Научная статья на тему 'Инновационные подходы к обучению на интерактивных моделях'

Инновационные подходы к обучению на интерактивных моделях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О. А. Полякова, О. И. Мухин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы к обучению на интерактивных моделях»

98

ИТО Марий Эл - 2009

А значит, теперь ученик может смело продолжать изучение теоретического материала или решать задачи на собственном компьютере, в домашней обстановке.

Правда для этого необходимо внести некоторые коррективы в методику обучения информатики, где прежде всего учитывались бы творчество, поиск, оригинальность, самостоятельное исследование того или иного вопроса, той или иной проблемы.

Изучая основы любого классического языка программирования высокого уровня, мы воспользовались известным из математики приемом, который (переформулируем) заключается в составлении компьютерной программы несколькими способами.

Особенно живой интерес у школьников и студентов всегда вызывает тема «Программирование циклических алгоритмов», позволяющая не только собственными глазами на экране ПК увидеть результаты «своего изобретения», но и глубоко понять сам цикл, его структуры, осознать сущность цикла как явления.

Обратимся к математическому примеру.

Задача. Найти сумму числового ряда (или числовой последовательности).

Очевидно, что общее решение будем строить по традиционной схеме.

Это - постановка задачи, математическое исследование, алгоритм, блок-схема, программа, тестирование, банк задач (библиотека).

После составления алгоритма и проверки его работоспособности с помощью блок-схемы вводим определение понятия цикла, расшифровываем и объясняем возможные его виды:

• цикл «для» - условие, тело внутри программы, конец цикла;

• цикл «пока» - сначала условие, затем тело цикла, конец цикла;

• цикл «до» - сначала тело цикла, затем условие, конец цикла;

• аналогия цикла «пока» - сначала условие «если», затем тело цикла и оператор «goto»;

• аналогия цикла «до» - сначала тело цикла, затем условие «если» и оператор «goto».

Особое внимание уделяем пониманию «счетчика» и расположению его в программе, а также выводу на экран нужной информации (в том числе и информации с промежуточными переменными).

Далее, один или два алгоритма переводим в программу, тестируем ее и модифицируем остальными циклами.

Если времени на уроке не хватает, то исследования предлагается проложить дома.

В частности, домашняя работа - обычно индивидуальная: каждому обучаемому в виде одной задачи, которую он должен не только решить правильно, используя изученные циклы, но и усовершенствовать, усложнить задачу, проявив смекалку.

Когда подводим итог, то школьники и студенты сами делают выводы о скорости работы программ, о формах их записи, об универсальности цикла, его плюсах и минусах.

Такие уроки детям нравятся. С большим интересом они «включаются» в работу, забывая порой об усталости и окончании занятия.

Кроме того, такая методика изучения циклов помогла нам в дальнейшем с высокой эффективностью познакомиться с более сложными темами, как «Рекурсивные алгоритмы» и «Движение в графике».

Инновационные подходы к обучению на интерактивных моделях

О.А. Полякова (inteltech@inteltech.org), О.И. Мухин (moi@stratum.ac.ru)

Пермский государственный технический университет, г. Пермь

Обучение основывается на использовании интерактивных моделей объектов изучаемой дисциплины с целью решения обучаемыми на них задач, в процессе которого обеспечивается гарантированное формирование умений, отработка навыков и получение знаний.

Модель - это формально исчисляемое представление свойств изучаемого объекта, представленное во всей полноте его возможных проявлений. Модели обладают поведением, взаимодействуют между собой и обучаемым через интерфейс.

Известные компьютерные технологии (редакторы и средства мультимедиа) обеспечивают не более 15% потребности учебного процесса и далеко не всегда эффективны для решения поставленных задач.

Информационные технологии в обучении в системе профессионального образования 99

Так, используя только текстовый или графический редактор, нельзя добиться выполнения функции тренажа. Чтобы построить систему, на которой можно выполнить тренаж, необходимы средства, которые могут преобразовать данные согласно некоторого формального описания (алгоритм, метод, модель). Такая технология оперирует данными, преобразуя их с помощью моделей из стандартного набора дисциплины.

Технология следующего уровня будет оперировать самими моделями, с ее помощью можно отработать у обучаемого навыки конструирования. Конструирование предполагает, что среда понимает неканонический, хотя и формальный контекст задачи, манипулируя стандартными моделями. На этом уровне возможно построение виртуального мира учебной дисциплины за счет динамического взаимодействия моделей в процессе изменения структуры мира.

Более сложная технология понимает задачи в свободном контексте, составляя модели сообразно описанию проблемы и используя базу знаний. Такая технология обеспечивает решение задач, находясь в рамках заданной предметной области, и требует, чтобы задачи изначально были решаемыми. При использовании такой технологии в обучении применяются репетиторы, интеллектуальные тренажеры, экспертные системы.

Форматы для обмена тестовыми заданиями: AIKEN и GIFT

И.В. Савиных (savinykh@vvoi.ru), Е.А. Журавлева (stzhuravleva@gmail.com)

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Компьютерное тестирование является наиболее стандартизованным и объективным методом контроля и оценки знаний [1]. В случае его использования в учебном процессе преподаватель получает следующие преимущества:

- освобождение от выполнения рутинных работ;

- использование современных методов оценки знаний;

- оперативность обработки результатов тестирования.

Одним из «узких мест» в процессе подготовки к тестированию является ввод тестовых заданий в систему дистанционного обучения (СДО). Часто преподаватели сначала набирают тесты в текстовом процессоре (редакторе), а затем, используя буфер обмена, копируют вопросы в СДО. На это обычно уходит достаточно много времени. Применение современных форматов обмена тестовыми заданиями позволяет преподавателям существенно сократить время ввода тестов в СДО.

Наиболее распространенными форматами для обмена тестовыми заданиями являются:

• IMS QTI [2]. Международный формат обмена тестовой информацией, разработанный и поддерживаемый организацией IMS Global.

• Moodle XML. Стандарт экспорта и импорта вопросов Moodle в XML формате.

• Aiken [3]. Простой текстовый формат Moodle.

• GIFT [4]. Текстовый формат Moodle.

Форматы IMS QTI и Moodle XML предназначены для обмена тестовыми заданиями между системами дистанционного обучения, а форматы Aiken и GIFT разработаны для облегчения преподавателям записи (в текстовом формате) и ввода тестов в СДО. Данные форматы поддерживаются свободно-распространяемой СДО Moodle [5].

Aiken - это простой формат для записи в текстовом редакторе тестовых вопросов типа «множественный выбор» с единственным правильным ответом. При написании тестов в данном формате необходимо соблюдать следующие правила:

- тестовые вопросы отделяются друг от друга пустыми строками;

- текст вопроса должен быть записан в одной строке;

- каждый ответ должен начинаться с одной буквы-символа, после которой ставится точка «.» или скобка «)», далее символ пробел;

- строка с указанием варианта правильного ответа начинается со слова ANSWER с двоеточием, после которого указывается буква, соответствующая варианту правильного ответа.

Пример тестового задания, записанного в формате Aiken:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.