Научная статья на тему 'Анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих внутренний аудит в Российской Федерации и в странах бывшего СССР'

Анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих внутренний аудит в Российской Федерации и в странах бывшего СССР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2331
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ АУДИТ / INTERNAL AUDIT / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ELIGIBILITY REQUIREMENTS / СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ / SUBDIVISION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрьева Л.В., Сухих В.С.

Предмет. В связи с активным развитием внутреннего аудита в различных отраслях финансово-хозяйственной деятельности вопрос его законодательного регулирования становится достаточно актуальным. Цель. Изучение действующих нормативно-правовых актов в области внутреннего аудита как в Российской Федерации, так и на территории бывшего СССР. Методология. С помощью метода сравнительного анализа изучены нормативно-правовые акты трех стран бывшего СССР, установлены сходства и различия, дана оценка различным положениям законодательных актов. Также проведен сравнительный анализ федеральных законов конкретных областей финансово-хозяйственной деятельности и отдельных экономических субъектов государственного сектора в Российской Федерации. Результаты. Установлено, что существуют основные направления, которые находят отражение в действующих нормативно-правовых актах в сфере внутреннего аудита. Это определение сущности понятия «внутренний аудит», квалификационные требования к внутренним аудиторам, организационная подчиненность структурного подразделения внутреннего аудита. Были сформулированы основные направления совершенствования нормативно-правовых актов. Также данные рекомендации могут быть использованы при разработке нормативно-правового акта, который будет регулировать только сферу внутреннего аудита. Выводы. Сделан вывод о том, что для развития внутреннего аудита как полноценной сферы деятельности необходимо законодательное регулирование. В противном случае будет происходить формирование большого количества нормативно-правовых актов в отдельных отраслях финансово-хозяйственной деятельности, в которых могут как дублироваться некоторые положения, так и значительно отличаться основные аспекты (например, определение сущности внутреннего аудита, квалификационные требования к внутренним аудиторам и т.д.). Также возможна ратификация Международных профессиональных стандартов внутреннего аудита в целях развития профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of statutory instruments regulating the internal audit in the Russian Federation and former USSR countries

Subject Active development of internal audit in various sectors of financial and economic activity makes significant the issue of its statutory regulation. Objectives The objective is to study effective laws and regulations on internal audit in the Russian Federation and the former USSR countries. Methods Using the method of comparative analysis, we studied the laws and regulations of three FSU countries, identified similarities and differences, and assessed various provisions of the laws. We also performed a comparative analysis of federal laws on specific areas of financial and economic activities and individual economic entities operating in the Russian public sector. Results The findings show that there are basic areas, which are reflected in effective laws and regulations on internal audit. They include the definition of the internal audit concept, eligibility requirements for internal auditors, organizational subordination of structural units of the internal audit. We identified major areas of improving the laws and regulations. These recommendations may be useful for elaborating a statutory instrument, which will regulate only the internal audit sphere. Conclusions We conclude that to develop the internal audit as a fully functional activity, it is crucial to have proper statutory regulation. Otherwise, a large number of laws and regulations may appear in certain sectors of financial and economic activities, where some provisions may be duplicated, and basic aspects may differ (e.g., the definition of the substance of internal audit, eligibility requirements for internal auditors, etc.). It is also possible to ratify the International Standards for the Professional Practice of Internal Audit to develop professional activities.

Текст научной работы на тему «Анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих внутренний аудит в Российской Федерации и в странах бывшего СССР»

ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)

Аудиторская деятельность

АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ВНУТРЕННИЙ АУДИТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В СТРАНАХ БЫВШЕГО СССР

Лариса Владимировна ЮРЬЕВА3*, Виолетта Сергеевна СУХИХь

2 доктор экономических наук, профессор кафедры учета, анализа и аудита, Уральский федеральный университет

им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Российская Федерация

lv_yurieva@mail.ru

ь аспирантка кафедры учета, анализа и аудита, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Российская Федерация violetta-e@yandex.ru

* Ответственный автор

История статьи:

Принята 10.08.2015 Одобрена 17.08.2015

УДК 657.6

JEL: Н83, М42, М48

Ключевые слова: внутренний аудит, квалификационные требования, структурное подразделение

Аннотация

Предмет. В связи с активным развитием внутреннего аудита в различных отраслях финансово-хозяйственной деятельности вопрос его законодательного регулирования становится достаточно актуальным.

Цель. Изучение действующих нормативно-правовых актов в области внутреннего аудита как в Российской Федерации, так и на территории бывшего СССР.

Методология. С помощью метода сравнительного анализа изучены нормативно-правовые акты трех стран бывшего СССР, установлены сходства и различия, дана оценка различным положениям законодательных актов. Также проведен сравнительный анализ федеральных законов конкретных областей финансово-хозяйственной деятельности и отдельных экономических субъектов государственного сектора в Российской Федерации. Результаты. Установлено, что существуют основные направления, которые находят отражение в действующих нормативно-правовых актах в сфере внутреннего аудита. Это определение сущности понятия «внутренний аудит», квалификационные требования к внутренним аудиторам, организационная подчиненность структурного подразделения внутреннего аудита. Были сформулированы основные направления совершенствования нормативно-правовых актов. Также данные рекомендации могут быть использованы при разработке нормативно-правового акта, который будет регулировать только сферу внутреннего аудита.

Выводы. Сделан вывод о том, что для развития внутреннего аудита как полноценной сферы деятельности необходимо законодательное регулирование. В противном случае будет происходить формирование большого количества нормативно-правовых актов в отдельных отраслях финансово-хозяйственной деятельности, в которых могут как дублироваться некоторые положения, так и значительно отличаться основные аспекты (например, определение сущности внутреннего аудита, квалификационные требования к внутренним аудиторам и т.д.). Также возможна ратификация Международных профессиональных стандартов внутреннего аудита в целях развития профессиональной деятельности.

В России активно развивается внутренний аудит, однако на сегодняшний день он все еще далек от модели, которая существует в странах Западной Европы и Соединенных Штатах Америки. «За последнее десятилетие внутренний аудит проделал значительный путь в своем развитии и добился существенных успехов в вопросе признания со стороны высшего руководства компаний. Сегодня исполнительное руководство и советы директоров ожидают от внутреннего аудита весомого вклада в дело контроля за рисками и повышением эффективности деятельности компаний» [1].

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

«Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений, что создание системы внутреннего контроля, организация эффективной деятельности внутреннего аудита в учреждениях, организациях, компаниях, холдинговых структурах являются важнейшей составной частью как системы корпоративного управления, так и элементом государственного регулирования и контроля, особенно в сфере использования бюджетных средств и управления госкорпорациями и компаниями с участием Российской Федерации» [2].

Но необходимо отметить тот факт, что в Российской Федерации отсутствует законодательное

регулирование внутреннего аудита. В отдельных отраслях финансово-хозяйственной деятельности есть нормативно-правовые акты, которые прямо или косвенно (в той или иной степени) регулируют область внутреннего аудита.

Также законодательно не определено положение должности внутреннего аудитора. В Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Минтруда России от 21.08.1988 № 37 (ред. от 12.02.2014), нет никаких данных о квалификационных характеристиках внутреннего аудитора. В указанном нормативно-правовом документе представлены квалификационные характеристики профессии «аудитор», трудовая деятельность которого связана с внешним аудитом.

Тем не менее специалисты, трудовая деятельность которых связана с внутренним аудитом и контролем, имеют собственную профессиональную ассоциацию -Институт внутренних аудиторов, который представляет собой некоммерческое партнерство, образованное в 2000 г. Миссия данной организации заключается в том, чтобы активно развивать профессию внутреннего аудитора. Основные цели деятельности связаны с популяризацией профессии внутреннего аудитора и содействием профессиональному развитию внутренних аудиторов. «Институт внутренних аудиторов участвует в качестве экспертной организации при разработке законодательно-нормативной базы в сферах внутреннего аудита и внутреннего контроля» [3].

В октябре 2009 г. Институт внутренних аудиторов в России выступал с законодательной инициативой о возможности внесения квалификационных характеристик должностей «главного внутреннего аудитора» и «внутреннего аудитора» в Единый квалификационный справочник. Изменение указанного справочника позволило бы урегулировать трудовые отношения с работниками, которые работают в области внутреннего аудита и рационализировать систему управления персоналом экономических субъектов. Однако указанная законодательная инициатива поддержана не была.

«Главной функцией внутреннего аудита в современных условиях является оценка эффективности систем корпоративного управления компании, внутреннего контроля организации, управления рисками, а также осуществление функции текущего мониторинга за надежностью их функционирования» [4].

Стоит отметить, что в ряде стран бывшего СССР действуют законы, регулирующие сферу внутреннего аудита. Это такие страны, как Азербайджан, Киргизия и Таджикистан. Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих сферу внутреннего аудита, приведен в табл. 1.

Установлено, что в законе Республики Азербайджан объектами действия указанного закона являются все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории указанного государства и являющиеся объектом обязательного аудита вне зависимости от формы собственности и организационно-правовой формы. Также положения закона могут применяться экономическими субъектами добровольно. В свою очередь Киргизская Республика и Республика Таджикистан распространяют действие закона только на организации, финансируемые за счет средств государственного бюджета.

«В соответствии с требованиями ст. 13-14 Закона Республики Таджикистан «Об аудиторской деятельности» внутренний аудит организуется хозяйствующими субъектами, осуществляется в интересах своих собственников и регулируется в соответствии с перечнем внутренней документации, разработанной на основании законодательства Республики Таджикистан, признанных стандартов внутреннего аудита и требований Кодекса профессиональной этики аудиторов» [5].

С точки зрения организационного подчинения, Киргизия и Таджикистан указывают, что структурное подразделение внутреннего аудита должно быть подчинено руководителю организации. Закон Республики Азербайджан продвинулся дальше всех в данном вопросе: служба внутреннего аудита подчиняется соответствующему органу управления хозяйствующего субъекта, который представляет собой Высший орган управления организации - Совет директоров или Наблюдательный совет. То есть структурное подразделение, осуществляющее деятельность в области внутреннего аудита, подчиняется не исполнительному руководству, а учредителям организации, что с позиции таких факторов, как независимость и объективность аудиторов, наиболее правильно.

Указанные законы также устанавливают определенные требования к внутренним аудиторам в вопросах их уровня образования, стажа работы и наличия судимости. В указанных странах бывшего СССР требования разные. Наиболее полный перечень приведен в законе Республики Азербайджан.

Помимо перечисленных ранее видов требований, также указано, что у внутреннего аудитора должны отсутствовать личная заинтересованность в организации, родственные связи с учредителями, руководством.

В части описания прав, обязанностей внутренних аудиторов, функций служб внутреннего аудита принципиальных различий нет среди указанных нормативно-правовых актов.

Так как указанные законы распространяют свое действие на разные виды организаций, то и формы годовой отчетности, соответственно, различаются. Законы, регулирующие деятельность в области внутреннего аудита в Киргизии и Таджикистане, распространяют свое действие на государственный сектор, поэтому структурные подразделения внутреннего аудита отчитываются уполномоченному государственному органу о выполнении плана по аудиту за предыдущий год в установленные сроки. В законе Республики Азербайджан указано, что служба внутреннего аудита отчитывается перед соответствующим органом управления хозяйствующего субъекта, представляя годовой отчет о своей деятельности. Стоит отметить, что во всех трех странах законодательно установлено, что внутренние аудиторы в обязательном порядке отчитываются по результатам текущих проверок руководству или соответствующему органу управления экономического субъекта.

Таким образом, «наиболее «зрелой» в рассматриваемом аспекте можно считать Республику Азербайджан, в которой помимо акта, непосредственно регулирующего аудит, с 2007 г. действуют еще два закона:

- О внутреннем аудите, который регламентирует вопросы организации указанной формы контроля, прав и обязанностей, ответственности внутренних аудиторов, государственного регулирования, саморегулирования и координирования внутренней аудиторской деятельности;

- Об обязательном страховании гражданской ответственности аудиторов, который определяет его особенности (перечень страховых случаев, создающих гражданскую ответственность аудитора либо освобождающих от нее; права и обязанности страховщиков и страхователей; содержание страхового договора и свидетельства; методика определения страховой суммы; страхового взноса и страховых выплат; порядок возмещения ущерба; основания для отказа в осуществлении страхового платежа; льготы страхователям и др.)» [6].

Действие законов активно способствует популяризации и развитию профессии внутреннего аудитора в данных странах бывшего СССР, так как нормативно-правовые акты определяют принципы и процедуры указанного вида деятельности.

В Российской Федерации сегодня в законодательстве предусмотрены специальные требования к внутреннему аудиту определенных хозяйствующих субъектов.

Внутренний аудит нашел отражение в таких действующих нормативно-правовых актах Российской Федерации, как:

1) федеральные законы;

2) документы Правительства;

3) документы, изданные различными органами власти и регулирования.

Необходимо отметить, что устойчивое развитие внутреннего аудита как профессиональной отрасли возможно только при утверждении нормативно-правовых актов на федеральном уровне в отношении всех видов хозяйствующих субъектов.

Информация, опубликованная в действующих федеральных законах, может быть классифицирована следующим образом:

1) положение структурного подразделения внутреннего аудита и требования к его сотрудникам в определенной сфере хозяйственной деятельности;

2) регулирование сферы внутреннего аудита в организациях государственного сектора;

3) взаимодействие Счетной палаты РФ с подразделениями внутреннего аудита.

К первой группе можно отнести следующие законы: Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 20.04.2015) «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон № 395-1) и Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 08.03.2015) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее -Закон № 4015-1) . Данные нормативно-правовые акты можно охарактеризовать как документы, регулирующие определенную сферу хозяйственной деятельности. Но в них уделяется внимание внутреннему аудиту как неотъемлемой части функционирования данной отрасли.

При рассмотрении установленных нормативно-правовых актов были выявлены как сходства, так и различия в отношении положений о внутреннем аудите в указанных отраслях.

При анализе Закона № 4015-1 были отмечены

следующие основные положения, относящиеся к внутреннему аудиту:

1. Цели внутреннего аудита.

2. Задачи внутреннего аудита.

3. Квалификационные требования к внутренним аудиторам.

4. Права и обязанности внутренних аудиторов.

5. Организация работы структурного подразделения внутреннего аудита.

Для сравнения в Законе № 395-1 представлена более краткая информация о внутреннем аудите в данной сфере хозяйственной деятельности:

1) организация работы структурного подразделения внутреннего аудита;

2) квалификационные требования к внутренним аудиторам.

По данным параметрам было произведено сравнение указанных нормативно-правовых актов (табл. 2).

Проанализировав указанные нормативно-правовые акты, установлено, что организация работы структурного подразделения внутреннего аудита в обеих сферах хозяйственной деятельности направлена на достижение независимости и объективности сотрудников при выполнении служебных обязанностей. Достижение данных характеристик возможно за счет определения подчиненности структурного подразделения совету директоров или другому уполномоченному органу, что является позитивным моментом, так как «для большинства российских компаний всегда было характерно устанавливать подчинение внутренних проверок финансово-хозяйственной деятельности, в том числе внутреннего аудита, линейному менеджменту, как правило, финансовому руководству либо генеральному директору» [7].

Эффективность деятельности достигается с помощью введения определенных мер. В области страхования повышение эффективности деятельности внутренних аудиторов осуществляется введением обязанности составления квартальных и годовых отчетов с обязательным указанием нарушений, недостатков в деятельности организации, их последствий. Не менее важным показателем эффективности деятельности внутренних аудиторов является включение в отчет информации о порядке устранений ранее выявленных нарушений и недостатков. Данные отчеты предоставляются совету директоров или иному уполномоченному органу.

В Законе № 395-1 эффективность деятельности службы внутреннего аудита прямо пропорциональна оплате труда руководителя службы внутреннего аудита. Порядок и размер оплаты труда определяются советом директоров кредитной организации или иным уполномоченным органом. В случае оказания негативного влияния на финансовый результат кредитной организации в результате своей деятельности руководитель службы внутреннего аудита может быть «наказан» уменьшением заработной платы, сокращением размера или отменой различных видов выплат.

Таким образом, при введении указанных мер возможно совершенствование деятельности организации. «На современном этапе целевая установка внутреннего аудита сместилась от контрольно-подтверждающей к контрольно-регулирующей, что изменяет характер и масштабы решаемых им задач. Задачей внутреннего аудита становится обеспечение процесса управления предприятием достаточной и уместной контрольно-регулирующей информацией, позволяющей принимать эффективные управленческие решения, а также оперативно корректировать принятые решения» [8].

В указанных сферах хозяйственной деятельности к внутренним аудиторам предъявляются примерно одинаковые квалификационные требования относительно образования и стажа работы.

К принципиальным отличиям можно отнести следующее:

1. В области страхования на должность внутреннего аудитора не может претендовать лицо, осуществлявшее функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера, входившее в состав коллегиального исполнительного органа в течение двух лет, предшествующих дате назначения. В банковской сфере лицо, соответствующее перечисленным характеристикам, может претендовать на должность внутреннего аудитора при наличии определенного стажа работы.

2. В области страхования лицо не может занимать должность внутреннего аудитора, если является акционером страховщика или состоит в близком родстве или свойстве с акционерами страховщика, лицом, являющимся единоличным исполнительным органом, или входит в состав совета директоров или иного уполномоченного органа, либо с главным бухгалтером. В Законе № 395-1 положения такого типа отсутствуют.

3. В банковской сфере к внутренним аудиторам предъявляются помимо квалификационных требований требования к деловой репутации. Обоим видам требований руководитель службы внутреннего аудита в кредитной организации должен соответствовать в течение всего периода осуществления функций по указанной должности.

Требования к деловой репутации представляют собой определенные условия как к самому лицу, так и к добросовестному выполнению должностных полномочий по предыдущему месту работы. В частности, при установлении факта занятия кандидатом должности руководителя, главного бухгалтера или заместителя главного бухгалтера кредитной организации в течение 12 мес., предшествовавших дню отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций или дню введения в соответствии с решением Банка России временной администрации по управлению кредитной организацией с приостановлением полномочий исполнительных органов, и при условии того, что кандидат не может представить доказательства своей непричастности к указанным действиям, то будет также установлено несоответствие к требованиям деловой репутации.

Также при анализе нормативно-правовых актов, регулирующих указанные сферы деятельности, установлено, что в области организации страхового дела более полно раскрыта информация относительно внутреннего аудита, определены цели, задачи и права и обязанности внутреннего аудита в отличие от банковской сферы.

В банковской сфере перспективным направлением развития внутреннего аудита является его видоизменение, связанное со спецификой применения большого количества информационных технологий и систем электронного обслуживания в деятельности банков. «Применение информационных технологий и системы электронного банковского обслуживания - необходимый процесс в развитии и совершенствовании банковской деятельности в современных условиях, позволяющий снизить издержки, расширить круг потенциальных клиентов, увеличить скорость проведения операций в банке. Вместе с тем электронные технологии приводят к возникновению множества разнообразных рисков и угроз, в том числе относительно новых, что порождает и новые проблемы в организации контроля и аудита за ними. В связи с этим необходимо адекватное изменение внутреннего аудита в банке» [9].

Особо стоит отметить, что в Законе определены цели внутреннего аудита:

1. Осуществление внутреннего контроля.

2. Оценка эффективности уровня надежности внутреннего контроля.

3. Проверка соответствия деятельности страховщика законодательству Российской Федерации, правилам и стандартам профессиональных объединений страховщиков, внутренним положениям организационно-распорядительных документов.

Цели определены таким образом, что внутренний аудит занимает двойственное положение в данной хозяйственной деятельности. С одной стороны - это проведение внутренних контрольных мероприятий, что соответствует функциям системы внутреннего контроля экономического субъекта, с другой, -независимое положение внутреннего аудита при тестировании и анализе системы внутреннего контроля.

«При организации системы внутреннего аудита холдинговых структур особую значимость приобретает этап формирования нормативно-правовой базы» [10].

Следующая группа нормативно-правовых актов представляет собой федеральные законы, регулирующие сферу внутреннего аудита в крупных организациях государственного сектора (табл. 3). «Для крупных, сложно структурированных, холдинговых экономических субъектов формирование самостоятельной системы внутреннего аудита является жизненно важной необходимостью. Это обусловлено все возрастающим потоком разнородной бизнес-информации, в достоверности которой необходимо быть уверенным» [11].

Проанализировав нормативно-правовые акты, регулирующие сферу внутреннего аудита в организациях государственного сектора, установлено, что:

1. Понятие внутреннего аудита не раскрывается либо отождествляется с понятием внутреннего контроля. Данный момент указывает на малоразвитость внутреннего аудита в организациях государственного сектора.

2. В нормативно-правовых актах определено подчинение структурного подразделения внутреннего аудита в организации или порядок назначения на должность руководителя структурного подразделения внутреннего

аудита. В зависимости от этого фактора можно определить независимость и объективность отдела при исполнении должностных обязанностей. «Успешное решение задач аудита возможно лишь при условии, что подразделения внутреннего аудита являются независимыми и объективными, т.е. внутренние аудиторы не должны осуществлять функций, деятельность которых они проверяют» [12].

3. В указанных федеральных законах уделяется недостаточное внимание внутреннему аудиту как средству повышения эффективности деятельности организации, механизму оценки эффективности надежности системы внутреннего контроля. Важно понимать, что внутренний аудит должен «не выявить нарушения и ошибки для последующих оргвыводов и наказания виновных, не написать отчет на несколько десятков страниц с сотней трудновыполнимых рекомендаций, а увидеть и оценить риски, слабые стороны в работе организации и дать рекомендации, направленные на повышение эффективности систем и процессов» [13]. Наиболее полно раскрыта информация обо всех аспектах внутреннего аудита в Центральном банке Российской Федерации, так как там дополнительно разработаны правовые документы, регулирующие данную деятельность в организации.

Следующий вид федерального закона регулирует сферу взаимодействия Счетной палаты РФ с подразделениями внутреннего аудита в объектах внешнего государственного контроля. В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 05.04.2013 № 41-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О Счетной палате Российской Федерации» в обязательные функции Счетной палаты входит проверка и анализ эффективности внутреннего аудита, осуществляемого в объектах внешнего государственного аудита (контроля).

Взаимодействие Счетной палаты РФ и структурных подразделений внутреннего аудита (контроля) регламентировано ст. 29 указанного нормативно-правового акта. В п. 1 ст. 29 установлено, что в полномочия Счетной палаты входит проверка и анализ работы и отчетности подразделений внутреннего аудита в объектах внешнего государственного аудита (контроля), соблюдения требований стандартов внутреннего аудита. «Отчет внутреннего аудитора - официальный документ, в котором внутренний аудитор обобщает свою работу по аудиторскому

проекту и сообщает о своих полученных данных и рекомендациях, основанных на этой работе» [14]. Соответственно, отчетные документы содержат информацию о профессиональных действиях, аудиторских процедурах внутренних аудиторов, которые могут быть оценены.

Также Счетная палата ориентирована на повышение эффективности деятельности подразделений внутреннего аудита в объектах внешнего государственного контроля, поэтому п. 2 ст. 29 установлено право по результатам произведенных проверок и анализа формировать рекомендации в адрес указанных структурных подразделений.

Следующий вид нормативно-правовых актов, регулирующих сферу внутреннего аудита в Российской Федерации, - это Правило (стандарт) аудиторской деятельности № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита», утвержденное постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (ред. от 22.12.2011) «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности». В данном документе «Правительство РФ впервые в российской практике на столь высоком уровне дало определение понятию «внутренний аудит» [15].

В указанном документе рассмотрены требования для внешних аудиторов при рассмотрении работы службы внутреннего аудита. «Аудитор должен ознакомиться с особенностями деятельности аудируемого лица до начала аудиторской проверки. Понимание деятельности определяется исходя из формы собственности и способа управления; видов финансовых вложений; финансово-хозяйственной деятельности, которую осуществляет и намерено осуществить аудируемое лицо; структуры капитала и курса акций, а также источников финансирования, что позволяет аудитору разобраться в группах однотипных операций, остатках на счетах бухгалтерского учета и раскрытии информации в бухгалтерской отчетности» [16].

В нормативно-правовом акте справедливо отмечено, что объем и цели внутреннего аудита в каждом экономическом субъекте различны и зависят от ряда факторов, к которым относятся:

1. Размер экономического субъекта.

2. Структура экономического субъекта.

3. Требования руководства к структурному подразделению внутреннего аудита, определение его роли.

Взаимодействие внешних и внутренних аудиторов регламентировано в вопросе оценки деятельности подразделения внутреннего аудита в целях определения рисков существенных искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности, разработки аудиторских процедур. «Задачей аудитора является оценка надежности системы внутреннего контроля, контрольной среды и отдельных видов контроля. Еще на стадии планирования аудиторской проверки аудитор должен принять во внимание систему бухгалтерского учета и внутреннего контроля для того, чтобы определить объем работ, необходимый для выполнения аудиторских процедур. При этом работа аудитора не означает проверку системы внутреннего контроля в целях выявления всех возможных недостатков» [17].

При подтверждении высокой эффективности деятельности службы внутреннего аудита внешние аудиторы могут существенно модифицировать характер своей работы в части объема аудиторских процедур, временных рамок.

На основании Правила (стандарта) аудиторской деятельности № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита», утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (ред. от 22.12.2011) «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности», была подготовлена экспресс-оценка, предназначенная для оценки эффективности деятельности структурного подразделения внутреннего аудита. Данная экспресс-оценка может применяться как внешними аудиторами при выполнении служебных обязанностей, так и внутренними аудиторами при оценке своей эффективности и возможного факта использования внешними аудиторами результатов их деятельности (см. рисунок).

При разработке экспресс-оценки деятельности службы внутреннего аудита экономического субъекта были учтены 4 фактора, влияющие на эффективность деятельности службы внутреннего аудита: организационный статус структурного подразделения внутреннего аудита, объем функций, профессиональная компетентность сотрудников подразделения и должная профессиональная добросовестность. Важно понимать, что «организация внутреннего аудита как функции управления предприятием подразумевает строгую регламентацию своей деятельности, определение прав, обязанностей и ответственности специалистов, квалификационных требований, взаимоотношений с подразделениями и персоналом предприятия» [18].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использование результатов работы структурного подразделения внутреннего аудита возможно только при соответствии всем положительным характеристикам, так как в противном случае это может повлиять на аудиторский риск и его оценку. «Внешние аудиторы должны обосновать принимаемое решение об использовании материалов внутреннего аудита для целей внешнего аудита финансовой отчетности» [19].

Анализ нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих сферу внутреннего аудита, показал, что данный вид деятельности не развит на достаточно высоком уровне. Определенных национальных стандартов внутреннего аудита на сегодняшний день в Российской Федерации нет. Существуют Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита, которые возможно применить в Российской Федерации. Это ускорит развитие внутреннего аудита и позволит позиционировать его как определенную профессиональную деятельность, а не отождествлять с ревизией, внутренним контролем. «Безусловно, внутренний аудит является особой формой контроля, наиболее универсальной и емкой по сравнению с другими. Наряду с функциями, присущими ревизии, счетным и тематическим проверкам, для него характерны функции, связанные с контролем за управлением рисками, оценкой эффективности систем управления и внутреннего контроля. По сути, последняя функция уникальна, поскольку предполагает оценку эффективности самоконтроля» [20].

На основании проведенного анализа были сформулированы основные направления совершенствования нормативно-правовых актов:

1. Необходимо определить сущность понятия «внутренний аудит» - это позволит определить цели данного вида деятельности на предприятии, так как в настоящее время ошибочно идет отождествление понятий внутреннего аудита и внутреннего контроля.

2. Необходимо рациональное определение положения подразделения, осуществляющего деятельность в области внутреннего аудита, в структуре организации в целях формирования объективности и независимости аудиторов.

3. Необходимо установление единых базовых требований к квалификации внутренних аудиторов, определение их прав, обязанностей и функций. Данная мера позволит активно развиваться данной профессии во всех сферах экономики.

Экспресс-оценкадеятельностислужбывнутреннегоаудита

Оценка эффективности деятельности службы внутреннего аудита аудируемого лица

I этап. Оценка организационного статуса

Подчинение руководству среднего звена. Наличие управленческой подотчетности. Положение в структуре иных подразделений

X

Подчинение высшему руководству

Осуществление функций внутреннего контроля рекомендации не обязательны к соблюдению

I этап. Определение объема функций

Характер и объем функций включает в себя как осуществление функций внутреннего контроля, так и оценку эффективности системы внутреннего контроля, соблюдение всеми сотрудниками разработанных рекомендаций

I этап. Определение профессиональной компетенции сотрудников службы внутреннего аудита

Недостаточные профессиональные навыки, отсутствие опыта

Адекватные профессиональные навыки, достаточный опыт в сфере аудита, специализированное образование, повышение квалификации

IV этап. Оценка должной профессиональной добросовестности

Внутренний аудит не окажет никакого влияния на процедуры внешнего аудита

Примечание. Авторская разработка.

Таблица 1

Анализ действующего законодательства в области внутреннего аудита в странах бывшего СССР

Страна

РеспубликаАзербайджан, Критерий закон «О внутреннем аудите»от 22.05.2007 № 332-ПЩ Киргизская Республика, закон «О внутреннем аудите» от 26.01.2009 № 25 (в ред. от 07.02.2014) Республика Таджикистан, закон «О внутреннем аудите в государственном секторе» от 21.07.2010 № 631

Определение Объективная, гарантирующая внутреннего и консультирующая аудита деятельность, способствующая хозяйствующему субъекту в достижении своих целей при системном подходе к управлению рисками, оценке контроля и эффективности управления, направленная на увеличение деятельности и повышение эффективности хозяйствующего субъекта Независимая и объективная функция, выполняемая внутри объекта внутреннего аудита, включающая в себя анализ, оценку и мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля; надежности и достоверности финансовой и управленческой информации; результативности, экономичности и эффективности деятельности и управления;сохранности активов и соблюдения законодательства Независимая и объективная деятельность по проведению проверки, оценки и консультированию управленческих и прочих систем, которая осуществляется с целью содействия законной, эффективной и результативной деятельности организации государственного сектора

Сфера действия Указанный закон законодательства распространяет свое действие на все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории Республики Азербайджан и являющиеся объектом обязательного аудита, вне зависимости от формы собственности и организационно-правовой формы. Но также положения настоящего закона могут применяться другими хозяйствующими субъектами на основании принципа добровольности Настоящий закон распространяет свое действие на министерства, государственные комитеты, административные ведомства, иные государственные органы, иные органы исполнительной власти, органы системы государственного социального страхования и пенсионного обеспечения, органы местного самоуправления, их подведомственные организации, государственные предприятия Настоящий Закон устанавливает функции внутреннего аудита в государственном секторе и организациях, финансируемых за счет государственного бюджета Республики Таджикистан

Организационное Служба внутреннего подчинение аудита подчиняется структурного соответствующему органу подразделения, управления хозяйствующего занимающегося субъекта (Высший орган внутренним управления организации -аудитом Совет директоров и Наблюдательный совет), и орган управления, осуществляющий управление. При наличии в организации Аудиторского комитета (структурное подразделение, ответственное за подготовку, осуществление политики и стратегии по внутреннему аудиту и организацию аудиторского контроля) служба внутреннего аудита подчиняется ему Служба внутреннего аудита подотчетна руководителю объекта внутреннего аудита и должна быть независима от других структурных подразделений объекта внутреннего аудита в планировании своей работы, выполнении внутреннего аудита и подготовке отчетов Структурные подразделения внутреннего аудита подотчетны руководителю организации государственного сектора и должны быть независимыми от других структурных подразделений главного распорядителя государственных средств в планировании своей работы, выполнении внутреннего аудита и подготовке аудиторских докладов. Первый руководитель организации государственного сектора, не имеющего структурного подразделения внутреннего аудита, ответственен за принятие необходимых мер по его проведению уполномоченным государственным органом

Продолжение табл. 1

Критерий

Страна

РеспубликаАзербайджан, закон «О внутреннем аудите»от 22.05.2007 № 332-IIIQ

Киргизская Республика, закон «О внутреннем аудите» от 26.01.2009 № 25 (в ред. от 07.02.2014)

Республика Таджикистан, закон «О внутреннем аудите в государственном секторе» от 21.07.2010 № 631

Требования к 1. Наличие высшего внутренним экономического или аудиторам юридического образования

или высшего образования по другой специальности и четырехлетнего стажа работы в сфере аудита либо в смежных с ним областях.

2. Отсутствие неснятой или непогашенной судимости, а также отсутствие судебных решений, лишающих права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в финансово-хозяйственной сфере.

3. Отсутствие личной заинтересованности в хозяйствующем субъекте, родственных связей с его учредителем или акционером, членом соответствующего органа управления или лицом, ответственным за составление бухгалтерских (финансовых)

Лицо, привлекавшееся к уголовной ответственности за умышленные преступления, в отношении которого судимость не снята либо не погашена, не может быть назначено внутренним аудитором

1. Гражданин Республики Таджикистан, имеющий высшее экономическое или юридическое образование, стаж работы не менее трехлетнего по специальности, а также соответствующий квалификационным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Республики Таджикистан.

2. Замещение вакантной должности внутреннего аудитора в организациях государственного сектора проводится в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Республики Таджикистан

Права

внутренних

аудиторов

1. Требование всех видов документов.

2. Проведение анализа и исследований на правильность эффективного использования и использования по назначению финансовых средств.

3. Представление заключений по результатам аудита.

4. Получение при необходимости дополнительных сведений и разъяснений от должностных лиц

1. Получение и проверка всей необходимой документации (в том числе в электронном формате) и пояснений, необходимых для проведения аудита.

2. Получение от сотрудников объекта внутреннего аудита копий всех необходимых документов, относящихся к внутреннему аудиту

Внутренний аудитор организаций государственного сектора имеет следующие права:

1. Получать и проверять всю необходимую документацию и сведения, а также запрашивать у должностных лиц главных распорядителей, распорядителей и получателей государственных средств разъяснения, необходимые для проведения аудита.

2. Проводить проверку структур и сторон, внешних по отношению к организациям государственного сектора, которые пользуются или распоряжаются государственными средствами.

3. На независимое мнение о функционировании и эффективности финансового управления и системы внутреннего контроля.

4. Отказываться от проведения проверки или от выражения

Продолжение табл. 1

Страна

Критерий

РеспубликаАзербайджан, закон «О внутреннем аудите»от 22.05.2007 № 332-IIIQ

Киргизская Республика, закон «О внутреннем аудите» от 26.01.2009 № 25 (в ред. от 07.02.2014)

Республика Таджикистан, закон «О внутреннем аудите в государственном секторе» от 21.07.2010 № 631

своего мнения в докладе, в случае непредставления требуемой документации и иной важной информации, оказывающей либо могущей оказать существенное влияние на формирование объективной позиции аудитора.

4. Осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Республики Таджикистан

Обязанности 1.Проведение внутреннего внутренних аудита в рамках

аудиторов утвержденного рабочего

плана.

2. Соблюдение

законодательства Республики Азербайджан, внутренних документов и регламентов, а также принципов, стандартов и инструкций, утвержденных Институтом внутренних аудиторов.

3.Соблюдение коммерческой тайны и следование принципу конфиденциальности.

4. Уведомление руководства об обязательном отказе от исполнения какого-либо поручения, не относящегося к полномочиям внутреннего аудитора

1. Внутренний аудитор при проведении внутреннего аудита должен соблюдать стандарты внутреннего аудита и иные требования законодательства Киргизской Республики.

2. Внутренний аудитор не должен допускать конфликта интересов. При возникновении конфликта интересов сотрудники службы внутреннего аудита должны уведомить об этом факте руководство.

3. Внутренний аудитор не должен разглашать информацию, относящуюся к государственной или иной, охраняемой законом тайне

1. Внутренний аудитор организаций государственного сектора при проведении аудита обязан соблюдать предписания законодательства Республики Таджикистан, признанных стандартов внутреннего аудита и требования Кодекса профессиональной этики аудиторов.

2. Не допускается использование внутренними аудиторами своих прав в целях причинения вреда другому лицу, а также иное злоупотребление этими правами в аудиторской деятельности.

3. Внутренний аудитор обязан быть независимым, объективным, компетентным и добросовестным в своих действиях.

4. Внутренние аудиторы обязаны воздерживаться от распространения информации, которая стала им известна в процессе исполнения своих обязанностей, за исключением случаев, разрешенных законом.

5. Внутренний аудитор не должен допускать конфликта интересов. При возникновении конфликта интересов сотрудники службы внутреннего аудита должны уведомить об этом факте руководство

Функции службы 1. Установление 1. Разработка стратегических

внутреннего эффективности и адекватности и годовых планов проведения аудита системы внутреннего внутреннего аудита на основе

контроля, управление рисками. оценки рисков с учетом

2. Проверка правильности и мнения руководителя °бъекта достоверности бухгалтерского внУтРеннего аудита 2. _учета и финансовых отчетов. Составление е^гаргашдых

1. Разработка годовых и долгосрочных планов проведения внутреннего аудита на основе оценки риска.

2. Предоставление ежеквартальных отчетов мониторинга выполнения

Продолжение табл. 1

Страна

Критерий

РеспубликаАзербайджан, закон «О внутреннем аудите»от 22.05.2007 № 332-IIIQ

Киргизская Республика, закон «О внутреннем аудите» от 26.01.2009 № 25 (в ред. от 07.02.2014)

Республика Таджикистан, закон «О внутреннем аудите в государственном секторе» от 21.07.2010 № 631

3. Оценка эффективности расходов.

4. Проверка соответствия деятельности структурных подразделений хозяйствующего субъекта, его дочерних хозяйствующих обществ нормативным правовым актам и утвержденному плану деятельности.

5. Оценка эффективности, правильности использования резервов, контроля за

их использованием и достаточностью их защиты от убытков.

6. Оказание консультационных услуг в работе по организации системы внутреннего контроля

отчетов мониторинга выполнения ежегодных планов для руководителя объекта внутреннего аудита.

3. Ежегодное представление отчета руководителю объекта внутреннего аудита о проделанной работе по плану

4. Оценка эффективности системы внутреннего контроля и ее соответствия целям объекта внутреннего аудита.

5. Оценка достоверности и достаточности финансовой, бухгалтерской, управленческой и другой информации.

6. Оценка соответствия деятельности структурных подразделений нормативным правовым актам, указанным функциям и утвержденным планам деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Оценка эффективности и соответствия требованиям по использованию ресурсов, достаточности контроля за использованием ресурсов и защиты от потерь.

8. Разработка рекомендаций, необходимых для улучшения работы объекта внутреннего аудита.

9. Предоставление консультативной и методологической помощи службам внутреннего аудита подведомственных организаций в соответствии со стандартами внутреннего аудита и рекомендуемой методологией

ежегодных планов руководителю организации государственного сектора.

3. Ежегодное предоставление руководителю организации государственного сектора отчета о проделанной работе.

4. Оценка эффективности системы внутреннего контроля и ее соответствия целям организации государственного сектора.

5.Оценка объективности и достоверности социально значимой информации.

6.Оценка соответствия деятельности структурных подразделений организации государственного сектора предписаниям законодательства Республики Таджикистан.

7.Оценка эффективности деятельности организации по использованию средств, достаточности контроля за их использованием и недопущением потерь.

8. Внесение рекомендаций, необходимых для улучшения деятельности организации государственного сектора

и ее внутрихозяйственных подразделений.

9. Осуществление иных обязательств, исходящих из законодательства Республики Таджикистан

Отчетность Служба внутреннего

внутренних аудита представляет

аудиторов соответствующему органу

управления хозяйствующего субъекта годовой отчет о своей деятельности, а также отчеты по результатам проведенных аудиторских проверок

Службы внутреннего аудита не позднее 1 февраля предоставляют уполномоченному государственному органу в области внутреннего аудита отчет о выполнении плана по аудиту за предыдущий год с информацией о выполнении внесенных службой внутреннего аудита

Все структурные подразделения внутреннего аудита организаций государственного сектора ежегодно, не позднее 1 апреля, предоставляют уполномоченному государственному органу аналитический отчет о выполнении плана по аудиту за предыдущий год. Годовой аналитический отчет должен быть утвержден первым руководителем

Окончание табл. 1

Страна

Критерий

РеспубликаАзербайджан, закон «О внутреннем аудите»от 22.05.2007 № 332-IIIQ

Киргизская Республика, закон «О внутреннем аудите» от 26.01.2009 № 25 (в ред. от 07.02.2014)

Республика Таджикистан, закон «О внутреннем аудите в государственном секторе» от 21.07.2010 № 631

рекомендаций и предпринятых действиях по их реализации. Также службы внутреннего аудита отчитываются перед руководителем по результатам аудиторских проверок

организации государственного сектора. Также по завершении проверки внутренний аудитор или руководитель группы внутренних аудиторов обязан в течение десяти дней подготовить два экземпляра письменного доклада, один из которых предоставляется руководителю проверенной организации, а другой экземпляр остается в структурном подразделении внутреннего аудита

Таблица 2

Сравнительный анализ федеральных законов

Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 Положение (ред. от 29.06.2015) «Об организации

страхового дела в Российской Федерации»

Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 13.07.2015) «О банках и банковской деятельности»

Определение В целях обеспечения надлежащего уровня

сущности надежности внутреннего контроля, оценки

понятия его эффективности и проверки соответствия

«внутренний деятельности страховщика законодательству

аудит» Российской Федерации (в том числе страховому

законодательству), правилам и стандартам объединений страховщиков, положениям своих внутренних организационно-распорядительных документов страховщик организует внутренний аудит

Не представлено

Организация

работы

структурного

подразделения

внутреннего

аудита

1. Утверждение положения об организации и осуществлении внутреннего аудита с указанием ключевых положений с обязательным утверждением советом директоров или другим уполномоченным органом.

2. Внутренний аудитор, руководитель службы внутреннего аудита назначаются на должность и освобождаются от должности на основании решения совета директоров страховой организации или другого уполномоченного органа, подчинены и подотчетны совету директоров или другому уполномоченному органу.

3. По результатам проведенных проверок внутренний аудитор, служба внутреннего аудита составляют квартальные отчеты, которые представляются в органы управления страховщика, и годовые отчеты, которые предоставляются на ежегодном общем собрании акционерам или другим уполномоченным лицам. Отчеты содержат информацию о выявленных

по результатам проверок нарушениях и недостатках в деятельности страховщика и об их последствиях, о ходе устранения ранее выявленных нарушений и недостатков

1. Утверждение руководителя службы внутреннего аудита, плана работы службы внутреннего аудита, порядок определения размеров, форм и начислений компенсационных и стимулирующих выплат руководителю службы внутреннего аудита осуществляется советом директоров (наблюдательным) советом кредитной организации.

2. При достижении негативного финансового результата в целом по кредитной организации или по соответствующему направлению ее деятельности оплата труда руководителя службы внутреннего аудита может быть скорректирована, в частности возможно сокращение или отмена выплат.

3. Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России:

3.1. О назначении на должность руководителя службы внутреннего аудита, в трехдневный срок со дня принятия соответствующего решения.

3.2. Об освобождении от должности руководителя службы внутреннего аудита не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия соответствующего решения.

Окончание табл. 2

Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 Положение (ред. от 29.06.2015) «Об организации

страхового дела в Российской Федерации»

Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 13.07.2015) «О банках и банковской деятельности»

Квалификационные 1.Высшее экономическое, финансовое или

требования к

внутренним

аудиторам

юридическое образование.

2.Стаж работы по специальности не менее двух лет в страховой, перестраховочной, иной финансовой или аудиторской организации, зарегистрированной на территории РФ, а также в органах государственного финансового контроля РФ.

3.При наличии иного высшего образования необходимо подтвердить факт прохождения профессиональной переподготовки в области экономики, финансов или права, а также иметь стаж работы в подразделении субъекта страхового дела, деятельность которого связана с осуществлением бухгалтерского учета, финансовой деятельности или с правовыми вопросами, не менее трех лет.

4. Не может быть назначено лицо, которое:

1) осуществляло функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера страховщика или входило в состав коллегиального исполнительного органа страховщика в течение двух лет, предшествующих дате назначения на должность внутреннего аудитора, руководителя службы внутреннего аудита;

2) является акционером (участником) страховщика;

3) состоит в близком родстве или свойстве с акционерами (участниками) страховщика, либо с лицом, которое является единоличным исполнительным органом страховщика

или входит в состав совета директоров (наблюдательного совета) или коллегиального исполнительного органа страховщика, либо с главным бухгалтером страховщика

1.Высшее юридическое или экономическое образование, а при отсутствии такого образования - иное высшее образование и квалификацию в области управления рисками, и (или) внутреннего контроля, и (или) аудита.

2. Стаж работы не менее одного года в качестве единоличного исполнительного органа (его заместителя) кредитной организации, члена коллегиального исполнительного органа кредитной организации или руководителя

(его заместителя) подразделения кредитной организации(по одному из следующих направлений:

- управление рисками;

- внутренний контроль;

- внутренний аудит;

- другие направления контроля;

- осуществление банковских операций, являющихся основными в структуре операций кредитной организации в соответствии с направлениями деятельности, определенными советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации, или риски по которым (в соответствии с порядком управления наиболее значимыми для кредитной организации рисками, утвержденным советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации) являются наиболее значимыми для кредитной организации;

- ведение бухгалтерского учета (составление бухгалтерской (финансовой) отчетности), или не менее трех лет в качестве специалиста подразделения кредитной организации по одному из указанных направлений) или не менее трех лет в подразделениях, связанных с вопросами методологии и оценки управления рисками, внутреннего контроля и (или) внутреннего аудита, уполномоченных органов, осуществляющих регулирование, контроль

и надзор в сфере финансовых рынков или в банковской сфере

Таблица 3

Сравнительный анализ нормативно-правовых актов, регулирующих внутренний аудит в организациях государственного сектора

Нормативно-правовой акт Основные положения, определяющие внутренний аудит Примечание

Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Статья 95: «Внутренний аудит Банка России осуществляется службой главного аудитора Банка России, непосредственно подчиненной Председателю Банка России» 1.Понятие внутреннего аудита не раскрыто. 2.Сформирован принцип независимости внутреннего аудита за счет прямого подчинения структурного подразделения Председателю Банка России. 3.Внутренний аудит осуществляется на основании таких нормативно-правовых актов, как приказ ЦБ РФ от 31.03.1997 № 02-140 «О службе главного аудитора Банка России» и Положения «Об организации внутреннего аудита в Центральном банке Российской Федерации»

Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» Пункт 2 ст. 25: «Внутренний аудит Агентства осуществляется службой внутреннего аудита, подотчетной совету директоров Агентства. Порядок формирования и деятельности службы внутреннего аудита определяется советом директоров Агентства» 1.Понятие внутреннего аудита не раскрыто. 2.Сформирован принцип независимости за счет прямого подчинения структурного подразделения совету директоров

Федеральный закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О банке развития» Пункт 4 ст. 8: «Внутренний аудит Внешэкономбанка осуществляется службой внутреннего контроля. Порядок деятельности службы внутреннего контроля определяется наблюдательным советом Внешэкономбанка» 1.Понятие внутреннего аудита не раскрыто. 2.Сформирован принцип независимости за счет прямого подчинения структурного подразделения наблюдательному совету. 3.В связи с проведением внутреннего аудита структурным подразделением, связанным с системой внутреннего контроля, возможно не осуществление оценки надежности уровня эффективности системы внутреннего контроля на предприятии, а отождествление функций внутреннего аудита и внутреннего контроля

Федеральный закон от 01.12.2007 № 317-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Статья 32: «1.Для осуществления внутреннего контроля в организациях Корпорации создается структурное подразделение внутреннего аудита. 2.Руководитель структурного подразделения внутреннего аудита назначается генеральным директором Корпорации. 3.К компетенции структурного подразделения внутреннего аудита относятся: 1)проверка финансово-хозяйственной деятельности организаций Корпорации; 2)проверка соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в организациях Корпорации; 3)проверка законности осуществляемых организациями Корпорации хозяйственных операций; 1.Отождествление понятий внутреннего аудита и внутреннего контроля, выполнений подразделением внутреннего аудита функций, связанных с осуществлением внутреннего контроля. 2.Формирование зависимости и необъективности руководителя структурного подразделения внутреннего аудита в связи с назначением на должность генеральным директором Корпорации, а не наблюдательным советом

Окончание табл. 3

Нормативно-правовой акт

Основные положения, определяющие внутренний аудит

Примечание

4)проверка эффективности использования имущества и иных ресурсов организаций Корпорации;

5) проверка целевого использования средств специальных резервных фондов Корпорации организациями Корпорации;

6) осуществление по решению наблюдательного совета, генерального директора или правления Корпорации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью учреждений Корпорации, акционерных обществ Корпорации и их дочерних и зависимых обществ, а также подведомственных предприятий»

Федеральный закон от 17.07.2009 № 145-ФЗ

(ред. от 31.12.2014)

«О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Статья 20: «1. Для осуществления внутреннего контроля в Государственной компании создается структурное подразделение внутреннего аудита.

2.Руководитель структурного подразделения внутреннего аудита назначается председателем правления Государственной компании.

3.К компетенции структурного подразделения внутреннего аудита относится проведение проверок:

1)финансово-хозяйственной деятельности Государственной компании;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2)соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в Государственной компании;

3)законности совершаемых Государственной компанией сделок;

4)эффективности использования имущества Государственной компании;

5)целевого использования средств фонда Государственной компании»

1.Отождествление понятий внутреннего аудита и внутреннего контроля, выполнений подразделением внутреннего аудита функций, связанных с осуществлением внутреннего контроля.

2.Формирование зависимости и необъективности руководителя структурного подразделения внутреннего аудита в связи с назначением на должность генеральным директором Корпорации, а не наблюдательным

Список литературы

1. Сонин А.М. Внутренний аудит в новой реальности // Аудитор. 2012. № 7. С. 39-45.

2. Демидов А.Ю., Иванов О.Б., Мовчан С.Н. Система стандартов внутреннего аудита - основа его эффективного функционирования // Аудиторские ведомости. 2015. № 1. С. 42-54.

3. Шешукова Т.Г., Береснева А.В. Организация внутреннего аудита на малых предприятиях // Аудитор. 2015. № 4. С. 34-39.

4. Иванов О.Б., Лаврова Т.В. Роль внутреннего аудита в обеспечении эффективного функционирования системы управления рисками компании // Аудиторские ведомости. 2014. № 10. С. 61-72.

5. Гоибназаров Х.А. Развитие внутреннего аудита в Республике Таджикистан // Аудит. 2015. № 1. С.10-12.

6. Городилов М.А. Система регулирования аудиторской деятельности за рубежом // Вестник Пермского университета. Сер. Экономика. 2009. № 2. С. 90-99.

7. Чукавин П.О., Колтакова И.А. Актуальные вопросы организации внутреннего аудита в страховой компании // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2014. № 5. С.44-49.

8. ПоповаЛ.В. Роль аудиторской подсистемы в учетно-аналитической системе предприятия // Аудиторские ведомости. 2015. № 4. С. 37-45.

9. Курныкина О.В. Особенности внутреннего аудита электронных технологий и дистанционного банковского обслуживания в кредитных организациях // Аудиторские ведомости. 2014. № 4. С.16-24.

10. Хорохордин Д.Н. Некоторые аспекты организации внутреннего аудита холдингов и сложно структурированных экономических субъектов // Аудитор. 2014. № 11. С. 43-47.

11. Хорохордин Д.Н. Нормативно-правовое регулирование внутреннего аудита холдингов и сложно структурированных экономических субъектов // Аудитор. 2015. № 3. С. 35-39.

12. Панкратова Л.А. Формирование системы внутреннего аудита в холдинговых структурах // Аудитор. 2013. № 1. С. 23-28.

13. Хахонова Н.Н., Щербакова Е.П. Проблемы организации и функционирования службы внутреннего аудита в компаниях// Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. 2010. № 2. С. 105-110.

14. Гузов Ю.Н. Отчет внутреннего аудитора: формат и требования // Аудиторские ведомости. 2014. № 4. С.3-15.

15. Малыхин Д. Взаимодействие внутреннего и внешнего аудитов (обзор нормативных актов и рекомендаций надзорных органов) // Бухгалтерия и банки. 2010. № 1. С. 20-26.

16. Гайденко В.В., Белозерова Т.Г. Влияние результатов оценки системы внутреннего контроля на понимание деятельности аудируемого лица // Аудиторские ведомости. 2015. № 2. С. 32-42.

17. Мальцева Е.В. Построение системы внутреннего контроля с учетом требований Федерального закона «О бухгалтерском учете» // Аудиторские ведомости. 2014. № 1. С. 43-51.

18. Васильева Е.А., Гуськова Т.Н. Внутренний аудит как основополагающее звено развития внутрихозяйственного контроля в системе управления организацией // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2013. № 4. С. 125-127.

19. Городилов М.А. Международный стандарт аудита № 610 «Использование результатов работы внутренних аудиторов»: новая редакция // Аудитор. 2013. № 8. С. 56-63.

20. Серебрякова Т.Ю. Сущность и задачи внутреннего аудита // Аудиторские ведомости. 2008. № 11. С. 3-8.

ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)

Audit Activity

ANALYSIS OF STATUTORY INSTRUMENTS REGULATING THE INTERNAL AUDIT IN THE RUSSIAN FEDERATION AND FORMER USSR COUNTRIES

Larisa V. YUR'EVAa*, Violetta S. SUKHIKHb

a Ural Federal University named after First President of Russia B.N

Sverdlovsk Oblast, Russian Federation

lv_yurieva@mail.ru

b Ural Federal University named after First President of Russia B.N

Sverdlovsk Oblast, Russian Federation

violetta-e@yandex.ru

* Corresponding author

Abstract

Subject Active development of internal audit in various sectors of financial and economic activity makes significant the issue of its statutory regulation.

Objectives The objective is to study effective laws and regulations on internal audit in the Russian Federation and the former USSR countries.

Methods Using the method of comparative analysis, we studied the laws and regulations of three FSU countries, identified similarities and differences, and assessed various provisions of the laws. We also performed a comparative analysis of federal laws on specific areas of financial and economic activities and individual economic entities operating in the Russian public sector. Results The findings show that there are basic areas, which are reflected in effective laws and regulations on internal audit. They include the definition of the internal audit concept, eligibility requirements for internal auditors, organizational subordination of structural units of the internal audit. We identified major areas of improving the laws and regulations. These recommendations may be useful for elaborating a statutory instrument, which will regulate only the internal audit sphere.

Conclusions We conclude that to develop the internal audit as a fully functional activity, it is crucial to have proper statutory regulation. Otherwise, a large number of laws and regulations may appear in certain sectors of financial and economic activities, where some provisions may be duplicated, and basic aspects may differ (e.g., the definition of the substance of internal audit, eligibility requirements for internal auditors, etc.). It is also possible to ratify the International Standards for the Professional Practice of Internal Audit to develop professional activities.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Sonin A.M. Vnutrennii audit v novoi real'nosti [Internal audit in the new reality]. Auditor, 2012, no. 7, pp.39-45.

2. Demidov A.Yu., Ivanov O.B., Movchan S.N. Sistema standartov vnutrennego audita - osnova ego effektivnogo funktsionirovaniya [The system of internal audit standards as a basis of its effective functioning]. Auditorskie vedomosti = Audit Journal, 2015, no. 1, pp. 42-54.

3. Sheshukova T.G., Beresneva A.V. Organizatsiya vnutrennego audita na malykh predpriyatiyakh [Arranging the internal audit at small enterprises]. Auditor, 2015, no. 4, pp. 34-39.

4. Ivanov O.B., Lavrova T.V. Rol' vnutrennego audita v obespechenii effektivnogo funktsionirovaniya sistemy upravleniya riskami kompanii [The role of internal audit in ensuring the efficient functioning of the company's risk management system]. Auditorskie vedomosti = Audit Journal, 2014, no. 10, pp. 61-72.

5. Goibnazarov Kh.A. Razvitie vnutrennego audita v Respublike Tadzhikistan [Developing the internal audit in the Republic of Tajikistan]. Audit, 2015, no. 1, pp. 10-12.

. Yeltsin, Yekaterinburg,

. Yeltsin, Yekaterinburg,

Article history:

Received 10 August 2015 Accepted 17 August 2015

JEL classification: H83, M42, M48

Keywords: internal audit, eligibility requirements, subdivision

6. Gorodilov M.A. Sistema regulirovaniya auditorskoi deyatel'nosti za rubezhom [The system of regulating audit activity abroad]. Vestnik Permskogo universiteta. Ser. Ekonomika = Perm University Herald. Economy, 2009, no. 2, pp. 90-99.

7. Chukavin P.O., Koltakova I.A. Aktual'nye voprosy organizatsii vnutrennego audita v strakhovoi kompanii [Urgent issues of arranging internal audit in the insurance company]. Finansovyi vestnik: fmansy, nalogi, strakhovanie, bukhgalterskii uchet = Financial Bulletin: Finance, Taxes, Insurance, Accounting, 2014, no. 5, pp. 44-49.

8. Popova L.V. Rol' auditorskoi podsistemy v uchetno-analiticheskoi sisteme predpriyatiya [A role of the audit subsystem in the accounting and analytical system of the enterprise]. Auditorskie vedomosti = Audit Journal, 2015, no. 4, pp. 37-45.

9. Kurnykina O.V. Osobennosti vnutrennego audita elektronnykh tekhnologii i distantsionnogo bankovskogo obsluzhivaniya v kreditnykh organizatsiyakh [Specific features of internal audit of electronic technologies and remote banking services in credit organizations]. Auditorskie vedomosti = Audit Journal, 2014, no. 4, pp.16-24.

10. Khorokhordin D.N. Nekotorye aspekty organizatsii vnutrennego audita kholdingov i slozhno strukturirovannykh ekonomicheskikh sub"ektov [Some aspects of arranging the internal audit of holdings and economic actors with complex structure]. Auditor, 2014, no. 11, pp. 43-47.

11. Khorokhordin D.N. Normativno-pravovoe regulirovanie vnutrennego audita kholdingov i slozhno strukturirovannykh ekonomicheskikh sub"ektov [Statutory regulation of internal audit of holdings and economic actors with complex structure]. Auditor, 2015, no. 3, pp. 35-39.

12. Pankratova L.A. Formirovanie sistemy vnutrennego audita v kholdingovykh strukturakh [Building the internal audit system in holdings]. Auditor, 2013, no. 1, pp. 23-28.

13. Khakhonova N.N., Shcherbakova E.P. Problemy organizatsii i funktsionirovaniya sluzhby vnutrennego audita v kompaniyakh [Problems of organization and functioning of the internal audit service in companies].

VestnikAdygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Ekonomika = Bulletin of Adygea State University. Series: Economics, 2010, no. 2, pp. 105-110.

14. Guzov Yu.N. Otchet vnutrennego auditora: format i trebovaniya [The internal auditor's report: format and requirements]. Auditorskie vedomosti = Audit Journal, 2014, no. 4, pp. 3-15.

15. Malykhin D. Vzaimodeistvie vnutrennego i vneshnego auditov (obzor normativnykh aktov i rekomendatsii nadzornykh organov) [Interaction of internal and external audits (a review of regulations and recommendations of supervision authorities)]. Bukhgalteriya i banki = Accounting and Banks, 2010, no. 1, pp. 20-26.

16. Gaidenko V.V., Belozerova T.G. Vliyanie rezul'tatov otsenki sistemy vnutrennego kontrolya na ponimanie deyatel'nosti audiruemogo litsa [The impact of the results of internal controls assessment on understanding the auditee's activities]. Auditorskie vedomosti = Audit Journal, 2015, no. 2, pp. 32-42.

17. Mal'tseva E.V. Postroenie sistemy vnutrennego kontrolya s uchetom trebovanii Federal'nogo zakona "O bukhgalterskom uchete" [Building the internal control system subject to the requirements of the Federal Law On Accounting]. Auditorskie vedomosti = Audit Journal, 2014, no. 1, pp. 43-51.

18. Vasil'eva E.A., Gus'kova T.N. Vnutrennii audit kak osnovopolagayushchee zveno razvitiya vnutrikhozyaistvennogo kontrolya v sisteme upravleniya organizatsiei [Internal audit as an essential link in developing the internal control within the corporate governance system]. Ekonomika i upravlenie: novye vyzovy i perspektivy = Economy and Management: New Challenges and Perspectives, 2013, no. 4,

19. Gorodilov M.A. Mezhdunarodnyi standart audita № 610 "Ispol'zovanie rezul'tatov raboty vnutrennikh auditorov": novaya redaktsiya [International Standard on Auditing 610 Using the Work of Internal Auditors: new edition]. Auditor, 2013, no. 8, pp. 56-63.

20. Serebryakova T.Yu. Sushchnost' i zadachi vnutrennego audita [The essence and objectives of internal audit].

Auditorskie vedomosti = Audit Journal, 2008, no. 11, pp. 3-8.

pp.125-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.