Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика различных форматов импорта тестовых заданий, используемых в ЭОС Moodle ФГБОУ во «МГТУ «Станкин»'

Сравнительная характеристика различных форматов импорта тестовых заданий, используемых в ЭОС Moodle ФГБОУ во «МГТУ «Станкин» Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
2020
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭОС / MOODLE / ОНЛАЙН-ТЕСТИРОВАНИЕ / ФОРМАТ ДЛЯ ИМПОРТА ТЕКСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Казаков Иван Михайлович, Ефромеева Елена Валентиновна

В статье речь идет об особенностях создания банка вопросов, необходимого для проведения онлайн-тестирования в рамках системы электронного обучения Moodle, кратко освещается каждый из способов наполнения банка вопросов. На основе сравнительной характеристики различных форматов для импорта тестовых заданий в автоматизированном виде сделан вывод о целесообразности использования форматов GIFT или Moodle XML при наполнении банка вопросов большим количеством тестовых заданий в образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика различных форматов импорта тестовых заданий, используемых в ЭОС Moodle ФГБОУ во «МГТУ «Станкин»»

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАТОВ ИМПОРТА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ЭОС MOODLE ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН» Казаков И.М.1, Ефромеева Е.В.2

'Казаков Иван Михайлович — магистрант; 2Ефромеева Елена Валентиновна — кандидат технических наук, доцент, кафедра информационных технологий и вычислительных систем, Институт информационных систем и технологий Московский государственный технологический университет «Станкин»,

г. Москва

Аннотация: в статье речь идет об особенностях создания банка вопросов, необходимого для проведения онлайн-тестирования в рамках системы электронного обучения Moodle, кратко освещается каждый из способов наполнения банка вопросов. На основе сравнительной характеристики различных форматов для импорта тестовых заданий в автоматизированном виде сделан вывод о целесообразности использования форматов GIFT или Moodle XML при наполнении банка вопросов большим количеством тестовых заданий в образовательной среде. Ключевые слова: электронная образовательная среда, ЭОС, Moodle, онлайн-тестирование, формат для импорта текстовых заданий.

Современный человек живет в мире высоких информационных технологий. Невозможно представить студента или преподавателя университета без мобильного телефона, компьютера или планшета. Появилось новое современное образование - электронное обучение. Данный вид образования позволяет меньше, чем традиционное [1], концентрироваться на времени и месте обучаемого и становится все более и более открытым. При использовании такого образования в обучении актуален вопрос контроля и оценивания освоения учениками изучаемого материала. Важно также наличие обратной связи, получаемой в результате осуществления контрольной функции [2]. Одним из наиболее распространённых и эффективных методов контроля, активно используемых для этих целей, является электронное тестирование [3], применяемое во многих странах мира [4].

На сегодняшний день используется большое количество различных образовательных платформ, обеспечивающих технологичность проведения онлайн-тестирования. Одной из таких, используемых в ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН», является виртуальная обучающая среда Moodle [5]. Она предоставляет собой широкий набор различных инструментов, одним из которых как раз и является многофункциональный тестовый модуль, позволяющий создавать и проводить обучающее и контрольное тестирование [3]. Банк вопросов можно многократно использовать в различных тестах и в различное время. Moodle предоставляет два способа его наполнения: ручной и автоматизированный. Если ручной способ наполнения довольно прост и знаком каждому преподавателю, который когда-либо сталкивался с тестированием в данной системе, то автоматизированный, к сожалению, в настоящее время мало кто изучил, и тем более, практически использует. Этот способ более сложный, поскольку требует не только некоторых технических навыков со стороны преподавателя, но и применения стороннего ПО для быстрой конвертации вопросов в необходимый формат. Данный способ предполагает подготовку тестовых заданий в любом текстовом редакторе, поддерживающем кодировку UTF-8, будь то Microsoft Word или Notepad (Блокнот), а затем импортирование в один из понятных системой форматов.

При наполнении банка вопросов большим количеством тестовых заданий предпочтительнее автоматизированный способ, поскольку создание вопросов в форме текстового редактора существенно проще рутинного заполнения обязательных полей веб-страницы установленной формы ручного ввода. Особенно это касается технических дисциплин, материалы которых содержат большое количество различных скриншотов и формул.

В зависимости от используемой версии состав предложенных системой форматов импорта может варьироваться в разном количестве. В ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН» используется профессиональная версия «СДО Русский Moodle 3KL», разработанная компанией ООО «Открытые Технологии», официальным сертифицированным партнёром Moodle на территории Российской Федерации и стран СНГ. По умолчанию данная версия предлагает различные форматы для импорта тестовых заданий: вложенные ответы (Cloze); «Пропущенное слово»; Aiken; Blackboard; Examview; GIFT; Moodle XML [6]; WebCT; Hot Potatoes XML format.

Среди представленных форматов для автоматизированного импорта тестовых заданий была проведена сравнительная характеристика (такие форматы как: Blackboard, Examview, WebCT, Hot Potatoes XML format в данном сравнении не участвовали, поскольку разработка тестовых заданий в

таких форматах проводится в специализированном программном обеспечении.). Проанализировав функциональные возможности модуля онлайн-тестирования, были выявлены наиболее значимые критерии сравнения:

• количество поддерживаемых типов тестовых заданий;

• поддержка импорта изображений;

• возможность поддержки дополнительных опций настройки.

Результаты сравнения представлены в табл. 1. Анализируя представленные данные, можно заметить, что «лидерами» являются такие форматы как GIFT и Moodle XML, поскольку они обладают наиболее расширенным функционалом и в большинстве случаев покрывают возможности остальных рассмотренных форматов. Таким образом, для использования в образовательной среде при наполнении банка вопросов большим количеством тестовых заданий целесообразно переносить вопросы для тестирования в форматы GIFT или Moodle XML.

Таблица 1. Сравнение свободных форматов импорта тестовых заданий

Формат импорта Критерии сравнения Вложенные ответы (Cloze) Формат "Пропущенное слово" Формат Aiken Формат GIFT Формат Moodle XML

Поддержка вопроса типа "Короткий ответ" + + - + +

"Множественный выбор" + + + + +

"Верно / Неверено" - - - + +

"Вычисляемый" + - - + +

"На соответствие" - - - + +

"Пропущенные слова" - + - + +

Поддержка внесения комментарий + - - + +

Поддержка наименования вопроса - - - + +

Выставление весов (оценки) + - - + +

Поддержка обратной связи (отзыва) - - - + +

Поддержка импорта изображений - - - - +

Список литературы

1. Ефромеева Е.В., Левочкина Ю.В. Использование информационных технологий в образовательном процессе ВУЗа // Материали за 8-а международна научна практична конференция, «Динамиката на съвременната наука», 2012. Том 7. Педагогически науки. София. «Бял ГРАД-БГ» ООД. Стр. 43-45.

2. Ефромеева Е.В., Ефромеев Н.М. Мотивация в условиях управления виртуальной организацией // Материали за IX международна научна практична конференция, «Новината за напреднали Наука -2013», Том 5. Икономики. София. «Бял ГРАД-БГ» ООД. Стр. 52-54.

3. Ефромеева Е.В., Казаков И.М. Использование статистических данных обработки результатов теста в электронной образовательной среде МГТУ "СТАНКИН" // Перспективы развития науки и образования сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции, 2017. С. 29-33.

4. Ефромеева Е.В., Юбко А.А. Оценивание закона распределения баллов за тестирование // VIII International Correspondence Scientific Specialized Conference "International Scientific Review Of The Technical Sciences, Mathematics And Computer Science", 2018. С. 23-27.

5. Юбко А.А., Ефромеева Е.В., Жаров В.К. Анализ статистики прохождения теста в электронной образовательной среде Moodle // Уральский научный вестник, 2019. Т. 3. № 2. С. 045-053.

6. Import questions // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.moodle.org/31/en/Import_questions/ (дата обращения: 26.03.2019).

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КЛЕЕНОГО БРУСА ИЗ СРАЩЕННЫХ ЗАГОТОВОК И ТЕХНОЛОГИЯ ЕГО ПРОИЗВОДСТВА Чумак К.Г.1, Чернышев О.Н.2

1 Чумак Ксения Георгиевна — магистр, направление: технологии лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств; 2Чернышев Олег Николаевич — кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой, кафедра механической обработки древесины и производственной безопасности, Уральский государственный лесотехнический университет, г. Екатеринбург

Аннотация: клееный брус - уникальный конструктивный материал, сочетающий в себе такие характеристики, как прочность, экологичность, легкость и эстетика. Данные характеристики достигаются путем особенного технологического процесса, представленного в данной статье. Ключевые слова: клееный брус, особенности, характеристики, технология производства.

Появившийся в начале XX века клееный брус положил начало настоящей технической революции и, благодаря своим отменным характеристикам, отодвинул на задний план существующие традиционные практики и подходы в строительстве. В 1906 году, в трех европейских странах, а именно, в Германии, Франции и Швейцарии, были получены патенты на этот новый революционный материал. Широкое применение клееных деревянных конструкций в строительстве в Европе началось в 1960 году, благодаря интенсивному развитию химической промышленности. Развитие технологий производства клееных деревянных конструкций в России пришлось на 70-е годы ввиду появления новых составов искусственных клеев.

Обладающий исключительными свойствами, клееный брус сочетает в себе прочность, вариативность размеров, разнообразие и оригинальность форм. Будучи простым и эффективным в использовании, он вдохновляет архитекторов и позволяет реализовать самые смелые конструктивные идеи, создавать креативные и высокотехнологичные структуры.

Возможности форм клееных деревянных конструкций безграничны. Сечения балок могут быть прямоугольными, круглыми и даже, в промежуточном варианте, меняться от одного конца к другому (например, переходить от квадратной формы к круглой). Следует отметить, однако, что простые формы клееного бруса являются наиболее экономичными.

В дополнение к разнообразным формам современные технологии производства древесных клееных конструкций позволяют выпускать продукцию значительных размеров. Размеры балок могут достигать 40 м в длину, но известны практики производства балок более длинных размеров (130 м, Франция; 180 м, Северная Америка).

На сегодняшний день клееный брус является не только более технологичным материалом, чем массивная древесина, но и более современным, эстетичным за счет своей структуры. Чаще всего для его производства используются ламели одной породы, что позволяет получать «гомогенную» или «однородную» структуру. Однако, в современной практике встречаются технологии производства клееного бруса из ламелей разных пород. Такой клееной брус состоит из трех частей: однородной центральной части, усиленной с двух сторон ламелями другой породы, имеющими более высокий класс прочности. Такая технология позволяет получить более надежную «смешанную» структуру.

Для производства клееного бруса чаще всего используются такие древесные породы как ель, пихта, сосна, пихта Дугласа и лиственница. В России наиболее используемыми породами являются сосна, лиственница. Реже в российском производстве встречается клееной брус из ели, а клееной брус из дуба или ясеня выполняется только под заказ в связи с высокой стоимостью сырья. В мировой практике, в частности, в Канаде и Америке, для производства применяются кедр и пихта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.