Научная статья на тему 'Дифференцированная силовая подготовка девочек среднего школьного возраста на основе учета их типологических особенностей'

Дифференцированная силовая подготовка девочек среднего школьного возраста на основе учета их типологических особенностей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
191
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА / КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ / POWER ABILITIES / DIFFERENTIATED APPROACH / TYPOLOGICAL GROUPS / EXPERIMENTAL TECHNIQUE / SET OF EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Крохина Татьяна Алексеевна

В последние годы вопросы развития силовых способностей девочек все больше привлекают внимание специалистов в области спортивной педагогики, а также родителей занимающихся. Поэтому важное место в школьном физическом воспитании отводится проблеме силовой подготовки учащихся. Достаточное развитие силы, достигнутое в период естественного роста и развития, оказывает позитивное влияние на работоспособность человека на протяжении многих лет жизни. Представленная дифференцированная силовая подготовка школьниц 10-11 лет на основе учета их типологических особенностей позволила изменить отношение занимающихся к занятиям физической культурой в положительную сторону. Разработанные комплексы упражнений для каждой типологической группы позволили направленно воздействовать на силовые способности девочек. Данные комплексы упражнений помогают учащимся достичь ситуации успеха в развитии силовых качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Крохина Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Differentiated strength training for girls of secondary school age on the basis of their typological features

In recent years, the issue of development the girls’ strength has increasingly attracted the attention of both the specialists in the field of sports pedagogy and parents. Therefore, the problem of strength training of students occupies an important place in school physical education. Sufficient development of strength achieved in the period of natural growth and development has a positive impact on the human performance over many years of life. The presented differentiated power training of schoolgirls of 10-11 years on the basis of their typological features has allowed to change the attitude of people engaged in physical training in a positive way. The developed sets of exercises for each typological group made it possible to have a direct effect on the girls’ power abilities. These sets of exercises help students to achieve a success in the development of power qualities.

Текст научной работы на тему «Дифференцированная силовая подготовка девочек среднего школьного возраста на основе учета их типологических особенностей»

1УДК 371.73 ББК 74.200.54

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ДЕВОЧЕК СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ УЧЕТА ИХ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Т. А. Крохина

Аннотация. В последние годы вопросы развития силовых способностей девочек все больше привлекают внимание специалистов в области спортивной педагогики, а также родителей занимающихся. Поэтому важное место в школьном физическом воспитании отводится проблеме силовой подготовки учащихся. Достаточное развитие силы, достигнутое в период естественного роста и развития, оказывает позитивное влияние на работоспособность человека на протяжении многих лет жизни.

Представленная дифференцированная силовая подготовка школьниц 10-11 лет на основе учета их типологических особенностей позволила изменить отношение занимающихся к занятиям физической культурой в положительную сторону. Разработанные комплексы упражнений для каждой типологической группы позволили направленно воздействовать на силовые способности девочек. Данные комплексы упражнений помогают учащимся достичь ситуации успеха в развитии силовых качеств.

Ключевые слова: силовые способности, дифференцированный подход, типологические группы, экспериментальная методика, комплексы упражнений.

DIFFERENTIATED STRENGTH TRAINING FOR GIRLS OF SECONDARY SCHOOL AGE ON THE BASIS OF THEIR TYPOLOGICAL FEATURES

T. A. Krokhina

Abstract. In recent years, the issue of development the girls' strength has increasingly attracted the attention of both the specialists in the field of sports pedagogy and parents. Therefore, the problem of strength training of students occupies an important place in school physical education. Sufficient development of strength achieved in the period of natural growth and development has a positive impact on the human performance over many years of life. The presented differentiated power training of schoolgirls of 10-11 years on the basis of their typological features has allowed to change the attitude of people engaged in physical training in a positive way. The developed sets of exercises for each typological group made it possible to have a direct effect on the girls' power abilities. These sets of exercises help students to achieve a success in the development of power qualities.

Keywords: power abilities, differentiated approach, typological groups, experimental technique, set of exercises.

Введение. Специалисты по физическому воспитанию рассматривают силовую подготовку девочек средних общеобразовательных учреждений как педагогический процесс, влияющий на укрепление их здоровья и совершенствование прикладных физических возможностей [1, с. 5; 2, с. 21; 3, с. 10]. Анализ научно-методической литературы и разделов программ по физическому воспитанию девочек позволил установить, что даже малые возможности применения на практике средств силовой подготовки не реализуются полностью [4, с. 9]. Для эффективного развития силовых способностей девочек среднего школьного возраста и их объективной оценки необходимо пересмотреть существующие нормативы оценки силовых показателей на уроках физической культуры [5, с. 62].

По результатам проведенного анкетирования 48 учителей общеобразовательных школ г. Волгограда, большинство респондентов (стаж работы до 10 лет - 86,7%, от 10 до 20 лет -94,1%, 20 лет и более - 100,0%) полагают, что дифференцированный подход и учет типологических особенностей занимающихся в процессе силовой подготовки повысит мотивацию к занятиям физической культурой.

Дальнейшие научные исследования должны быть направлены на разработку дифференцированных средств силовой подготовки девочек. Школьная программа, рассчитанная на среднюю ученицу, не удовлетворяет учителей физической культуры.

Объект исследования: процесс физического воспитания девочек в возрасте 10-11 лет средних общеобразовательных учреждениях.

Предмет исследования: средства, методы и формы организации силовой подготовки девочек различных типологических групп.

Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать дифференцированную силовую подготовку девочек в возрасте 10-11 лет на основе учета их типологических особенностей.

В эксперименте принимали участие школьницы МОУ СОШ лицея № 5 г. Волгограда в возрасте 10-11 лет, не имеющие отклонений по состоянию здоровья и входящие в основную медицинскую группу. Экспериментальная группа состояла из 26 человек различных типов те-

лосложения (дигестивный тип - 5 человек, торакальный тип - 11 человек, мышечный тип -4 человека, астеноидный тип - 6 человек). В контрольную группу входили 27 человек также различного типа телосложения (дигестив-ный тип - 6 человек, торакальный тип - 11 человек, мышечный тип - 4 человека, астеноид-ный тип - 6 человек). В начале педагогического эксперимента школьницам и учителям давались методические рекомендации по применению разработанных комплексов упражнений.

В начале учебного года была проведена базовая оценка уровня силовых способностей каждой типологической подгруппы по основным группам мышц (мышечная сила рук, ног, пресса, спины и комплексная оценка силы).

В течение учебного года в экспериментальной группе применялись разработанные комплексы упражнений для развития силовых способностей девочек различного типа телосложения. Занятия в экспериментальной группе с применением новой методики проходили два раза в неделю, а контрольная группа занималась по программе общеобразовательной школы. Методика развития силовых способностей выполнялась в начале основной части урока и по времени занимала 8-10 минут. Необходимый инвентарь для занятий и разметка площадки готовились перед началом урока. Для выполнения заданий на уроке использовался групповой и круговой метод, упражнения выполнялись в среднем темпе, в границах отведенного времени. На каждое упражнение отводилось от 1 мин до 1 мин 15 сек.

Комплекс упражнений для развития силовых способностей девочек 10-11 лет диге-стивного типа телосложения

Упражнение 1. И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс. Выполнить приседание на двух ногах за 30 сек, 16-19 раз.

Упражнение 2. И.п. - глубокий присед. Выполнить прыжок вверх с места, 18-20 раз.

Упражнение 3. И.п. - упор лежа. Выполнить сгибание и разгибание рук в упоре лежа, 4-6 раз.

Упражнение4. И.п. - стойка ноги врозь, руки в стороны. Выполнить удержание рук с грузом горизонтально, 18-21 сек.

Упражнение 5. И.п. - стойка ноги врозь, руки опущены. Выполнить пятерной прыжок, 710722 см.

Упражнение 6. И.п. - вис на шведской стенке. Выполнить вис на шведской стенке, угол, 1-2 сек.

Упражнение 7. И.п. - лежа на полу. Выполнять подъем туловища из положения лежа, ноги прямые, 30-32 раза.

Упражнение 8. И.п. - сед на полу. Выполнять удержание вытянутых ног под углом 45° сидя на полу, 16-21 сек.

Комплекс упражнений для развития силовых способностей девочек 10-11 лет торакального типа телосложения

Упражнение 1. И.п. - упор лежа. Выполнить сгибание и разгибание рук в упоре лежа, 8-10 раз.

Упражнение 2. И.п. - упор от гимнастической скамейки. Выполнить сгибание и разгибание рук в упоре лежа от гимнастической скамейки, 9-13 раз.

Упражнение 3. И.п. - стойка ноги врозь, руки в стороны. Выполнить удержание рук с грузом горизонтально, 31-37 сек.

Упражнение 4. И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс. Выполнить приседание на двух ногах за 30 секунд, 17-22 раза.

Упражнение 5. И.п. - стойка у стены, ноги согнуты в коленном суставе под углом 90°. Выполнить удержание туловища у стены, ноги согнуты под углом 90°, 28-47 сек.

Упражнение 6. И.п. - лежа на полу, на спине. Выполнять подъем туловища из положения лежа, ноги согнуты, 24-30 раз.

Упражнение 7. И.п. - вис на «шведской» стенке. Выполнить вис на «шведской» стенке, угол, 3-5 сек.

Упражнение 8. И.п. - лежа на полу, лицом вниз. Выполнить поднимание туловища из положения лежа на груди, руки за головой, 1721 раз.

Комплекс упражнений для развития силовых способностей девочек 10-11 лет мышечного типа телосложения

Упражнение 1. И.п. - лежа на полу, лицом вниз. Выполнить поднимание туловища из положения лежа на груди, руки за головой, 38-40 раз.

Упражнение2. И.п. - стойка ноги врозь, руки опущены. Выполнить пятерной прыжок, 730760 см.

Упражнение 3. И.п. - вис на «шведской» стенке. Выполнить вис на «шведской» стенке, угол, 3-4 сек.

Упражнение4. И.п. - стойка у стены, ноги согнуты в коленном суставе под углом 90°. Выполнить удержание туловища у стены, ноги согнуты под углом 90°, 50-90 сек.

Упражнение 5. И.п. - вис на перекладине. Выполнить вис на согнутых руках, 5-7 сек.

Упражнение6. И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс. Выполнить приседание на двух ногах за 30 сек, 26-28 раз.

Упражнение7. И.п. - стойка ноги врозь, руки в стороны. Выполнить удержание рук с грузом горизонтально, 36-45 сек.

Упражнение 8. И.п. - сед на полу, руки за головой, ноги согнуты в коленях. Выполнить удержание туловища 45°, сидя на полу, 4042 сек.

Комплекс упражнений для развития силовых способностей девочек 10-11 лет астено-идного типа телосложения

Упражнение 1. И.п. - стойка у стены, ноги согнуты в коленном суставе под углом 90°. Выполнить удержание туловища у стены, ноги согнуты под углом 90°, 25-45 секунд.

Упражнение2. И.п. - стойка ноги врозь, руки опущены. Выполнить пятерной прыжок, 625650 см.

Упражнение 3. И.п. - сед на полу, руки за головой, ноги согнуты в коленях. Выполнить удержание туловища 45° сидя на полу, 10-26 секунд.

Упражнение 4. И.п. - вис на «шведской» стенке. Выполнить вис на «шведской» стенке, угол, 1-3 сек.

Упражнение 5. И.п. - вис на «шведской» стенке. Выполнить вис на согнутых руках, 3-5 сек.

Упражнение 6. И.п. - лежа на полу. Выполнять подъем туловища из положения лежа, ноги согнуты, 25-27 раз.

Упражнение 7. И.п. - лежа на полу, лицом вниз, руки за головой. Выполнить поднимание туловища из положения лежа на груди, руки за головой, 16-20 раз.

Комплекс упражнений для развития силовых способностей девочек 10-11 лет всех типов телосложения

Упражнение 1. И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс. Выполнить приседание на двух ногах за 30 сек, 15-19 раз.

Упражнение2. И.п. - стойка у стены, ноги согнуты в коленном суставе под углом 90°. Выполнить удержание туловища у стены, ноги согнуты под углом 90°, 22-52 сек.

Упражнение 3. И.п. - упор от гимнастической скамейки. Выполнить сгибание и разгибание рук в упоре лежа от гимнастической скамейки, 9-13 раз.

Упражнение 4. И.п. - вис на «шведской» стенке. Выполнить вис на согнутых руках, 39 сек.

Упражнение 5. И.п. - вис на «шведской» стенке. Выполнить вис на «шведской» стенке, угол, 2-7 сек.

Упражнение 6. И.п. - лежа на полу. Выполнять подъем туловища из положения лежа, ноги согнуты, 25-27 раз.

Упражнение 7. И.п. - лежа на полу, лицом вниз, руки за головой. Выполнить поднимание туловища из положения лежа на груди, руки за головой, 17-30 раз.

Разработанные комплексы упражнений для каждой типологической группы позволили направленно воздействовать на силовые способности девочек. Также составлен универсальный комплекс силовых упражнений для применения его на уроках по физической культуре у девочек 10-11 лет с различными соматотипами.

За время проведения исследования изучались различные характеристики учебной деятельности: отношение к занятиям физической культурой, успеваемость общая и по физической культуре, необходимость использования силовых упражнений на уроках физической культуры.

В начальном обследовании приблизительно одинаковое количество учащихся относилось к занятиям физической культурой позитивно (контрольная группа - 76,4%, экспериментальная группа - 69,2%), нейтрально (контрольная - 11,1%, экспериментальная - 11,5%), отрицательно (контрольная - 12,5%, экспериментальная - 19,3%).

В конечном обследовании отношение к занятиям физической культурой несколько изменилось: позитивное (контрольная - 63,0%, экспериментальная - 73,1%), нейтральное (контрольная - 11,1%, экспериментальная - 15,4%), отрицательное (контрольная - 25,9%, экспериментальная - 11,5%).

Таким образом, только у учащихся экспериментальной группы произошли позитивные изменения в отношении к занятиям физической культурой. Опрос школьниц показал, что этому способствовал дифференцированный подход в процессе развития силовых способностей. Детям нравится такой вариант проведения урока физической культуры. Ученицы, получая дифференцированную силовую нагрузку, интенсивнее повышают силовые способности.

Кроме того, опрос учащихся показал, что силовые упражнения не являются популярными разделами учебной программы. Девочки без интереса выполняют тренировочные упражнения, направленные на развитие силовых качеств. В ряду позитивно влияющих факторов можно отметить, что подбор силовых упражнений с учетом типов телосложения позволяет повысить интерес девочек к таким упражнениям.

Успеваемость по физической культуре особых изменений не претерпела у учащихся обеих групп за период исследования. В начальном обследовании средний показатель успеваемости по физической культуре у девочек экспериментальной группы составил 4,35 ± 0,10 баллов («5» - 14, «4» - 7, «3» - 5), в конечном - 4,69 ± 0,11 баллов («5» - 15, «4» - 8, «3» - 3).

У занимающихся контрольной группы показатели успеваемости таковы: начальное обследование - 4,37 ± 0,09 баллов («5» - 15, «4» - 7, «3» - 5), конечное - 4,41 ± 0,10 баллов («5» - 15, «4» - 8, «3» - 4).

Следовательно, за период исследования у учащихся различных групп произошли различные изменения показателей их успеваемости по физической культуре: достоверное улучшение (7,8%, р < 0,05) данной характеристики у девочек экспериментальной группы и несущественное увеличение (0,9%, р < 0,05) данного показателя у школьниц контрольной группы. Более высокий уровень развития силовых способностей, сформированный за период иссле-

дования у девочек экспериментальной группы, обеспечивает и более высокий уровень развития других основных физических качеств. Это способствует и сформированности двигательных умений и навыков школьной программы. Дифференцированный подход в процессе развития силовых способностей оказал позитивное влияние на успеваемость девочек по физической культуре.

Таким образом, было установлено, что разработанная методика дифференцированной силовой подготовки девочек на основе учета типологических особенностей влияет на успеваемость по предмету «Физическая культура».

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дворкин Л. С., Степанов С. В. Методика общей силовой подготовки: учеб.-метод. пособие. - Краснодар, 2001. - 48 с.

2. Зайцева В. В., Сонькин В. Д. Оптимизация двигательных режимов на основе типологических особенностей индивида // Физическая культура индивида. - М., 1994. - С. 21-34.

3. Дорохов Р. Н. Основы и перспективы возрастного соматотипирования // Теория и практика физической культуры. - 2000. -№ 9. - С. 10-12.

4. Дворкин Л. С., Хабаров А. А., Лысенко В. В. Опыт базовой силовой подготовки школьни-

ков 12-14 лет различной спортивной специализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. - № 4. - С. 8-12.

5. Крохина Т. А. Стандартизация показателей силовой подготовленности девочек среднего школьного возраста // Уч. зап. ун-та им. П. Ф. Лесгафта. - 2012. - № 11 (93). - С. 62-66.

REFERENCES

1. Dvorkin L. S., Stepanov S. V. Metodika obsh-chey silovoy podgotovki: ucheb.-metod. poso-bie. Krasnodar, 2001. 48 p.

2. Zaytseva V. V., Sonkin V. D. Optimizatsiya dvi-gatelnykh rezhimov na osnove tipologicheskikh osobennostey individa. Fizicheskaya kultura in-divida. Moscow, 1994. Pp. 21-34.

3. Dorokhov R. N. Osnovy i perspektivy vozrast-nogo somatotipirovaniya. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2000, No. 9, pp. 10-12.

4. Dvorkin L. S., Khabarov A. A., Lysenko V. V. Opyt bazovoy silovoy podgotovki shkolnikov 12-14 let razlichnoy sportivnoy spetsializatsii. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2001, No. 4, pp. 8-12.

5. Krokhina T. A. Standartizatsiya pokazateley si-lovoy podgotovlennosti devochek srednego shkolnogo vozrasta. Uch. zap. un-ta im. P. F. Lesgafta. 2012, No. 11 (93), pp. 62-66.

Крохина Татьяна Алексеевна, старший преподаватель кафедры теории и методики водных видов спорта Волгоградской государственной академии физической культуры e-mail: [email protected]

Krokhina Тatyana А., senior lecturer, Theory and methodology of water sports Department, Volgograd State Academy of Physical Culture e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.