Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ, ОБУЧАВШИХСЯ В КЛАССАХ РАЗЛИЧНОГО ПРОФИЛЯ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ, ОБУЧАВШИХСЯ В КЛАССАХ РАЗЛИЧНОГО ПРОФИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
41
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ОДАРЕННОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ДЕТИ / ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА / HEALTH STATUS / GIFTEDNESS / STUDENTS / CHILDREN / BODY CAPABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Боровкова В.Н., Тихонова А.А., Примак А.А., Сафаралиева С.А., Бурлакова П.В.

Для получения объективной информации и проведения анализа использовались санитарно-гигиенические, функциональные, психолого-педагогические, клинические, лабораторные и инструментальные методы. Применялся сплошной, документальный, проспективный, ретроспективный, лонгитудинальный метод. Сбор материала проводили путем фиксированной выкопировки первичной информации из форм №026/у и №112/у.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF THE STATE OF HEALTH OF CHILDREN WITH SIGNS OF GIFTEDNESS WHO STUDIED IN CLASSES OF VARIOUS PROFILES

Sanitary-hygienic, functional, psychological-pedagogical, clinical, laboratory and instrumental methods were used to obtain objective information and conduct analysis. A continuous, documentary, prospective, retrospective, and longitudinal method was used. A fixed copy of the primary information collected the material from forms 026 / y and №112

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ, ОБУЧАВШИХСЯ В КЛАССАХ РАЗЛИЧНОГО ПРОФИЛЯ»

УДК 613.95:37.212.3

i СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ, ОБУЧАВШИХСЯ В КЛАССАХ РАЗЛИЧНОГО ПРОФИЛЯ

Боровкова В.Н., Тихонова А.А., Примак А.А., Сафаралиева С.А., Бурлакова П.В. Научные руководители - профессор, д.м.н. Шестакова В.Н., доцент, д.м.н. Сосин Д.В

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28. bor. vika2016@yandex. ru

Резюме. Для получения объективной информации и проведения анализа использовались санитарно-гигиенические, функциональные, психолого-педагогические, клинические, лабораторные и инструментальные методы. Применялся сплошной, документальный, проспективный, ретроспективный, лонгитудинальный метод. Сбор материала проводили путем фиксированной выкопировки первичной информации из форм №026/у и №112/у.

Ключевые слова: состояние здоровья, одаренность, обучающиеся, дети, возможности организма.

i COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF THE STATE OF HEALTH OF CHILDREN WITH SIGNS OF GIFTEDNESS WHO STUDIED IN CLASSES OF VARIOUS PROFILES

Borovkova V N., Tikhonov A. A., Primak, A. A., Safaralieva, A. S., Burlakova V P

Scientific adviser - V.N. Shestakova MD, PhD, D.V. Sosin MD, PhD.

Smolensk State Medical University,

28, Krupskoj St., Smolensk, 214019, Russia.

bor.vika2016@yandex.ru - V.N.Borovkova.

Abstract. Sanitary-hygienic, functional, psychological-pedagogical, clinical, laboratory and instrumental methods were used to obtain objective information and conduct analysis. A continuous, documentary, prospective, retrospective, and longitudinal method was used. A fixed copy of the primary information collected the materialfrom forms 026 / y and №112

Key words: health status, giftedness, students, children, body capabilities.

Введение. Обучение, воспитание и развитие одаренных детей является важным направлением в современной образовательной среде. Именно одаренные дети пополняют ряды национальной элиты нашего государства и способствуют экономическому и культурному развитию страны [5-7]. В связи с этим проблема одаренности имеет государственное значение. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер (2000), Шестакова В.Н. (2003), Чижова Ж.Г. (2007), Окко Н.И. (2012) доказали, что только знание индивидуальных возможностей организма человека и прогнозирование его в онтогенезе является необходимой предпосылкой для успешного обучения и воспитания без ущерба для здоровья [2, 5-7]. Исходное состояние здоровья перед поступлением в школу во многом определяет дальнейшую судьбу ребенка и его адаптацию к обучению. Приводимые сведения по распространению 1-ой группы здоровья до начала обучения противоречивы. Л.А. Жданова, Т.В. Русова (2004), Е.А. Ярощук (2003), Г.П. Лукина (2008) утверждали, что число детей с I-ой группой здоровья уменьшается в период школьного обучения вдвое [3]. По данным В.Н. Шестаковой (2003), В.Р. Кучма (2006), Лабузова Д.С. (2010) снижение 1-ой группы здоровья в начальной школе происходит на 9,0% - 13,0%, в настоящее время их количество не превышает 2,7% [3]. Количество детей с III-ей группы здоровья возрастает от года к году, составляя 37,8% при выпуске из полной средней школы. В.Н. Шестакова (2003) установила, что низкий уровень функциональных возможностей организма сопровождается пониженной физической и психической работоспособностью детей. Это приводит к снижению

адаптационных резервов, нарушению эндокринной, иммунной систем, способствуя формированию функциональных расстройств и хронической патологии [3]. В исследовательской работе Ж.Г. Чижовой (2006) подтверждено, что дети, не достигшие к началу обучения «школьной зрелости», либо не справляются с требованиями учебных программ, либо выполняют их ценой снижения уровня здоровья. По результатам многих исследований интенсивный учебный процесс вынуждает учащихся нарушать принципы организации здорового образа жизни, приводя к нарушению общего здоровья, не уделяя особого внимания укреплению здоровья в декретированные сроки [4]. Известно, что важным периодом в развитии ребенка является возраст от трёх до 10 лет. В это время дети входят в общественную жизнь вне семьи, утверждают себя как члены общества. К моменту окончания этого периода у них формируются понятия о себе как о существах социальных, думающих. Они принимают определённые важные решения о своих личных способностях и о своих личных достоинствах, начинают владеть своими чувствами и эмоциями. У них формируется мотивация к целенаправленному обучению, т.е. мотивация к школе, раскрываются индивидуальные качества и способности. Происходит адаптация к новым условиям жизни, расширяется спектр факторов негативно и позитивно, влияющих на здоровье. В доступной литературе недостаточно раскрыты вопросы, касающиеся состояния здоровья детей с различными способностями, обучавшихся в профилизированных классах, что и послужило поводом для исследования.

Цель исследования данной работы изучить состояние здоровье детей с признаками одаренности, обучавшихся в профилизированных классах для проведения своевременных профилактических и реабилитационных мероприятий.

Метододика. Для получения объективной информации и проведения анализа использовались санитарно-гигиенические, функциональные, психолого-педагогические, клинические, лабораторные и инструментальные методы. Применялся сплошной, документальный, проспективный, ретроспективный, лонгитудинальный метод. Сбор материала проводили путем фиксированной выкопировки первичной информации из форм №026/у и №112/у. Дополнялись сведения путем анкетирования и интервьюирования родителей и педагогов. Клиническая оценка состояния здоровья осуществлялась в соответствии с методическими рекомендациями разработанные в НИИ гигиены детей и подростков. В работе использовались матрица А.И. Доровского (1997) для выявления признаков одаренности и тест предложенный Б.Б. Айсмонтасом (2002). В исследованиях участвовали дети, которые ранее занимались по программам «Умница» и «По дороге в школу», адаптированные для детей с признаками одаренности (п=45) и 50 детей, которые не занимались по данным программам. В последующем из 45 детей, которые в дошкольном возрасте занимались по индивидуальным программам, 15 детей продолжали занятия в классах с интенсивным обучением (основная группа). Группу сравнения составили дети, которые занимались в классах общего профиля (п=15). В контрольную группу вошли дети, которые обучались в начальной школе по индивидуальной программе (п=15) с учетом вида одаренности.

Результаты.

Как выяснилось за дошкольный период рост соматической патологии по всем нозологическим группам у детей с признаками одаренности, которые занимались по индивидуальным программам, не достигал 4,4%, в то время как у детей, которые обучались без учета индивидуального подхода, рост отклонений превышал 14,0% (р<0,05). При поступлении в школу дети, занимавшиеся по индивидуальным программам, чаще имели I (11,1%) и II группу здоровья (80,0%). Только 8,9% детей состояли на учете по III группе здоровья. Среди соматической патологии на первом месте располагались нарушения сердечно - сосудистой системы (62,2%), на втором - патология органов пищеварения (28,9%), на третьем - нарушения опорно-двигательного аппарата (24,4%), на четвертом - патология мочевыделительной системы (20,0%). Среди дошкольников, которые обучались без учета индивидуального подхода, превалировали заболевания органов пищеварения (46,0%),

нарушения центральной нервной (32,0%), сердечно - сосудистой системы (30,0%), смещая поражения опорно-двигательного аппарата (28,0%), органов кроветворения (24,0%), дыхания (20,0%) на более низкие позиции. У них на 16,7 % чаще формировалась хроническая патология (22,0%), чем в группе детей, обучавшихся по индивидуальным программам (Р<0,05).

Состояние здоровья детей с признаками одаренности, обучавшихся по индивидуальным программам лучше, чем тех детей, которые занимались без учета индивидуального подхода. Вероятно, стремление достижения высокого уровня развития по ряду показателей с раннего возраста негативно сказывается на состоянии здоровья, если ребенку не подбирается индивидуальная образовательная программа.

За период обучения в начальной школе состояние здоровья детей основной группы ухудшилось на 26,7%, что на 6,7% больше, чем в группе сравнения (20,0%, р>0,05) и на 12,4% в группе контроля (13,3%, р<0,05). В группе сравнения первоначально формировались нарушения соматического (20,0%), затем психологического (13,3%) и физического (6,7%) компонента здоровья. В основной группе первоначально возникали отклонения психологического (26,7%), затем физического (20,0 %) и соматического (13,3%) компонента здоровья. Но не отмечалось нарушений психического и социального компонента здоровья. В контрольной группе выявлялось нарушение только психологического компонента здоровья (13,3%).

Следовательно, за период обучения в общеобразовательной организации состояние здоровье детей с признаками одаренности ухудшается. Темп отклонений более выражен при интенсивных нагрузках, это обусловлено как социально-экономическими условиями, так и социально-гигиеническими факторами. Доказано, что наиболее отрицательное воздействие на ребенка оказывают: стрессовая тактика (60,0% в основной и 40,0% группе сравнения), педагогическое воздействие (53,3% и 66,7% соответственно) и несоответствие методик (40,0% и 46,7%), технологий обучения (33,3% и 46,0% соответственно). Также интенсификация учебного процесса (53,3% и 40,0%), нерациональная организация учебной деятельности (46,7% и 46,7%), отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (40,0% и 40,0%). Индивидуально подобранные программы способствуют сохранению здоровья ребенка в 86,7% случаев, а своевременно проведенная коррекция и медико-психолого-педагогическое сопровождение способствуют не только сохранению, но и укреплению здоровья ребенка в самый критический период его жизни. Отмечено, что дети, обучавшиеся по индивидуальным программам, лучше адаптируются к коллективу (46,7% - основная группа, 53,3% - группа сравнения и 73,3% -группа контроля, соответственно). Они реже формируют хронические заболевания (33,3%, 26,7% и 13,3% соответственно), что еще раз подтверждает мнение многих ученых о том, что своевременно проведенные адекватные мероприятия и правильно подобранные программы являются одной из важных мер профилактики по сохранению и укреплению здоровья.

Выводы.

Индивидуально подобранные программы способствуют сохранению здоровья ребенка, как в дошкольный, так и школьный период его жизни. За дошкольный период дети с признаками одаренности, занимавшиеся по индивидуальной программе, теряют здоровья в 2,8 раза реже, чем за школьный период. При интенсивных учебных нагрузках темп ухудшения состояния здоровья более выражен. Детям с признаками одаренности необходимо постоянное медико-психолого-педагогическое сопровождение, учитывая первоначальное состояние здоровья. При работе с одаренными детьми необходимо соблюдать педагогические, медицинские показания к специализированному обучению. Все программы должны быть направлены на сохранение и укрепление как психологического, физического, так и соматического компонента здоровья.

Литература.

1. Баранов A.A. Состояние здоровья детей в Российской Федерации. Педиатрия. 2012; 91 (3): 9-14

2. Безруких М.М., Фарбер Д.А.. Физиология роста и развития детей и подростков. М. Союз педиатров России, 2000: 229-238.

3. Концептуальные взгляды на здоровье ребенка Монография. /Под редакцией В.Н. Шестаковой. Смоленск., 2003. - 593 с.

4. Кучма В.Р. Медико-профилактические основы обучения и воспитания - М.: ГЭОТАР -Медиа, 2005, 528 с.

5. Окко Н.И., Шестакова В.Н., Чижова Ж.Г. Сравнительная характеристика динамики состояния здоровья детей с признаками одаренности. Вопросы практической педиатрии 2012; 4: 70-71.

6. Окко Н.И, Чижова Ж.Г., Шестакова В.Н. Профилактическая работа по сохранению и укреплению здоровья одаренных и способных детей // Смоленский медицинский Альманах. 2016;3: 153-158.

7. Шестакова В.Н., Чижова Ж.Г., Тишурова А.Я., Окко Н.И. Одаренный ребенок, подходы и пути его оздоровления /Актуальные вопросы педиатрии: Монография. Под редакцией Г.Н. Федорова. - Смоленск: Универсум, 2011. С. 309-325

8. Одаренный ребенок: проблемы, перспективы и социальная среда. Книга I / Под редакцией В.Н. Шестаковой, С.Р. Коновой, Ж.Г. Чижовой, Д.В. Сосина, Н.В. Давыдовой, А.Я. Тишуровой,- Смоленск, 2018 -412 с.

9. Здоровье одаренных детей в процессе роста, развития, тактические подходы к его укреплению и сохранению. Книга II / Под редакцией В.Н. Шестаковой, С.Р. Коновой, Ж.Г. Чижовой, Д.В. Сосина, Н.В. Давыдовой, А.Я. Тишуровой,- Смоленск, 2018 - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.