Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТОКСИЧНОСТЬ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХ ТРЕХИ ПЯТИВАЛЕНТНЫЙ МЫШЬЯК, В СВЯЗИ С ИХ ГИГИЕНИЧЕСКИМ РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕМ В ВОДЕ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТОКСИЧНОСТЬ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХ ТРЕХИ ПЯТИВАЛЕНТНЫЙ МЫШЬЯК, В СВЯЗИ С ИХ ГИГИЕНИЧЕСКИМ РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕМ В ВОДЕ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
37
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The evidence obtained in studies demonstrated for the first time in water hygiene that differences in the toxicity produced by tri-and-pentavalent arsenic in the single and follow-up animal exposures are not essential. Valency was found not to be of importance in developing latent effects caused by arsenic intoxication, 0.05 mg/l was recommended as the integrated standard for water arsenic ions of different valency according to the sanitary-toxicological degree of harmfulness.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТОКСИЧНОСТЬ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХ ТРЕХИ ПЯТИВАЛЕНТНЫЙ МЫШЬЯК, В СВЯЗИ С ИХ ГИГИЕНИЧЕСКИМ РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕМ В ВОДЕ»

реальных условий эксплуатации: удельная насыщенность 1 м2/м3, экспозиция 30 сут, температура — 1и—10°С.

Для пенопласта ФРП-1А расчетное время снижения уровня миграции формальдегида до ДКМ составило 18,35±0,21 мес, фенола — 19,69± ±0,80 мес, фактическое время— 18—19 мес, для пенопласта КФП-20 — соответственно 33,76± ±1,22, 42,20±2,80 и 38—41 мес.

Выводы. 1. Ведущими факторами, влияющими на интенсивность миграции химических веществ из пенопластов марок ФРП-1А и КФП-20, являются удельная насыщенность, время выдержки пенопластов после изготовления и длительность контакта со средой.

2. Миграция химических веществ из пенопластов с течением времени снижается и достигает допустимого уровня через 18—19 мес для пенопласта ФРП-1А и через 38—41 мес для пенопласта КФП-20.

3. Выведенные уравнения регрессионной связи могут быть использованы для прогнозирования уровней миграции химических веществ из фенол-формальдегидных пенопластов марок ФРП-1А и КФП-20 при разных условиях эксплуатации.

Поступила 2S.08.83

Summary. Study was made into the patterns of chemical migration from phenolformaldehyde-containing thermal insulation penoplasts of the makes ФРП-1А and КФП-20 in relation to the time the product was made, specific saturation, contact duration with the medium and temperature. Multiple correlation coefficients obtained show that all the test factors are closely linked. Regression correlation equations derived make it possible to predict the levels of chemical migration from phenolformaldehyde penoplasts of the makes in question under different performance conditions. Time limits of reducing chemical migration from penoplasts as far as the established permissible level have been set.

УДК 814.777:815.916:546.191-074

Г. Н. Красовский, Н. В. Пожидаева

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТОКСИЧНОСТЬ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХ ТРЕХ- И ПЯТИВАЛЕНТНЫЙ МЫШЬЯК, В СВЯЗИ С ИХ ГИГИЕНИЧЕСКИМ РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕМ В ВОДЕ

НИИ обшей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва

Практически все действующие в настоящее время гигиенические регламенты неорганических загрязнений воды разработаны на основе изучения только какого-либо одного соединения (по катиону или аниону). В то же время неорганические соединения одного и того же элемента, поступающие с промышленными стоками в водоемы или содержащиеся в природных водах, могут заметно различаться по структуре, валентности, степени диссоциации и др. В частности, по данным института Гидроцветмет, в стоках предприятий цветной металлургии и дренажных водах шламсодержащих отвалов может присутствовать до 11 различных неорганических соединений мышьяка, различающихся по физико-химическим свойствам, что не может не сказаться на их токсичности и опасности. Из истории криминалистики известно, что только трехвалентный мышьяк является причиной случайных или умышленных отравлений. И в настоящее время лишь трехвалентный мышьяк обычно рассматривается как сильнодействующий яд и подлежит строгому учету и контролю. Поэтому схемы очистки стоков предприятий цветной металлургии включат этап перевода трехвалентной формы мышьяка в пятивалентную, которая целенаправленно и бесконтрольно сбрасывается в водоемы.

В связи с изложенным представлялось интересным изучить токсичность мышьяксодержащих не-

органических соединений различной валентности для уточнения норматива мышьяка в воде.

При оценке сравнительной токсичности разно-валентных ионов мышьяка в опытах на гидроби-онтах выявлено, что среднесмертельная концентрация арсенита для дафний находилась на уровне 10 мг/л, арсената — на уровне 25 мг/л, т. е. различия токсичности составляли в расчете на ион мышьяка 2,5 раза. Различия в токсичности разновалентных ионов мышьяка для личинок комаров достигали 1,5 раза. В экспериментах на животных среднесмертельные дозы арсенита и ар-сената для крыс оказались равными соответственно 360 и 1000 мг/кг, т. е. различались сравнительно мало — в 2,8 раза. Среднее время гибели животных в острых опытах с этими соединениями — 44 и 50 — свидетельствует о маловыраженных различиях кумулятивности разновалентного мышьяка. По результатам острых опытов различия токсичности трех- и пятивалентного мышьяка в общем невелики и не превышают для животных 2,5, а гидробионтов — в 2,8 раза. Однако в отношении микроэлементов и такие различия могут иметь значение. Тем более при повторном воздействии веществ нельзя полностью исключить возможность усиления токсичности. При 28-дневном введении в организм степень токсичности разно-валентных ионов мышьяка оказалась весьма близкой. Пороговые дозы как трех-, так и пяти-

Различия токсичности неорганических соединений, содержащих трех- и пятивалентный мышьяк

Острый опыт

исследуемые объекты

Личинки комаров Дафнии

Белые крысы

¿а

•а о Н -

и-1

Изученные показатели

4 с

5 3

С а.

Хронический опыт

кратность различий ЕО,л трех- и пятивалентного мышьяка

расчет по

методу Б. А. Кур-ляндского

ф « ■ о

и О Я 41 ■ X

1,5 Дельтааминолеву-линовая кислота 2,5 1.6 —

2,5 Сул ьфгидр ильные группы 1.5 1,0 1.5

2,8 Эритроциты 1,2 1.2 1,66

Гемоглобин 2,5 1.6 —

Щелочная фосфа- 2,0 1.3 —

таза

Холинэстераза 1,6 1.5 1,66

валентного мышьяка были на одном уровне и составили 0,7 мг/кг, а недействующие — 0,2 мг/кг.

Для окончательного решения вопроса о сравнительной токсичности разновалентных ионов мышьяка проведен хронический 6-месячный эксперимент на белых крысах. Анализ материалов хронического эксперимента свидетельствует об общности токсико-динамических свойств разно-валентных соединений мышьяка. Так, из 12 использованных показателей оценки функционального состояния организма животных изменения наблюдались по 10 показателям как для трех-, так и для пятивалентных соединений. Одинаковая степень изменения установлена в содержании эритроцитов в крови, выведении копропорфирина с мочой, активности аспартатаминотрансферазы в сыворотке крови крыс как для арсената, так и арсенита. Выраженность общетоксического действия равных доз трех- и пятивалентного мышьяка была близка, и дозу 0,05 мг/кг можно рассматривать как явно действующую. Доза 0,01 мг/кг оказалась минимально эффективной для соединений трех- и пятивалентного мышьяка. В хроническом эксперименте доза 0,0025 мг/кг не вызывала изменений изучаемых показателей, и ее можно считать максимально неэффективной (недействующей) для данных соединений мышьяка. Точные пороги токсического действия мышьяка устанавливали с использованием методов расчета их вероятностных значений [1, 2]. Результаты расчетов показали, что эти методы могут применяться для определения вероятностных порогов токсического действия по альтернативным и градированным показателям в условиях подострого и хронического опытов с целью более точной оценки кратности различий токсичности трех- и пятивалентного мышьяка, что расширяет границы их практического использования. Вероятностные

величины порогов варьировали в зависимости от взятых в расчет функциональных показателей, но во всех без исключения случаях кратность различия не превышала 1—2,5 раза (см. таблицу).

Согласно полученным данным, в условиях хронического опыта трех- и пятивалентный мышьяк весьма мало различается по токсичности. Однако оставалось неясным, какое значение имеет валентность мышьяка в проявлении его возможного отдаленного действия.

При изучении гонадотоксического эффекта разновалентных ионов установлено, что ни арсенит, ни арсенат не изменял кислотную и осмотическую резистентность сперматозоидов и размер гонад. Выявилось, что при интоксикации пятивалентным мышьяком в сравнительно высокой (2 мг/кг) концентрации увеличивалось время подвижности сперматозоидов.

При оценке эмбриотоксического эффекта интоксикации обнаружено увеличение количества резорбций и желтых тел как для трех-, так и для пятивалентных соединений мышьяка в наивысшей испытанной дозе (2 мг/кг). Выраженность этого эффекта для арсенита и арсената оказалась одинаковой. Во всех испытанных дозах соединения мышьяка не изменяли числа аберраций и митоти-ческий индекс, т. е. в изученных дозах мышьяк не обладал мутагенной активностью.

Все данные литературы о способности вызывать опухоли касаются лишь действия арсенитов в высоких концентрациях, на уровне менее 1 мг/л этот эффект ни в одном случае не проявлялся.

На основании сходства токсического действия трех- и пятивалентного мышьяка при длительном поступлении в организм в малых дозах, близких значений порогов общетоксического действия по всем изученным показателям, а также равнозначной способности разновалентных ионов металла вызывать отдаленные эффекты было сделано заключение о целесообразности установления суммарного гигиенического норматива мышьяка в воде на уровне 0,05 мг/л по санитарно-токсиколо-гическому признаку вредности.

Таким образом, экспериментально доказано, что для мышьяка валентность не влияла на величину регламента.

Выводы. 1. Различия общетокснческого действия трех- и пятивалентных ионов мышьяка оказались несущественными по данным острого, подострого и хронического опытов; проявление отдаленных эффектов интоксикации также не зависело от валентной формы мышьяка.

2. Действующий в настоящее время в санитарном законодательстве норматив следует рассматривать как единый для трех- и пятивалентного мышьяка. Контроль за соблюдением норматива в воде необходимо осуществлять по сумме ионов мышьяка.

Литература. 1. Курляндский Б. Н„ Стовбур Н. Н., Духовная Л. М. — Гиг. и сан., 1978, № 8, с. 51—55.

2. Штабский Б. М., Красовский Г. Н„ Жолдакова 3. И.— Там же, 1979, № 9, с. 41—43.

Поступила 18.11.83

Summary. The evidence obtained in studies demonstrated for the first time in water hygiene that differences in the

toxicity produced by tri-and-pentavalent arsenic in the single and follow-up animal exposures are not essential. Valency was found not to be of importance in developing latent effects caused by arsenic intoxication, 0.05 mg/1 was recommended as the integrated standard for water arsenic ions of different valency according to the sanitary-toxicological degree of harmfulness.

УДК в15.285.7:547.2411.099.076.9:613.165/. 166

В. В. Михайлов

ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ЖИВОТНЫХ В ПРОЦЕССЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ ИНГАЛЯЦИОННОЙ ЗАТРАВКИ КАРБОФОСОМ НА ФОНЕ ВЫСОКОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ И УЛЬТРАФИОЛЕТОВОЙ РАДИАЦИИ

Крымский медицинский институт, Симферополь

всего последовательном) влиянии УФЛ и пестицидов [1, 2, 4].

В связи с этим мы поставили задачу изучить одновременные изменения функции различных систем организма животных в процессе ингаляционной затравки фосфорорганическим пестицидом (ФОП), карбофосом на фоне высокой температуры и различных уровней УФ-радиации.

Таблица 1

Изменения у кроликов активности ХЭ в крови, ширины зрачка, ЭЭГ И ЭГЭГ в процессе 4-часовой ингаляционной затравки карбофосом (5 мг/м3) при 30 °С и различном уровне УФ-радиации

Одновременному действию пестицидов, высокой температуры воздуха и ультрафиолетовых лучей (УФЛ) могут подвергаться лица, занятые опрыскиванием растений, а также работающие на полях, в садах и особенно в теплицах после обработки их пестицидами. В литературе имеется ограниченное число сообщений о сочетанном (чаще

Средние Время от начала затрапки, ч

„ С5

Показатель исходные

«i (J о Данные 0.5 ! 1.5 2 2.5 3 3.5 4 5

Активность ХЭ I 16,1 —18,9* —16,9 —18,4 -31,2*

в крови, мкмоль/л'С П 22,0 —24,0* —27,0* —32,5* —51,0*

III 25,3 —16,0 —35,4* —45,2* —52,5*

Ширина зрач- I 6,52 —7,5* -9,5* — 11,6* —12,4* —13,3* -10,2* —11,6 —14,6* —3,0

ка, мм II 6,57 — 13,5* -12,7* —15,7* -8,2 -11.4 -11,4 —14,4 —17,2* -11,2

III 7,20 —11,0* —11,6* —18,9* —18,8* —22,1* —24,6* -21,0* —22.1* —14,6*

Амплитуда ко-

лебаний ЭЭГ

мкВ:

быстрых I 38,0 -23,3* +55,6 —33,3* +24,6 +46,6 +8,1 —4,6 —28,0 —28,7

II 80,0 +25,4 + 16,4 + 13,9 +30,9 +26,4 +28,5 + 13,4 —15,2 —8,8

III 55,0 —1,3 —2,9 -0,3 +3.7 -4.8 +0,4 +5,5 —2,0 +0,1

медленных I 105,0 -1,6 +6,5 +4,4 —9.2 +8,4 +4,0 +0,1 —23,5 —2.3

II 82,0 +35,2 +27,3 + 12,8 +7.0 +23,9 +29,9 +21,8 +31,0 + 13,6

III 94,0 + 12,4* —0.9 +2,4 + 15.7 +23,4* +26,0* + 17,3 +3.2 —2.7

Частота коле-

баний ЭЭГ,

Гц:

быстрых I 29,4 —3,1 +22,4 +4,9 + 14.5 +20,9 22,1+ + 19,0 +35,8 +22,4

II 43,1 +3,5 -0,8 +0,9 +0,6 -1,4 + 10,9 +5,2 +4,8 +0,1

III 40,4 +2,3 +2,3 -4.9 +3,9 +4,4 +3,7 +8,3 +6,7 + 11,5

медленных I 4,9 -6,0 +4,6 -0.7 +5,4 +0,8 -6,7 -4,6 —8,0 —4,1

II 5,4 -0,8 +2,6 -0.2 + 10,9 -3,0 +2,1 +2,2 —4,1 —3.6

III 5,2 -2.7 -2,7 -5,1 +4,4 + 1,4 +2,0 +6,3 0 + 10,0*

Частота колеба-

ний ЭГЭГ,

Гц

I 0,065 —9,9 -24,0* -0.6 —12,0 —0,6 -4,0 -6,1 -4,4 -14.3

III 0,057 —19.7* — 16,2 —14,6 -6,4 —7,1 -8.9 -11,7 —20,0 —26,4*

Примечание. Здесь и в табл. 2, 3 указаны средние изменения в % к исходному уровню, принятому за 100. дочка — изменения статистически достоверны.

Звез-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.