Научная статья на тему 'Сравнительно-правовой анализ банковского аудита (на примере Банка России)'

Сравнительно-правовой анализ банковского аудита (на примере Банка России) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
972
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ БАНКА РОССИИ / ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ АУДИТ / ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ / AUDIT OF BANK OF RUSSIA INTERNAL AND EXTERNAL AUDIT / OBLIGATORY AUDIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арзуманова Лана Львовна

Ярким примером внутреннего аудита является Служба внутреннего аудита Центрального Банка Российской Федерации, созданная на основании приказа ЦБ РФ от 31.03.1997 г. № 02-140 «О службе главного аудитора Банка России». Служба главного аудитора Банка России находится в непосредственном подчинении Председателя Банка России и состоит из следующих структурных подразделений Банка России и его учреждений: департамента внутреннего аудита и ревизий Банка России; ревизионных отделов (управления, сектора) территориальных учреждений Банка России, Департамента полевых учреждений и Дирекции Центрального хранилища.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rather-legal the analysis of bank audit (on an example of Bank of Russia)

Vivid example of internal audit is the Service of internal audit of the Central Bank of the Russian Federation, created on the basis of the order of the Central Bank of the Russian Federation from 3/31/1997 № 02-140 «About service of the main auditor of Bank of Russia». The service of the main auditor of Bank of Russia is in direct submission of the Chairman of Bank of Russia and consists of following structural divisions of Bank of Russia and its establishments: department of internal audit and audits of Bank of Russia; auditing departments (managements, sectors) territorial establishments of Bank of Russia, Department of field establishments and Management of the Central storehouse.

Текст научной работы на тему «Сравнительно-правовой анализ банковского аудита (на примере Банка России)»

9. ЛДMИНИGTPЛTИВНGE, ФИНАНCОВОE, ИНФОPMАЦИОННОE ПPЛВG,TPУДGВGE ПPЛВG, ЛДMИНИGTPЛTИВНЫЙ ПPGЦEGG

9.1. СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ БАНКОВСКОГО АУДИТА (НА ПРИМЕРЕ БАНКА РОССИИ)1

Арзуманова Лана Львовна, к.ю.н., старший преподаватель кафедры финансового права МГЮА имени О.Е. Кутафина

Контакты автора: ar-lana@yandex.ru

Аннотация. Ярким примером внутреннего аудита является Служба внутреннего аудита Центрального Банка Российской Федерации, созданная на основании приказа ЦБ РФ от 31.03.1997 г. № 02-140 «О службе главного аудитора Банка России» Служба главного аудитора Банка России находится в непосредственном подчинении Председателя Банка России и состоит из следующих структурных подразделений Банка России и его учреждений: департамента внутреннего аудита и ревизий Банка России; ревизионных отделов (управления, сектора) территориальных учреждений Банка России, Департамента полевых учреждений и Дирекции Центрального хранилища.

Ключевые слова: аудит Банка России, внутренний и внешний аудит, обязательный аудит

RATHER-LEGAL THE ANALYSIS OF BANK AUDIT (ON AN EXAMPLE OF BANK OF RUSSIA)

Arzumanova Lana Lvovna, the candidate of jurisprudence, the senior teacher Chairs of financial right MSAL

Annotation: Vivid example of internal audit is the Service of internal audit of the Central Bank of the Russian Federation, created on the basis of the order of the Central Bank of the Russian Federation from 3/31/1997 № 02-140 «About service of the main auditor of Bank of Russia» The service of the main auuitor of Bann of Russia is in direct submission of the Chairman of Bank of Russia and consists of following structural divisions of Bank of Russia and its establishments: department of internal audit and audits of Bank of Russia; auditing departments (managements, sectors) territorial establishments of Bank of Russia, Department of field establishments and Management of the Central teOelveemues:. audit of Bank of Russia internal and external audit, obligatory audit

До середины 1990-х г. российский аудит имел вполне специфические черты. Основным пользователем результатов такого аудита был, как правило, главный бухгалтер, а критерием профессионализма - количество проверенных хозяйственных операций. По целям, задачам, технологии и результатам российский аудит

1 Статья подготовлена в ходе выполнения поисковой научноисследовательской работы в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 20092013 годы.

был далёк от общепринятого определения этого понятия. Тем не менее, и с правовой, и с практической точки зрения такой аудит вполне соответствовал потребностям хозяйствующих субъектов.

Именно в этот переходный период в России появился новый вид «дефицита» - отсутствие достоверной информации о деловой репутации партнёра. Стало трудно судить о достоверности бухгалтерского баланса, ведь вступая в деловые отношения, банки и другие экономические субъекты должны быть, уверены в том, что представляемая им документация отражает финансовое состояние организаций. Было очевидным, что такой контроль не мог быть государственным, поскольку в рассматриваемых отношениях он был бы направлен в основном на интересы государственной казны. В то же время этот вид контроля не должен был осуществляться финансовыми службами самих обществ, поскольку и в этом случае информация о реальном положении дел не всегда доходила бы до ее пользователей.

В сложившихся условиях проверять достоверность бухгалтерских балансов коммерческих организаций можно было посредством независимого контроля, а это означало, что использование аудиторской формы контроля позволяет сочетать интересы двух сторон: государства и хозяйствующего субъекта, причём без затрат бюджетных средств на контрольную деятельность, ведь сами хозяйствующие субъекты не меньше государства заинтересованы в достоверности и качественности учёта и отчётности по финансовохозяйственной деятельности. Поэтому возникновение института независимых аудиторов устранило проблему несовпадения интересов составителей информации (администрации предприятий) и её пользователей (владельцев акций, кредиторов или других лиц), приводящие к необъективности информации.

Таким образом, аудиторский контроль способствует осуществлению всех хозяйственных операций при соблюдении требований законодательства и обеспечивает рациональное использование ресурсов, предупреждая и снижая риск хозяйственной деятельности, что подтверждает зарубежный и российский опыт.

Так, профессор Н.И. Химичева определяет аудиторский финановый контроль как «... независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве предпринимательской деятельности - аудиторской деятельности»2.

В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закона № 307-ФЗ) аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным

2 Финансовое право: учебник/Отв. ред. Н.И. Химичева. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2GG8. С.169.

формам (ст. 2 ФЗ от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»)3.

Из Закона № 307-ФЗ выпало понятие достоверности, под которой, согласно Федеральному закону от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ4, понималась степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Несмотря на законодательное отсутствие понятия достоверности, необходимо раскрыть факторы, которые ее обуславливают, а именно:

- бухгалтерская отчетность используется для принятия решений заинтересованными пользователями;

- бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации факторов хозяйственной жизни, помимо этого достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможной пристрастности ее составителей;

- степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затруднительности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов5.

Также, законодатель выделяет такой вид аудита как обязательный аудит, под которым понимается «.ежегодная обязательная проверка, которая проводится в случаях, если: организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества; организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц; объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн. руб.; и в иных случаях, установленных федеральными законами».

Федеральное законодательство, напрямую регламентирующее проведение обязательного аудита хозяйствующих субъектов не так уж объемно. Однако, среди числа таких нормативных актов следует отметить Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»6.

Вначале остановимся на рассмотрении правовых основ внешней аудиторской проверки Банка России.

Так, решение о проведении аудиторской проверки финансовой отчетности Банка России принимает На-

3 СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5369.

4 СЗ РФ. 2001. № 33 (часть 1). Ст. 3422.

5 Арзуманова Л.Л. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации: монография/под ред. Е.Ю. Г рачевой - Москва: Проспект, 2011. С. 41.

6 СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.

циональный банковский совет до завершения отчетного года, который и определяет аудиторскую организацию (п. 1 ст. 93 Закона о Банке России7). Ранее даый вопрос был прерогативой Государственной Думы РФ. При определении аудиторской организации законодатель устанавливат запрет на осуществление аудита Банка России некоторыми категорими ли, а именно, не может осуществляться аудит Центрального банка РФ:

- аудиторами, являющимися бухгалтерами Банка России или иными лицами несущими ответственность за организацию и ведение в Банке России бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- аудиторами, состоящими с должностными лицами и бухгалтерами Банка России, а также иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение в Банке России бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, браться, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

- аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются должностными лицами и/или бухгалтерами Банка России, а также иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение в Банке России бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с должностными лицами и/или бухгалтерами Банка России бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- аудиторскими организациями в случае, если Банк России является их учредителем (участником);

- аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности Банка России.

Также в качестве еще одного из требований, законодатель устанавливает необходимость проведения конкурса на определение аудиторской организации, с которой будет в итоге заключен договор на аудит годовой финансовой отчетности Банка России. Порядок проведения конкурса и избрания аудиторской организации определен в Информационном сообщении Национального банковского совета ЦБР от 07.11.2008 г. «О проведении конкурса по определению аудиторской организации - аудитора годовой финансовой отчетности Банка России»8

В рамках проведения аудиторской проверки аудиторская организация не вправе проверять счета и операции Банка России, на которые распространяется действие Закона РФ «О государственной тайне». Проведение такого рода проверок относится к компетенции Счетной палаты Российской Федерации.

Необходимо указать на то, что в аудиторском заключении по годовому отчету Банка России должны быть в обязательном порядке освещены такие вопросы, как:

7 СЗ РФ. 2002. №28. ст.2790.

8 Вестник Банка России. 2007. № 63.

- структура и содержание годового отчета Банка России с точки зрения полноты и достоверности информации о деятельности Банка и реализации им функций, возложенных на него законодательством РФ;

- информация о сводном бухгалтерском балансе за отчетный год в полном объеме с учетом внебалансовых счетов;

- выполнение в отчетном финансовом году основных параметров единой государственной денежнокредитной политики, взаимодействие Банка России и Правительства РФ в области экономической и денежно-кредитной политики, кредитование Банком Правительства, принципы и практика осуществления мер по корректировке уровню ликвидности, инструменты денежно-кредитной политики, критерии их отбора и эффективность применения;

- соблюдение Банком России требования ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», законодательства РФ при проведении активных операций на финансово-кредитных рынках, в том числе:

- операций Банка России с ценными бумагами РФ и ценными бумагами иностранных государств, векселями и другими ценными бумагами;

- операций по предоставлению кредитов и размещению депозитов;

- операций по вложениям в капитал кредитнофинансовых организаций, созданных с участием Банка России, и участию в их деятельности;

- операций по предоставлению кредитов и размещению депозитов Банка России в кредитнофинансовых организациях, созданных с его участием;

- соблюдение Банком России требований законодательства РФ при проведении операций с валютными резервами РФ, в том числе:

- наличие утвержденных нормативных документов по управлению валютными резервами;

- принципы размещения Банком России валютных резервов с анализом доходности операций по размещению валютных резервов в сравнении с мировой практикой, деятельности по размещению депозитов в иностранной валюте в банках-резидентах;

- соблюдение Банком требований ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», законодательства РФ при проведении пассивных операций, в том числе:

- операций по привлечению средств кредитных организаций с анализом структуры и динамики средств на счетах в Банке России, а также привлеченных средств кредитных организаций;

- принципов формирования и использования фондов, резервов и провизий Банка России;

- принципы учетной политики Банка России и практика ее реализации, соответствие учетной политики Банка требованиям законодательства РФ, в том числе соответствие действующего порядка исчисления финансовых результатов деятельности Банка (прибылей и убытков) требованиям ст. 10 ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», а также расчет прибыли Банка за отчетный год, перечень расходных операций, осуществленных в счет уменьшения доходов отчетного периода, подготовка Банка России к переходу на международные стандарты финансовой отчетности;

- анализ структуры и динамики доходов Банка России, в том числе процентных доходов по кредитам

и депозитам, доходов от операций с ценными бумагами, прочих доходов, анализ структуры и динамики расходов Банка, в том числе процентных расходов по кредитам и депозитам, расходов на организацию наличного денежного обращения, расходов на создание провизий, прочих операционных расходов, расходов на содержание персонала;

- капитальное строительство, осуществляемое Банком и его отражение в финансовой отчетности Банка;

- система оплаты труда, пенсионное, медицинское и другие формы социального обеспечения и страхования служащих Банка России9.

Следует констатировать, что аудит Банка России необходим, поскольку он имеет огромное значение ввиду особой значимости самого Центрального банка Российской Федерации как экономического, так и политического субъекта государства.

Безусловно, что аудит в банковской сфере актуален и в связи с созданием системы страхования банковских вкладов в соответствии с Федеральным законом от 23.12.2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ»10, который с особой остротой поставил вопрос проведения независимой проверки финансовых институтов, вступающих в систему страхования банковских вкладов: «.чтобы страхование вкладов было более эффективным, оно должно быть частью хорошо продуманной системы обеспечения финансовой безопасности государства, которая подкрепляется сильным пруденциальным регулированием и надзором, эффективными законами и системой обеспечения их исполнения, а также адекватными режимами бухгалтерского учета и раскрытия информа-ции».11 Эту функцию и выполняет аудит.

Однако, необходимо констатировать, что аудит ни в коей мере не подменяет собой государственного контроля финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ Счетной палатой РФ.

Но помимо внешнего аудита Банка России, следует отметить, что Центральным банком РФ осуществляется и внутренний аудит.

В целом внутренний аудит представляет собой проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности, проводимую самой организацией силами созданной в ней службой внутреннего аудита.

К основным факторам, влияющим на работу Центрального банка РФ, относятся: устойчивость валюты страны; инфляционные процессы; последствия использования финансовых инструментов при проведении операций на открытом рынке; структура золотовалютных резервов; отлаженность расчетно-платежной системы и пр. Все перечисленные факторы ведут к появлению особых видов риска, таких как: ущерб престижу, материальные потери и нарушения.

Как следствие возникает потребность во внутреннем аудите, который дает информацию о текущей деятельности банка и подтверждает достоверность отчетов руководителей подразделений. Внутренний аудит

9 Правовые основы бухгалтерского и налогового учета, аудита в Российской Федерации: Учебник/Отв. ред. Е.М. Ашмарина. - М.: Юристъ, 2003, с.241-243.

10 СЗ РФ. 2003. №52 (часть 1). ст.5029.

11 Турбанов А.В. Финансово-правовые основы создания и функционирования системы страхования банковских вкладов в Российской Федерации: диссертация на соискание ученой степени д.ю.н. М., 2004, с.244

также необходим для предотвращения потери ресурсов и обоснования структурных организационных изменений.

Итак, ярким примером внутреннего аудита является Служба внутреннего аудита Центрального Банка Российской Федерации, созданная на основании приказа ЦБ РФ от 31.03.1997 г. № 02-140 «О службе главного аудитора Банка России»12.

Служба главного аудитора Банка России находится в непосредственном подчинении Председателя Банка России и состоит из следующих структурных подразделений Банка России и его учреждений:

- департамента внутреннего аудита и ревизий Банка России;

- ревизионные отделы (управления, сектора) территориальных учреждений Банка России, Департамента полевых учреждений и Дирекции Центрального хранилища.

Основными задачами этой Службы являются:

- обеспечение наблюдения за соответствием совершенных в Банке России финансовых и хозяйственных операций законодательству Российской Федерации и нормативным актам Банка России;

- независимая оценка информации о финансовом состоянии Банка России в целом и по его отдельным учреждениям; проверка организации выполнения учреждениями и организациями системы Банка России отдельных функций и отдельных операций Банка России; проверка выполнения подразделениями Банка России и учреждениями Банка России законодательных и других нормативных актов (включая внутренние инструкции и положения), регулирующих их деятельность.

Руководство за деятельностью Службы возлагается на главного аудитора Банка России, который назначается на должность и освобождается от должности Национальным банковским советом по представлению Совета директоров Банка России и по вопросам, связанным с осуществлением аудита, подчиняется непосредственно Председателю Банка России.

В полномочия Главного аудитора Банка России входят:

- осуществление общего руководства работой службы главного аудитора Банка России;

- подготовка предложений руководству Банка России об основных направлениях работы подразделений службы главного аудитора Банка России на текущий период и на перспективу;

- утверждение программы проведения конкретных аудиторских проверок работы учреждений Банка России, включая программы проверок структурных подразделений Банка России;

- рассмотрение материалов ревизий территориальных учреждений Банка России и всех аудиторских проверок и доклад Председателю Банка России о результатах проведения ревизии или аудиторской проверки для принятия им соответствующего управленческого решения по итогам проведенной ревизии или аудиторской проверки, организация контроля за устранением недостатков, выявленных ревизиями и аудиторскими проверками;

- организация разработки проектов нормативных актов, регулирующих работу внутреннего аудита в Банке России;

— Первоначальный текст документа опубликован не был.

- организация контроля за работой по повышению профессионального уровня специальной службы главного аудитора;

- анализ общих результатов ревизий и аудиторских проверок и обеспечение разработки мер по совершенствованию внутреннего аудита в Банке России;

- представление Совету Директоров Банка России ежегодного отчета о работе службы главного аудитора, а также представление доклада Национальному банковскому совету в установленные им сроки и порядке;

-организация совместно с Департаментом бухгалтерского учета и отчетности координации работы, связанной с проведением внешнего аудита Банка России, осуществляемой внешней аудиторской организацией, определяемой Национальным банковским советом;

- осуществление другие полномочия в соответствии с решениями Совета Директоров Банка России или Председателя Банка России.

Аудиторские проверки в рамках внутреннего аудита в Банке России производятся на основании специальных поручений Председателя Банка России, решений Совета директоров Банка России или по инициативе главного аудитора Банка России. Такие проверки могут осуществляться специалистами подразделений Службы главного аудитора Банка России с привлечением специалистов других подразделений Банка России и его учреждений. Пи этом, главынм условием к кандидатуре специалиста является наличие соответствующей профессиональной подготовки. Проверке могут подвергаться как отдельные участки работы, так и отдельные операции, в отношении которых по тем или иным причинам возникает потребность в проверке.

На основании решения об аудиторской проверке того или иного участка деятельности или отдельных операций Банка России, а также проверке выполнения подразделениями Банка России и учреждениями Банка России законодательных и других нормативных актов, регулирующих их деятельность, Департамент внутреннего аудита и ревизий Банка России подготавливает программу (задание) аудиторской проверки, которая утверждается Главным аудитором Банка России. В этой программе должны быть определены:

- операции или участки деятельности Банка России или нормативные документы, подвергаемые проверке;

- круг учреждений системы Банка России, охватываемый проверкой;

- порядок и сроки проведения аудиторской проверки; должностные лица из числа сотрудников службы главного аудитора Банка России, ответственные за проведение соответствующего направления аудиторской проверки

Аудиторская проверка проводится путем сбора и анализа соответствующей нормативно-правовой базы и программно-технического обеспечения, показателей бухгалтерской и статистической отчетности и иной информации, относящейся к проверяемому участку деятельности Банка России. Аудитор должен иметь доступ к книгам, учетным записям, деловой корреспонденции и иной информации по соответствующему участку работы проверяемого учреждения Банка России.

В ходе проведения аудиторской проверки аудиторы должны выявлять ошибки, неточности и незаконные действия при выполнении соответствующих операций или на участках деятельности, определять возможную

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

степень их влияния на результаты выполнения Банком России своих функций.

По завершении такой проверки составляется аудиторское заключение (отчет), в котором отражается исчерпывающее мнение аудиторов о характере аудиторской проверки, о соответствии представляемой финансовой и иной информации Банка России и его учреждений действительному положению дел. При составлении такого отчета аудиторы исходят из того, что они проводят проверки в интересах Банка России и должны помогать руководству Банка России и его учреждений лучше выполнять их функции.

Такое аудиторское заключение является предметом рассмотрения Главного аудитора Банка России и в последующем передается Председателю Банка России с соответствующими рекомендациями и предложениями по реализации материалов аудиторской проверки.

В этой связи актуален вопрос о соотношении внутреннего аудита с внешним аудитом. Так, внешний аудит Банка России осуществляется аудиторской организацией, определяемой Национальным банковским советом, т.е. выполняется лицами, которые не являются сотрудниками Банка России и его учреждений.

Главный же аудитор Банка России обеспечивает общую организацию проведения внешнего аудита в Банке России и его учреждениях, а также координацию взаимоотношений с внешним аудитором по вопросам внутреннего аудита.

Резюмируя изложенное выше, сопоставим внутреннее наполнение функций внутреннего и внешнего аудита Центрального банка Российской Федераци по различным критериям:

по задачам, стоящим перед аудитом:

- в рамках внутреннего аудита задачи определяются руководством исходя из потребностей Банка России в целом;

- в рамках внешнего аудита задачи определяются договором, заключаемым между Банком России и аудиторской организацией;

по цели проверки:

- цели внутреннего аудита определяются Банком России самостоятельно;

- цели внешнего аудита - договором между Банком России и аудиторской организацией;

по объекту проверки:

- объектом проверки внутреннего аудита является разработка и проверка информационных систем банка;

- объектом внешнего аудита - комплексная проверка систем учета и отчетности Банка России;

по способу исполнения проверки:

- способы проведения внутреннего аудита выбираются службой внутреннего аудита самостоятельно или определяются стандартами внутреннего аудита;

- способы проведения внешнего аудита - определяется законодательством в сфере аудиторской деятельности, в том числе аудиторскими стандартами, и представляют собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;

по структуре выстраиаемых взаимоотношений:

- в рамках внутреннего аудита прослеживается четкая подотчетность и зависимость руководству Банка России;

- в рамках внешнего аудита - независимость и равноправие между аудиторской организации и аудируемым лицом;

по субъектному составу:

- проверяющими в рамках внутреннего аудита являются сотрудники Банка России;

- аудиторами при проведении внешнего аудита - независимые аудиторы, имеющие соответствующий аттестат на право занятия этим видом предпринимательства;

по мере ответственности:

- аудиторы в рамках внутреннего аудита несут ответственность перед руководством Банка России за выполнение возложенных на них обязанностей;

- аудиторы в рамках внешнего аудита - перед аудируемыми лицами в соответствии с законодательством и заключенным соглашением;

по результатам проведения проверки:

- в рамках внутрненнего аудита готовится отчетность перед руководством Банка России;

- в рамках внешнего аудита - итоговая часть аудиторского заключения может быть опубликована.

Баланс взаимоотношений между внутренним и внешним аудитом подтверждает то, что внутренний аудит ни в коем случае не подменяет собой аудита внешнего. Оба вида аудиторских проверок только дополняют друг друга и устраняют нарушения в сфере регулирования банковской деятельности, в целом, и Центрального банка Российской Федерации, в частности.

Список литературы:

1. Финансовое право: учебник/Отв. ред. Н.И. Химичева. - 4е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008.

2. СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5369.

3. СЗ РФ. 2001. № 33 (часть 1). Ст. 3422.

4. Арзуманова Л.Л. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации: монография/под ред. Е.Ю. Грачевой - Москва: Проспект, 2011.

5. СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.

6. СЗ РФ. 2002. №28. ст.2790.

7. Вестник Банка России. 2007. № 63.

8. Правовые основы бухгалтерского и налогового учета, аудита в Российской Федерации: Учебник/Отв. ред. Е.М. Ашмарина. - М.: Юристъ, 2003.

9. СЗ РФ. 2003. №52 (часть 1). ст.5029.

10. Турбанов А.В. Финансово-правовые основы создания и функционирования системы страхования банковских вкладов в Российской Федерации: диссертация на соискание ученой степени д.ю.н. М., 2004.

References:

1. The financial right: the textbook / N.I. Himicheva. - М: Norma, 2008.

LC RF. 1996. № 48. Item 5369.

LC RF. 2001. № 33 (a part 1). Item 3422.

Аrzumanova L.L. Legal regulation of auditor activity in the Russian Federation: E.J.Grachevoj's monography / under the editorship of E.J. Gracheva - Moscow: Prospect, 2011.

LC RF. 2002. № 28. Item 2790.

LC RF. 2002. №28. Item 2790.

The bulletin of Bank of Russia. 2007. № 63.

Legal bases of the accounting and tax account, audit in the Russian Federation: the Textbook / E.M. Ashmarina. - М, 2003.

LC RF. 2003. №52 (a part 1). Item 5029.

Turbanov A.V. Financially of a basis of creation and functioning of system of insurance of bank contributions in the Russian Federation: the dissertation on scientific degree competition the doctor of jurisprudence М, 2004.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью к.ю.н., старшего преподавателя кафедры финансового права МГЮА имени О.Е. Кутафина Арзу-

мановой Л.Л. на тему «Сравнительно-правовой анализ банковского аудита (на примере Банка России)».

В рамках рассмотрения вопросов эмиссионного права актуальным остается статус и полномочия такого органа как Центральный банк Российской Федерации, поскольку именно он является основным в цепи отношений, возникающих по-поводу осуществления, денежного оборота как в национальной, так и иностранной безналичной форме.

Настоящая статья дает представление о такой важной категории как аудит Банка России, т.к. использование именно этого правового инструмента делает работу такого финансово-кредитного органа как ЦБ РФ более прозрачной и понятной для физических и юридических лиц, тем самым повышая уровень доверия к осуществлению денежно-кредитной политики как внутри страны, так и за ее пределами.

Следует отметить, что вопросы аудита носят актуальный характер несмотря на постоянно обновляемое законодательство, которое ставит еще большее количество вопросов перед наукой финансового права, и позволяет представить свое видение регулирования аудиторской деятельности.

Также интересным представляется раскрытие внутреннего и внешнего банковского аудита, который, к слову о внутреннем аудите, не слишком «прижился» в Российской Федерации и используется в основном Банком России так активно и продуктивно. Ряд авторов полагают, что исходя из определения и сущности аудита, говорить о наличии такого вида как внутренний аудит излишне.

В этой работе автор остановился на исследовании вопросов внутреннего и внешнего аудита Банка России, подчеркивая все же необходимость существования и внутреннего аудита как системы внутреннего самоконтроля такого крупного и важного с точки зрения полномочий органа как ЦБ РФ, сравнивая содержание каждого из представленных видов аудита по различным критериям, таким как: целевое назначение, содержание, результативность, порядок проведения и оформления проверок, статус и полномочия лиц и органов, задействованных в этих процессах и по иным основаниям.

По результатам исследования автор пришел к выводу о том, что внутренний аудит ни в коем случае не подменяет собой аудита внешнего, а наоборот эти оба вида аудиторских проверок являются взаимодополняемыми, что позволяет устранять и предотвращать нарушения в сфере регулирования банковской деятельности, в целом, и Центрального банка Российской Федерации, в частности, а также развивать положительные тенденции в вопросах регулирования денежного обращения на территории Российской Федерации.

Зав. кафедрой финансового права, профессор,

д.юн. Е.Ю. Грачева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.