Научная статья на тему 'Профилирующие упражнения на перекладине гимнастов разной квалификации'

Профилирующие упражнения на перекладине гимнастов разной квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
268
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / TECHNICAL COMPETENCE / BASIC ELEMENTS / SKILL CATEGORIES / СГИБАТЕЛЬНО-РАЗГИБАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В ПЛЕЧЕВЫХ И ТАЗОБЕДРЕННЫХ СУСТАВАХ / FLEXION-EXTENSION MOVEMENTS IN SHOULDER AND HIP JOINTS / HORIZONTAL BAR / ПРОФИЛИРУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАЗРЯДЫ / ПЕРЕКЛАДИНА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шерин В. С.

The issue of formation of gymnasts’ technical skills is relevant up to this date. The technique of doing gymnastic exercises is still in the center of attention of many experts, for it is the one that influences competitive results and development of the world gymnastics. The specific feature of gymnasts' technical skills is continuous growth all the long-term training process long. Logical and consistent growth of technical skills of gymnasts of different qualifications requires not only the use during training of exercises for quicker learning of techique of exercises, but also knowing and using of basic exercises, forming the special motor experience and main skills. Thus the purpose of the present study was to reveal the basic horizontal bar routines as a basis of the essence of technical competence of gymnasts of different skill categories. The study proves that the essence of gymnasts’ technical competence in horizontal bar routines and its further enhancement is to be based on basic exercises. Basic exercises are distinguished in every skill category and every type of combined event, have an advanced technical structure. The study of the essence of technical competence of gymnasts of different skill categories in horizontal bar routines resulted in the allocation of the following basic exercises which are stipulated in the paper. The biomechanical explanation of the basic horizontal bar routines in enhancement of the training process of gymnasts of different skill categories can be considered as one of perspectives of the study

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шерин В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic Horizontal Bar Routines for Gymnasts of Different Skill Categories

The issue of formation of gymnasts’ technical skills is relevant up to this date. The technique of doing gymnastic exercises is still in the center of attention of many experts, for it is the one that influences competitive results and development of the world gymnastics. The specific feature of gymnasts' technical skills is continuous growth all the long-term training process long. Logical and consistent growth of technical skills of gymnasts of different qualifications requires not only the use during training of exercises for quicker learning of techique of exercises, but also knowing and using of basic exercises, forming the special motor experience and main skills. Thus the purpose of the present study was to reveal the basic horizontal bar routines as a basis of the essence of technical competence of gymnasts of different skill categories. The study proves that the essence of gymnasts’ technical competence in horizontal bar routines and its further enhancement is to be based on basic exercises. Basic exercises are distinguished in every skill category and every type of combined event, have an advanced technical structure. The study of the essence of technical competence of gymnasts of different skill categories in horizontal bar routines resulted in the allocation of the following basic exercises which are stipulated in the paper. The biomechanical explanation of the basic horizontal bar routines in enhancement of the training process of gymnasts of different skill categories can be considered as one of perspectives of the study

Текст научной работы на тему «Профилирующие упражнения на перекладине гимнастов разной квалификации»

УДК: 796.414.2

ПРОФИЛИРУЮЩИЕ

упражнения на перекладине гимнастов разной квалификации

Кандидат педагогических наук, доцент В.С. Шерин

Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск

BASIC HORIZONTAL BAR ROUTINES FOR GYMNASTS OF DIF-FERENCT SKILL CATEGORIES V.S. Sherin, associate professor, Ph.D.

National research Tomsk state university, Tomsk

Key words: technical competence, basic elements, skill categories, flexion-extension movements in shoulder and hip joints, horizontal bar.

The issue of formation of gymnasts' technical skills is relevant up to this date. The technique of doing gymnastic exercises is still in the center of attention of many experts, for it is the one that influences competitive results and development of the world gymnastics.

The specific feature of gymnasts' technical skills is continuous growth all the long-term training process long. Logical and consistent growth of technical skills of gymnasts of different qualifications requires not only the use during training of exercises for quicker learning of techique of exercises, but also knowing and using of basic exercises, forming the special motor experience and main skills. Thus the purpose of the present study was to reveal the basic horizontal bar routines as a basis of the essence of technical competence of gymnasts of different skill categories.

The study proves that the essence of gymnasts' technical competence in horizontal bar routines and its further enhancement is to be based on basic exercises. Basic exercises are distinguished in every skill category and every type of combined event, have an advanced technical structure. The study of the essence of technical competence of gymnasts of different skill categories in horizontal bar routines resulted in the allocation of the following basic exercises which are stipulated in the paper. The biomechanical explanation of the basic horizontal bar routines in enhancement of the training process of gymnasts of different skill categories can be considered as one of perspectives of the study.

Ключевые слова: техническая подготовленность, профилирующие упражнения, квалификационные разряды, сгибательно-разгибатель-ные движения в плечевых и тазобедренных суставах, перекладина.

Введение. Актуальность вопроса становления технического мастерства гимнастов сохраняется и в настоящее время. Техника исполнения гимнастических упражнений продолжает быть в центре внимания многих специалистов [1, 5, 6], так как именно она влияет на результаты соревнований и развитие мировой гимнастики.

Особенностью технической подготовленности гимнастов является ее неуклонный рост на всем протяжении многолетнего тренировочного процесса. При этом для обеспечения логичного и последовательного роста технической подготовленности гимнастов разной квалификации особенно важно и значимо не только использование в тренировочном процессе упражнений, способствующих более быстрому овладению техникой изучаемых упражнений, но и знание, а также применение профилирующих (базовых) упражнений [2]. Данные упражнения формируют специальный двигательный опыт и ключевые навыки.

В связи с этим становится актуальным исследование содержания технической подготовленности гимнастов разной квалификации с целью определения профилирующих (базовых) упражнений, обеспечивающих успешный рост спортивного мастерства, на примере такого вида многоборья, как перекладина.

Целью настоящего исследования было выявление профилирующих упражнений на перекладине как основы содержания технической подготовленности гимнастов разной квалификации.

Методы и организация исследования. Содержание технической подготовленности гимнастов разной квалификации в упражнениях на перекладине определялось на основе анализа специальных литературных источников, изучения требований Всероссийской обязательной программы, педагогического наблюдения за тренировочным процессом гимнастов, а также опыта тренерско-преподавательского состава высшей категории. Исследование проводили

на базе специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва № 3 г. Томска.

Результаты исследования. В современной гимнастике существует большое количество соревновательных элементов. Особое место по разнообразию элементов, а также их соединений занимает перекладина [4]. Многообразие гимнастических элементов в разных видах многоборья порой затрудняет обучающую деятельность тренерско-преподавательского состава, особенно в части определения и подбора профилирующих (базовых) элементов.

В связи с этим нами был проведен анализ упражнений на перекладине для определения перечня профилирующих. Основным критерием стала структурная основа упражнений - их состав и форма движений. Были выявлены упражнения, в основу которых заложены технические действия, адаптирующие двигательный потенциал спортсмена к выполнению сложнейших упражнений в будущем.

Особенностью упражнений на перекладине является то, что гимнаст большую часть времени находится в положении виса с различным хватом кистями рук за гриф перекладины. При этом основным механизмом вращения вокруг перекладины служат сгибательно-разгибательные движения в плечевых и тазобедренных суставах, так называемые «хлестообразные», или «бросковые», движения. С первых дней занятий гимнастикой спортсмены выполняют множество упражнений в висе разным хватом, большое внимание уделяется их правильному исполнению (И. п. - вис на прямых руках, хват сверху/снизу, тело абсолютно выпрямлено с максимальной оттяжкой книзу, голова слегка «утоплена» в плечи, колени прямые, носки оттянуты), а также умению выполнять «хлестообразные» движения телом - «лодочки». «Лодочки» выполняются в висе с максимальной оттяжкой и одновременными сгибательно-разгибательными движениями в плечевых и тазобедренных суставах, с постепенным увеличением амплитуды движений. Требование иметь эти упражнения в соревновательных комбинациях при выполнении юношеских разрядов является обязательным.

В связи с этим можно утверждать, что в юношеских разрядах в упражнениях на перекладине элемент «лодочка» - профилирующий, так как содержит такие технические действия, которые адаптируют занимающихся к овладению в дальнейшем техникой больших махов и оборотов. Помимо этого в состав профилирующих упражнений на данном этапе входят «отмах из упора в стойку на руках», «оборот не касаясь в упоре».

Переход в более высокие квалификационные разряды требует от гимнастов выполнения соответственно более сложных элементов. Эти элементы связаны с вращением вокруг перекладины и с добавлением специфических положений тела гимнаста около перекладины. Анализ содержания Всероссийской обязательной программы III квалификационного разряда [3] показал, что гимнастам необходимо выполнить комбинацию из 8 элементов в соединениях, связанных с вращением, поворотами тела и приближением-удалением тела от грифа перекладины. Из всего содержания обязательной программы явно выделяются такие эле-

менты, как «большой оборот назад», «санжировка» -большим махом вперед поворот кругом с поочередным перехватом кистей рук и приближенный элемент к перекладине - «махом вперед перемах вовне».

Следует отметить, что «большой оборот назад» и формирование техники его исполнения на данном этапе спортивной карьеры гимнастов являются определяющими. Данный элемент является не только связующим в ходе выполнения соревновательной комбинации, но и служит фундаментом технической подготовленности и исполнительского мастерства в упражнениях на перекладине, поэтому «большой оборот назад» определен в качестве главного профилирующего элемента в этом виде гимнастического многоборья. Следовательно, на данном этапе необходимо уделять большое внимание изучению, коррекции и совершенствованию техники исполнения данного элемента.

Элемент «санжировка» в III квалификационном разряде также является профилирующим, так как технические действия, связанные с его исполнением, а именно умение выполнять повороты вокруг продольной оси тела удаленной от опоры частью, формирует навык выполнения более сложных элементов с поворотами как в опорных, так и в безопорных положениях. Элементов с поворотами наивысшей трудности достаточно много, они требуют от гимнастов высокоточных движений. Поэтому, овладев совершенной техникой «санжировок», можно рассчитывать на успех в изучении таких элементов, как «келлеровский», «кваст» и других гимнастических элементов, основанных на поворотах.

Упражнения, выполняемые близко к перекладине, являются также обязательной группой элементов в требованиях старших квалификационных разрядов. Элемент «махом вперед в перемах вовне» в содержании обязательной программы на перекладине в III квалификационном разряде можно выделить как профилирующий. Его техническая структура совпадает с другими упражнениями, выполняемыми близко к перекладине, и создает предпосылки к успешному овладению техникой таких элементов, как «штальдер», «эндо» и их модификаций.

Для выполнения требований обязательной программы II квалификационного разряда гимнастам необходимо овладение упражнениями, названные выше, но в усложненном варианте. Например, элемент «сан-жировка» нужно исполнить в строго заданном диапазоне, а именно при положении тела гимнаста на 45-600 выше горизонтали. В другом варианте элемент «санжировка» модифицируется и за счет перехвата кистей рук в хват снизу с продолжением выполнения «оборота вперед» образует элемент «келлеровский», поэтому в данной спортивной квалификации упражнение «санжировка» остается профилирующим и требует продолжения совершенствования техники его исполнения. Для этого гимнасты выполняют комплекс специальных подводящих упражнений с помощью тренера на низкой перекладине, а также делают этот элемент, совершая несколько повторений в соединении.

Особенностью требований II квалификационного разряда является прибавление в содержании обяза-

тельной программы на перекладине соскока, имеющего выраженную фазу полета с прямым телом и полным переворотом через голову - «сальто назад прогнувшись». Гимнасты младших разрядов выполняют более легкие соскоки, а именно простым отталкиванием кистями рук от грифа перекладины или дугообразным движением тела, не имеющие схожей технической структуры с «сальтовыми» элементами.

В связи с этим на данном этапе подготовки упражнение «сальто назад прогнувшись» в соскок является профилирующим, так как в старших разрядах соскоки усложняются и их технические действия основываются на этом элементе. Упражнение «сальто назад прогнувшись» является профилирующим для таких элементов, как «двойное сальто назад», «двойное сальто назад согнувшись», «двойное сальто назад прогнувшись» и их модификаций.

Содержание обязательной программы I квалификационного разряда отличается от предшествующих тем, что в нее включено больше элементов, относящихся к конкретным группам трудности, выполнение которых необходимо для получения окончательной базовой оценки, а безошибочная техника исполнения данных упражнений позволяет повысить конечный результат.

Изучив техническую структуру элементов, входящих в обязательную программу I квалификационного разряда, можно говорить о том, что, во-первых, они продолжают усложняться на основе профилирующих упражнений обязательных программ предыдущих разрядов, во-вторых, они явно усложнены за счет элементов с поворотами, элементов, выполняемых близко к перекладине, и элементов, выполненных в обратном хвате. В связи с этим нами определены следующие профилирующие упражнения на перекладине в обозначенном квалификационном разряде: «санжировка с одновременным отпусканием и постановкой кистей рук», «штальдер», «адлер» и аналогичные элементы, которые дают возможность выполнять эти упражнения в разной последовательности, в соединении, что позволяет придать соревновательной комбинации сложность и оригинальность.

Следует отметить, что гимнасты уровня I квалификационного разряда должны к этому времени начать изучать основы техники упражнений с полетной фазой, которые в требованиях соревновательной программы мастеров спорта являются обязательными. Эта группа гимнастических элементов имеет сложную структуру технических действий, поэтому требует тщательного и углубленного изучения. В связи с этим обучение пе-релетовым упражнениям на данном этапе подготовки является своевременным. В тренировочном процессе занимающимся необходимо предлагать выполнять упражнения, которые по своей технической структуре имитируют перелетовые элементы. Профилирующими упражнениями для данной структурной группы будут являться «разгонные обороты назад», «курбет» и «антикурбет», отходы с перекладины с контрвращением, а также «оборот назад» подлетом с отпусканием обеих рук вверху над грифом перекладины.

Обязательная программа кандидатов в мастера спорта в упражнениях на перекладине состоит из эле-

ментов, выполняемых близко к перекладине, а также элементов, выполняемых большим махом с поворотами. Это означает, что профилирующими упражнениями будут являться: прямые и обратные «санжировки», «санжировки» с нарастающей амплитудой, с подлетом и одновременным перехватом кистей рук за гриф перекладины и их серии, а также большим махом назад (вперед) перемах в упор вовне - оборот назад (вперед) в стойку.

В соревнованиях, где борьба происходит между мастерами спорта, обязательная программа не предусмотрена. Гимнасты формируют соревновательные комбинации такими упражнениями, сложность и трудность которых высоко оценивается судьями. К этому времени у гимнастов уже создан достаточно богатый арсенал двигательных действий, техника исполнения элементов совершенствуется и принимает индивидуализированную форму. Профилирующие упражнения сохраняются из предыдущих квалификационных категорий, при этом значимость их не снижается, а приобретает устойчивый характер. Профилирующие упражнения используются в межсоревновательных и восстановительных периодах для поддержания спортивной формы.

Таким образом, техническая подготовленность и мастерство гимнастов строятся на основе богатого арсенала двигательных действий. Основой содержания технической подготовленности гимнастов являются профилирующие упражнения.

Заключение. Проведенное нами исследование позволяет говорить, что содержание технической подготовленности гимнастов в упражнениях на перекладине и ее дальнейшее совершенствование должны основываться на профилирующих упражнениях. Профилирующие упражнения выделяются в каждом квалификационном разряде и на каждом виде многоборья, имеют последовательно усложняющуюся техническую структуру. Исследование содержания технической подготовленности гимнастов разной квалификации в упражнениях на перекладине позволило определить следующие профилирующие упражнения:

- в юношеских разрядах - упражнения «лодочки», «отмах из упора в стойку на руках», «оборот не касаясь в упоре»;

- в III квалификационном разряде - «санжиров-ка», «махом вперед перемах вовне»;

- во II квалификационном разряде - «санжировка» в различных ее модификациях, «сальто назад прогнувшись» в соскок;

- в I квалификационном разряде - «санжировка с одновременным отпусканием и постановкой кистей рук», «штальдер», «адлер», имитация техники переле-товых упражнений;

- в программах кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта - прямые и обратные «санжировки», «санжировки» с нарастающей амплитудой, с подлетом и одновременным перехватом кистей рук за гриф перекладины и их серии, а также большим махом назад (вперед), перемах в упор вовне - оборот назад (вперед) в стойку, «оборот назад» подлетом с отпусканием обеих рук вверху над грифом перекладины.

К перспективам исследования можно отнести биомеханическое обоснование профилирующих упражнений на перекладине для совершенствования тренировочного процесса гимнастов разной квалификации.

Литература

1. Аркаев Л.Я. Методологические основы современной системы подготовки гимнастов высшего класса / Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин // Теория и практика физ. культуры. - 1997. - № 11.

2. Аркаев Л.Я. Как готовить чемпионов / Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин. - М.: Физическая культура и спорт, 2004. - 328 с.

3. Всероссийская обязательная программа I, II, III юношеских разрядов, III взрослого, I-II разрядов и КМС. - М., 2012.

4. Гавердовский Ю.К. Упражнения на перекладине. Гимнастическое многоборье / Ю.К. Гавердовский. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - 152 с.

5. Гавердовский Ю.К. Техника гимнастических упражнений. Популярное пособие / Ю.К. Гавердовский. - М.: Терра-Спорт, 2002. - 512 с.

6. Загревский О.И. Построение техники гимнастических упражнений на основе математического моделирования на ЭВМ:

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

автореф. дис. ... докт. пед. наук / О.И. Загревский. - Омск, 2000. - 50 с.

References

1. Arkaev, L.Ya. The methodological basics of the modern system of training of elite gymnasts. / L.Ya. Arkaev, N.G. Suchilin// Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 1997. - № 11. (In Russian)

2. Arkaev, L.Ya. How to train champions / L.Ya. Arkaev, N.G. Suchilin. - Moscow: Fizkultura i sport, 2004. - 328 P. (In Russian)

3. All-Russian compulsory program for junior sports grades I, II, III, senior III, I-II pgrades and candidates for master of sports. -Moscow, 2012. (In Russian)

4. Gaverdovsky, Yu.K. Horizontal bar exercises. Al-round gymnastics / Yu.K. Gaverdovsky. - Moscow: Fizkultura i sport, 1975. - 152 P. (In Russian)

5. Gaverdovsky, Yu.K. Technique of gymnastic exercises. Popular edition / Yu.K. Gaverdovsky. - Moscow: Terra-sport, 2002. - 512 P. (In Russian)

6. Zagrevsky, O.I. Designing the technique of gymnastic exercises based on mathematical computer modeling: abstract of doctoral thesis (Hab.)/ O.I. Zagrevsky. - Omsk, 2000. - 50 P. (In Russian)

Информация для связи с автором:

[email protected]

Поступила в редакцию 30.04.2013 г.

УДК: 796.011.3

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕТЕЙ 7-18 ЛЕТ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЗНЫХ РЕГИОНАХ МОНГОЛИИ

Кандидат педагогических наук Алтанцэцэг Лхагвасурэн

Монгольский национальный институт физической культуры, Улан-Батор, Монголия

Ключевые слова: аймак, психофизиология, теппинг-тест, реакция на движущийся объект.

Введение. Специфика физического воспитания школьников, проживаюших в разных аймаках (регионах) Монголии, до сих пор мало изучена. Дифференцированный подход к оценке уровня физического развития, физической подготовленности и психофизиологических характеристик остается важнейшей проблемой общего образования. Подобные обширные и сравнительные исследования о психофизиологических характеристиках школьников разных аймаков в Монголии ранее не проводились.

Цель исследования - анализ уровня психофизиологических характеристик детей школьного возраста Монголии, проживающих в разных климатогеографических условиях.

Организация и методы исследования. Аймак - это административная единица Монголии. На территории Монголии выделен 21 аймак. Вся территория Монголии по климатогео-графическим условиям подразделяется на таежную, пустынную, горную и равнинную природные зоны.

Для исследования были отобраны 4 аймака и г. Улан-Батор. Географическое расположение районов проживания изученных групп: Увс - запад (горный), Дорнод - восток (рав-ниный), Хувсгел - север (таёжный), Умнегоби - юг (пустыня), Улан-Батор - центр страны.

Были обследованы 5850 школьников 7-18 лет: из них 3024 девочки и 2826 мальчиков. Для решения поставленных задач был использован следующий комплекс методов: 1. Теппинг-тест (ТТ) - показатели силы и слабости нервной системы на основе определения фунциональной выносливости детей школьного возраста. 2. Реакция на движущийся объект (РДО) - тест сенсомоторной реакции, в котором необходимо

совершить движение глазами в определенное время от начала восприятия движущегося объекта до его остановки.

Результаты исследования и их обсуждение. При определении силы и слабости нервной системы и фукциональной выносливости мы исследовали показатели ТТ.

При анализе данных ТТ мальчиков 7-18 лет в горных аймаках отметили их стабильное возрастание, в гобийских аймаках - скачкообразное. Средние показатели ТТ мальчиков 13 лет из аймаков Дорнода и Умнегоби ниже (соответственно 57,3±0,35-57,5±0,63 раза), чем у учащихся других аймаков, в 2,5-10 раз. В 16-18-летнем возрасте у мальчиков из аймаков Дорнода и Умнегобийского существенных различий не наблюдалось, а между мальчиками из Улан-Батора, аймаков Увс и Хувсгел они были достоверными (р< 0,005).

Сравнительный анализ показателя ТТ продемонстрировал, что у девочек 7-18 лет из горных и таежных аймаков он возрос в 2 раза по сравнению с другими девочками, а в дальнейшем в гобийских аймаках стабильно возрастал (с 36,8 до 73,6 раза). Средние показатели РДО мальчиков 7-18 лет колеблются с 13,5±0,76 до 35,3±0,57, разница между изучаемыми группами достоверна (р<0,05). Результаты девочек данного возраста варьировались от 16,8 до 29,8 раза.

Вывод. Результаты ТТ и РДО у детей 7-18 лет, проживающих в разных географических условиях, с возрастом улучшаются, и в некоторых возрастных группах имеются достоверно значимые различия. Разница показателей в разных аймаках и между учащимися разного пола достоверна, что указывает на улучшение сенсомоторного анализатора. Это подверждает-ся тестом РДО.

Информация для связи с автором: [email protected]

Поступила в редакцию 11.05.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.