Ксения Ивановна Бабина,
аспирантка кафедры правосудия и процессуального права, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НАУКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ
Финансирование государственных учреждений науки - ключевая проблема возрождения научного потенциала и инновационной способности экономики. Автор обращает внимание на напряжение, выросшее в научной среде, вызванное тем, что в соответствии с действующей редакцией Бюджетного кодекса должна была перестать действовать система финансового обеспечения грантов. Проводится параллель между финансированием государственных учреждений науки в России и зарубежных государствах. Делается вывод о том, что система финансирования государственных учреждений науки отражает принципы государственного устройства страны. Программы финансирования государственных учреждений науки и стимулирование инновационных процессов, предусмотренные в законах различных стран, часто повторяют аналогичные механизмы других государств, изменяясь лишь в масштабах, направлениях деятельности в зависимости от степени понимания политическим руководством их важности для развития и процветания страны в целом.
Ключевые слова: финансирование, анализ, государственные учреждения науки, модель, субсидии, субвенции.
K.I. Babina
COMPARATIVE AND LEGAL ANALYSIS OF STATE FUNDING FOR SCIENCE IN THE RUSSIAN FEDERATION AND FOREIGN COUNTRIES
The paper argues that state funding for science is a key issue for revival of scientific potential and innovative capacity of the economy. The author draws attention to the tension that rose in the scientific community due to the fact that in accordance with the current version of the Budget Code the system of financial support for scientific grants is to be cancelled.
УДК 351:001
♦
♦
The author draws parallels between funding of public scientific institutions in Russia and in foreign countries. It is concluded that the system of financing public institutions of science reflects the state principles of the country. State funding programs for science and encouraging innovative processes that are specified in the legislation of different countries often repeat similar arrangements of other countries varying only in scale and scientific field depending on their importance for the development and prosperity of the country as a whole and will of the political leadership.
Keywords: financing, analysis, public institutions of science, model, subsidies, subventions.
Финансирование государственных учреждений науки - ключевая проблема возрождения научного потенциала и инновационной способности экономики [2, с. 92].
В научной среде возникло напряжение, вызванное тем, что в соответствии с действующей редакцией Бюджетного кодекса должна была прекратиться система финансового обеспечения грантов, выделяемых на проведение фундаментальных научных исследований, а следовательно, стала под сомнение возможность дальнейшего существования и деятельности научных фондов. Кроме того, из Бюджетного кодекса было исключено определение субсидии, и многие гранты и субсидии стали трактоваться одинаково. Вследствие этого возникла полная неопределенность в порядке бюджетного финансирования науки.
Федеральное агентство по науке и инновациям выступает в роли главного распорядителя бюджетного финансирования государственных учреждений науки. Роснаука предоставляет субсидии и субвенции на научные мероприятия государственным учреждениям науки. Право на получение субсидий или субвенций предоставляется государственным учреждениям науки на условиях конкурсного отбора. Данные средства относятся к доходам, не учитываемым при налогообложении прибыли при условии их целевого использования, и должны подлежать отдельному учету со стороны учреждения-получателя. В случае нецелевого использования денежных средств финансирование государственных учреждений науки может быть отозвано.
Гранты - один из самых распространенных видов целевого финансирования государственных учреждений науки. Гранты предоставляются на безвозмездной основе физическим лицам и некоммерческим организациям. Правительство РФ утверждает перечень организа-ций-грантодателей. Данные организации не подлежат налогообложению, с них не взимается налог на прибыль и НДФЛ.
Проанализируем финансирование государственных учреждений науки в различных странах. Остановимся подробнее на украинской модели финансирования государственных учреждений науки.
Правовой основой данного финансирования является Закон Украины «Про приоритетные направления развития науки и техники» от 11 июля 2001 г., определяющий правовые, финансовые и организационные основы системы формирования и реализации приоритетных направлений развития науки и техники в стране. Данные направления базируются на принципах и прогнозах экономического и социального развития страны. Объем денежных средств, направленных на финансирование государственных научных программ по приоритетным направлениям развития науки, утверждается Законом Украины.
Необходимо отметить три основные формы финансирования научного сектора.
1. Финансирование отдельного ученого. Такой подход демонстрирует доверие к ученому, а контроль со стороны научного сообщества за деятельностью исследователя, конечно, предполагается, но не в явной форме. Выбор научных проблем и методов исследования оставляется на его усмотрение.
2. Финансирование научного учреждения.
3. Финансирование научных проектов через гранто-вую систему (так же, как и в Российской Федерации). Очевидным преимуществом такого подхода является возможность контроля эффективности научных исследований, понимаемой как степень удовлетворения потребностей общества в научном знании. Идея эффективности грантовой поддержки науки основана на том, что получение гранта предполагает конкурентный процесс, а эффективный конкурентный механизм является гарантией успешной эволюции.
Другая модель, используемая в США и странах Латинской Америки, утверждает, что полученные за счет бюджета результаты научных работ передаются производителям или бесплатно, или за довольно низкую цену. Однако производитель обязан инвестировать средства в производство, создавая новые рабочие места. Государство же получает от таких действий определенный доход в виде налогов.
Для стран Западной Европы характерна своя модель финансирования государственных учреждений науки. Государство финансирует научные предприятия, занимающиеся внедрением наиболее важных результатов, полученных за государственный счет. Министерство экономики Англии утверждает специальный «перечень важных товаров». Постоянно меняя этот перечень, государство, таким образом, влияет на развитие экономики. Вклад немецких ученых в развитие мировой науки с каждым годом становится все весомее. По мнению ряда экспертов, не последнюю роль в этом играет своеобразная организация научных работ в Германии, где существует ряд равноправных научных обществ со своей спецификой. Поскольку в стране нет доминирующей научной организации - аналога Российской академии наук, на эту роль претендуют несколько научных обществ и ассоциаций, и все они, получая ту или иную поддержку от государства, пытаются заработать, самостоятельно продавая различные разработки и услуги. Германская ассоциация исследователей - одна из старейших организаций, созданных для поддержки науки в Германии. В настоящее время ее главная задача - финансовая поддержка исследовательских проектов в системе высшей школы или проектов, направленных на развитие высшего образования в стране. Кроме денег, выделенных на уровне федерального и земельных бюджетов, средства на науку поступают по линии научной кооперации - на развитие исследований и разработок в бизнесе [1, с. 49].
Еще одна модель финансирования государственных учреждений науки характерна для Японии и КНР. Она
сходна с «американской» моделью, но существуют отличия, а именно: дополнительно предоставляются льготы по особо приоритетным с народнохозяйственных позиций технологиям, что позволяет государству влиять на структуру производства. Научно-техническому обеспечению производства в КНР уделяется большое внимание. Резкий рост патентования является важным показателем научно-технического развития страны. Другим индикатором является увеличение объема цитирования научных публикаций. Для решения поставленных задач в Китае реализуется политика поддержания развития науки. Реализация научно-технической программы началась в 1986 г., когда для решения глобальных задач, стоящих перед страной, четыре китайских ученых предложили развивать в Китае исследовательский комплекс. Данная программа получила название «863». Главные положения программы «863» впоследствии легли в основу Национального долгосрочного плана научно-технического развития (2006 - 2020 гг.) и Постановления о мерах поддержки инновационной политики в провинциях, автономных районах и муниципалитетах всех уровней [3, с. 54].
Во-первых, значительные ресурсы будут направлены на развитие научных сфер деятельности. При решении данной задачи предполагается существенно увеличить объем научных и технологических разработок, привлечь инвестиции в науку. Следует отметить, что финансирование науки из государственного бюджета планируется проводить на приоритетной основе.
Во-вторых, план предполагает разработку системы налоговых льгот для научно-технических корпораций и институтов. Для увеличения инвестиций правительство решило не облагать налогом средства, вложенные в исследования. Одновременно предприятиям, инвестирующим в развитие технологий, за счет дополнительных налоговых льгот будут предоставляться компенсация расходов на НИОКР в размере более чем 15% от предполагаемого годового дохода.
В-третьих, в интересах поощрения инновационной деятельности китайские предприятия, ориентированные на развитие науки и техники, внедрение научно-технических проектов будут иметь первоочередное право на получение государственных кредитов и финансирования.
В-четвертых, для поддержки предприятий, использующих высокие технологии или осуществляющих инновации, китайское правительство использует метод за-
купок - приобретение части товаров на нужды администрации, стимулируя тем самым потребителей к приобретению определенных товаров.
В-пятых, развитие инновационной промышленности невозможно без трансферта технологий, как приобретенных за рубежом, так и созданных на основе национальных разработок. Поэтому план предусматривает создание системы трансферта технологий в рамках национальной экономики.
В юридической литературе бытует мнение, что в развитых странах доля государственных учреждений науки в основном сосредоточена в государственных предприятиях. Государство поддерживает государственные учреждения науки путем двойного финансирования. Суть данного вида финансирования состоит в том, что государство берет на себя обязанность обеспечить материальную базу исследований, а расходы на научную деятельность финансируются за счет заказчиков.
Существенное различие между российской и западной системами льгот заключается в том, что западная система предоставляет льготы инвесторам, а не государственным учреждениям науки. Основные факторы, способствующие спросу на инновации, - это конкуренция и сами льготы. Страны Западной Европы в процесс выделения бюджетных средств государственным учреждениям науки подключают экспертов. Однако бюджетные средства должны использоваться только в соответствии со сметой учреждения.
Таким образом, система финансирования государственных учреждений науки отражает принципы государственного устройства страны. Программы финансирования государственных учреждений науки и стимулирование инновационных процессов, предусмотренные в законах различных стран, часто повторяют аналогичные механизмы других государств, изменяясь лишь в масштабах, направлениях деятельности в зависимости от степени понимания политическим руководством их важности для развития и процветания страны в целом.
1. Йекле Г. Как организована наука в Германии // Экология и жизнь. № 11. 2007.
2. Дежина И.Г. Зарубежная поддержка науки и инноваций в России: оценка результативности // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 2.
3. Цзян Фэн. КНР: регулирование развития научно-исследовательской деятельности // Человек и труд. 2011. № 2.