СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАДИЦИОННЫХ И СОВРЕМЕННЫХ
УЧЕБНИКОВ Керимова А.
Керимова Арзу - преподаватель, Азербайджанский государственный педагогический университет, г. Баку, Азербайджанская Республика
Аннотация: многие глубокие изменения в науке и образовании Азербайджана обусловлены вхождением Азербайджана в глобальное информационное пространство, развитием информационных и коммуникационных технологий, внедрением новых технических средств и радикальными изменениями, во многом определяющими характер и вектор развития образования. На современном этапе весьма актуальной стала задача поиска механизмов интеграции традиционных и новых методов организации информационного обеспечения образовательного опыта. Одним из главных пунктов такой интеграции является современный учебник.
Ключевые слова: учебник, стандарты, развитие, наука, методы.
COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF TRADITIONAL AND MODERN
TEXTBOOKS Karimova A.
Kerimova Arzu - teacher, Azerbaijan State Pedagogical University, Baku, Republic of Azerbaijan
Abstract: many profound changes in science and education in Azerbaijan are due to Azerbaijan's entry into the global information space, the development of information and communication technologies, the introduction of new technical means and radical changes, which largely determine the nature and vector of education development. At the present stage, the task of searching for mechanisms for integrating traditional and new methods of organizing information support for educational experience has become very relevant. One of the main points of such integration is a modern textbook.
Keywords: textbook, standards, development, science, methods.
Многие глубокие изменения в науке и образовании Азербайджана обусловлены вхождением Азербайджана в глобальное информационное пространство, развитием информационных и коммуникационных технологий, внедрением новых технических средств и радикальными изменениями, во многом определяющими характер и вектор развития образования. На современном этапе весьма актуальной стала задача поиска механизмов интеграции традиционных и новых методов организации информационного обеспечения образовательного опыта. Одним из главных пунктов такой интеграции является современный учебник.
Сегодня, когда новые информационные технологии конкурируют с печатными изданиями, возникает проблема взаимодействия традиционных учебников и новых информационно-коммуникационных технологий [1, 58-59].
Комплект учебников состоит из учебника и материалов для учителя. Учебник является основным инструментом, в котором систематизировано и доступно излагаются основы теоретических и практических знаний, подготовленных на основе учебного плана и программы по конкретному предмету. В документе «Политика учебников в системе общего образования» (2006 г.) указано, что Кабинет Министров Азербайджанской Республики определяет политику учебников в Азербайджанской Республике. В разделе «Основные требования к содержанию учебников» этого документа, состоящего из 12 разделов, указано:
- должны быть идеи, направленные на воспитание учеников в духе национальных, моральных и культурных ценностей азербайджанского народа, на воспитание в них любви к своей семье, народу, Родине, уважению прав человека и общечеловеческих ценностей;
- следует учитывать возрастную психологию и физиологические особенности учеников (должен соблюдаться принцип светскости);
- должна быть отражена проверяемая информация о современных достижениях науки, техники и культуры, взятая из авторитетных источников;
- иллюстрации должны быть лаконичными и соответствовать теме;
- Не должны включаться мнения, противоречащие Конституции, законам Азербайджанской Республики, международным правовым актам, к которым присоединилась страна; - не должно быть противоречивой информации или мнений, пропагандирующих национальную, религиозную, расовую, сексуальную и политическую дискриминацию; - не должны включаться вопросы, вызывающие научные споры.
Современные учебники, написанные на основе образовательных стандартов, обладают следующими особенностями:
1. Усиливает интерес к учебе, побуждает учащихся искать и усваивать новую информацию.
2. Развивает логическое и творческое мышление.
3. Закладывает основу для формирования необходимых жизненных навыков путем применения на природе [2, 39].
4. Расширяет возможности внутридисциплинарной и междисциплинарной интеграции.
5. Требует создания условий активного обучения.
6. Создает условия для учета различных познавательных способностей учащихся.
Образовательные стандарты реализуются в учебниках преимущественно в следующем порядке: Сегодня учебники, хотя и не являются единственным источником обучения учащихся, но являются источником, содержанием и инструментом систематического получения знаний и усвоения учебного материала. На основе рекомендаций методический инструмент учителя направляет всю деятельность учителя от планирования до оценки [2, 48].
На основе учебника подготовлены методические материалы для учителей. В материале отражен метод организации работы с текстом и занятий в учебнике. Например, для азербайджанского языка 7-го класса приведены общие принципы, структура уроков, стандарты содержания и результаты обучения, технологии обучения, оценивание, планирование и примеры уроков по каждому разделу.
Комплект учебников важен как инструмент, обеспечивающий органическую координацию деятельности учителя и ученика в образовательном процессе. Помимо набора учебников, утвержденных и изданных Министерством образования, в школах используются также электронные учебники и учебные пособия [1, 14].
Мысли о феномене учебников в сознании каждого, кто посещает или слушает занятия, побудили их быть более требовательными и постоянно искать его. Как известно из истории, те, кто занимается школьным образованием, в разное время полагались на ресурсы, которые они считали необходимыми для удовлетворения этих потребностей и требований. С этой логикой подходили и к уровню достижений учащихся. Однако в конечном итоге этот процесс закономерно привел к ослаблению практической функции учебного курса.
Дело в том, что такая тенденция была продолжена и в подготовленных учебных материалах. Предоставление большего количества теоретического материала было высоко оценено. Однако фундаментальность учебника была оценена как положительный момент [2, 83].
Положительным моментом считалось то, что учебники, подготовленные на этой должности, особенно учебники по азербайджанскому языку, могли охватывать широкие и фундаментальные лингвистические концепции.
Иными словами, подготовка учебников рассматривалась как одна из важных проблем азербайджанской лингвистической науки, и во многих случаях видные лингвисты привлекались к подготовке учебников азербайджанского языка и пытались решить проблему подготовки учебников на уровне лингвистических исследовать. Например, в течение многих лет прошлого столетия лингвистические понятия и тексты о них занимали ведущее место в учебниках азербайджанского языка, подготовленных для V-VI, VII-VIII классов.
Учебники построены на основе логики азербайджанской лингвистической науки, все шаги направлены на ту деятельность, которая будет организована в направлении усвоения этих понятий [3, 159].
Эти и подобные им вопросы остаются проблемой и вызывают вопросы не только в теме азербайджанского языка, но и в других предметах. Исследования показывают, что среди вопросов, изучаемых в педагогике, учебникам придается особое значение, особенно ее дидактике (теории обучения), обсуждаются принципы ее построения, содержание и структурные особенности. Подчеркивается, что это одна из общепедагогических проблем.
Список литературы /References
1. Ахмедов Б. Законы, принципы и методы обучения азербайджанскому языку, Баку, «Маариф», 1974, 116 с.
2. Балыев Г. Лекции по методике преподавания азербайджанского языка, Баку, издание АДПУ, 1978, 86 с.
3. Балыев Г. Методика преподавания азербайджанского языка в средней школе. Баку, 1996 г., 265 стр.
4. Беляков С.А. Проблемы построения системы управления непрерывным образованием. Проблемы
развития высшей школы. 2014, №2, с. 37-44.