Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика показателей физического развития девочек, занимающихся спортивной и художественной гимнастикой'

Сравнительная характеристика показателей физического развития девочек, занимающихся спортивной и художественной гимнастикой Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
829
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВОЧКИ / GIRLS / ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / SCHOOL AGE / УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / LEVEL OF PHYSICAL DEVELOPMENT / СПОРТИВНАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА И ЕЕ РОЛЬ В СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА / SPORTS AND RHYTHMIC GYMNASTICS AND ITS ROLE IN PRESERVING THE CHILD''S HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Судакова А.А., Сударева Т.В., Голанцев И.А.

Объектом исследования являлись девочки подросткового возраста (n=100). Из них в 1 основную группу наблюдения вошли 25 девочек, занимающихся спортивной гимнастикой более 3 лет. Вторую основную группу составили 25 девочек аналогичного возраста, занимающихся художественной гимнастикой. В группу сравнения вошли девочки, не занимающиеся спортивной деятельностью (n=50). Антропометрические показатели оценивались при проведении непосредственных медицинских осмотров и при выкопировки из медицинской документации. В результате исследования установлены ростовые показатели физического развития у девочек занимающихся спортивной деятельностью, проведена сравнительная характеристики с показателями девочек, которые не занимаются спортом. Установлено, что физические нагрузки оказывают влияние на уровень физического развития. Девочки, занимающиеся художественной гимнастикой, имеют более низкие показатели роста и массы тела, чем девочки, занимающиеся спортивной гимнастикой и чем девочки, которые не занимаются сортом. У спортсменок нарушение гармоничности развития обусловлено чаще дефицитом массы тела, в то время как у девочек, которые не занимаются спортом избыточной массой тела. Поэтому основными направлениями работы с детьми, которые занимаются спортивной деятельность, является создание оптимальных условий для данного контингента детей, индивидуально подобранны программы с учетом возраста и физических возможностей, постоянный контроль уровня физического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Судакова А.А., Сударева Т.В., Голанцев И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF PHYSICAL DEVELOPMENT INDICATORS OF GIRLS ENGAGED IN ARTISTIC GYMNASTICS

The object of the study was adolescent girls (n = 100). The main observation group included 25 girls engaged in gymnastics for more than 3 years. The second main group consisted of 25 girls of similar age engaged in rhythmic gymnastics. The comparison group included girls not engaged in sports activities (n = 50). Anthropometric indicators were evaluated during direct medical examinations and when copying from medical records. As a result of the study, the growth indices of physical development in girls engaged in sports activities were established, and comparative characteristics were compared with those of girls who were not engaged in sports. It is established that physical exertion influences the level of physical development. The girls engaged in rhythmic gymnastics have lower rates of growth and body weight than girls doing gymnastics and than girls who do neither. In sportswomen, the developmental harm is caused more often by a deficit in body weight, while in girls who do not exercise -in excess body weight. Therefore, the main areas of work with children who are engaged in sports activities are the creation of optimal conditions for this contingent of children, individually selected programs taking into account age and physical capabilities, constant monitoring of the level of physical development.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика показателей физического развития девочек, занимающихся спортивной и художественной гимнастикой»

острым инфарктом миокарда, хронической сердечной недостаточностью и другими заболеваниями. Однако остается неясной распространенность и влияние хронической болезни почек (ХБП) на прогноз больных ХОБЛ. Целью настоящей работы является: изучить частоту ХБП среди госпитализированных больных с ХОБЛ. Методика: Проведен ретроспективный анализ 183 историй болезни больных ХОБЛ, госпитализированных в ГУЗ ЦГКБ г. Ульяновска в течение 2016-2017 гг., отобранных методом сплошной выборки. Большинство были мужчинами 89% (n = 163), средний возраст больных составил 67,7±8,9 лет. Всем пациентам проводился расчет скорости клубочковой фильтрации (СКФ) по формуле CKD-EPI. Диагноз ХБП устанавливался по критериям KDIGO 2012г., диагноз ХОБЛ по критериям GOLD 2014г.

Результаты исследования. Хроническая болезнь почек была выявлена у 39 больных (21,3%), в том числе 3 стадия - у

28 (15,3%), 4 стадия - у 8 (4,4%) и пятая - у 3 (1,6%) больных. Чаще ХБП выявлялась у женщин (в 50% случаев против

17,8% у мужчин, х2=11,02; р=0,0009). Больные с ХБП были старше (74,5±9,4 лет против 65,8±7,88 лет без ХБП, р<0,001).

Подавляющее большинство больных с ХОБЛ и ХБП были пожилого и старческого возраста (35 больных, 89,7%), в то

время как среди больных с ХОБЛ без ХБП лиц старше 65 лет было только 4 (2,8%), х2=9,72; р=0,002. Хотя артериальная

гипертония в группе больных с ХБП диагностировалась чаще - у 87,2% больных по

сравнению с больными без ХБП (76,4%), разница была статистически не достоверна (х2=11,02; р=0,0009).

Больные с ХОБЛ с ХБП и без ХБП не отличались по уровню сатурации крови (95,0±3,0% против 93,8±4,4%,

соответственно, р=0,3), значения жизненной емкости легких и объема форсированного выдоха за 1 сек от должного

(57,4±11,8% против 60,4±20,4%, р=0,8 и 34,4±14,3% против 41,6±21,2%, р=0,5, соответственно).

У больных с ХОБЛ ассоциированной с ХБП был статистически значимо ниже уровень гемоглобина (140,3±22,0 г/л против 149,6±16,8 г/л у больных без ХБП, р=0,01), в тоже время распространенность анемии в группах достоверно не отличалась (15,4% и 9,2%, соответственно, х2=0,74; р=0,4), что, возможно, связано с малой величиной выборки больных. Кроме того, у больных с ХБП отмечалось снижение общего белка сыворотки крови (59,1±20,0 г/л против 64,9±12,3 г/л, р=0,04). Выявленные отличия могут свидетельствовать о плохом прогностическом значении ассоциации ХОБЛ с ХБП, для подтверждения этого требуется дальнейшее перспективное исследование.

Выводы: 1. Среди госпитализированных больных с ХОБЛ частота выявления ХБП составила 21,3%. 2. Факторами риска наличия ХБП у больных ХОБЛ являются мужской пол, пожилой возраст, снижение уровня гемоглобина и повышение уровня общего белка крови. Литература:

1.Задионченко В. С., Адашева Т. В., Ли В. В., Жердева Е. И., Малиничева Ю. В., Нестеренко О. И., Павлов С. В. Артериальная гипертензия и хроническая обструктивная болезнь легких — проблемы выбора терапии // Лечащий Врач. 2012. № 7. С. 77-81.

2.Долгополова Д.А. Предикторы развития хронической болезни почек у больных хронической обструктивной болезнью легких // Клиницист. 2016;10(3):51-57.

3.Смирнов А.В., Добронравов В.А., Каюков И.Г. и др. Хроническая болезнь почек: основные принципы скрининга, диагностики, профилактики и подходы к лечению. Национальные рекомендации. Нефрология. 2012;16(1):89-115.

УДК: 613.71

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕВОЧЕК,

ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ

Судакова А.А., Сударева Т.В., Голанцев И.А.

Научный руководитель - д.м.н., профессор Шестакова В.Н.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 miss.ermaschewa@yandex.ru - Ермашева Марина Александровна

Резюме: Объектом исследования являлись девочки подросткового возраста (n=100). Из них в 1 основную группу наблюдения вошли 25 девочек, занимающихся спортивной гимнастикой более 3 лет. Вторую основную группу составили 25 девочек аналогичного возраста, занимающихся художественной гимнастикой. В группу сравнения вошли девочки, не занимающиеся спортивной деятельностью (n=50). Антропометрические показатели оценивались при проведении непосредственных медицинских осмотров и при выкопировки из медицинской документации. В результате исследования установлены ростовые показатели физического развития у девочек занимающихся спортивной деятельностью, проведена сравнительная характеристики с показателями девочек, которые не занимаются спортом. Установлено, что физические нагрузки оказывают влияние на уровень физического развития. Девочки, занимающиеся художественной гимнастикой, имеют более низкие показатели роста и массы тела, чем девочки, занимающиеся спортивной гимнастикой и чем девочки, которые не занимаются сортом. У спортсменок нарушение гармоничности развития обусловлено чаще дефицитом массы тела, в то время как у девочек, которые не занимаются спортом избыточной массой тела. Поэтому основными направлениями работы с детьми, которые занимаются спортивной деятельность, является создание оптимальных условий для данного контингента детей, индивидуально подобранны программы с учетом возраста и физических возможностей, постоянный контроль уровня физического развития. Ключевые слова: девочки, школьный возраст, уровень физического развития, спортивная и художественная гимнастика и ее роль в сохранении здоровья ребенка.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF PHYSICAL DEVELOPMENT INDICATORS OF GIRLS ENGAGED IN

ARTISTIC GYMNASTICS

Sudakova A. A., Sudareva T. V., Golantsev I. A.

Scientific adviser - Doctor of Medicine, professor Shestakova V. N.

Smolensk State Medical University,

28, Krupskoy St., Smolensk, 214019 Russia

Abstract. The object of the study was adolescent girls (n = 100). The main observation group included 25 girls engaged in gymnastics for more than 3 years. The second main group consisted of 25 girls of similar age engaged in rhythmic gymnastics. The comparison group included girls not engaged in sports activities (n = 50). Anthropometric indicators were evaluated during direct medical examinations and when copying from medical records. As a result of the study, the growth indices of physical development in girls engaged in sports activities were established, and comparative characteristics were compared with those of girls who were not engaged in sports. It is established that physical exertion influences the level ofphysical development. The girls engaged in rhythmic gymnastics have lower rates of growth and body weight than girls doing gymnastics and than girls who do neither. In sportswomen, the developmental harm is caused more often by a deficit in body weight, while in girls who do not exercise -in excess body weight. Therefore, the main areas of work with children who are engaged in sports activities are the creation of optimal conditions for this contingent of children, individually selected programs taking into account age and physical capabilities, constant monitoring of the level ofphysical development.

Key words: girls, school age, level of physical development, sports and rhythmic gymnastics and its role in preserving the child's health.

Введение. Общепризнано, что физическое развитие детей является одним из информативных показателей уровня здоровья населения. Характеристикой здоровья служит, с одной стороны, соответствие соматометрических показателей по возрастным центильным шкалам, а с другой, определенное соотношение параметров физического развития [1, 3, 6]. Прежде всего, это касается соответствия массы тела длине тела [2, 3, 5]. Несмотря на то, что определению нормативных показателей, характеризующих физическое развитие здорового ребенка, посвящено большое число работ, но до сих пор этот вопрос остается актуальным. Последние годы отечественные исследователи все шире используют для оценки индивидуального физического развития детей нормативные непараметрические (центильные) таблицы, позволяющие унифицировать методику оценки важнейших антропометричесих показателей. Центильные таблицы более просты в работе, они могут быть использованы для оценки гармоничности физического развития детей и подростков, позволяют оценивать темпы индивидуального развития ребенка в онтогенезе [2, 6]. Ростовые процессы имеют максимальные темпы на 1-м году жизни, в возрасте 5-7 лет и 13-15 лет. В целом увеличение линейных размеров с возрастом позволяет в норме к окончанию пубертатного периода достигнуть дефинитивных размеров тела. Доказано, что масса тела лабильный показатель, поэтому она является показателем текущего состояния организма, в отличие от роста, который не сразу изменяется под влиянием различных условий и является более постоянным и устойчивым показателем [3, 5, 6]. Масса тела может изменяться под влиянием конституциональных особенностей, нервно-эндокринных и соматических нарушений; она также зависит от экзогенных причин (питание, режим). Особенно интенсивно прибавка в массе тела происходит в первую четверть года и в пубертатном периоде. Путем сравнения индивидуального ребенка с базисной группой населения можно рассчитать три показателя достигнутого уровня физического развития: массу тела для данного возраста, рост для данного возраста и массу тела для данного роста. Ученые считают, что масса тела для данной длины является более точным показателем острого риска, чем масса тела для данного возраста, и поэтому для выявления детей, нуждающихся в алиментарном лечении, этот показатель имеет большую ценность [3, 4, 6]. Ребенок с низкой массой тела для данного возраста может отставать в росте и иметь относительно нормальную массу тела для данного роста. У детей в старших возрастных группах она будет сопровождаться низким ростом для данного возраста [3, 5]. В настоящее время большое внимание уделяется детям, которые занимаются тем или иным видом спорта, и считается, что неконтролируемые физические нагрузки негативно сказываются на состоянии здоровья ребенка. Доказано, что с раннего возраста человек испытывает двигательный голод, а это приводит к гиподинамии, нарушению многих компонентов здоровья, снижению физической и умственной работоспособности, недостаточному развитию мышечного каркаса, нарушению координации движений [3]. Все это формирует биологическую и физиологическую незрелость. В нашем обществе большинство людей двигательно -инертны, они знают, что нужно гулять на свежем воздухе, делать зарядку, но, а, что дальше, пассивность, лень и равнодушие. Без физической культуры полноценное здоровье невозможно, но большинство образовательных организаций направлены на развитие творческих, интеллектуальных способностей и мало на воспитание физически здорового человека [3, 5, 6]. В.Н. Чернышов, Н.В. Вощинская Н.В. (2002), С.Н. Симонов, П.М. Грицков, О.В. Тегенева, А.М. Фетисов (2003) установили, что характеристикой здоровья служит, с одной стороны, соответствие соматометрических показателей по возрастным центильным шкалам, а с другой, определенное соотношение массы длине тела [3]. В доступной литературе не раскрыты вопросы, касающиеся уровня физического развития девочек, которые занимаются спортивной и художественной гимнастикой. Поэтому целью работы явилось изучение уровня физического развития девочек, подросткового возраста, занимающихся спортивной и художественной гимнастикой для разработки своевременных коррекционных мероприятий как в поликлинических условиях, так и в образовательных организациях различного направления.

Материалы и методы. Объектом исследования являлись девочки подросткового возраста (n=100). Из них в 1 основную группу наблюдения вошли 25 девочек, занимающихся спортивной гимнастикой более 3 лет. Вторую основную группу составили 25 девочек аналогичного возраста, занимающихся художественной гимнастикой. В группу сравнения вошли девочки, не занимающиеся спортивной деятельностью (n=50). Антропометрические показатели оценивались при

проведении непосредственных медицинских осмотров и при выкопировки из медицинской документации (форм 112/у и о26/у). Статистическую обработку полученных данных проводили с помощью стандартного пакета программ с использованием параметрических и непараметрических критериев.

Результаты исследования и их обсуждение. До занятий в спортивной секции девочки обеих групп наблюдения чаще имели средние показатели уровня физического развития (88,0% и 84,0%), реже ниже среднего (4,0% и 4,0%) и выше среднего уровня (8,0% и 12,0%). Спустя 3 года уровень физического развития у 12,0% девочек 1-ой основной группы наблюдения укладывался в диапазон 90-97 перцентиля, что на 4,0% чаще, чем до занятий спортивной гимнастикой. У 80,0% показатели физического развития укладывались в диапазоне 25-90 перцентиля и у 8,0% в диапазоне 10-25 перцентиля. Во 2-ой основной группе уровень физического развития у 4,0% девочек укладывался в диапазон 90-97 перцентиля, у 80,0% в диапазоне 25-90 перцентиля и у 16,0% в диапазоне 10-25 перцентиля. В этой группе наблюдения отмечалась тенденции к снижению у 12,0% девочек ростового показателя, в то время как в 1 -ой основной группе наблюдалось повышения ростового параметра у 4,0% респондентов. В группе сравнения показатели уровня физического развития как до исследования, так и после чаще располагались в диапазоне 25-90 перцентиля (80,0% и 88,0%), что на 8,0% больше, чем в 1 -ой и 2-ой основной группе наблюдения. У 8,0% девочек показатели уровня физического соответствовали 90-97 перцентилю, что на 4,0% меньше, чем предыдущие три года, на 4,0% меньше, чем в 1 -ой основной группе и на 8,0% больше, чем во 2-ой основной группе наблюдения. Отмечено, что девочки, занимающиеся спортивной гимнастикой, в 3 раза чаще имели уровень физического развития выше среднего, чем сверстницы, занимающиеся художественной гимнастикой, и в 1,5 раза чаще, чем девочки, которые не занимались спортом. Девочки, не занимающиеся спортивной деятельностью, в 2 раза чаще имеют уровень физического развития выше среднего, чем девочки, занимающиеся художественной гимнастикой. До занятий в спортивной школе количество девочек с отклонениями гармоничности физического развития составляло 24,0% в 1 -ой основной группе наблюдения, 20,0% во 2-ой основной группе и 26,0% в группе сравнения. Такие данные обусловлены преимущественно за счет избыточной массы тела I степени (8,0%, 4,0% и 20,0% соответственно, р<0,05) или ее дефицита (8,0%, 12,0% и 0,0% соответственно, р<0,05). Спустя три года после занятий спортом, у девочек 1 -ой и 2-ой основной группы наблюдения не зафиксирована избыточная масса тела. Они чаще имели дефицит массы тела I степени (12,0% и 16,0%). В то время как девочки из группы сравнения чаще имели избыточную массу тела (24,0%), чем ее дефицит (4,0%, р<0,05).

Ростовые исследования (поперечный и продольный) позволили выявить, что общий прирост длины тела у детей 11-12 лет в группе сравнения составлял 17,5 см, в 1-ой основной группе - 18,0 см, во 2-ой основной группе 16,0 см. (таблица 1).

Таблица 1

Динамика антропометрических показателей девочек с учетом возраста и физической нагрузки

возраст

Девочки,

занимающиеся

спортивной

гимнастикой

(п=25)

1 основная группа

Девочки,

занимающиеся

художественной

гимнастикой

(п=25)

2 основная группа

Девочки, не

занимающиеся

спортивной

гимнастикой

(п=50)

группа сравнения

Все девочки, участвующие в исследованиях

Длина тела (см)

11-12 лет

153,253+1,137*

150,153+1,117*

151,155+1,814

151,209+2,467

13-15 лет

164,754+2,268*

159,251+1,268*

161,253+1,133

162,752+1,635

16-17 лет

169,354+2,431*

165,204+1,431*

167,212+1,448

167,282+1,287

Масса тела (кг)

11- 12 лет

41,755+0,253*

40,255+0,253*

42,232+0,363

41,473+0,365

13-15 лет

51,765+0,192*

47,355+0,192*

53,287+0,238

50,421+0,312

16-17 лет

52,867+0,398*

50,867+0,398*

56,284+0,221

54,515+0,252

Окружность грудной клетки (см)

11- 12 лет

64,545+0,484*

63,545+0,565*

69,772+0,234

65,885+0,313

13-15 лет

72,536+0,574*

70,536+0,336*

80,802+0,225

75,637+0,366

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16-17 лет

75,348+0,592*

73,148+0,352*

87,826+0,463

82,432+0,573

Примечание: * - различия при сравнении внутри групп статистически достоверны, (р<0,05)

До 16 летнего возраста прирост длины тела у девочек из группы сравнения составлял 16,0 см, у респондентов из 1 -ой основной группы - 11,5 см, у девочек 2-ой основной группы - 9,0 см (таблица 1). Следовательно, у девочек из группы сравнения длина тела на 4,5 см больше, чем у девочек 1 -ой основной группы и на 5 см больше, чем у девочек 2-ой основной группы наблюдения. Девочки из 1 -ой основной группы имели длину тела на 2,5 см больше, чем девочки из 2-ой основной группы наблюдения.

Прирост длины тела за период 16-17 лет у девочек из 1-ой основной группы не превышал 4,5 см, что на 7,5 см меньше, чем за предыдущий период, на 2,5 см меньше, чем у ровесниц из 2-ой основной группы и группы сравнения, у них прирост составлял 6,0 см (таблица 1). Но общий прирост за весь период исследования составил в 1-ой основной группе 17,0 см, во 2-ой основной группе 15,0 см, в группе сравнения 16,0 см.

Следовательно, девочки, не занимающиеся спортом, ниже сверстниц занимающихся спортивной гимнастикой, но выше девочек, занимающихся художественной гимнастикой.

Кроме того, установлено, что у девочек 1-ой основной группы в 11-12 лет масса тела на 1,5 кг, в 13-15 лет на 4,5 кг, 1617 лет на 2,0 кг больше, чем во 2-ой основной группе и на 0,6 кг, 1,5 кг, 3,4 кг меньше, чем в группе сравнения. Во 2-ой основной группе наблюдения в 11-12 лет масса тела на 1,5 кг, в 13-15 лет на 5,9 кг, в 16-17 лет на 5,4 кг меньше, чем в группе сравнения, свидетельствуя о том, что девочки, занимающиеся спортивной деятельностью, имеют массу тела меньше, чем девочки, не занимающиеся спортом (p<0,05). Девочки, занимающиеся художественной гимнастикой, имеют достоверно ниже показатели массы тела, чем девочки, занимающиеся спортивной гимнастикой (p<0,05). Общая прибавка массы тела у девочек с 11 до 18 лет из группы сравнения составила 14,0 кг, что на 3,5 кг больше, чем по РФ, 3,0 кг больше, чем у девочек 1-ой основной группы и на 3,5 кг больше, чем у девочек 2-ой основной группы наблюдения. В 1-ой основной группе общая прибавка массы тела составила 11,0 кг, что на 0,5 кг больше, чем по РФ, 0,4 кг больше, чем у девочек из 2-ой основной группы.

Заключение. Дозированные физические нагрузки оказывают влияние на уровень физического развития. Девочки, занимающиеся спортивной гимнастикой, менее упитаны и выше ростом, чем их сверстницы, не занимающиеся спортом, но они более упитаны и достоверно выше ростом, чем девочки, занимающиеся художественной гимнастикой. Дисгармоничное физическое развитие более выражено у девочек, которые не занимаются спортивной гимнастикой, проявляясь чаще избыточной массой тела. Литература

1. Безруких М.М., Фарбер Д.А. Физиология роста и развития детей и подростков. - М., Союз педиатров России, 2000. -С.229-238.

2. Капитонов В.Ф. Генетический подход к оценке характеристике роста и развития ребенка // Педиатрия. - 2005. - №3. -С.58-62.

3. Концептуальные взгляды на здоровье ребенка /Под ред. профессора д.м.н. В. Н. Шестаковой. - Смоленск, 2003. - 591 с.

4. Мартинчик А.Н., Батурин А.К. Рост и масса тела детей России по данным поперечного исследования 1994-1996 гг. // Гигиена и санитария. 2000. - №1. - С. 67-71.

5. Щеплягина Л. А. Закономерности формирования роста и развития здорового ребенка // Российский педиатрический журнал. - 2003. - №6. - С.4-9.

6. Ямпольская Ю.А., Година Е.З. Состояние, тенденции и прогноз физического развития детей и подростков России // Российский педиатрический журнал. - 2005. - №2. - С.31-39.

УДК 616.379-008.64-053.2

ХАРАКТЕРИСТИКА НОЧНЫХ ГИПОГЛИКЕМИЙ У ДЕТЕЙ С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ 1 ТИПА Сударева Т.В.

Научный руководитель - д.м.н., профессор Алимова И.Л.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28. opinions@mail. ru - Сударева Татьяна Витальевна

Резюме. Целью работы явилось изучение особенностей ночных гипогликемий у детей с сахарным диабетом 1 типа. Для оценки гликемии использовались данные суточного мониторирования, по результатам которого у пациентов с ночными гипогликемиями отмечались высокие показатели вариабельности гликемии и чаще регистрировались гипогликемии в дневные часы.

Ключевые слова: дети, сахарный диабет, ночная гипогликемия.

CHARACTERISTICS OF NOCTURNAL HYPOGLYCEMIA IN CHILDREN WITH DIABETES TYPE 1 Sudareva T. V.

Scientific adviser - Doctor of Medicine, professor Alimova I. L.

Smolensk State Medical University,

28, Krupskoy St., Smolensk, 214019, Russia

opinions@mail.ru - Sudareva Tatiana

Abstract. The aim of the study was to assess the features of nocturnal hypoglycemia in type 1 diabetes mellitus in children. To evaluate the glycemia, we used data of daily monitoring, according to the results of which we noted high variability indices of glycemia and often recorded hypoglycemia in the daytime. Key words: children, diabetes mellitus, nocturnal hypoglycemia

Введение. Ночные гипогликемии являются одной из главных проблем в достижении целевых показателей углеводного обмена у детей, больных сахарным диабетом 1 типа [1,4].

Целью работы явилось изучение особенностей ночных гипогликемий при сахарном диабете 1 типа у детей. Методика. Обследовано 35 детей с сахарным диабетом 1 типа в возрасте от 4 до 18 лет с длительностью заболевания от 2 до 15 лет, находящихся на базисно - болюсной инсулинотерапии. Суточное мониторирование выполнено с помощью записывающего устройства iPro2 (Medtronic) в течение трёх дней. Все пациенты были распределены на 2 группы в зависимости от регистрации ночной гипогликемии (менее 3,9 ммоль/л в период с 23:00 до 6:00): 1-я группа - 26 пациентов с ночными гипогликемиями, 2-я группа - 9 пациентов без ночных гипогликемических состояний [3]. Статистическая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.