Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ, США И ФРАНЦИИ'

СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ, США И ФРАНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
288
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ВЛАСТИ / ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА / ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / РОССИЯ / США И ФРАНЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ашикарьян А.А., Кошокова С.Я.

Институционализация президентской власти является продолжительным историческим процессом. Изучение представленного феномена необходимо для объяснения особенностей развития института президентства на современном этапе развития. В статье представлен исторический анализ становления института президентской власти в России, США и Франции, проанализированы современные элементы государственного устройства исследуемых стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE HISTORICAL ANALYSIS OF THE INSTITUTIONALIZATION OF PRESIDENTIAL POWER IN RUSSIA, USA AND FRANCE

The institutionalization of presidential power is a long historical process. The study of the presented phenomenon is necessary to explain the peculiarities of the development of the institution of the presidency at the present stage of development. The article presents a historical analysis of the formation of the institution of presidential power in Russia, the USA and France, analyzes the modern elements of the state structure of the studied countries.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ, США И ФРАНЦИИ»

СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ, США И ФРАНЦИИ

А.А. Ашикарьян, студент

С.Я. Кошокова, канд. ист. наук, доцент

Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-6-1-35-38

Аннотация. Институционализация президентской власти является продолжительным историческим процессом. Изучение представленного феномена необходимо для объяснения особенностей развития института президентства на современном этапе развития. В статье представлен исторический анализ становления института президентской власти в России, США и Франции, проанализированы современные элементы государственного устройства исследуемых стран.

Ключевые слова: институционализация президентской власти, институт президентства, исторический анализ, Россия, США и Франция.

Президентская республика - это республика, в которой президент наделен большими полномочиями как глава государства, и как глава правительства. Президент избирается прямым голосованием, независимо от выборов в законодательные органы. Это форма государственного устройства, при которой государственная власть организована по принципу четкого разделения властей. Законодательный орган не имеет права распускать правительство, и, наоборот, президент не имеет права распускать законодательный орган [2]. Все члены правительства назначаются президентом, подотчетны президенту и не подотчетны парламенту. Министры не образуют орган, не консультируются и не несут коллективную ответственность, но министры подотчетны президенту. Кроме того, существует «смешанная» республиканская форма правления, которая представляет собой форму государственной организации, имеющую как характеристики президентской республики, так и характеристики парламентской республики [5].

Америку называют символом президентской республиканской формы правления. Американская политическая система формировалась и развивалась под сильным влиянием доктрины «разделения властей». Идея децентрализации выражена, прежде всего, в Конституции США - первой в мире письменной Конституции (1787). Она

содержит пять основных принципов, а именно: разделение властей, сдерживание и баланс, федерализм, ограниченное правительство и судебный контроль.

Доктрина разделения властей, хотя и была разработана и усовершенствована британскими и французскими мыслителями (Джон Локк, Шарль де Секондат Монтескье), тем не менее, наиболее полно применяется в Соединенных Штатах. Согласно Конституции законодательная, исполнительная и судебная власти разделены независимо друг от друга, но могут контролировать и уравновешивать друг друга [4]. Особенность статуса президента, обладающего большой властью, наряду с Законодательным парламентом и Верховным судом, полностью независимым в своих постановлениях, сделала теорию разделения властей в США вполне применимой.

Процесс становления президентской власти в США формально можно разделить на два этапов - традиционный и этап активного усиления власти президента. Первая стадия началась с периода правления Дж. Вашингтона и продлилась до кризиса 30-х гг. XX в. Она характеризовалась противоречиями между президентом и Конгрессом, нередки были случаи диктатуры Конгресса по политическим и экономическим вопросам. Однако в период президентства Ф. Рузвельта и до современно-

Зб

го этапа развития роль Президента окрепла. Президент стал самой важной фигурой на американской политической арене. Фактически, президент - это человек, обладающий наибольшей властью во всей американской политической системе. Можно сказать, что люди часто видят в президенте символ страны.

Как глава исполнительной власти, президент имеет все полномочия по реализации политики и законов, принятых парламентом по всей стране. Президент также является важным законодателем, что проявляется в трех полномочиях: право выступать с законодательными инициативами в форме послания парламенту; право вносить законопроекты о бюджете; право на принятие решений правительством.

Он также является высокопоставленным дипломатом и имеет право устанавливать дипломатические отношения с зарубежными странами, назначать послов, подписывать договоры с одобрения двух третей членов Сената. Фактически, президент является главным разработчиком и исполнителем американской внешней политики. Президент Соединенных Штатов также является главнокомандующим вооруженными силами. Хотя Конституция предоставляет Конгрессу право объявлять войну, Конгресс не использовал это право с 1941 г., когда Соединенные Штаты вступили во Вторую мировую войну [4].

За последние несколько столетий политическая история Франции насчитывает четыре революции, пять монархий, пять республик, два режима не оформленных конституционно, четыре временных правительства и двенадцать конституций. Вплоть до 60-х гг. ХХ в. президент выступал в роли незначительной составной части государственного аппарата управления. Но в тот момент, когда была учреждена Пятая республика, произошло активное возрастание независимости и влияния института президентской власти. Именно в этот момент президент стал позиционироваться как глава государства, находящаяся на вершине исполнительной власти. Функционирование Пятой республики позволило определить положитель-

ные и отрицательные моменты смешанного управления государством.

Глава Франции является лидером исполнительной власти, что делает Францию случаем конституционного исключения в Европе. В соседних европейских странах, будь то король, королева или президент, они не всегда играют символическую роль. В Европейском Союзе 12 из 21 президента избираются прямым всеобщим голосованием. За пределами Франции это относится к Финляндии, Ирландии, Португалии, Австрии, Польше, Румынии, Болгарии, Литве, Словении, Хорватии и Кипру. Всеобщее избирательное право дает президентам легитимность, одобренную населением [1].

У французского президента есть три вида прерогатив, которых нет у других европейских коллег: во-первых, он имеет право самостоятельно решать, применять ли ядерное оружие; во-вторых, он ведет переговоры по международным соглашениям и возглавляет французскую делегацию на международных встречах; наконец, президент Франции имеет полное право распустить Национальное собрание после консультации с премьер-министром. Это прерогативы президента Франции, которой нет ни у одного другого главы государства в Европе.

Что касается права распускать Национальное собрание, во многих европейских странах президент также имеет право распускать Национальное собрание, но это право строго регулируется и может быть запрещено Конституцией или коалицией. Так обстоит дело в Германии, Италии, Испании, Португалии, Венгрии, Румынии. Во Франции президент может использовать эту власть по политическим причинам.

У президента Франции есть один, даже более «мощный конкурент» - президент России. Потому что президент России утверждает назначение министров, а также может увольнять министров и премьер-министров. С другой стороны, российский президент напрямую руководит министерствами, такими как оборона, внутренние и иностранные дела, определяя основные направления для внутренних и внешних дел. Фактически, президент Франции де-

лает то же самое, но эти права не закреплены в Конституции. Более того, президент России имеет право издавать указы и даже накладывать вето на законы, принятые парламентом. Можно говорить, что это «суперпрезидентская» система, которая четко закреплена в Конституции, и в этом его отличие от Франции.

Формообразование президентского института в России условно можно разделить на 3 этапа [3]:

1) союзное президентство - незавершенное разделение функций между различными институтами власти;

2) идея введения поста президента в России, выбираемого населением, возникла в ситуации конфронтации с союзным центром.

3) учреждение в России президентской республики стало результатом не согласия элит, а следствием поражения парламента

в столкновении с исполнительной властью.

На современном этапе развития институт президентской власти в России, ее анализируют и сравнивают с другими странами. В сравнении российского института президентства с французским, можно подчеркнуть, что в российской нет ответственности правительства перед парламентом, нет контрассигнатуры актам Президента, он может увольнять министров и распускать правительство. Соответственно назвать форму смешанной невозможно. Если говорить о США - у России полномочия президента шире, чем в США: есть меры по получению чрезвычайных полномочий без объявления ЧС, механизмы взаимодействия с парламентом в пользу президента, сложнее процедура импичмента, высокая эффективность законодательной инициативы.

Библиографический список

1. Гориславская К.С., Шевнина О.Е. Формирование института президентства: истори-ко-правовые аспекты (XVIII-XIX вв.) // Вестник ПензГУ. - 2015. - №2 (10). - С. 12.

2. Грачев Н.И. Особенности правовых актов Президента РФ и конституционно-правовая формула президентской власти в России // Вестник СГЮА. - 2021. - №2 (139). -С. 8.

3. Невинский В.В. Сущность президентской власти в России в трудах профессора Е.И. Козловой // Актуальные проблемы российского права. - 2020. - №3 (112). - С. 11.

4. Травкина Н.М. Институт президентской власти в США: нарастающая дисфункцио-нальность // Полит. наука. - 2019. - №4. - С. 9.

5. Шумилина А.Б., Артюхин О.А., Крицкая А.А. Президентская власть в постсоветской России: личностно-лидерская проекция // The Scientific Heritage. - 2020. - №47-4. - С. 10.

COMPARATIVE HISTORICAL ANALYSIS OF THE INSTITUTIONALIZATION OF PRESIDENTIAL POWER IN RUSSIA, USA AND FRANCE

A.A. Ashikaryan, Student

S.Ya. Koshokova, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin (Russia, Krasnodar)

Abstract. The institutionalization of presidential power is a long historical process. The study of the presented phenomenon is necessary to explain the peculiarities of the development of the institution of the presidency at the present stage of development. The article presents a historical analysis of the formation of the institution of presidential power in Russia, the USA and France, analyzes the modern elements of the state structure of the studied countries.

Keywords: institutionalization of presidential power, the institution of the presidency, historical analysis, Russia, USA and France.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.