Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ РАЗЛИЧНЫХ САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ КИНОФИЛЬМОВ ПО ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ РАЗЛИЧНЫХ САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ КИНОФИЛЬМОВ ПО ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
17
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Р.З. Позднякова, Г.С. Жигалин, В.В. Журавлева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ РАЗЛИЧНЫХ САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ КИНОФИЛЬМОВ ПО ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ»

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

УДК 614:374(084.123) 1-07:в1:.821.10

Р. 3. Позднякова, Г. С. Жигалин, В. В. Журавлева

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ РАЗЛИЧНЫХ САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ КИНОФИЛЬМОВ ПО ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ

ЦНИИ санитарного просвещения Минздрава СССР, Москва

Изучение эффективности санитарно-просвети-тельной работы обусловлено необходимостью ^повышения действенности пропаганды медицинских и особенно гигиенических знаний среди населения. В решениях июньского (1983 г.) и последующих Пленумов ЦК КПСС подчеркивается, что следует более правильно использовать богатейший арсенал средств просвещения и воспитания, учитывая, в частности, возросший уровень образованности и запросов советских людей. В связи с этим отмечается важность ведения систематических научных исследований эффективности воспитательной работы [3].

Одним из аспектов указанной проблемы является совершенствование различных средств санитарного просвещения, особенно такого наиболее массового и действенного как санитарно-просве-тительное кино. Изучение воздействия санитар-но-просветительных фильмов, разработка и обоснование объективных показателей и методов ^оценки их воздействия приобретают особую актуальность. Использование психофизиологических методов позволяет получить объективную характеристику динамики функционального состояния, выявить степень эмоционального напряжения человека в момент предъявления ему информации, что в свою очередь даст возможность изучать психофизиологические механизмы восприятия медико-гигиенической информации. В литературе имеются работы, посвященные изучению воздействия санитарно-просветительных фильмов на различную аудиторию [1, 4, 5]. Показана принципиальная возможность использования психофизиологических методов для объективной регистрации эмоционального напряжения человека при просмотре санитарно-просветительных фильмов [1]. Выявлена достаточно высокая информативность таких психофизиологических показателей, как данные электроэнцефалографии, дыхательный ритм, кожно-гальваническая реакция —КГР [2].

Задачей настоящей работы была сравнитель-

ная оценка различных по эмоциональной насыщенности санитарно-просветительных фильмов. В соответствии с поставленной задачей были проведены комплексные многофакторные исследования с регистрацией электроэнцефалограммы (ЭЭГ) в лобно-затылочном отведении с левого полушария, ЭКГ во II стандартном отведении, КГР по Тарханову, дыхательного ритма. Кроме того, по специально разработанной схеме отмечалась субъективная оценка испытуемыми фильма в целом и отдельных его эпизодов.

Проведены 3 серии экспериментов, в которых приняли участие 45 лиц обоего пола с незаконченным высшим и высшим образованием в возрасте от 18 до 30 лет. Каждый испытуемый последовательно в разные дни просматривал сани-тарно-просветительные фильмы антиалкогольной тематики.

Выбор тем определялся актуальностью проблемы, как одного из наиболее важных аспектов пропаганды здорового образа жизни, а конкретные фильмы отбирали методом экспертной оценки с учетом следующих показателей: полноты, глубины и новизны раскрытия темы, убедительности дикторского текста и зрительного ряда, степени эмоциогенности и знака возникающих при просмотре эмоций (положительные или отрицательные), достоверности фактической информации и соответствия жизненным ситуациям; соответствия зрительного ряда и дикторского текста; художественных достоинств и использования образных средств; степени привлечения внимания. Каждый из указанных показателей оценивали по 5-балльной системе и затем давали общую оценку фильма.

Основными критериями при отборе кинофильмов для дальнейших исследований являлись наиболее высокая общая оценка, единый адресат — молодежная аудитория (такой выбор обусловлен тем, что антиалкогольная медико-гигиениче-ская информация для этой возрастной группы особенно актуальна), различная степень эмоци-

опальной выраженности предъявляемой информации (это имело принципиальное значение в соответствии с задачей данного исследования). По результатам экспертной оценки было отобрано (из 30 просмотренных) 3 научно-популярных черно-белых одночастевых кинофильма, различающихся использованием разных дидактических принципов решения проблемы антиалкогольного воспитания молодежи и главным образом применением неодинаковых по эмоциональной насыщенности приемов предъявления информации. Были оценены следующие фильмы: «Ответственность родителей за здоровье детей» (4,7 балла, высокая степень отрицательного эмоционального воздействия), «Ловушка» (4 балла, средняя степень эмоциогенности), «Этика поведения и здоровье» (3,3 балла, невысокая степень эмоциогенности). Для возможности сравнения отдельных эпизодов каждый фильм был условно разделен на 10 смысловых сюжетных моментов длительностью около 1 мин.

Кинофильм «•Ответственность родителей за здоровье детей»

1. Спокойное море. Солнечный берег. Играющие дети. Эпизод рассчитан на спокойное созерцание.

2. Резкий переход к неприглядной картине выпивки трех молодых мужчин за грудой пустых ящиков.

3. История: старинные гравюры, скульптуры. Дикторский текст о запрещении употребления спиртных напитков еще в древности. Частая смена изображении привлекает внимание.

4. Подробный показ эксперимента по воздействию паров спирта на утиные яйца во время их инкубации. В результате—рождение больных утят. Эпизод расчитан на эмоциогенное воздействие.

5. Кормящая мать пьет пиво. Дикторский текст о несовместимости этого и возможности повышенной нервности у детей.

6. Двое мужчин пьют пиво и вино. Угощают мальчика, который отказывается, а оставшись один... Стоп-кадр привлекает внимание.

7. Группа подростков выпивает под мостом.

8. Дверь родильного дома. Встречают мать и новорожденного, а рядом женщина выходит одна. Дикторский текст о возможности мертво-рождений у злоупотребляющих алкоголем родителей. Контраст двух смысловых моментов усиливает воздействие эпизода.

9. Чередование кадров, показывающих здоровых детей и страдающих тяжелыми недугами — эпилепсией, олигофренией.

10. Фильм завершается кадром: здоровый ребенок и отец у моря.

Кинофильм «Ловушка»

1. Обычная городская улица. Идут юноша и девушка. Резкий переход к неприглядной карти-

не распития спиртных напитков молодыми людьми. ^

2. Мультипликационная вставка в виде бутылки, надпись «Ловушка». Чередование фотографий на тему пьянства привлекает внимание зрителей.

3. Старшеклассники сидят за партами. Дикторский текст: «Кто не знает вкуса вина?» Дружный смех подростков.

4. Дверь вытрезвителя. Милиционер ведет пьяных молодых мужчин.

5. Старшеклассники проводят диспут о вреде алкоголя.

6. Досуг некоторых молодых людей; крупным планом — бутылки, бокалы. С помощью специ-аьных художественных приемов внимание зрителей привлекается к тому, как все искажается в глазах пьяного человека.

7. Нервные клетки мозга человека. Текст о вреде алкоголя.

8. Пьяные молодые мужчины. Разговор с врачом о начале выпивок.

9. Старшеклассники высказываются об отне!^ шении к пьющим.

10. Старшеклассники заканчивают диспут о вреде алкоголя.

Кинофильм «Этика поведения и здоровье»

1. Пивной бар. Молодые люди пьют пиво за столиками.

2. Пьяные молодые люди затевают драку на танцплощадке. Неприглядная картина драки.

3. Молодой длинноволосый парень, прикуривая, рассказывает о своих жизненных «принципах».

4. Чередование фотографий молодых строителей, художников. Дикторский текст о неизбежности спора о высказанных жизненных «принципах».

5. Студенты-медики на лекции. Выступлений психолога и медика.

6. Подростки-заключенные. Родители недоумевают, как их дети могли стать такими.

7. Выступление кандидата медицинских наук о возникновении пристрастия к алкоголю.

8. Разговор психиатра с тремя подростками, которые «больны и больны серьезно» (дикторский текст).

9. Громкая музыка. Неприглядная картина проведения досуга частью молодежи: выпивка, «бурные» танцы.

10. Пьяный юноша отвечает на вопросы, чего он добился: «Ничего. Пустота какая-то...» Смена фотографий молодых музыкантов, рабочих. Текст о возможности выбора правильного жизненного пути.

Выявлены сдвиги всех изученных показателей. На рис. 1, I представлена динамика ЭЭГ, ЭКГ, КГР и дыхательного ритма обследованных в процессе просмотра ими фильма «Ответственность родителей за здоровье детей». Как видно

430 460 400 340

гво 2?о

1.21 1.23 1.25 1.27 1.29

З.вО 3.20 260 2.00 1.40 ОБО

Л_I_1_1_

_!_I_1_

_1_1 I I

ЗГ ОГ I 23456189 ОГЗГ

и_I_I_I_I_I_I_I_I_I_I_I_1_

ЗГ от ! 23456789 ОГЗГ

32 26 24 20 16 12

ЗГОГ 1 23456769 ОГЗГ 8

J_I_I_I_I_I_и

ЗГ ОГ 1 23456769 ОГЗГ

5в 52 46 40 34 26

ЗГОГ 12 3

4 5 6 7 6 9 Ю ОГЗГ 6

ЗГОГ 1

8 9 ЮОГЗГ

11111|||||||| ЗГОГ 1 234567 89 ЮОГЗГ

Рис. 1. Изменения психофизиологических показателей в процессе просмотра фильмов «Ответственность родителей

за здоровье детей» (I) и «Ловушка» (II). По оси абсцисс: 1—10 — сюжетные эпизоды фильма. ЗГ — закрытые глаза. ОГ — открытые глаза: по пси ординат: а —средние показатели суммарной ЭЭГ (ь В/с), б — ЭКГ (интервал К—К. в с). в — число волн КГР. г — число дыхательных циклов в минуту.

из этого рисунка, выраженные функциональные изменения всех показателей наблюдались при просмотре 4-го и 9-го эпизодов, в которых приводятся наглядные доказательства неблагоприятного воздействия алкоголя на потомство, причем на 4-й эпизод все изменения (кроме КГР) стати-

Рис. 2. Изменения психофизиологических показателей в процессе просмотра фильма «Этика поведения и здоровье».

а — ЭМГ (п мкВ). Остальные обозначения тс же, что на рис. 1.

стически достоверны (Р<0,02). Изменения психофизиологических показателей выразились в увеличении активности медленных ритмов ЭЭГ, учащении сердечных сокращений, увеличении числа волн КГР и дыхательных циклов. При опросе и анкетировании выявлено соответствие между объективными показателями и субъективным ответом испытуемых, которые отметили 4-й и 9-й эпизоды фильма, как наиболее убедительные и запоминающиеся.

Несколько иные результаты получены при изучении восприятия двух других кинофильмов. На рис. 1,11 представлена динамика психофизиологических показателей испытуемых при просмотре фильма «Ловушка». Как видно из рис. 2, в данном случае не выявлено таких четких одновременных изменений всех показателей, как при просмотре фильма «Ответственность родителей за здоровье детей», хотя некоторые эпизоды и вызвали достоверные сдвиги отдельных изученных показателей. Наибольшие функциональные изменения суммарной активности ЭЭГ наблюдались на 9-й эпизод фильма (Р>0,1), ЭКГ — на 6-й (Р<0,05) и 9-й (ЖО,01), КГР —на 7-й (Р>0,4) и 10-й (Р>0,1), дыхательного ритма — на 2-й (Р>0,1), 3-й (Р<0,05) и 6-й (Ж0.05) эпизоды фильма «Ловушка».

Аналогичная картина наблюдалась при изучении восприятия фильма «Этика поведения и здоровье». Из рис. 2 следует, что при восприятии этого фильма возникали достоверные сдвиги отдельных показателей во время просмотра некоторых эпизодов. В данном эксперименте вместо ЭЭГ регистрировали электрическую активность

лобной мышцы — электромиограмму (ЭМГ). Наибольшие функциональные изменения отмечены на ЭМГ на 8-й эпизод (Р<0,01), по КГР — на 2-й и 4-й (Р>0,5), по ЭКГ — на 7-й (Р>0,2), по дыхательному ритму — на 9-й (Р<0,01).

Анализируя полученные данные, можно отметить, что при просмотре фильмов «Ловушка» и «Эгика поведения и здоровье» не происходило одновременных изменений всех изученных показателей на определенные фрагменты фильмов, как это было отмечено при просмотре фильма «Ответственность родителей за здоровье детей». По данным анкетирования и опросов не удалось выявить эпизоды фильмов «Ловушка» и «Этика поведения и здоровье», которые лучше запомнились и оказались наиболее убедительными. Можно предположить, что сила эмоциогенного воздействия отдельных фрагментов этих двух кинолент и фильмов в целом значительно меньше, чем «Ответственность родителей за здоровье детей», что нашло свое отражение в неоднозначности сдвигов различных психофизиологических показателей.

Таким образом, результаты трех серий экспериментов по изучению воздействия различных са-

нитарно-просветительных фильмов с помощью, комплексного психофизиологического метода позволили определить их наиболее убедительные и запоминающиеся эпизоды и дали возможность ранжировать фильмы по степени их эмоциогенного воздействия.

Сравнительная оценка санитарно-просветитель-ных фильмов показала принципиальную возможность прогнозирования эффекта воздействия аудиовизуальных средств санитарного просвещения.

Литература

1. Малинская Н. //., Соловьева В. П., Жигалин Г. С. и др.— В кн.: Вопросы гигиенического воспитания. М., 1981, с. 15—26.

2. Малинская Н. И., Позднякова Р. 3., Жигалин Г. С. и др.— Гнг. и сан., 1983, № И, с. 51—53.

3. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14—15 июня 1983 г. М., 1983, с. 5—6.

4. Соловьева В. П., Позднякова Р. 3.. Жигалин Г. С. и др. — В кн.: Актуальные вопросы гигиенического воспитания населения в свете решений XXVI съезда КПСС. М„ 1982, с. 25-27.

5. Черник Е. С.. Жигалин Г. С. — В кн.: Отдельные аспек-' ты пропаганды медицинских и гигиенических знаний. М., 1979, с. 84—90.

Поступила 11.05.84

УДК 616-056.266*742»]:313.11/. 12:661.31

И. В. Догле, Д. П. Зуихин, Р. В. Борисенкова, А. В. Ильницкая, Ж. С. Каневская, И. К. Рапопорт

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ С ПОМОЩЬЮ ЭВМ ДАННЫХ УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ С ВРЕМЕННОЙ УТРАТОЙ ТРУДОСПОСОБНОСТИ

Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф Эрисмана

Объектом углубленного изучения заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ВУТ) явились работники одного машиностроительного завода — около 11 тыс. человек. В связи с этим общие принципы и методические приемы, использованные нами при обработке и анализе данных углубленного изучения заболеваемости с ВУТ, могут представлять определенный интерес.

Созданная на заводе автоматизированная система обработки информации о кадрах предприятия и их временной нетрудоспособности [1] позволяет оперативно получать практически на любой момент информацию об уровнях и структуре заболеваемости работающих. При создании подсистем «Кадры» и «Заболеваемость» прежде всего учитывалась необходимость иметь сведения о всем массиве лиц, включая занятых на заводе только часть года, а также о всех случаях временной нетрудоспособности как круглогодовых, так и лиц, вновь принятых и уволенных в течение года. Это дает воз-

можность получать выходные формы, данные^ которых необходимы для отчета (форма № 16). На изучаемом объекте он ежегодно составляется по заводу в целом и основным его подразделениям, в каждом из которых трудится от 12 до 600 человек. На основании числа случаев и дней нетрудоспособности, рассчитанных на 100 работающих, оцениваются уровни заболеваемости в этих подразделениях, устанавливаются ранговые места и определяются цеха и отделы с наиболее высокими и наименее низкими показателями временной нетрудоспособности. Затем администрация, профсоюзная и партийная организации завода, врачи медико-санитарной части используют эти данные при анализе эффективности организационных, технических, лечебно-профилактических и других мероприятий, проводимых в различных структурных подразделе-ния* завода, а также при присвоении места цехам и отделам в соревновании за коммунистическое отношение к здоровью. Уровни заболеваемости, исчисленные на 100 работающих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.