Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика силовых способностей школьников Монголии'

Сравнительная характеристика силовых способностей школьников Монголии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
61
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STRENGTH ABILITIES / PULL-UP / PUSH-UP / PHYSICAL FITNESS / SCHOOLCHILDREN / СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПОДТЯГИВАНИЕ / ОТЖИМАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ДЕТИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алтанцэцэг Лхагвасурэн, Бат-Эрдэнэ Шагдар

Mongolian children have been trained to severe nomadic life, grew stronger and acquired all vital skills since early childhood. Apart from horse riding, various games and exercises on a horse, children and youth liked such contests called «three man's games», being some kind of triathlon, including wrestling, horse races and archery. Since time immemorial the Mongolians have various specific sports exercises, specified by natural climatic conditions, unique identity of life and work, being the principal methods of physical education and fitness at the same time. Ancient books still contain the description of the used physical exercises in physical education of the Mongolians of 5000 b.c. ( G. Lkhagvasuren 2000). Physical fitness of schoolchildren is usually estimated by the display of their functional qualities such as agility, strength, endurance, speed strength and motor coordination. The purpose of the study was to compare strength qualities of Mongolian schoolchildren, residents of different climate and geographic regions. The tasks of the research were settled using a number of tests. Strength qualities of 7-18-year schoolchildren from different climate and geographic zones were proved to improve with their age, but the process is decelerated in some age groups, has something in common and different. The allocated differences prove that the standards of strength qualities for Mongolian schoolchildren should be designed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика силовых способностей школьников Монголии»

УДК: 796.011.3

СРАВНИТЕЛЬНАЯ

характеристика силовых способностей школьников Монголии

Кандидат педагогических наук Алтанцэцэг Лхагвасурэн

Монгольский национальный институт физической культуры, Улан-Батор, Монголия Докторант Бат-Эрдэнэ Шагдар

Государственный университет медицинских наук, Улан-Батор, Монголия

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF STRENGTH ABILITIES OF SCHOOLCHILDREN OF MONGOLIA

A. Lkhagvasuren, Ph.D. Mongolian National Institute of Physical Education, Ulan-Bator, Mongolia

B.-E. Shagdar, doctoral student Mongolian State Medical University, Ulan-Bator, Mongolia Key words: strength abilities, pull-up, push-up, physical fitness, schoolchildren.

Mongolian children have been trained to severe nomadic life, grew stronger and acquired all vital skills since early childhood. Apart from horse riding, various games and exercises on a horse, children and youth liked such contests called «three man's games», being some kind of triathlon, including wrestling, horse races and archery.

Since time immemorial the Mongolians have various specific sports exercises, specified by natural climatic conditions, unique identity of life and work, being the principal methods of physical education and fitness at the same time. Ancient books still contain the description of the used physical exercises in physical education of the Mongolians of 5000 b.c. ( G. Lkhagvasuren 2000).

Physical fitness of schoolchildren is usually estimated by the display of their functional qualities such as agility, strength, endurance, speed strength and motor coordination.

The purpose of the study was to compare strength qualities of Mongolian schoolchildren, residents of different climate and geographic regions. The tasks of the research were settled using a number of tests.

Strength qualities of 7-18-year schoolchildren from different climate and geographic zones were proved to improve with their age, but the process is decelerated in some age groups, has something in common and different.

The allocated differences prove that the standards of strength qualities for Mongolian schoolchildren should be designed.

Ключевые слова: силовые способности, подтягивание, отжимание, физическая подготовленность, дети школьного возраста.

Введение. С самых ранних лет дети монголов приучались к суровой кочевой жизни, приобретали физическую закалку и необходимые жизненные навыки. Помимо верховой езды, различных игр и упражнений на коне среди детей и молодёжи были широко распространены и такие состязания, как «три игры мужей», своего рода троеборье, включающее борьбу, конные скачки и стрельбу из лука.

Спокон веков у монголов бытуют различные физкультурно-спор-тивные виды упражнения, обусловленные природно-климатическими особенностями, самобытностью жизни и труда, одновременно являющиеся основными средствами физического воспитания и закалки. В древних книгах остались описания использования упражнений в физическом воспитании монголов уже 5000 лет назад (Г. Лхагвасурэн, 2000)

Как известно, физическая подготовленность школьников оценивается проявлением ими функциональных качеств: быстроты, силы, выносливости, скоростной силы и координации движений.

Цель исследования - провести сравнительный анализ силовых качеств детей школьного возраста Монголии, проживающих в различных климатогеогра-фических зонах.

Методы и организация исследования. Обследования проводили в следующих географических зонах.

1. Увс - горный район. 2. Улан-Батор - городской регион. 3. Дорнод - равниный район. 4. Умне-гоби - пустыня - гобийский район. 5. Хувсгел - таёжный район. Обследованы 6348 школьников 7-18 лет (из них 3363 девочки и 2985 мальчиков). Для решения поставленных задач были использованы следующие тестирования: 1. Отжимание в упоре лежа (колич. раз) для мальчиков 7-11 лет, для девочек 7-18 лет. 2. Подтягивание из виса на перекладине (колич. раз) для мальчиков 12-18 лет общеобразовательных школ Монголии.

№ 10 • 2013 Октябрь | October

49

Результаты исследования и их обсуждение.

В табл. 1-3 представлены результаты измерения силовых качеств детей школьного возраста Монголии, проживающихся в Улан-Баторе и в аймаках Дорнод, Увс, Умнегоби и Хувсгел.

Подтягивание требует от учеников хорошей подготовки. Подтягивания из виса на перекладине выполнялись только мальчиками 12-18 лет (см. табл. 1).

Сравнительный анализ результатов подтягивания детей показал, что учащиеся 12-18-летнего возраста Улан-Батора и аймака Увс имеют лучшие результаты по сравнению с сельскими детьми из Дорнода, Умнегоби, Хувсгела.

Наилучшими результатами достоверно (р<0,05) отличаются мальчики 12-18 лет из Улан-Батора и аймака Увс. Они подтягивались на 0,4-3,30 раза больше, чем их ровесники из других регионов. Между мальчиками Дорнода, Умнегоби, Хувсгела не обнаружено существенных различий.

Результаты нашего ислледования выявили достоверные различия (р<0,05) силы в подтягивании из виса на перекладине между изучаемыми мальчиками из аймака Увс и других групп.

В ходе обследования 12-летних мальчиков лучшие показатели в данном виде упражнения наблюдались у учащихся Улан-Батора, которые в среднем подтягивались на 0,2 раза больше, чем мальчики из Дорнода, на 0,3 раза больше, чем мальчики из аймака Увс, на 2,7 раза больше, чем из Умнегобийского аймака и на 3,2 раза больше, чем из Хувсгелского.

13-летние мальчики Улан-Батора подтягивались на 0,12-2,3 раза больше, чем сверстники, проживающие в различных аймаках.

Сравнительные анализы результатов подтягивания в изучаемых группах детей выявили, что у мальчиков из аймака Увс с 14 лет они постоянно достоверно (р<0,05) улучшаются по сравнению с остальными группами мальчиков из города и аймаков Дорнод, Умнегоби, Хувсгел. 14-летние мальчики из аймака Увс опережали мальчиков из Улан-Батора. Они подтягивались на 0,7-3,1 раза больше, чем мальчики из Улан-Батора, Дорнода, Умнегоби и Хувсгела. А в 15-летнем возрасте они подтягивались на 1,4-3,4 раза больше своих ровесников из других регионов. Между мальчиками остальных аймаков существенных различий не обнаружено. Результаты достоверно значимы (р<0,05). Средние результаты подтягивания у мальчиков 15-летнего возраста колеблются от 6,8 до 11,4 раза.

Силовые результаты 16-18-летних мальчиков улучшаются на 0,3-2,2 раза, кроме 17-летних мальчиков из аймака Дорнод. Дети этого возраста из айма-

ка Увс также достоверно опережают другие группы детей. В целом результаты подтягивания у 16-летних мальчиков колеблются от 7,8 до 12,1 раза.

В 17-летнем возрасте между изучаемыми группами мальчиков обнаруживается достоверное различие (р<0,05) в подтягивании. Мальчики из аймака Увс показали наилучшие результаты (13,5 раза), а мальчики из аймаков Дорнод и Хувсгел достоверно отличаются наихудшими результатами в подтягивания (7,7 и 8,3 раза соответственно). Мальчики из Улан-Батора и Умнегобийского аймака показали средние результаты (10,0 и 9,7 раза соответственно).

В изучаемых группах мальчиков наблюдается улучшение во всех возрастных группах (12-18 лет), кроме учащихся 14 и 17 лет Дорнода.

У мальчиков из аймака Увс в возрасте 13-18 лет (14,3 раз), а также у детей 18 лет из Улан-Батора наблюдается наибольший годичный прирост развития силовой способности (на 3,4 и 6,8 раза соответственно).

Наилучшие результаты достоверно (р<0,05) показали мальчики из Улан-Батора и аймака Увс в возрасте 12-18 лет по сравнению с другими группами детей. Они подтягивались на 0,4-3,30 раза больше своих ровесников из других регионов. Между мальчиками из Дорнода, Умнегоби, Хувсгела существенных различий не обнаружено.

В нашем исследовании лучшие показатели в этом виде упражнения отмечены у 12-летних мальчиков - учащихся из Улан-Батора, которые в среднем подтягивались на 0,2 раза больше мальчиков из Дорнода, на 0,3 раза больше мальчиков из аймака Увс, на 2,7 раза больше учащихся из Умнегоби, на 3,2 раза -из Хувсгела.

Отжимание в упоре лежа. Для контроля силовых качеств обследованных детей 7-11 лет измеряли количество отжиманий из упора лежа. Обнаружено достоверное различие (р<0,05) между городскими и сельскими мальчиками.

При отжимании из упора лежа школьники из Улан-Батора показали лучшие результаты, чем их сельские ровесники. Они подтягивались на 4,6-7,5 раза больше. Это свидетельствует о том, что факторы урбанизации влияют не только на физическое развитие, но и на физическую подготовленность детей.

Между мальчиками из аймаков Дорнод, Увс, Умнегоби не обнаружено существенных различий. В ходе исследования мальчиков 7 лет лучшие показатели обнаружены у учащихся из Улан-Батора, которые в среднем отжимались на 4,9 раза больше, чем мальчики из Дорнода, на 4,6 раза больше, чем мальчики из ай-

Таблица 1. Результаты дисперсионного анализа подтягивания (колич. раз) в изучаемых группах детей, М±m

Возраст, лет п Дорнод Улан-Батор Увс Умнегоби Хувсгел

Мальчики

12 342 7,4 0,96 7,8 1,39 7,5 0,23 6,1 0,96 5,6 0,22

13 368 8,1 0,67 8,5 0,64 8,4 0,35 7,5 0,66 6,2 0,26

14 341 7,3 0,53 8,9 0,64 9,6 0,39 7,9 0,54 6,5 0,25

15 230 7,7 0,55 9,7 0,78 11,1 0,31 8,6 0,51 6,8 0,46

16 291 8,1 1,05 9,5 0,81 12,1 0,34 9.1 0,86 7,8 0,31

17 177 7,7 0,67 10,0 0,78 13,5 0,46 9,7 0,67 8,3 0,43

18 162 8,4 0,48 11,4 0,90 14,3 0,48 10,2 0,63 8,7 0,62

50

№ 10 • 2013 Отябрь | ОСоЬег

мака Увс, на 5,0 раза больше, чем учащиеся Умногоби, на 7,5 больше, чем школьники из аймака Хувсгел.

Сравнительный анализ результатов подтягивания в изучаемых группах детей показал, что учащиеся 7-11-летнего возраста из Улан-Батора имеют высокие результаты по сравнению с сельским детьми из аймаков Дорнод, Увс, Умногоби. Мальчики 7-9 лет из аймака Хувсгел отжимались в 2 раза меньше, чем мальчики из Улан-Батора. Между мальчиками из аймаков Дорнод, Увс, Умногоби существенных различий не обнаружено.

В ходе исследования лучшие показатели в этом виде упражнения наблюдались у 7-летних мальчиков - учащихся из Улан-Батора, которые в среднем отжимались на 4,9 раза больше, чем мальчики из Дор-нода, на 4,6 раза больше, чем мальчики из Увса, на 5,0 раза больше, чем школьники из Умнегоби, на 7,5 раза больше, чем из Хувсгела.

8-летние мальчики, так же как и школьники из Улан-Батора (результат от 2,7 до 8,3) подтягивались больше, чем их сверстники, проживающие в различных аймаках.

9-летние мальчики из Улан-Батора подтягивались на 4,2-8,3 раза больше, чем мальчики из Дорнода, Умнегоби и Хувсгела.

Между мальчиками остальных аймаков существенных различий не обнаружено. Средние результаты отжимания у мальчиков этого возраста колеблются от 10,1 до 15,2 раза.

В 10-летнем возрасте силовые качества в отжимании у мальчиков изучаемых групп улучшаются на 0,4-2,6 раза. А дети этого возраста из Улан-Батора также достоверно опережают в этом качестве других детей. Их результаты улучшаются быстрее, чем у их сверстников из других аймаков. В 10-летнем возрасте результаты в отжимании у мальчиков обследованных групп колеблются от 12,3 до 21,3 раза.

Результаты отжимания в 11-летнем возрасте у детей изучаемых групп из разных регионов сближаются, но все же между изучаемыми группами мальчиков обнаруживается достоверное различие (р<0,05).

Мальчики-горожане сохраняют преимущества в силовых качествах среди обследованных детей. Они показали лучшие результаты. У мальчиков остальных групп результаты колеблются от 14,6 до 23,8 раза.

Результаты отжимания в изучаемых группах мальчиков показали улучшение в возрастных группах 7-11 лет, а у девочек результаты ровные. Сравнительный анализ обнаружил замедление развития силового качества у мальчиков 7-8 лет из Хувсгела и 8-10 лет из Дорнода.

У мальчиков 8-11 лет из аймака Увс, а также мальчиков из Умнегоби в возрасте 7-11 лет наблюдается наибольший годичный прирост (соответственно на 7,5 и 11, 6 раза).

Отжимание в упоре лежа (девочки). Для контроля силовых качеств обследованных девочек в возрасте от 7 до 18 лет измеряли количество отжиманий из упора лежа. В результате анализа обнаружено достоверное различие (р<0,05) между городскими и сельскими девочками.

В 7-8-летнем возрасте девочки из Умнегоби отличаются наилучшими результатами по сравнению с другими девочками, хотя в 9 лет результаты у них ухудшаются.

У городских девочек до 10 лет, у девочек из Увса в возрасте с 7 до 9 лет и у девочек из Хувсгела наблюдаются скачкообразные приросты силовых качеств.

В младшем школьном возрасте лучшие результаты в этом виде упражнений наблюдались у 7-летних девочек. Учащиеся из Умнегоби в среднем отжимались на 3,2 раза больше, чем девочки из Дорнода, на 4,1 раза больше, чем мальчики из Улан-Батора, на 4,6 раза больше, чем мальчики из Увса, на 1,5 раза больше, чем мальчики из Хувсгела.

В 8-летнем возрасте девочки из Умнегоби в среднем отжимались на 2,9 раза больше, чем девочки из Дорнода, на 0,6 раза больше, чем из Улан-Батора, на 1,2 раза больше, чем из Увса, на 1,4 раза больше, чем из Хувсгела

В 9-летнем возрасте девочки из Умнегоби в среднем отжимались на 2,9 раза больше, чем из Дорнода, на 0,6 раза больше, чем из Улан-Батора, на 1,2 раза больше, чем из Увса, на 1,4 раза больше, чем из Хувсгела.

В 10-летнем возрасте девочки из Умнегоби в среднем отжимались на 2,9 раза больше, чем девочки из Дорнода, на 0,6 раза больше, чем из Улан-Батора, на 1,2 раза больше, чем из аймака Увс, на 1,4 раза больше, чем из Хувсгела.

В 11-летнем возрасте девочки из Умнегоби в среднем отжимались на 2,9 раза больше, чем девочки из Дорнода, на 0,6 раза больше, чем из Улан-Батора, на 1,2 раза больше, чем из Увса, на 1,4 раза больше, чем из Хувсгела.

Лучшие результаты в отжимании наблюдались у 7-летних девочек - учащихся из Умнегоби: в среднем на 3,2 раза больше, чем у девочек из Дорнода, на 4,1 раза больше, чем у мальчиков из Улан-Батора, на 4,6 раза больше, чем у мальчиков из аймака Увс, на 1,5 раза больше, чем из Хувсгела.

В результате анализа обнаружено, что девочки из Дорнода имеют самые низкие значения в отжимании по сравнению с другими группами детей. Их си-

Таблица 2. Результаты дисперсионного анализа отжимания (колич. раз) в изучаемых группах детей, М±m

Возраст, лет п Дорнод Улан-Батор Увс Умнегоби Хувсгел

Мальчики

7 198 9,5 0,76 10,4 0,50 9,8 0,49 9,4 0,65 6,9 0,53

8 152 11,0 0,82 12,2 0,70 12,1 0,50 11,7 0,73 6,9 0,85

9 188 11,9 0,60 13,9 0,87 13,0 0,36 12,8 0,99 10,1 0,55

10 240 12,3 1,04 15,3 1,16 14,4 0,94 13,3 0,79 13,1 0,33

11 307 16,0 1,09 16,5 0,90 17,3 0,68 15,5 0,85 14,6 0,44

№ 10 • 2013 Октябрь | ОйоЬег

51

Таблица 3. Результаты дисперсионного анализа отжимания (колич. раз) в изучаемых группах, М±m

Возраст, лет n Дорнод Улан-Батор Увс Умнегоби Хувсгел

Девочки

7 191 9.9 0,86 9,0 0,68 8,9 0,35 12,1 2,11 9.5 1,77

8 244 10,3 2,49 12,6 0,69 10,8 0,29 13,2 1,26 10,2 0,83

9 257 11,4 1,28 15,0 0,96 11,0 0,41 12,4 1,24 13,7 1,34

10 273 11,9 1,17 17,4 1,05 12,0 0,75 13,5 1,44 14,1 1,02

11 326 12,5 1,50 18,1 0,94 13,0 0,28 15,3 2,27 14,9 0,61

12 355 12,9 1,10 19,0 0,74 14,0 0,70 15,9 1,28 16,3 0,74

13 389 14,3 0,87 20,0 1,25 14,3 0,60 16,0 0,84 17,0 0,74

14 426 1523 0,93 19,4 1,16 15,0 0,37 17,0 0,97 17,4 0,59

15 317 16,3 1,18 18,9 1,00 15,2 0,52 16,5 1,22 18,1 0,55

16 256 17,0 1,08 20,7 0,96 16,1 0,74 17,5 1,06 19,0 0,58

17 167 17,8 1,21 19,3 0,98 15,5 0,67 18,1 1,04 18,5 0,64

18 162 17,0 0,82 18,7 1,08 14,5 0,53 17,8 1,05 18,8 1,09

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ловые качества в младшем школьном возрасте почти не развиваются. Достоверное различие (р<0,05) отмечено между городскими и сельскими девочками.

В 12-летнем возрасте девочки из Умнегоби в среднем отжимались на 2,9 раза больше, чем девочки из Дорнода, на 0,6 раза - чем девочки из Улан-Батора, на 1,2 раза чем из Увса, на 1,4 раза - чем из Хувсгела.

В 13-летнем возрасте девочки из Умнего-би в среднем отжимались на 2,9 раза больше, чем девочки из Дорнода, на 0,6 раза больше, чем из Улан-Батора, на 1,2 раза больше, чем из Увса, на 1,4 раза больше, чем из Хувсгела.

В 14-летнем возрасте девочки из Умнегоби в среднем отжимались на 2,9 раза больше, чем девочки из Дорнода, на 0,6 раза больше, чем девочки из Улан-Батора, на 1,2 раза больше, чем из Увса, на 1,4 раза больше, чем из Хувсгела.

У городских девочек всех возрастных групп, кроме 14-летних, результаты отжимания увеличивались, отличаясь наибольшими значениями данного признака.

В 15-летнем возрасте девочки из Умнего-би в среднем отжимались на 2,9 раза больше, чем девочки из Дорнода, на 0,6 раза больше, чем из Улан-Батора, на 1,2 раза больше, чем из Увса, на 1,4 раза больше, чем из Хувсгела

Девочки 16-летнего возраста из Умнегоби в среднем отжимались на 2,9 раза больше, чем девочки из Дорнода, на 0,6 раза больше, чем из Улан-Батора, на 1,2 раза больше, чем из Увса, на 1,4 раза больше, чем из Хувсгела.

В целом подтвердился факт, что после 15-16 лет у девочек силовые качества не развиваются.

В 17-летнем возрасте девочки из Умнегоби в среднем отжимались на 2,9 раза больше, чем девочки из Дорнода, на 0,6 раза больше, чем из Улан-Батора, на 1,2 раза больше, чем из Увса, на 1,4 раза больше, чем из Хувсгела.

В 18-летнем возрасте девочки из Умнегоби в среднем отжимались на 2,9 раза больше, чем девочки из Дорнода, на 0,6 больше, чем из Улан-Батора, на 1,2 раза больше, чем из Увса, на 1,4 раза больше, чем из Хувсгела.

Выводы

1. Силовые качества у детей школьного возраста (7-18 лет), проживаюших в разных климатогеогра-

фических зонах, с возрастом улучшаются, правда, в некоторых возрастных группах происходит их замедление.

2. Выявленные различия позволяют утверждать, что для школьников Монголии необходимо разработать нормативы силовых качеств.

Литература

1. Лхагвасурэн А. Физическое развитие и физическая подготовленность детей младшего школьного возраста Монголии / А. Лхагвасурэн. - М: ВНИИФК, 1998. - 123 с

2. Бурлыков В.Д. Методика физического воспитание школьников Республики Калмыкия на основе мониторонга их физического развития и физической подготовленности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.Д. Бурлыков. - Волгоград, 2006. - 25 с.

3. ВикуловАД. Развитие физических способностей детей / А.Д. Викулов, И.М. Бутин. - Ярославль: ЯГПУ, 1996. - 96 с.

4. Изаак С.И. Мониторинг физического здоровья в образовательной среде: теория и практика / С.И. Изаак, В.А. Кабачков // Допольнительное образование. - 2004.- № 8. - С. 44-48.

5. Куликов Л.М. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения: монография / Л.М. Куликов, В.В. Рыбаков, С.А. Ярушин. - Челябинск: ЧГУ, 2009. - 275 с.

6. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Б.Х. Ланда. - М.: Советский спорт, 2004. - 192 с.

7. Лхагвасурэн Г. История физической культуры МНР: учебник для студентов ИФК / Г. Лхагвасурэн. - Улан-Батор: НИФК, 200. - 354 с.

References

1. Lkhagvasuren, A. Physical development and physical fitness of junior schoolchildren of Mongolia / Lkhagvasuren Altantsetseg. -Moscow: ARSRIPC, 1998. - 123 P. (In Russian)

2. Burlykov, V.D. Methodology of physical education of schoolchildren of Republic of Kalmykiya based on the monitoring of their physical development and physical fitness: abstract of Ph.D. thesis / V.D. Burlykov. - Volgograd, 2006. - 25 P. (In Russian)

3. Vikulov, A.D. Development of children's physical abilities / A.D. Vikulov, I.M. Butin. - Yaroslavl: YSPU, 1996. - 96 P. (In Russian)

4. Izaak, S.I. Monitoring of physical health in the educational environment: theory and practice / S.I. Izaak, V.A. Kabachkov // Dopolnitel'noe obrazovanie. - 2004.- № 8. - P. 44-48. (In Russian)

5. Kulikov, L.M. Motor activity and health of the growing generation: monograph / L.M. Kulikov, V.V. Rybakov, S.A. Yarushin. -Chelyabinsk: ChSU, 2009. - 275 P. (In Russian)

6. Landa, B.Kh. The methodology of integrated assessment of physical development and physical fitness / B.Kh. Landa. -Moscow: Sovetsky sport, 2004. - 192 P. (In Russian)

7. Lkhagvasuren, G. The history of physical culture МНР: manual for students of institutes of physical education. - Ulan Bator: RIPC, 200. - 354 P. (In Russian)

Информация для связи с автором:

ubtds_altaa@yaho

Поступила в редакцию 02.06.2013 г.

52

№ 10 • 2013 Отябрь | October

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.