Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МАЛЬЧИКОВ СО СПОРТИВНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ, ЗАНИМАВШИХСЯ СПОРТИВНЫМИ ТАНЦАМИ'

СОСТОЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МАЛЬЧИКОВ СО СПОРТИВНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ, ЗАНИМАВШИХСЯ СПОРТИВНЫМИ ТАНЦАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
46
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЬЧИКИ СО СПОРТИВНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ / УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ / BOYS WITH SPORTS ABILITIES / LEVEL OF PHYSICAL DEVELOPMENT / PHYSICAL HEALTH / PHYSICAL ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Миронова Т.А., Сергеева М.С., Храмов А.А., Грибков А.А.

Целью данной работы явилось изучение уровня физического развития и физического здоровья мальчиков со спортивными способностями, занимавшихся спортивными танцами. В результате исследования выявлено, что мальчики со спортивными способностями, занимающиеся спортивными танцами, имеют лучшие показатели уровня физического развития, а, следовательно, и физического здоровья, реже болеют острыми респираторно вирусными заболеваниями. До занятий спортивными танцами у них в 2 раза чаще выявлялись отклонения в гармоничности физического развития, чем в период спортивной деятельности. Поэтому основными направлениями работы с детьми, которые имеют дополнительные физические нагрузки, является создание оптимальных условий по физическим нагрузкам, несмотря на индивидуальные программы, учитывая возраст, физические возможности, постоянный контроль физического здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Миронова Т.А., Сергеева М.С., Храмов А.А., Грибков А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL HEALTH BOY WITH ATLETIC ABILITY, ENGAGED IN SPORTS DANCE

The aim of this work was to study the level of physical development and physical health of boys with sports abilities engaged in sports dancing. The study revealed that boys with sports abilities, engaged in sports dancing, have the best indicators of the level of physical development, and, consequently, physical health, rarely suffer from acute respiratory viral diseases. Prior to sports dancing, they were 2 times more likely to reveal deviations in the harmony of physical development than during sports activities. Therefore, the main areas of work with children who have additional physical activity is to create optimal conditions for physical activity, despite individual programs, taking into account age, physical abilities, constant monitoring of physical health.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МАЛЬЧИКОВ СО СПОРТИВНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ, ЗАНИМАВШИХСЯ СПОРТИВНЫМИ ТАНЦАМИ»

УДК 612.656:371.95

Ш СОСТОЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МАЛЬЧИКОВ СО СПОРТИВНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ, ЗАНИМАВШИХСЯ СПОРТИВНЫМИ ТАНЦАМИ

Миронова Т.А., СергееваМ.С., Храмов АА., Грибков АА

Научные руководители - профессор, д.м.н. кафедры поликлинической педиатрии Шестакова В.Н., д.м.н., доцент кафедры нормальной физиологии Сосин Д.В.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214018, ул. Крупской 28

tanechka mironova 96@inbox.ru - Миронова Татьяна Александровна

Резюме: Целью данной работы явилось изучение уровня физического развития и физического здоровья мальчиков со спортивными способностями, занимавшихся спортивными танцами. В результате исследования выявлено, что мальчики со спортивными способностями, занимающиеся спортивными танцами, имеют лучшие показатели уровня физического развития, а, следовательно, и физического здоровья, реже болеют острыми респираторно вирусными заболеваниями. До занятий спортивными танцами у них в 2 раза чаще выявлялись отклонения в гармоничности физического развития, чем в период спортивной деятельности. Поэтому основными направлениями работы с детьми, которые имеют дополнительные физические нагрузки, является создание оптимальных условий по физическим нагрузкам, несмотря на индивидуальные программы, учитывая возраст, физические возможности, постоянный контроль физического здоровья.

Ключевые слова, мальчики со спортивными способностями, уровень физического развития, физическое здоровье, физические возможности.

I PHYSICAL HEALTH BOY WITH ATLETIC ABILITY, ENGAGED Ш SPORTS DANCE

Mironova T.A., Sergeyeva M.S., Khramov AA., Gribcov AA.

Scientific adviser - professor, m.d. department of outpatient pediatrics Shestakov V.N., and associate professor, m.d. department of normal physiology Sosin D.V.

Smolensk State Medical University, 28, Krupskoy St., Smolensk, 214019, Russia.

Abstract. The aim ofthis work was to study the level of physical development andphysical health of boys with sports abilities engaged in sports dancing. The study revealed that boys with sports abilities, engaged in sports dancing, have the best indicators of the level ofphysical development, and, consequently, physical health, rarely suffer from acute respiratory viral diseases. Prior to sports dancing, they were 2 times more likely to reveal deviations in the harmony of physical development than during sports activities. Therefore, the main areas ofwork with children who have additional physical activity is to create optimal conditions for physical activity, despite individual programs, taking into account age, physical abilities, constant monitoring ofphysical health.

Key words: boys with sports abilities, level of physical development, physical health, physical abilities.

Актуальность. Перед школьной физической культурой возникает задача формирования физической культуры личности, оптимизация двигательной активности детей и подростков, решение которой состоит не только в увеличении объема двигательной активности, но и в индивидуальном подходе к ее оптимизации с учетом возраста, пола, конституционных особенностей, состояния здоровья, условий обучения, быта и других факторов. Для получения полноценной информации об уровне двигательной активности школьников необходимо применение контроля над физической подготовленностью и физической работоспособностью, что позволит своевременно выявлять дефицит двигательной активности и способствовать его устранению. Физическая культура как часть общей культуры позволяет осознать человеку не только свою телесную сущность, но и социальную. Формирование физической культуры личности неразрывно связано с правильной организацией процесса физического воспитания детей и подростков.

В этой связи разработка и совершенствование научно обоснованной модели формирования физической культуры личности позволит формировать здоровый образ жизни населения и успешно решать те профилактические задачи, которые возникают в современном обществе. Проведенное анкетирование В.Н. Шестаковой (2003); А.А. Судаковой, Т.В. Сударевой (2017); А.А. Судаковой, Т.В. Сударевой, В.Н. Шестакова (2018) выявило, что наиболее предпочтительным местом для проведения занятий по физической культуре дети выбирают стадион.

Также спортплощадки около дома и в лесопарковой зоне, причем ребятам больше всего нравится заниматься спортом в кругу друзей и с семьей. Что необходимо учитывать не только педагогами, но и общественностью, муниципальными органами (строительство оборудованных стадионов, спортивных площадок в жилых кварталах и лесопарковой зоне), что усилит заинтересованность школьников к занятиям физической культурой, способствуя осознанию здоровья. В результате такой деятельности общество в будущем может получить не только интеллектуально одаренных детей, но и физически здоровое, полноценное молодое поколение.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [5, 11, 12]. А способность - это, прежде всего, индивидуально психологическая особенность, отличающая одного человека от другого.

Способности, это отдельные психические свойства, обуславливающие возможности человека в той или иной деятельности. Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими признаками, обусловливающими возможность их приобретения. Но в нашем обществе большинство людей с раннего возраста испытывают двигательный голод, это приводит к гиподинамии, нарушению многих компонентов здоровья, снижению физической и умственной работоспособности, недостаточному развитию мышечного каркаса, нарушению координации движений, формируя биологическую и физиологическую незрелость [1, 2, 5, 8]. Как

известно пассивность, лень и равнодушие не дает положительного результата, поэтому необходимо с раннего возраста заниматься пропагандой здорового образа жизни, расширяя аспекты двигательной активности [5, 8, 9, 10]. Во многих работах подчеркнуто, что без физической культуры полноценное здоровье невозможно, но большинство образовательных организаций ориентировано на развитие творческих, интеллектуальных способностей и мало на воспитание физически здорового человека [5, 13, 15].

Всем известно, что наилучшим средством борьбы с любым кислородным голоданием являются физические нагрузки, что при легкой физической активности сердце нетренированного человека увеличивает количество сокращений, а сердце спортсмена повышает ударный выброс крови, т.е. работает экономичнее, у тренированного человека сосудистая система также имеет запас прочности больше.

При больших физических нагрузках максимальное давление у спортсменов и физически тренированных людей может превысить 200-250 мм ртутного столба, а минимальное падает до 50 мм ртутного столба. При большой физической нагрузке возрастает и объем циркулирующей в организме крови в среднем на 1-1,5 литра, достигая в целом 5-6 литров.

Пополнение поступает из кровяного депо, соответственно увеличивается и количество эритроцитов, в результате чего возрастает способность крови транспортировать кислород. Этот мощный поток крови обеспечивает кислородом и энергией возрастающие потребности всего организма и в первую очередь мышечной системы. Кровоток в работающих мышцах увеличивается в десятки раз.

Одновременно происходит увеличение числа альвеолярных ходов, совершенствуя тем самым дыхательный аппарат, увеличивая его резервы. В норме здоровый человек делает 15-18 вдохов и выдохов в минуту, причем за один вдох в легкие поступает примерно 500 мл воздуха. Таким образом, вентиляция легких в одну минуту составляет 7,5 - 9 литров. После обычного вдоха усилием воли можно дополнительно вдохнуть какое-то количества воздуха, его называют резервным. Сумма дыхательного дополнительного и резервного воздуха составляет жизненную емкость легких. У спортсменов жизненная емкость легких может достигать 7 и более литров.

Хорошо развитый дыхательный аппарат - надежная гарантия полноценной жизнедеятельности клеток. Установлено, что гибель клеток организма тесно связана с недостатком кислорода. При использовании регулярных физических нагрузок максимальное потребление кислорода повышается в среднем на 20,0-30,0%, у тренированного человека система внешнего дыхания работает экономно. Частота дыхания снижается до 8-20 в минуту, при этом несколько возрастает его глубина. Из одного и того жг объема воздуха, пропущенного через легкие, извлекается больше количества кислорода.

Известно, что при поверхностном дыхании нижние доли легких в малой степени участвуют в газообмене. Именно в местах, где легочная ткань обескровлена, чаще всего возникают воспалительные очаги. При физических нагрузках возрастание легочной вентиляции связано с усиливающейся амплитудой движений диафрагмы. Этот факт благоприятно отражается на других внутренних органах [5, 13, 16].

Систематическое воздействие физических нагрузок определенной мощности создает в тканях гипоксию, которую организм ликвидирует, постоянно включая защитные механизмы, все более и более тренируя их, тем самым повышают устойчивость организма к недостатку кислорода и, увеличивают мощность дыхательной и сердечно -сосудистой системы, способствуя лучшему его усвоению. В доступной литературе не раскрыты вопросы, касающиеся состояния физического здоровья детей, которые занимаются спортивными танцами.

Цель исследования изучить состояние здоровья мальчиков, занимающихся спортивными танцами, для дальнейших коррекционных мероприятий по формированию физической активности и интеллектуальной способности ребенка.

Методика. Объектом исследования являлись школьники (n=90), из них выделена основная группа наблюдения (n=30 детей, которые имели спортивные способности и занимались спортивными танцами) В группу сравнения вошли мальчики, которые не занимались спортивными танцами, но имели способности по спортивной деятельности (n=30).

В контрольную группу составили мальчики, которые не имели спортивные способности и не занимались спортивными танцами (n=30). Оценка динамики развития видов одаренности, наблюдаемых у одаренных детей, проводилась по методу Савенкова А.И. (2001). Оценка индивидуального физического развития детей, используя нормативные непараметрические таблицы (В.Р. Кучма, Баранов А.А., 2008). Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью стандартного пакета программ Медстат 2 с использованием параметрических и непараметрических критериев, с помощью х2 и парный t-критерий Стьюдента, p<0,05.

Результаты исследования и обсуждения. Сравнительная характеристика физического здоровья у мальчиков показала, что дополнительные физические нагрузки оказывают влияние на физический компонент здоровья. До занятий спортивными танцами среди детей средний уровень физического здоровья встречался в 63,3% (рисунок 1).

основная группа группа сравнения группа контроля

□ ФЗ высокое ПФЗ выше среднего ПФЗ среднее

□ ФЗ ниже среднего ШФЗ низкое

основная группа группа сравнения группа контроля

ЭФР высокое ПФР выше среднего ПФР среднее

3 ФР ниже среднего □ ФР низкое

Рисунок 1. Значения уровня физического здоровья и физического развития у детей до занятий спортивными танцами

У детей из основной группы наблюдения средние показатели УФЗ определялись реже (60,0%), чем среди учащихся группы сравнения (63,3%) и группы контроля (70,0%), но достоверных различий не установлено. В основной группе наблюдения УФЗ ниже средних (13,3%) и низких (0%) величин выявлялся реже, чем выше (10,0%) и выше средних (20,0%) величин (рисунок 1).

Дети из группы сравнения чаще имели показатели УФЗ ниже средних (16,7%) величин, чем высоких (3,3%) и выше средних величин (6,7%), и на 10,0% и 33,3% соответственно, чаще, чем в основной группе наблюдения и на 3,3% и 3,3 реже, чем в группе контроля, но достоверных различий не установлено. Отмечено, что до занятий в спортивной секции мальчики из основной группы наблюдения на 3,3% и 6,7% чаще имели высокие, на 6,7% и 10,0% чаще выше среднего и на 3,3% и 3,3% чаще средние показатели уровня физического развития, чем дети группы сравнения и контроля соответственно.

Спустя 3 года уровень физического развития у 6,7% мальчиков основной группы наблюдения укладывался в диапазон 90-97 перцентиля, что на 3,3% чаще, чем у детей группы сравнения и на 6,7% чаще, чем в группе контроля. У 23,3% показатели физического развития укладывались в диапазоне 75-90 перцентиля, что на 3,35 чаще, чем до занятий спортивными танцами, на 13,3% чаще, чем в группе сравнения и на 16,7% чаще, чем у детей группы контроля. Следовательно, в основной группе наблюдения уровень физического здоровья оказался достоверно выше, чем у детей группы сравнения и контроля.

основная группа группа сравнения группа контроля

□ ФЗ высокое ОФЗ выше среднего ПФЗ среднее

□ ФЗ ниже среднего ИФЗ низкое

основная группа группа сравнения группа контроля ЭФР высокое ПФР выше среднего ПФР среднее

1ФР ниже среднего □ ФР низкое

Рисунок 2. Значения уровня физического здоровья и уровня физического развития детей 13-15 лет

В группе сравнения показатели уровня физического развития, как до исследования, так и после, на 6,7% и на 13,3% соответственно чаще располагались в диапазоне 10-25 перцентиля, чем в группе сравнения и на 16,7% и 3,3% реже соответственно, чем в группе контроля. Во всех группах наблюдения параметры уровня физического развития чаще размещались в диапазоне 25-90 перцентиля (90,0%, 86,7% и 83,3% соответственно), что отражая наибольшую выносливость организма у школьников основной группы наблюдения. Установлено, что при поступлении в студию длина тела у детей основной группы на 0,57 см больше, чем в группе сравнения и на 2,28 см больше, чем в группе контроля. Через год прирост длины тела у мальчиков основной группы составил 7,18 см, в группе сравнения - 5,88 см, в группе контроля - 7,99 см (таблица 1).

Таблица 1. Средние антропометрические показатели мальчиков 13-15 летнего возраста, занимавшихся спортивными танцами

Год обучения основная группа группа сравнения Средние параметры

мальчики основной группы (п=30) мальчики группы сравнения (п=30) Мальчики группы контроля(п=30)

Длина тела (см.)

Перед началом занятий спортивными танцами 150,45+1,37 149,88+1,25 148,17+1,39

1 год 157,63+1,24 155,66+1,29 156,16+1,73

2 год 169,72+1,22 166,55+1,27 164,63+1,95

Масса тела (кг)

При поступлении 45,55+1,98 46,55+1,65 47,15+1,82

1 год 50,39+1,84 53,93+1,55 54,81+1,69

2 год 56,24+1,69 58,93+1,67 59,58+1,68

Окружность грудной клетки (см)

При поступлении 75,55+0,35 73,75+0,45 74,15+0,41

1 год 78,14+0,53 76,35+0,35 75,24+0,44

2 год 83,74+0,24 84,65+0,55 85,71+0,39

На втором году занятий спортивными танцами прирост длины тела у мальчиков основной группы превысил 12,1 см, в группе сравнения - 10,99 см, в контрольной группе - 8,47 см (таблица 1). Прирост длины тела у мальчиков основной группе составил 19, 27 см, что на 2,5 см больше, чем в группе сравнения (16,77 см) и на 2,7 см больше, чем в группе контроля (16,46 см), подтверждая мнение о том, что, контролируемы физические нагрузки, стимулируют ростовые показатели. Показатели массы тела у мальчиков основной группы при поступлении в студию на 1 кг меньше, чем в группе сравнения и на 1,6 кг меньше, чем в контрольной группе. На первом году обучения в студии показатели массы тела в основной группе наблюдения на 3,65 кг меньше, чем в группе сравнения и на 4,42 кг меньше, чем в группе контроля. На

втором году масса тела на 2,69 кг меньше в основной группе, чем в группе сравнения и на 3,34 кг меньше, чем в группе контроля.

Следовательно, мальчики контрольной группы более упитанные, чем сверстники из основной группы наблюдения и группы сравнения, но показатели массы тела всех детей укладываются в средние нормативы по РФ. Мальчики, которые занимаются спортивными танцами, имеют более гармоничное физическое развитие, лучше физическое здоровье, выше уровень физического развития, они более устойчивыми к стрессовым ситуациям. До занятий спортивными танцами у них в 2 раза чаще выявлялись отклонения в гармоничности физического развития, чем в период спортивной деятельности. Выводы.

1. Дозированные физические нагрузки оказывают влияние на уровень физического развития растущего организма.

2. Мальчики, занимающиеся спортивными танцами, менее упитаны и выше ростом, чем их сверстники, которые имеют спортивные способности, но не занимаются в профилированной студии.

3. Мальчики со спортивными способностями и занимающиеся спортивной деятельностью имеют более выраженные функциональные возможности, развиваются более гармонично, легче адаптируются к физическим нагрузкам.

4. Основными направлениями работы с детьми, которые имеют дополнительные физические нагрузки, является создание оптимальных условий по физической активности, несмотря на индивидуальные программы, учитывая возраст, физические возможности, постоянный контроль физического здоровья.

Литература

1. Баранов А.А., Кучма В.Р. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге. - М., 1999. - 226 с.

2. Безруких М.М., Фарбер Д.А.. Физиология роста и развития детей и подростков. - М., Союз педиатров России, 2000.

- С. 229-238.

3. Воронцов И.М. Закономерности физического развития детей и методы его оценки: Учебное пособие. - Л., 1986. - 56 с.

4. Здоровье одаренных детей в процессе роста, развития и тактические подходы к его укреплению и сохранению. Книга II. // Под редакцией В.Н. Шестаковой С.Р. Коновой, Чижовой Ж.Г., Сосина Д.В., Давыдовой Н.В., Тишуровой А. Я. -Смоленск, 2018. - 320 с.

5. Капитонов В. Ф., Генетический подход к оценке характеристике роста и развития ребенка // Педиатрия. - 2005. - №3.

- С. 58-62.

6. Концептуальные взгляды на здоровье ребенка /Под ред. профессора д.м.н. В. Н. Шестаковой. - Смоленск, 2003.—591 с.

7. Кучма В.Р. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы «Здоровье населения - среда обитания». - М., 2003.

8. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. М.: Академия, 1996. - 270 с.

9. Мартинчик А. Н., Батурин А. К. Рост и масса тела детей России по данным поперечного исследования 1994-1996 гг. // Гигиена и санитария. 2000. - №1. - С. 67-71.

10. Одаренные дети / Под. Ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. М.: 1991. - 215 с.

11. Одаренный ребенок: проблемы, перспективы и социальная среда. Книга I. / Под редакцией В.Н. Шестаковой, С.Р. Коновой, Чижовой Ж.Г., Сосина Д.В., Давыдовой Н.В., Тишуровой А.Я. - Смоленск, 2018. - 412 с.

12. Состояние здоровья и физическая активность современных подростков / Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Звездина И.В., Ямпольская Ю.А., Прусов П.К. //Гигиена и санитария. - 2002. - №3. - С. 52-55.

13. Фарбер Д.А., Дубровинская Н.В. Физиология роста и развития детей и подростков. - М.: Союз педиатров России, 2000. - С. 5-29.

14. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий. / Баранов, А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. - М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН. 2008. - 216 с.

15. Щеплягина Л.А. Закономерности формирования роста и развития здорового ребенка //Российский педиатрический журнал. - 2003. - №6. - С. 4-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.