод и законных интересов детей, но и регламентирующих судебные разбирательства с их участием. Кроме прочего в нем указывается и ответственность лиц, нарушивших права ребенка.
5) в Грузии: Кодекс о правах ребенка от 20.09.2019 г. Согласно ч. 1 ст. 1 данного Кодекса, его цель заключается в обеспечении благополучия ребенка на основании Конституции Грузии, международных договоренностей, в том числе для исполнения Конвенции о правах ребенка и других международных правовых актов;
6) в Королевстве Дания благополучие ребенка, соблюдение его прав, свобод и законных интересов регулируется симбиозом двух законов: о детях, об опеке и доступе к ребенку;
7) в Литовской Республике: закон об основах защиты прав ребенка, раскрывающий перечень прав ребенка и регламентирующий способы его защиты;
8) в Республике Молдова права ребенка защищает закон от 15.12.1994 г. № 338-XIII «О правах ребенка»;
9) в Румынской Республике: Закон 272/2004 в области защиты и поощрения прав ребенка. Настоящий закон раскрывает не только перечень прав и свобод ребенка, значительное внимание уделяется вопросам здоровья и благополучия ребенка, его образованию, культуре и отдыху. Отдельная часть закона представляется собой описание процесса защиты ребенка от различных угроз и при определенных обстоятельствах;
10) на территории Украины действует закон «Об охране детства», принятый 26.04.2001 г. Правам ребенка в настоящем законе отведен отдельный раздел (II) с одноименным названием;
11) в Эстонской Республике действует закон, определяющих права, свободы и интересы ребенка: о защите детей (принят 19.11.2014 г., вступил в силу 1.01.2016 г., частично 1.01.2020 г.); о государственных семейных пособиях (принят 14.11.2001 г.); о семье (принят 18.11.2009 г., вступил в силу 1.07.2010 г.); об именах (принят 15.12.2004 г., вступил в силу 31.03.2005 г.); закон о родительской компенсации (принят 10.12.2003 г.).
Обратим внимание, что с целью исполнения указанных законодательных актов в Эстонии создана система защиты детей. Обеспечением прав, свобод и интересов детей ведают Правительство Республики, Совет по защите детей, Министерство социальных дел, Департамент
социального страхования, уездные старейшины и единицы местного самоуправления на основании Закона о защите детей.
Однако, обозначим, что отдельные государства, которые обеспечивают права, свободы и законные интересы ребенка, издают законы об их защите, гарантиях, при этом не раскрывая их перечня, либо применяют государственные законы о международном частном праве.
К ним относится:
• Испания (закон от 28.07.2015 г. № 26/2015 «О модификации системы защиты детей и подростков» (Ley 26/2015));
• Финляндия (закон от 13.04.2007 г. № 417 «О социальном обеспечении детей»);
• Княжество Лихтенштейн (закон о международном частном праве 1996 г., регулирующий статуса ребенка);
• Королевство Нидерландов (права ребенка частично обозначены в ГК Нидерландов. Книга 10, 2011 г.);
• Республика Польша (закон о международном частном праве 1965 г.);
• Словацкая Республика (закон о международном частном праве и процессе 1963 г.);
• Республика Словения (закон о международном частном праве и процессе 1999 г.);
• Республика Хорватия (закон о международном частном праве, принятый 15.11.2017 г, вступивший в силу 29.01.2019 г.);
• Черногория (закон о международном частном праве от 23.12.2013 г.);
• Чешская Республика (закон 89/2012 Свода законов - Гражданский кодекс от 3.02.2012 г. (глава 4));
• Королевство Швеция. В 1979 г. Швеция, первая в мире, приняла особый закон, запрещающий применение насилия по отношению к ребёнку. «Aga» на шведском языке означает телесное наказание. Этот закон получил название «anti-aga lagen», иными словами, закон, запрещающий любые формы телесного и иного наказания по отношению к детям. На сегодня этот закон имплементирован в «Кодекс законов о родителях». Швеция стала одной из первых стран, которая ввела в 1979 году в Уголовный кодекс ответственность, предусматривающую более суровое наказание в случаях применения физического воздействия в отношении детей. Экономические права детей или семей с детьми определены в «Кодексе законов о государственном социальном страховании». «Закон о школе» содержит основные положения о детском дошкольном воспитании и воспитании детей в школе. В том числе он охватывает занятия детей за пределами учебного времени, учреждение школ для детей с особыми потребностями, положения о здоровье учащихся;
• Итальянская Республика. В 1975 году в семейное законодательство Италии были введены важные поправки, согласно которым каждый родитель обязан воспитывать детей в соответствие с их природными наклонностями и стремлениями, а не со своими собственными представлениями о благе ребенка. Родитель не имеет права навязывать ребенку политические или религиозные взгляды, те или иные отношения с людьми; он не может также навязывать ему профессию или работу, если они отражают только личные устремления самого родителя;
" Французская Республика. Права ребенка нашли свое отражение в Преамбуле Конституции Франции от 27.10.1946 г. Со-
гласно которой: «Нация гарантирует личности и семье необходимые условия для их развития. Она гарантирует всем, в частности ребенку, матери ... охрану здоровья, материальное обеспечение, отдых и досуг. ... Нация гарантирует равный доступ детям и взрослым к образованию, к приобретению профессии и к культуре»;
• Российская Федерация. Основным актом, гарантирующим правах ребёнка в России является ФЗ N 124-ФЗ. Он не определяет перечень прав, свобод и интересов ребенка, однако направлен на регулирование общественных отношений, возникающих в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка. Кроме того, частичное регулирование в данной сфере осуществляется нормами СК РФ и другими законами.
Сравнительно-правовой анализ показал, что почти во всех рассмотренных государствах, правовой статус ребенка регламентирован положениями конституции, где определен перечень его прав, свобод и обязанностей. Государства придерживаются конвенционной концепции, провозглашая и обеспечивая наилучшие интересы ребенка. Вместе с тем, на сегодняшний день правовое положение ребенка в России регулируется через призму конституционных положений, закрепляющих признание и гарантию прав и свобод человека, и гражданина (ст. 17; ч. 2 ст. 55), а также ч. 4 ст. 15 Конституции, предусматривающей, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Несмотря на то, что подавляющее большинство отечественных нормативных актов приведено в соответствие международным стандартам, полный объем прав и свобод ребенка определен только в конвенционных нормах, а нормы российского отраслевого законодательства, определяющие права и свободы ребенка, имеют разрозненный характер. Отсутствие унифицированного подхода к понимаю прав и свобод ребенка представляет собой юридическую коллизию, требующую правового разрешения.
Библиогра фия:
1. Нерсесянц В. С. Философия права: Учебник для вузов. — М.: Норма, 2005.
2. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник, - 10-е изд., изм. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2013.
3. П. Астахов: преступления против детей становятся все более жестокими // Российская газета. 2013. №245(6221).
4. Конституции государств Восточной Европы. Уч. и справ. пособие / Отв. ред. д-р юрид. наук Д. А. Ковачев. - М.: Издательская группа ИНФАМ-Норма, 1996.
5. Окуньков Л. А. Конституции стран Европы: в 3 т. Т. 1. -М.: Издательство НОРМА, 2001.
6. Маклаков В. В., Энтин В. Л. Французская Республика. Конституция и законодательные акты: пер. с франц. -М.: Прогресс, 1989.
7. Маклаков В. В. Конституции зарубежных стран: Учебное пособие / В. В. Маклаков. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2003.
References:
1. Nersesyants V. S. Philosophy of Law: Textbook for universities. — M.: Norm, 2005.
2. Baglay M. V. Constitutional law of the Russian Federation: textbook, - 10th ed., ed. and supplement - M.: Norm: INFRA-M, 2013.
3. P. Astakhov : crimes against children are becoming more and more violent // Rossiyskaya Gazeta. 2013. №245(6221).
4. Constitutions of Eastern European States. Educational and reference manual. The editor-in-chief is Dr. Yurid. Sciences D.A. Kovachev. M.: Publishing group INFA^M-Norm, 1996.
5. Okunkov L. A. Constitutions of the countries of Europe: in 3 vols. Vol. 1. -Moscow: Publishing House NORMA, 2001.
6. Maklakov V. V., Entin V. L. French Republic. Constitution and legislative acts: trans. from French -M.: Progress, 1989.
7. Maklakov V. V. Constitutions of foreign countries: Textbook / V. V. Maklakov. - 4th ed., reprint. and additional - M.: Walters Kluwer, 2003.