психофизиологического здоровья учащихся в динамике обучения / Г.А. Кураев [и др.] // Валеология. - 2002. - № 3. - С. 60-65.
2. Харевская, А.Ю. Выявление психологических и психофизиологических особенностей индивида, влияющих на выбор средств и методов занятий оздоровительной физкультурой / А.Ю. Харевская // Физическая культура индивида : сб. науч. тр. / под общ. ред. В. Д. Сонькина. - М. : [б.и.], 1994. - С. 73-80.
REFERENCES
1. Kuraev G.A. (2002), "The research of the mechanism of forming, development and preservation of students' psychophysiological health in training dynamics", Fundamentals of healthy lifestyle, No. 3, pp. 60-65.
2. Kharevskaya A.Y. (1994), "The Revelation of psychological and psychophysiological individual features, which have an influence on a choice of means and methods for educational forms of health-improving physical training", Individual physical training, Moscow, pp. 73-80.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.10.2012.
УДК 371.73
СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВОЧЕК СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Татьяна Алексеевна Крохина, старший преподаватель, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)
Аннотация
Для эффективного развития силовых способностей девочек среднего школьного возраста и их объективной оценки необходимо пересмотреть существующие нормативы оценки силовых показателей на уроках физической культуры. Сделать их доступными и информативными для девочек среднего школьного возраста, имеющих различный тип телосложения. В статье дается анализ 23 тестовым упражнений, характеризующих силовые способности девочек в возрасте 10-15 лет, по трем направлениям: воспроизводимость, согласованность и информативность. Результаты наших исследований показывают, что с возрастом изменяются показатели стандартизаций силовых способностей девочек среднего школьного возраста. В ходе исследований выявлены упражнения, которые отвечают требованиям стандартизации и могут эффективно использоваться в школьной спортивной практике.
Ключевые слова: силовые способности, тестовые задания, девочки среднего школьного возраста 10-15 лет, силовые упражнения, воспроизводимость, согласованность, информативность, показатели.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.11.93.p62-66
STANDARDIZATION OF INDICATORS OF FORCE READINESS FOR THE GIRLS
OF SECONDARY SCHOOL AGE
Tatiana Alekseevna Krokhina, the senior teacher, Volgograd State Academy of Physical Culture
Annotation
The key to developing the power of girls of secondary school age and their objective evaluation is necessary to review the existing regulations on power performance evaluation at physical education lessons. Make them accessible and informative for girls of secondary school age with different body type. The article analyzes the 23 test exercises, describing the power abilities of girls aged 10-15 years, in three
areas: the reproducibility, consistency and data availability. Our results show that with the age the standardizations indices of power abilities of girls of secondary school age are changed. The studies identified exercises that meet standards and can be used effectively in the school sports practice.
Keywords: power abilities, tests, girls of secondary school age of 10-15 years, strength training, repeatability, consistency, information content, indices.
ВВЕДЕНИЕ
Повышение уровня физического состояния организма учащихся является одной из основных задач школьного физического воспитания[1]. Успешное обучение в школе зависит не только от высокого уровня умственной работоспособности, но и в значительной степени связано с соматическим и физическим развитием ребенка [2,3,4].
В настоящее время применяется широкий набор упражнений, который используется в школьной спортивной практике для оценки силовых способностей девочек среднего школьного возраста. Однако большинство этих двигательных заданий не проходили проверку на стандартизацию [3]. В основном учителя физической культуры в процессе силовой подготовки школьниц ориентируются на закономерности, выявленные на девочках-спортсменках. К сожалению, такой подход малоэффективен [2,3,4].
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников; педагогическое наблюдение; оценка конституционных типов; контрольные испытания; антропометрические измерения; педагогический эксперимент; методы педагогической статистики; анкетирование.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Нами были выбраны 23 тестовых задания, характеризующие силовые способности девочек. Данные упражнения характеризовали силу мышц, рук, ног, туловища, спины, комплексные проявления силовых способностей. Первое направление работы - анализ воспроизводимости силовых упражнений (результаты школьниц на следующем уроке). Результаты исследования свидетельствуют о разном уровне воспроизводимости силовых упражнений у девочек в возрасте 10-15 лет. Наиболее воспроизводимы у учащихся в возрасте 10-11 лет следующие упражнения: кистевая динамометрия правой руки (r=0,873); сгибание и разгибание рук в упоре лежа от гимнастической скамейки(r=0,847); подтягивание на низкой перекладине (r=0,834). Наименее воспроизводимы: прыжок в длину с места (r=0,624); вис на согнутых руках (r=0,634); прыжок вверх с места (r=0,678).
У девочек в возрасте 12-13 лет наиболее воспроизводимы такие упражнения: удержание вытянутых ног, под углом 45°, сидя на полу (r=0,851); сгибание и разгибание рук в упоре лежа (r=0,836); бросок набивного мяча, сидя от груди (r=0,833); подтягивание на низкой перекладине (r=0,830).
Наименее воспроизводимы в этом возрасте прыжок в длину с места (r=0,671), вис на согнутых руках (r=0,672), прыжок вверх с места (r=0,705).
У детей в возрасте 14-15 лет наиболее воспроизводимы при повторном тестировании следующие силовые упражнения: подъем туловища из положения лежа, ноги прямые (r=0,840); бросок набивного мяча, сидя от груди (r=0,829); количество приседаний на двух ногах (r=0,826); удержание вытянутых ног, под углом 45°, сидя на полу (r=0,817). Наименее воспроизводимы такие силовые упражнения: прыжок в длину с места (r=0,672); вис на согнутых руках (r=0,684); вис на шведской стенке, угол (r=0,732); прыжок вверх с места (r=0,732).
По одним упражнениям (прыжок в длину с места; пятерной прыжок с места; подъем туловища из положения лежа, ноги прямые; вис на согнутых руках; вис на прямых руках; бросок набивного мяча, сидя из-за головы; бросок набивного мяча, стоя из-за го-
ловы; вис на «шведской» стенке, угол; удержание туловища у стены, ноги согнуты под углом 90°; прыжок вверх с места) коэффициенты воспроизводимости с возрастом увеличиваются, по другим (сгибание и разгибание рук в упоре лежа от гимнастической скамейки; подтягивание на низкой перекладине; подъем туловища из положения лежа, ноги согнуты; кистевая динамометрия правой руки; количество приседаний на двух ногах)-уменьшаются, а по остальным тестовым заданиям изменяются волнообразно.
Определяя коэффициенты детерминации, выявляем величину вкладов фактора «первый результат», который колеблется в достаточно широком диапазоне: возраст 10-11 лет - 38,9% (прыжок в длину с места), - 76,2% (кистевая динамометрия правой руки); возраст 12-13 лет - 45,0% (прыжок в длину с места), - 72,4% (удержание вытянутых ног, под углом 45°, сидя на полу); возраст 14-15 лет - 45,2% (прыжок в длину с места), -70,6% (подъем туловища из положения лежа, ноги прямые).
Таким образом, у девочек в возрасте 10-11 лет,12- 13 лет и 14-15 лет отмечаются существенные различия в воспроизводимости силовых упражнений.
Далее нами изучались коэффициенты согласованности - точность определения результатов тестовых заданий различными специалистами. Данные результаты позволяют заключить, что все анализируемые упражнения, характеризующие силовые способности девочек в возрасте 10-15 лет, можно распределить на следующие группы:
- совпадают (прыжок в длину с места; пятерной прыжок с места; вис на согнутых руках; вис на прямых руках);
- в основном совпадают (подъем туловища из положения лежа, ноги прямые; подъем туловища из положения лежа, ноги согнутые; бросок набивного мяча, стоя из-за головы; кистевая динамометрия правой и левой рук; количество приседаний на двух ногах; удержание рук с грузом горизонтально; вис на «шведской» стенке угол);
- совпадают частично (сгибание и разгибание рук в упоре лежа; сгибание и разгибание рук в упоре лежа от гимнастической скамейки; подтягивание на низкой перекладине; приседание на двух ногах за 30 сек.; удержание туловища у стены, ноги согнуты под углом 90°; поднимание и опускание прямых ног);
- не совпадают (удержание туловища под углом 45°, сидя на полу; прыжок вверх с места).
Результаты нашего исследования показывают, что даже опытные специалисты не могут согласованно определить результаты во многих силовых упражнениях, так как в настоящее время отсутствует четкая регламентация определения показателей (положение туловища в сгибании рук в подтягивании на низкой перекладине, точность приземления набивного мяча, точность продолжительности выполнения упражнения).
Важным разделом проведения стандартизации показателей силовой подготовленности девочек среднего школьного возраста является определение информативности анализируемых тестовых заданий. Комплексный показатель физической подготовленности девочек сопоставлялся с их результатами в различных тестовых заданиях силового характера.
У девочек в возрасте 10-11 лет выявлено семь информативных показателей: прыжок в длину с места (г=0,612); сгибание и разгибание рук в упоре лежа от гимнастической скамейки (г=0,475); вис на согнутых руках (г=0,473); поднимание и опускание прямых ног (г=0,452); подтягивание на низкой перекладине (г=0,410); подъем туловища из положения лежа, ноги согнуты (г=0,365); удержание вытянутых ног, под углом 45°, сидя на полу (г=0,330).
У девочек в возрасте 12-13 лет выявлено шесть информативных показателей: прыжок в длину с места (г=0,574); поднимание и опускание прямых ног (г=0,480); пятерной прыжок с места (г=0,447); вис на согнутых руках (г=0,398); подтягивание на низкой перекладине (г=0,382); сгибание и разгибание рук в упоре лежа от гимнастической скамейки (г=0,372).
В возрасте 14- 15 лет информативных показателей меньше - пять: прыжок в длину с места (г=0,627); сгибание и разгибание рук в упоре лежа от гимнастической скамейки (г=0,526); подтягивание на низкой перекладине (г=0,518); поднимание и опускание прямых ног (г=0,515); вис на согнутых руках (г=0,433).
Таблица 1
Инфо рмативность показателей силовых способностей у девочек в возрасте 10-15 лет
№ Упражнения Возраст, лет
п/п 10-11 12-13 14-15
1 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа 0,217 0,119 0,233
2 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа от гимнастической скамейки 0,475 0,372 0,526
3 Прыжок в длину с места 0,612 0,574 0,627
4 Пятерной прыжок с места 0,317 0,477 0,326
5 Подтягивание на низкой перекладине 0,410 0,382 0,518
6 Подъем туловища из положения лежа, ноги прямые 0,365 0,332 0,264
7 Подъем туловища из положения лежа, ноги согнуты 0,211 0,117 0,142
8 Вис на согнутых руках 0,473 0,398 0,433
9 Вис на прямых руках. 0,210 0,219 0,158
10 Бросок набивного мяча, сидя из-за головы 0,307 0,273 0,274
11 Бросок набивного мяча, сидя от груди. 0,265 0,203 0,176
12 Бросок набивного мяча, стоя из-за головы 0,298 0,264 0,198
13 Кистевая динамометрия правой руки 0,201 0,179 0,215
14 Кистевая динамометрия левой руки 0,262 0,188 0,203
15 Удержание вытянутых ног, под углом 45°, сидя на полу 0,330 0,265 0,262
16 Приседание на двух ногах за 30 сек. 0,228 0,210 0,274
17 Количество приседаний на двух ногах 0,254 0,248 0,213
18 Удержание рук с грузом горизонтально 0,274 0,250 0,225
19 Вис на «шведской» стенке, угол 0,171 0,216 0,233
20 Удержание туловища 45°, сидя на полу 0,111 0,207 0,210
21 Удержание туловища у стены, ноги согнуты под углом 90° 0,192 0,206 0,211
22 Прыжок вверх с места 0,312 0,278 0,236
23 Поднимание и опускание прямых ног 0,452 0,480 0,515
Результаты наших исследований показывают, что с возрастом уменьшается количество достоверных взаимосвязей, но повышается уровень значимости данных характеристик.
Анализируя показатели воспроизводимости, согласованности и информативности исследуемых характеристик, можно выделить только два показателя - прыжок в длину с места и подтягивание на низкой перекладине, которые отвечают требованиям стандартизации и могут использоваться в школьной спортивной практике.
ЛИТЕРАТУРА
1. Блинков, С. А. Особенности влияния физических нагрузок различной направленности на физическое состояние младших школьниц, имеющих разные типы телосложения / С.А. Блинков // Ученые записки П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 16-19.
2. Дарданова, Н.А. Оценка уровня физической подготовленности детей 6-8 лет различных соматических типов к обучению в школе / Н.А. Дарданова // Ученые записки П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № (64). - С. 15-18.
3. Лукьяненко, В.П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры : монография / В. П. Лукья-ненко. - М. : Советский спорт, 2005. - 311 с.
4. Спирин, В.К. Организационно методические условия неэффективного построения уроков физической культуры в рамках традиционной системы физического воспи-
тания / В.К. Спирин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2008. - № 8. - С. 11-13.
REFERENCES
1. Blinkov, S.N. (2011), "Features of the influence of physical loads with various specificity on physical condition of the junior schoolgirls with the different types of constitution",
Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1, pp. 16-19.
2. Dardanova, N.A. (2010), "Estimation of the level of physical fitness for school studying among 6-8 years old children with various somatic types", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 64, No. 6, pp. 15-18.
3. Lukyanenko, V.P. (2005), The modern status the concept of reforming the system of General education in the field of physical culture: monograph, Soviet sport, Moscow, Russian Federation.
4. Spirin, V.K. (2008), "Organizational and methodical conditions of inefficient construction of lessons of physical culture in the framework of the traditional system of physical education", Physical culture, upbringing, education, training, No. 8, pp. 11-13.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.11.2012.
УДК 797.21
ВОССТАНОВИТЬ СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ
Андрей Иванович Крылов, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург), Александр Аркадьевич Бутов, кандидат психологических наук, Университет Иллинойс Чикаго MST (UIC MST), США
Аннотация
Показатели мгновенной скорости плавания (МСП) постоянно находятся в фокусе интересов спортсменов, тренеров и исследователей в области биомеханики спортивного плавания на протяжении 80-ти лет. Точное измерение МСП в режиме реального времени необходимо, что бы использовать эти показатели для совершенствования техники плавания. Эволюция устройств и методик измерения МСП, рассматриваемая в этой статье, начинается от прибора «натограф», разработанного доктором Карповичем. В последние годы интерес к объективным и точным измерениям МСП в режиме реального времени значительно повысился, особенно после запрета в 2009 году Международной федерацией плавания (FINA) на использование специальных костюмов. Российская спортивная наука и тренерская практика должны обратить пристальное внимание на создание новых более совершенных приборов измерения МСП в режиме реального времени и учетом новых технических возможностей и технологий.
Ключевые слова: мгновенная скорость плавания, техническая подготовка пловца, измерение скорости в режиме реального времени.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.11.93.p66-74
TO RESTORE THE GENERATIONS RELATIONS
Andrei Ivanovich Krylov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg Alex Arkadievich Boutov, the candidate of psychological sciences, University Of Illinois Chicago (UIC MST) MST, United States
Annotation
Instant swimming velocity (ISV) is a constant focus point of athletes, coaches and researchers in the field of biomechanics of competitive swimming throughout last 80 years. Accurate measurement of