2. Pauls, A.A. (2016), "Financial analysis as a tool of implementation of method of projects in the block of economic disciplines when training students of higher education institutions of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 141, No. 11, pp. 136-140.
3. Solomchenko, M.A., Boyko, V.V. and Gorbacheva, O.A. (2016), "Justification of the pedagogical conditions necessary for forecasting the future professional activity of students of faculties of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 159-164.
4. Chistyakov, V.A. (2016), "Analysis of methods of ranging in psychological and pedagogical researches", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 197-201.
Контактная информация: mvp-brut@mail.ru
Статья поступила в редакцию 19.01.2017
УДК 796.41
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗДЕЙСТВИЯ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ «ОМЕГА-ПОТЕНЦИАЛ»
Евгений Евгеньевич Биндусов, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Дарья Александровна Марьянкова, бакалавр, Московская государственная академия физической культуры (МГАФК), Малаховка; Марина Андреевна Овсянникова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), Москва
Аннотация
Статья посвящена анализу сравнительных характеристик воздействия различных групп гимнастических упражнений на организм детей 10-12 лет с помощью методики «Омега-потенциала». Оценка проводилась по соотношению показателей в конкретной зоне к начальному уровню Омега-потенциала в двух группах. Первая группа выполняла комплекс упражнений для подвижности в суставах. В комплекс входили упражнения активной и пассивной гибкости в сочетании различных наклонов, поворотов туловища, шпагатов, мостов, выпадов, пружинящих покачиваний и других. Вторая группа выполняла комплекс упражнений силовой направленности, который составили упражнения в подтягивании, отжимании, подъёмов туловища, поднимания ног в висе, лазания по канату, приседания и третья группа выполняла скоростно - силовые упражнения (простейшие акробатические прыжки на дорожке, многоскоки, выполняемые серией). Тестирование по методике «Омега-потенциала» проводилось в четыре зоны. Согласно проведенному исследованию результаты показали неоднозначную реакцию организма на различные комплексы упражнений.
Ключевые слова: Омега-потенциал, физические упражнения, оздоровительная гимнастика, фитнес, функциональная нагрузка, регуляция функций, силовые упражнения.
COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF IMPACT OF VARIOUS GYMNASTIC EXERCISES GROUPS ON THE ORGANISM OF CHILDREN AGED 10-12 YEARS WITH METHODOLOGY "OMEGA-POTENTIAL"
Eugene Evgenyevich Bindusov, the candidate of pedagogical sciences, Professor, Department chairman, Darya Alexandrovna Maryankova, the bachelor, Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka; Marina Andreevna Ovsyannikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow State University of Railway Engineering, Moscow
Annotation
This article analyzes the comparative characteristics of impact of the different groups of gymnastic exercises on the body of children aged 10-12 years with using the technique "Omega-potential". The evaluation was conducted by the ratio of performance in a particular area to the initial level of Omegapotential between the two groups. The first group did the exercises for mobility in the joints, which included the exercises for the active and passive flexibility in combination with the different inclinations, trunk rotations, splits, crab position, swings, springy swaying etc., the second group performed the set of exercises of power orientation, which included the pull-ups, push-ups, body-ups, raising the legs in suspension, rope climbing, sit-ups, and the third group did the speed - strength exercises (simple acrobatic
jumps along the track, jumping performed in a series). Testing under "Omega- potential" procédure was carried out in four zones. According to the study the results showed the mixed reaction of the organism to various complexes of exercises.
Keywords: Omega-potential, physical exercises, health-improving gymnastics, fitness, functional load, regulation of functions, strength exercises.
ВВЕДЕНИЕ
Постоянно растущая популярность оздоровительных занятий физической культурой последнее десятилетие, появление и научное обоснование эффективности воздействия различных систем физических упражнений на человека (различные виды аэробики, стретчинг, йога и др.) ставят перед исследователями новые вопросы о подборе и применении в оздоровительных занятиях различных групп упражнений [3].
Состояние здоровья детей и подростков - безусловно, важнейший показатель жизнеспособности народа любой страны. Максимальная эффективность оздоровительных занятий с этой категорией населения возможна только в том случае, когда известен эффект от упражнений той или иной направленности, когда преподаватель знает последствия воздействия упражнений на различные органы и системы.
Отечественные и зарубежные исследователи многократно доказывали важность и необходимость занятий физическими упражнениями детьми и подростками. В доступной литературе достаточно информации о воздействии физических упражнений на различные системы организма. Многие исследователи считают занятия физической культурой действенным средством закладывания фундамента здоровья в детском возрасте. Как правило, исследователи делают акцент на общий или суммарный эффект действия гимнастических упражнений. Многообразие существующих видов и средств занятий гимнастикой, тому подтверждение. Каждая из современных форм оздоровительной гимнастики направлена на укрепление или сохранение здоровья, но каждая имеет свои особенности. В настоящее время нами не обнаружено данных о влиянии различных гимнастических упражнений на организм занимающихся.
МЕТОДИКА
Многочисленные исследования физиологов говорят о том, что по данным изменения сверхмедленных потенциалов головного мозга, так называемого Омега-потенциала в разные интервалы времени после однократной функциональной нагрузки (30 с, 1 мин, 3 мин, 7 мин) можно достаточно быстро и объективно оценить степень и глубину воздействия на механизмы основных регуляторных систем организма [1, 4, 5, 6]. Известно, что для регистрации сверхмедленных процессов с поверхности головы необходимо использовать неполяризующиеся электроды [1, 4, 5]. В нашем исследовании использовались диффузные хлорсеребряные электроды ЭВЛ-1 МЗ Гомельского завода измерительных приборов. Конструкция электродов практически исключает влияние поляризованных эффектов на измерение величины Омега-потенциала. Регистрация Омега-потенциала осуществлялась в следующем варианте отведения: один из электродов располагался в области макушки на поверхности головы (положение «С» в соответствии с международной системой 10^20). Второй электрод контактировал с тенором кисти правой руки. Для регистрации потенциала использовали портативный усилитель постоянного тока с большим входным сопротивлением (десятки Мом), выполненный по схеме, описанной Данько С.Г., Весненок Д.Г. (1977), изготовленный на Краснодарском ЗИП. В начале каждого занятия у одного испытуемого регистрировались показатели Омега-потенциала после 7 минут покоя. Затем, после выполнения определённого комплекса упражнений, повторно фиксировались показатели Омега-потенциала. Такое построение исследований позволяло ответить на главный вопрос, стоящий перед нами - какова срочная реакция организма на упражнения различной направленности. В исследовании принимало участие три группы детей 10-12 лет по 20 человек в каждой.
Группа №1 выполняла комплекс упражнений, направленный на развитие подвижности в суставах. В комплекс входили упражнения развития активной и пассивной гибкости в сочетании различных наклонов, поворотов туловища, шпагатов, мостов, выпадов, пружинящих покачиваний.
Группа №2 выполняла комплекс упражнений силовой направленности, который составили упражнения в подтягивании, отжимании, подъёмов туловища, поднимания ног в висе, лазания по канату, приседания.
Группа №3 выполняла скоростно-силовые упражнения. В комплекс входили прыжки на батуте, наскоки на возвышенность, выполняемые серией, сгибания и разгибания туловища из положения лёжа за 30 секунд, простейшие акробатические прыжки на дорожке, многоскоки, выполняемые серией.
Исследования проходили в школе, после пятого урока, в день, когда в расписании конкретной группы не было занятий по физической культуре. Продолжительность занятия 60 минут, структура общепринятая. Соотношение частей занятия по времени: подготовительная часть 20%; основная 70%; заключительная 10%.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Согласно существующим правилам оценки результатов показателей Омега-потенциала первая зона (первые 30 секунд после стандартной нагрузки) показывает состояние нейро-рефлекторной и вегетативной регуляции дыхательной и сердечнососудистой систем. Вторая зона (через минуту после стандартной нагрузки) отражает работу системы нейрогуморального обеспечения процессов тканевого дыхания или биоло-
Абрамов Омегя-потенциал
I
Рисунок 1
II III IV
- Показатели Омега-потенциала у испытуемого А.
гического окисления. Третья зона (через три минуты) - состояние деятельности висцеральных органов. Четвёртая зона (через семь минут после стандартной нагрузки) - нейро-гуморальная регуляция функции надпочечников [2, 4, 5, 6]. Оценка проводится по соотноше-
Т и I о в о в О че га-потен н нал
нию показателей в конкретной зоне к начальному уровню Омега-потенциала. На рисунках 1 и 2 представлены реальные показатели двух испытуемых, отражающих различную реакцию организма каждого на физическую нагрузку.
Анализ кривой, представленной на рисунке №1, говорит о сильном угнетении вегетативной и нейро-рефлекторной регуля-
с .ч, |
Рисунок 2
II III IV
- Показатели Омега-потенциала у испытуемого Т.
ции дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Затруднена поставка кислорода тканям. Налицо тканевая гипоксия, биологическое окисление нестабильно. Спортсмену крайне необходима работа в аэробном режиме. Координация работы внутренних органов нару-
шена, страдает функция дезинтоксикации продуктов метаболизма. На этом фоне видно довольно сильное напряжение функции надпочечников.
Кривая показателей Омега-потенциала, представленная на рисунке 2 носит совершенно другой характер. Анализ представленных данных говорит о наличии гиперфункции механизмов нейро-рефлекторной и вегетативной регуляции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обеспечивающих доставку кислорода тканям. Как следствие - перенапряжение системы. У данного испытуемого наблюдается проявление тканевого ацидоза. Внутренние органы с большим трудом обеспечивают функцию дезинтоксикации продуктов метаболизма. Эндокринная система также находится в состоянии большого напряжения или гиперфункции.
Анализ данных группы № 1, выполнявших комплекс упражнений на развитие подвижности в суставах, позволяет утверждать следующее. Существенные положительные изменения произошли в первой и второй зонах, отражающих состояние нейро-рефлекторной и вегетативной регуляции кардиореспираторной системы (показатели Омега-потенциала в пределах 15^25% от исходного), улучшились процессы тканевого дыхания или биологического окисления. В третьей зоне никаких положительных изменений не зафиксировано. Установлены незначительные изменения в четвёртой зоне, отражающей механизмы регуляции функции надпочечников. Изменения в организме детей, выполняющих комплекс силовых упражнений, (группа № 2) свидетельствуют о значительных положительных изменениях в первой и четвёртой зонах. Во второй и третьей зонах наблюдались лишь единичные случаи положительного изменения показателей. Изменения показателей Омега-потенциала у детей третьей группы, выполняющих ско-ростно-силовые упражнения, говорят о положительном воздействии на механизмы регуляции функции надпочечников (четвёртая зона). В третьей зоне, отражающей регуляцию и взаимодействие висцеральных органов, установлено небольшое положительное воздействие этих упражнений. В первой и второй зонах, отражающих процессы тканевого дыхания или биологического окисления, была установлена нормализация работы этих систем.
Таким образом, проведённые исследования показали неоднозначную реакцию организма на выполнение комплексов упражнений различной направленности. Считаем, что полученные данные могут использоваться не только в организации занятий фитнесом детей и подростков, но и при реабилитации травм в комплексах упражнений ЛФК. Как показали проведённые исследования, наибольший положительный эффект на организм детей оказали упражнения силового и скоростно-силового характера. Считаем, что эти упражнения необходимо включать во все типы оздоровительных занятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алаждалова, Н.А. Психологические аспекты сверхмедленной ритмической активности головного мозга / Н.А. Алаждалова. - М. : Наука, 1979. - 214 с.
2. Анализ уровня постоянных потенциалов головного мозга как метод оперативного и текущего контроля состояния спортсменов / Баба-заде А.А., Озолин Н.Н., Фокин В.Ф., Клименко Л.Л., Конькова А.Ф. // Теория и практика физической культуры. - 1989. - № 5. - С. 42-44.
3. Биндусов, Е.Е. Сравнительный анализ воздействия некоторых видов оздоровительной гимнастики на студенток технического вуза / Е.Е. Биндусов, Д.А. Марьянкова // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2016. - № 4 (18). - С. 12-18.
4. Данько, С.Г. К методике исследования медленных электрических потенциалов головного мозга / С.Г. Данько, Д.Г. Весненок // Физиология человека. - 1977. - Т. 3. - № 3. - С. 557-559.
5. Илюхина, В.А. Медленные биоэлектрические процессы головного мозга человека / В. А. Илюхина. - Л. : Наука, 1977. - 184 с.
6. Хабибуллина, И.Р. Уровень постоянных потенциалов головного мозга как показатель адаптации организма спортсменов к занятиям фехтованием / И.Р. Хабибуллина // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 4. - С. 78-80.
REFERENCES
1. Alagalova, N.A. (1979), Psychological aspects of infraslow rhythmic activity of the brain, Nauka, Moscow.
2. Baba-zade, A.A. Ozolin, N.N., Fokin, V.F., Klimrnko, L.L. and Konkova, A.F. (1989), "Analysis of level of constant potentials of the brain as a method of operative and current control status of athletes", Theory and practice ofphysical culture, No.5, pp. 42-44.
3. Bindusov, E.E. and Maryankova, D.A. (2016), "Comparative analysis of impact of some types of fitness training on students of technical college", Physical training and sports training, No. 4 (18), pp. 12-18.
4. Danko S.G. and Vesnenok D.G. (1977), "Technique of investigation of slow electrical potentials of the brain", Journal of Human physiology, Vol. 3, No. 3, pp 557-559.
5. Ilyukhina, V. A. (1977), Slow bioelectricalprocesses of the human brain, Nauka, Leningrad.
6. Khabibullina, I. R. (2009), "Level of constant potentials of the brain as an indicator of adaptation of athletes to take up fencing", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, - pp. 78-80.
Контактная информация: bindusov50@mail.ru
Статья поступила в редакцию 30.12.2016
УДК 796.011:612.66
РЕАКЦИЯ НА ВОЗДЕЙСТВИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ШКОЛЬНИЦ 1114 ЛЕТ
Сергей Николаевич Блинков, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель Российской Федерации Самарская государственная сельскохозяйственная академия, г. Самара, Олег Евгеньевич Бувашкин, аспирант, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и
туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва
Аннотация
В работе представлены результаты воздействия двигательных нагрузок различной направленности на показатели сердечного ритма школьниц-подростков 11-14 лет. Выявлено, что наиболее полезной, с точки зрения влияния на показатели сердечного ритма, является тренировочный режим, при котором физические качества развиваются равномерно-пропорциональным методом. Об этом свидетельствует наибольшее достоверное (р<0,05) уменьшение ИН (на 14,6%). Второе и третье место занимают группы школьниц, развивавших отстающие и ведущие физические качества соответственно, где произошел прирост показателя ИН, что указывает на высокую степень напряженности регуляторных механизмов сердца. Результаты исследования могут быть использованы учителем физической культуры в общеобразовательной школе при организации двигательной деятельности школьниц подросткового возраста.
Ключевые слова: типы телосложения, сердечный ритм, школьницы.
REACTION TO IMPACT OF PHYSICAL ACTIVITIES OF VARIOUS ORIENTATION ON INDICATORS OF HEART RHYTHM OF SCHOOLGIRLS AGED
11-14 YEARS OLD
Sergey Nikolaevich Blinkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Honored teacher of the Russian Federation, Samara state agricultural academy, Samara, Oleg Evgenyevich Buvashkin, the post-graduate student, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism, Moscow
Annotation
The study presents the results of influence of motor loads of various orientations on the indicators of heart rhythm of teenage schoolgirls aged 11-14 years. It has revealed that the most useful, from the