Научная статья на тему 'Некоторые вопросы конституционно-правового статуса несовершеннолетних в зарубежных странах'

Некоторые вопросы конституционно-правового статуса несовершеннолетних в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1796
501
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ПРАВА И ИНТЕРЕСЫ ДЕТЕЙ / ОМБУДСМЕН / СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ / КОНСТИТУЦИОННАЯ ОБЯЗАННОСТЬ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / MINORS (TEENAGERS) / THE CONSTITUTION / A LEGAL STATUS / RIGHTS AND INTERESTS OF CHILDREN / OMBUDSMAN / COURTS / CONSTITUTIONAL DUTY / THE YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малыхина Мария Алексеевна

В статье речь идет об изучении отдельных вопросов конституционноправового статуса несовершеннолетних в зарубежных странах. Анализируется содержание конституций отдельных стран в аспекте закрепления в них основных прав и свобод несовершеннолетних. В ряде стран в конституции зафиксированы и обязанностей детей. Общей тенденцией для современных зарубежных государств является, помимо установления института уполномоченного по правам человека (омбудсмена), дополнительное введение института уполномоченного по правам ребёнка. Делается вывод о том, что изучение зарубежного опыта могло бы стать весьма полезным для конституционного права России, в особенности в части создания специализированных судов по делам несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some questions of constitutional legal status of minors in foreign countries

In this article it is said about analyzing problem of constitutional legal status of minors in foreign countries. The author is analyzing contests of Constitutions of certain countries and especially chapters, which are devoted to the rights and liberties of minors. In Constitutions of some countries you can also find chapters, which are devoted to the duties of minors. Besides establishment of institute of the Commissioner for Human Rights, the general tendency for the modern foreign countries is additional introduction of institute, which can protect children's rights. In conclusion it is said that studying of foreign experience in the legal sphere could become very useful to a constitutional law of Russia, especially it is possible to establish the specializing courts, which can protect children's rights in Russia too.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы конституционно-правового статуса несовершеннолетних в зарубежных странах»

УДК 342:347.157(4)

М. А. Малыхина

Некоторые вопросы конституционно-правового статуса несовершеннолетних в зарубежных странах

В статье речь идет об изучении отдельных вопросов конституционноправового статуса несовершеннолетних в зарубежных странах. Анализируется содержание конституций отдельных стран в аспекте закрепления в них основных прав и свобод несовершеннолетних. В ряде стран в конституции зафиксированы и обязанностей детей. Общей тенденцией для современных зарубежных государств является, помимо установления института уполномоченного по правам человека (омбудсмена), дополнительное введение института уполномоченного по правам ребёнка. Делается вывод о том, что изучение зарубежного опыта могло бы стать весьма полезным для конституционного права России, в особенности в части создания специализированных судов по делам несовершеннолетних.

In this article it is said about analyzing problem of constitutional legal status of minors in foreign countries. The author is analyzing contests of Constitutions of certain countries and especially chapters, which are devoted to the rights and liberties of minors. In Constitutions of some countries you can also find chapters, which are devoted to the duties of minors. Besides establishment of institute of the Commissioner for Human Rights, the general tendency for the modern foreign countries is additional introduction of institute, which can protect children's rights. In conclusion it is said that studying of foreign experience in the legal sphere could become very useful to a constitutional law of Russia, especially it is possible to establish the specializing courts, which can protect children's rights in Russia too.

Ключевые слова: конституция, несовершеннолетний, правовой статус, права и интересы детей, омбудсмен, судебные органы, конституционная обязанность, молодежная политика.

Key words: the Constitution, minors (teenagers), a legal status, rights and interests of children, ombudsman, courts, constitutional duty, the youth policy.

Статус несовершеннолетних на конституционном уровне в большинстве зарубежных стран, как и в Российской Федерации, урегулирован фрагментарно. Чаще всего конституционные упоминания о несовершенно-

© Малыхина М. А., 2013

летних касаются защиты детей в рамках социальной поддержки отдельных групп населения. Наиболее практически применимыми на данный момент для большинства зарубежных стран являются всё же положения внутригосударственного законодательства.

В некоторых конституциях особо гарантируются права и интересы детей. Часть пятая ст. 4 Конституции Мексики гласит: «Долг родителей -соблюдать право детей на удовлетворение своих потребностей, на умственное и физическое развитие. Закон определяет для защиты детей средства, которые должны предоставляться государственными учреждениями».

Конституция Италии уделяет внимание также проблематике внебрачных детей: части третья и четвертая ст. 30 обязывают законодателя обеспечить детям, рождённым вне брака, всю юридическую и социальную защиту, совместимую с правами членов законной семьи, и установить правила и пределы для установления отцовства.

В ст. 72 Конституции Республики Польша подробно регулируются права ребёнка и предусмотрен институт уполномоченного по правам ребёнка. Наконец, в ст. 56 Конституции Словении 1991 г. устанавливается, что дети пользуются особой охраной и заботой. Правами человека и основными свободами дети пользуются в соответствии со своим возрастом и зрелостью. Детям гарантируется особая защита от экономической, социальной, физической, душевной или иной эксплуатации и злоупотребления. Особо охраняет государство детей и несовершеннолетних, которые лишены заботы взрослых1.

Сложная демографическая ситуация Китая побудила составителей действующей конституции включить в неё следующие нормы: «Государство распространяет планирование рождаемости, чтобы привести рост населения в соответствие с планами экономического и социального развития» (ст. 25); «Супруги - муж и жена - обязаны осуществлять планирование рождаемости» (часть вторая ст. 49). В то же время следует обратить внимание на следующие положения частей третьей и четвертой той же ст. 49 Конституции КНР:

«Родители обязаны содержать и воспитывать несовершеннолетних детей, совершеннолетние дети обязаны содержать и поддерживать родителей.

Запрещаются нарушение свободы брака и жестокое обращение со стариками, женщинами и детьми».

1 Конституционное (государственное) право зарубежных стран: в 4 т. Т. 1-2. Часть общая: учеб. / отв. ред. проф. Б.А. Страшун. 3-е изд., обновл. и дораб. М.: БЕК, 2000. С. 31.

Кроме того, многими конституциями на государство возлагается такая задача, как защита социально слабых общественных групп. Например, действующая ныне преамбула Конституции Франции 1946 г. устанавливает, что нация «гарантирует всем, в частности ребёнку, матери и престарелым трудящимся, охрану здоровья, материальное обеспечение, отдых и досуг. Всякое человеческое существо, лишённое возможности трудиться по своему возрасту, физическому или умственному состоянию или экономическому положению, имеет право получать от коллектива средства, необходимые для существования»2.

Общей тенденцией для современных зарубежных государств является, помимо установления института уполномоченного по правам человека (омбудсмена), дополнительное введение института уполномоченного по правам ребёнка.

Уполномоченные по правам человека - это должностные лица, которые обязаны следить за тем, чтобы государственные органы, прежде всего исполнительная власть, не нарушали права человека и гражданина. Данный институт появился в Швеции в XIII в., но лишь 700 лет спустя шведское слово «омбудсмен» вошло в конституционно-правовые тексты ряда других стран (например, в Конституцию Намибии)3.

В Польше одновременно функционируют институт уполномоченного по гражданским правам и уполномоченного по правам ребёнка.

Защита прав несовершеннолетних осуществляется в некоторых зарубежных странах также путём создания специализированных судебных органов. Так, в Великобритании в качестве специализированных действуют суды по делам несовершеннолетних4. Во Франции имеются суды общей юрисдикции, а также специализированные и административные суды. Суды по делам несовершеннолетних относятся к категории уголовных специализированных судов.

В Италии суды по делам несовершеннолетних, учреждённые в 1934 г., действуют при апелляционных судах и рассматривают дела лиц, не достигших возраста 18 лет. Они заседают в составе двух профессиональных судей, а также двух непрофессиональных, подбираемых из числа «достойных граждан» не моложе 30 лет, известных благотворительной

2 См.: там же. С. 32.

3 См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран: в 4 т. Т. 1-2. Часть общая: учеб. / отв. ред. проф. Б.А. Страшун. 3-е изд., обновл. и дораб. М.: БЕК, 2000. С. 109.

4 См.: Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб. М.: ТК Велби, Проспект, 2007. С. 31.

деятельностью и принадлежащих к числу специалистов по биологии, психиатрии, уголовной антропологии, педагогике и психологии.

Суды по делам несовершеннолетних функционируют также в Австрии5.

В Республике Хорватия специализированные суды по делам несовершеннолетних не функционируют, однако согласно положениям конституции при рассмотрении дел несовершеннолетних могут проводиться полностью или частично закрытые судебные разбирательства (ст. 117)6.

В Японии окружные суды (всего их 50, столько же, соответственно, семейных) рассматривают по первой инстанции другие значимые дела, кроме дел о государственных преступлениях (значимость дела определяется размером иска и тяжестью уголовной ответственности), а также являются апелляционной инстанцией для нижестоящих (дисциплинарных) судов. Дела рассматриваются либо коллегией из трёх профессиональных судей, либо судьёй единолично. При рассмотрении семейных дел семейными судами создаются коллегии, состоящие из судей и представителей населения (фактически народных заседателей). Специализированные семейные суды

7

создаются при окружных судах .

Суды по семейным делам в Японии имеют такую же структуру, как и окружные суды, и действуют при окружных судах и их отделениях. Они выполняют примирительные функции и выносят решения по делам, связанным с семейным правом, спорами о наследстве, рассматривают мелкие уголовные преступления, совершённые несовершеннолетними (в возрасте до 20 лет). В штатах семейных судов для подготовки к рассмотрению дел несовершеннолетних действуют так называемые исследователи (тёсакан), в обязанности которых входит изучение на научной основе личности несовершеннолетнего, окружающей его социальной среды, обстоятельств совершения им преступления или иного антиобщественного деяния и т. п. При необходимости получить более полную и глубокую характеристику личности несовершеннолетнего семейный суд направляет его в классификационный пункт для несовершеннолетних (сёнэн камбэцусё). Эффектив-

5 См.: Конституционное право государств Европы: учеб. пособие для студ. юрид. вузов и фак. (отв. ред. Д.А. Ковачев). М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 77.

6 См.: там же. С. 125.

7 См.: Автономов А.С. Указ. соч. С. 80.

60

ность семейных судов достаточно высока, однако их перегруженность мешает индивидуализации подхода к несовершеннолетним8.

Во многих штатах США также действуют суды специальной юрисдикции - либо самостоятельно, либо при окружных судах. Это суды по налогам, земельным, семейным спорам, по делам о наследовании, по претензиям к властям штатов, по рассмотрению дел о преступлениях несо-

9

вершеннолетних .

В Египте действуют общие суды, есть некоторые специальные суды (например, созданные в соответствии с законом 1980 г. о защите ценностей от порока), а также суды, специализирующиеся на отдельных категориях дел (например, по делам несовершеннолетних), но они не рассматриваются как специальные суды10.

Как правило, на конституционном уровне дополнительно гарантируются трудовые права несовершеннолетних. К примеру, в ФРГ согласно положениям Конституции 1988 г. запрещается использовать труд несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, за исключением учеников, достигших 14 лет, однако несовершеннолетние не могут привлекаться к ночным, опасным или вредным для здоровья работам11. По Конституции Беларуси женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности (ст. 42)12.

В Венгрии каждый ребенок, согласно § 67 Конституции, имеет право на необходимую для его соответствующего физического, умственного и духовного развития охрану и заботу со стороны семьи, государства и общества. Родителям принадлежит право самим определять воспитание своих детей. В особых предписаниях должны определяться задачи государства, связанные с положением и охраной семьи и молодёжи13.

8 Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб.: в 4 т. Т. 4. Часть Особенная: страны Америки и Азии / отв. ред. проф. Б. А. Страшун. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001. С.201.

9 См.: там же. С.163.

10 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: учеб. М.: БЕК, 1997. С.69.

11 См. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб.: в 4 т. Т. 4. Часть Особенная: страны Америки и Азии / отв. ред. проф. Б. А. Страшун. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001. С.72.

12 См.: Конституционное право государств Европы: учеб. пособие для студ. юрид. вузов и фак. (отв. ред. Д.А. Ковачев). М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 197.

13 Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб.: в 4 т. Т. 3 / отв. ред. Б.А. Страшун. М.: БЕК, 1997. С.99.

В соответствии с положениями ст. 48 Конституции Республики Польша, родители имеют право на воспитание детей согласно собственным убеждениям. Это воспитание должно учитывать степень зрелости ребёнка, а также свободу его совести и вероисповедания и его убеждений. Ограничение или лишение родительских прав может иметь место только в случаях, определённых в законе, и только на основании правомочного решения суда.

В соответствии со ст. 72 Конституции Республика Польша обеспечивает охрану прав ребёнка. Каждый имеет право требовать от органов публичной власти защиты ребёнка от насилия, жестокости, эксплуатации и деморализации. Ребёнок, лишенный родительской опеки, имеет право на опеку и помощь публичных властей.

В ходе установления прав ребёнка органы публичной власти, а также лица, ответственные за ребенка, обязаны выслушать и по мере возможности учесть мнения ребёнка. Закон определяет компетенцию и порядок назначения уполномоченного по правам ребёнка14.

Достаточно редко в Основных законах можно встретить статьи, имеющие отношение к столь важному периоду развития личности, как дошкольный возраст. В Грузии власть обеспечивает дошкольное воспитание (ст. 35). По Конституции Украины государство обеспечивает доступность, бесплатность и развитие дошкольного образования (ст. 53)15.

Не так часто в ряду гарантий государства в сфере образования можно встретить положения, касающиеся поддержки талантливых детей. В основном эти положения гарантируют детям с особыми природными данными материальную помощь. По Конституции Княжества Лихтенштейн государство облегчает посещение средней школы одарёнными, но не имеющими средств учениками путем предоставления соответствующих стипендий. В Греции органы власти оказывают поддержку отличившимся детям. Конституция Азербайджанской Республики обеспечивает продолжение образования для талантливых лиц независимо от их материального положения.

Вместе с тем во многих европейских странах на граждан налагается обязанность получать образование: начальное (Грузия, Республика Кипр, Великое Герцогство Люксембург, Македония, Португалия, Словения, Хорватия); первичное в государственных школах (Мальтийская Республика);

14 Там же. Приложение: Конституция Республики Польша от 2 апр. 1997. С. 201.

15 См.: там же. С.208.

общее среднее (Азербайджан, Казахстан); общее школьное (Венгрия, Княжество Лихтенштейн), основное (Латвийская Республика). Изредка обязательное образование государство ограничивает и конкретными временными рамками. Так, школьное обучение до 16-летнего возраста обязательно в Болгарии и Литве, до 18-летнего - в Польше; срок обязательного обучения не менее девяти лет установлен по Конституции Греции. В ряде случаев положения носят общий характер: в Словацкой Республике продолжительность обязательного школьного обучения и возраст, по достижении которого посещение школы обязательно, устанавливаются законом; в Чешской Республике посещение школы обязательно в течение времени, установленного законом.

Осознавая ценность образования как института культуры, коренным образом влияющего на социально-экономическое и духовное развитие всего общества, в ряде стран государство согласно Основному закону осуществляет высшее руководство за сферой целенаправленного процесса воспитания и обучения. Так, всё школьное дело находится под надзором государства по Конституции Федеративной Республики Германии (ст. 7); осуществляется надзор за деятельностью учебно-воспитательных учреждений и постановкой просвещения в Литве (ст. 40 Конституции) и Эстонии (ст. 37); в отношении всего преподавания и воспитания государству принадлежит право надзора в Австрии (ст. 17). По Конституции Великого Герцогства Люксембург закон устанавливает способы содействия народному образованию и условия наблюдения за ним со стороны правительства и общин; он регулирует, кроме того, все то, что касается народного образования (ст. 23). Органы власти контролируют систему образования в соответствии с Конституцией Испании (ст. 27) и Азербайджана (ст. 42), устанавливают общие правила, касающиеся просвещения, и учреждают государственные школы всех родов и ступеней в Итальянской Республике (ст. 33).

В Конституции Княжества Лихтенштейн сказано, что государство будет оказывать особое внимание народному образованию и воспитанию. Это «особое внимание» заключается в следующем: народное образование и воспитание должно быть организовано таким образом, чтобы молодёжь путём сотрудничества семьи, школы получала нравственное воспитание, приобретала патриотические чувства и профессиональные качества. Вся система воспитания и обучения подлежит контролю государства (ст. 15, 16).

Крайне редко можно встретить статьи, касающиеся своего рода отчётности о состоянии дел в области образования. Так, по Конституции

63

Королевства Нидерланды правительство при постоянном внимании к образованию должно представлять ежегодные доклады о состоянии сферы образования Генеральным штатам (ст. 23).

В ряде случаев конституции европейских стран регулируют общие вопросы языковой политики в области образования. В Румынии образование всех ступеней осуществляется на румынском языке. При установленных законом условиях образование может осуществляться и на языке, используемом в международном общении (ст. 32). В соответствии с Конституцией Турецкой Республики никакой язык, кроме турецкого, не должен преподаваться в качестве родного языка турецким гражданам в любых образовательных учреждениях. Иностранные языки, которые необходимо преподавать в образовательных учебных учреждениях, и правила, которым нужно следовать при проведении обучения в школах с изучением иностранных языков, определяются законом (ст. 42)16.

Конституционно-правовой статус несовершеннолетних устанавливается также путём возложения на них ряда конституционных обязанностей.

Так, в КНР на несовершеннолетних возлагается обязанность учиться, коррелирующая закреплённому за ними праву на образование. На несовершеннолетних в КНР, как и в других государствах, распространяются общие конституционные обязанности человека. Это, в частности, обязанности: трудиться, соблюдать Конституцию и законы, хранить государственную тайну, беречь общественную собственность, соблюдать трудовую дисциплину и общественный порядок, уважать нормы общественной морали, защищать единство государства и сплочённость всех национальностей страны, охранять безопасность, честь и интересы Родины, платить налоги17.

В отличие от большинства конституций современных государств, Конституция США никаких обязанностей человека и гражданина прямо не устанавливает. Из смысла поправки XVI следует обязанность платить налоги, поправки V - обязанность давать свидетельские показания (если они не направлены против себя самого).

В текущем законодательстве штатов прямое провозглашение обязанностей, которые по значению можно считать конституционными, тоже не распространено. Исключением является требование обязательного школьного образования. Исследователи подчёркивают, что такая обязанность со-

16 См.: там же. С.211.

17 См.: Автономов А.С. Указ. соч. С.90.

64

держит указание не на количественные параметры обязательного образования, а лишь на возраст, в рамках которого ребёнок должен посещать школу: в большинстве штатов - с 6 до 16, а в четырёх - с 6 до 18 лет. Обязанность обеспечить образование ребёнку в этом возрасте лежит на родителях. В случае уклонения от неё им грозит штраф18. В законодательстве зарубежных стран также имеет место совпадение в определённом возрасте в отношении одного лица правовых статусов несовершеннолетних и молодёжи.

А.А. Шашенков делает вывод о том, что молодёжная политика осуществляется в подавляющем большинстве зарубежных стран. Данным исследователем выявлено, что современные возрастные границы понятия «молодёжь», принятые в большинстве европейских стран, США и Японии, лежат в интервале от 13-15 до 25-30 лет. В некоторых странах (Нидерланды) молодёжь не выделяется в особую группу, а объединяется вместе с детьми в возрастных рамках 0-25 лет19.

Во многом положения Конституции Российской Федерации, закрепляющие основы правового статуса несовершеннолетних, базируются на нормах международного права, аналогичны положениям конституций развитых зарубежных стран. Однако, представляется, что изучение зарубежного опыта могло бы стать весьма полезным для конституционного права России, в особенности в части создания специализированных судов по делам несовершеннолетних.

См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб.: в 4 т. Т. 4. Часть Особенная: страны Америки и Азии / отв. ред. проф. Б. А. Страшун. М.: НОРМА-ИНФРА-М., 2001. С. 31.

19 Шашенков А.А. Конституционно-правовое положение молодежи в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 21.

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.