Научная статья на тему 'Форматы для обмена тестовыми заданиями: Aiken и gift'

Форматы для обмена тестовыми заданиями: Aiken и gift Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
609
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И. В. Савиных, Е. А. Журавлева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Форматы для обмена тестовыми заданиями: Aiken и gift»

Информационные технологии в обучении в системе профессионального образования 99

Так, используя только текстовый или графический редактор, нельзя добиться выполнения функции тренажа. Чтобы построить систему, на которой можно выполнить тренаж, необходимы средства, которые могут преобразовать данные согласно некоторого формального описания (алгоритм, метод, модель). Такая технология оперирует данными, преобразуя их с помощью моделей из стандартного набора дисциплины.

Технология следующего уровня будет оперировать самими моделями, с ее помощью можно отработать у обучаемого навыки конструирования. Конструирование предполагает, что среда понимает неканонический, хотя и формальный контекст задачи, манипулируя стандартными моделями. На этом уровне возможно построение виртуального мира учебной дисциплины за счет динамического взаимодействия моделей в процессе изменения структуры мира.

Более сложная технология понимает задачи в свободном контексте, составляя модели сообразно описанию проблемы и используя базу знаний. Такая технология обеспечивает решение задач, находясь в рамках заданной предметной области, и требует, чтобы задачи изначально были решаемыми. При использовании такой технологии в обучении применяются репетиторы, интеллектуальные тренажеры, экспертные системы.

Форматы для обмена тестовыми заданиями: AIKEN и GIFT

И.В. Савиных (savinykh@vvoi.ru), Е.А. Журавлева (stzhuravleva@gmail.com)

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Компьютерное тестирование является наиболее стандартизованным и объективным методом контроля и оценки знаний [1]. В случае его использования в учебном процессе преподаватель получает следующие преимущества:

- освобождение от выполнения рутинных работ;

- использование современных методов оценки знаний;

- оперативность обработки результатов тестирования.

Одним из «узких мест» в процессе подготовки к тестированию является ввод тестовых заданий в систему дистанционного обучения (СДО). Часто преподаватели сначала набирают тесты в текстовом процессоре (редакторе), а затем, используя буфер обмена, копируют вопросы в СДО. На это обычно уходит достаточно много времени. Применение современных форматов обмена тестовыми заданиями позволяет преподавателям существенно сократить время ввода тестов в СДО.

Наиболее распространенными форматами для обмена тестовыми заданиями являются:

• IMS QTI [2]. Международный формат обмена тестовой информацией, разработанный и поддерживаемый организацией IMS Global.

• Moodle XML. Стандарт экспорта и импорта вопросов Moodle в XML формате.

• Aiken [3]. Простой текстовый формат Moodle.

• GIFT [4]. Текстовый формат Moodle.

Форматы IMS QTI и Moodle XML предназначены для обмена тестовыми заданиями между системами дистанционного обучения, а форматы Aiken и GIFT разработаны для облегчения преподавателям записи (в текстовом формате) и ввода тестов в СДО. Данные форматы поддерживаются свободно-распространяемой СДО Moodle [5].

Aiken - это простой формат для записи в текстовом редакторе тестовых вопросов типа «множественный выбор» с единственным правильным ответом. При написании тестов в данном формате необходимо соблюдать следующие правила:

- тестовые вопросы отделяются друг от друга пустыми строками;

- текст вопроса должен быть записан в одной строке;

- каждый ответ должен начинаться с одной буквы-символа, после которой ставится точка «.» или скобка «)», далее символ пробел;

- строка с указанием варианта правильного ответа начинается со слова ANSWER с двоеточием, после которого указывается буква, соответствующая варианту правильного ответа.

Пример тестового задания, записанного в формате Aiken:

100

ИТО Марий Эл - 2009

В каком из стандартных каталогов Linux находятся файлы настроек?

A. /dev

B. /lib

C. /etc

D. /usr ANSWER: C

После импорта в СДО этот вопрос выглядит следующим образом: В каком из стандартных каталогов Linux находятся файлы настроек?

Ответ о a dev О b /lib О с. /etc О d /usr

Следует отметить недостатки формата Aiken:

- он позволяет записывать тестовые задания только одного типа;

- количество вариантов ответов ограничено десятью (от A до J);

- в отличие от других форматов не имеет различных опций.

Формат GIFT обладает большими возможностями. В нем предусмотрены: названия вопросов, комментарии и использование процентного оценивания. Формат GIFT поддерживает следующие типы вопросов:

• множественный выбор. Для вопросов этого типа неправильные варианты ответов начинаются со знака тильда «~», правильные - со знака равенства «=«.

Пример рассмотренного выше тестового задания, записанного в формате GIFT: В каком из стандартных каталогов Linux находятся файлы настроек? ~/dev ~ /lib = /etc ~ /usr

• короткий ответ. Ответы в вопросе «короткий ответ» начинаются со знака равенства «=«. Ответы не должны содержать тильду;

• верно/неверно. В вопросе такого типа необходимо указать, верно ли утверждение. Ответ должен быть {TRUE} или {FALSE}, либо сокращенно {T} или {F};

• вопрос на соответствие. Совпадающие пары начинаются со знака «=« и разделяются знаком «->«. Должно быть как минимум три совпадающие пары. Вопросы этого типа не поддерживают процентное оценивание;

• числовой вопрос. Секция ответа в числовом вопросе должна начинаться с символа решетка «#». Ответ может включать погрешность, которая указывается после правильного ответа и отделяется двоеточием.

Текстовый файл, содержащий тестовые задания, должен иметь кодировку UTF-8, или ту, что установлена в СДО по умолчанию.

Из рассмотренных форматов наиболее простым для использования преподавателями является формат Aiken. Нами предложен вариант модернизации этого формата для поддержки наиболее часто используемых типов вопросов: множественный выбор с несколькими правильными ответами и верно/неверно.

Использование форматов Aiken и GIFT для записи тестовых заданий является простым и эффективным способом ускорения процесса подготовки к тестированию.

Литература

1. Организация дистанционного обучения в вузе: теория и практика / Е.И. Горбунова, И.Г. Кревский, М.В. Литвиненко [и др.]; под общей ред. С.Л. Лобачева. - Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2007. - 324 с.

2. IMS Question & Test Interoperability Specification [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.imsglobal.org/question/.

3. Aiken format [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.moodle.org/en/Aiken

4. GIFT format [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.moodle.org/en/GIFT

5. Сайт системы дистанционного обучения Moodle [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://moodle.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.