Научная статья на тему 'Сравнительная оценка потенциала клинических знаний, освоенных интерактивными формами обучения'

Сравнительная оценка потенциала клинических знаний, освоенных интерактивными формами обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ / ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / УЧЕБНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ ИГРЫ / INTERACTIVE WAYS OF TEACHING / OPTIMIZATION OF STUDY PROCESS / TEACHING CLINICAL PLAYS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орзиев Завкиддин Мансурович, Мирзаева Дилором Болтаевна

В настоящей работе приводятся результаты применения интерактивных способов обучения «слабое звено» и «трехступенчатое интервью» по предмету пропедевтики внутренних болезней. Установлено, что использованные интерактивные способы обучения по-разному влияют на формирование уровней знания. Интерактивный способ обучения «слабое звено» способствовал преимущественному совершенствованию I (знакомство) и II (копия) уровней знания. В то же время знания, полученные с помощью учебной игры «трехступенчатое интервью», были гораздо более совершенными и соответствовали III (знание-умение), а то и IV (знание трансформация) уровням. Примечательным является то, что по ходу проведения учебно-клинической игры «трехступенчатое интервью» гораздо быстрее укрупнялся потенциал аналитического мышления, что является важным и в то же время отличительным превосходством данного способа обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Орзиев Завкиддин Мансурович, Мирзаева Дилором Болтаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE EVALUATION OF CLINICAL KNOWLEDGE POTENTIAL BY INTERACTIVE TEACHING FORMS

This work shows the results of interactive teaching ways «weak link» and «three-step-interview» on inner diseases propaideio. The used interactive teaching ways are determined to influence differently the knowledge level formation. Interactive teaching way «weak link» mostly contributed to modernizing I (meeting) and II (copy) level knowledge. As for knowledge with the play-study «threestep-interview», it was more perfect and corresponded to III (knowledge-skill), and moreover to IV (knowledge-transformation) level. During teaching-clinical play «threestepinterview», potential of analytical thinking was growing more rapidly, that is both important and prevailing.

Текст научной работы на тему «Сравнительная оценка потенциала клинических знаний, освоенных интерактивными формами обучения»

№ 2 - 2011 г.

13.00.00 педагогические науки

УДК 378.147:371.334

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА КЛИНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, ОСВОЕННЫХ ИНТЕРАКТИВНЫМИ ФОРМАМИ

ОБУЧЕНИЯ

З.М. Орзиев, Д.Б. Мирзаева

Бухарский государственный медицинский институт

(г. Бухара)

В настоящей работе приводятся результаты применения интерактивных способов обучения «слабое звено» и «трехступенчатое интервью» по предмету пропедевтики внутренних болезней. Установлено, что использованные интерактивные способы обучения по-разному влияют на формирование уровней знания. Интерактивный способ обучения «слабое звено» способствовал преимущественному совершенствованию I (знакомство) и II (копия) уровней знания. В то же время знания, полученные с помощью учебной игры «трехступенчатое интервью», были гораздо более совершенными и соответствовали - III (знание-умение), а то и IV (знание - трансформация) уровням. Примечательным является то, что по ходу проведения учебно-клинической игры -«трехступенчатое интервью» гораздо быстрее укрупнялся потенциал аналитического мышления, что является важным и в то же время отличительным превосходством данного способа обучения.

Ключевые слова: интерактивные способы обучения, оптимизация учебного процесса, учебные клинические игры

Орзиев Завкиддин Мансурович - доктор медицинских наук, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней Бухарского государственного медицинского института, e-mail: orziev@mail.ru

Мирзаева Дилором Болтаевна - ассистент кафедры пропедевтики внутренних болезней Бухарского медицинского института, e-mail: orziev@mail.ru

Прослеживаемый новый виток в оптимизации учебного процесса, несомненно, связан с ростом интереса преподавателей к формам интерактивного обучения, выполняющих роль трапа, способствующего прогрессированию потенциала знаний студентов [6, 7, 8]. К интерактивным способам обучения (ИСО) относятся те, которые обязывают обучающихся самостоятельно добывать, перерабатывать и реализовать информацию, представленную в определенной дидактической форме. Подобный вид

обучения, в отличие от традиционных, значительно обогащает банк знаний с одновременным повышением потенциала творческого мышления студентов [9].

Интерактивные формы обучения принято делить на имитационные и неимитационные. Имитационные методы, к которым относится учебные клинические игры (УКИ), погружают студентов в атмосферу предельно близкую практической работе врача. Более того, они формируют и поддерживают эмоциональный накал участников и повышают чувство ответственности за судьбу больного, по крайней мере, на ее интеллектуальном уровне. УКИ позволяют систематически контролировать повышение качества профессиональной подготовки студентов и исполняют роль барьера на пути их следования к постели больного, пропуская к пациентам только подготовленных студентов [1, 2, 4, 5].

Учитывая вышеизложенное, была проделана настоящая работа, целью которой явилась сравнительная оценка уровня клинических знаний студентов, приобретенных с помощью интерактивных форм обучения «слабое звено» и «трехступенчатое интервью».

Для реализации поставленных задач в практических занятиях по предмету пропедевтики внутренних болезней (ПВБ) целенаправленно использовались ИСО - УКИ («трехступенчатое интервью» и «слабое звено») в течение ряда лет. Контролем служили рейтинговые показатели студентов, полученные с помощью традиционных способов оценки знаний. Группы обучающихся, привлеченные в круг исследования, были репрезентативны по количеству студентов, этапов и видов оценки знаний, а также индивидуальному их рейтингу. Уровень знаний систематически проверялся с помощью устных и письменных (кроссворды, тесты, ситуационные задачи и др.) заданий по ходу текущих, промежуточных и итоговых контрольных работ. Интерактивная игра «слабое звено» применялась в модифицированном варианте, сущность которого заключалась в следующем: вопросы разделялись по уровню сложности на легкие (Ь1), средние (Ь2) и сложные (Ь3). Их соотношение в общем банке вопросов составляло 1:2:1. Величина выделенных баллов и предоставляемое время на правильные варианты ответов зависели от степени сложности вопроса и возрастали по мере роста последней.

В ходе проведенных исследований были получены следующие результаты. Установлено, что ИСО в отличие от традиционных в целом более эффективно влияют на процесс усвоении комплекса клинических знаний. Помимо этого, они наглядно отличались индивидуальностью характера действия на формирование общеизвестных уровней знания. Так, если традиционные методы обучения влияли на развитие в основном начальных I (знание - знакомство) и II (знание - копия) уровней, то ИСО - на более совершенные III (знание - умение) и IV (знание - творчество) их формы.

Занятия, проводимые с применением учебной игры «слабое звено», отличались высокой активностью участников, что отчасти объясняется условием его проведения, требующего непременного участия всех членов группы. Концовка настоящей учебной игры приобретала весьма заманчивый характер, особенно тогда, когда оставалась финальная пара участников. Определение лидера - знатока группы - всегда завершалось всплеском эмоций и задора со стороны участников. Вместе с тем, возможности данной игры в плане совершенствовании отдельных уровней знаний оказались далеко неравными. Согласно полученным результатам ИСО «слабое звено» способствовало совершенствованию I (знакомство) и II (копия) уровней знания. На формирование более совершенных уровней (III - умение и IV - творчество) оно особо не влияло. Последнее существенно ограничивает возможности применения учебной игры «слабое звено». Для достижения искомого результата выбор настоящей учебной игры должен быть дифференцированным с учетом специфики конкретного занятия. Ибо уровень освоенных

с ее помощью знаний, особенно из частного раздела предмета ПВБ, в итоге может оказаться низким.

Несколько отличными оказались результаты, полученные вследствие применения УКИ - «трехступенчатое интервью». Настоящее ИСО способствовало существенному росту багажа как теоретических, так и практических знаний студентов, максимальному пониманию значения диалога врача с больным и развитию клинического мышления, а также умению своевременно использовать теоретические знания в собственной практической деятельности. Следует подчеркнуть, что для успешного проведения УКИ «трехступенчатое интервью» требуется достаточно большой объем знаний по фундаментальным медицинским дисциплинам, а также владение широким диапазоном манипуляций. К этому обязывало условие сбора субъективной и объективной информации, наиболее приближенное к реальной клинической обстановке.

Следует указать, что УКИ «трехступенчатое интервью» вызывала повышенный интерес обучающихся. Знания, полученные с помощью данного вида учебной игры, были намного совершенные и соответствовали - III (знание - умение), а то и IV (знание -трансформация) уровням. Более чем у половины участников игры отчетливо формировались элементы III (знание - умение), а у остальной части IV уровня (знание -творчество) знания. Вместе с этим гораздо быстрее обогащался банк клинического мышления, что является важным и отличительным превосходством данного способа обучения.

Прослеживалось и другое положительное качество учебной игры «трехступенчатое интервью». Среди участников-«игроков» неуклонно возрастало число лиц, владеющих методами физических исследований, и, главное, улучшалось качество их выполнения, что соответствует цели и задачам предмета пропедевтической терапии [3, 10]. Единственным недостатком, которое было замечено, является отсутствие возможности активного участия всех членов группы.

На кафедре разработаны сценарии различных клинических ситуаций с четким определением круга обязанностей каждого участника учебной игры. Наряду с этим, созданы специальные условия со средствами оснащения необходимые при проведении УКИ. За ходом учебной игры преподаватель бдительно следит, строго контролирует каждое действие участников. В случаях допуска промаха скрупулезно его корректирует. По требованию обстановки он нередко вносит дополнительную информацию, усложняющую клиническую ситуацию. По ходу учебной игры участникам позволяется обсуждать роль каждого симптома в диагностики данного заболевания, план предстоящего обследования таковых больных. Подводя итог занятию, преподаватель дает объективную оценку действиям каждого участника игры, комментирует ответы, корректирует составленный план обследования. Выступая в качестве арбитра, подробно останавливается на допущенных просчетах и промахах студентов-«игроков» и советует пути их устранения.

На основании проведённых исследований можно заключить, что ИСО «слабое звено» и «трехступенчатое интервью не одинаково влияют на формирование отдельных уровней знания. Так, если первый из них способствовал преимущественному росту I и II, то второй - III и IV уровней знания. С учетом последнего выбор способа учебной игры должен осуществляться в соответствии с целью и задачей каждого занятия. Считаем целесообразным применение интерактивной игры «слабое звено» по ходу обучения занятий общей, а «трехступенчатое интервью» специальной части предмета ПВБ.

Таким образом, применение УКИ в процессе обучения предмета ПВБ существенно развивает багаж клинического знания с одновременным повышением познавательной способности студентов, придает им творческую самостоятельность, расширяет и укрепляет круг приобретенных практических навыков. Главное, они непринужденно воспринимаются со стороны студентов. Все это в конечном итоге способствует усвоению новых теоретических и практических знаний, повышает качество подготовки будущих врачей общей практики.

Выводы

1. Интерактивные способы обучения «слабое звено» и «трехступенчатое интервью» дифференцированно влияют на формирование отдельных уровней знания.

2. Выбор вида учебной игры следует осуществлять в зависимости от конкретной темы практического занятия.

3. Интерактивная игра «слабое звено» оказалась более эффективной по ходу обучения общей, а «трехступенчатое интервью» - специальной части предмета ПВБ.

Список литературы

1. Белоусов А. В. Методика формирования у слушателей и курсантов профессиональных умений и навыков на практическом занятии / А. В. Белоусов, А. Г. Караяни // Инновации в образовании. - 2000. - № 2. - С. 127-134.

2. Васильев Л. И. Компетентный подход при модульной технологии организации обучения в вузе / Л. И. Васильев, А. Н. Мамацев // Высшее образование сегодня. - 2000. -№ 12. - С. 40-43.

3. Дронова Т. А. К вопросу о преподавании пропедевтики внутренних болезней / Т. А. Дронова // Клин. медицина. - 2003. - № 3. - С. 67-70.

4. Каримов Х. Я. Новые педагогические технологии / Х. Я. Каримов. - Таешкент : Второй Ташкентский государственный медицинский институт, 2001. - С. 150.

5. Лазарева И. А. Возможности повышения качества учебного процесса при использовании методов активного обучения / И. А. Лазарева // Инновации в образовании. - 2004. - № 3. - С. 52-60.

6. Молодежь и наука : итоги и перспективы : материалы межрегиональной научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием. - Саратов : Издательство Саратовского медицинского университета, 2008.

7. Использование современных передовых педагогических технологий в высших медицинских учебных заведениях : материалы учебно-методической конференции, 22 апреля 2005. - Бухара, 2005. - С. 185.

8. Вопросы повышения качества высшего медицинского образования : материалы учебно-методической конференции. - Астана, 2003. - С. 23.

9. Наумов Л. Б. Учебные игры в медицине / Л. Б. Наумов. - Издательство «Медицина» УзССР, 1980. - С. 320.

10. Подымова С. Д. Прошлое, настоящее и будущее семиотики и диагностики / С. Д. Подымова // Клин. медицина. - 2005. - № 9. - С. 70-76.

COMPARATIVE EVALUATION OF CLINICAL KNOWLEDGE POTENTIAL BY INTERACTIVE TEACHING FORMS

Z.M. Orziev, D.B. Mirzaeva

State Medical Institute (Bukhara c.)

This work shows the results of interactive teaching ways «weak link» and «three-step-interview» on inner diseases propaideio. The used interactive teaching ways are determined to influence differently the knowledge level formation. Interactive teaching way «weak link» mostly contributed to modernizing I (meeting) and II (copy) level knowledge. As for knowledge with the play-study «three- step-interview», it was more perfect and corresponded to III (knowledge-skill), and moreover to IV (knowledge-transformation) level. During teaching-clinical play -«three- step- interview», potential of analytical thinking was growing more rapidly, that is both important and prevailing.

Keywords: interactive ways of teaching, optimization of study process, teaching clinical plays

About authors:

Orziev Zavkiddin Mansurovich - doctor of medical sciences, head of inner diseases propaideio department at Bukhara State Medical Institute, e-mail: orziev@mail.ru

Mirzaeva Dilorom Boltaevna - assistant at inner diseases propaideio department at Bukhara State Medical Institute, e- mail: orziev@mail.ru

List of the Literature:

1. Belousov A.V. Methodic of professional skills and abilities formation in students at practical classes / A.V. Belousov, A.G. Karayani // Innovations in education. - 2000. - №

2. - P. 127-134.

2. Vasilyev L.I. Competent approach in module technology of education in high school / L.I. Vasilyev, A.N. Mamatsev // Higher education today. - 2000. - № 12. - P. 40-43.

3. Dronova T.A. The question of inner diseases propaideio teaching / T.A. Dronova // Clin. medicine. - 2003. - № 3. - P. 67-70.

4. Karimov H.Y. New pedagogical technologies / H.Y. Karimov. - Tashkent: The Second Tashkent State Medical Institute, 2001. - P. 150.

5. Lazareva I.A. The possibilities of educational quality rise in using the methods of active teaching / I.A. Lazareva // Innovations in education. - 2004. - № 3. - P. 52-60.

6. Youth and science: results and prospects: materials of inter-regional scientific-practical conference among students and young scientists with international participants. -Saratov: Publishers of Saratov Medical University, 2008.

7. Use of modern advanced pedagogical technologies in higher medical educational institutions: materials of educational-methodical conference, April, 22, 2005. - Bukhara, 2005. - P.185.

8. Questions of higher medical education quality rise: materials of educational-methodical conference. - Astana, 2003. - P. 23.

9. Naumov L.B. Play teaching in medicine / L.B. Naumov. - Publishers «Medicine» UzSSR, 1980. - P. 320.

10. Podymova S.D. Past, present and future of semiotics and diagnostics / S.D. Podymova // Clinical medicine. - 2005. - № 9. - P.70-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.