Научная статья на тему 'Мнения учащихся начальной школы в отношении содержания уроков физической культуры'

Мнения учащихся начальной школы в отношении содержания уроков физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
44
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНЕНИЯ / OPINIONS / SCHOOLCHILDREN / УРОКИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / PHYSICAL EDUCATION CLASSES / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / PRIMARY SCHOOL / УЧАЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Элигиуш Мадейский, Гражина Косиба, Януш Яворский

The purpose of the study was to test the opinions of 1-3-formers regarding physical education classes right after they were conducted by a teacher. The research was done with the use of the interview method. The choice of the method was stipulated by the fact that children at this age could find it difficult to freely report their experiences and thoughts about physical education classes. Proceeding from the results of the study the vast majority of children were pleased with the physical education classes they had participated in. The girls were proved to like the classes more than the boys. Team games and all kinds of exercises were most popular among children. Less than 10% of children were dissatisfied with the lack of discipline at the lesson and the fact that their coevals had not observed the fair play principles while doing exercises. However, most children willingly do exercises during physical education classes. Only one child out of ten did exercises unwillingly. The youngest schoolchildren would prefer various team and active games as well as all kinds of exercises during physical education classes. The boys enjoyed team games more than girls and think they should be frequently played at lessons. The boys were more often dissatisfied with participation in competition during exercises. The girls preferred doing various exercises and competing with their coevals at the lessons and did not like ball exercises. The above relations are statistically significant.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мнения учащихся начальной школы в отношении содержания уроков физической культуры»

УДК: 796.01:316

МНЕНИЯ УЧАШИХСЯ

начальной школы в отношении содержания уроков физической культуры

Доктор наук по физической культуре, доцент Элигиуш Мадейский Доктор хабил. по физической культуре, профессор Гражина Косиба Доктор наук по физической культуре Януш Яворский Академия физического воспитания в Кракове, Польша

OPINIONS OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN ON PHYSICAL EDUCATION CLASSES

Eligiusz Madejski, associate professor, Dr.Hab.

Grazyna Kosiba, professor, Dr.Hab. Janusz Jaworski, Dr.Hab. Academy of Physical Education, Cracow, Poland

Key words: opinions, schoolchildren, physical education classes, primary school.

The purpose of the study was to test the opinions of 1-3-formers regarding physical education classes right after they were conducted by a teacher. The research was done with the use of the interview method. The choice of the method was stipulated by the fact that children at this age could find it difficult to freely report their experiences and thoughts about physical education classes.

Proceeding from the results of the study the vast majority of children were pleased with the physical education classes they had participated in. The girls were proved to like the classes more than the boys. Team games and all kinds of exercises were most popular among children. Less than 10% of children were dissatisfied with the lack of discipline at the lesson and the fact that their coevals had not observed the fair play principles while doing exercises. However, most children willingly do exercises during physical education classes. Only one child out of ten did exercises unwillingly. The youngest schoolchildren would prefer various team and active games as well as all kinds of exercises during physical education classes.

The boys enjoyed team games more than girls and think they should be frequently played at lessons. The boys were more often dissatisfied with participation in competition during exercises. The girls preferred doing various exercises and competing with their coevals at the lessons and did not like ball exercises. The above relations are statistically significant.

Ключевые слова: мнения, учащиеся, уроки по физической культуре, начальная школа.

Введение. Целями физического воспитания в 1-3-х классах начальной школы (Польши. -Прим. переводчика) являются среди прочего стимулирование физического развития детей, выработка гигиенических навыков и пробуждение интереса к разным формам двигательной активности (ДА) [14]. Мерой эффективности этого процесса должна стать устойчивость навыков проведения здорового образа жизни в дальнейшем [3]. Основным средством на пути достижения данных целей являются уроки физической культуры, которые на этом этапе развития ребенка называются «уроками движений». Несмотря на то что уроки по физической культуре в 1-3-х классах начальной школы имеют фундаментальное значение для всестороннего развития ребенка [9], нередко они проводятся в «биотехнической версии», когда многие из учителей начальной школы не до конца понимают суть современного физкультурного образования [10, 13]. Подчеркнем, что для многих детей этого этапа образования уроки физической культуры являются единственной формой организованной ДА. В связи с этим уроки должны проводиться таким образом, чтобы дети на них приобретали как можно больше практического опыта [1]. Одновременно следует помнить, что дети 1-3-х классов ходят на уроки физической культуры, главным образом, чтобы получить удовольствие, испытать положительные эмоции и приобрести нужные им спортивные умения. Итак, каждый «урок движений» должен строиться таким образом, чтобы давать детям возможность испытывать радость и вызывать у них положительные эмоции. В то же время, учитывая оздоровительный аспект, уроки физической куль-

туры в обсуждаемой возрастной группе должны возможно чаще проводиться на свежем воздухе.

Целью исследования было изучение мнений учащихся 1-3-х классов начальной школы относительно содержания уроков физической культуры сразу после их проведения учителями. Исследования должны были ответить на следующие вопросы:

Как дети 1-3-х классов начальной школы воспринимают проведенные уроки физической культуры, в которых они участвуют?

Различаются ли мнения об уроках физической культуры в зависимости от пола детей?

Методы и организация исследования. Исследования выполнены в 2005 г. в 1-3-х классах (всего обследовано 64 класса) 19 начальных школ Кракова, отобранных для исследования путем жеребьевки. Среди обследованных было 126 девочек и столько же мальчиков 7-9 лет. Сбор эмпирического материала осуществляли при помощи метода интервьюирования со стандартным набором вопросов, так как дети этого возрастного периода испытывают трудности при интерпретации собственных опыта и рассуждениях на тему уроков физической культуры. Этот способ интервьюирования заключается «в постановке вопросов закрытого типа и всегда только в заранее составленной последовательности, в какой они записаны в опроснике, без возможности постановки пояснительных вопросов» [11].

«Поскольку в исследованиях качественных явлений отказываются от постулата репрезентативности пробы (дающей возможность широких обобщений), а также от надежности (позволяющей повторить исследование, применив тот же самый инструментарий), постольку отбор лиц определяют исключительно взгляды, позволяющие понимать сущность явления» [2]. Это означает, что в месте отбора материала по жеребьевке, типичного для исследований количественных переменных, исследователи, как правило, применяют целенаправленный отбор испытания. «Делается это так, однако, всегда после внимательного знакомства с лицами, отобранными для исследований» [12]. Основным критерием отбора участников опроса были уровень их двигательных умений и физической подготовленности. Из каждого обследованного класса выбирались по две ученицы и по два ученика, которые представляли собой «различные типы занимающихся на уроках физической культуры» [5]. Одна из отобранных пар учащихся на фоне класса имела заметно более высокий уровень умений и физической подготовленности, другая относилась к группе учащихся с низким уровнем этих составляющих. Такой сценарий отбора испытуемых для опроса вытекает из факта, что сильные и слабые учащиеся, как правило, представляют различные взгляды относительно содержания уроков физической культуры [6].

Опросы проводились непосредственно после проведенного урока физической культуры с каж-

дым отобранным учеником индивидуально с обеспечением правил обязательных для опроса, со стандартным набором вопросов, когда «отдельные лица давали ответы едва ли не в идентичных условиях, вследствие чего эти ответы можно было сравнивать: обрабатывать и представлять в форме количественного распределения» [8]. Ответы участников опроса регистрировались с помощью магнитофона с использованием диктофона, с чем были согласны все испытуемые. Задавая детям вопросы, заботились о том, «чтобы они соответствовали уровню их сознания, запасу слов и форме языка» [11]. Вопросы касались как общего впечатления от проведенного урока, так и его содержания. Желая получить достоверные данные, опрос проводили таким образом, чтобы лица, с которыми была закончена беседа, не могли общаться с участниками, ожидающими своей очереди. Таким способом пытались исключить передачу информации между испытуемыми и влияние предыдущего интервьюированного на последующего. На последнем этапе этой части исследования запись прослушивали, подготавливая полученные данные для анализа и интерпретации.

В представленных исследованиях применяли следующие статистические процедуры:

- для статистического описания качественных данных использовали сложение в числах и процентах, а также в одном случае - диаграмму (в процентах);

- для исследования связи между качественными данными применили тест статистической достоверности - ХИ. В случае, если обе качественные переменные имели двойное значение, использовали коэффициент корреляции phi [4, 7].

С учетом принятого способа кодирования пола (1 - девочки, 0 - мальчики) интерпретация корреляции с учетом пола во всех случаях была следующей: если положительной, то девочки имели лучший результат, чем мальчики; если отрицательной, то девочки имели худший результат, чем мальчики. Уровень достоверности определялся при р < 0,05 (одна звездочка) и при р<0,01 (две звездочки).

Результаты исследования. Как видно из рисунка, во время исследований на уроках чаще всего проводили подвижные игры и развлечения (78 %). Обследованные дети 1-3-х классов участво-

100

Подвижные игры и развлечения

Командные спортивные игры

Гимнастика

Типы уроков физической культуры, имевшие место во время исследований, %

вали также в уроках, на которых были представлены спортивные игры и гимнастика. Ответы детей относительно содержания уроков физической культуры касались, таким образом, трех типов занятий, с явным перевесом подвижных игр и развлечений. Заметим, что такой акцент на уроках физической культуры на начальном этапе образования полностью оправдан.

Согласно табл. 1 подавляющее большинство детей (97,6 %) удовлетворены занятиями физической культурой. Уроки больше нравятся девочкам, чем мальчикам. Ни одна из девочек, в отличие от мальчиков, не высказалась отрицательно об уроках физической культуры. Различия в пользу девочек статистически достоверны.

На основе данных табл. 2 можно утверждать, что только каждый пятый ребенок не в состоянии определить, что ему больше всего понравилось на уроке физической культуры. Однако большинство детей на этот вопрос дало точные ответы. Детям больше всего нравятся командные игры и все упражнения. Отстутствие уверенности в ответах было присуще больше девочкам в сравнении с ровесниками (р < 0,01). Ребятам чаще, чем девочкам, нравились командные игры. Различия статистически достоверны (р < 0,05).

В то же время на заданный детям вопрос: «Что тебе больше всего не понравилось на уроке физической культуры?»68,7 % из них ответили -«Не знаю»(табл. 3). Такое мнение чаще высказывали девочки, чем мальчики, и это различие во взглядах

Таблица 1. Ответы обследованных детей на вопрос: «Нравится ли тебе урок, в котором ты принял(ла) участие?»

Ответ Пол В сумме

Д М

n % n % n %

Да 126 98,4 124 96,9 250 97,6

Не знаю 2 1,6 0 0,0 2 0,8

Нет 0 0,0 4 3,1 4 1,6

В общем 128 100 128 100 256 100

Достоверность различий: chi2 = 6,02; р = 0,049.

Таблица 2. Ответы обследованных детей на вопрос: « Что тебе больше всего понравилось на уроке физической культуры?»

Ответ Пол В сумме Коэф. корреляции phi

Д М

n % n % n %

Не знаю 36 28,1 16 12,5 52 20,3 -0,194**

Командные игры 16 12,5 30 23,4 46 18,0 0,142*

Все упражнения 24 18,8 20 15,6 44 17,2 -0,041

Развлечения 18 14,1 22 17,2 40 15,6 0,043

Бег 11 8,6 17 13,3 28 10,9 0,050

Соперничество 14 10,9 12 9,4 26 10,2 -0,026

Упражнения с мячами 9 7,0 11 8,6 20 7,8 0,001

* - p < 0,05, ** - p < 0,01.

оказалось статистически достоверным. Примерно 8 % занимающихся детей высказало неудовольствие в связи с отсутствием дисциплины на уроке и несоблюдения коллегами принципа честной игры во время выполнения двигательных задач. Полагаем, что это имеет связь с отрицательным мнением, которое высказали более 10 % обследованных по поводу используемого на уроках соперничества. Мальчики чаще, чем девочки, высказывали недовольство в связи с участием в состязании (р < 0,01). Среди всех обследованных только около 5 % девочек не нравились упражнения с мячами (р < 0,05).

Приведенные в табл. 4 результаты показывают, что большинство детей (88,3 %) всегда охотно занимаются на уроках физической культуры. Однако почти каждый десятый ребенок делает это неохотно. Причин нежелания заниматься физическими упражнениями в этой группе детей может быть много, например индивидуальное нежелание ребенка выполнять упражнения, неудовлетворение ожиданий детей в плане их двигательной активности, низкая организация урока, использование непривлекательных упражнений и т. п. Исследования показали, что девочки охотнее, чем мальчики, упражняются на уроках физической культуры. Однако эти межполовые различия статистически недостоверны (р > 0,05).

Результаты исследований (табл. 5) позволяют утверждать, что учащиеся младших классов охотнее играли бы в разного рода командные игры (46,1 %), участвовали в различных подвижных развлечениях (28,1 %) и делали всевозможные упражнения (20,3 %). Девочки чаще мальчиков хотели бы выполнять разного рода упражнения и участвовать в соревнованиях. В то же время мальчики в сравнении с девочками чаще хотели бы играть в разные командные игры. Описанные выше зависимости от пола статистически достоверны.

Обобщение результатов исследования. Результаты проведенных исследований прежде всего являются важным источником информации для учителей, которые проводят уроки физической культуры в начальной школе. Как показали результаты исследования, дети в младшем школьном возрасте охотно участвуют в уроке физической культуры. Только каждый десятый ребенок делает это без охоты. Такое отношение детей к занятиям физическими упражнениями объясняется прежде всего особенностями их онтогенетического развития. Дети на этом этапе характеризуются внутренней потребностью в ДА, называемой в литературе «голодом на движения». Это, однако, не освобождает учителя от необходимости проведения нестандартных творческих уроков.

Планируя уроки физической культуры в 1 -3-х классах начальной школы, учителя могут учитывать также ожидания самих детей, выявленные исследованием. Мальчики больше интересуются командными спортивными играми, а девочки разного типа игровыми развлечениями на основе двигательной

Таблица 3. Ответы обследованных детей на вопрос: «Что тебе не понравилось на уроке физической культуры?»

Ответ Пол В сумме Коэф. корреляции phi

Д М

n % n % n %

Не знаю 96 75,0 80 62,5 176 68,7 0,135*

Соперничество 6 4,7 20 15,6 26 10,2 -0,181**

Упражнения 14 10,9 12 9,4 26 10,2 0,026

Отсутствие дисциплины и соблюдение правил игры 6 4,7 14 10,9 20 7,8 -0,116

Упражнения с мячами 6 4,7 0 0,0 6 2,3 0,155*

Отсутствие игры 0 0,0 2 1,6 2 0,8 -0,089

* - p < 0,05, ** - p < 0,01

Таблица 4. Ответы обследованных детей на вопрос: «Всегда ли ты с удовольствием занимаешься на уроках физической культуры?»Достоверность различий: оЫ2 = 2,59; р = 0,274.

£ л а

а

' "О

с га

О (U ■С

Н

Ответ Пол В сумме

Д М

n % n % n %

Да 114 89,0 112 87,5 226 88,3

Не знаю 2 1,6 0 0,0 2 0,8

Нет 12 9,4 16 12,5 28 10,9

В общем 128 100 128 100 256 100

Достоверность различий: оЬ!2 = 2,59; р = 0,274.

Таблица 5. Ответы обследованных детей на вопрос: «Что хотел бы (хотела бы) наиболее охотно делать на уроке физической культуры?»

Ответ Пол В сумме Коэф. корреляции phi

Д М

n % n % n %

Не знаю 8 6,2 10 7,8 18 7,0 -0,031

Играть в разные командные игры 38 29,7 80 62,5 118 46,1 -0,329**

Участвовать в разных развлечениях 42 32,8 30 23,4 72 28,1 0,104

Выполнять разные упражнения 34 26,6 18 14,1 52 20,3 0,155*

Соревноваться 12 9,4 2 1,6 14 5,5 0,172**

Плавать 6 4,7 4 3,1 10 3,9 0,040

* - р < 0,05,** - р < 0,01.

Замечание. Данные в процентах не суммируются до 100, поскольку испытуемые могли выбирать разные варианты ответов.

деятельности. Мальчики также чаще, чем девочки, выражали свое неудовольствие в связи с участием в соперничестве во время выполнения двигательных заданий. Вероятно, учителя, реализуя фрагменты урока, на которых дети соперничали друг с другом, не требовали соблюдения установленных ранее правил. Результатом этого и была неудовлетворенность со стороны некоторых учащихся. Поэтому учителя должны обращать особенное внимание на те моменты в работе с ребенком, когда эмоции, в данном случае связанные с соперничеством, заслоняют или полностью исключают возможность

правильного и добросовестного выполнения двигательных заданий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании проведенных исследований выявлено, что девочки чаще, чем мальчики, хотят соперничать друг с другом и с самими мальчиками. Среди всех обследованных только девочкам не понравились упражнения с мячами. Возможно, предложенные учителями упражнения с данными снарядами были малоинтересными или излишне трудными для исполнения среди этой группы девочек. Выводы

1. Согласно данным опроса уроки физической культуры вызывают большой интерес у детей 1-3-х классов начальной школы.

2. Обследованные дети имеют четкие представления относительно содержания уроков физической культуры и своего участия в них. В состоянии выразить отрицательное мнение. Рекомендуем учителям, проводящие «двигательные уроки» в 1-3-х классах начальной школы, с большим вниманием относиться к планированию уроков.

3. Высказанные об уроках физической культуры мнения во многих случаях были различными в зависимости от пола детей, поэтому при конструкции уроков данный фактор также следует принять во внимание.

References

1. Balz E. 1998. Wie kann man soziales Lernen fördern? In: Bielefelder Sportpädagogen: Methoden im Sportunterricht. Verlag Karl Hofmann, Schorndorf, pp. 131-150.

2. Bauman T. 1995. O mozliwosci zastosowania metod jakosciowych w badaniach pedagogicznych. W: Zasady badan pedagogicznych. Red. T. Pilch. Wydawnictwo Akademickie «Zak», Warszawa, s. 54-75.

3. Bronikowski M. 2002. Kultura fizyczna dzisiaj a wymagania reformy. W: Metodyka wychowania fizycznego w szkole. Red. M. Bronikowski. Wydawnictwo eMPi2, Poznan, s. 7-15.

4. Ferguson G.A., Takane Y. 1997. Analiza statystyczna w psychologii i pedagogice. Wydawnictwo Naukowe PWN, Warszawa.

5. Froíowicz T. 2002. Edukacyjne intencje nauczycieli wychowania fizycznego. Mi^dzy deklaracjami a dziataniami. Wydawnictwo Uczelniane AWFiS, Gdansk.

6. Frömel K., Górna K. 1996. Opinie uczniów szkót srednich o lekcjach wychowania fizycznego. W: Efekty ksztatcenia i wychowania w kulturze fizycznej. Red. J. Sl^zynski. Wydawnictwo AWF, Katowice, s. 41-48.

7. King B.M., Minium E.V. 2009. Statystyka dla psychologów i pedagogów. Wydawnictwo Naukowe PWN, Warszawa.

8. Konarzewski K. 2000. Jak uprawiac badania oswiatowe. Metodologia praktyczna. WSiP S.A., Warszawa.

9. Koszczyc T. 1998. Kilka uwag krytycznych o wychowaniu fizycznym w klasach mtodszych szkoty podstawowej. W: Wychowanie fizyczne w klasach pocz^tkowych szkoty podstawowej. Red. T.

Koszczyc. Wydawnictwo AWF, Wroctaw, s. 7-8.

10. Lewandowski M., Guta-Kubiszewska H. 2000. Rozwazania nad znaczeniem wychowania fizycznego w nauczaniu zintegrowanym. W: Zaj^cia ruchowe w ksztatceniu zintegrowanym. Red. T. Koszczyc, M. Lewandowski. Wydawnictwo AWF, Wroctaw, s. 2731.

11. tobocki M. 2004. Metody i techniki badan pedagogicznych. Oficyna Wydawnicza «Impuls», Krakow.

12. tobocki M. 2007. Wprowadzenie do metodologii badan pedagogicznych. Oficyna Wydawnicza «Impuls», Krakow.

13. Pawtucki A. 1997. Nauczyciel wobec wartosci zdrowia - studium

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

krytyczne. Wydawnictwo AWF, Gdansk. 14. Staniszewski T. 1998. Przygotowanie nauczycielek do lekcji wychowania fizycznego w mtodszych klasach szkoty podstawowej. W: Lekcja wychowania fizycznego. Red. M. Bronikowski, R. Muszkieta, T. Olejniczak. Wydawnictwo AWF, Poznan, s. 176182.

Информация для связи с автором:

Vladimir.Lyakh@awf.krakow.pl

Поступила в редакцию 13.03.2013 г.

УДК:796.01

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СПАСАТЕЛЕЙ СЛУЖБЫ ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ И ТУРИСТОВ-СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫМИ РАБОТАМИ

А.А. Востриков

Тюменский государственный университет, Тюмень

Ключевые слова: поисково-спасательные работы, психофизическая подготовленность, спасатели, туристы-спортсмены.

Введение. Работа спасателей в различных регионах страны имеет свои особенности и к тому же часто происходит в сложных климатогеографических, экстремальных условиях, предъявляя повышенные требования к их психофизической подготовленности. Это одна из немногих профессий, которая сочетает в себе владение качествами сразу нескольких профессий, а именно: пожарного, водолаза, монтажника-высотника и др. Исходя из этого спасатели должны обладать хорошей общей и специальной физической подготовкой, а также психологической готовностью к работе в экстремальных ситуациях. Высокую эффективность в спасении пострадавших показывают туристы-спортсмены, занимающиеся поисково-спасательными работами.

Цель исследования - определить психофизиологический профиль, адаптационный потенциал, уровень физической работоспособности туристов-спортсменов, занимающихся поисково-спасательными работами, и спасателей-профессио-на лов.

Методы и организация исследования. Исследование проводили в период с 2010 по 2012 г. с привлечением группы туристов-спортсменов, занимающихся поисково-спасательными работами, и группы спасателей-профессионалов, стаж профессиональной деятельности которых составлял не менее 3 лет. Все обследованные относились к первому зрелому возрасту (21-35 лет).

Результаты исследования. Наиболее информативными физиологическими показателями являются МПК и уровень физической работоспособности. Это показатели работоспособности всех систем, обеспечивающих организм кислородом, одни из основных показателей, оценивающих развитие выносливости. Существенных различий данные показатели не имеют, что свидетельствует о схожей работоспособности всех систем и развития выносливости. Мало того, все исследуемые имеют значения данного показателя на порядок выше нормы.

Оценить уровень здоровья, степень адаптации и дать прогноз адаптационным возможностям организма позволяет адаптационный потенциал (АП). Показатель АП достоверно характеризует уровень целостного организма, а его основные составляющие являются индикаторами здоровья. Среднегруп-повые значения индекса различаются несущественно и свидетельствуют о напряжении процессов адаптации в обеих исследу-

емых группах. Полученные данные свидетельствуют о высокой вредности данной профессии.

Выбор способов борьбы с негативными эмоциональными состояниями зависит от таких свойств темперамента, как экс-траверсия/интроверсия. Тестирование по Юнгу выявило преобладание в обеих группах экстравертов.

Существенное значение для личностного роста, развития творческого потенциала имеет потребность в поисках ощущений и готовность к риску. Тестирование данных качеств не обнаружило существенных различий в среднегрупповых показателях у спасателей и туристов-спортсменов

Нервно-психическая устойчивость занимает одно из важнейших мест в подготовке спасателя-профессионала. Проведенный тест «Прогноз» на выявление нервно-психической устойчивости показал следующие результаты: у спасателей он составил 65,3 %, у туристов-спортсменов - 55,3 %, Данные свидетельствуют о большей устойчивости спасателей-профессионалов к стрессовым раздражителям при чрезвычайных ситуациях. Среднестатистический показатель у туристов-спортсменов составил 55,3 + 5,4; у спасателей - 69,3 + 2,3.

Выход из трудных жизненных ситуаций у 4 из 15 человек и в группе профессиональных спасателей, и в группе туристов-спортсменов близок к сильному напряжению (расстраивается сам и расстраивает других) Подавляющее большинство профессиональных спасателей и курсантов (73,3 %) реально оценивают неприятности и принимают адекватные решения.

Выводы

• У спасателей и туристов-спортсменов не выявлено существенных различий в среднегрупповых показателях способности рисковать.

• В среднегрупповых показателях выявлен слабый уровень нервно-эмоциональной напряженности в обеих группах.

• У спасателей и туристов-спортсменов не выявлено различий в физической работоспособности, которая была выше нормативных показателей и свидетельствует о высокой выносливости, что необходимо для выполнения ими профессиональной деятельности.

• В обеих исследуемых группах выявлено напряжение процессов адаптации, что прогнозирует у туристов-спортсменов и спасателей высокую вероятность заболеваний и требует применения соответствующих оздоровительных мероприятий.

Информация для связи с автором: aleksander.vostrikov@yandex.ru

Поступила в редакцию 23.04.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.